Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНЫХ ПСИХОМОТОРНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОЙ ИГРЫ ДАРТС'

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНЫХ ПСИХОМОТОРНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОЙ ИГРЫ ДАРТС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНЫЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕНОС ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ / ПРИКЛАДНОЙ ВИД СПОРТА / PROFESSIONALLY APPLIED PSYCHOPHYSICAL QUALITIES / PROFESSIONAL TRAINING / POSITIVE TRANSFER OF MOTOR SKILLS / APPLIED SPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карагодина А.М., Отарян Я.Г., Клычкова О.В., Федорихин В.В.

Введение. В статье представлены результаты эмпирического исследования, целью которого было повышение эффективности профессиональноприкладной психомоторной подготовки студентов архитектурного факультета посредством применения средств спортивной игры дартс. Авторы исходят из того, что применение средств и методов данной игры на занятиях по физической культуре улучшает психофизические и социальные качества, необходимые для профессиональной деятельности. Методология. В исследовании приняли участие девушки (n=40), обучающиеся на факультете архитектуры и градостроительства (АРХиГР) по специальности «Архитектура» (АРХ). Средний возраст респондентов составил 19,8±0,98 года. В исследовании применялись педагогический эксперимент и метод контрольных испытаний по профессионально-прикладной физической подготовке, социально-педагогические методы (самоанализ, самооценка, анализ учебных планов занятий), метод анкетного опроса. Результаты исследования позволяют отметить, что дартс, как вид спорта, имеет возможность прямого прикладного переноса психофизических способностей и сопряженных с ним умений и навыков с игровой формы в деятельностную. Заключение. Авторами подчеркивается, что формируемые у студенток, занимающихся в дартс, психомоторные качества могут найти применение в трудовой деятельности специалиста архитектурного профиля, как для формирования профессиональных компетенций, так и для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карагодина А.М., Отарян Я.Г., Клычкова О.В., Федорихин В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL AND APPLIED PSYCHOMOTOR QUALITIES OF FUTURE ARCHITECTS BY MEANS OF THE SPORTS GAME DARTS

Introduction. The article describes the results of an empirical study aimed at improving the effectiveness of professional and applied physical training of students of the faculty of architecture based on the use of sports game Darts. The authors assume that the use of tools and methods of this game in physical education classes will improve the psychophysical and social qualities necessary for professional training. Methodology. The study involved girls (n=40) who are studying at the faculty of Architecture and urban development (architecture and urbandevelopment) in the specialty architecture. The average age was 19.8±0.98 years. The following research methods were used: pedagogical experiment and method of control tests for professional and applied physical training; socio-pedagogical methods (selfanalysis, self-assessment, analysis of training plans); questionnaire survey method. The results of the study allow us to note that Darts, as a sport, has a direct applied transfer of psychophysical abilities and associated skills. Conclusion. It is emphasized that the psychomotor qualities formed in students engaged in Darts can be used in the work of an architectural specialist, both for the formation of professional competencies, and for active recreation and recovery of General and professional performance.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНЫХ ПСИХОМОТОРНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОЙ ИГРЫ ДАРТС»

УДК/UDC 378.147 А. М. Карагодина, Я. Г. Отарян,

О. В. Клычкова, В. В. Федорихин

A. Karagodina, J. Otaryan, O. Klychkova, V. Fedorikhin

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНЫХ ПСИХОМОТОРНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНОЙ ИГРЫ ДАРТС

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL AND APPLIED PSYCHOMOTOR QUALITIES OF FUTURE ARCHITECTS BY MEANS OF THE SPORTS GAME DARTS

Введение. В статье представлены результаты эмпирического исследования, целью которого было повышение эффективности профессионально-прикладной психомоторной подготовки студентов архитектурного факультета посредством применения средств спортивной игры дартс. Авторы исходят из того, что применение средств и методов данной игры на занятиях по физической культуре улучшает психофизические и социальные качества, необходимые для профессиональной деятельности.

