Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОСВОЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОСВОЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНЫЕ УМЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА / ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чайкина Жанна Владимировна, Корнева Татьяна Алексеевна, Семененко Арина Игоревна, Торопова Анастасия Игоревна

Статья посвящена проблеме развития проектных умений у подростков, обучающихся в детских творческих объединениях системы дополнительного образования детей. Развитие проектных умений одна из важнейших задач современного образования и ее решение возможно с использованием образовательных и технических ресурсов системы дополнительного образования детей. В статье представлены основные идеи разработанной общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования детей для кружка робототехники, направленной на развитие проектных обучающихся. Программа построена по модульному принципу и знакомит обучающихся с современным миром цифровых технологий и, в частности, с робототехникой через включение подростков в активную проектную деятельность. Авторы приводят доказательства возможности использования образовательной программы для развития проектных умений обучающихся на занятиях кружка робототехники в системе дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чайкина Жанна Владимировна, Корнева Татьяна Алексеевна, Семененко Арина Игоревна, Торопова Анастасия Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STUDENTS' PROJECT SKILLS WHILE MASTERING MODERN DIGITAL TECHNOLOGIES

The article is devoted to the problem of the development of project skills among teenagers studying in children's creative associations of the system of additional education of children. The development of project skills is one of the most important tasks of modern education and its solution is possible with the use of educational and technical resources of the system of additional education of children. The article presents the main ideas of the developed general educational program of additional education of children for the robotics circle, aimed at the development of project students. The program is built on a modular principle and introduces students to the modern world of digital technologies and, in particular, robotics through the inclusion of teenagers in active project activities. The authors provide evidence of the possibility of using an educational program to develop the design skills of students in the robotics circle classes in the system of additional education.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОСВОЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

118 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №4 (62), 2022 (e-mail: fareniy02@mail.ru)

Stаvrоpоl Statе Agmrian Un^е^Ну, Stаvrоpol, Russiа PROBLEMS OF LIFE INSURANCE DEVELOPMENT IN RUSSIA Abstract. This article discusses the problems of the development of life insurance in Russia, which arise as a result of the activities of insurance companies for life insurance services. In conclusion, possible ways to solve the problems that have arisen are given.

Keywords: life insurance, insurance market, insurance premiums, insurance event, life insurance problems.

УДК 338.439

Чайкина Жанна Владимировна, к.п.н., доцент (e-mail: jannachaykina@mail.ru) Корнева Татьяна Алексеевна, магистрант (e-mail: korneva2015tanya@yandex.ru) Семененко Арина Игоревна , магистрант (e-mail: semenenko00@list.ru) Торопова Анастасия Игоревна, магистрант (e-mail: toropovanastia@yandex.ru)

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, г. Нижний Новгород, Россия

РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОСВОЕНИИ СОВРЕМЕННЫХЦИФРОВЫХТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация: статья посвящена проблеме развития проектных умений у подростков, обучающихся в детских творческих объединениях системы дополнительного образования детей. Развитие проектных умений одна из важнейших задач современного образования и ее решение возможно с использованием образовательных и технических ресурсов системы дополнительного образования детей. В статье представлены основные идеи разработанной общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования детей для кружка робототехники, направленной на развитие проектных обучающихся. Программа построена по модульному принципу и знакомит обучающихся с современным миром цифровых технологий и, в частности, с робототехникой через включение подростков в активную проектную деятельность. Авторы приводят доказательства возможности использования образовательной программы для развития проектных умений обучающихся на занятиях кружка робототехники в системе дополнительного образования.

Ключевые слова: проектные умения, образовательная робототехника, программа дополнительного образования, педагоги, дополнительное образование детей.

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №4 (62), 2022 119

На данном этапе развития техники и технологий во всех отраслях экономики происходят существенные изменения, требующие от работников способности решать не стандартные, проблемные задачи, выдвигать новые идеи. Обозначенные способности входят в состав такого профессионально важного качества специалиста как проектные умения.

Согласно современным Федеральным образовательным стандартам проектные умения включены в содержание универсальных учебных действий, которые должны быть сформированы у выпускника общеобразовательной школы [3]. Широкими возможностями для развития проектных умений обучающихся обладает система дополнительного образования детей и, в частности кружки робототехники [1, 5, 6].

Проектные умения могут быть развиты у школьников в процессе учебной деятельности благодаря их активному участию в проектной работе. Проектная работа обучающегося - это деятельность, направленная на выработку оригинального решения проблемной ситуации. В процессе выполнения проектной работы у обучающихся формируются определенные знания и умения, которые позволяют молодёжи на протяжении жизни успешно реализоваться и в профессиональной деятельности. Проектная работа предполагает: тщательное ознакомление с источниками информации о рассматриваемой проблеме; постановку и всестороннее изучение проблемы; чёткую формулировку гипотезы; планирование учебных действий; сбор и анализ данных; подготовку презентации, а также выступление перед аудиторией с представлением результатов исследования [4].

