Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ПОЗИЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ'

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ПОЗИЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионализм / модель / преподаватель высшей школы / профессиональное развитие / личностно-профессиональные качества / professionalism / model / high school teacher / professional development / personal and professional qualities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордиенко Татьяна Петровна, Мезенцева Анна Игоревна, Михайлова Алла Григорьевна

В статье проанализирована научная и научно-методическая литература по проблеме развития профессионально-личностной позиции преподавателя высшей школы и предложена разработанная авторская модель развития профессионально-личностной позиции педагога высшей школы. В статье профессионально-личностная позиция педагога рассматривается как интегральная характеристика личности, представленная качествами, обеспечивающими эффективную педагогическую деятельность, а также описан педагогический эксперимент, который был проведен на базе Черноморского высшего военно-морского училища имени П.С. Нахимова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гордиенко Татьяна Петровна, Мезенцева Анна Игоревна, Михайлова Алла Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the scientific and methodological literature on the problem of the development of the professional and personal position of a higher school teacher and suggests the author's model of the development of the professional and personal position of a higher school teacher. The article considers the professional and personal position of a teacher as an integral characteristic of a personality, represented by qualities that ensure effective pedagogical activity, and also describes a pedagogical experiment that was conducted on the basis of the Black Sea Higher Naval School named after P.S. Nakhimov.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ПОЗИЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ»

Студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью», должны иметь представление о современных рекламных инструментах, отличающихся высокой эффективностью. Поэтому данная статья актуальна для будущих специалистов в области пиара и маркетинга.

Литература:

1. Гандалоева, М.Т. Интернет-мем как избирательная технология / М.Т. Гандалоева // Учёные записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. - 2017. - Т. 3 (69). -С. 104-110

2. Голубева, А.Р. Мем как феномен культуры / А.Р. Голубева, Т.А. Семилет, // Культура и текст. - 2017. - №3 (30). -С. 193-203

3. Кириллова, Н.П. Формирование информационных компетенций / Н.П. Кириллова // Гаудеамус. -2010. -№16 (2). -С. 1-3

4. Лукьянчикова, М.В. Специфика использования интернет-мемов в маркетинговых целях / М.В. Лукьянчикова, Э.Н. Бердникова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2017. - №4 (30). - С. 53-57

5. Рагимов, А.Р. Эффективность рекламы / А.Р. Рагимов, Н.П. Газалиева // Вопросы структуризации экономики. -2010. -№3. -С. 107-109

6. Суворова, B.C. Интернет-мемы как современный инструмент визуализации медиатекстов / B.C. Суворова // Огарёв-Online. - 2022. - № 5 (174). - С. 1-4

Педагогика

УДК 378:371.3:004

доктор педагогических наук, профессор Гордиенко Татьяна Петровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); доцент кафедры «Дидактика, методики и технологии обучения» Мезенцева Анна Игоревна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет» (г. Севастополь); старший преподаватель кафедры «Иностранные языки» Михайлова Алла Григорьевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Севастопольский государственный университет» (г. Севастополь)

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ПОЗИЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Аннотация. В статье проанализирована научная и научно-методическая литература по проблеме развития профессионально-личностной позиции преподавателя высшей школы и предложена разработанная авторская модель развития профессионально-личностной позиции педагога высшей школы. В статье профессионально-личностная позиция педагога рассматривается как интегральная характеристика личности, представленная качествами, обеспечивающими эффективную педагогическую деятельность, а также описан педагогический эксперимент, который был проведен на базе Черноморского высшего военно-морского училища имени П.С. Нахимова.

Ключевые слова: профессионализм, модель, преподаватель высшей школы, профессиональное развитие, личностно-профессиональные качества.

Annotation. The article analyzes the scientific and methodological literature on the problem of the development of the professional and personal position of a higher school teacher and suggests the author's model of the development of the professional and personal position of a higher school teacher. The article considers the professional and personal position of a teacher as an integral characteristic of a personality, represented by qualities that ensure effective pedagogical activity, and also describes a pedagogical experiment that was conducted on the basis of the Black Sea Higher Naval School named after P.S. Nakhimov.

Key words: professionalism, model, high school teacher, professional development, personal and professional qualities.

