«Magister Dixit» - научно-педагогический журнал Восточной Сибири
№3 (15). Октябрь 2014 (http://md.islu.ru/)
УДК 378 ББК 74.489
Л. А. Ларионова, Т. А. Жданко ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СИСТЕМЕ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-СТУДЕНТ» КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ЦЕННОСТЕЙ
В статье актуализируется проблема формирования профессиональных ценностей студентов вуза. Организация взаимодействия в системе 《преподаватель-студент» рассматривается авторами как условие формирования профессиональным ценностей, в результате реализации которого устанавливаются субъектныге отношения, определяются позиции субъектов, описыгваются обстоятельства совместной деятельности. Определяется предметное поле понятий: 《ценность», 《ценностныге ориентации», 《профессиональные ценности».
Ключевые слова: взаимодействие в системе 《преподаватель-студент», субъектныге отношения, ценность, ценностные ориентации, профессиональные ценности
L. A. Larionova,T. A. Zhdanko
INTERACTION IN «TEACHER - STUDENT» SYSTEM AS A MEANS OF FORMATION OF PROFESSIONAL VALUES
The article is focused on the problem of the formation of professional values of university students. The organization of cooperation in the “teacher-student” system is considered by the authors as a condition of professional value formation. As a result subject relations are established, positions of subjects are defined, and circumstances of joint activity are described. The subject field of the concepts is defined, such as《value»,《value orientation», and《professional values».
Key words: interaction in the《teacher-student» system; subject relations; value; professional values
Современное высшее профессиональное образование стало той ступенью профессионального и личностного становления личности студентов, на которой они получают мощный импульс развития интеллектуального потенциала, стимулирования процессов саморазвития и самообразования, активного формирования познавательных мотивов и профессиональных ценностей. Как отмечает
© Ларионова Л.А., Жданко Т.А., 2014
А. А. Извольская, основные задачи, стоящие перед вузами, заключаются «в подготовке активной, деловой и успешной личности, умеющей выбирать путь профессионального становления, готовой и способной к обучению в течение всей жизни» [Извольская, 2012, с. 476].
К такому характеру и темпу образовательных отношений в вузе студент должен быть готов с самого начала обучения. Ряд исследователей в области социологии и психологии ([Собкин, 2010] и др.) отмечают то, что многие абитуриенты не рассматривают образование как основную социальную и личную ценность. В итоге это создает проблемы не только в процессе обучения в вузе, но и в будущей профессиональной деятельности. А. А. Извольская, анализируя потенциал абитуриентов, делает акцент на том, что «для многих абитуриентов характерны репродуктивный уровень познавательной деятельности, слабое владение общеучебными умениями, недостаточная мотивация овладения избранной профессией» [Извольская, 2012, с. 477]. Все эти факторы затрудняют не только личностное саморазвитие, но и формирование профессиональных ценностей.
В психологии и педагогике проблема личностного развития освещается многими учеными и представлена в теории личностно-ориентированного ([Якиманская, 2011] и др.) и личностно-деятельностного ([Зимняя, 1997] и др.) обучения. На всех уровнях образования в центре такого обучения находится сам обучающийся, его мотивы, цели, индивидуальные особенности: обучающийся становится сам субъектом познавательной деятельности, а не объектом воздействий. Следует отметить, что качество профессиональной подготовки в вузе определяется не только уровнем знаний, но и профессиональными умениями будущего специалиста, которые позволяют ему активно общаться в профессиональной сфере на основе выстраивания субъектных отношений. Наиболее важным является в этих образовательных отношениях взаимодействие в системе «преподаватель-студент», которое складывается из субъектных отношений. Студент является активным участником этих отношений и воспринимает реализуемые способы общения как норму, как свой индивидуальный выбор.
В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования говоритсяотом,что«реализациякомпетент-ностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся» [Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. URL: минобнауки.рф/документы/924].
Взаимодействие в образовательных отношениях в системе «преподаватель-студент» представляет собой систему взаимного воздействия субъектов в совместной деятельности на основе общих целей профессионального развития. Это взаимодействие имеет определенное значение с точки зрения аксиологической составляющей, так как взаимодействие в системе «преподаватель-студент» влияет на формирование системы ценностей будущего специалиста, в числе которых такие ценности, как «человек», «профессия», «образование» и др. Взаимодействие в системе «преподаватель-студент» возникает и реализуется в столкновении мотивов, интересов, целей, позиций, личного опыта. Такое взаимодействие приводит к определенным диалектическим изменениям форм взаимодействия в ходе организации образовательных отношений в вузе.