Методология. В исследовании приняли участие девушки (n=40), обучающиеся на факультете архитектуры и градостроительства (АРХиГР) по специальности «Архитектура» (АРХ). Средний возраст респондентов составил 19,8±0,98 года. В исследовании применялись педагогический эксперимент и метод контрольных испытаний по профессионально-прикладной физической подготовке, социально-педагогические методы (самоанализ, самооценка, анализ учебных планов занятий), метод анкетного опроса.

Результаты исследования позволяют отметить, что дартс, как вид спорта, имеет возможность прямого прикладного переноса психофизических способностей и сопряженных с ним умений и навыков с игровой формы в деятельностную.

Заключение. Авторами подчеркивается, что формируемые у студенток, занимающихся в дартс, психомоторные качества могут найти применение в трудовой деятельности специалиста архитектурного профиля, как для формирования профессиональных компетенций, так и для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности.

Introduction. The article describes the results of an empirical study aimed at improving the effectiveness of professional and applied physical training of students of the faculty of architecture based on the use of sports game Darts. The authors assume that the use of tools and meth-

ods of this game in physical education classes will improve the psychophysical and social qualities necessary for professional training.

Methodology. The study involved girls (n=40) who are studying at the faculty of Architecture and urban development (architecture and urbandevelopment) in the specialty architecture. The average age was 19.8±0.98 years. The following research methods were used: pedagogical experiment and method of control tests for professional and applied physical training; socio-pedagogical methods (self-analysis, self-assessment, analysis of training plans); questionnaire survey method.

The results of the study allow us to note that Darts, as a sport, has a direct applied transfer of psychophysical abilities and associated skills.

Conclusion. It is emphasized that the psychomotor qualities formed in students engaged in Darts can be used in the work of an architectural specialist, both for the formation of professional competencies, and for active recreation and recovery of General and professional performance.

Ключевые слова: профессионально-прикладные психофизические качества, профессиональная подготовка, положительный перенос двигательных навыков, прикладной вид спорта.

Keywords: professionally applied psychophysical qualities, professional training, positive transfer of motor skills, applied sport.

Введение

Стратегия современного высшего образования направлена на повышение качества подготовки будущих специалистов любого профиля. При этом речь идет о качестве базовой подготовки не только на уровне фундаментальных знаний, но и на уровне профессиональных компетенций специалиста как комплексного феномена, интегрирующего ценностное восприятие социальной реальности [9; 13].

Образовательный процесс кафедра физического воспитания университета выстраивает с учетом нацеленности на создание оптимальных условий для формирования комплекса профессиональных качеств, умений и навыков средствами физических упражнений [1; 10].

Предлагаемые рядом авторов профессиограммы выявили основные профессиональные психофизические качества, свойственных архитектурным специальностям. Так, Е. Р. Никоновой, В. С. Горбуновой (2015) разработана модель архитектора широкого профиля, которая включает в себя черты художника, ученого, инженера и менеджера [5].

Авторами А. Л. Надыровым, А. С. Шкурковым и Е. Б. Рахимжановым (2016) установлено, что 82 % специалистов архитектурного профиля, работающих в проектных организациях, испытывают статическое физическое напряжение и монотонность работы с большой концентрацией внимания и зрительного анализатора [4].

В авторской методике О. А. Сафоновой и В. Г. Кри-вощекова (2015) был определен комплекс необходимых физических качеств студенток строительного профиля: общая, статическая и динамическая выносливость, способности дозировать силовые напряжения, развитие координации движений, скоростно-силовых способностей [8]. Рабочим звеном у архитекторов являются пальцы, кисти и руки в целом. Постоянное мышечное напряжение обусловливает потребность в развитии необходимых физических качеств: ловкости, гибкости, устойчивости к длительным нагрузкам кистей и пальцев, статической выносливость мышц нижних конечностей, спины, плечевого пояса, - которая помогает удерживать рабочую позу в течение длительного времени [2; 3].