Введение. Особую актуальность в современных реалиях приобретают исследования, нацеленные на проектирование наиболее эффективных способов образовательной деятельности, способствующей развитию профессионализма педагога высшей школы. Эффективность совершенствования отечественного образования зависит от того, насколько все субъекты данного процесса будут способны поддерживать профессионализм и конкурентоспособность. Одним из наиболее перспективных направлений развития отечественного образования «становится повышение профессионального мастерства, распространение передового опыта, создание инновационной образовательной среды» [1, С. 4].

Профессия педагога предъявляет требования, обусловленные текущей ситуацией. Эффективность профессиональной деятельности зависит от личностных и деловых качеств преподавателя и его профессионально-личностной позиции ¡2]. Целью исследования является создание модели, обеспечивающей эффективное развитие профессионально-личностной позиции педагога высшей школы. Для этого необходимо обозначить показатели профессионально-личностной позиции педагога и определить пути развития профессионально-личностной позиции педагога высшего образования.

Изложение основного материала статьи. Актуальность представленной работы обусловлена тем, что профессионально-личностная позиция педагога рассматривается не как высокий уровень владения умениями, необходимыми для педагогической деятельности, а как интегральная характеристика личности, выраженная совокупностью педагогического мастерства, эмоциональной устойчивости, индивидуального имиджа педагога, креативности, уважения, нравственных качеств, работоспособности и позитивного мышления. Данные качествами обеспечивают эффективную педагогическую деятельность. Научная значимость работы заключается в том, что разработана авторская модель развития профессионально-личностной позиции педагога высшей школы. Практическая значимость работы состоит в возможности применения представленной модели в образовательном процессе вуза с целью формирования конкурентоспособного педагога.

Методами исследования являются теоретические и эмпирические. Проведен педагогический эксперимент, в котором участвовали преподаватели Черноморского высшего военно-морского орденов Нахимова и Красной Звезды училища имени П.С. Нахимова (ЧВВМУ).

Изучением возможностей образовательного пространства в профессиональной подготовке педагогов занимались М.Е. Вайндорф-Сысоева, А.А. Вербицкий, Я.И. Кузьминов и др. Использование информационных технологий в образовательном процессе были предметом обсуждения ученых М.Е. Вайндорф-Сысоева, В.В. Пчелякова, К.М. Мозер, М.Ахмад [2,3,4].

В современной науке существуют различные взгляды на профессионализм. Ученые В.И. Сластенин, E.H. Шиянов,

A.И. Мищенко, В.Я. Синенко, А.К. Маркова понимают его как способность к определенному виду профессии, где совокупность знаний, умений и навыков необходима для эффективного взаимодействия. Вопросами повышения профессионализма занимались Л.В. Кондратенко, Т.В. Зубрева, С.Е. Гирич [5-7] и др. Так, М.С. Мантрова и И.В. Чикова изучали повышение квалификации преподавателей как условие обеспечения конкурентоспособности вуза Г81.

«Для того чтобы обеспечить качество образования и удовлетворить запрос общества, каждый преподаватель высшей школы должен, несомненно, обладать профессиональными компетенциями» [8, С. 352], а также профессионально-личностной позицией.

Авторская модель развития профессионально-личностной позиции педагога включает блоки, которые характеризуются смысловым содержанием. Структура процесса формирования профессионально-личностной позиции преподавателя представлена целевым, теоретико-методологическим, содержательным, процессуальным и аналитико-результативным компонентами:

- Целевой компонент - повышение уровня профессионально-личностной позиции педагога высшей школы является целью реализации модели.

- Теоретико-методологический компонент модели включает в себя следующие методологические подходы, на которые мы ориентировались при ее проектировании: личностно ориентированный [9], системный, деятельностный и компетентностный подходы [10]:

- системный подход (С.И. Архангельский, В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Л.С. Выготский, В.А. Сластенин и др.) позволяет рассматривать процесс формирования профессионально-личностной позиции педагога как целостную систему;

- личностно ориентированный подход рассматривает развитие педагогов на основе индивидуальной траектории с учетом способностей каждого педагога, возможностей, мотивов, интересов и потребностей (Э.Ф. Зеер, В.В. Сериков,

B.Д. Шадриков, И.С. Якиманская и др.);

- компетентностный подход (Р.Н. Азарова, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, В.В. Сафонов, В.Д. Шадриков и др.), реализация которого позволила определить компетенции преподавателя. Применение данного подхода позволило определить критерии уровня сформированности профессионально-личностной позиции педагога.

