Научная статья на тему 'Экологическая деятельность младших школьников'

Экологическая деятельность младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ENVIRONMENTAL EDUCATION / LEARNING PROCESS / INFLUENCE OF FAMILY EDUCATION / PROJECT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золотухина Ольга Александровна

Экологическое воспитание младших школьников. Воспитательный и развивающий потенциал курса «Окружающий мир». Формы организации учебного процесса. Освоение проектной деятельности младшими школьниками. Экологическая культура семьи. Семейные проекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологическая деятельность младших школьников»

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ младших школьников

Ольга Александровна Золотухина,

методист экспертно-аналитического отдела Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования

В последние годы школа живёт переменами. Поставлена задача сформировать умения, навыки и способы деятельности, которые позволят ребёнку безболезненно пройти процесс социализации, научат действовать в реальных жизненных ситуациях. С появлением нового поколения федеральных государственных стандартов акцент в образовательной политике сделан не только на основы наук, знания, умения и навыки, а в большей мере на развитие личности учащегося. Важно, чтобы в новых условиях ученик был включён в деятельность, в том числе и экологическую, которая влияет на его мировоззрение и жизненную позицию.

• экологическое образование • учебный процесс • влияние семейного воспитания

• проектная деятельность

рамках курса «Окружающий мир» учителя всё чаще обращаются к теме экологического образования, которое включает экологические знания, умения, навыки, необходимые для выявления экологических проблем. Ребёнку важно иметь понимание ценностей природы во всех её проявлениях, а также практический опыт деятельности по улучшению состояния окружающей среды. Экологическая деятельность выражает отношение общества к природе, включая все экологические взаимодействия человека, приводящие к определённым экологическим последствиям, позитивным и негативным результатам.

Есть ли у младшего школьника опыт экологической деятельности?

Несомненно, у детей уже такой жизненный (витагенный) опыт есть, и ребёнок находится в состоянии постоянной готовности к актуализации этого опыта в ситуациях, когда от него требуется конкретная деятельность. Решение экологических проблем выступает как часть социальной деятельности, которую могут осуществлять и сами учащиеся, поэтому у детей возникает потребность в улучшении окружающей среды.

Существуют разные возможности для формирования опыта экологической деятельности, как в рамках урочных занятий, так и внеурочных, внеклассных.

Кроме того, немаловажное влияние на формирование экологической культуры ребёнка имеет семья и семейные экологические ценности.

В школе, в рамках уроков по курсу «Окружающий мир», формируются основы экологической деятельности младшего школьника, направленной на рассмотрение и изучение свойств явлений и объектов окружающего мира, выявление их взаимосвязей и взаимозависимостей. При этом внимание учащихся акцентируется на том, что человек может сохранять красоту и многообразие природы, беречь наследие предков и мировой культуры, но может неразумно загрязнять окружающую его среду, уничтожать историческую память о прошлом Родины и родного края. В рамках естественно-научного курса «Окружающий мир» можно развивать у младшего школьника желание следовать безопасному, экологически грамотному и здоровому образу жизни, соблюдать чистоту и красоту среды обитания1. Разнообразны школьные программы начального образования («Начальная школа ХХ! века», «Школа России», «Школа 2100») и разнообразны учебные курсы: «Окружающий мир», разработанный группой учёных под руководством Н.Ф. Виноградовой, «Мир и человек» А.А. Вахрушева, «Зелёный дом» А.А. Плешакова и др. Всё это помогает ученикам открывать удивительный и многообразный окружающий мир, находить ответы на многие «почему». Программы начальных курсов естественно-научной и экологической направленности нацелены на развитие мышления, речи, памяти, воображения детей; с их помощью формируются важнейшие понятия в области окружающей среды. Содержащаяся в учебниках система заданий, главным образом игрового характера, обеспечивает высокую активность на уроке. Особое внимание уделяется экологическому образованию. Содержание курса охватывает весьма широкий круг осваиваемых экологических вопросов: от знаний о неживой и живой природе до формирования схемы взаимодействия между ними.

При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном

1 Федеральный государственный образовательный стандарт

начального общего образования — http://standart.edu.ru/

единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нём человека. В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни. Идея связей как бы цементирует разнообразные элементы содержания курса, значительно усиливая его воспитательный и развивающий потенциал.

А что же с экологической деятельностью?

Формы организации учебного процесса при реализации экологической деятельности в рамках курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или посёлка и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки экологических гипотез; уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции. Всё это позволяет заложить основы вхождения ребёнка в экологическую деятельность.

Согласно новым образовательным стандартам, на вариативную часть отводится значительная часть времени, включающая и внеурочную деятельность.

Во внеурочной деятельности существуют направления: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое. Учитель самостоятельно может выбрать это направление для того, чтобы наполнить его экологической составляющей. Как правило, это либо спортивно-оздоровительное направление, либо научно-познавательное. Когда направление выбрано, составляются примерные программы внеурочной деятельности. По ним можно работать в течение всех четырёх лет обучения.

В рамках такой программы могут

реализовываться различные экологические проекты: «Вода для каждого важна», «Огород на окне», «Покормите птиц», «День Земли», «Осторожно! Эти комнатные растения ядовиты», «Экологические катастрофы», «Экологические прогнозы», «Наш дом — природа», «Знатоки города», «Откуда пришли названия улиц нашего города», «Экологическая обстановка родного края и наше здоровье», «Заповеди юных экологов», «Экологические сказки», «Природа и человек», «Почему берёзы плачут», «Зелёным елям — жить», «Маленький принц», «С кем дружит ель», «Планета цветов», «Миниатюрный сад».

