Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ'

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мыхнюк Мария Ивановна

В статье рассматриваются теоретический и практический аспекты развития профессионализма преподавателей технических дисциплин высшей школы. Выполнен анализ основных понятий исследования: «профессионализм», «профессионализм педагога», «профессионализм педагога высшей школы», рассмотрены вопросы, связанные с личностным и профессиональным развитием педагога. Обоснованы содержательные компоненты профессионализма преподавателя, определена система профессионально-педагогических знаний и умений, виды и особенности мышления, направленные на результативность решения педагогами профессионально-педагогических задач. Рассмотрена классификация учебных задач, применяемых в преподавании технических дисциплин. Сделан вывод о том, что профессионализм преподавателя способствует осуществлению результативной профессионально-педагогической деятельности в высшей школе, направленной на подготовку мобильных и конкурентоспособных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мыхнюк Мария Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONALISM OF A TEACHER OF TECHNICAL DISCIPLINES OF THE UNIVERSITY: THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECT

The article discusses the theoretical and practical aspects of the development of professionalism of teachers of technical disciplines of higher education. The analysis of the main concepts of the study: "professionalism", "professionalism of the teacher", "professionalism of the teacher of higher education" is carried out. The issues related to the personal and professional development of the teacher are considered. The substantial components of the teacher's professionalism are substantiated, the system of professional pedagogical knowledge and skills, types and features of thinking aimed at the effectiveness of teachers' professional pedagogical tasks are determined. The classification of educational tasks used in the teaching of technical disciplines is considered. It is concluded that the professionalism of the teacher contributes to the implementation of effective professional and pedagogical activities in higher education aimed at training mobile and competitive specialists.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ»

действие на организм человека, исследование качества питьевой воды и т.д. Необходимо на основе фундаментальных химических знаний сформировать систему знаний об экологических проблемах. Важным методом в ходе экологических исследований является измерение физико-химических характеристик объектов окружающей среды. К примеру: физические показатели свойств воды, различные показатели, которые можно определить с помощью химических методов анализа. Научно-исследовательская работа студентов будет смотреться по-другому, если они сами увидят перспективу применения своих знаний на практике. Вуз должен готовить специалистов, связанных с реальной жизнью.

Выводы. Таким образом, экологизация профессионального химического образования - веление времени и выступает как одно из основных стратегических направлений развития образования, ведущих к оздоровлению общества и формированию нравственных и творческих людей, ответственных за настоящее и будущее. Экологическое образование, являясь важнейшей составляющей образовательного процесса, играет ведущую роль в формировании экологической компетентности в профессиональной подготовке специалистов. Экологическое сознание должно быть необходимой частью мировоззрения будущего инженера.

Литература:

1. Галимов, Р.Ф. Формирование природоохранных компетенций в системе педагогического образования / Р.Ф. Галимов, С.И. Гильманшина // Казанский педагогический журнал. - 2011. - №4(88). - С. 47-52.

2. Ганиев, Р.Л. Модернизация нефтегазопереработки и социальное партнерство бизнеса и вузов в зеркале мнений / Р.Л. Ганиев, А.Р. Тузиков // Вести Казанского технологического университета. - 2011. - С. 177-185.

3. Гильманшина, С.И. Педагогические условия профильного обучения в условиях непрерывного химического образования / С.И. Гильманшина, Ф.Д. Халикова // Фундаментальные исследования. - 2014. №1. - С. 115-118.

4. Курбатова, С.М. Экологизация образования: сущностные аспекты / С.М. Курбатова // Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. - 2020. - №36. - С. 3-8.

5. Макарова, С.М. Дидактические основы содержания практичекого обучения / С.М. Макарова, Е.А. Уракова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. №71-1. - С. 246-249.

6. Нугуманова, Л.Н. Компетентностный подход в профильном образовании / Л.Н. Нугуманова // Педагогическое образование и наука. - 2008. - №5. - С. 9-15.

7. Петровский, А.М. Формирование профессиональных компетенций студентов вуза в ходе практического обучения / А.М. Петровский, Ж.В. Смирнова, О.И. Ваганова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №58-3. - С. 213-216.

