Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
572
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПЕДАГОГ / КОММУНИКАЦИЯ / ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова Луиза Исламудиновна, Гайтукиев Муса Хизирович, Юсупова Роза Ярагиевна

В статье представлен теоретический анализ проблемы организации проектной деятельности младших школьников во внеурочное время. Важным социальным требованием к школе является также ориентация образования на развитие личности школьника, его успешная социализация в обществе и адаптация в будущем на рынке труда. Автор подчеркивает немаловажную роль в формировании у учащихся умение мыслить, выделять сущностные свойства объектов окружающего мира, выстраивать процесс эффективной коммуникации со взрослыми и сверстниками. Развитие коммуникативных умений дает возможность школьнику выстраивать успешные коммуникации как в ходе учебной, так и внеурочной деятельности, овладевать способами решения конфликтных ситуаций, поэтому в работе мы сделали акцент на влияние проектной внеурочной деятельности на развитие именно этих умений младшего школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедова Луиза Исламудиновна, Гайтукиев Муса Хизирович, Юсупова Роза Ярагиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ANALYSIS OF THE PROBLEM OF ORGANIZING THE PROJECT ACTIVITIES OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN EXTRA-TIME

The article presents a theoretical analysis of the problem of the organization of project activities of younger schoolchildren in extracurricular time. An important social requirement for the school is also the orientation of education on the development of the student's personality, his successful socialization in society and adaptation in the future to the labor market. The author emphasizes an important role in the formation of students' ability to think, to identify the essential properties of objects of the surrounding world, to build the process of effective communication with adults and peers. The development of communicative skills enables the student to build successful communications both during academic and extracurricular activities, to master ways to resolve conflict situations, therefore, in our work we focused on the impact of project extracurricular activities on the development of these skills of a younger student.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ»

Педагогика

УДК 373.31

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования Магомедова Луиза Исламудиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); ассистент кафедры «Физвоспитание» Гайтукиев Муса Хизирович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Юсупова Роза Ярагиевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Аннотация. В статье представлен теоретический анализ проблемы организации проектной деятельности младших школьников во внеурочное время. Важным социальным требованием к школе является также ориентация образования на развитие личности школьника, его успешная социализация в обществе и адаптация в будущем на рынке труда. Автор подчеркивает немаловажную роль в формировании у учащихся умение мыслить, выделять сущностные свойства объектов окружающего мира, выстраивать процесс эффективной коммуникации со взрослыми и сверстниками. Развитие коммуникативных умений дает возможность школьнику выстраивать успешные коммуникации как в ходе учебной, так и внеурочной деятельности, овладевать способами решения конфликтных ситуаций, поэтому в работе мы сделали акцент на влияние проектной внеурочной деятельности на развитие именно этих умений младшего школьника.

Ключевые слова: проектная деятельность, младшие школьники. внеурочное время, педагог, коммуникация.

Annotation. The article presents a theoretical analysis of the problem of the organization of project activities of younger schoolchildren in extracurricular time. An important social requirement for the school is also the orientation of education on the development of the student's personality, his successful socialization in society and adaptation in the future to the labor market. The author emphasizes an important role in the formation of students' ability to think, to identify the essential properties of objects of the surrounding world, to build the process of effective communication with adults and peers. The development of communicative skills enables the student to build successful communications both during academic and extracurricular activities, to master ways to resolve conflict situations, therefore, in our work we focused on the impact of project extracurricular activities on the development of these skills of a younger student.

Keywords: project activity, junior schoolchildren. extracurricular time, teacher, communication.

Введение. Сегодня школа ставит перед собой такие образовательные и воспитательные задачи, как разностороннее и, что важно, своевременное развитие обучающихся, создание условий для реализации их творческого потенциала и способностей и самореализации личности в процессе обучения. Важным социальным требованием к школе является также ориентация образования на развитие личности школьника, его успешная социализация в обществе и адаптация в будущем на рынке труда. Приобретаемые в процессе обучения умения проецируются на дальнейшую жизнь школьника, поэтому современным педагогам начальной школы важно уметь организовывать как урочную, так и внеурочную деятельность, учитывая последние достижения психолого-педагогической науки, а также создавая условия для целенаправленного формирования и развития различных умений и навыков каждого ребенка, которые в свою очередь будут способствовать его социализации и самостоятельной жизни в открытом обществе.

Развитие новых идей обучения и воспитания младших школьников поддерживается и иллюстрируется законодательством Российской Федерации. Так, Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года и Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, а также Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования акцентируют внимание деятелей в сфере образования на необходимость создания условий для качественного обучения и организации внеурочной деятельности с применением современных методов - исследовательского, проектного и др.

