Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ШТУРМАНОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИСПОЛНЕНИЮ ОБЯЗАННОСТЕЙ НА ПЕРВИЧНОЙ ДОЛЖНОСТИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ШТУРМАНОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИСПОЛНЕНИЮ ОБЯЗАННОСТЕЙ НА ПЕРВИЧНОЙ ДОЛЖНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ШТУРМАНОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FUTURE NAVIGATORS PREPARATION / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / PROFESSIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордиенко Татьяна Петровна, Паткаускас Александр Витаутасович, Головко Александр Викторович

В статье проанализированы особенности профессиональной деятельности будущих штурманов. Определены факторы, раскрывающие специфику профессиональной подготовки в морском вузе. Рассмотрены содержательные особенности педагогических технологий и основные источники проектирования педагогических технологий подготовки будущих штурманов. Выявлено, что педагогическая технология подготовки будущих штурманов к самостоятельному исполнению обязанностей на первичной должности представляет собой научно-теоретическое структурирование процесса профессиональной подготовки будущих штурманов к самостоятельному исполнению обязанностей на первичной должности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гордиенко Татьяна Петровна, Паткаускас Александр Витаутасович, Головко Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL TECHNOLOGY FOR PREPARING FUTURE NAVIGATORS FOR INDEPENDENT PERFORMANCE OF DUTIES IN PRIMARY POSITION

The article analyzes the future navigators professional activity. The factors that reveal the specifics of professional training at a maritime university have been determined. The substantive features of pedagogical technologies and the main sources of designing pedagogical technologies for training future navigators are considered. It was revealed that the preparing future navigator’s pedagogical technology for independent duties performance in a primary position is a scientific and theoretical structuring of the future navigators professional training process for duties independent performance in a primary position.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ШТУРМАНОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИСПОЛНЕНИЮ ОБЯЗАННОСТЕЙ НА ПЕРВИЧНОЙ ДОЛЖНОСТИ»

3. Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность - М.: Академия, -2000 г. - 624 с.

4. Кулка, Иржи. Психология искусства / Иржи Кулка; [пер с чешск. И.В. Олива]. - Харьков: Гуманитарный Центр, 2014. - 558 с.

5. Пуляева, Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. - 80 с.

6. Никитин, В.Ю. Модерн-джаз танец. История. Методика. Практика / В.Ю. Никитин. - М.: ГИТИС, 2000 - 2000 с.

Педагогика

УДК 355.232.3:371.134

доктор педагогических наук, профессор Гордиенко Татьяна Петровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); кандидат технических наук, доцент Паткаускас Александр Витаутасович Федеральное государственное бюджетное военное образовательное учреждение высшего образования «Черноморское высшее военно-морское ордена Красной

Звезды училище имени П.С. Нахимова» Министерства обороны Российской Федерации (г. Севастополь); старший преподаватель кафедры кораблевождения Головко Александр Викторович

Федеральное государственное бюджетное военное образовательное учреждение высшего образования «Черноморское высшее военно-морское ордена Красной

Звезды училище имени П.С. Нахимова» Министерства обороны Российской Федерации (г. Севастополь)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ШТУРМАНОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИСПОЛНЕНИЮ ОБЯЗАННОСТЕЙ НА ПЕРВИЧНОЙ ДОЛЖНОСТИ

Аннотация. В статье проанализированы особенности профессиональной деятельности будущих штурманов. Определены факторы, раскрывающие специфику профессиональной подготовки в морском вузе. Рассмотрены содержательные особенности педагогических технологий и основные источники проектирования педагогических технологий подготовки будущих штурманов. Выявлено, что педагогическая технология подготовки будущих штурманов к самостоятельному исполнению обязанностей на первичной должности представляет собой научно-теоретическое структурирование процесса профессиональной подготовки будущих штурманов к самостоятельному исполнению обязанностей на первичной должности.

Ключевые слова: подготовка будущих штурманов, педагогическая технология, профессиональная деятельность.

Annotation. The article analyzes the future navigators professional activity. The factors that reveal the specifics of professional training at a maritime university have been determined. The substantive features of pedagogical technologies and the main sources of designing pedagogical technologies for training future navigators are considered. It was revealed that the preparing future navigator's pedagogical technology for independent duties performance in a primary position is a scientific and theoretical structuring of the future navigators professional training process for duties independent performance in a primary position.

Keywords: future navigators preparation, educational technology, professional activities.

