УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ
Н.Ю. Чаусов, канд. экон. наук, доцент К.С. Куманцова, студент
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOI:10.24412/2411-0450-2021-7-160-167
Аннотация. В данной статье рассматриваются некоторые проблемы управления персоналом в дошкольных образовательных учреждениях для их решения системой государственного и муниципального управления Калужской области. Более детальные исследования управления персоналом проведены в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) «Детский сад «Колокольчик», г. Медынь Медынского района. Впервые в калужском регионе исследованы ключевые функции управления персоналом в дошкольных образовательных учреждениях, выявлены некоторые проблемы их реализации. Практическая значимость статьи заключается в том, что решение этих проблем системой государственного и муниципального управления даст возможность достичь целей, поставленных перед системой дошкольного образования.
Ключевые слова: управление персоналом, менеджмент; дошкольные образовательные учреждения.
Современное дошкольное образование сегодня это часть общей системы образования, в которую в 2012 году ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. было включено как первый уровень образования. Основой этому стали многочисленные научные исследования и результаты практической деятельности, определяющие всю важность и ценность дошкольного периода. В современной России к дошкольному образованию предъявляются высокие требования и запрос к услугам дошкольного образования со стороны социума высок. Соответственно дошкольные образовательные учреждения имеют огромное социальное значение и, в связи с этим, наиболее актуальная тема - качественное предоставление услуги дошкольного образования, включающее в себя оказание воспитательных, образовательных услуг, а также развитие, присмотр, уход и оздоровление. Качество образования определяется рядом параметров, факторов, показателей, удовлетворяющих запросы всех участников образовательного процесса: воспитанников, их родителей (законных представителей), персонала. Именно профессиональные навыки и наличие профессиональных компетенций персонала в большей степени
определяет уровень качества предоставления услуги дошкольного образования и эффективность управления персоналом обеспечивает высокий результат в этом направлении. Современные управленцы в целях эффективного управления персоналом дошкольного предлагают к распространению опыт социального подхода к управлению персоналом и определяют его методом совершенствования управления. Содержательная сущность социального подхода к управлению заключается во внутренней заинтересованности и мотивации каждого человека в оказании качественной услуги дошкольного образования. В связи с этим необходимо иметь систему и стратегию управления персоналом, а также разработать критерии оценки работы сотрудников, которые могут выражаться в различных, в том числе и материальных эквивалентах через стимулирующие выплаты. Целью исследования явилось выявление проблем управления персоналом в дошкольных образовательных учреждениях для их решения системой государственного и муниципального управления Калужской области. Более детальные исследования управления персоналом проведены в Муниципальном казенном дошкольном образовательном
учреждении (ДОУ) «Детский сад «Колокольчик», г. Медынь Медынского района.
Исследования показали, что в Калужской области развитие дошкольного образования является одной из приоритетных направлений социального развития [1] и
фактором качества жизни населения в целях устойчивого развития региона [2]. В регионе создана многофункциональная сеть образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования (табл. 1).
Таблица 1. Образовательные организации, реализующие программы дошкольного об-
Наименование 2018 год 2019 год 2020 год
Кол- во % Кол-во % Кол-во %
1. Дошкольные образовательные учреждения. 230 66,1 230 66,9 231 67,5
- муниципальные и государственные ДОУ; 218 94,8 218 94,8 218 94,4
- частные детские сады и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на ведение образовательной деятельности по программам дошкольного образования. 12 5,2 12 5,2 13 5,6
2. Общеобразовательные организации с дошкольными группами 118 33,9 114 33,1 111 32,5
Всего: 348 100 344 100 342 100
Из таблицы видно, что среди образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования в анализируемом периоде значительную часть занимают муниципальные и государствен-
ные ДОУ (2020 г. - 94,4%).
Примем во внимание уровень доступности ДО и количество людей, получающих ДО.