8. Хачатуров, А.Е. Инновационное развитие химической промышленности как локомотив неоиндустриализации / А.И. Хачатуров, Е.А. Хачатуров-Тавризян, Л.В. Старостенко // Компетентность. - 2019. - №6. - С. 12-19.

Педагогика

УДК 371.378

доктор педагогических наук, профессор кафедры автомобильного транспорта Мыхнюк Мария Ивановна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И

ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

Аннотация. В статье рассматриваются теоретический и практический аспекты развития профессионализма преподавателей технических дисциплин высшей школы. Выполнен анализ основных понятий исследования: «профессионализм», «профессионализм педагога», «профессионализм педагога высшей школы», рассмотрены вопросы, связанные с личностным и профессиональным развитием педагога. Обоснованы содержательные компоненты профессионализма преподавателя, определена система профессионально-педагогических знаний и умений, виды и особенности мышления, направленные на результативность решения педагогами профессионально-педагогических задач. Рассмотрена классификация учебных задач, применяемых в преподавании технических дисциплин. Сделан вывод о том, что профессионализм преподавателя способствует осуществлению результативной профессионально-педагогической деятельности в высшей школе, направленной на подготовку мобильных и конкурентоспособных специалистов.

Ключевые слова: развитие, профессионализм, преподаватель, профессионально-педагогическая деятельность, педагогическая задача.

Annotation. The article discusses the theoretical and practical aspects of the development of professionalism of teachers of technical disciplines of higher education. The analysis of the main concepts of the study: "professionalism", "professionalism of the teacher", "professionalism of the teacher of higher education" is carried out. The issues related to the personal and professional development of the teacher are considered. The substantial components of the teacher's professionalism are substantiated, the system of professional pedagogical knowledge and skills, types and features of thinking aimed at the effectiveness of teachers' professional pedagogical tasks are determined. The classification of educational tasks used in the teaching of technical disciplines is considered. It is concluded that the professionalism of the teacher contributes to the implementation of effective professional and pedagogical activities in higher education aimed at training mobile and competitive specialists.

Key words: development, professionalism, teacher, professional and pedagogical activity, pedagogical task.

Введение. Возрастающие требования к профессиональной подготовке будущих инженеров, в свою очередь взаимосвязаны с уровнем профессиональной подготовленности преподавателей, которые осуществляют в процессе профессионально-педагогической деятельности. В связи с этим совершенствование профессионального и личностного уровня преподавателей технических дисциплин приобретает особую актуальность. Достичь высокого уровня профессионализма преподавателя, необходимого для принятия оптимальных решений при решении различных задач и ситуаций, касающиеся управления учебным процессом, невозможна без системного, непрерывного совершенствования специальных, методических и коммуникативных знаний и умений.

Различные аспекты профессионально-личностного развития педагогов, в том числе и высшей школы рассматривались в работах Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, В.А. Кан-Калика, А.К. Марковой, Л.Н. Митиной и др.; формирование личности педагога в процессе осуществления педагогической деятельности изучали В.С. Безрукова, Э.Ф. Зеер, Г.А. Карпова, И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, И.С. Якиманская и др.

Целью статьи является обоснование проблемы развития профессионализма преподавателя технических дисциплин высшей школы.

Изложение основного материала статьи. Для обоснования личностного и профессионального развития преподавателя технических дисциплин, рассмотрим содержание таких основных понятий исследования, как «профессионализм педагога», «профессионализм преподавателя высшей школы». Так, профессионализм в педагогических источниках рассматривается как высокая подготовленность к осуществлению конкретной профессиональной деятельности в следствии систематического повышения квалификации, совершенствования и самосовершенствования всех видов этой деятельности. Профессионализм, по мнению В.А. Сластенина, это качественная характеристика субъекта труда, что отражает высокий уровень развития профессионально значимых и личностных качеств специалиста, высокий уровень креативности [7].