В ходе исследования была разработана программа кружка «Образовательная робототехника» для учащихся 7-9 классов, ориентированная на развитие проектных умений обучающихся. Программа реализуется в условиях системы дополнительного образования детей из расчета 2 часов в неделю (всего 72 часа). Программа предполагает допрофильную подготовку обучающихся по информационно-технологическому и технологическому профилям, овладение цифровыми технологиями. Учебные занятия нацелены на развитие конструкторских, инженерных и вычислительных навыков и освещают вопросы, связанные с изучением естественных наук, информационных технологий и математики.

В ходе исследования были выделены организационно-педагогические условия способствующие развитию у обучающихся кружка робототехники проектных умений. Рассмотрим их более подробно.

Важным условием развития проектных умений обучающихся в ходе освоения программы по образовательной робототехнике является наполнение образовательной среды. Для занятий робототехникой должен быть выделен кабинет, лаборатория. Учащимся должен быть предоставлен дидактический материал, наборы конструкторов, электромеханические устройства, средства разработки встроенного программного обеспечения, а также

120 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №4 (62), 2022 рабочее место должно быть оснащено современными техническими и информационно-коммуникационными системами [2].

Еще одним условием развития проектных умений является участие обучающихся во всех этапах разработки проекта: определение областей ответственности всех участников проекта, проектирование продукта, производство, сборка, конструирование, наладка, тестирование, подготовка к презентации продукта, презентация. Темы для проектной деятельности должны выбираться с учётом интересов и предпочтений учащихся. Обучающийся должен проявлять познавательный интерес, инициативу в ходе разработки и реализации проекта, только тогда можно получить результат. Педагог может предлагать обучающимся индивидуальные и дифференцированные задания с учётом умений и навыков школьников.

Третьим педагогическим условием является управление проектом. Педагог должен постоянно курировать работу учащихся. В случае необходимости оказывать помощь, проводить консультации, предлагать дополнительный материал или средства, которые помогут достижению цели проекта. В случае если у учащихся появляются проблемы с подготовкой проекта, педагог может провести консультацию или организовать мастер-класс, направленные на устранение пробелов в знаниях учащихся.

Перечисленные организационно-педагогические условия учитывались при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы кружка робототехники.

Апробация дополнительной образовательной программы «Образовательная робототехника» проводилась на базе детского технопарка «Кван-ториум» г. Нижний Новгород. В опытно-экспериментальной работе приняли участи 20 обучающихся в возрасте от 13 до 15 лет.

На первом этапе экспериментальной работы был проведен констатирующий эксперимент: организовано наблюдение за обучающимися во время занятий и оценен уровень развития проектных умений. Наблюдение за деятельностью обучающихся во время занятий, показало, что у большинства подростков низкий и средний уровень проектных умений. Было отмечено, что 60% обучающихся не умеют работать одновременно с несколькими источниками. Во время выполнения задания школьники полагались на объяснения педагога, редко пользовались дополнительными источниками информации, не обращались к печатным источникам и учебникам. Также было установлено, что обучающиеся редко используют самостоятельно полученную информацию в своих проектах, в основном школьники повторяют проектные идеи за педагогом, в точности копируя его. Обучающиеся редко сравнивают свой проект с работами других участников группы, не выполняют доработки на основе сравнения. Только 30% подростков смогли грамотно презентовать свой проект, остальные обучающиеся просто показали, продукт своей деятельности.

После проведения первого этапа исследования обучающиеся были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную. В эксперимен-

_ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №4 (62), 2022 121

тальную группу вошли подростки с низким и средним уровнем развития проектных умений, в контрольную группу вошли обучающиеся с высоким и достаточным уровнем развития проектных умений. К контролируемым проектным умениям были отнесены следующие умения:

- умение работать с несколькими источниками. Данное умение демонстрирует способность обучающихся во время выполнения проекта, помимо прослушанных теоретических занятий, заниматься самостоятельным поиском информации в сторонних источниках: интернете, книгах, а так же обращение за консультацией к родителям или другим педагогам;

- умение поиска и фиксации необходимой информации, как в печатной литературе, так и в сети интернет;

- умение анализировать и использовать информацию. Оценивалось то, как обучающиеся применяли полученную информацию в своём проекте, как оценивали ее достоверность;

- умение сравнивать. Оценивалось то, как обучающиеся оценивали свои модели и модели сверстников, выделяли их достоинства и недостатки, выполняли доработки своих моделей, учитывая выделенные недостатки;

- умение делать выводы. Учитывалось то, как подростки строят логические умозаключения на основе имеющихся данных и анализа учебной проблемной ситуации;

- умение презентовать свой проект, создать презентацию, показать модель с лучшей стороны, рассказать о ней достаточно полной мере;

- умение защитить свой проект, ответить на вопросы, объяснить свою идею.