Таким образом, профессия архитектора определяется особенностями его профессиональной деятельности, образом мышления и устремленностью к творчеству, художественными способностями, развитым пространственно-зрительным восприятием, наглядно-образным мышлением, творческим воображением, автономностью и гибкостью проектирования, устремленностью к оригинальности и нестандартности решения, проявлением творческой интуиции [6; 11; 12].

Наше исследование нацелено на выявление тех видов спорта, при использовании средств которых возможен положительный перенос навыков и развитие профессиональных качеств будущих архитекторов. Тем более что научных работ, раскрывающих интересующую нас тему, выявлено не было, что обусловливает актуальность исследования.

Одним из видов спорта, занятия которым могут быть рекомендованы будущему архитектору, является дартс, который входит в программу элективных дисциплин по физическому воспитанию в техническом университете и относится к видам спорта по выбору [7].

Учебный материал по игре в дартс рассчитан на последовательное и постепенное развитие практических навыков, определяющих рост спортивного мастерства. В ходе обучения решаются основные задачи: образовательные -обучение и совершенствование техники, навыков быстрого счета; развивающие - концентрация внимания, мышление, память; воспитательные - укрепление мотивации к занятиям, воспитание воли и целеустремленности, воспитание этичного отношения к сопернику.

Из таблицы 1 видно, что дартс может являться прикладным видом спорта для студенток архитектурного профиля.

Методология

Исследование проводилось на базе структурного подразделения института архитектуры и строительства (ИАиС) Волгоградского государственного технического университета. В педагогическом эксперименте принимали участие студентки 3-го курса (40 чел.) специальности АРХ. Учащиеся контрольной группы (п=20) обучались по общепринятой методике. Экспериментальная группа (п=20) состояла из девушек, занимающихся в секции по игре в дартс. Средний возраст исследуемых студенток - 19,8±0,98 года. Контрольные испытания проводились в течение 2018/19 уч.г.

С целью подтверждения теоретических предпосылок исследования и выявления эффективности методики был проведен сравнительный анализ развития прикладных психомоторных способностей студенток по трем основным блокам. Первый блок исследования направлен на оценку уровня психофизиологических особенностей (глазомер, познавательные функции мозга) будущих архитекторов, второй выявляет уровень развития общей физической подготовленности, и третий показывает состояние коммуникативных способностей, необходимых для общения в будущей профессиональной деятельности.

Для исследования психомоторных особенностей сильнейшей руки, как рабочего звена архитектора, использовалась: кистевая динамометрия с определением точности мышечных усилий (ТМУ,%), а также моторики мелких движений по теппинг-тесту. Ловкость измерялась с помощью теста с лов-

Таблица 1

Сравнительная характеристика исследуемых видов деятельности

Психофизические качества, свойственные деятельности архитектора Проявление данных качеств в профессиональной деятельности архитекторов Развитие профессиональных качеств посредством игры в дартс

I. Психические: интеллектуальные способности (вычислительные, пространственные) Для качественного выполнения своей работы архитекторам следует освоить необходимые методы произведения расчетов и проектирования Игра требует решения базовых математических заданий в устном счете и подсчете суммы очков

II. Социально-психологические: А) нервно-эмоциональная устойчивость; Б) коммуникабельность Умение ориентироваться в нестандартных ситуациях, требующих активного самостоятельного поиска решений. Работа в трудовом коллективе Дартс - это командная игра со всеми особенностями спортивного коллектива

III. Физические качества: A) статическая выносливость; Б) равновесие, баланс; B) сила мышц кистей рук и верхнего плечевого пояса; Г) моторика мелких движений; Д) координация Создание макетных сооружений и архитектурных рисунков, в процессе чего архитектор учится чувствовать и использовать широкий диапазон пластических и выразительных средств, ощущать и применять детали, оценивать пространственные решения и пропорции зданий Игрок добивается успеха, когда выбирает удобную позицию для броска, чем тренирует равновесие, баланс и координацию. При метании дротика развивается моторика рук

IV. Психофизиологические резервы: A) глазомер; Б) устойчивость функциональных систем; B) познавательные функции мозга (концентрация, переключаемость, объем внимания) Опытный архитектор способен определять размеры на бумаге и в жизни с поразительной точностью Целясь в определенный сектор, игрок тренирует глазомер, объем и концентрацию внимания

лей линейки по методике С. А. Думанина (1978). Тест характеризует моторно-сенсорное реагирование мозга. Активная гибкость кисти - при помощи теста на сгибание большого пальца к предплечью.