В свою очередь, профессионализм педагога представляет собой высокий уровень научно-профессиональных и психолого-педагогических знаний и умений в сочетании с личностной его культурой, высокой эрудицией и мобильностью. Н.В. Кузьмина определила профессионализм преподавателя как систему знаний и умений, сконцентрированных на прошлом опыте, зависящие от интеллектуальной подготовки, свободного владения передовыми технологиями, а также уровня нравственной и правовой культуры [4].

На основе анализа содержания данных понятий можно сделать вывод, что профессионализм преподавателя высшей школы основывается на профессионально-педагогических знаниях и умениях, высоком уровне общей культуры, профессиональной мобильности, высоком уровне развитости как профессиональных, так и личностных его качеств.

Развитие профессионализма преподавателя технических дисциплин вуза включает в себя личностный, социальный, функциональный и технологический аспекты. С позиции личностного аспекта развитие преподавателя технических дисциплин основывается на личностно ориентированном подходе, предполагающем, что педагогу предоставляется возможность реализовать себя в познании с опорой в развитии на свои интересы, склонности, способности, субъективный опыт. Функциональный аспект профессионализма предполагает личностное развитие с учетом функциональных особенностей профессионально-педагогической деятельности педагога. Социальный аспект профессионализма преподавателя предполагает овладение способами организации и управления коммутативной деятельностью, в том числе и в социальной сфере. Технологический аспект заключается в освоении педагогом инновационных производственных и педагогических технологий и использование их в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов, конкретной профессиональной области.

Профессионализм педагога проявляется в его подготовленности и готовности к осуществлению таких видов деятельности как: анализ результатов технологических процессов; анализ и синтез технической и технологической документации; координация разных видов профессиональной деятельности; прогнозирование оптимальных условий необходимых для приобретения специальных знаний и умений обучающихся; обеспечение высокого уровня культуры труда: владение способами решения традиционных и нестандартных производственных ситуаций; обеспечение безопасных условий производственной деятельности; своевременное устранение технических неисправностей и технологических нарушений; соблюдение экологических, эргономических и технологических норм.

Практикой доказано, что основой профессионально-педагогической деятельности преподавателя технических дисциплин являются его знания и умения, а учитывая специфику этой деятельности выделяются следующие виды знаний:

- знание, рассматриваемые как соответствующая система понятий, процессов, суждений, требований, правил;

- научные знания, основывающиеся на педагогических теориях обучения, развития и воспитания личности обучающегося на уровне теоретического анализа;

- знание норм и правил коммуникативного взаимодействия, норм поведения относительно других участников педагогического процесса;

- знание ценностей, отражающих нравственные, этические и эстетические ориентации в их целостном измерении, методологические знания, которые выполняют исследовательскую, гносеологическую, рефлексивную и оценочную функции [4].

Основываясь на специфике профессионально-педагогической деятельности преподавателя в том числе и технических дисциплин к основным умениям, ученые относят:

- умение формировать педагогическую ситуацию в виде педагогической задачи, принимать оптимальное педагогическое решение в нестандартных условиях;

- умение, связанные с осуществлением профессионально-педагогического совершенствования, самосовершенствования и саморазвития;

- умение, обеспечивающие высокий уровень педагогической коммуникации, выработку индивидуального стиля педагогического взаимодействия;

- умение, связанные с рефлексией, коррекцией профессионально-педагогической деятельности [3].

Особое внимание в формировании профессионализма преподавателя технических дисциплин отводится аналитическим, проектным, интеллектуальным и прогностическим умениям.

Аналитические умения являются одними из основных в развитии профессионализма преподавателя технических дисциплин. Именно аналитические умения способствует решению различного рода задач и ситуаций. К таким умениям можно отнести: умение осмысливать и анализировать каждое педагогическое явление в его взаимосвязи и взаимозависимости с другими компонентами педагогического процесса; умение, связанные с аналитическим анализом содержания учебных дисциплин, с целью его обобщения и структурирования; умение анализировать производственные и педагогические ситуации, определять оптимальные способы их решения; умение, связанные с анализом результатов, полученных в процессе диагностирования учебных достижений обучающихся.

