ных языковых средств, указывающих на наличие в сообщении косвенной речи, и обеспечивает дистанцированную позицию журналиста к точке зрения авторов высказывания. Таким образом, сослагательное наклонение выступает в рассмотренном журналистском жанре как специфичное для немецкого языка средство, выражающее особое, дистанцированно-нейтральное отношение к излагаемым событиям и, следовательно, способствующее реализации принципа политкорректности - одного из важнейших принципов информационной журналистики. Следующая цитата, хотя и не без юмора, подтверждает широкое употребление конъюнктива для передачи речи политиков, менеджеров и подчеркивает важность владения журналистами данным грамматическим явлением для успеха в карьере:
Tagtäglich sind im deutschsprachigen Raum ganze Heerscharen von Journalisten damit beschäftigt, die Worte von Politikern, Managern, Prominenten und Sachverständigen in indirekte Rede umzuschreiben, und dabei wird aus jedem Indikativ ein Konjunktiv. Da die Arbeit von Journalisten zum überwiegenden Teil darin besteht, die
Worte von anderen mit ihren eigenen wiederzugeben, wimmelt es in Nachrichtentexten von Konjunktiven. ... Die Beherrschung des Konjunktivs ist daher eine wesentliche Voraussetzung für eine Laufbahn im Journalismus [5, с. 79].
Указанное высказывание и проведенное нами исследование использования конъюнктива в косвенной речи позволяет сделать вывод, что данная проблема представляется важной с дидактической точки зрения. Практика обучения немецкому языку в вузе показывает, что конъюнктиву в косвенной речи почти не уделяется внимания. Следует отметить, что адекватное восприятие данного грамматического явления способствует успешному пониманию смысла устного высказывания и достижению цели коммуникации.
В перспективе данное исследование может представлять интерес с точки зрения перевода косвенной речи, содержащей конъюнктив, на русский язык, а именно - выбора языковых средств для передачи дистанцированного отношения говорящего/пишущего к сообщаемому.
Статья поступила 16.03.2015 г.
Библиографический список
1. Радиожурналистика: учебник под ред. А.А. Шереля. 2-е изд. М.: Изд-во МГУ, Высшая школа, 2002. 304 с.
2. Шендельс Е.И. Грамматика немецкого языка. М.: Изд-во литературы на иностранных языках, 1959. 366 с.
3. Die deutsche Sprache. Kleine Enzyklopädie in 2 Bänden. Leipzig: VEB Bibliographisches Institut, 1969. Bd. 1. 613 s.
4. Eisenberg, P. Grundriss der deutschen Grammatik. 3, überarbeitete Aufl. Stuttgart; Weimar: Verlag J.B. Metzler, 1994. 581 s.
5. Sick B. Der Dativ ist dem Genitiv sein Tod. Folge 2: Neues aus dem Irrgarten der deutschen Sprache. Köln: Kiepenheuer &
Witsch GmbH, 2005. 267 s.
6. Nachrichten [Электронный //www.inforadio.de (дата обращения:
7. Nachrichten [Электронный //www.inforadio.de (дата обращения:
8. Nachrichten [Электронный //www.inforadio.de (дата обращения:
9. Nachrichten [Электронный //www.inforadio.de (дата обращения:
ресурс]. URL:
23 янв. 2015). ресурс]. URL:
24 янв. 2015). ресурс]. URL: 27 янв. 2015). ресурс]. URL: 05 февр. 2015).
https: https: https: https:
УДК 159 072. 432
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ НА БАЗЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО ЦЕНТРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ (ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНКУБАТОРА)
© Л.А. Ларионова1, Т.А. Жданко2
1Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83. 2Московский государственный лингвистический университет, Евразийский лингвистический институт, 664025, Россия, г. Иркутск, ул. Ленина, 8.
Рассмотрены педагогические условия и способы формирования профессиональных ценностей у студентов направления 37.03.01 Психология в образовательно-профессиональном пространстве вуза. В качестве одного из самых важных условий повышения качества профессиональной подготовки подробно рассмотрены основные алгоритмы деятельности Профессионального инкубатора на базе студенческого центра психологической помощи, работа в котором дает обучающимся возможность непрерывной синкретичности теории и практики и позволяет ощутить значимость, смысл и переживание своей будущей профессии.