Между тем освоение проектной деятельности младшими школьниками некоторые учёные ставят под сомнение. В начальной школе было бы уместнее говорить о формулировке проектных задач для детей. Согласно рекомендациям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для решения проектной задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных. Проектная задача ориентирована на применение учащимися всех способов действий, средств и приёмов не только в учёбе, но и в конкретных жизненных ситуациях. Такая задача может не относиться ни к какой определённой теме или учебному предмету, а её итогом всегда является реальный продукт или действие, созданное детьми. К тому же такие задачи способствуют развитию творчества: дети не ограничены рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать, что способствует поддержке детской индивидуальности2. Однако необходимо учитывать, что успех реализации проектных задач детьми во многом зависит от умения педагога вовлечь учащихся в решение творческой задачи.

2 См.: Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б. Воронцов, В. М. Заславский, С.В. Егоркина и др.; под ред. А.Б. Воронцова М.: Просвещение. 2010.

Экологическая культура семьи

Взаимодействие родителей с детьми также может быть реализовано непосредственно через проектные задачи. Примером проектной задачи, разработанной родителем и ребёнком, может стать задание «Твоя дорога в школу»3. Каждый день ребёнок совершает путь от школы до дома. Попросите его изобразить объекты окружающей действительности, которые он встречает на своём пути на схеме. Проанализируйте, какие предметы, объекты он нарисовал. Дети традиционно изображают яркие большие предметы и объекты, которые привлекли их внимание. Выясните, сколько дети нарисовали социокультурных объектов и сколько объектов природы. Под социокультурными объектами понимаются созданные человеком предметы и объекты окружающей действительности: многоэтажные здания, магазины, дороги, движущийся транспорт, остановки, детские площадки, памятники, скамейки, трубы, рекламные щиты, ёмкости для мусора, пешеходные переходы и др. Обратите внимание ребёнка на природные объекты — на растения, животных, людей, а также на формы поверхности, почву, воду, воздух, полезные ископаемые. Выясните, каково соотношение социокультурных и природных объектов, изображённых на схеме. Если ребёнок мало обращает внимание на природные объекты, пройдите вместе с ним путь от дома до школы: «Я иду в школу. У меня хорошее настроение. Я думаю, что сегодня я такой же замечательный, как небо, такой же тёплый, как солнце, и такой же нежный, как дуновение ветерка. Меня приветливо встречают растения: деревья, кустарники, травы. Я внимательно прислушиваюсь к звукам и шорохам, которые раздаются вокруг меня». Цветными карандашами или красками попросите его нарисовать

3 Морозова Е.Е., Пономарёва О.Н., Фёдорова О.А., Золотухина О.А. Эколого-образовательный проект «Школа добрых дел». Учебное пособие для учащихся начальной школы. Саратов. Издательство: Научная книга. 2009.

листья тех деревьев, которые встречаются ему на пути. Расскажите ребёнку, что на одного жителя микрорайона должно приходиться не менее 10 деревьев. На следующей прогулке посчитайте, проверьте, так ли у вас. Рассмотрите с ним травянистые цветковые растения. Спросите названия, каких растений он знает. Привлеките внимание по дороге к животным, встречающимся на пути. Попросите описать всех животных, которые ему могут встретиться. Обратите его внимание на птиц.

Отметьте, что на пути есть и опасные места — транспортные магистрали, переходя которые необходимо соблюдать правила дорожного движения. Спросите, какие автомобили ребёнку знакомы. Расскажите о том, что автотранспорт выделяет много газов и пыли, которые поступают в атмосферу микрорайона школы и вредны для жизнедеятельности человека.

Нельзя не поговорить и о встречающихся на пути неприглядных местах: мусор доставляет много неудобств людям, являясь источником различных заболеваний человека и животных, имеет неприятный запах, портит настроение окружающим. Если мусор не уничтожать, то через 10—15 лет он покроет всю нашу планету слоем толщиной 5 метров. В городе имеются специальные службы, которые заботятся о чистоте нашего города. Каждый житель микрорайона должен заботиться о его чистоте.

Затем попросите ребёнка вновь отобразить на схеме то, что встречается на его пути. Обратите внимание на вновь появившиеся объекты, предметы и их детали, а также цвета, которые использовал ребёнок. Обсудите экологические проблемы, которые требуют вашего практического участия: главное, не просто увидеть про-

блему, а постараться решить её вместе с ребёнком. С вашей помощью он может сделать кормушку для птиц, посадить деревья в своём микрорайоне, убрать мусор. В данной ситуации не только для родителей, но и для учителя организация новой проектной задачи является подспорьем в процессе дальнейшей экологической деятельности, а именно: изучать методы охраны природы, анализировать экологические проблемы региона проводить наблюдения за состоянием объектов природы и участвовать в мероприятиях по их охране, в том числе. Это могут быть посадка и уход за растениями пришкольного участка, уборка территорий от мусора, подкормка птиц, изготовление скворечников, очистка родников, установка урн, уборка опавшей листвы, уход за домашними животными, уход за комнатными растениями, экономия воды, наблюдение за автотранспортом, озеленение учебных комнат, изучение особо охраняемых природных территорий и памятников природы, создание экологической тропы, организация экологических экскурсий, работа с природными материалами. Кроме того, можно выразить ценностное отношение к природе с помощью художественных средств, проводить агитационную работу с друзьями, родителями, выпускать экологическую газету, участвовать в экологических митингах и акциях, турпоходах, развивать интерес к объектам природы и ценностное отношение к ним, изменить свой образ жизни, приобрести уважение сверстников и опыт природосообразной деятельности. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.