Научная статья на тему 'ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая трансформация образования / облачные технологии / учебно-исследовательская деятельность / самостоятельная работа / проектная деятельность / инфокоммуникационные технологии / digital transformation of education / cloud technologies / educational and research activities / independent work of a student / project activity / information and communication technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордиенко Татьяна Петровна, Билялова Лилия Ремзиевна, Меметова Гузель Энверовна

В работе рассмотрены особенности учебно-познавательной деятельности обучающихся в условиях цифровой трансформации образования. Проанализированы направления использования облачных инфокоммуникационных технологий в образовательном процессе, возможности и способы их применения в учебно-исследовательской, самостоятельной и проектной деятельности. Описано использование облачных ресурсов и сервисов в образовательном процессе в педагогическом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гордиенко Татьяна Петровна, Билялова Лилия Ремзиевна, Меметова Гузель Энверовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

We consider the features of educational and cognitive activities of students in the conditions of digital transformation of education. The using cloud infocommunication technologies directions in the educational process, the possibilities and methods of their application in educational and research, independent and project activities are analyzed. The use of cloud resources and services in the educational process at a pedagogical university is described.

Текст научной работы на тему «ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

4. Moser, K.M. Remote teaching during COVID-19: Implications from a national survey of language educators / K.M. Moser, Т. Wei, D. Brenner// System.-2021.-№ 97(4). - Pp. 158-172

5. Вайндорф-Сысоева, M.E. Перспективы использования цифрового следа в образовательном и научном процессах / М.Е. Вайндорф-Сысоева // Вестник Миниского университета. - 2021. - Том 9. - №3.

6. Кондратенко, Л.В. Развитие профессиональных педагогических компетенций - фактор повышения качества образовательного процесса / Л.В. Кондратенко // Повышение профессионального мастерства педагога: опыт и современные тенденции развития : материалы региональной заочной научно-практической конференции (г. Белгород, 29 октября 2020 г.) / ОГАОУ ДПО «БелИРО»; отв. редактор A.A. Жерновая. - Белгород: ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2020. - 243 с.

7. Лапшова, A.B. Критерии и показатели профессионализма педагога в системе дополнительного образования / A.B. Лапшова // Вестник Мининского университета. -2014,- № 4(8). - С. 31.

8. Мантрова, М.С. К вопросу повышения квалификации преподавателей как условия обеспечения конкурентоспособности вуза в контексте болонского процесса / М.С. Мантрова. - С. 352-356. - URL: https://core.ac.uk/download/pdf/237216651.pdf

9. Михайлова, А.Г. Образовательные ресурсы виртуальной среды в процессе изучения иностранного языка [Текст] / А.Г. Михайлова, А.И. Мезенцева // Цифровая экономика: перспективы развития и совершенствования: сборник научных статей 3-й Международной научно-практической конференции. - Курск, 2022. - С. 262-265

10. Мезенцева А.И. Проблема резильентности в условиях изучения иностранного языка / А.И. Мезенцева, А.Г. Михайлова // Российские и зарубежные практики повышения резильентности образовательных организаций. Материалы I Международной научно-практической конференции. - Казань, 2022. - С. 126-131

11. Косцова, М.В. Личностная самоэффективность курсантов высшего военно-морского училища / М.В. Косцова, А.Г. Михайлова// Школа молодых новаторов. Сборник научных статей 3-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых. В 3-х томах. - Курск, 2022. - С. 60-64

12. Mikhaylova, A.G. Activating teaching methods in foreign language education / A.G. Mikhaylova, T.A. Kokodey II Гуманитарно-педагогическое образование. -2022. - T.8.-№ 1. - С. 126-130

13. Антонов, H.B. Основные принципы построения модели социально-педагогического проектирования профессионального развития педагогов общеобразовательных организаций / Н.В. Антонов // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 8-2. - С. 280-284,-URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36144

14. Приказ «О плане повышения квалификации работников Университета на 2023 год» № 442-п от 07.03.2023. - URL: https://goo.su/Wo5nzPs

15. Yagan, Е. Professional self-understanding of teachers in different career stages: a phenomenological analysis / E. Yagan. -BMC Psychol. -№10, 57. -2022. -https://doi.org/10.1186/s40359-022-00769-w

Педагогика

УДК 378:371.3:004

доктор педагогических наук, профессор Гордиенко Татьяна Петровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); кандидат географических наук, доцент кафедры математики и физики Билялова Лилия Ремзиевна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); аспирант Меметова Гузель Энверовна

Государственное бюджетное образовательной учреждение высшего образования республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В работе рассмотрены особенности учебно-познавательной деятельности обучающихся в условиях цифровой трансформации образования. Проанализированы направления использования облачных инфокоммуникационных технологий в образовательном процессе, возможности и способы их применения в учебно-исследовательской, самостоятельной и проектной деятельности. Описано использование облачных ресурсов и сервисов в образовательном процессе в педагогическом вузе.