Изучение взаимодействия преподавателей и студентов в вузе является одной из актуальнейших проблем современного образования. Центральная проблема во взаимодействии преподавателей и студентов - это проблема их взаимоотношений. Каждый из участников образовательных отношений входит в социальную ситуацию, обладая неким накопленным опытом и культурными предпосылками. Разделяемые всеми участниками когнитивные и нормативные предпосылки являются основой для взаимодействия [Андрющенко, 1990, с. 26].
Высшее образование создается на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса, каждый из которых одновременно выступает и как субъект, преследующий общие цели, и как объект ориентации для других уча-
стников. Взаимодействие общностей студентов и преподавателей является результатом взаимосогласованных единичных действий, включающих индивида или группу индивидов, цели деятельности, социальную ситуацию (средства обучения и атмосфера вуза), нормы и ценности, через которые и определяется качество образования в вузе.
Исследования в области педагогической психологии показывают, что в настоящее время значительная часть педагогических трудностей обусловлена не недостатками научной и методической подготовки преподавателей, а деформацией сферы профессионально-педагогического общения, которая является основой образовательных отношений. Педагогическое общение в данном случае является не просто совокупностью средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения. Именно воспитание и обучение определяют характер взаимодействия преподавателей и студентов и рассматриваются как специфическая форма общения, имеющая свои особенности, в то же время, подчиняющаяся общим психологическим закономерностям и принципам, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми. Подобная форма общения включает коммуникативный, перцептивный и интерактивный компоненты [Якиманская, 2011, с. 112]. Студенты и преподаватели как главные субъекты образовательных отношений находятся в постоянном развитии, меняется их отношение к жизни, иерархия их ценностей. Как следствие -необходимость постоянной разработки проблематики педагогики взаимоотношений.
В философских, социологических, педагогических и психологических исследованиях обосновывается, что взаимодействие выступает не только средством достижения образовательных целей, но и имеет самоценность, так как является основным способом контакта между субъектами образовательных отношений в университете [Байденко, 2004, с. 41].
Взаимоотношения в системе «преподаватель-студент» в вузах характеризуется активным использованием разнообразных технических, информационных и других средств, которые необходимы в профессиональной подготовке квали-
фицированных кадров. Однако материальная база, даже самая совершенная, выполняет все же вспомогательную функцию. Главным, решающим звеном в образовательных отношениях выступают преподаватели, так как общение педагогов и студентов нельзя заменить никакими техническими средствами, которые выступают как активные, содержательные, дополнительные факторы. Исходя из этого, приоритетное место в профессиограмме современного преподавателя занимает коммуникативная компетентность, основанная на выстраивании взаимоотношений в системе «преподаватель-студент», позволяющей эффективно решать педагогические задачи в меняющихся социокультурных условиях. Важно, что для преподавателя именно общение (а не сама передача знаний, подготовка профессионалов в определенной области) выступает как цель, содержание и способ деятельности, следовательно, необходимость развития коммуникативной компетентности особенно высока [Брунер, 1977, с. 63].
Для установления конструктивных взаимоотношений со студентами преподавателю необходимо проявлять доброжелательность и уважение к каждому из участников учебного процесса, быть сопричастным к победам и поражениям, успехам и ошибкам обучаемых, сопереживать им [Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. URL: минобнауки.рф/документы/924]. Исследования показывают, что преподаватели, акцентирующие собственное «Я», проявляют формализм в отношении к студентам, поверхностную включаемость в ситуации обучения, авторитарность, подчеркивают собственное превосходство и навязывают свои способы поведения. У преподавателей, направленных на «Другого», проявляется неосознанное подлаживание к студентам, доходящее до самоуничижения, крайне пассивное инициирование их активности. У преподавателей с центрацией «Я - Другой» выявлено устойчивое стремление строить общение на равных началах и развивать его в диалогической форме. Такое взаимодействие объективно способствует гуманизации отношений «преподаватель-студент» и всего обучения в целом.
Мы полагаем, что организация взаимодействия «преподаватель-студент» в вузе должна строиться с учетом двух обстоятельств: форм личностно-
развивающего взаимодействия, нацеленных на мотивацию обучения, и форм личностно-развивающего взаимодействия, нацеленных на организацию, где в качестве основополагающего выступает принцип индивидуально-творческого подхода. Однако именно мотивация определяет доминирующие интересы и стержневую характеристику-направленность личности (доминирующее отношение, доминирующие интересы), что влияет на максимальную реализацию возможностей, «открывает» личность для восприятия нового опыта. Именно в многообразии межличностных отношений реализуется личностно-развивающее взаимодействие, которое влияет на формирование профессиональных ценностей и побуждает интерес к профессиональной деятельности.
Процесс формирования профессиональных ценностей в вузе вызывает интерес у исследователей, однако сущностная характеристика понятия «профессиональные ценности» определена неоднозначно. Обратимся к определению исследователями понятий «ценность», «профессиональные ценности», «ценностные ориентации».
