Научная статья на тему 'Анализ и перспективы изучения деятельности психолога МЧС'

Анализ и перспективы изучения деятельности психолога МЧС Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
207
25
Поделиться
Ключевые слова
ПСИХОЛОГ МЧС / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / EMERGENCY / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / EXTREME CONDITIONS / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ ПСИХОЛОГА / PERSONAL READINESS PSYCHOLOGIST / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / WORKING EFFICIENCY / ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / PREVENTION OF BURNOUT / EMERCOM PSYCHOLOGIST

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Марчук Наталья Юрьевна, Карапетян Лариса Владимировна

Деятельность психолога МЧС России обладает исключительными особенностями, так как он реализует психологическую помощь в чрезвычайной ситуации, обеспечивая оптимальное психическое состояние ее участников, очевидцев и ликвидаторов последствий. Работа психолога МЧС отличается по своей сути от родственных профессий: психологов иных профилей (в том числе, силовых структур), а также специалистов других категорий личного состава МЧС (спасателей, пожарных), что определяет необходимость иного подхода к организации психологической службы МЧС. Однако эта деятельность пока еще мало изучена в связи с тем, что психологическая служба МЧС начала свое развитие сравнительно недавно. Целью данной статьи является привлечение внимания научного сообщества к важной, малоизученной проблеме изучения деятельности психолога МЧС. Работы исследователей, изучающих деятельность психолога МЧС, сосредоточены преимущественно на описании психологического обеспечения работы спасателей и пожарных. Тогда как субъекту, осуществляющему эту деятельность в условиях стресса, неопределенности, ограниченных временных и материальных ресурсов, уделяется недостаточно внимания. В результате анализа и обобщения множества исследований авторы данной работы выделяют основные положения и перспективы изучения деятельности психолога МЧС, которые рассмотрены в статье с позиции различных психологических подходов: деятельностного, экзистециально-гуманистического, системного и субъектного.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Марчук Наталья Юрьевна, Карапетян Лариса Владимировна,

ANALYSIS AND PROSPECTS OF STUDY OF ACTIVITY EMERCOM PSYCHOLOGIST

The activity of an EMERCOM of Russia psychologist has unique features associated with the fact that they provide psychological help in emergency situations, ensuring optimal mental state of participants, witnesses and liquidators. An EMERCOM psychologist’s work differs in nature from related professions: psychologists, other profiles (including law enforcement agencies), as well as professionals of other categories of personnel of EMERCOM (rescuers, firefighters). These features determine the need for a different approach to the organization of the psychological service of EMERCOM. However, this activity is still poorly understood due to the fact that the psychological service of EMERCOM was formed relatively recently. The purpose of this article is to draw the scientific community's attention to an important little-studied problem of the research of the activity of an EMERCOM psychologist. The focus of the researchers studying the work of the EMERCOM psychologists is primarily on describing the psychological support of the work and rescuers firefighters. There is not sufficient attention for a psychologist, who provides this activity under conditions of stress, uncertainty, limited time and material resources. As a result of the analysis and generalization of many studies the authors identify key positions and prospects of studying the activity of an EMERCOM psychologist that are reviewed in the article from the perspective of various psychological approaches: activity, existential humanistic, systemic and subjective.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Анализ и перспективы изучения деятельности психолога МЧС»

Марчук Наталья Юрьевна, Карапетян Лариса Владимировна АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...