- Содержательный компонент раскрывает сущность деятельности по организации проектирования процесса формирования профессионально-личностной позиции педагога [11].

- Процессуальный компонент включает в себя оптимальное сочетание средств, методов, форм, приемов работы с педагогами, направленных на развитие их профессионально-личностной позиции [121.

Выделены следующие средства, формы и методы формирования профессионально-личностной позиции педагогов:

1. Мотивация творческого самосовершенствования: конкурсы педмастерства, участие в мероприятиях ко дню открытых дверей.

2. Организация творческих общений, применение методов диагностики как обязательного анализа для принятия мер по улучшению образовательного процесса.

3. Помощь в организации и обеспечении работоспособности образовательного учреждения с учетом его целей и

4. Аттестация педагогических работников.

5. Прохождение курсов повышения квалификации.

- Аналитико-результативный компонент оценки проектирования процесса развития профессионально-личностной позиции педагогов, суть которого заключается в выборе методик оценки её критериев [131.

Профессионализм преподавателя высшей школы выражен, прежде всего, в уровне, позволяющему судить о личном соответствии квалификации занимаемой должности, статусу и читаемой дисциплине. «Модернизация процесса образования заключается в повышении качества образования и грамотном использовании механизмов его регулирования» [8, С. 353]. Данный уровень, может быть, достигнут благодаря курсам повышения квалификации преподавателей университетов.

В силу особенностей вузовской деятельности, все педагоги должны заниматься научно-исследовательской, учебной, учебно-методической и воспитательной деятельностью, поскольку высшей ступенью выражения ценностного отношения преподавателя к своей деятельности является профессионализм. Так, на кафедре «Иностранные языки» Севастопольского государственного университета (СевГУ) регулярно проводят мониторинг повышения квалификации; данные заносятся в гугл-таблицу. В 2023 году из 40 преподавателей кафедры уже записались на курсы повышения педагогического мастерства 19 чел. (47,5%), причем некоторые выбрали несколько курсов. В списке курсов, представленном в Приказе ректора «О плане повышения квалификации работников Университета на 2023 год» [14], наиболее значимыми оказались следующие направления:

- «Психология коммуникаций и конфликтов» - 7 чел. (49%).

- «Ключевые компетенции преподавателя в цифровую эпоху», «Развитие социальных сетей в университетской среде. Цифровые и информационно-коммуникационные технологии в образовании» - 7 чел. (49%).

- «Академический преподаватель в современных условиях» - 10 чел. (52,63%).

- «Подготовка научных публикаций в изданиях перечня ВАК, наукометрической базы РИНЦ: жанры, стиль, структура» - 1 чел. (5,3%). Обобщенные результаты по выбору направления повышения квалификации преподавателями представлены на рис. 1.

Подготовка научных публикаций в изданиях 1 я^ж

Академический преподаватель в 1 ^^^

Ключевые компетенции преподавателя в ^^^^

Психология коммуникаций и конфликтов ЩШщ

0 10 20 30 40 50 60

Рисунок 1. Количество преподавателей, записавшихся на курсы повышение квалификации на кафедре

«Иностранные языки» СевГУ

В контексте осуществления процесса развития профессионально-личностной позиции преподавателя был реализован принцип полисубъектного взаимодействия в характере взаимодействия субъектов профессиональной деятельности, выраженном в развитии партнерства, общении и атмосфере сотрудничества между участниками образовательного процесса [15]. Проведен педагогический эксперимент с целью рассмотрения целесообразности выделенных компонентов процесса формирования профессионально-личностной позиции преподавателя. Методы исследования включали: теоретические (анализ литературы по обозначенной теме, синтез, классификация, обобщение и моделирование), которые позволяют определить показатели профессионализма педагога высшей школы, условия и возможности организации научно-исследовательской работы.

