УДК 373.31
Е.В. ГОЛОВНЕВА, А.Л. ФАТЫХОВА, Р.С. РАБАДАНОВА,
Г.М. СИНДИКОВА
К ПРОБЛЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Охарактеризован формирующий этап исследования проведенной экспериментальной работы с учащимися начальных классов. Подробно изложен процесс организации исследовательской деятельности младших школьников посредством реализации проектных технологий. Приведены сравнительные результаты констатирующего и контрольного экспериментов. Представлен опыт развития научно-исследовательской деятельности младших школьников г. Стерлитамака Республики Башкортостан и развития у них исследовательского типа мышления. Обоснована возможность использования технологий проектной деятельности в условиях внеурочной формы организации образовательного процесса при изучении предмета «Окружающий мир» в качестве эффективного средства развития у учащихся исследовательского интереса к окружающему миру.
Ключевые слова: исследовательский интерес, исследовательская деятельность, исследовательский подход, учебный процесс, внеурочная деятельность, проектная деятельность, окружающий мир, экспериментальная работа.
The article describes the formative stage of the experimental work with primary schoolchildren. The process of organizing the research activities of younger schoolchildren through the implementation of project technologies in extracurricular activities is described in detail. The comparative results of the ascertaining and control experiments are presented. The authors present the experience of the development of research activities of younger schoolchildren in the city of Sterlitamak, Republic of Bashkortostan and the development of their research type of thinking. The possibility of using the technologies ofproject activity in the extracurricular form of organizing the educational process in the study of the subject "The World Around" is substantiated as an effective means of developing children' research interest in the world around them. Key words: research interest, research activity, research approach, educational process, extracurricular activities, project activities, the world around, experimental work.
Введение
Согласно Концепции модернизации современного российского образования существует острая необходимость в формировании у школьников универсальных компетенций [5]. Эта же идея отражена в другом государствен© Головнева Е.В., Фатыхова А.Л., Рабадано-ва Р.С., Синдикова Г.М., 2020
ном документе - Проекте федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), фундаментальное положение которого связано с формированием у учащихся универсальных учебных действий. «Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самосто-
ятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умение учиться» [9, с. 3]. В связи с этим вопросы, касающиеся развития у младших школьников исследовательского интереса и организации исследовательской деятельности в условиях урочной и внеурочной форм работы посредством реализации исследовательского подхода, приобретают особо актуальный характер и во многом созвучны современным тенденциям в образовании.
Включение младших школьников в исследовательский процесс благоприятствует формированию у них личностных, предметных и метапредмет-ных учебных действий, выступающих важнейшим средством развития их эмоционально-образной и интеллектуальной сферы. Однако противоречие заключается в том, что современная школа, решая множество задач образовательного, социального, культурного характера, в основном предлагает демонстрацию «готовых» знаний в противовес деятельности, требующей самостоятельного поиска информации, имеющей в большей степени продуктивный характер, что максимально способствует умственному развитию учащихся, реализации их креативного потенциала и формированию культурно-продуктивной личности [1]. Мы считаем, что необходим системный и интегрированный взгляд на проблему организации исследовательской деятельности младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Теоретические и методические аспекты развития у младших школьников исследовательского интереса и организации деятельности иссле-
довательского характера в учебном процессе разрабатывались в трудах отечественных (Д.Б. Богоявленская, В.П. Вахтеров, И.А. Ильниц-кая, Е.В. Кривобок, Н.И. Новиков, С.Ю. Прохорова, Б.Е. Райков, О.Ю. Са-ранюк, К.Д. Ушинский) и зарубежных педагогов (Дж. Брунер, Дж. Дьюи и др.). Значимость творческой исследовательской деятельности в школе подчеркивали В.И. Андреев, И.А. Зимняя, А.М. Матюшкин, Г.И. Осипова, А.И. Савенков и др.