УДК 159.944.3

АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА МЧС

© 2017

Марчук Наталья Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной безопасности

Уральский федеральный университет (624019, Россия, Екатеринбург, микрорайон Втузгородок, улица Мира, 19, e-mail: natalia.marchuk@urfu.ru) Карапетян Лариса Владимировна, кандидат психологических наук, доцент Центр экстренной психологической помощи МЧС России (620089, Россия, Екатеринбург, ул. Крестинского, дом 59, e-mail: karapetyanl@mail.ru)

Актуальность. Деятельность психолога МЧС России обладает исключительными особенностями, так как он реализует психологическую помощь в чрезвычайной ситуации, обеспечивая оптимальное психическое состояние ее участников, очевидцев и ликвидаторов последствий. Работа психолога МЧС отличается по своей сути от родственных профессий: психологов иных профилей (в том числе, силовых структур), а также специалистов других категорий личного состава МЧС (спасателей, пожарных), что определяет необходимость иного подхода к организации психологической службы МЧС. Однако эта деятельность пока еще мало изучена в связи с тем, что психологическая служба МЧС начала свое развитие сравнительно недавно. Целью данной статьи является привлечение внимания научного сообщества к важной, малоизученной проблеме изучения деятельности психолога МЧС. Работы исследователей, изучающих деятельность психолога МЧС, сосредоточены преимущественно на описании психологического обеспечения работы спасателей и пожарных. Тогда как субъекту, осуществляющему эту деятельность в условиях стресса, неопределенности, ограниченных временных и материальных ресурсов, уделяется недостаточно внимания. В результате анализа и обобщения множества исследований авторы данной работы выделяют основные положения и перспективы изучения деятельности психолога МЧС, которые рассмотрены в статье с позиции различных психологических подходов: деятельностного, экзистециально-гуманистического, системного и субъектного.

Ключевые слова: психолог МЧС, чрезвычайная ситуация, профессиональная деятельность, экстремальные условия, психологическая помощь, личностная готовность психолога, эффективность деятельности, профилактика эмоционального выгорания.

ANALYSIS AND PROSPECTS OF STUDY OF ACTIVITY EMERCOM PSYCHOLOGIST

© 2017

Marchuk Natalia Yurievna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of "Social Security"

Ural Federal University

(624019, Russia, Yekaterinburg, Vtuzgorodok Microdistrict, Mira Street, 19, e-mail: natalia.marchuk@urfu.ru) Karapetyan LarisaVladimirovna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor Center of Emergency Psychological Aid EMERCOM of Russia (620089, Russia, Ekaterinburg, st. Krestynskiy, 59, e-mail: karapetyanl@mail.ru)

Abstract. The activity of an EMERCOM of Russia psychologist has unique features associated with the fact that they provide psychological help in emergency situations, ensuring optimal mental state of participants, witnesses and liquidators. An EMERCOM psychologist's work differs in nature from related professions: psychologists, other profiles (including law enforcement agencies), as well as professionals of other categories of personnel of EMERCOM (rescuers, firefighters). These features determine the need for a different approach to the organization of the psychological service of EMERCOM. However, this activity is still poorly understood due to the fact that the psychological service of EMERCOM was formed relatively recently. The purpose of this article is to draw the scientific community's attention to an important little-studied problem of the research of the activity of an EMERCOM psychologist. The focus of the researchers studying the work of the EMERCOM psychologists is primarily on describing the psychological support of the work and rescuers firefighters. There is not sufficient attention for a psychologist, who provides this activity under conditions of stress, uncertainty, limited time and material resources. As a result of the analysis and generalization of many studies the authors identify key positions and prospects of studying the activity of an EMERCOM psychologist that are reviewed in the article from the perspective of various psychological approaches: activity, existential humanistic, systemic and subjective.

Keywords: EMERCOM Psychologist, Emergency, Professional Activity, Extreme Conditions, Psychological Support, Personal Readiness Psychologist, Working Efficiency, Prevention of Burnout.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Деятельность психолога МЧС обладает исключительными особенностями, так как направлена на реализацию психологической помощи в чрезвычайной ситуации, обеспечение оптимального психического состояния ее участников, очевидцев и ликвидаторов последствий. Эта деятельность уникальна по своему содержанию и отличается как от работы других специалистов экстремального профиля (спасателей, пожарных и др.), так и от деятельности психологов неэкстремального профиля. Психологическая служба МЧС начала свое развитие сравнительно недавно и изначально опиралась на научно-практические достижения военной психологии, но в дальнейшем функциональные обязанности психолога МЧС и военного психолога все больше разделяются.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В настоящее время большинство исследований, посвященных работе психолога МЧС, сосредоточено на трех основных на-