Одним из важных психических качеств будущих архитекторов является внимание (его концентрация и переключаемость), которое измерялось по корректурной пробе Бурдона - Анфимова (1895).

Исследованы два основных вида глазомера: линейный глазомер - способность определять линейные размеры и расстояние между ними и объемный глазомер - способность определять и сравнивать размеры трехмерных объектов (Е. А. Андронникова, Е. В. Зиака, 2011).

В рассматриваемой нами области деятельности архитектора преобладает статический характер с длительным нахождением в малоподвижном положении. Поэтому устойчивость к гиподинамии является одним из важнейших качеств, которую косвенным путем мы определяли по тесту на статическую выносливость мышц («планка»).

Изменения социальных качеств рассматривались по тесту «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей» (КОС) по методике В. В. Синявского и В. А. Федорошина (2006).

Для оценки игроков был использован тест по индексу DDV (Darts Deviation Value). Этот критерий

позволяет оценить уровень подготовленности игрока в дартс и сравнить свои результаты с результатами сильнейших игроков мира. Для прохождения теста выполняется 200 бросков в сектор утроения 20 (Т20), при этом подсчитывается количество успешных попаданий.

Результаты

Анализируя эффективность тренировочного процесса студенток, занимающихся дартс, можно сказать, что в начале года средний результат успешных попаданий составлял 12,2 раза, а в конце года - 22,4. Трудно сравнивать с мастерами игры, которые из 200 возможных попадают около 90 раз, однако наблюдалась динамика успешных метаний. На фоне роста спортивного мастерства происходили изменения психомоторных показателей у девушек архитектурных специальностей.

Профессиональная деятельность архитектора предъявляет повышенные требования к умению объективно воспринимать и анализировать собственные движения под зрительным и даже без зрительного контроля. Немаловажное значение при этом имеют ловкость и гибкость кистей рук архитекторов. Все эти психомоторные качества проявляются в создании макетных сооружений и архитектурных рисунков. В нашем исследовании полу-

Таблица 2

Показатели функциональных психофизических особенностей сильнейшей руки будущих архитекторов после эксперимента (Х±о)

Показатели Кистевая сила Моторика мелких движений Ловкость Гибкость кисти

Тесты Д (кг) ТМУ,% Теппинг-тест (количество точек в секунду) Ловля линейки (см) Сгибание большого пальца к предплечью (см)

КГ (п=30) 22,4 16,2 5,5 24,4+0,76 9,1+1,23

Оценка: «уд» «уд» «уд» «хор» «уд»

ЭГ(п=30) 26,3±3,8 4,3 6,5±0,52 19,4+0,86 5,6+0,82

Оценка «хор» «отл» «отл» «отл» «отл»

Примечание: Д - динамометрия (кг), ТМУ - точность мышечных усилий (%)

ченные результаты отражаются в количественных изменениях по показателям психомоторного компонента центральной нервной системы студенток архитектурных специальностей. У девушек, играющих в течение учебного года в дартс, показатели точности мышечных усилий на 26,5 % выше, чем у студенток аналогичной специальности, не увлекающихся игрой. Показатели ловкости выше на 20,4 %, гибкости - на 38,5 % (табл. 2).

Полученные результаты выявили корреляционные связи между показателями психомоторных качеств и удачными метательными бросками в мишень дартс. Высокая положительная связь наблюдается между удачными попытками в дартс и силовыми показателями, гибкостью, ловкостью и скоростными параметрами сильнейшей руки девушек архитектурной специальности (табл. 3).

В результате исследования были выявлены значительные различия в показателях глазомера и процессов внимания испытуемых групп.