Проведено эмпирическое исследование, в котором участвовали преподаватели кафедры иностранных языков Черноморского высшего военно-морского орденов Нахимова и Красной Звезды училища имени П.С. Нахимова (ЧВВМУ) (N=25), а также кафедры «Иностранные языки» Севастопольского государственного университета (N=19).

Эксперимент по реализации процесса развития профессионально-личностной позиции педагога высшей школы включал диагностический, формирующий и контрольный этапы.

На первом этапе эксперимента, который проходил с 2019 года по 2022 год в ЧВВМУ, изучались условия и возможности организации научно-исследовательской работы, нормативно-правовые документы; выявлялся исходной уровень профессионализма педагога высшей школы. Уровень развития профессионально-личностной позиции педагога высшей школы определялся с помощью проведения авторского анкетирования (табл. 1).

На формирующем этапе эксперимента проводилась активная работа со специалистами отдела переподготовки преподавателей ЧВВМУ.

Таблица 1

Исходный уровень профессионально-личностной позиции педагога высшей школы (в %)

Уровни Экспериментальная группа Контрольные группы

Высокий 12,8 13,1

Средний 23,7 24,1

Низкий 63,5 62,8

Из результатов видно, что, в основном, у преподавателей превалирует низкий уровень профессионально-личностной позиции (63,5 %). Также проанализирована роль педагогического стажа в сформированности профессионально-личностной позиции педагога (табл. 2).

Таблица 2

Оценка уровня профессионально-личностной позиции педагога высшей школы (в %)

Уровни более 30 лет 20-30 лет 15-20 лет 10-15 лет 5-10 лет до 3 лет

Высокий 34,4 32 23,4 9,8 0,4 0

Средний 16,7 18 25 28,3 7,9 4,1

Низкий 0 0 2,6 3,9 25,6 67,9

Дополнительно проведено исследование среди обучающихся гражданского факультета радиотехники и защиты информации ЧВВМУ специалитета и магистратуры с целью определения профессионализма преподавателя.

В опросе приняли участие 34 респондентов специалитета (N=34) и магистратуры (N=15) в 2022 году, которые определили наиболее значимые профессионально-личностные качества, умения и навыки преподавателя вуза. В итоге были получены результаты, представленные в виде диаграммы на рисунке 1.

Рисунок 2. Результаты опроса обучающихся ЧВВМУ

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что преподаватели должны обладать следующими критериями профессионально-личностной позиции: креативностью, эмоциональной устойчивостью, уважением, нравственными качествами, работоспособностью, позитивным мышлением. Критерии профессионально-личностной позиции педагога представлены в таблице 3.

Таблица 3

Критерии профессионально-личностной позиции педагога

Критерии Показатели

Мотивационный сформированность мотивов, целей, познавательных потребностей в профессиональной сфере

Содержательный знание основ своей профессиональной деятельности

Практический педагогическое мастерство как выполнение на хорошем уровне лучших образцов передового педагогического опыта, владение приемами индивидуального подхода к обучающимся, методами передачи знаний; осуществления личностно-ориентированного обучения и др.

Коммуникативный самостоятельное и целесообразное владение приемами коммуникативной деятельности: они применяются осмысленно и используются при выполнении всех видов практической деятельности и в процессе общения

Эмоциональный эмоциональная устойчивость

Для проверки результатов реализации процесса развития профессионально-личностной позиции педагога высшей школы в рамках процессуального компонента, который включал сочетание средств, методов, форм, приемов работы с педагогами, был проведен итоговый этап эксперимента.

Основными путями повышения профессионализма, которые применялись в процессе эксперимента, были следующие: расширение диапазона представлений о профессионально-личностной позиции преподавателя вуза; выступления на научных мероприятиях различного уровня; изучение и создание он-лайн курсов с помощью современных цифровых средств; разработка методических указаний и рекомендаций; создание персонального сайта; реализация научных результатов; изучение профессиональной литературы; аттестация и повышение квалификации. Неотъемлемой частью профессионального развития является практико-ориентированная и результативная заинтересованность преподавателя в развитии профессиональной области и себя в ней.

Результаты диагностики сформированности профессионально-личностной позиции педагога приведены в таблице 4.