правлениях: 1) изучение деятельности психологической службы силовых структур (Кечил Д.И., Караяни А.Г., Сыромятников И.В. и др.); 2) описание и анализ проблемного поля психолога МЧС в контексте психологического обеспечения работы спасателей и пожарных (Капушев С.С., Сергеев И.Н. и др.); 3) описание организационных особенностей деятельности службы (Шойгу Ю.С., Пыжьянова Л.Г., Портнова Ю.М.).

Формирование целей статьи. Результаты, полученные в разных исследованиях, можно описать с точки зрения различных психологических подходов. Каждый из подходов позволяет наиболее полно раскрыть те или иные аспекты деятельности психолога МЧС и очертить актуальные направления для дальнейших исследований. Изложение основного материала исследования. Наиболее полное описание сущности профессиональной деятельности психолога МЧС представлено в рамках де-ятельностного подхода. Данный подход сосредоточен на изучении содержания и структуры деятельности, которые описываются через такие понятия, как: цели, задачи, предмет, функции, методы, средства, содержание, объекты, субъекты, уровни, принципы, формы работы.

Марчук Наталья Юрьевна, Карапетян Лариса Владимировна психологические

АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ... науки

Максимальный интерес исследователей вызывает изучение особого характера объекта и условий реализации деятельности психолога МЧС. Также в рамках данного подхода описывается мотивация, результативность и методы оценки эффективности работы психолога [1, 2, 3, 4]. Профессия психолога, относящаяся к группе со-циономических профессий, предполагает взаимодействие с особым объектом, который обладает такими характеристиками, как индивидуальность, субъектность и собственная активность. Кроме того, психолог МЧС зачастую имеет дело с людьми, переживающими острые эмоциональные реакции на стресс (страх, гнев, тревога, безысходность, чувство утраты), которые могут быть опасны как для самого человека, так и для здоровья окружающих людей. А сам процесс оказания психологической помощи часто происходит в условиях дефицита времени и ресурсов. Для описания профессиональной деятельности необходим анализ ее внешних (статусных) и внутренних (содержательных) особенностей [5, 6, 7, 8]. Содержание профессиональной деятельности психолога МЧС России наиболее полно описано в работах Ю.С.Шойгу, которая выделила две основные задачи психолога МЧС: психологическое сопровождение деятельности личного состава МЧС и оказание экстренной психологической помощи населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях. Работа психолога в экстремальных ситуациях структурирована в двух основных позициях: 1) психологическая помощь пострадавшим в ЧС; 2) информационно-психологическая поддержка родственников пострадавших. Работа психологов МЧС вне экстремальной ситуации представлена в трех направлениях: 1) психодиагностика персонала при психологическом отборе кандидатов на работу в МЧС и в процессе динамического наблюдения за психологическим состоянием сотрудников и коллектива в целом; 2) психологическая подготовка сотрудников МЧС к работе в экстремальных условиях; 3) профилактика и коррекция психологических проблем, возникающих у специалистов МЧС в ходе реализации профессиональной деятельности [9, 10]. Содержательные (внутренние) особенности профессиональной деятельности психолога МЧС связаны с его статусными (внешними) характеристиками. Социально-профессиональный статус деятельности отражает то положение, которое психолог МЧС занимает в профессиональном мире. Статус психолога МЧС обладает некоторой спецификой в современном российском обществе. Позитивный аспект его статуса связан с авторитетом, который является неотъемлемым атрибутом данной профессии. Высокие ожидания от психолога как субъекта профессиональной деятельности свидетельствуют о признании его профессионализма, значимости его роли в чрезвычайных ситуациях. Негативное влияние на профессиональный статус психолога могут оказывать недостаточная компетентность, а также профессиональные деформации личности, которые рассматриваются обществом как несоответствие требованиям профессии [11, 12, 13]. Таким образом, специфика статуса психолога МЧС вместе с содержанием его работы определяют объективные характеристики его профессиональной деятельности. Одним из перспективных направлений в изучении деятельности психолога МЧС в рамках данного направления представляется анализ проблемы эффективности работы психологической службы и оптимизация ее организационной структуры. Эффективность (от лат. «effectivus») буквально означает действенность, результативность, производительность. А.М.Панов, отмечая универсальный характер категории «эффективность», описывает эффективность как интегральный показатель любой деятельности и подчеркивает ее роль в социальной и личной значимости этой деятельности [14].