Занятия в дартс приводят к возможности определять пропорции, расстояние до предмета и трехмерные объемы самого предмета без аппаратуры, что приводит к развитию линейного и объемного глазомера у студенток экспериментальной группы -на 22 % показатели лучше, чем у девушек контрольной. Способность длительное время оставаться сосредоточенным на одном предмете или одной и той же работе необходимое качество для работников архитектурного профиля. Концентрация внимания у студенток, изучивших дартс, на 18 % выше. Для точного выполнения макетных рисунков и переноса внимания с одного объекта на другой необходимо развитие гибкости внимания, или переключаемости внимания. У студенток экспериментальной группы она выше на 21 % (рис. 1).

Таблица 3

Корреляция между показателями психомоторных качеств и точностью удачных попыток в дартс

Показатели Точность

психомоторных качеств будущих архитекторов удачных попыток по индексу DDV

Динамометрия сильнейшей руки (кг) 0,764*

Точность мышечных усилий (%) - 0,392

Количество точек в секунду по теппинг-тесту 0,737*

Ловкость (см) 0,726*

Гибкость кисти (см) 0,899*

*Значимые корреляции Браве - Пирсона при р<0,05

Однако занятия прикладным видом спорта дартс не решают всего комплекса задач профессиональной прикладной физической подготовки (ППФП) студентов. Студентки, занимающиеся на занятиях по общепринятой методике, преуспевают по показателям физической подготовленности: быстроте - на 6,5 %; динамической силе - на 16,4 %; статической силе -на 14,1 %; гибкости - на 16,9 %; общей выносливости -на 8,5 % (табл. 4).

В результате устойчивость к гиподинамии в контрольной группе на 45 % выше, чем в экспериментальной (рис. 1).

Социометрические исследования показали развитие коммуникативных способностей в экспериментальной группе - со среднего уровня (0,58 балла) величины оценочного коэффициента до очень высокого уровня (0,79 балла). Это благоприятно скажется в дальнейшем на общении в трудовом коллективе.

Таблица 4

Показатели физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп после педагогического эксперимента (Х±о)

Физическое качество Быстрота Сила Гибкость Общая выносливость

Тесты Бег 100 м, (с) Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, (количество раз) Упор на предплечьях и стопе, (с) («планка») Наклон вперед из положения сед на полу, (см) Бег 2000 м, (мин, с)

КГ (п=12) 15,7± 0,2 14,6±2,2 103,8±46,1 16,6±2,6 12.35,00±0,04

*Оценка: «отл» «хор» «отл» «отл» «хор»

ЭГ (п =12) 16,8 ±0,3 12,2±3,6 89,2±23,3 13,8±3,2 13.50,00±0,02

*Оценка «уд» «уд» «хор» «уд» «неуд»

* На основе фонда оценочных средств кафедры физического воспитания ИАиС ВолгГТУ

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Глазомер

Концентрация внимания

Переключаемость внимания

Устойчивость к гиподинамии

■ Контрольная группа □ Экспериментальная группа

Рис. 1. Сравнительные показатели психофизических качеств контрольной и экспериментальной групп после эксперимента (%

Заключение

Освоение профессии архитектора происходит за счет не только базовых знаний, но и развития психомоторных качеств, свойственных профессиональной деятельности, которое возможно целенаправленным подбором средств физической культуры. Дартс является прикладным видом спорта, способен воздействовать на процессы познавательной функции мозга - концентрацию и переключаемость внимания. Благодаря процессам ориентирования в пространстве, он также приводит к развитию глазомера студенток архитектурного факультета. Как командная игра, он благоприятно влияет на развитие коммуникативных способностей. Однако студентки, занимающиеся на занятиях общей физической подготовкой, имеют более высокий уровень устойчивости к гиподинамии. Следовательно, в программу подготовки по дартс

необходимо включать упражнения общефизической направленности с аэробными упражнениями циклического характера и силовыми упражнениями преимущественно для развития статического компонента силы.

Дартс как вид спорта с элементами состязательности может быть широко использован не только в процессе совершенствования профессионально-прикладной психофизической подготовки студентов, но и для рекреации будущих работников с целью проведения активного отдыха.

