Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ: МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ'

РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ: МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
проектная деятельность / внеурочные занятия / начальная школа / организация проектной деятельности / эффективность обучения / младшие школьники / педагогические методы / project activity / extracurricular activities / primary school / organization of project activities / learning efficiency / junior schoolchildren / pedagogical methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калимуллин М.И.

Статья посвящена изучению преимуществ и особенностей проведения проектной деятельности на внеурочных занятиях в начальной школе. Авторы анализируют, как такой подход может способствовать глубокому изучению тем, развитию самостоятельности, ответственности, творческого мышления и коммуникативных навыков у учеников. В статье представлены методы и подходы, которые помогут эффективно организовать проектную деятельность внеурочного времени и сделать ее максимально продуктивной для обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калимуллин М.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROJECT ACTIVITIES OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN CONTEXT OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES: METHODS & APPROACHES

The article is devoted to the study of the advantages and features of project activities in extracurricular classes in elementary school. The authors analyze how such an approach can contribute to the in-depth study of topics, the development of independence, responsibility, creative thinking and communication skills among students. The article presents methods and approaches that will help to effectively organize project activities outside of school hours and make it as productive as possible for students.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ: МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ»

УДК 37

Калимуллин М.И.

студент Института общественных наук

Уральский государственный педагогический университет (г. Екатеринбург, Россия)

РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ

ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ: МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ

Аннотация: статья посвящена изучению преимуществ и особенностей проведения проектной деятельности на внеурочных занятиях в начальной школе. Авторы анализируют, как такой подход может способствовать глубокому изучению тем, развитию самостоятельности, ответственности, творческого мышления и коммуникативных навыков у учеников. В статье представлены методы и подходы, которые помогут эффективно организовать проектную деятельность внеурочного времени и сделать ее максимально продуктивной для обучающихся.

Ключевые слова: проектная деятельность, внеурочные занятия, начальная школа, организация проектной деятельности, эффективность обучения, младшие школьники, педагогические методы.

Актуальность темы "Развитие проектной деятельности младших школьников в контексте внеурочных занятий методы и подходы" обусловлена рядом факторов.

Современное образование предъявляет новые требования к учащимся, включая развитие навыков самостоятельной работы, критического мышления, командной работы и способности применять полученные знания на практике. Проектная деятельность является одним из эффективных инструментов для достижения этих целей.

Преимущества проектной деятельности на внеурочных занятиях представляет собой более гибкий и эффективный подход по сравнению с проведением такой деятельности в рамках учебного процесса.

Во-первых, внеурочные занятия обеспечивают больше времени для глубокого изучения темы. В условиях школьного расписания часто не хватает времени на то, чтобы углубленно разобраться в сложных вопросах, в то время как на внеурочных занятиях можно уделить достаточно времени каждой теме.

Во-вторых, внеурочные занятия предоставляют ученикам большую свободу в выборе темы проекта. Это позволяет ученикам работать над тем, что их действительно интересует, что, в свою очередь, повышает их мотивацию к обучению.

В-третьих, проектная деятельность на внеурочных занятиях способствует развитию самостоятельности и ответственности у учеников. Они учатся самостоятельно искать информацию, анализировать ее и делать выводы, что является важным навыком для дальнейшего обучения и работы.

В-четвертых, внеурочные занятия предоставляют больше возможностей для творчества. Проектная деятельность требует нестандартных подходов и новаторских решений, что способствует развитию творческого мышления у учеников.

В-пятых, работа над проектами на внеурочных занятиях помогает ученикам развивать коммуникативные навыки. Они учатся эффективно общаться и сотрудничать в команде, что также является важным навыком для будущей профессиональной деятельности.

Для эффективного обучения учащихся в современной образовательной среде, мы предлагаем внедрить новаторские методы, включая: коллективные обсуждения, IT-обучение, Case-study и брейншторминг. Давайте подробнее рассмотрим каждый из этих методов.