П.Д.Павленок [15], рассматривая эффективность через понятия цели, результата, затрат (финансовых, временных, трудовых) и условий деятельности, предлагает 290

для ее описания следующую формулу:

Э = Р / Ц + З + У,

где: Э - эффективность, Ц - цели, Р - результат, З -затраты, У - условия . деятельности.

С точки зрения результатов и последствий целенаправленной деятельности психолога, можно выделить различные виды эффективности его работы: 1) экономическую (соотношение между достигнутыми результатами и затратами, связанными с обеспечением этих результатов); 2) социальную (фактически достигнутые результаты, необходимые для отдельной личности и общества в целом); 3) экологическую (оптимизация внутренних связей личности или общества как системы и ее взаимосвязей с окружающей средой) [16].

Среди критериев оценки эффективности работы психолога выделяются две группы: 1) качественные критерии (позитивные изменения в поведении клиентов, улучшение их психоэмоционального состояния и т.д.); 2) количественные критерии (количество клиентов и/ или случаев привлечения специалистов к оказанию психологической помощи, количество проведенных профилактических, коррекционных мероприятий, количество часов рабочего времени, затраченного на оказание психологической помощи и др.).

Управление профилактикой деятельности является одной из основных задач организации психологической службы МЧС. В настоящее время выделяются следующие факторы управления эффективностью: а) внутренние факторы (освоение новых методов, способов, технологий; внедрение прогрессивной технологии и новейшего оборудования; совершенствование стиля управления сотрудниками и др.); б) внешние факторы (государственные программы, внутренняя политика и т.д.) [16, 17, 18].

Таким образом, понятие эффективности рассмотрено в трудах, посвященных изучению работы психолога в разных сферах, и преимущественно опирается на масштабные исследования различных видов деятельности непсихологического профиля. Однако научных разработок и эмпирических исследований деятельности психолога МЧС в рамках данной проблемы недостаточно, что позволяет поставить это исследовательское направление в ряд важнейших и перспективных аспектов изучения в системе оптимизации условий труда психологов МЧС.

Экзистенциально-гуманистический подход рассматривается С.П.Ивановой как теоретическое и методологическое основание профессиональной деятельности психолога в любых условиях [19]. Центральное внимание в данном подходе занимает проблема человека, уникальность его личного опыта, проблемы жизни и смерти, свободы и ответственности, общения и одиночества (М.Хайдеггер, Ж.Сартр, В.Франкл). Применительно к изучению деятельности психолога МЧС данный подход используется при анализе сущности разного рода психологических проблем, динамики развития психических состояний в условиях ЧС, технологии психологической помощи лицам, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. Особое внимание уделяется специфике оказания психологической помощи клиентам разных возрастных групп и при различных вариантах переживания психологической травмы на всех ее этапах [20, 21, 22].