Ключевые слова: ценность; профессиональные ценности студента; профессиональные ценности психолога; студенческий психологический центр, Профессиональный инкубатор.
1Ларионова Лариса Александровна, старший преподаватель кафедры психологии, тел.: 89148924163, e-mail: [email protected] Larionova Larisa, Senior Lecturer of the Department of Psychology, tеl.: 89148924163, e-mail: [email protected]
2Жданко Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и лингводидактики, тел.: 89140131822, e-mail: [email protected]
Zhdanko Tatiana, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Linguodidactics, tel.: 89140131822, e-mail: [email protected]
FUTURE PSYCHOLOGIST PROFESSIONAL VALUE FORMATION ON THE BASIS OF STUDENT PSYCHOLOGICAL CARE CENTER (PROFESSIONAL INCUBATOR) L.A. Larionova, T.A. Zhdanko
Irkutsk National Research Technical University,
83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
Moscow State Linguistic University, Eurasian Linguistic Institute,
8 Lenin St., Irkutsk, 664025, Russia.
The article discusses pedagogical conditions and the ways of professional value formation among the students of the training direction 37.03.01 Psychology in Educational and Professional Environment of the University. It gives a detailed analysis of the basic algorithms of professional incubator activities on the basis of the student psychological care center as one of the most important conditions for improving the quality of professional training. Engagement in the activities of the center providing continuous syncretic theory and practice allows student to experience the importance and significance of their future profession.
Keywords: value; professional values of students; professional values of psychologists; student psychological care center; professional incubator.
На государственном и на социальном уровнях становится актуальным изучение отношения субъекта к своей профессии как к ценности. В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» (2012) в описании сферы государственной молодежной политики говорится: «около одной трети молодых людей в современной России не в состоянии успешно адаптироваться к современной экономической ситуации и реализовать свои профессиональные устремления, доля молодежи среди официально зарегистрированных безработных в российских регионах колеблется от 20 до 57 процентов (в среднем - 37 процентов)».
Следует отметить парадоксальность данной ситуации, так как такая негативная тенденция наблюдается на фоне доступности получения профессионального образования каждым гражданином Российской Федерации. Рынок услуг образования предлагает самые разнообразные профессии, и каждый год их количество увеличивается. Однако, еще обучаясь в вузе, некоторые студенты заранее принимают решение не работать по выбранной когда-то для обучения профессии.
Мы предполагаем, что чаще всего разочарование в профессии происходит из-за того, что за годы учебы в вузе у студентов так и не сформировались профессиональные ценности, которые мотивировали бы их к самореализации в выбранной профессиональной сфере. Профессиональный успех во многом будет зависеть от того, насколько ценной для человека представляется выполняемая им профессиональная деятельность.
Обратимся к психологической трактовке понятия «ценность». Это некий комплекс психологических явлений, которые, хотя и терминологически обозначаются разными понятиями, но семантически однопоряд-ковы: А.И. Божович называет их «жизненной позицией»; Н.Ф. Добрынин - «значимостью»; А.Н. Леонтьев -«значением» и «личностным смыслом»; В.Н. Мясищев - «психологическими отношениями» [7]. Ценность внутренне отражает всю жизнь человека, наполняет ее простотой и гармонией, что ведет к подлинной свободе - свободе от колебаний и страхов, свободе творческих возможностей. Ценности не являются неиз-
менными, раз и навсегда упорядоченными, их перестройка возможна. С.Л. Рубинштейн отмечал, что ценность - значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию - функцию ориентира поведения [9]. В.П. Тугаринов отмечает, что «ценности - не все и не всегда обладают нормативным элементом, но в наиболее общем виде они являют собой то, что полезно, значимо в качестве средства удовлетворения потребностей и интересов. С другой стороны, нормативность ценностей определяет ценностный характер норм. Социальная норма - это особый, специфический образ, в котором отражена не только сама действительность, но и отношение к действительности субъекта» [11, с. 256].