Понятие «ценность» в психологической трактовке эквивалентно некоторому комплексу психологических явлений, которые, хотя и терминологически, обозначаются разными понятиями, но семантически однопорядковы:
A. И. Божович называет их «жизненной позицией»; Н. Ф. Добрынин - «значимостью»; А. Н. Леонтьев - «значением» и «личностным смыслом»;
B. Н. Мясищев - «психологическими отношениями». Ценность внутренне отражает всю жизнь человека, наполняет ее простотой и гармонией, что ведет к подлинной свободе - свободе от колебаний и страхов, свободе творческих возможностей. Ценности не являются неизменными, раз и навсегда упорядоченными, их перестройка возможна.
С. Л. Рубинштейн отмечал, что ценность - значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию - функцию ориентира поведения. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступка [Рубинштейн, 2001].
Ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен. Он характеризуется направленностью и содержанием активности личности, определяет общий подход человека к миру, к себе, придает смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций представляет собой многоуровневую структуру. Пиком ее являются ценности, связанные с идеализациями и жизненными целями личности. Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения, и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения, ядро мотивации и «философию жизни». Ценностные ориентации - способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной). Направленность личности выражает одну из самых существенных ее характеристик, определяющую социальную и нравственную ценность личности. Содержание направленности - это, прежде всего, доминирующие, социально обусловленные отношения личности к окружающей действительности. Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое реальное выражение в деятельности человека (в том числе и в выстраивании взаимодействия в системе «преподаватель студент») и актуализируются в формировании профессиональных ценностей.
И. Ф. Исаев определяет профессиональные ценности как ориентиры, на основе которых человек выбирает, осваивает и выполняет свою профессиональную деятельность. Они характеризуются степенью доминирования, определены знаком, степенью осознанности и степенью изменчивости [Исаев, 2004].
Ценности, ценностные ориентации и профессиональные ценности обеспечивают целостность профессионального мировоззрения, его устойчивость. Именно профессиональные ценности являются фактором, способствующим
развитию профессиональной направленности личности, мобилизации для организации своего поведения и деятельности в соответствии с содержанием профессионального долга.
Актуальным направлением в повышении качества профессионального образования сегодня становится разработка новых подходов, направленных на формирование профессиональных ценностей, где взаимодействие в системе «преподаватель - студент» является условием их эффективного формирования.
Взаимодействие в системе «преподаватель - студент» ориентировано на базовые ценности - человеческое достоинство, милосердие, сострадание. Они составляют сущностную основу человеческого бытия, являются главным условием осуществления механизмов межиндивидуальных связей, обеспечивающих согласованное взаимодействие всех субъектов профессиональной деятельности [Батракова, 2002, с. 22].
Таким образом, подготовка современного поколения специалистов с высшим образованием представляет собой целостные и весьма сложные взаимоотношения в системе «преподаватель - студент». В этих взаимоотношениях не только закладываются и развиваются собственно профессиональные способности, знания, умения и навыки будущих специалистов, но и формируются их основные, сущностные социальные качества и профессиональные ценности.
Библиографический список:
1. Андрющенко, Т. Ю. Психология профессионального общения [Текст] / Т. Ю. Андрющенко. - Волгоград, 1990. - 106 с.
2. Байденко, В. И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса [Текст] / В. И. Байденко, Б. Оскарссон. - М.: Интеллект-Центр, 2004.- 152 с.
3. Батракова, С. Н. Педагогическое общение как диалог в культуре [Текст] / С. Н. Батракова. - М.: Педагогика, 2002. - 43 с.
4. Брунер, Дж. Психология познания [Текст] / Дж. Брунер. - М.: Прогресс, 1977. - 413 с.
5. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] / И. А. Зимняя. - Ростов-н/Д.: Феникс, 1997. - 480 с.
6. А. А. Проблемы выбора стратегии взаимодействия преподавателя и студента на этапе адаптации в педагогическом вузе [Текст] / А. А. Извольская // Молодой ученый. -2012. - №12. - С. 476-478.
7. Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Ф. Исаев. - М.: Академия, 2004. - 208 с.
8. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2001. - 433 с.
9. Собкин, В. С. Качество педагогического образования глазами студента [Текст] / В. С. Собин, О. В. Белова // Педагогика. - 2010. - № 5. - C. 10-17.
10. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. Приложение № 759 [Электронный ресурс]. - 26 с. - URL: минобнау-ки.рф/документы/924 (дата обращения: 10.09.2014).
11. Якиманская, И. С. Основы личностно ориентированного образования [Текст] / И. С. Якиманская. - М.: Бином, 2011. - 224 с.