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

В гуманистической психологии рассматриваются такие прикладные аспекты деятельности психолога, как способность к эффективному взаимодействию и эмоциональному сопереживанию, владение технологией побуждения клиента к поиску альтернативных решений проблемы и выполнению рекомендаций, умение снижать эмоциональное напряжение во время беседы и восстанавливать контакт с клиентом (Ю. Е. Алешина, В. В. Бойко, С. Б. Борисенко, Е. А. Климов, Н. В. Козина, Г. Ф. Михальченко, А. Б. Николаева, Л. П. Стрелкова, В. А. Ташлыков, О. И. Цветкова и др.). Система индивидуальных ценностей и мировоззрение особенно важны для личности психолога, поскольку они являются базой для АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1(18)

Марчук Наталья Юрьевна, Карапетян Лариса Владимировна АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...

формирования его позиции относительно клиента, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Особенности личности психолога не только определяют специфику реализации им своих профессиональных обязанностей, но и является субъективным фактором достижения цели психологической службы МЧС в целом [19].

Наиболее перспективным направлением изучения деятельности психолога МЧС в рамках данного подхода является анализ и обсуждение организации деликатной психологической помощи в экстремальных условиях при дефиците времени и ресурсов, а также подготовки специалиста к реализации такой помощи.

Системный подход, предполагающий анализ деятельности психолога в конкретных условиях, обеспечивает взгляд на человека как систему взаимосвязанных сфер и компонентов его личности, а также во всех его взаимосвязях с окружающим миром.

В отличие от обыденных условий труда, характерных для работы психолога, который чаще всего выполняет свои функции в специально оборудованном помещении, в офисной комнате, в обстановке, оптимальной для оказания психологической помощи, психолог МЧС часто работает в ситуации неопределенности, требующей творческой импровизации, ответственности за быстрое принятие нестандартных решений. Кроме того, профессиональная деятельность психолога МЧС предполагает высокую меру нормативности, субординацию в коллегиальных отношениях, разноплановость и многофункциональность, сложность выполняемых задач, особый режим работы, связанный с риском для жизни. Эти особенности работы психолога МЧС предопределяют высокий уровень психической напряженности, в связи с чем, - склонность к быстрому эмоциональному выгоранию, психосоматическим реакциям на стресс, деформациям личности. Таким образом, особые условия труда влияют на все сферы личности психолога [23, 24].

Большинство исследователей указывают на важность личностной зрелости психолога для квалифицированного оказания профессиональной помощи и приходят к выводу о необходимости формирования профессионально важных качеств еще на этапе профессиональной подготовки. Среди наиболее значимых для психолога качеств выделяются: наблюдательность, аналитико-кон-структивный склад мышления и самостоятельность суждений, социальный интеллект, позитивная Я-концепция, социальная направленность, эмпатия, коммуникабельность, чуткость и проницательность, независимость, креативность, рефлексивность, эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость, умение адаптироваться к различным условиям и факторам деятельности [3, 19, 25].

Как было отмечено в работах С.Л. Арефьева, В.Е. Гаврилова, Л.А. Головей, А.А. Деркача, М.А. Дмитриевой, Н.Н. Обозова, Л.А. Петровской, Е.В. Сидоренко, И.Н. Сергеева и др., специфические требования к личности психолога предъявляются в связи с конкретными условиями его деятельности. Так, успешную реализацию психологической помощи в условиях ЧС обеспечивают такие профессионально важные качества, как: способность быстро организовывать себя и других на выполнение задания, высокий уровень развития воли, умение анализировать и сопоставлять факты, способность быстро принимать решения в зависимости от ситуации, быстрота реакции, физическая выносливость, высокая психическая и эмоциональная устойчивость, умение быстро переключать свое внимание на другой объект, коммуникативная компетентность [3, 19, 26].

Как подчеркивает С.П.Иванова, разработка методологических оснований и алгоритма формирования личностной готовности психологов МЧС является одним из важнейших и малоизученных проблем психологии. Решение данной проблемы предполагает развитие у психологов МЧС следующих способностей: освоение способов психологической саморегуляции, методов психо-

гигиены, развитие рефлексивных навыков. Кроме того, необходимо изучать психодиагностические возможности анализа готовности психолога к работе в экстренной ситуации и совершенствовать психопрофилактичекую и коррекционную работу, объектом которой является личность психолога.