Л.В. Баева рассматривает понятие «ценность» с трех позиций:
1) как философскую категорию;
2) как вид информации;
3) ценность и экзистенцию.
Она считает, что ценность включает три содержательных уровня: значимость, смысл, переживание. Значимость - уровень, который составляет субстанциональное содержание ценности, что тесно взаимосвязано со смыслом и переживанием. Смысл, входящий в состав ценности, большей частью отражает смысл существования субъекта, который всегда стремится к той или иной цели. Осмысленные, осознанные ценности усиливаются по значимости и выступают самыми мощными факторами воздействия субъекта на внешнюю реальность. Основа переживания состоит в самой экзистенции, которая ощущается, осмысливается, постигается субъектом эмоционально, интеллектуально и интуитивно. Без переживания нет ценности, ибо только в нем может проявиться ее высшая сущность - воплощение смыслозначимости. Переживание оказывается способностью, благодаря которой субъект чувствует «как должно быть» и что именно ему не хватает для этого [1].
Основаниями структуры ценности являются сферы восприятия и активности субъекта: волевая, архе-типическая, эмоциональная, рациональная, интуитивная и экзистенциальная. Ценности различны по степени проявления в их структуре роли того или иного
основания и вместе с тем едины в плане воплощения в них всех структурных компонентов. В ценности выделяются факторы энергетические, направляющие, ориентирующие и факторы целевые, указывающие должное состояние или качество.
Ценность и цель соотносятся следующим образом: с одной стороны, ценностное отношение есть проявление тенденции к изменению бытия или самого себя в направлении к значимой цели; с другой стороны, оценивание объекта выражает выбор среди возможных различных целей. И, наконец, сама экзистенция, самоопределяющееся бытие субъекта оказывается целенаправленной деятельностью благодаря стремлению к внесению смыслов и значений или творчеству ценностей.
Ценность и смысл: все виды ценностей - смысло-жизненные, экзистенциальные по своей сути, поскольку они воплощают значимость тех объектов, которые в той или иной степени связаны со свободой и смыслом существования субъекта. Все виды ценностей - результаты предпочтения, субъективного выбора, а, следовательно, феномены свободы и творчества новых смыслов или значений реальности. Понятие смысла далеко выходит за пределы категории «ценность».
Мы считаем, что именно осмысленность своей профессии субъектом позволяет воспринимать ее как ценность.
Ценность и переживания. Взаимоотношение смысла и переживания воплощает собой понятие значимости. Иначе говоря, если смысл явления или процесса связан с особым личностным переживанием в чувственной или нравственной сфере, то данное явление или процесс имеют значимость. И, напротив, если переживание не сопутствует истолкованию смысла, то речь может идти о познавательной, но не ценностной деятельности. Переживание в этом случае оказывается ключевым понятием, без которого невозможно включение смыслового уровня с состав ценности, с одной стороны, и осмысление понятия значимости, с другой [1].
Важным аспектом осмысленности является эмоциональное переживание своей профессии, т.е. представление некого образа профессии.
Связь ценности с эмоциональной, волевой, интеллектуальной, социальной и другими важнейшими сферами жизнедеятельности субъекта приводит к пониманию ее как сложного, комплексного феномена.
Сущность ценности во многом выступает как двойственная, противоречивая, включающая субъект-но-объектный, рационально-иррациональный, идеально-материальный, чувственно-смысловой элементы. Отсюда столь различные подходы к определению ценности, вытекающие, в свою очередь, из абсолютизации или переоценки роли того или иного элемента в ее структуре [1].
Несмотря на то, что в понятие ценности ученые вкладывают различный смысл, они все же считают, что ценность объективно задается практической деятельностью субъекта и имеет зависимость от свойств
и субъекта, и объекта. А оценка является отражением этой объективной значимости [10].
На основе анализа сущности понятия «ценность» мы будем понимать ценность как бытие, осмысление, саморазвитие и активность субъекта. Ценность - это те значимые убеждения, через которые он интерпретирует окружающий мир, от которых зависят его мотивация и цель деятельности.
Отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров, называются ценностными ориентациями. Четкого концептуального разграничения в научной литературе между понятиями «ценности» и «ценностные ориентации» нами не найдено.
Ценности и ценностные ориентации составляют основу профессиональных ценностей.
И.Ф. Исаев определяет профессиональные ценности как ориентиры, на основе которых человек выбирает, осваивает и выполняет свою профессиональную деятельность. Они характеризуются степенью доминирования, определены знаком, степенью осознанности и степенью изменчивости [7].
Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое реальное выражение в деятельности человека и актуализируются в формировании профессиональных ценностей.
Согласно мнению Э.Ф. Зеера, анализ личности специалиста той или иной профессии, его отношения к миру невозможен без изучения системы его ценностных ориентаций, которые являются одними из центральных личностных образований. Ценностные ориентации выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и определяют мотивацию его поведения, существенно влияя на все стороны профессиональной деятельности. В зависимости от структуры ценностных ориентаций личности, сочетания и степени предпочтения относительно других ценностей, можно определить, на какие цели направлена профессиональная деятельность человека [6, с. 100].
Для профессиональной деятельности наиболее значимым, по нашему мнению, будет являться восприятие субъектом основной цели своей профессии как ценности.
Для студентов различных профессий значимыми будут различные ценности. Для будущих экономистов - это компонент предпринимательского потенциала, для педагогов - этические ценности, для педагогов дошкольного образования - понимание и принятие сути специфики профессии, для юристов - способность к контактам, эмпатийность и субординация, для социальных работников - толерантность, эмпатий-ность, ответственность.
Мы проанализировали научные положения исследователей из разных сфер (социальной работы, педагогики, юриспруденции, экономики) по наполнению содержания понятия «профессиональные ценности студента» и пришли к выводу, что профессиональные ценности студента - это динамическая смыслообра-
зующая основа профессиональной деятельности, базирующаяся на представлениях о профессии, включающая значимость профессии, выражающаяся в формировании профессиональной компетентности.
Из общего многообразия направлений профессиональной подготовки нами выбраны направления профессиональной подготовки студентов-бакалавров, будущих психологов. Сущностная характеристика понятия «профессиональные ценности студента» для будущих психологов определена нами как динамическая смыслообразующая основа профессиональной деятельности, базирующаяся на представлениях о профессии, выражающаяся в овладении профессионально значимыми качествами, такими как аутентичность, самопознание, безоценочность, эмпатия, толерантность.
Исходя из системы профессиональных ценностей, предложенных Л.В. Баевой, мы опишем основные уровни профессиональных ценностей психолога:
1. Значимость профессии определяется ее содержанием - служение человеку с опорой на этические мотивы и способы взаимодействия, а также такие качества, как аутентичность, самопознание, безоценочность, эмпатия, толерантность. На данном уровне профессионально важные качества будут выступать как ценности.
2. Смысл профессии определяется сформирован-ностью профессионального мышления. Ценности будут выступать как знания и как показатель качества профессиональной деятельности, формирования профессиональной компетентности.
3. Переживание профессии определяется эмоциональным отношением к профессии. Ценности будут выступать как восприятие своей профессии.
Таким образом, мы считаем, что «профессиональные ценности психолога» - это система личност-но-ценностных ориентаций, сочетающаяся с уровнями ценностей профессии - значимостью, осмысленностью и эмоциональным отношением к профессии, отражающиеся в таких профессионально важных качествах, как аутентичность, самопознание, безоценоч-ность, эмпатия, толерантность, а также сформирован-ность профессионального мышления и позитивного восприятия своей профессии.
У студента, получающего профессию психолога, исходя из системы личностно-ценностных ориентаций, формируются профессиональные ценности на эмоциональном уровне отношения к профессии без практического опыта, поэтому вышеперечисленные профессионально важные качества не осознаются как ценности.