Ключевые слова: цифровая трансформация образования, облачные технологии, учебно-исследовательская деятельность, самостоятельная работа, проектная деятельность, инфокоммуникационные технологии.

Annotation. We consider the features of educational and cognitive activities of students in the conditions of digital transformation of education. The using cloud infocommunication technologies directions in the educational process, the possibilities and methods of their application in educational and research, independent and project activities are analyzed. The use of cloud resources and services in the educational process at a pedagogical university is described.

Key words: digital transformation of education, cloud technologies, educational and research activities, independent work of a student, project activity, information and communication technologies.

Введение. Широкие возможности современных сетевых технологий создают условия для интенсификации цифровой трансформации образования, цель которой состоит в индивидуализации и повышении результативности образовательного процесса. Личностно-ориентированный подход в образовательной деятельности, базирующийся на субъект-субъектной парадигме, и, соответственно, ответственности самого обучающегося за результат обучения, стимулирует развитие самообразования, в том числе, с использованием актуальных цифровых интерактивных форм и средств обучения. Прогрессивный образовательный процесс фокусируется на самообучении, высоком уровне само мотивации и познавательной активности обучающегося, достаточной степени обеспеченности образовательными, педагогическими, техническими ресурсами и технологиями. При этом педагогам приходится самостоятельно решать проблемы выбора, разработки и/или использования цифровых ресурсов и технологий в рамках электронного образовательного пространства, которое предоставляется образовательной организацией. Поэтому место и роль педагога на этапе цифровизации образования существенно меняется. От него требуется осваивать соответствующие компетенции, изменение психологического восприятия, связанных с изменением компетенций субъектов и внешней среды образовательного процесса, подготовки педагогических кадров.

Организация познавательной деятельности обучающихся и анализ их достижений в условиях развития самообучения, формирование учебного образовательного авторского контента в условиях цифровой перестройки образования и общедоступности информационных ресурсов теперь включаются в сферу профессиональной деятельности педагога [4].

Современное информационное пространство характеризуется наличием множества различных сервисов и ресурсов, которые можно использовать для цифровизации образования. Особую роль среди них играют облачные технологии, создающие предпосылки для проведения интерактивных занятий при индивидуальном и коллективном обучении, которые позволяют снизить затраты на необходимые программные средства, повышая качество и результативность образовательного процесса [1]. Они все чаще используются в качестве эффективного способа для коллективного доступа к хранилищу учебных материалов [2].

Авторами социально-педагогического исследования [7] отмечалось, что участники образовательного процесса в вузах активно используют цифровые технологии в учебных целях, в частности, различные хранилища файлов (65%) и сервисы Google (80%).

Нам представляется целесообразным более детально рассмотреть и сопоставить образовательные потребности участников учебного процесса и учебно-инструментальные возможности облачной среды.

Цель данной статьи - проанализировать спектр предоставляемых облачными сервисами образовательных возможностей, значимых для цифровой трансформации высшего педагогического образования.

Изложение основного материала статьи. Известно, что персонализированная и ориентированная на результат организация обучения нацелена на повышение результативности учебной работы. Она предполагает доказательное достижение планируемых образовательных результатов каждым обучаемым наряду с развитием его способностей и личностного потенциала. Для решения возникающих организационных и методических проблем необходим весь спектр современных цифровых инструментов и ресурсов, которые помогают (учитывая свойственные современному образованию финансовые и другие ограничения) выстроить образовательный процесс, реализующий дидактические принципы индивидуально по отношению к каждому обучаемому. Описанное преобразование работы учебного заведения называют цифровой трансформацией образовательного процесса.

Цифровизация образования ставит перед современным обществом качественно новые задачи: развитие материальной инфраструктуры через создание дата-центров, расширение каналов связи и устройств для применения цифровых учебно-методологических материалов; разработку и использование учебно-методического контента с применением искусственного интеллекта и технологий машинного обучения; уменьшение доли бумажных носителей информации и развитие онлайн обучения; внедрение систем управления обучением, реализующих функции администрирования и контроля учебных курсов при дистанционном образовании; совершенствование системы идентификации обучающегося; построение модели цифрового образовательного заведения; расширение цифровых компетенций педагогов и т.д. [8, 9].