60000 49799 51549 51938
42601 44194 _ 44543
40000
20000
4ZÖU1 I fti^t -T-TJ-TJ
Д719^ И7355 В/395
2018
2019
2020
I Всего (в возрасте от 1 года до 7 лет)
I В возрасте от 1 года до 3 лет
I В возрасте от 3 до 7 лет
Рис. 1. Численность воспитанников, охваченных ДО, чел. (по состоянию на 1 января отчетного года)
В 2020 году число учащихся в образовательных учреждениях дошкольного образования выросла на 2 139 человек по сравнению с 2018 годом. Из проведенного анализа можно сделать вывод, что динамика ДОУ имеет тенденцию роста, что действительно хорошо сказывается на социально-экономическом состоянии Калужской области. В 2020 году, в 21 из 24 муниципальных образований Калужской области отсутствует очередь в детские сады для детей до 3 лет.
Анализ показал, что системы управления образовательной организацией дошкольных образовательных в различных учреждениях во многом схожи между собой. Построение системы управления определяется нормативными актами орга-
нов управления образованием, Уставом конкретного ДОУ и договорами, заключаемыми между ДОУ и родителями детей или их законными представителями. Общее руководство ДОУ осуществляется педагогическими советами. К компетенции советов относятся, прежде всего, определение приоритетных направлений в образовательной деятельности, развитие материально-технической базы, вопросы стимулирования оплаты труда и выдвижения кандидатур для взысканий и поощрений, создание здоровых санитарных условий образовательного процесса и социальная поддержка членов коллективов этих учреждений. Структура управления учреждением - трёхступенчатая. Руководит деятельностью учреждения заведующий дет-
ским садом [3]. ский сад «Колокольчик» в 2020 году рабо-
В муниципальном казенном дошколь- тало 22 человека, которые замещали 24,5 ном образовательном учреждении «Дет- должностные штатные единицы (табл. 2).
Таблица 2. Состав штатных единиц ДОУ «Детский сад «Колокольчик»
№ Наименование должности Кол - во единиц
1 Заведующий 1
2 Заведующий хозяйством 1
3 Воспитатель 8
4 Старший воспитатель 0,5
5 Инструктор по физической культуре 0,5
б Музыкальный руководитель 1
7 Помощник воспитателя 4
8 Кухонный рабочий 1
9 Повар 2
10 Сторож 2
11 Машинист по стирке и ремонту спецодежды (белья) 1,5
12 Слесарь-электрик 0,5
13 Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий 0,5
14 Уборщик служебных помещений 0,5
15 Дворник 0,5
Итого: 24,5
Оптимизация трудовых функций позволила совместить должности Кухонного рабочего и уборщика служебных помещений, где нагрузка составила 1,5 ставки, Слесаря - электрика и уборщика служебных помещений, где нагрузка составила 1 ставку, 0,5 ставки старшего воспитателя и 1 ставки заведующего, где нагрузка составила 1,5 ставки. Таким образом, распределение дополнительной нагрузки обеспечило эффективное замещение вакантных должностей и обеспечение реализации управления организацией.
Деятельность детского сада осуществляется, в целом, в соответствии с планом работы на учебный год. В нем руководитель определяет целевые ориентиры, в которых уделяется внимание вопросам эффективного управления:
- организация эффективного процесса обеспечения качества дошкольного образования;
- обеспечение функционирования ДОУ в режиме комфортных условий с высокими эстетическими и санитарно-гигиеническими результатами;
- подготовка сметной документации и ремонт помещений;
- повышение уровня квалификации воспитателей в рамках аттестации на первую и высшую квалификационную категорию.
Управление персоналом является одной
из функциональных сфер системы управления ДОУ. Согласно принципу организационной полноты [4, с. 68], ДОУ реализует весь набор функций управления персоналом по всем основным направлениям работы с персоналом: занятость; обучение персонала; оплата труда; гармонизация трудовых отношений; обеспечение благосостояния персонала [4, с. 341-342].