Отношение к профессии в целом тесно связано с личностными предпочтениями студента, его непосредственными эмоциональными реакциями на те или иные особенности профессии, профессиональные ситуации и взаимодействия с представителями профессии [4].
По нашим наблюдениям несформированность профессиональных ценностей у студентов приводит к обесцениванию профессии, поэтому необходима раз-
работка педагогических условий формирования профессиональных ценностей у студентов в процессе обучения в вузе.
Мы рассматриваем педагогические условия формирования профессиональных ценностей студентов в образовательно-профессиональном пространстве вуза.
Образовательно-профессиональное пространство вуза - это специально организованная совокупность взаимосвязанных образовательных и профессиональных структур по формированию конкурентоспособности личности студента, характеризующиеся многофункциональностью (компоненты: образовательный, профессиональный, практический, исследовательский, управленческий, финансово-экономический) и многопрофильностью (деятельность в рамках вуза, учреждений, предприятий). По своей сути это образовательное пространство вуза, но оно получает приращение в части «профессиональное» за счет реализации студентами профессиональной деятельности в студенческом центре психологической помощи [5].
Как указывалось выше, именно в вузе можно работать над эффективностью формирования профессиональных ценностей у студентов.
В ФГОС ВО по направлению подготовки 37.03.01 Психология в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата указывается, что выпускник должен обладать рядом общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, которые определяются способностью к готовности разрешения профессиональных задач. Обозначены виды профессиональной деятельности бакалавра: практическая, научно-исследовательская, педагогическая, организационно-управленческая [12].
Практические занятия прикладных психологических дисциплин эффективно могут быть реализованы только лишь в условиях, приближенных к реальным, это возможно в процессе организации деятельности студенческого психологического центра.
Для разрешения данных задач мы предлагаем использовать в образовательно-профессиональном пространстве вуза Профессиональный инкубатор. Данная идея была заимствована из практики университетов США, где популярно создание Профессиональных инкубаторов. Например, там в течение многих лет на юридических факультетах работают юридические клиники, которые финансируются университетами, также материальную помощь оказывают органы социальной защиты и попечительства. Суть деятельности клиники заключается в том, что студенты старших курсов работают там на всех должностях, включая руководящие. Опытные преподаватели являются кураторами. Клиника направлена на оказание помощи малоимущим гражданам. Здесь двусторонняя выгода, с одной стороны, малоимущие граждане обеспечены качественной юридической помощью, с другой стороны, у студентов есть реальная практика профессиональной деятельности.
У нас таким Профессиональным инкубатором вы-
ступает «Студенческий центр психологической помощи», организованный при кафедре психологии ИрГТУ в 2005 г. (далее по тексту - СЦПП).
Во время занятий, а также вне занятий в СЦПП проводятся моделируемые игры, рассматриваются реальные ситуации, в которых студенты принимают участие в роли специалистов. После окончания вуза, приступив к своим должностным обязанностям, они попадают в знакомую атмосферу, следовательно, снижается тревожность, повышается уверенность в своей компетентности. Также преподаватели-практики имеют возможность поделиться со студентами своим профессиональным опытом консультирования посредством проведения мастер-классов, позволяющих формировать у студентов профессиональное мышление и развивать практические навыки консультирования.
Развитие представлений о тесной связи психологической теории, норм психологии и практики возможно только на естественном практическом материале. Именно этот материал позволяет продемонстрировать связи дисциплин теоретической и экспериментальной психологии. В конечном итоге это позволяет дать студенту целостное, а не фрагментарное представление о применении психологии в профессиональной деятельности. Практикоориентированные методы обучения показывают студентам значимость получаемых теоретических знаний и их прикладную востребованность.
Таким образом, в период обучения в вузе происходит формирование профессиональных ценностей, которые являются важной составляющей в профессиональной деятельности.
Профессиональный инкубатор способствует формированию профессиональных ценностей студентов специальности 37.03.01 Психология, предназначен для студентов-психологов, обучающихся по программе бакалавриата, преподавателей кафедр психологии, практических психологов разных уровней системы образования, а также для учреждений, организаций и специалистов, занимающихся профессиональной подготовкой психологов.