Отметим, что в ходе цифровой трансформации проявляются такие ярко выраженные особенности процесса обучения как усиление роли самостоятельной познавательной деятельности и активности обучающегося, реализация педагогических технологий интерактивной коммуникации и усложнение структуры учебной деятельности, создание условий для развития критического и творческого мышления.

Указанная специфика может быть успешно реализована посредством облачных инфокоммуникационных технологий, возможности которых позволяют организовать коллективную деятельность обучающихся и педагога, создают условия для эффективного формирования образовательных компетенций обучающихся в процессе освоения учебного содержания за счет ускорения обратной связи и дидактической диагностики, персонализации корректировки процесса обучения, расширения вертикальной и горизонтальной коммуникации.

Подчеркнем, что совместный доступ к образовательному контенту и эффективный обмен учебной информацией, присущие применению облачных педагогических технологий, достигаются при уменьшении материальных затрат на техническое и программное обеспечение учебного процесса; кроме того, они способствуют опосредованному развитию информационно-коммуникационных компетенций участников образовательного процесса и создают мотивацию для самостоятельной познавательной деятельности, воспитывают навыки коллективной работы в команде. Таким образом, в образовательной организации создаются условия для создания сетевого образовательного пространства, см. также [10].

Коммуникация с обучающимися и удаленный контроль выполнения ими индивидуального и коллективного видов учебной работы эффективно осуществляется с использованием различных облачных сервисов и хранилищ учебно-методических материалов и учебных заданий, таких как Gmail, Google Drive, Google Maps, Google Translate, Google Календарь, Google Apps for Education (см., например, [3, 6]), облачные сервисы Mail.ru, Яндекс Диск, Google Forms, MoodleCloud.

По нашему мнению, облачные технологии можно эффективно использовать в таких видах учебно-познавательной деятельности обучающихся, как учебно-исследовательская работа студентов (УИРС) и самостоятельная работа студентов (СРС), а также коммуникации всех участников учебного процесса (см. Рис. 1).

Рисунок 1. Образовательные направления применения облачных технологий

Перечислим образовательные задачи, которые можно успешно осуществлять с помощью облачных технологий по каждому из названных выше направлений.

УИРС:

- реализация технологий активного и проектного обучения;

- использование индивидуальных и командных форм организации учебной деятельности в цифровой образовательной среде;

- оценивание знаний;

- формирование образовательных результатов (личностных качеств, профессиональных компетенций), заявленных в основной профессиональной образовательной программе.

СРС:

- организация доступа к учебным и методическим материалам;

- обмен информацией и документами в процессе подготовки к занятиям;

- организация контроля и самоконтроля выполнения заданий самостоятельной работы;

- индивидуальное и групповое консультирование по проектной исследовательской деятельности;

- организация совместной деятельности обучающихся в рамках подготовки к семинарам, выполнения проектов.

Обратная связь и коммуникации:

- осуществление механизма горизонтальных и вертикальных связей между субъектами образовательного пространства;

- проектирование и организация широкого спектра образовательно значимой коммуникации с целью повышения информационной открытости и прозрачности системы образования;

- реализация оперативной обратной связи с обучающимся в процессе учебной деятельности, в частности, персонализированные информирование и предложения в рамках выстраивания индивидуальной образовательной траектории с целью полного усвоения учебного материала;

- обеспечение верифицированных заинтересованных лиц коммуникационными инструментами для информирования о ходе образовательного процесса.

Как отмечено в статье [5], на этапе цифровой трансформации образования облачные технологии являются одним из наиболее перспективных инструментов осуществления познавательной деятельности обучающихся. Опыт авторов данной работы показал высокую эффективность облачных сервисов и технологий в достижении целей учебно-исследовательского, проектного и научно-исследовательского видов учебной работы. Ядром современных облачных сервисов являются облачные хранилища данных, к каковым относится Яндекс Диск и Google Drive, которые позволяют не только хранить необходимую информацию в «облаке», но и осуществлять широкий спектр манипуляций с этими данными.

Опишем некоторые из облачных инструментов, успешно используемых авторами в педагогической деятельности.

Google Forms. С их помощью нетрудно создавать формы, реализующие оперативную обратную связь и вертикальные коммуникации, анкеты социально-педагогических опросов, учебные задания для тренинга, текущего и/или итогового контроля, а также самоконтроля знаний обучающихся.

Использование в УИРС. На Рис. 2 показан фрагмент заданий для текущего контроля знаний студентов педагогических специальностей по дисциплине «Технологии цифрового образования», созданный с использованием цифрового сервиса Google Forms.