Среди современных педагогических технологий, которые способствуют развитию ключевых умений младших школьников особое место занимает проектная деятельность. Проектная деятельность направлена на формирование умения работать в команде, высказывать и аргументировать свою точку зрения, проявлять инициативность в процессе работы над проектом, анализировать и систематизировать поступающую информацию, выстраивать сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками, самостоятельно планировать свою деятельность, следовательно способствует развитию одного из ключевых умений младшего школьника - развитию коммуникативных умений.

Отличительная особенность и уникальность применения проектного метода заключается в том, что во главу ставится не столько объем передаваемых знаний, сколько умение обучающихся ими оперировать, адаптировать и использовать их в различных ситуациях. Немаловажную роль играет также формирование у учащихся умения мыслить, выделять сущностные свойства объектов окружающего мира, выстраивать процесс эффективной коммуникации со взрослыми и сверстниками. Развитие коммуникативных умений дает возможность школьнику выстраивать успешные коммуникации как в ходе учебной, так и внеурочной деятельности, овладевать способами решения конфликтных ситуаций, поэтому в работе мы сделали акцент на влияние проектной внеурочной деятельности на развитие именно этих умений младшего школьника.

Последователями Дж. Дьюи выступают В.Х. Килпатрик, Торндайк и Лай. Работы этих ученых также лежат в основе системы проектного обучения. Они утверждают, что только деятельность, выбранная ребенком самостоятельно, выполняется им в радость. Она не строится в русле учебного предмета, а выходит за его рамки, тем самым становясь основой внеурочной деятельности.

В советской школе проектная деятельность формировала свободную и личностно-ориентированную педагогику, была преимущественно практической направленности, благодаря чему происходила концентрация высокой степени самостоятельности ученика. Детские интересы в этой системе должны выступать исходным пунктом обучения, основным принципом метода проектов. Проектной обучение в этом случае строится на основе деятельности ученика с учетом его личного мнения и интересов в этой сфере, а учитель, подобно дирижеру, только направляет учеников, подсказывает пути получения необходимой информации, контролирует процесс обучения, но не вмешивается в него.

В настоящее время метод проектов находится в структуре современного образования и применяется как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Суть идеи проектной деятельности со времен Дж. Дьюи осталась прежней, она заключается в побуждении детей к обучению с использованием стимулов, направленных на самостоятельный поиск и решение различных задач.

Изложение основного материала статьи. Сущность понятия «проектная деятельность» связана с такими научными понятиями как «проект», «деятельность» и «метод проектов».

По мнению В.Д. Симоненко проектная деятельность объединяет в себе элементы игровой, творческой, познавательной, учебной, ценностно-ориентационной и коммуникативной деятельностей [3, с. 112].

Проектная деятельность - это совместная деятельность детей, которая направлена на достижение общего результата и создании определенного продукта деятельности, она носит учебно-познавательный и творческий характер. Участники проектной деятельности имеют общую цель, которую достигают, основываясь на согласованных методах и способах их реализации.

Метод проектов на сегодняшний день имеет огромную популярность у педагогов начальной школы. Е.С. Полат определяет метод проектов как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» [5, с. 35].

Главная задача метода проектов заключается в стимулировании интереса школьника к обучению, а также ориентации ученика на самостоятельную деятельность, в ходе которой он приобретает социальные, нравственные знания, которые связаны с планированием личной познавательной деятельности.

Разработка проектов помогает ученикам освоить такие способы действия, которые являются необходимыми в их будущей жизни. В процессе проектной деятельности младшие школьники приобретают опыт исследования проблемы, осуществляют поиск информации, используя для этого различные источники, учатся работать со справочниками и словарями, взаимодействуют между собой.

Н.А. Семенова выделяет основные задачи проектной деятельности в начальной школе: формирование навыка самостоятельности; умение применять знания в нестандартных ситуациях; формирование коммуникативных умений и навыков учащихся; формирование навыка научно-исследовательской работы [8, с. 209-211].

Использование проектной деятельности в начальной школе оказывает влияние на формирование личности ученика, включает в себя не только умственные и практические умения, но и развитие культурных и духовных способностей человека. Философ Г.Э. Лессинг характеризовал проектную деятельность следующим образом: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Методы проектно-исследовательской деятельности определяются одним из условий реализации образовательной программы НОО. Проектная деятельность способствует развитию ключевых умений младших школьников, в том числе коммуникативных. В основе успешности обучения лежит совместная деятельность обучающихся друг с другом и с учителем.