Мы рассмотрели возможность создания Профессионального инкубатора для студентов специальности Психология. Деятельность психолога характеризуется своей спецификой. Если молодой специалист не владеет навыками практической работы, то его адаптация на рабочем месте будет не только затруднена, но и быстро может привести к эмоциональному выгоранию, что в итоге повлечет профессиональную непригодность. Поэтому будущим психологам необходимо еще в процессе учебы развивать свое мастерство. В настоящий момент возникла необходимость обучения психологов практико-ориентированным методам оказания психологической помощи.
Цель создания Профессионального инкубатора -повышение качества профессиональной подготовки и формирование практических навыков профессиональной деятельности студентов - будущих психологов.
Профессиональный инкубатор позволил вузу решить одновременно несколько задач: укрепить связь теоретического обучения с практикой; сформировать у студентов профессиональные ценности и профессиональную компетентность; решить проблемы вуза, города, региона по обеспечению квалифицированными кадрами.
В Профессиональном инкубаторе студенты под руководством опытных преподавателей и практикующих психологов смогли поработать с настоящими психологическими ситуациями, оказать помощь клиентам в разрешении их психологических проблем.
Деятельность в Профессиональном инкубаторе включает программы из разных сфер психологии. Каждая программа предполагает связь целого блока дисциплин и отраслей психологии: возрастная психология, клиническая, педагогическая и др. Реализация программ максимально приближена к условиям будущей профессиональной деятельности студентов психологической специальности.
Деятельность бакалавров в Профессиональном инкубаторе основывается на реализации следующих условий:
1. Кураторство работы осуществляется преподавателями, имеющими практический опыт или совмещающими работу в вузе с психологической практикой.
2. Организационное руководство осуществляет студент 3-4 курса.
3. К работе привлекаются студенты старших курсов, изучившие основные отрасли психологии: психодиагностику, экспериментальную психологию, психологическое консультирование, основы социально-психологического тренинга, семейную психологию, психотерапию.
4. Студент работает с клиентом под руководством и контролем преподавателей.
5. Преподаватель берет на себя ответственность за качество работы студента, его этичность, конфиденциальность, добросовестность в консультировании клиентов.
Формы работы преподавателя со студентами в Профессиональном инкубаторе: консультации, супер-визорские семинары по обсуждению проблем, с которыми обратились клиенты, формы психологического воздействия, профориентационная работа, научное обобщение психологической практики.
Работа бакалавров ориентирована на оказание бесплатной психологической помощи малоимущим гражданам региона. Это привлекает клиентов и одновременно нивелирует возможное негативное отношение со стороны профессиональных психологов.
Работа студентов в Профессиональном инкубаторе регламентирована и организована по четкому графику, а также может быть зачтена в качестве производственной практики.
Профессиональный инкубатор обеспечивает постоянное психологическое обслуживание, он развивается и совершенствуется, является неотделимой частью эффективной программы обучения студентов-психологов. В структуру его деятельности включены
семинары, направленные на изучение разных проблем; индивидуальные встречи куратора со студентом для обсуждения консультаций; групповые занятия, т.е. встречи для обсуждения проблем клиентов, обмена опытом, деловые игры по воспроизведению психологических консультаций. В работе Профессионального инкубатора принимают участие студенты по собственному желанию. Набор производится ежеквартально. Перед началом работы студент должен ознакомиться с Положением о работе Профессионального инкубатора, программой, распорядком и традициями. В зависимости от профессиональной компетентности студента ему определяется сфера выполняемой деятельности (психологическое консультирование, психодиагностика, проведение тренингов и др.).
Максимальная нагрузка составляет 6-10 академических часов в неделю на каждого студента. Сюда входит время на проведение консультаций, а также оформление документации. В это время не включены практико-ориентированные занятия с преподавателем.
Студенты подписывают заявление, определяющее профессиональную ответственность, в котором обязуются соблюдать конфиденциальность и действовать только в интересах клиента. В свою очередь, клиенты информируются о том, что с ними будут работать студенты-психологи.