Проектные умения направлены на проектирование дидактических целей, учебного содержания, способов и приемов профессионально-педагогической деятельности. К специфическим проектным умениям относят: умение, связанные с выбором основной проблемы и на этой основе формирование учебных задач; умение, связанные с поиском научной и специальной информации, выделения основного содержания, основанного на междисциплинарных связях; умение использовать полученную информацию в различных нестандартных ситуациях; умение самоанализа и рефлексии полученных результатов решения проблемы; умение проектировать структуру и содержание учебных занятий; умение проектировать учебную информацию в виде презентаций, опорных схем.

Интеллектуальные умения. Под интеллектом в психологии подразумевается совокупностью умственных способностей, направленных на обеспечение эффективной познавательной деятельности обучающихся. И.С. Якиманская рассматривает интеллектуальные умения как психические новообразования, в которых фиксируется приобретенный опыт, а также реализуется возможность его постоянного использования в следствии чего действия наполняются новым содержанием [8]. Овладение интеллектуальными умениями обеспечивает тесную взаимосвязь интеллектуальных умений с умственным развитием педагога, предусматривает переустройство личности, поскольку создает возможность изменения мотивации, повышение уровня самостоятельности, активности, продуктивности и критичности.

К интеллектуальным умениям преподавателей технических дисциплин относятся: проектирование педагогических действий, связанных с организацией и планированием учебно-воспитательного процесса; планирование и управление процессом обучения на основе применения интерактивных организационных форм и методов обучения; планирование и управление познавательной деятельностью обучающихся, которая требует наличия достаточного уровня коммуникативных и рефлексивных умений; прогнозирование и оценивание конкретных видов профессионально-педагогической деятельности.

Прогностические умения предполагают предусмотрение последствий при принятии решений в следствии решения сложных проблемных ситуаций и задач. Качество решения профессионально-педагогических задач обеспечивается развитым профессиональным мышлением педагога и выражается в анализе, осознании, понимании педагогических процессов и реализуется благодаря сформированности различных видов мышления. Согласно психологическим исследованием мышление рассматривается с позиции теории и практики. В теоретическом мышлении ученые выделяют понятийное и образное, а в практическом наглядно-образное и наглядно-действенное. Считается, что теоретическое мышление является более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное [4].

В формировании профессионализма преподавателя технических дисциплин важное значение имеют следующие виды мышления:

- аналитическое мышление, рассматриваемое как способность педагога осуществлять логический анализ педагогических ситуаций и оценивать результаты своей деятельности;

- эвристическое мышление, рассматриваемое как способность личности выдвигать и проверять гипотезы, делать соответствующие выводы;

- творческое мышление проявляется в умении решать нестандартные задачи. Личность с развитым творческим мышлением преломляет знание в рациональные способы деятельности, формирует производственный и педагогический опыт на основе активности, инициативы, творческой самореализации;

- технологическое мышление - отражает свойства сознание личности по оперированию его содержанием в процессе практической деятельности, связанного с рационально-упорядоченным преобразованием какого-либо объекта. Личность, обладающая технологическим мышлением способна к непрерывному обновлению знаний, может переходить от одного вида деятельности к другому в изменяющихся условиях;

- техническое мышление - определяется как процесс, направленный на анализ и синтез технических характеристик, оборудования и механизмов, принципов их действия, требований к эксплуатации. Так как техническое мышление является разновидностью практического мышления, то ему присущи следующие особенности: наличие способностей, связанных с наблюдательностью при изучении сложных технических объектов; высокий уровень профессиональной мобильности; использование полученных знаний в нестандартных ситуациях;

- критическое мышление трактуется как вид интеллектуальной деятельности личности, направленной на анализ, понимание и осмысление полученной информации, способов практической деятельности.