А.П. Назаретян видит коммуникацию как неотъемлемую сторону любой деятельности, образующий элемент общения, передачу информации с помощью языка и других знаковых средств [4, с. 1-8].

Психологи и педагоги по-разному трактуют определения коммуникативных умений, но самым распространенным и обобщающим определением является определение А.В. Запорожца М.И. Лисиной, которые понимают коммуникативные умения как «способность человека взаимодействовать с другими людьми, правильно интерпретировать полученные данные и грамотно их передавать» [7, с. 74].

Развитие концепций речевого общения в области психологии А.А. Бондаренко и Р.В. Овчаровой [6, с. 72] и коммуникации и речевой деятельности в психолингвистике А.А. Леонтьева, оказали большое влияние на педагогические подходы к обучению в целом и на аспект обучения и воспитания, связанный с формирование коммуникативных умений в частности [1, с. 3-40].

Находясь в любой среде, ребенку необходимо чувствовать безопасность, как физическую, так и эмоциональную, а также осознавать себя субъектом деятельности. Педагогические технологии, используемые в процессе обучения в современном мире, направлены на обеспечение такого уровня развития ребенка, который закрывает потребность в безопасности и субъектности. Уже упомянутые ранее М.И. Лисина, В.А. Петровский, З.М. Богуславская, А.Г. Рузская определяют такие возможности педагогических технологий характером и содержанием общения с педагогами, родителями, взаимодействия со сверстниками, общей культурой общения.

Коммуникативное взаимодействие подразумевает под собой действия младшего школьника, направленные на учет позиции собеседника. При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту большое влияние на формирование коммуникативных умений оказывает преодоление эгоцентрической позиции ребенка в межличностных отношениях. Детский эгоцентризм в общении проявляется в принятии единственной своей точке зрения и сосредоточении на своем видении ситуации. Вторая группа коммуникативных действий - действия, направленные на кооперацию и сотрудничество, - коммуникативная кооперация. В основе этой группы лежит согласование действий по достижению общей цели в процессе общения и организации совместной деятельности. В первом классе ребенок обладает простейшими умениями договариваться о конкретном порядке взаимодействия со сверстниками или взрослыми, понимает, что навязывание собственного мнения и настаивание на своем не приведут к желаемому результату взаимодействия. Такая готовность необходима для формирования способности младших школьников сохранять доброжелательность по отношению друг к другу. На протяжении обучения в начальной школе ребенок активно включается в общие занятия, интерес к сверстнику становится наиболее высоким. Нередко внутри класса наблюдается сотрудничество школьников, которое проявляется в помощи учащихся друг другу в выполнении учебных задач и осуществлении взаимоконтроля, а также устанавливаются дружеские контакты. От навыка конструктивного общения во многом зависит личностное развитие ребенка.

Коммуникативная интериоризация представляет собой третью группу умений, которые служат средством передачи информации другим людям и формируют способность рефлексировать. Поскольку общение рассматривается как одно из основных условий развития личности, оно также выступает средством индивидуального сознания ребенка, которые зарождаются в процессе его взаимодействия и сотрудничества с другими людьми. К моменту начала обучения младшие школьники должны уметь задавать вопросы собеседнику и анализировать его ответы, формулировать понятные высказывания в процессе общения и отображать ориентиру в своей речи и передавать их партнеру. Способность речевого отображения активно развивается в начальной школе.

Отношения со взрослыми, как с родителями, так и с учителями, в этот период имеют большое значение и сказываются на развитии личности ребенка и формировании его коммуникативных умений. Зачастую наблюдается страх при общении с незнакомцами, в том числе с учителем, и сверстниками. Родителям необходимо помочь ребенку освоиться в школе, преодолеть свои страхи и барьеры в коммуникации с учителем и одноклассниками. Восприятие учителя учениками напрямую зависит от его манеры общения. Ребенок младшего школьного возраста довольно восприимчив, поэтому его

отношение к школе и всему, что находится внутри нее, связано со стилем воспитания и общения, которые используются во время обучения. В первом классе мнение и позиция родителя все еще наиболее важны для ребенка, но уже к концу 4 класса, авторитет учителя значительно превышает родительский. Не менее значимым в жизни ребенка становится взаимодействие и общение со сверстниками.

А.Н. Леонтьев в своих трудах утверждает, что взаимодействие детей младшего школьного возраста друг с другом более эмоциональное в отличие от общения со взрослыми [2, с. 96].

Этот период характеризуется также сложностями и проблемами в общении младших школьников между собой. Отражение этой особенности прослеживается в работах С.Л. Рубинштейна, М.И. Лисиной, А.Н. Леонтьева, Г.А. Урунтаевой и других.