Коллектив Профессионального инкубатора, функционируя как СЦПП, в 2012 г. принял участие в реализации научно-технической политики ИрГТУ по взаимосвязи учебной, научной и производственной деятельности, расширяя связи между вузом и потенциальными потребителями инноваций, промышленными компаниями, малым и средним бизнесом и т.д. СЦПП был преобразован в научно-исследовательское студенческое объединение «Студенческий центр психологической помощи». В этом же году коллектив СЦПП участвовал в конкурсе по эффективному развитию студенческих обществ и был награжден премией 100 тысяч рублей на приобретение оборудования, оргтехники и мебели.
В настоящее время Профессиональный инкубатор является эффективной структурой в образовательно-профессиональном пространстве вуза. За психологической помощью сюда обращаются не только студенты и сотрудники ИрГТУ, но и жители региона. Деятельность Профессионального инкубатора осуществляется в трех основных направлениях: работа по социально-психологической адаптации студентов, по личностным проблемам и работа с оптантами. Полученный опыт студенты используют в написании научных статей, курсовых и дипломных работ.
Включение студентов в деятельность Профессионального инкубатора способствует их социально-психологической адаптации. Формируется студенческий коллектив, который помогает прибывшим из разных регионов осваивать новое жизненное пространство. Для этого используются традиционные тренинги на сплоченность, командообразование, повышение коммуникативной компетентности. Группы студентов-
участников самостоятельно разрабатывают тренинги, затем проходит их обсуждение. Лучшие тренинги используются в дальнейшей работе.
Идея создания Профессионального инкубатора заключается в организации профессионального сообщества студентов, преподавателей кафедры психологии и психологов-практиков.
Следует отметить, что Профессиональный инкубатор является моделирующим пространством профессиональной деятельности в образовательно-профессиональном пространстве вуза. Студенты впервые соприкасаются с настоящей профессиональной деятельностью психолога, учатся самостоятельно организовывать и осуществлять свою профессиональную деятельность.
Профессиональная практическая деятельность психолога представляет собой особый вид социальной активности, где обобщенные идеи о ценности человека предельно конкретизируются и персонифицируются в его словах и действиях, направленных на Другого. В известном смысле, психолог своими профессиональными действиями создает образ Другого для тех людей, с которыми он работает. В рамках движения к гуманизации современного общества, личность, проявляющая качества «актуализатора», наиболее успешно способна справиться с задачей создания оптимистического персонифицированного образа Другого [3].
Важным качеством практического психолога А.Ф. Бондаренко считает особый деонтологический менталитет, основу которого составляют ценности, определяющие этические мотивы и способы деятельности безотносительно к институциональным стандартам [2, с. 21].
Эффективность работы психолога определяется свойствами личности, специальными навыками, профессиональными знаниями и ценностями. Каждый из этих факторов обеспечивает качественный консультативный контакт, который и является стержнем психологического консультирования. В итоге от консультативного контакта зависит окончательный эффект консультирования - изменение личности клиента в процессе конструктивных действий консультанта. Нисколько не умаляя значения теоретической и практической подготовки, мы все же склонны отдать предпочтение фактору личности консультанта [5]. По мнению Р. Мэйя, «личность консультанта является его орудием труда» [8, с. 102].
Особое место в системе подготовки психолога занимает проблематика мировоззренческого обеспечения профессионального становления будущих специалистов, формирования у них действенных просоци-альных гуманистически-ориентированных ценностей, которые соответствуют этике избранной ими профессиональной деятельности [3].
В.А. Гавриленко отмечает, что первоначальная структура ценностно-мотивационного комплекса студентов-психологов претерпевает изменения характерные для самоактуализирующейся личности. Эти изменения находятся в наиболее позитивном восприятии
природы человека, ориентации на ценности развития, помощи окружающим, формировании интернальности [3, с. 32].
Значимость профессии психолога определяется ее содержанием - служение человеку с опорой на этические мотивы и способы, а также такие качества, как аутентичность, самопознание, безоценочность, эмпатия, толерантность. На данном уровне профессионально важные качества будут выступать как ценности. Ценности будут выступать как знания и как показатель качества профессиональной деятельности.