Литература

1. Боброва Г В., Нурматова Т. В., Горшенина И. В. Технология построения системы физического воспитания студентов с учетом уровня их компетенций // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. № 3 (157). С. 46-50.

2. Володина И. В., Седых Н. В. Особенности профессионально-прикладной физической подготовки студентов архитек-

турно-строительного университета // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2009. № 3 (49). С. 6-9.

3. Калинина Н. Е., Жегалова М. Н., Скивко А. В. Научно-методическое обоснование технологии профессионально-прикладной физической подготовки студентов, обучающихся по направлению «Архитектура» // Актуальные проблемы архитектуры, градостроительства и дизайна: теория, практика, образование : материалы Междунар. науч. конф. Волгоград, 2018. C. 342-345.

4. Надыров А. Л., Шкурков А. С., Рахимжанов Е. Б. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов архитектурного факультета // Вестник Науки Казахского агротехнического университета имени С. Сейфуллина. 2016. № 1 (88). С. 81-86.

5. Никонова Е. Р., Горбунова В. С. Социально-проектное мышление и социально-личностные компетенции как неотъемлемые качества архитектора нового поколения [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3 (47), ч. 4. С. 96-102. URL: http://web.snauka.ru/ issues/2015/03/50150.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Пак Л. Г, Беседина И. В. Возможности профессионального образования в развитии творческого потенциала будущих архитекторов [Электронный ресурс] // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2015. № 2 (14). С. 169-174. URL: http://www.vestospu.ru/ archive/2015/articles/Pak_Besedina2-14.html.

7. Проскурякова Н. А. Средства развития способностей студентов - будущих архитекторов // Известия Самарского научного центра России академии наук. 2013. Т. 15, № 2 (4). С. 914-915.

8. Сафонова О. А., Кривощеков В. Г Профессионально-прикладная физическая подготовка студенток строительного профиля на основе комплексного подхода // Теория и практика физической культуры. 2015. № 9. С. 115-120.

9. Сергеева М. Г., Самохин И. С., Соколова Н. Л. Профессиональная компетентность выпускников высших и средних учебных заведений в контексте непрерывного образования // Научный диалог. 2018. № 8. С. 291-303. DOI: 10.24224/2227-1295-2018-8-291-303.

10. Стогова Е. А. О проблемах преподавания физической культуры для студентов технических и творческих специальностей // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 2 (108). С. 155-159.

11. Усманова Ф. К. Технология модульного обучения при формировании профессиональных компетенций студентов // Научное обозрение. Педагогические науки. 2015. № 3. С. 138-139.

12. Филоненко В. И., Мосиенко О. С., Магранов А. С. Представления студенческой молодежи о профессиональном выборе (По материалам межрегиональных социологических исследований 2006-2016 гг.) // Вопросы образования. 2020. № 1. С. 283-301.

13. Yalgin Melda, Ulusoy Mine. Personal and Professional Attitudes of Architecture Students // Social and Behavioral Sciences. 2015. № 174. P. 1820-1828.

References

1. Bobrova G.V., Nurmatova T. V., Gorshenina I. V. Tekhnologiya postroeniya sistemy fizicheskogo vospitaniya studentov s uchetom urovnya ikh kompetentsii [Technology of building up the system of physical education of students taking into account level of their competencies]. Uchenye zapiski universiteta imeni. P. F. Lesgafta, 2018, no. 3 (157), pp. 46-50. (In Russian).

2. Volodina I. V., Sedykh N. V. Osobennosti professional'no-prikladnoi fizicheskoi podgotovki studentov arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta [Features of is professional-applied phisical preparation of students of architecturally-building university]. Uchenye zapiski universiteta imeni. P. F. Lesgafta, 2009, no. 3 (49), pp. 6-9. (In Russian).