Таблица 4

Уровень профессионально-личностной позиции педагога на итоговом этапе (в %)

Уровни Экспериментальная группа Контрольные группы

Высокий 18,1 14,2

Средний 38,7 27,1

Низкий 43,2 58,7

Преподаватели настроены оптимистично по поводу применения выделенных средств повышения уровня профессионализма. Результаты высокого и среднего уровней профессионально-личностной позиции преподавателей возросли.

Залогом эффективности процесса развития профессионально-личностной позиции педагога является творческое содружество всех участников образовательного процесса вуза, интерес педагогов-практиков к самосовершенствованию.

Выводы. Таким образом, для сформированности мотивационного критерия характерно наличие у педагога устойчивой мотивации профессиональной деятельности. Педагогом осознается собственная профессионально-личностная позиция как ценность, развиты ответственность, устойчивый познавательный интерес, потребность в личностном и профессиональном самосовершенствовании.

Знание основ своей профессиональной деятельности представляет содержательный показатель, который является одним из системообразующих. Содержательный компонент представляет собой систему умений, навыков, имеющих профессиональную направленность, поэтому проводится аттестация педагогических работников и повышение квалификации. Педагогическое мастерство предполагает накопленный профессиональный опыт, постоянное самосовершенствование, владение приемами индивидуального подхода, методами передачи знаний.

Владение приемами межличностного взаимодействия представлено развитым коммуникативным критерием, в основе которого лежит коммуникативная установка - сформированная готовность педагога к взаимодействию, детерминированная имеющимся у него опытом коммуникаций и переживаниями по поводу взглядов партнеров по общению.

Эмоциональная устойчивость развивается в доброжелательной среде и является результатом целостной функциональной системы саморегуляции. Эмоциональный показатель - единство интеллектуальных, эмоциональных, волевых отношений, в которые преподаватель вовлекается в условиях напряженной педагогической деятельности.

Основными путями повышения уровня профессионально-личностной позиции (мотивационного, содержательного, практического, коммуникативного и эмоционального) являются: профессиональное развитие педагога; выступления на научных конференциях; разработка теоретических, методических и научных разработок; публикационная активность; чтение профессиональной литературы; аттестация педагогических работников и самообразование педагога.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть полезны работникам образования. Перспективами дельнейших исследований являются вопросы применения цифровых инструментов для достижения самоактуализации будущих педагогов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература:

1. Печеркина, A.A. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика [Текст]: монография / A.A. Печеркина, Э.Э. Сыманюк, Е.Л. Умникова: Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2011. -233 с.

2. Воинова, О.И. Личность и киберсоциум: становление киберсоциальности и классификация людей по степени интегрированности в киберсоциум / О.И. Воинова, В.А. Плешаков // Электронный научно-публицистический журнал «HomoCyberus». -2018. -№ 1(4). - [Электронный ресурс]. -https://clck.ru/yAKjV

3. Ahmad, М. The impact of integrating ICT in Malay foreign language teaching and learning / M. Ahmad, R.A. Rashid, N.R. Mansor, C.M. Sung, E.M. Hussain // Journal of Physics Conference Series. -2021. -№ 2. - Pp. 1-13

4. Moser, K.M. Remote teaching during COVID-19: Implications from a national survey of language educators / K.M. Moser, Т. Wei, D. Brenner// System.-2021.-№ 97(4). - Pp. 158-172

5. Вайндорф-Сысоева, M.E. Перспективы использования цифрового следа в образовательном и научном процессах / М.Е. Вайндорф-Сысоева // Вестник Миниского университета. - 2021. - Том 9. - №3.

6. Кондратенко, Л.В. Развитие профессиональных педагогических компетенций - фактор повышения качества образовательного процесса / Л.В. Кондратенко // Повышение профессионального мастерства педагога: опыт и современные тенденции развития : материалы региональной заочной научно-практической конференции (г. Белгород, 29 октября 2020 г.) / ОГАОУ ДПО «БелИРО»; отв. редактор A.A. Жерновая. - Белгород: ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2020. - 243 с.

7. Лапшова, A.B. Критерии и показатели профессионализма педагога в системе дополнительного образования / A.B. Лапшова // Вестник Мининского университета. -2014,- № 4(8). - С. 31.

