С.Н. Сорокоумова, Е.В. Белоногов, Л.В. Корнилов
Развитие профессионально значимых личностных качеств у будущих психологов службы специального реагирования
Предлагается авторская психологическая структура мотивационных профессионально-личностных основ будущих психологов специального реагирования. Подчеркивается специфика вузовского обучения студентов, ориентированная на особое гуманистическое построение образовательного процесса, способствующая самоактуализации и профессиональной самореализации личности будущих психологов.
Ключевые слова: профессиональная подготовка психологов службы специального реагирования, профессионально значимые личностные качества психологов, профессиональная компетентность психологов, экстремальные условия деятельности, психолог службы специального реагирования.
В связи с проблемой специфики развития профессионально важных качеств в высшей школе у будущих психологов службы специального реагирования, прежде всего, представляет особый интерес изучение понятий «экстремальные ситуации» и «психологическая служба». Это необходимо для выработки концептуальной основы нашего исследования и для разработки содержательных психологических характеристик профессионально значимых личностных качеств у будущих психологов службы специального реагирования, а также критериев, уровней и психологических условий их продуктивного развития в вузовский период подготовки.
Профессиональная компетентность будущих психологов службы специального реагирования предполагает деятельность специалиста по оказанию помощи в чрезвычайных ситуациях, т.е. в условиях особой сложной экстремальной деятельности.
Экстремальные условия деятельности применительно для психолога более актуализировались в связи с деятельностью Национального антитеррористического комитета, который главной своей задачей ставит борьбу с терроризмом. Эта деятельность включает совокупность силовых ведомств и специальных служб по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта. Работа
s g ¡s психолога предполагает взаимодействие с разными специалистами 111 (военнослужащими, пожарными, сотрудниками правоохранительных 1Ц- органов, специалистами службы безопасности и т.д.) Специфические JJ_ условия деятельности указанных профессий изначально предполагают ^ & работу в сложных чрезвычайных условиях. Экстремальные условия напрямую коррелируют со стрессогенными факторами, повышенной опасностью и риском для жизни.
Проблеме профессиональной деятельности специалистов в экстремальных условиях посвящены работы зарубежных и отечественных исследователей, в них изучается система особых профессиональных действий (Д. Аткинсон, А.Г. Базанов, А.В. Барабанщиков, А.В. Булгаков, Ю.М. Забродин, В.Г. Зазыкин, А.Г. Караяни, Л.А. Китаев-Смык, В.И. Лебедев, М.Ш. Магомед-Эминов, В.Л. Марищук, Л.Г. Маклаков, В.Ю. Новожилов, С.Н. Сорокоумова, И.В. Сыромятников, Я. Рейковский и др.), раскрываются общие закономерности работы психологической службы, ее осуществления на различных этапах профессионального становления специалиста.
Необходимо подчеркнуть, что «на психологическую службу специального реагирования возложены две основные задачи. Первая, традиционная для силовых ведомств - задача психологического сопровождения деятельности личного состава: спасателей, пожарных, врачей, летчиков и других специалистов. Это профессиональный отбор, психологическая подготовка, коррекция и восстановление психического здоровья, решение проблем, возникающих в связи с выполнением профессиональных обязанностей. Вторая задача уникальна - оказание первой психологической помощи при чрезвычайных ситуациях.
Оказание экстренной психологической помощи пострадавшим в экстремальных и чрезвычайных ситуациях является одним из важнейших направлений работы. Эта работа предполагает проведение комплекса мероприятий по стабилизации социально-психологической обстановки в зоне чрезвычайной ситуации, оказание экстренной психологической помощи пострадавшим, профилактику возникновения негативных психологических последствий у пострадавших и специалистов.
В рамках сопровождения деятельности сотрудников психологи ведут ежедневную работу по следующим направлениям: психодиагностическое; психологическая подготовка и профилактика; реабилитация и консультирование (психологическая составляющая реабилитационных мероприятий)» [4].