Наблюдения и анализ научной литературы [5] свидетельствуют, что основу кадровой работы в ДОУ в настоящее время составляет документационное сопровождение деятельности работников и построение системы оплаты труда. Основными инструментами управления персоналом здесь выступают образец трудового договора с ключевыми показателями эффективности деятельности и методикой их измерения, а также должностная инструкция воспитателя. Вместе с тем, как правило, в ДОУ отсутствует регламентирующая документация по другим ключевым направлениям управления персоналом: адаптации, социальному партнерству, профессиональному развитию, организации рабочих мест и других.
Вместе с тем, в ДОУ ведется достаточно серьезная работа по организации рабочих мест и созданию комфортных условий для труда работников. Так, в МКДОУ «Детский сад «Колокольчик» На протяже-
нии всего периода времени с 2015по 2020 год ежегодно проводились ремонтные работы, приобретение необходимой мебели, игрового оборудования, учебно-методических пособий, необходимого электрооборудования, спецодежды и всего того, что формирует эстетику и комфорт учреждения, создает психологический настрой и обеспечивает благоприятный микроклимат в коллективе. Не смотря на
сложные социально-экономические условия в 2020 г., связанные с пандемией, был не только продолжен процесс создания комфортных условий для всех участников образовательного процесса (проведен ремонт, приобретена бытовая электротехника, заменены светильники на светодиодные и более яркие источники освещения), но и увеличены темпы роста затрат на эти мероприятия (рис. 2).
Суммазатратвтыс. руб
Рис. 2. Затраты МКДОУ «Детский сад «Колокольчик» на ремонт и приобретение оборудования
Одно из главных условий эффективности управления персоналом - механизм личной заинтересованности, это те «экономические причины, регулирующие человеческое поведение» (по Э. Мэйо). Основой оценки и мотивации стал ряд документов, основной из которых Положение о стимулирующих выплатах. На протяжении нескольких лет оно совершенствовалось и включает в себя целый перечень позиций, позволяющих получить определенное материальное вознаграждение. Положение ежегодно рассматривается на общем собрании трудового коллектива, принимает-
ся коллегиально и размещается на сайте образовательной организации, где, ознакомившись с ним, каждый имеет возможность стремиться к выполнению тех или иных задач, направленных на качество образования, и создает материальную заинтересованность в трудовых действиях каждого. По результатам мониторинга заработной платы воспитателя, прослеживается ежегодный рост (рис. 3). По итогам 2020 года средняя заработная плата воспитателя составила 34 тыс. руб., что на 2 тыс. руб. больше средней заработной платы воспитателя по Калужской области.
Рис. 3. Динамика заработной платы воспитателя МКДОУ «Детский сад «Колокольчик»
Анализ текучести персонала в МКДОУ «Детский сад «Колокольчик» показывает, что если в 2015 году количество увольнений составило 18% от общего числа коллектива, то в 2020 - 4%, что на 14 пп. меньше. Это, в том числе является свидетельством повышения эффективности
управленческих действий, с одной стороны, с другой - о наличии проблем при найме и адаптации персонала, что отражается как эффективности педагогической работы, так и на эффективности управления в целом [6].
Рис. 4. Динамика увольнений персонала в МКДОУ «Детский сад «Колокольчик»
Большое внимание в Калужской области уделяется кадрам ДОУ, повышению компетентности педагогических кадров в системе ДО и повышению качества их работы. Так, в 2018-2020 гг. проводилась работа по повышению квалификации педагогов для работы по ФГОС ДО. ГАОУ ДПО «КГИРО» планомерно проводил работу по повышению профессиональных компетенции педагогического и управленческого персонала путем организации курсов повышения квалификации. В соответствии с этим в Калужской области за отчетный период освоили программы ДПО в целях приобретения новых компетенций,
необходимых для качественного выполнения ФГОС ДО 1818 педагогов.