Инициаторами участия младших школьников в исследовательской деятельности по предмету «Окружающий мир» могут выступать разные его субъекты. Инициация может исходить в первую очередь от учителя, максимально увлеченного преподаваемым предметом, чья любовь к детям и стремление к познанию нового искренне передаются школьникам, что повышает качество выполненной ими исследовательской работы. Родители, имеющие определенные амбиции в отношении своего ребенка (как объективные, так и субъективные) и желающие максимально увеличить его портфолио посредством активного участия в исследовательских проектах, порой выступая с одним и тем же докладом на многих конференциях городского и республиканского уровней, также могут являться активными мотиваторами данной деятельности. Реже такая инициатива может исходить от самого учащегося, однако увидеть выраженный интерес у ребенка к определенной теме урока, той или иной проблеме и тому подобному - задача учителя начальных классов. Выявить зарождающийся интерес у школьника к окружающему миру, поддержать его, помочь в поиске ответов на интересующие вопросы, выполнить множество
действий, результатом которых будет законченный исследовательский проект, - это долгий и трудоемкий процесс. А.А. Марченко отмечает, что одной из задач учителя является «создание творческой атмосферы, психологической обстановки, в которой он сможет вовремя распознать, увидеть и направить обучающихся на исследовательскую деятельность» [6].
Цель работы заключается в анализе проблемы организации исследовательской деятельности младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» и развитии у них исследовательского интереса посредством реализации технологий проектного обучения и опытно-экспериментальной работы.
Новизна исследования состоит в обосновании возможности активного применения технологий проектного обучения и осуществления опытно-экспериментальной работы при изучении предмета «Окружающий мир» в качестве средства развития у обучающихся исследовательского интереса.
Методы
• Сравнительно-аналитическое изучение общепедагогических и методических трудов по исследуемой педагогической проблеме, технологий проектного обучения, методики организации опытно-экспериментальной работы на уроках «Окружающий мир».
• Анализ и синтез практических рекомендаций по организации исследовательской деятельности младших школьников.
• Педагогический эксперимент, обработка полученных данных, обобщение результатов.
В условиях урочной деятельности нами были реализованы такие методы проблемного обучения, как частично-поисковый метод, метод проблемного изложения, исследовательский метод.
В рамках первого метода может использоваться эвристическая беседа, составление плана самостоятельной работы с элементами исследования и его осуществление; метод предполагает дробление педагогом проблемной задачи на более мелкие, а ребята учатся пошагово искать способы их решения.
Эвристическая беседа включает ряд взаимосвязанных вопросов, ответы на которые являются новой ступенькой на пути к верному решению проблемы.
Метод проблемного изложения материала как один из продуктивных методов, способствующих развитию творческого, исследовательского мышления, предполагает постановку учителем проблемы перед ребятами и демонстрирует возможности ее решения, при этом умело скрывая возникающие противоречия. Младшие школьники, наблюдая за ходом решения проблемы, узнают о разных способах и приемах научного мышления.
Исследовательский метод предполагает постановку перед детьми исследовательской задачи, которую они должны решить самостоятельно, используя исследовательские умения и навыки. В ходе реализации данного метода у школьников развивается способность находить возможность для креативного применения имеющихся знаний.
Результаты исследования
Особо ценным для нас является максимальное вовлечение ребят в исследовательский процесс. Рассматривая возможность развития у младших школь-
ников исследовательского интереса к окружающему миру, мы хотим поделиться практическим опытом выбора способов организации исследовательской работы в условиях урочной и внеурочной деятельности. Организация формирующего этапа исследования отражает доказательство выдвинутых гипотетических положений исследования, а именно: процесс развития исследовательского интереса у младших школьников к окружающему миру будет эффективным, если использовать технологию проектной деятельности; методы проблемного обучения; исследовательский метод; учитывать преемственность урочной и внеурочной форм обучения.
Кратко опишем процесс проведенной нами экспериментальной работы по проблеме исследования. Формирующий этап экспериментальной работы проводился в условиях урочной и внеурочной деятельности, в ходе которой использовался ряд стимулов исследовательского интереса, о которых писала Г.И. Щукина. Из большого перечня мы выделили следующее:
• Стимулирование интереса средствами содержания учебного материала: его новизна; обновление имеющегося знаниевого опыта; практическая направленность, или связь с жизнью.