Важнейшими особенностями мышления, по мнению психологов, является: гибкость, глубина, последовательность, быстрота, альтернативность и открытость. Гибкость мышления - выражается в способности педагога к импровизации в процессе педагогической деятельности, нахождения наиболее оптимальных способов деятельности в зависимости от создавшихся условий. Глубина мышления проявляется в умении проникать в сущность явлений и процессов, раскрывать их свойства, предусматривать возможные последствия. Последовательность мышления проявляется в умении логически структурировать содержание учебной информации, выстраивать в определенной последовательности способы педагогической деятельности. Быстрота мышления - это способность личности педагога быстро и мобильно реагировать на принятие решений, касающиеся организации учебного процесса. Альтернативность мышления рассматривается как способность личности педагога рассматривать различные способы решения задач, воспринимать и сопоставлять альтернативные точки зрения решения педагогических ситуаций [2; 6].

Следовательно, профессионализм преподавателя технических дисциплин, в первую очередь, определяется уровнем сформированности теоретических знаний и практических умений, а также уровнем познания собственной познавательной деятельности, с помощью различных видов мышления.

В развитии профессионализма значительную роль играют профессиональные и личностные качества педагога, которые влияют на уровень сформированности профессионализма как с положительной, так и с отрицательной стороны.

Профессионально-личностное развитие В.А. Сластенин рассматривает как процесс становление личности педагога, ориентированный на высокие результаты преподавания специальных дисциплин, использование в своей деятельности инновационных технологий обучения [7].

В свою очередь Н.Р. Битянова профессионально-личностное развитие определяет, как явление саморазвития как непрерывный процесс, в рамках которого личность приобретает способность формировать отношения с другими людьми, защищать свои взгляды. Ученая акцентирует свое внимание на том, что профессионально-личностное развитие предполагает стремление педагога к самосовершенствованию и саморазвитию [1].

По мнению Л.М. Митиной, взаимосвязь профессионального и личностного развития личности педагога, способствующие превращению собственной деятельности в активный процесс творческой самореализации [6].

Понятие «саморазвитие» по мнению В.Г. Моралова, является фундаментальной способностью человека, который становиться подлинным субъектом своей жизни, с целью превращения собственной жизнедеятельности в предмет практического преобразования [4]. В психологии, к основным формам саморазвития ученые относят: самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализация. Самоутверждение - это специфическая деятельность в рамках саморазвития по обнаружению, подтверждению своих определенных качеств личности, черт характера, способов поведения и деятельности. Самосовершенствование рассматривается как процесс сознательного управления личностью развитием собственных качеств и способностей. В свою очередь самоактуализация является высшей формой саморазвития и включает в себя две вышеизложенные формы. Потребность в самоактуализации считает В.Г. Моралов, является вершиной саморазвития личности так как на базе потребностей в процессе самоактуализации рождаются мотивы, направляющие человека на реализацию высших смыслов своего существования [5].

Считается, что высокий уровень профессионализма педагога характеризуется способностью к решению различных профессионально-педагогических задач. Наиболее значимую классификацию педагогических задач определил И.Ф. Исаев. Учитывая специфические особенности профессионально-педагогической деятельности преподавателя высшей школы и логическую последовательность этапов решение этих задач, ученый предложил следующую их классификацию, которая предполагает выполнение бинарных последовательных действий, операций.

К основным видам профессионально-педагогических задач И.Ф. Исаев отнес следующие:

- аналитико-рефлексивные - задачи анализа и рефлексии целостного педагогического процесса и его элементы;

- конструктивно-прогностические задачи, способствующие построению целостного педагогического процесса в соответствии с общей целью осуществление профессионально-педагогической деятельности; прогнозирование результатов и последствий педагогических решений;

- организационно-деятельностные задачи, направленные на реализацию оптимальных вариантов построения педагогического процесса, в следствии объединения разных видов педагогической деятельности;

- оценочно-информационные задачи, предполагающие сбор, обработку и сохранение информации о состоянии и перспективах развития педагогической системы, ее объективная оценка;

- коррекционно-оценочные задачи, способствующие выработке у педагогов умений коррекции содержание и методов педагогического процесса, установление необходимых коммуникативных связей, их регуляция и поддержка [3, С. 92-93].

Следовательно, важными действиями преподавателя технических дисциплин по решению профессиональных задач можно считать: определение педагогической ситуации в целостном процессе педагогической деятельности, осознание мотивов потребностей и особенностей взаимоотношений субъектов образовательного процесса; выдвижение гипотез решения педагогической задачи; выбор приемов ее решения; осознание возможных реакций обучающихся в процессе решения сложных задач; реализация запланированных действий по решению задачи, ситуации; формулировка выводов; прогнозирование дальнейших действий.