Активную работу по поддержке повышения квалификации педагогов проводит региональное профессиональное сообщество «Ассоциация педагогов ДОУ Калужской области». Главная задача сообщества - обобщение и распространение передового педагогического опыта через различные образовательные мероприятия. Динамика эффективности обучения и повышения квалификации руководящих и педагогических работников ДОУ (в процентах от общего числа работников) представлена на рисунке 5.
Условные обозначения:
1 - доля управленческих и педагогических кадров, эффективно использующих современные образовательные технологии;
2 - доля систем ДО в региональном обучении, охваченных процессами профессиональной переподготовки и повышения квалифика-
ции
3 - доля педагогов, прошедших обучение по новым моделям профессионального развития и имевших возможность выбирать программы обучения, в общей количестве учителей
Рис. 5. Результаты обучения и повышения квалификации руководящих и педагогических
работников ДОУ
В соответствии с трудовым законодательством охрана труда является приоритетной деятельностью, что подтверждается представленными на сайтах ДОО документами о регулярной и своевременной
специальной оценке условий труда, наличием инструкций, обеспечивающих безопасность. По итогам спецоценки в МКДОУ «Детский сад «Колокольчик» в 2020 году не было выявлено рабочих мест
с вредными условиями труда, тогда как в 2015 году при оценке этих же рабочих мест были выявлены вредные условия труда у музыкального руководителя из-за низкого уровня освещенности. Пандемия короновируса внесла свои коррективы к требованиям безопасности на рабочих местах [7], которые были повсеместно выполнены.
Первостепенным для системы образования является эмоциональный комфорт персонала и создание для этого благоприятного социально-психологического микроклимата в дошкольных образовательных учреждениях. Это является одним из главных условий повышения эффективности производительности труда, вследствие которого обеспечивается высокий уровень удовлетворенности сотрудников своим собственным трудом и окружающим их коллективом. Если руководитель заинтересован в повышении эффективности управленческой деятельности, необходимо уделять этому вопросу большое внимание.
Можно выделить несколько факторов, которые влияют на социально-психологический климат в коллективе таких дошкольных образовательных учреждений, с учетом специфики труда и взаимоотношений. Это могут быть как внешние факторы, где имеет значение и общеполитическая ситуация в стране, в мире, определенные социальные и экономические условия конкретного населенного пункта, района, области, так и внутренние
з-
2,5-1 2-1" 1,5-1
0,5-'" 0 —
На диаграмме представлены данные, демонстрирующие высокий уровень потребности в местах именно в детский сад «Колокольчик». По данным социологического опроса детский сад «Колокольчик»
факторы, к которым относится непосредственно структура организации, ее размер, количество членов коллектива, наличие или отсутствие конфликтных противоречий, создание условий для партнерского, профессионального, дружеского взаимодействия и т.д. Немаловажно вовлечение сотрудников в общую деятельность и создание условий для заинтересованности в результатах труда. В данном случае одним из социальных факторов является соблюдение условий охраны труда, где обеспечивается все необходимое для комфортных и здоровых условий трудовой деятельности: соблюдение временной и педагогической нагрузки, соблюдение графика труда и графика отдыха, обеспечение компенсационных выплат, проведение специальной оценки условий труда и устранение выявленных в ее ходе нарушений.
Благоприятный психологический климат учреждения является одним из основных комплексных факторов, формирующих и имидж ДОУ. При этом, как благоприятный психологический климат, так и имидж ДОУ в глазах населения в значительной степени определяются системой социальной ответственности учреждения [8]. Оценка имиджа учреждения проводилась на основе востребованности мест в детский сад по сравнению с другими учреждениями. С учетом темпов рождаемости прослеживался следующий спрос в ДОУ (рис. 6).