Отметим, что преимуществом описываемого облачного сервиса является наличие функционала автоматизированного сбора информации, несложной статистической обработки и визуализации полученных данных, достаточных для проведения педагогом-исследователем контент-анализа.

Текущий контроль "Цифровыетехнологии"

Вопросы множественного выбора предназначены для контроля знаний функционала пакета OpenOffice.org

Ориентация страницы может быть:

I Разворот I Альбомная I Зеркальная I Книжная Веб-сайт может состоять из: I Минимум трех веб-страниц I Одной веб-страницы I Нескольких веб-страниц I Максимум трех веб-страниц

Рисунок 2. Фрагмент заданий текущего контроля

Укажем также, что созданный таким способом цифровой ресурс легко перенастроить (см. Рис. 3) для использования обучающимися как с целью тренинга, так и само оценивания в ходе аудиторной учебно-исследовательской и внеаудиторной самостоятельной учебной деятельности.

Настройки Текущий контроль

Настройка максимальных баллов, указание ответов и автоматическая отправка ф отзывов

ПУБЛИКАЦИЯ ОЦЕНОК

^ Сразу после отправки формы

^ После ручной проверки

Будет включен параметр «Ответы Собирать адреса электронной почты»

НАСТРОЙКА РЕСПОНДЕНТОВ

Незачтенные ответы ф

Респонденты могут видеть, на какие вопросы даны неверные ответы

Правильные ответы 9

Респондентам показывают правильные ответы после выставления оценок

Баллы за ответы ®

Респондентам показывают как баллы, полученные за каждый вопрос, так и общее количество баллов

Рисунок 3. Настройки оценивания текущего контроля

Использование для обратной связи и вертикальной коммуникации. Еще одним востребованным направлением использования облачного сервиса Google Forms является создание цифровых ресурсов для проведения социально-педагогического онлайн-анкетирования субъектов образовательного процесса.

Например, проведенный авторами данной работы онлайн-опрос обучающихся педагогических специальностей позволил глубоко проанализировать педагогические технологии, в том числе цифровые образовательные технологии, мотивацию и проблемы, связанные с выполнением самостоятельной учебной деятельности (см. [5]). Фрагмент созданной в Google Forms анкеты, использованной в ходе этого опроса, приведен ниже на Рис 4.

Опрос об организации самостоятельной учебной работы студентов

Затрачиваю в неделю на самостоятельную учебную работу, в том числе на выполнение домашних заданий (в среднем, примерно)

□ Менее 1 часа

□ От 1 до 6 часов

□ От 6 до 24 часов

□ Более 24 часов

Для выполнения самостоятельной работы использую ИКТ, интернет, инновационные образовательные технологии

□ Никогда или почти никогда

□ Иногда

□ Часта

□ Всегда или почти всегда

Рисунок 4. Фрагмент анкеты опроса об организации самостоятельной учебной работы ([5])

Яндекс Диск. Облачные сервисы Яндекс Диск позволяют осуществлять эффективную совместную работу участников командного проекта с файлами разных форматов: текстовые документы, графические изображения, презентации, электронные таблицы и др.

Использование для вертикальной и горизонтальной коммуникации и СРС.

Члены команды работают над проектом совместно или индивидуально, синхронно или асинхронно в зависимости от постановки учебной задачи и имеющихся условий. Преподаватель (куратор проекта) имеет возможность отслеживания хода и результатов действий участников, комментировать и направлять их.

На Рис. 5 представлен фрагмент цифровых следов участников сетевого командного проекта с использованием цифрового сервиса Яндекс Документы.

— (D С i disk.yandex.ru

< Д Документы El 0 -я

Файл Главная Вставка Макет Ссыпки

Шаблон для статьи редактировать.dосх - Яндекс Документы

Совместная работа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шаблон для статьи редактировать docx Защита Вид Плагины

ill Настроить доступ

И

I И

Удалить Решить

л

о

■ Лилия Билялова / | v'

7/10/2023 6:54 pm Вниманию членов проектной команды!!! предложите свои варианты названия проекта Добавить ответ

Добавить ответ

■ Лилия Билялова у U

7/10/2023 6:40 pm

I ТЕХНОЛОГИЙ

здесь должны быть ключевые слова ^ I Лилия Билялова у Ц

7/10/20236:49 pm Сколько ключевых слов и словосочетаний можно добавить?