При изучении психологической подготовки к деятельности в экстремальных ситуациях военнослужащих (танкистов, десантников,
ракетчиков, летчиков, пограничников, моряков-подводников), сотрудни- к ков МВД, силовых ведомств особое предпочтение авторы отдавали таким | о профессионально-личностным качествам, как активность, смелость, | § храбрость, мужество, самопожертвование, преданность общественному с ^ и воинскому долгу (Н.В. Андреев, А.Я. Анцупов, А.В. Барабанщиков,
A.В. Булгаков, К.И. Вайсеро, М.С. Васенко, Ф.Е. Василюк, В.И. Варваров, Л.И. Волков, В.П. Вахов, А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, В.Г. Зазыкин, Ю.П. Зуев, А.Д. Индюченко, В.К. Коломеец, К.Э, Комаров, А.Г. Караяни, П.А. Корчемного, В.Я. Кикоть, Ю.В. Назаренко, В.Ю. Новожилов,
B.А. Пономаренко, А.Ц. Пуни, А.М. Столяренко, И.В. Сыромятников, В.В. Сысоев, Н.Ф. Феденко, Г.Е. Шумков, В.Т. Юсова, С.К. Шойгу и др.).
Отечественные исследователи обозначили круг профессиональных компетенций психолога специального реагирования в чрезвычайных ситуациях деятельности (А.Я. Анцупов, К.И. Вайсеро, Г.А. Волковицкий, А.Г. Караяни, В.М. Коровин, А.М. Никифоров, С.Р. Одинцов, И.В. Сыромятников, А.А. Трусь, А.А. Тыртышный, Ю.С. Шойгу).
Мы предполагаем, что профессиональная подготовка в вузе является периодом интенсивного становления у будущих специалистов ценностно-смысловой сферы, укрепления процесса личностного и профессионального самоопределения, поиска собственной значимости, путей самореализации и определения своего места в избранной профессии.
Т.А. Киселева, исследуя продуктивные условия развития профессионально важных качеств психологов, приводит специфические особенности воинской деятельности и требования, предъявляемые к личности военного педагога-психолога, которые выражаются в следующих профессиональных и специальных, а также личностных компетенциях: «организованность, структурность, единоначалие и четкая иерархичность, нормированность, законодательная регламентированность быта и профессиональных взаимоотношений, вынужденность общения и проживания, краткосрочность отнесения к данной субкультуре для значительной части ее представителей (военнослужащих по призыву), единообразие, отрицательное отношение к иному, преимущество авторитарного стиля общения, представители субкультуры должны быть готовы расстаться с жизнью в любой момент, подавление личных интересов, частое игнорирование биологических потребностей, сложность и напряженность воинского труда, высокая потребность в наличии высших идей, ценностей, обращенность к прошлому, историческому опыту» [3].
Автор выделяет профессионально значимые качества, необходимые для успешной деятельности военного педагога-психолога в направлении «по вертикали (субъект-объектные качества: дисциплинированность,
s g ss исполнительность, требовательность, субординированность, регламен-о|| тированность действий воинским Уставом и т.д.). В направлении ¡¡J- по горизонтали (субъект-субъектные качества: эмпатия, рефлексия, Ц. коммуникативность, эмоционально-волевая стабильность)» [3]. Все ^ & данные профессионально значимые качества станут в дальнейшем предметом нашего психологического изучения.
A.M. Столяренко в своем исследовании приводит обобщенный перечень профессионально важных качеств психолога органов внутренних дел, выделяя среди них «высокую профессиональную мотивацию, высокий общекультурный уровень, развитую психологическую чувствительность, общительность, доброжелательность в отношениях с людьми, профессиональную самостоятельность, самокритичность, способность к профессиональному саморазвитию специалиста» [5].
С.П. Иванова наряду с обычными профессионально важными качествами психолога, включает и специальные профессионально важные компетенции, адекватные особенностям его профессиональной деятельности с учетом специфики системы по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, в частности: «оптимальная работоспособность в чрезвычайных ситуациях, способность к многовариантным быстрым действиям, адекватным экстремальным условиям» [2].