3. Kalinina N. E., Zhegalova M. N., Skivko A. V. Nauchno-metodi-cheskoe obosnovanie tekhnologii professional'no-prikladnoi fizicheskoi podgotovki studentov, obuchayushchikhsya po napravleniyu «Arkhitektura» [Scientific and methodological justification of the technology of vocational and applied physical training of students studying in the direction "architecture"]. Actual problems of architecture, urban planning and design: theory, practice, education. Proceedings of the International Scientific Conference. Volgograd, 2018, pp. 342-345. (In Russian).

4. Nadyrov A. L., Shkurkov A. S., Rakhimzhanov E. B. Professional'no-prikladnaya fizicheskaya podgotovka studentov arkhitekturnogo fakul'teta [Vocational and applied physical training of students of the Faculty of Architecture]. Science Bulletin of S. Seifullin Kazakh Agrotechnical University, 2016, no. 1 (88), pp. 81-86. (In Russian).

5. Nikonova E. R., Gorbunova V. S. Sotsial'no-proektnoe myshlenie i sotsial'no-lichnostnye kompetentsii kak neot"emlemye kaches-tva arkhitektora novogo pokoleniya [Social and project thinking, and social and personal competencies integral as an architect as new generation]. Modern scientific researches and innovations, 2015, no. 3 (47), part 4, pp. 96-102. Available at: http://web. snauka.ru/issues/2015/03/50150. (In Russian).

6. Pak L. G., Besedina I. V. Vozmozhnosti professional'nogo obrazovaniya v razvitii tvorcheskogo potentsiala budushchikh arkhitektorov [Possibilities of professional education in creative potential development of future architects]. Vestnik of Orenburg State Pedagogical University. Electronic Scientific Journal, 2015, no. 2 (14), pp. 169-174. Available at: http://www.vestospu.ru/ archive/2015/articles/Pak_Besedina2-14.html. (In Russian).

7. Proskuryakova N. A. Sredstva razvitiya sposobnostei studentov -budushchikh arkhitektorov [Means of progress of capacities of students - future architects]. Izvestia Samara Scientific Center of Russia Academy of Sciences, 2013, vol. 15, no. 2 (4), pp. 914-915. (In Russian).

8. Safonova O. A., Krivoshchekov V. G., Professional'no-prikladnaya fizicheskaya podgotovka studentok stroitel'nogo profilya na osnove kompleksnogo podkhoda [Applied professional physical training of female students specializing in construction based on comprehensive approach]. Theory and Practice of Physical Culture, 2015, no. 9, pp. 115-120. (In Russian).

9. Sergeeva M. G., Samokhin E. S., Sokolova N. L. Professional'naya kompetentnost' vypusknikov vysshikh i srednikh uchebnykh zavedenii v kontekste nepreryvnogo obrazovaniya [Professional competence of graduates from higher and secondary special educational institutions in context of continuous education]. Scientific Dialogue, 2018, no. 8, pp. 291-303. (In Russian).

10. Stogova E. A. O problemakh prepodavaniya fizicheskoi kul'tury dlya studentov tekhnicheskikh i tvorcheskikh spetsial'nostei [Studying of level of readiness of students to occupations by physical culture as the necessary condition of successful development of the program]. Uchenye zapiski universiteta imeni. P F. Lesgafta, 2014, no. 2 (108), pp. 155-159. (In Russian).

11. Usmanova F. K. Tekhnologiya modul'nogo obucheniya pri formirovanii professional'nykh kompetentsii studentov [Technology of the module educating at forming of professional competenses of students]. Science Review. Pedagogical Sciences, 2015, no. 3, pp. 138-139. (In Russian).

12. Filonenko V. I., Mosienko O. S., Magranov A. S. Predstavleniya studencheskojmolodezhi o professional'nom vybore (Po materialam mezhregional'nyh sociologicheskih issledovanij 2006-2016 gg.) [Students' Perceptions of Career Choices (Based on the findings of cross-regional sociological studies conducted in 2006-2016)]. Educational Studies. Moscow, 2020, no. 1, pp. 283-301. (In Russian).

13. Yalgin Melda, Ulusoy Mine. Personal and Professional Attitudes of Architecture Students. Social and Behavioral Sciences, 2015, no. 174, pp. 1820-1828. (In English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.