Введение. На современном этапе развития общества актуальной проблемой становится подготовка будущих штурманов с конкурентоспособным уровнем профессиональной квалификации, что определяет потребность в совершенствовании их профессиональной подготовки, в том числе и подготовки современных специалистов морского флота как одной из составляющих системы профессионального образования России. В настоящее время профессиональная деятельность будущего штурмана предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовленности курсантов морских вузов. То естьвозрастает необходимость подготовки высококвалифицированных, компетентных кадров, которым присущи высокая степень мотивации к профессиональной деятельности, способности эффективного применения в практической деятельности системы профессиональных знаний, компетенций, а также личностных качеств, позволяющих осуществлять межличностное взаимодействие в служебных ситуациях, способствуя эффективной реализации профессиональных функций.

Изложение основного материала статьи. Проанализировав особенности профессиональной деятельности будущих штурманов, можно говорить об определенных факторах, раскрывающих специфику профессиональной подготовки в морском вузе:

- морская среда, предполагающая овладение определенными знаниями и навыками, позволяющими осуществлять профессиональную работу и прогнозировать последствия своих решений;

- условия профессиональной деятельности на корабле, связанные с организацией повседневной службы в соответствии с Корабельным уставом;

- специфика осуществления деятельности, связанная с тем, что профессиональная подготовка личного состава не всегда соответствует содержанию конкретной работы;

- выпускники морских вузов не всегда могут применить имеющиеся знания и сформированные компетенции для управления вверенными силами и средствами;

- характер профессиональной деятельности определяет в конечном итоге требования к уровню знаний, навыков и умений будущего штурмана, а также способности применять их на практике.

Организация образовательного процесса вморском вузе, периодичность, интенсивность и целенаправленность учебно-воспитательной работы, технологии обучения должны быть направлены на решение данной задачи. Необходимо отметить, что Национальная доктрина образования в РФ ориентирует стратегические цели образования на взаимосвязь с проблемами развития российского общества, и «отражает решимость и волю государства принять на себя вместе с общественностьюответственность за настоящее и будущее отечественного образования, являющегося основой социально-экономического и духовного развития России» [1]. В данном документе определены фундаментальные целевые ориентиры российской

системы образования, ответственность государства в образовательной сфере и перспективы реализации доктрины.

Также необходимо отметить, что одним из важных элементов модернизации профессиональной подготовки будущих штурманов на современном этапе становятся инновационные педагогические технологии, генерирующие современные информационные, социальные, педагогические, психологические, культурные аспекты профессионального развития специалиста. Требования к повышению качества подготовки военных специалистов потребовали серьезной реорганизации технологий организации образовательного процесса, пересмотра учебно-методического арсенала с опорой на проектирование новых педагогических технологий и формирование адекватных мотивационных установок будущей профессиональной деятельности [2].

Формирование профессиональной компетентностибудущих штурманов требует серьезных изменений в организации и содержании образовательного процесса образовательного учреждения с учетом использования методов и средств учебной деятельности, побуждающих курсантов (обучающихся) к осуществлению учебно-познавательного процесса, способствуя повышению их познавательной активности, самостоятельности, эффективности решения учебно-практических ситуаций. Результативным данный процесс может стать лишь при условии его технологизации, т.е. четко заданной цели и задачами в комплексе с технологией их реализации, контроля и прогнозирования результатов. Применение современных педагогических технологий в настоящее время становится наиважнейшим ориентиром государственной политики в сфере образования, что определено целым рядом Федеральных законов, Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и нормативно-правовых актов органов федерального управления образованием.

Технологическое направление в последние годы привлекает все больше внимания отечественных педагогов, поскольку технологизация педагогических процессов дает возможность их алгоритмизации, имеет практическое значение, может использоваться на различных этапах научного исследования, создавая условия для проектирования из сложного явления реальной действительности феномен, доступный для разностороннего изучения. Педагогическая технология может быть обозначена как совокупность действий, затрагивающая изменения в содержании, в организационных формах, методах и способах педагогического процесса, в управлении и руководстве организацией данного процесса [3].

В педагогической науке вопросы теории и практики реализации педагогических технологий рассматриваются в исследованиях В.В. Афанасьевой, Н.М. Борытко, В.П. Беспалько, Л.И. Гурье, А.Н. Дахина, М.В. Кларина, В.С.Кукушина, Е.А.Левановой, В.М.Монахова, М.А. Неудахиной, И.П.Подласого, И.В.Роберта, Г.К.Селевко, В.В.Серикова, В.А.Сластенина, Т.С.Федоровой, Г.П.Щедровицкого, Н.О.Яковлевой и др.