Анализируя современные психологические исследования, важно учитывать специфические особенности профессионально значимых личностных качеств у будущих психологов службы специального реагирования. На наш взгляд, формирование профессионального облика личности будущего специалиста и системы его профессионально важных качеств представляет собой сложный и многосторонний процесс развития и реализации: мотивационных профессионально-личностных основ поведения и деятельности, коммуникативной сферы личности и рефлексивно-ценностной структуры личности.
По результатам эмпирического исследования мы разработали психологическую структуру мотивационных профессионально-личностных основ будущих психологов специального реагирования, которая включает в себя следующие профессионально-значимые особенности.
Социальная мотивация, сущность которой заключается в наличии потребности в позитивном взаимодействии с окружающими людьми; социально-психологические установки, включающие в себя систему ориентаций личности: на процесс, на результат, на альтруизм, на эгоизм и власть, на свободу и на труд.
Качества коммуникативной сферы личности, включающие в себя к эмпатию, коммуникативную толерантность, коммуникативные уста- | о новки в общении и особенности отношения к другим людям: принятие | § других, отношения враждебности, доброжелательность и доверие, с ^ манипулятивное отношение.
Профессионально-значимые качества рефлексивно-ценностной структуры личности будущего специалиста, включающие в себя самоотношение личности, особенности самооценки и уровня уверенности в себе, смысложизненные ориентации.
Процесс вузовского обучения будущего психолога, ориентированный на развитие глубоко личностного подхода к своей профессиональной подготовке и будущей профессиональной деятельности, должен включать в себя: содержательные учебные занятия (лекции и тренинговые занятия) по оптимизации профессионально важных качеств личности, отношение к обучению, к профессии, к общению, на развитие желания осмыслить смысложизненные и ценностные ориентации, изменить основу своих профессиональных целей и смыслов; специальный комплексный самоанализ и рефлексия собственных исходных и конечных особенностей развития профессионально важных качеств по трем блокам (мотивационно-му, коммуникативному и рефлексивно-ценностному).
Конкретные психологические характеристики каждого блока определены нами как наиболее существенные для профессиональной деятельности психолога данного профиля.
Для реализации этой задачи мы «погружали» студентов в будущую профессиональную деятельность и разработали систему тренинговых занятий и деловых игр, т.е. «последовательно смоделировали предметное и социальное содержание их будущей профессиональной деятельности» [1].
Формирование профессионально важных качеств у будущего психолога основано на особом гуманистическом построении образовательного процесса с тем, чтобы он способствовал самоактуализации и профессиональной самореализации личности и ориентировал ее на высшие ценности, формировал в ней высокую профессиональную и личностную значимость.
о. Ф Ф о
Библиографический список
1. Вербицкий А.А. Проблемные точки реализации компетентностного подхода // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2012. № 2. С. 52-60.
2. Иванова С.П. Концепция и организационно-методическое обеспечение профессиональной подготовки психологов МЧС России: Дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2011.
3. Киселева Т.А. Психолого-педагогические условия развития профессионально-значимых качеств военных педагогов-психологов: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2009.
4. Сорокоумова С.Н., Поцепина И.Ю. Исследование профессионально-важных качеств у будущих психологов системы МЧС России // Инициативы XXI века. 2013. № 3. С. 79-82.
5. Столяренко A.M. Психологическая системология: теория, исследования, практика: Монография. М., 2011.
Н.В. Ушкова
Обучение бакалавров на творческих факультетах на основе интеграции художественно-графических и компьютерных навыков в едином тематическом задании «информационное сообщение»
По мнению автора, уменьшение лекций и увеличение объемов практических заданий в определенной степени дробит целостность образовательного процесса на творческих факультетах. Предлагаемая форма бинарной методики будет вовлекать студентов-бакалавров в реализацию информационного проекта о коллективных достижениях в едином сетевом контенте.
Ключевые слова: комбинированная методика подготовки бакалавров на творческих факультетах, сбалансированное обучение бакалавров на творческой кафедре, квалификационный навык бакалавра творческого факультета, креативный компонент обучения на творческой кафедре.