• Стимулирование интереса посредством форм и методов организации исследовательской деятельности: разнообразие форм самостоятельной работы; создание проблемных ситуаций, активизирующих самостоятельность и креативность ребят в поиске разных способов их решения; применение творческих и практических (лабораторных, опытных) работ.
• Создание и поддержание доброжелательного, гармоничного микро-
климата в классе между всеми субъектами образовательного процесса, что обусловливает качество развития исследовательского интереса, уровня знаний предмета в целом: эмоционально-интеллектуальный настрой ребят и учителя, совместная увлеченность деятельностью; взаимоподдержка, поощрение со стороны педагога, вера в ребенка, или педагогический оптимизм [10].
Перед осуществлением формирующего этапа мы провели с родителями учащихся экспериментального класса неформальную встречу-собрание, в ходе которой поговорили о том, насколько важно для детей, когда взрослые разделяют их интересы и способствуют трансформации обычного любопытства в более развитую форму интереса - исследовательский интерес. Такая поддержка может осуществляться на психоэмоциональном уровне, когда члены семьи одобряют проявление интереса ребенка к чему-либо, хвалят его, поощряют и т.п. Также очень важно оказывать им конкретную фактическую помощь в поиске информации, в ее обработке, структурировании, оформлении в проект, создании презентации и любого другого продукта исследовательской деятельности.
В рамках собрания необходимо проинструктировать родителей о том, какими ресурсами можно пользоваться при поиске нужной информации, какие существуют справочные системы, электронные словари, детские электронные энциклопедии, сайты и порталы (например, «Теремок», «Солнышко», «Инфоурок»). Сообщить о том, что очень полезными могут быть такие средства телекоммуникаций, как видеоуроки, вебинары, виртуальные семинары, телеконференции, чаты и др.
Несмотря на большую занятость родителей, многие поддержали своих детей, что выразилось в результатах проведенной экспериментальной работы.
На этапе формирующего эксперимента мы использовали следующие типы проектов:
• Исследовательские, которые направлены на развитие исследовательских умений и соответствующего типа мышления («Почему крадется кошка?», «Загадочный рисунок бабочки», «Есть ли польза от ядовитых грибов?» «Спать или не спать? - Вот в чем вопрос!», «Откуда в хлебе столько дырочек», «Польза бумаги», «Почему мы плачем?», «Откуда берутся слезы?», «Почему скисает молоко?», «Почему высохла лужа?», «Почему корабли не тонут?» и др.). Каждому учащемуся на выбор предлагался перечень тем для исследовательской работы или ученик сам выбирал интересную для него тему, связанную с окружающим миром, и проводил исследование. Двое ребят из экспериментального класса приняли участие в школьной научно-практической конференции «Открой в себе ученого» 15-16 октября 2019 г. в МБОУ «Гимназия № 5» г. Стерлитамака, выступив с докладом и презентацией своего проекта. Их выступление очень вдохновило одноклассников, и они тоже решили в следующем году принять участие в такой конференции.
• Творческие, которые способствуют проявлению креативного потенциала учащихся, развитию их творческих способностей (концерт, посвященный празднику 8 Марта; создание тематических газет «Подарок для мамы», «Весна красна», «Весенние повадки животных», «Народные приметы весной»). Данный тип проекта выполнял-
ся группой школьников; все учащиеся класса разделились на 4 группы, выбрав интересующую тему. Учителя и родители помогали им в поиске информации и составлении базы презентации, в оформлении творческого исследования.
Также в рамках творческого проекта к Новому году была поставлена русская народная сказка «Теремок». Театрализации данного литературного сочинения предшествовала большая творческая работа: изготовление реквизита, костюмов, разучивание текста, работа над его выразительным исполнением и т.п. Безусловно, данный проект мог быть осуществлен только в условиях тесного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса - педагогов, родителей и учащихся.