Такие ученые как В.П. Беспалько, Е.А. Леванова, В.А. Сластенин придерживаются следующей позиции: педагогическая технология - совокупность знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования отношений и процессов в системе образования, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов их регулирования.

По мнению И.П. Подласого, технология представляет собой систему алгоритмов, способов и средств, комплексное использование которых приводит к прогнозируемым результатам деятельности, гарантирует получение продукта заданного количества и качества [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Рассмотрим определение педагогической технологии, предлагаемое Е.А. Левановой: педагогическая технология - это упорядоченная и задачно-структурированная совокупность действий, операций и процедур, обеспечивающих диагностируемый и гарантированный результат в изменяющихся условиях [4].

К особенностям педагогических технологий А.В.Масленникова относит следующие [6]:

- педагогическая технология создается с учетом определенной педагогической идеи, в основе которой находятся ценностные установки и направления, воплощенные в прогнозируемом результате, что характеризует стратегию обучения;

- технологическая вереница педагогических воздействий осуществляется с учетом конкретной цели и должна способствовать усвоению определенного уровня государственного стандарта образования;

- функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и обучающегося;

- непременной частью педагогической технологии становятся соответствующие диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

Проблемы методического обеспечения подготовкибудущих штурманов к самостоятельному исполнению обязанностей на первичной должности, форм, методов и педагогических условий эффективности данного процесса до настоящего времени не обнаружили своего решения в педагогической науке. В соответствии с серьезностью данной проблемы необходимо разработать и научно обосновать технологию подготовки будущих штурманов к самостоятельному исполнению обязанностей на первичной должности, способствующую определенным качественным изменениям профессиональной деятельности и готовности к профессиональному развитию и совершенствованию, то есть изменениям динамических свойств, формируемых от начальных курсов обучения к старшим. Технологизация процесса формирования профессиональной компетентностибудущих штурманов позволит целенаправленно, поэтапно и качественно изучить данный процесс и определить условия его эффективности.

Рассмотрим содержательные особенности технологии, обоснованные В.С. Кукушиным, включил в структуру педагогической технологии следующие компоненты:

- концептуальную базу;

- содержательную основу, содержащую общие и конкретные цели и содержание;

- процессуальную часть - собственно сам технологический процесс, который включает в себя следующие составные части: конструирование процесса; методы и формы деятельности; управление; диагностика [5].

Большинство ученыхтаких как Е.А. Леванова, Г.К. Селевко, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, Г.П. Щедровицкий полагают, что педагогическая технология должна соответствовать определенным методическим требованиям: иметь научную базу, опираться на определенную научную концепцию, научно обосновывать образовательные цели, владеть признаками системы: проектировать логику процесса, взаимосвязь всех частей, обобщения.

Нормативно-правовую и методическую основу педагогической технологии составляют: федеральные законы «Об образовании» и «О высшем образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации, приказ министерства образования Российской Федерации «О Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года».

В качестве основных источников проектирования педагогической технологии подготовкибудущих штурмановк самостоятельному исполнению обязанностей на первичной должности выступают:

- социальный заказ общества, регламентированный нормативными документами;

- объективные социальные и личностные потребности обучающихся (курсантов);

- теоретические концепции и педагогический опыт вподготовкебудущих штурманов к самостоятельному исполнению обязанностей на первичной должности;

- изменяющиеся требования к знаниям, компетентности, квалификации будущего офицера;

- изменение приоритетов в процессе профессиональной подготовки будущих штурманов.

Педагогическая технология подготовки будущих штурманов к самостоятельному исполнению

обязанностей на первичной должности представляет собой научно-теоретическое структурирование процесса профессиональной подготовки, построенного на основе целевого, концептуального, содержательно-процессуального и контрольно-оценочного блоков, включающих цель, задачи, методологические подходы (системный, личностно-деятельностный, компетентностный, технологический), принципы (адекватности, целеполагания, непрерывности и преемственности, гуманизма, систематичности), компоненты (личностный, учебно-познавательный, практический, профессиональный), диагностический инструментарий, этапы организации данного процесса (формирующий, постановочный, аналитикорезультативный) и их методическое обеспечение (см. рис. 1).

Рисунок 1. Педагогическая технология подготовки будущих штурманов к самостоятельному исполнению обязанностей на первичной должности

Выводы. Педагогическая технология подготовки будущих штурманов к самостоятельному исполнению обязанностей на первичной должности является методологическим вектором исследования и определяет его стратегию. Базовыми составляющими педагогической технологии подготовки будущих штурманов к самостоятельному исполнению обязанностей на первичной должности должны стать, следующие блоки: целевой, концептуальный, содержательно-процессуальный, контрольно-оценочный.