Субъектный подход описывает личность психолога и его деятельность со стороны субъекта. Уязвимость объективного подхода в психологии связана с тем, что анализ поведения человека без обращения к его внутреннему миру, мотивам, смыслам, ценностям, является односторонней и недостаточной для описания его поступков, поведения, деятельности. При субъектном подходе личность выступает не как объект для психологического исследования, а как носитель индивидуального мировоззрения. Ориентация на парадигму субъектного подхода представлена в работах таких психологов как К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анциферова, Л.И. Божович, А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, В.Ф. Петренко, В.А. Петровский и др. [24, 27, 28].

Особое значение приобретает данный подход при анализе деятельности психолога МЧС в связи с тем, что множественные эмпатические переживания горестных и трагических ситуаций клиентов неизбежно оказывают негативное влияние на мировоззрение психолога. Через эмпатическое общение с людьми, переживающими горе, происходит присоединение психолога к эмоциям, переживаниям, мировосприятию клиента, его встреча со смертью и символическое погружение в нее, что может приводить к деформации личности психолога. Кроме того, психологу МЧС часто приходится сохранять свою роль и быть готовым к выполнению профессиональных функций даже после окончания рабочего дня. Невозможность и / или неспособность субъекта выйти из профессиональной роли является распространенным фактором развития профессиональных деформаций и выгорания [11, 23].

Исходя из того, что деятельность психолога МЧС России связана с дестабилизирующими факторами в отношении его личности, а также в связи с недостаточностью научно обоснованной системы психологического сопровождения психолога на всех этапах его профессионального и жизненного пути, можно заключить, что в настоящее время назрела необходимость разностороннего изучения личности и деятельности психолога МЧС в рамках субъектного подхода. Такой подход позволяет не только объяснить противоречивость поведения субъекта, но и работать с этими проблемами, устраняя их причину, а не следствие, предупреждая эмоциональное выгорание и профессиональные деформации психолога.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, опираясь на анализ исследований, посвященных деятельности психолога МЧС, в данной работе было показано, что ам-бивалетный характер работы психолога МЧС отличает ее от родственных профессий: психологов иных профилей, а также специалистов других категорий личного состава МЧС.

Наиболее перспективные направления в изучении деятельности психолога МЧС дифференцированы в статье с позиции различных психологических подходов: деятельностного, экзистециально-гуманистического, системного и субъектного.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Среди наиболее актуальных проблем, требующих эмпирического исследования и научного осмысления, можно особо выделить следующие:

- адаптирование эффективных технологий оказания психологической помощи к условиям чрезвычайной ситуации;

- формирование у психологов готовности к работе в экстремальных условиях (когнитивной, мотивационной, эмоционально-волевой, операционально-деятельност-ной);

Марчук Наталья Юрьевна, Карапетян Лариса Владимировна АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .

- разработка технологии актуализации самоконтроля у психолога в экстремальных условиях, а также преодоления им деструктивных и астенических состояний (неуверенности, страха, утомления), связанных с риском;

- профилактика эмоционального выгорания, ранней профессиональной деформации, возникновения психосоматических заболеваний как следствия высокого уровня профессионального стресса;

- изучение возможностей управления эффективностью разными видами деятельности психолога МЧС для оптимизации функционирования психологической службы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Основные этапы развития концепции С.Л. Рубинштейна // Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: к 100-летию со дня рождения.

- М.: Наука, 1989 [Электронный ресурс] // Режим доступа: М1р: www.koob.ru/rubinshtein/ (дата обращения: 24.03.2016)

2. Анцыферова Л.И. Психологическое содержание феномена субъект и границы субъектно-деятельност-ного подхода // Проблема субъекта в психологической науке / Отв. ред. А.В. Брушлинский и др. - М.: Изд-во «Академический проект», 2000. - С. 27- 42.