Каждое умение оценивалось по 4-х бальной шкале экспертным методом: 3 - использует постоянно; 2 - использует часто; 1 - использует редко; 0 -не проявляется. Уровень развития проектных умений определялся следующим образом: 18-16 баллов - высокий уровень; 15-12 баллов - достаточный уровень; 11 - 9 - средний уровень; 8 и менее - низкий уровень.

На втором этапе экспериментальной работы апробация программы проводилась с обучающимися экспериментальной группы. Подростки контрольной группы занимались по обычной программе кружка робототехники. Экспериментальная программа реализовывалась на основе выделенных условий.

На третьем, контрольном этапе экспериментальной деятельности было проведено повторное исследование уровня развития проектных умений обучающихся контрольной и экспериментальной групп. Результаты констатирующего и контрольного этапов экспериментальной работы представлены на рисунке 1.

Выявленная динамика развития проектных умений говорит о том, что в ходе реализации программы школьники экспериментальной группы научились работать с несколькими источниками, получать, искать и фиксировать информацию из разных источников, анализировать информацию, сравнивать ее, делать выводы, презентовать свой проект, создавать презен-

122 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №4 (62), 2022 тацию, научились показывать разработанную модель с лучшей стороны, защищать свой проект, отвечать на вопросы, объяснять свою идею.

Высокий уровень Достаточный уровень Средний уровень Низкий уровень

0 10 20 30 40 50 60 70 80

Низкий уровень Средний уровень Достаточный уровень Высокий уровень

J КГ после эксперимента 0 0 60 40

U КГ до эксперимента 0 0 60 40

J ЭГ после эксперимента 0 20 50 30

ЭГ до эксперимента 30 70 0 0

Рисунок 1 - Уровень развития проектных умений у обучающихся контрольной и экспериментальной групп

Таким образом, в ходе исследования была разработана программа дополнительного образования детей по образовательной робототехнике направленная на развитие проектных умений обучающихся. Программа построена по модульному принципу и знакомит обучающихся с современным миром цифровых технологий и, в частности, с робототехникой через включение подростков в активную проектную деятельность.

Развитие проектных умений одна из важнейших задач современного образования и ее решение возможно с использованием ресурсов образовательной среды системы дополнительного образования детей.

Список источников

1. Деулина С.А., Швецова Ю.В., Чайкина Ж.В. Управление проектами в системе дополнительного образования детей // В сборнике: Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах. Сборник научных трудов 10-й Международнойнаучно-практической конференции, посвященной Году науки и технологий в Российской Федерации. Курск, 2021. С. 127131.

2. Лазарев М. В. О связи робототехники с механикой, электроникой и программированием, а также о междисциплинарных связях / М. В. Лазарев // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). - 2018. - № 3. - С.132-136.

_ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №4 (62), 2022 123

3. Лопушанская Г.Н. Проектная деятельность в контексте современного образования» /Г.Н. Лопушанская //Директор школы. - 2018. - № 18. - С. 18 - 19.

4. Товб А.С., Ципес Г.Л. Управление проектами: стандарты, методы, опыт/ А.С. Товб, Г.Л. Ципес. - 2-е изд., стер. - М.: ЗАО «ОлимпБизнес», 2005. - 240 с.

5. Прохорова М.П., Чайкина Ж.В., Маляева А.А., Дорогина Н.Ю. Учреждение дополнительного образования детей в контексте инновационного развития образования // Глобальный научный потенциал. 2019. № 10 (103). С. 38-40.

6. Vaganova O.I., Smirnova Z.V., Gruzdeva M.L., Chaykina Z.V., Ilyashenko L.I. Development of training content for master students in course "mechatron-ics and robotics" at the university // Amazonia Investiga. 2019. Т. 8. № 22. С. 694.

Статья поступила в редакцию 30.06.2022; одобрена после рецензирования 10.07.2022; принята к публикации 10.07.2022.

Chaykina Zhanna Vladimirovna, Cand. Pedag. Sci., associate professor

(e-mail: jannachaykina@mail.ru)

Korneva Tatiana Alekseevna, master's student

(e-mail: korneva2015tanya@yandex.ru)

Semenenko Arina Igorevna, master's student

(e-mail: semenenko00@list.ru)

Toropova Anastasia Igorevna, master's student

(e-mail: toropovanastia@yandex.ru)

Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minin DEVELOPMENT OF STUDENTS' PROJECT SKILLS WHILE MASTERING MODERN DIGITAL TECHNOLOGIES

Annotation: the article is devoted to the problem of the development of project skills among teenagers studying in children's creative associations of the system of additional education of children. The development of project skills is one of the most important tasks of modern education and its solution is possible with the use of educational and technical resources of the system of additional education of children. The article presents the main ideas of the developed general educational program of additional education of children for the robotics circle, aimed at the development of project students. The program is built on a modular principle and introduces students to the modern world of digital technologies and, in particular, robotics through the inclusion of teenagers in active project activities. The authors provide evidence of the possibility of using an educational program to develop the design skills of students in the robotics circle classes in the system of additional education.

Keywords: project skills, educational robotics, additional education program, teachers, additional education of children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.