Литература:

1. Национальная доктрина образования в РФhttps://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html.

2. Волынец, Ю.Ф. Структура профессионализма офицера ВМФ и его динамика / Ю.Ф. Волынец,

B.И. Муша // Фундаментальные исследования и инновации в национальных исследовательских университетах: Всерос. научно-метод. конф. СанктПетербург. Том 5. - СПб.:«Стратегия будущего», 2012. -

C. 150-155.

3. Гордиенко, Т.П. Использование информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе высшей школы [Текст]: монография Гордиенко Т.П., Горбунова Н.В., Смирнова О.Ю., Хрулева А.А.; Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ имени

B.И. Вернадского» в г. Ялте, 2016. - 232 с.

4. Леванова, Е.А. Технологии формирования профессиональной готовности к взаимодействию студентов педагогических вузов / Е.А. Леванова // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования. Межвуз. сбор. научн. трудов / Под ред. Е.В. Левановой. - Калиниград, 2017. - С. 14.

5. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: «Знание» - 1996. - 312 с.

6. Масленникова, А.В. Семинар «Традиционные и личностно ориентированные педагогические (образовательные) технологии» / А.В. Масленникова // Практика административной работы в школе. - 2003. - № 7. - С. 54.

7. Подласый, И.П. Где помогут технологии? / И.П. Подласый // Школьные технологии. - 2013. - №3. -

C. 10-26.

Педагогика

УДК 371

кандидат филологических наук, доцент Грозян Нина Федоровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); старший преподаватель Прудникова Татьяна Ивановна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Аннотация. В статье рассматриваются инновационные подходы к формированию коммуникативной компетентности будущих учителей, в частности, психолого-педагогический аспект становления данного феномена.

Ключевые слова: активное социально-психологическое обучение, дискурсивная технология общения, инновационные технологии, коммуникативная компетентность.

Annоtation. Interactive technologies approaches to communicative competence formation in future teachers, just psycho-pedagogical aspects of such phenomenon becoming are covered in this article.

Keywords: active socio-psychological education, discursive technology of communication, interactive technologies, communicative competence.

Введение. Образовательная сфера призвана обеспечить подготовку человека к жизни в мире разнообразных коммуникативных возможностей. Одним из источников развития коммуникативных возможностей личности является профессионально-педагогическая коммуникация. Стоит отметить, что педагогическая профессия относится к таким видам труда, где общение становится профессионально значимым, существенной стороной деятельности учителя, а профессионально-педагогическая коммуникация - основной формой педагогического процесса, производительность которого определяется целями и ценностями общения, принятыми всеми его субъектами (нормы индивидуального поведения).

Перестроечные процессы, происходящие в сфере образования, направлены прежде всего на гуманизацию и демократизацию учебно-воспитательного процесса. Решение задач, поставленных перед школой сегодня, возможно лишь при условии осуществления учителем определенного типа управления деятельностью учащихся. Сущность последнего - продуктивного, рефлексивного управления, по мнению ученых, заключается в изменении позиции ученика, в превращении его из объекта внешних воздействий в активного субъекта собственной деятельности, осуществляемой в общем контексте социальной жизни, в развитии его способности к самоуправлению собственной деятельностью [5].

Последние исследования и публикации являются ярким свидетельством того, что на современном этапе развития системы высшего образования заявленная проблема чрезвычайно актуальна и требует тщательного изучения и обобщения.

Цель статьи - рассмотреть инновационные подходы к формированию коммуникативной компетентности будущих учителей.

Изложение основного материала статьи. Сложность профессионально-педагогической коммуникации не только в высоких требованиях к коммуникативной культуре педагога, но и в овладении способами привлечения учащихся к совместной деятельности. Мастерство общения учителя состоит именно в том, чтобы помочь учащимся стать активными соучастниками взаимодействия. В данном контексте коммуникативная подготовка будущего педагога выступает важной составляющей его профессионального становления и предполагает, прежде всего, формирование умений налаживать и корректировать взаимоотношения с воспитанниками, что в конечном итоге положительно влияет на учебно-воспитательный процесс.

Одним из перспективных направлений обновления содержания педагогического образования и его согласования с общими цивилизационными тенденциями и требованиями стандартов международного сообщества является реализация основных положений компетентностного подхода к подготовке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.