3. Кечил Д.И. Особенности профессиограммы труда психолога служебной деятельности. / дис... кандидат психологических наук - Москва 2013. - 234 с.

4. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1989. - 560 с.

5. Климов Е. А. Развивающийся человек в мире профессий / Е.А. Климов. - Обнинск : МГУ, Центр «Детство», 1993. - 56 с.

6. Марчук Н.Ю. Профессиональное становление и развитие личности : профессионально-личностная направленность: монография / Н.Ю. Марчук. - М. : ФЛИНТА, 2016. - 261 с.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

7. Профессиограмма «Психолог» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://sevtrud.ru/professiograms/ detail/f44194d8-f6e4-46d9-b0ee-0151ba198341 (дата обращения: 05.10.2016)

8. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда / Н.С. Пряжников. - М. : Изд-во Института практической психологии, Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.

9. Шойгу Ю.С. Организация деятельности психологической службы МЧС России. - Национальный психологический журнал. - № 1 (7). - 2012. - С. 131-133.

10. Шойгу Ю.С., Пыжьянова Л.Г., Портнова Ю.М. Особенности организации и оказания экстренной психологической помощи в чрезвычайной ситуации (на примере работы психологов при ликвидации пожара в торговом центре «Адмирал» г. Казань). - Национальный психологический журнал. - № 3 (19). - 2015. - С.67 -73.

11. Гуревич П.С. Психология чрезвычайных ситуаций. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 495 с.

12. Могилевкин Е.А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг / Е.А. Могилевкин. - СПб. : Речь, 2007. - 336 с.

13. Швальбе Б. Личность, карьера, успех / Б. Швальбе, Х. Швальбе. - М. : «Прогресс», 1993. - 240 с.

14. Панов А.М. Эффективность социальной работы: постановка проблемы и некоторые подходы // Эффективность социальной работы: Методологический семинар. - М., 1998. -С. 5-14.

15. Павленок П.Д. Эффективность социальной работы (теоретико-методологические аспекты) // Основы социальной работы / отв. ред. П.Д. Павленок. - М., 2003

- С. 314-324.

16. Фролова Т.А. Экономика предприятия. -Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

17. Симатова О.Б. Первичная психолого-педагогическая профилактика аддиктивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы / Автореф. дис. канд. психол. наук. - Иркутск, 2008. - С.

18. Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы. - М. : Издательский центр «Академия», 2012. - 192 с.

19. Иванова С.П. Психологическая концепция и организационно-методическое обеспечение профессиональной подготовки психологов МЧС России - дис. доктор психологических наук. - Санкт-Петербург, 2011. - 356 с.

20. Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Прикладная военная психология. - СПб.: Питер, 2006. - 480 с.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

21. Морозова Е.И., Венгер А.Л., Морозов В.А. Психологическая помощь детям и подросткам в чрезвычайных ситуациях (на опыте работы с жертвами террористического акта в Беслане) // Московский психотерапевтический журнал. - 2006. - № 1.

22. Шефов С.А. Психология горя. - СПб.: Речь, 2006. - 144 с.

23. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности / С.П. Безносов. - СПб. : Речь, 2004. - 272 с.

24. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. - СПб., 2005. - 480 с.

25. Бодалев А.А. О предмете акмеологии. -Психологический журнал. 1993. Т.14. №5. С.73 - 80.

26. Сергеев И.Н. Совершенствование психологической подготовки коллективов МЧС России к работе в условиях чрезвычайных ситуаций / дис.. .кандидат психологических наук. - Санкт-Петербург, 2010. - 158 с.

27. Каппушев С.С. Психологические особенности мотивации профессиональной деятельности сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России / дис.. кандидат психологических наук. -Санкт-Петербург, 2006. - 175 с.

28. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни. - М., 2006. - 768 с.