Добавить ответ

Добавить комментарий к документу

1

ВК1 ¿гя мя '"."КГ дгк и J ВК11 , ' '

аткл дл и

предыдущей/ ■ i ,,'п ■

Припять 0"КЛОНИГЬ

Сетевой групповой проект Ii

_1

|||Г.ДЛ| Ol

I Лилия Ьилялова

7Î2ÛI2022 11 45 pm

ДРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ПС1

добавлено: цифровая

ОГИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ] трансформация

рБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИ!

I

Билялова Л.Р., Гордиенко Т.П.

1

^БОУВО PK «Крымский инженерно-педагогиче iJ.'4'in: Феази Якубова^

■ Лилия Ьилялова

7ЛШ2И23 7:1S рп

■ Пипия билялова

7Л0Я023 7:19 pm Абзац добавлен

Аннотация|

В статье

рассматриваются место и роль, планирование и организация

самостоятельной учебной деятельности в образовательном процессе, построенном согласно ФГОС ВО ГЗ++1. Установлены организационные, методические и личностные проблемы самостоятельной учебной работы, осложняющие эффективность подготовки бакалавров педагогики, обоснована необходимость использования информационно-коммуникационных технологий дня их решения.

\^Слючевые слоеп:| Цифровая трансформация, облачные технологии.........|Т

^ШЕДЕНИЕ^

Одной из самых востребованных профессий является педагог, призванный воспитывать подрастающее поколение. В условиях цифровой

Рисунок 5. Фрагмент цифровых следов командного проекта

Отметим, что подобный функционал предоставляется и другими облачными технологиями, например, Google Drive, Облако Mail.ru.

Выводы. Анализ применения облачных инфокоммуникационных технологий в учебно-исследовательской, аудиторной и внеаудиторной самостоятельной, а также проектной деятельности в учебном процессе в педагогическом вузе показал их эффективность для формирования цифровых компетенций выпускников. Опыт использования облачных сервисов позволил выявить направления и способы их применения в образовательной деятельности вуза. Такой подход к обучению на этапе цифровизации образования особо ценен, поскольку полученный обучающимися в результате взаимодействия с современными инфокоммуникационными технологиями опыт является редуцируемым в эффективные инструменты их будущей профессиональной деятельности.

Литература:

1. Аверина, М.Н. Использование облачных технологий в образовательном процессе при обучении иностранному языку / М.Н. Аверина, А.Д Логинова // Служение педагогическому делу. Сборник статей II Международного профессионально-исследовательского конкурса. -Петрозаводск. -2021. -С. 15-25

2. Быстрова, Н.В. Образовательный процесс с применением сетевых и дистанционных форм обучения / Н.В. Быстрова, Е.А. Уракова, П.А. Данилова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 73-1. - С. 64-66

3. Гизатулина, О.И. Интеграция педагогических и облачных технологий в дистанционном образовании / О.И. Гизатулина // Наука, техника и образование. - 2021. - № 3 (78). - С. 36-41

4. Гилева, К.В. Современные роли педагога системы ДПО в условиях цифровизации образовательной среды / К.В. Гилева // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. - 2021. - № 40. - С. 16-22

5. Гордиенко, Т.П. Особенности самостоятельной работы студентов в условиях цифровой трансформации педагогического образования / Т.П. Гордиенко, Г.Э. Меметова // Kant. - 2022. - № 2 (43). - С. 237-241

6. Дукальская, ИВ. Использование облачных технологий в образовательном процессе на основе Google Apps For Education / И.В. Дукальская, E.B. Зарянова // Вопросы педагогики. - 2022. - № 3-2. - С. 77-80

7. Матвеева, Е.П. К вопросу о подготовке бакалавров к цифровизации образования / Е.П. Матвеева, Е.С. Кощеева // Педагогическое образование в России. - 2019. - № 7. - С. 22-29

8. Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае. II Российско-китайская конференция исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект». Москва, Россия, 26-27 сентября 2019 г. [Текст] / А.Ю. Уваров, С. Ван, Ц. Кан и др.; отв. ред. И.В. Дворецкая; пер. с кит. Н.С. Кучмы; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 155, [1] с. - 150 экз. -ISBN 978-5-7598-2130-4

9. Шунина, Л.А. Облачные ресурсы и сервисы как эффективные инструменты цифровой дидактики (на примере организации работы в педагогическом вузе) / Л.А. Шунина // Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами. Сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. -2021. - С. 411-413

10. Ярцев, К.С. Использование облачных технологий в образовательном процессе школы / К.С. Ярцев // Мир науки, культуры, образования. - 2021. -№ 4 (89). - С. 167-169

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.