Выводы. Таким образом, профессионализм преподавателя технических дисциплин вуза рассматривается как высокая его подготовленность к осуществлению профессионально-педагогической деятельности через систему сформированных профессиональных знаний, умений, уровня сформированности производственного и педагогического опыта, развития различных видов мышления, личностных и профессионально значимых качеств, направленных на решение профессионально-педагогических задач.

Литература:

1. Битянова, Н.Р. Психология личностного роста: практическое пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников / Н.Р. Битянова // Международная педагогическая академия, 2005. - 64 с.

2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Зимняя. - изд. второе, доп., исправл., перераб. - М.: Логос, 2002. - 384 с.

3. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Ф. Исаев. - М.: Академия, 2002. - 208 с.

4. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. - М.: Высшая школа, 1990. - 117 с.

5. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. завед. / В.Г. Маралов. - М.: Академия, 2002. - 256 с.

6. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя: учебно-методическое пособие / Л.М. Митина. -Москва: Флинта: МПСИ, 2004. - 200 с.

7. Сластенин, В.А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры / В.А. Сластенин // Управление современной школой, Завуч. - 2009. - №6. - С. 79-95

8. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное профессиональное образование / И.С. Якиманская. - Екатеринбург: Уральский гос. проф.-пед. ун-т, 1998. - 126 с.

Педагогика

УДК 159.99

кандидат психологических наук Никитина Людмила Николаевна

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАРУШЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

КИБЕРАДДИКТОВ

Аннотация. Важным аспектом в становлении личности несовершеннолетнего является процесс социализации, посредством которого приобретаются установки, социальные роли, происходит обучения и воспитания, приобщение к культуре, формируются интеллектуальные, социальные и физические жизненно важные навыки. Нарушения социализации могут принимать разные формы и обусловливаться различными причинами. Одной из таковых выступает чрезмерное увлечение компьютерными технологиями, проявляющееся в форме зависимого поведения от компьютерных игр и сети Интернет. В статье проведен анализ основных условий и глубинных психологических причин нарушения процесса социальной адаптации несовершеннолетних кибераддиктов. В частности, результаты проведенного эмпирического исследования дали возможность описать основные поведенческие реакции, присущи несовершеннолетним с выраженными признаками аддикции.

Ключевые слова: социализация, несовершеннолетние, кибераддикция, зависимое поведение, профилактика, дезадаптация, компьютерные технологии.

Annotation. An important aspect in the development of the personality of a minor is the process of socialization, through which attitudes, social roles are acquired, training and education takes place, familiarization with culture, intellectual, social and physical vital skills are formed. Violations of socialization can take different forms and be caused by various reasons. One of these is an excessive passion for computer technology, which manifests itself in the form of addictive behavior to computer games and the Internet. The article analyzes the main conditions and deep psychological reasons for the violation of the process of social adaptation of minor cyberaddicts. In particular, the results of the empirical research made it possible to describe the main behavioral reactions inherent in minors with expressed signs of addiction.

Key words: socialization, minors, cyber addiction, addictive behavior, prevention, maladaptation, computer technologies.

Введение. Компьютерные технологии достаточно быстро и, по прогнозам специалистов, надолго вошли в жизнедеятельность современного человека. Такие тенденции стремительного технологического прогресса оказывают непосредственное влияние на самую уязвимую категорию населения - несовершеннолетних. И наряду с множеством положительных моментов в использовании компьютерной техники возникают и отрицательные стороны этого процесса. Особую тревогу вызывает неконтролируемое и чрезмерное увлечение несовершеннолетними информационными технологиями, что может приводить к формированию зависимого поведения. На сегодняшний день масштабности набирает новый вид зависимости - кибераддикция, предполагающая патологическую привязанность к компьютеру, выражающуюся в двух формах: игровой зависимости и зависимости от сети Интерент [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.