8. Мантрова, М.С. К вопросу повышения квалификации преподавателей как условия обеспечения конкурентоспособности вуза в контексте болонского процесса / М.С. Мантрова. - С. 352-356. - URL: https://core.ac.uk/download/pdf/237216651.pdf

9. Михайлова, А.Г. Образовательные ресурсы виртуальной среды в процессе изучения иностранного языка [Текст] / А.Г. Михайлова, А.И. Мезенцева // Цифровая экономика: перспективы развития и совершенствования: сборник научных статей 3-й Международной научно-практической конференции. - Курск, 2022. - С. 262-265

10. Мезенцева А.И. Проблема резильентности в условиях изучения иностранного языка / А.И. Мезенцева, А.Г. Михайлова // Российские и зарубежные практики повышения резильентности образовательных организаций. Материалы I Международной научно-практической конференции. - Казань, 2022. - С. 126-131

11. Косцова, М.В. Личностная самоэффективность курсантов высшего военно-морского училища / М.В. Косцова, А.Г. Михайлова// Школа молодых новаторов. Сборник научных статей 3-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых. В 3-х томах. - Курск, 2022. - С. 60-64

12. Mikhaylova, A.G. Activating teaching methods in foreign language education / A.G. Mikhaylova, T.A. Kokodey II Гуманитарно-педагогическое образование. -2022. - T.8.-№ 1. - С. 126-130

13. Антонов, H.B. Основные принципы построения модели социально-педагогического проектирования профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций / Н.В. Антонов // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 8-2. - С. 280-284,-URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36144

14. Приказ «О плане повышения квалификации работников Университета на 2023 год» № 442-п от 07.03.2023. - URL: https://goo.su/Wo5nzPs

15. Yagan, Е. Professional self-understanding of teachers in different career stages: a phenomenological analysis / E. Yagan. -BMC Psychol. -№10, 57. -2022. -https://doi.org/10.1186/s40359-022-00769-w

Педагогика

УДК 378:371.3:004

доктор педагогических наук, профессор Гордиенко Татьяна Петровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); кандидат географических наук, доцент кафедры математики и физики Билялова Лилия Ремзиевна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); аспирант Меметова Гузель Энверовна

Государственное бюджетное образовательной учреждение высшего образования республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В работе рассмотрены особенности учебно-познавательной деятельности обучающихся в условиях цифровой трансформации образования. Проанализированы направления использования облачных инфокоммуникационных технологий в образовательном процессе, возможности и способы их применения в учебно-исследовательской, самостоятельной и проектной деятельности. Описано использование облачных ресурсов и сервисов в образовательном процессе в педагогическом вузе.

Ключевые слова: цифровая трансформация образования, облачные технологии, учебно-исследовательская деятельность, самостоятельная работа, проектная деятельность, инфокоммуникационные технологии.

Annotation. We consider the features of educational and cognitive activities of students in the conditions of digital transformation of education. The using cloud infocommunication technologies directions in the educational process, the possibilities and methods of their application in educational and research, independent and project activities are analyzed. The use of cloud resources and services in the educational process at a pedagogical university is described.

Key words: digital transformation of education, cloud technologies, educational and research activities, independent work of a student, project activity, information and communication technologies.

Введение. Широкие возможности современных сетевых технологий создают условия для интенсификации цифровой трансформации образования, цель которой состоит в индивидуализации и повышении результативности образовательного процесса. Личностно-ориентированный подход в образовательной деятельности, базирующийся на субъект-субъектной парадигме, и, соответственно, ответственности самого обучающегося за результат обучения, стимулирует развитие самообразования, в том числе, с использованием актуальных цифровых интерактивных форм и средств обучения. Прогрессивный образовательный процесс фокусируется на самообучении, высоком уровне само мотивации и познавательной активности обучающегося, достаточной степени обеспеченности образовательными, педагогическими, техническими ресурсами и технологиями. При этом педагогам приходится самостоятельно решать проблемы выбора, разработки и/или использования цифровых ресурсов и технологий в рамках электронного образовательного пространства, которое предоставляется образовательной организацией. Поэтому место и роль педагога на этапе цифровизации образования существенно меняется. От него требуется осваивать соответствующие компетенции, изменение психологического восприятия, связанных с изменением компетенций субъектов и внешней среды образовательного процесса, подготовки педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.