Одной из форм организации исследовательской деятельности младших школьников было составление газеты «Мир вокруг нас», содержание которой постоянно дополнялось новыми интересными материалами. Учащимся было предложено придумать рубрики, которые отражают волшебный, интересный, загадочный окружающий мир. Положительная динамика наблюдалась в сравнении: если в начале работы особой инициативы от ребят не исходило и тематика рубрик предлагалась исключительно педагогами, то через некоторое время они стали более активными и начали высказывать свои мысли, связанные с содержанием газеты. Представлены были следующие рубрики: «А знаете ли вы?» - загадки, шарады и ребусы о природе; «Сказки о природе», «Природа в музыке»; «Правила поведения на воде»; «Наши опыты»; «Берегите лес»; «Правила безопасности» и др. По мере изучения
материала рубрики обновлялись. По завершении своей исследовательской работы каждый школьник имел возможность разместить ее результаты в этой газете для более подробного и неторопливого изучения одноклассниками.
В г. Стерлитамаке Республики Башкортостан учащиеся школ принимают самое активное участие в конференциях различного уровня. Так, например, младшие школьники города ежегодно выступают на городских, республиканских и российских научно-практических конференциях, проводимых на базе школ города. Перечислим лишь некоторые из них: научно-практическая конференция «Я - исследователь», которая впервые состоялась в 2007/08 учебном году на базе МБОУ «Гимназия № 5» г. Стерлитамака; научно-практическая конференция городского научного общества учащихся «ЛИК» (личность, интеллект, культура), или «НОУ "ЛИК"», организуемая педагогами МБОУ «Гимназия № 2» с 2004 г.; городской Фестиваль наук
«Пространства начал...», посвященный Н.И. Лобачевскому, ежегодно организуемый и проводимый в МАОУ «Лицей № 3»; Республиканская научно-практическая конференция «XII Киекбаевские чтения», организуемая МАОУ «Гимназия № 3 имени Джалиля Киекбаева»; XXI Российская научно-практическая конференция «Ломоносовские чтения», проводимая в МАОУ «Гимназия № 1», и др. Большую помощь в организации перечисленных научных мероприятий оказывает отделение педагогики и методики начального образования факультета педагогики и психологии Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета. С 2011 г. на базе факультета ежегодно проводится Республиканская научно-практическая конференция младших школьников «Первые шаги в науку» [3].
После проведения формирующего эксперимента нами был осуществлен контрольный эксперимент. Сравнительные результаты двух экспериментов представлены на диаграмме.
Сравнительный результат констатирующего и контрольного экспериментов в контрольном и экспериментальном классах, %
Обобщая цифровые показатели изменений, можно сказать, что низкий уровень исследовательского интереса у учащихся экспериментального клас-
са уменьшился на 11%, в контрольном классе - лишь на 5%. У обучающихся из экспериментальной группы знания о природе стали более глубокими, а
не поверхностными, как на констатирующем этапе эксперимента. Они стали больше интересоваться явлениями природы, активнее участвовать в школьных мероприятиях, посвященных охране природы; их деятельность природоохранного характера приобрела более осознанный и целенаправленный характер. Школьники участвовали в исследовательской работе, было отрадно видеть, как учащиеся проявили интерес и приняли активное участие в творческом проекте, выступили на празднике, помогли в подготовке спектакля по сказке «Теремок». Однако есть дети, у которых уровень активности и самостоятельности так и остался довольно низким, но родители отметили, что дети дома стали с большим интересом выполнять домашнюю работу, стали более усидчивыми, многие их вопросы приобрели исследовательский характер, чего ранее не отмечалось. Несмотря на очень незначительные изменения, в целом уровень исследовательского интереса учащихся остается низким, из чего следует вывод, что нужно продолжать работу по развитию научно-исследовательской деятельности младших школьников и дальше.