□ 2015 г
□ 2016 г
□ 2017 г
□ 2018 г ■ 2019 г
□ 2020 г
востребован в социуме из-за высокого уровня профессионализма именно коллектива и педагогического состава. По результатам независимой оценки качества, проводимой в 2019 году, Детский сад «Ко-
Рис. 6. Спрос в ДОУ г. Медынь
локольчик» вошел в «красную» группу и рациональное разделение функций по получил оценку «отлично», тогда как управлению персоналом, в том числе с «Солнышко» и «Пчелка» оказались внизу муниципальными органами недостаточ-рейтинговой таблицы с результатом удо- ный уровень компетентности руководства влетворительно. ДОУ по вопросам менеджмента в целом и
В целом, изучение научной литературы управления персоналом в частности в силу по управлению и анализ практического наличия у них, как правило, педагогиче-материала позволили выявить следующие ского образования. Это ведет к снижению проблемы в управлении персоналом в до- эффективности использования человече-школьных образовательных учреждениях: ских ресурсов. В Калужской области в си-отсутствие комплексной работы с персо- стеме государственного и муниципального налом, документированной кадровой по- управления сформирован высококвалифи-литики; недостатки регламентации дея- цированный административно-
тельности системы управления персона- управленческий персонал [9], способный лом; упущения в реализации отдельных решить поставленные проблемы, что даст функций управления персоналом, прежде возможность достичь целей, поставленных всего по найму и адаптации персонала; не- перед системой дошкольного образования.
Библиографический список
1. Терехова Д.Ю. Особенности социального развития Калужской области / Д.Ю. Терехова, А.А. Мигел // Наука и современность: Международная научно-практическая конференция, Уфа, 05 июня 2015 года. - Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2015. - С. 121-123.
2. Гагарина С.Н. Экономико-статистическая оценка как инструмент управления качеством жизни населения в целях устойчивого развития региона / С.Н. Гагарина, Н.Ю. Чаусов // Вестник университета. - 2016. - №12. - С. 5-11.
3. Переловская О. А. Управление образовательной организацией (ДОУ) // Colloquium-journal. - 2020. - №10-5 (62). - С. 75-76.
4. Менеджмент: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Финансы и кредит" / Н.Ю. Чаусов, О.А. Калугин, Л.А. Чаусова [и др.]. - Калуга: Калужский центр делового образования, 2008. - 440 с.
5. Полторацкая И.В. Управление персоналом ДОУ в новых социально-экономических условиях / И.В. Полторацкая, М.Н. Эйдемиллер // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. - 2019. -№4 (46). - С. 73-76.
6. Чаусова Л. А. Текучесть персонала и ее экономическая оценка / Л.А. Чаусова, Я.Э. Овчаренко, Л.В. Волкова // Экономика и предпринимательство. - 2017. - №2-2(79). -С. 637-641.
7. Кучерова А.А. Особенности управления персоналом в условиях пандемии COVID-19 / А.А. Кучерова, Т.Н. Субботина // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2020. - №122 (70). - С. 75-78.
8. Чаусова Л. А. Корпоративная социальная ответственность как фактор конкурентной среды организации // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского, Калуга, 17 февраля 2015 года / Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского. - Калуга: Издательство Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского, 2015. - С. 196-200.
9. Факторы инвестиционной привлекательности Калужской области / Л.А. Чаусова, Н.Ю. Чаусов, Ю.А. Чуйкина, Е. С. Назарова // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. - 2019. - №4 (60). - С. 3.
PERSONNEL MANAGEMENT IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS
N.Y. Chausov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor K.S. Kumantsova, Student
Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)
Abstract. This article discusses some problems of personnel management in preschool educational institutions for their solution by the system of state and municipal administration of the Kaluga region. More detailed studies of personnel management were conducted in the Municipal State Preschool Educational Institution "Kindergarten " Kolokolchik", Medyn, Medyn district. For the first time in the Kaluga region, the key functions of personnel management in preschool educational institutions were studied, some problems of their implementation were identified. The practical significance of the article lies in the fact that the solution of these problems by the system of state and municipal administration will make it possible to achieve the goals set for the system of preschool education.
Keywords: personnel management, management, preschool educational institutions.