В Профессиональном инкубаторе проводятся не только узкопрофессиональные мероприятия, но и встречи с выпускниками, открытые дискуссионные площадки, деловые игры и др. Это создает эффект фасцинации для первокурсников. Студенты ощущают
себя причастными к традициям. У них возникает желание принимать участие в мероприятиях, а в дальнейшем становиться участниками Профессионального инкубатора.
Таким образом, для повышения качества профессиональной подготовки студентов направления 37.03.01 Психология одним из важнейших педагогических условий формирования профессиональных ценностей является Профессиональный инкубатор. Именно он дает возможность непрерывной синкретич-ности теории и практики, что позволяет студентам ощутить значимость, смысл и переживание своей будущей профессии, а также способствует формированию профессиональных ценностей.
Статья поступила 18.03.2015 г.
Библиографический список
1. Баева Л.В. Ценностные основания индивидуального бытия: опыт экзистенциальной аксиологии: монография. М.: Изд-во «Прометей» МПГУ, 2003. 240 с.
2. Бондаренко А.Ф. Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика // Московский психотерапевтический журнал. 1993. № 1. С. 21.
3. Гавриленко В.А. Динамика мотивационных черт личности и профессиональной мировоззренческой позиции студентов-психологов: дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2005. 168 с.
4. Денисова О.В. Особенности эмоционально-ценностного отношения студентов-медиков к своей будущей профессии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. Вып. 76-2.
5. Жданко Т.А. Образовательно-профессиональное пространство вуза как педагогическое условие формирования конкурентоспособности личности студента: дис. . канд. педагог. наук. Иркутск, 2012. 210 с.
6. Зеер Э.Ф., Павлова А.М. Психология профессионального
образования: практикум: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Иц «Академия», 2008. 144 с.
7. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: ИЦ «Академия», 2004. 208 с.
8. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.: Класс, 1999. С. 144.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001. 433 с.
10. Скляренко И.С. Теория и практика формирования профессиональных ценностных установок у студентов высших учебных заведений: дис. ... д-ра педагог. наук. М. 2011. 535 с.
11. Тугаринов В.П. Избранные философские труды. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. 344 с.
12. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования: приложение № 946. [Электронный ресурс]. URL: минобрнауки.рф/документы/946 (11 марта 2015).
УДК 930.26
РОЛЬ ЗАКАВКАЗСКОГО ФРОНТА В УКРЕПЛЕНИИ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ СССР ПЕРЕД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНОЙ
© В.В. Ларькин1
Михайловская военная артиллерийская академия, 195009, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Комсомола, 22.
Раскрываются важные военно-политические особенности предвоенного периода, связанные с подписанием с Германией договора о ненападении (пакт Молотова - Риббентропа). Рассматривается влияние внешнеполитических шагов советского руководства на подготовку Закавказского фронта к войне, а также затрагивается значение политических репрессий в РККА на боеготовность Закавказского округа. Актуальность темы обусловлена: во-первых, недостаточно глубоким анализом, представленным в советской и современной военно-исторической литературе тех процессов, которые происходили в войсках округа, прикрывающего одно из важнейших стратегических направлений для Советского Союза - Закавказского; во-вторых, рассматриваемый период занимает особое место в истории России в том плане, что восстановление незаслуженно забытых ее страниц важно при решении многих проблем, касающихся создания качественно новой армии нашего государства, в том числе и кадровой работы с личным составом; в-третьих, изучение особенностей Закавказского региона как стратегического направления после обострения внешнеполитической обстановки между Российской Федерацией и НАТО в условиях проведения операции по принуждению к миру Грузии в 2008 г. и присоединения полуострова Крым к территории Российской Федерации в 2014 г., вновь приобретает важное значение.
1Ларькин Валентин Викторович, адъюнкт, тел.: (812) 5421571, e-mail: [email protected] Larkin Valentin, Postgraduate, tel.: (812) 5421571, e-mail: [email protected]