Обсуждение результатов
Необходимо отметить, что учащиеся, с которыми проводился формирующий эксперимент, продемонстрировали более высокий уровень знаний по предмету, они стали самостоятельнее в поисках ответов на волнующие их вопросы, приобрели навыки выявления и постановки проблемы, выдвижения гипотезы, составления плана решения проблемной задачи. Кроме того, обучающиеся стали уверенными, способны-
ми отстаивать личную точку зрения, научились аргументировать свою позицию, а не просто спорить или ссориться. У них расширился словарный запас, они стали грамотнее формулировать вопросы исследовательского характера, лучше выявлять диалектическую взаимосвязь между различными явлениями природы.
Также было замечено, что на уроках «Окружающий мир» стало меньше возникать проблем дисциплинарного характера, поскольку большинство учащихся приходит на уроки мотивированными, с массой вопросов и предложений учителю. Школьники выразили желание проводить больше опытов на уроках окружающего мира, что подтверждает положительную динамику развития у них исследовательского интереса. У многих учащихся повысилась самопроизвольная активность, они стали более увлеченно работать как в группе, так и индивидуально. Некоторые учащиеся продемонстрировали стремление к преодолению трудностей, что для них оказалось особо ценным, поскольку исследовательская деятельность требует наличия такого личностного качества.
Исследовательская деятельность может осуществляться в традиционной и нетрадиционной формах организации урока. Так, в исследовании Е.В. Головневой, Г.М. Синдиковой отмечается, что «нетрадиционные уроки могут проводиться в различных формах, в том числе в форме урока-исследования, урока-проекта и др.» [2, с. 60-80]. Содержание предмета «Окружающий мир» очень разнообразно, и учащиеся приобретают знания не только природоведческого, но и общественного характера как региона проживания, так и всей России. Как отмечается
Г.М. Синдиковой, «на уроках дети узнают о традициях, культуре и обычаях различных народов, знакомятся с географией, историей, народными промыслами, жизнью людей в различных местностях, особенностями поведения и характера народов» [8].
Заключение
Ссылаясь на работы ряда ученых, можно сделать вывод, что исследовательская деятельность - это «специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели» [4, с. 13]. Исследова-
тельская деятельность строится на базе исследовательского поведения как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, возникающей в результате поисковой активности учащегося. А.И. Савенков подчеркивает, что данный вид деятельности синтезирует как мотивирующие факторы исследовательского поведения, так и способы его осуществления [7].
Решению задач, связанных с развитием исследовательского интереса у младших школьников к окружающему миру в условиях урочной и внеурочной форм организации учебного процесса, способствуют проектная и опытно-экспериментальная деятельность. В процессе исследования авторы экспериментально проверили гипотетические положения, необходимые для повышения качества организации исследовательской деятельности младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
^м литература и электронные ресурсы
1. Бикбулатова В.П., Шафажинская Н.Е., Рабаданова Р.С. Идеи А.С. Макаренко в реализации процесса развития культурно-продуктивной личности // Теоретические и методические проблемы создания современной образовательной среды: сборник материалов Международной научно-практической конференции «Феномен наследия А.С. Макаренко», посвященной 130-й годовщине со дня рождения А.С. Макаренко. М, 2019. С. 127-132.
2. Головнева Е.В., Синдикова Г.М., Синагулова Г.Х. Изобразительное искусство как средство эстетического воспитания младших школьников // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-27. С. 60-82.
3. Гребенникова Н.Л., Косцова С.А. Организация исследовательской работы младших школьников в образовательных учреждениях Стерлитамака // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 4 (5). С. 80-84.
4. Зимняя И.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 2003.264 с.
5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года / М-во образования Российской Федерации. М, 2002. 28 с.
6. Марченко А.А. Организация исследовательской деятельности младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» // Педагогика и психология образования. 2019. № 1. C. 70-76. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-issledovatelskoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-pri-izuchenii-predmeta-okruzhayuschiy-mir (дата обращения: 21.08.2020).
7. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Учебная литература, 2004. 80 с.
8. Синдикова Г.М. Этномузыкальный компонент поликультурного воспитания младших школьников// Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. URL: http://www.science-education.ru/127-21266 (дата обращения: 20.08.2020).
9. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов и др.; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. 159 с.
10. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 2010.334 с.