Коллективное обсуждение (от лат. diskussio - исследование, анализ, изучение) применяется как способ организации совместной деятельности для быстрого и эффективного решения поставленных задач. Этот метод также

стимулирует активное обучение и групповые процессы в естественных и специально созданных группах. В зависимости от поставленной цели обсуждения, темы для разговора, результативности и т.д., обсуждения могут быть непринужденными или структурированными. Непринужденное обсуждение характеризуется спонтанностью развития и низкой степенью организации. Структурированное обсуждение предполагает наличие определенного алгоритма, плана его проведения, четкую последовательность действий и т.д. В процессе обсуждения учащиеся развивают навыки убеждения, умения не только отстаивать свою позицию, но и отказываться от своих ошибочных суждений, то есть они учатся уважать другие точки зрения.

Метод IT-обучение основан на применении компьютерных технологий, интернет-ресурсов, обучающих и графических программ в обучении с целью расширения информационного поля, повышения скорости обработки и передачи информации, обеспечения удобства преобразования и структурирования информации для трансформации ее в знание. Кроме того, в IT-обучении обязательным условием является применение мультимедийных технологий, являющихся сегодня наиболее перспективными и популярными. Мультимедийные технологии позволяют создавать целый ряд изображений и текстов, сопровождающихся звуком, анимацией и другими визуальными эффектами (Simulation).

Метод анализа практических случаев, также известный как метод Case-study, представляет собой уникальный подход к обучению, в рамках которого учащиеся активно участвуют в обсуждении различных проблем или сценариев (cases). В отличие от стандартных учебных заданий, в этих ситуациях не существует четко определенного набора исходных данных, который можно было бы использовать для получения верного ответа. Учащемуся предстоит полностью погрузиться в описанную в кейсе ситуацию, выделить ключевую проблему и вопросы, требующие решения.

Метод коллективного творческого мышления, известный как "мозговой штурм", был впервые предложен американским психологом и изобретателем А.

Осборном в 1953 году как способ стимулирования новаторских идей. Сегодня становится все более очевидным, что этот подход можно эффективно использовать в самых разных областях для решения широкого спектра задач, которые не обязательно связаны с созданием производственных идей. Отличительной чертой этого метода является запрет на критику и осуждение на этапе генерации идей, поскольку основной фокус сосредоточен на количестве идей, а не на их качестве. После первоначального этапа все предложенные идеи подвергаются оценке, отбору и дальнейшему анализу как потенциальные решения поставленной проблемы. Например, с помощью мозгового штурма можно создать название и концепцию школьной газеты, разработать символ или логотип класса и т.д.

Внеурочные занятия предоставляют больше возможностей для реализации индивидуального подхода, учета интересов и склонностей каждого ребенка, что в свою очередь способствует повышению мотивации к обучению.

Таким образом, развитие проектной деятельности младших школьников в контексте внеурочных занятий является перспективным направлением в образовательной практике, требующим дальнейшего исследования и разработки эффективных методик его реализации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Барсукова, А. (2019). Проектная деятельность как форма организации учебного процесса. Педагогика, 4, 45-50.

2. Белоусова, Е. (2020). Роль педагога в организации проектной деятельности. Педагогика и психология, 1, 10-15.

3. Иванова, М. (2020). Проект "Экология города" как средство развития познавательной активности учащихся. Экологическое образование, 2, 45-50.

4. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2001.

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Модернизация российского образования. Документы и материалы. - М.: Изд-во ВШЭ, 2002.

6. Морозова, А. (2019). Проектная деятельность в начальной школе: методические рекомендации. Начальная школа, 3, 25 -30.

7. Петрова, Е. (2018). Проектная деятельность как метод развития познавательной активности учащихся. Педагогический журнал, 2, 35 -40.

8. Соловьева, И. (2020). Проектная деятельность в школе: методические подходы и опыт реализации. Вестник образования, 6, 78-84.

Kalimullin M.I.

Ural State Pedagogical University (Yekaterinburg, Russia)

DEVELOPMENT OF PROJECT ACTIVITIES OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN CONTEXT OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES: METHODS & APPROACHES

Abstract: the article is devoted to the study of the advantages and features of project activities in extracurricular classes in elementary school. The authors analyze how such an approach can contribute to the in-depth study of topics, the development of independence, responsibility, creative thinking and communication skills among students. The article presents methods and approaches that will help to effectively organize project activities outside of school hours and make it as productive as possible for students.

Keywords: project activity, extracurricular activities, primary school, organization of project activities, learning efficiency, junior schoolchildren, pedagogical methods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.