В младшем школьном возрасте у детей начинает формироваться представление о дружбе. Ребенок, не посещающий детский сад или дополнительные занятия, где так или иначе начинается общение со сверстниками, придя в школу начинает знакомиться с одноклассниками и выстраивать с ними коммуникацию. Общение детей в младшем школьном возрасте нужно поощрять, даже если оно не образцовое. В этот период они переживают спектр чувств и отношений: ссоры, дружба «парочками» и группами, обиды, примирения, зависть, первая «любовь». В этом возрасте довольно ярко начинает просматриваться конкурентность между детьми, соревновательный аспект становится движущим в процессе общения младших школьников. Все чаще родители становятся участниками разговоров, в которых ребенок интересуется успехами одноклассников и знакомых. Младшие школьники стараются скрыть от всех свои неудачи и ошибки и напротив демонстрируют победы и преимущества. Часто сравнение детей друг с другом становится сильной мотивацией для ребенка быть лучше, но в противовес этому сказывается и на его психологическом состоянии. Именно в период младшего школьного возраста ровесники становятся друг для друга субъектами общения и обращения.

Значимость своевременной работы, направленной на формирование и развитие коммуникативных умений младших школьников в обучении, несколько недооценивается, но такую работу нельзя не принимать во внимание и исключать из учебного плана. Для работы над коммуникативными умениями педагоги используют игровые технологии, командное взаимодействие, работу в парах, проектную и исследовательскую деятельность.

Правильно подобранные средства и методы для формирования и развития коммуникативных умений в совокупности с комплексом мероприятий для практической работы над ними, оказывают большое влияние на становление коммуникативной способности младших школьников.

Большой потенциал для развития коммуникативных умений младших школьников имеет проектная деятельность, реализуемая именно во внеурочное время. Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, позволяющая реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие, а также самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.

В процессе организации проектной деятельности младших школьников во внеурочное время необходимо также учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников. Поскольку в этом возрасте ведущим является произвольное мышление, способствующее повышенному любопытству, ребенок в начальной школе способен максимально погружаться в работу над проектом, что нельзя оставить без внимания во время проектной деятельности. Основа любого проекта - проблема, которая содержит цель и задачи исследования. Цель в данном случае - поиск решения проблемы, который невозможен без работы с различными информационными источниками и взаимодействия с окружающими.

Работа над проектом - достаточно сложный процесс. Учителю необходимо принять роль «независимого консультанта» по отношению к проектным группам, чтобы учащиеся почувствовали свою самостоятельность и начали ее проявлять. Как правило, проект разрабатывается в парах или мини-группах, но не исключается и индивидуальная работа над проектом. Успех проекта во многом зависит от грамотного планирования и организации деятельности учителя и учеников. Во время совместной деятельности у ребенка возрастает чувство ответственности перед коллективом, каждый участник группы старается сделать так, чтобы итоговый результат работы оказался наилучшим из возможных. Для достижения максимальной эффективности проектной работы необходимо четко определить все этапы выполнения проекта, на каждом из которых формируется определенный ряд коммуникативных умений, что является одной из важных задач реализации проектной деятельности.

Л.Л. Розанов выделяет следующие этапы проектной деятельности:

1. Организационно-подготовительный этап.Этот этап включает в себя поиск проблемы, на решение которой будет направлена дальнейшая деятельность учащихся, определение темы и цели проекта, постановку задач, формулирование гипотезы проекта, определение конечного продукта, составление предварительного плана работы, распределение ролей внутри группы, определение методов и приемов исследования.

2. Поисково-исследовательский этап. Учащиеся самостоятельно формулируют тезисы, подтверждающие или опровергающие поставленную ранее гипотезу, а после обмениваются ими и аргументируют свою точку зрения. Проектная деятельность на данном этапе способствует развитию у учащихся следующих коммуникативных умений: сотрудничество в поиске и отборе необходимой для работы информации; умение аргументировать свою точку зрения; умение управлять конфликтными ситуациями в группе, принимать совместные решения.

3. Отчетно-оформительский этап. Отчетно-оформительский этап подразумевает под собой формулирование выводов относительно проведенных ранее исследований и их обобщение, подготовку наглядного материала для демонстрации результатов работы и конечного продукта. На данном этапе проектная группа делится на мини-группы, каждая из которых занимается определенной частью финального проекта. По итогам работы в мини-группах результаты собираются воедино, представляя собой завершенный проект. Работа учащихся на этом этапе сопровождается развитием: умения брать на себя ответственность за определенную часть работы; умение принимать точку зрения, отличную от собственной; умение анализировать результаты совместной работы.

4. Информационно-презентационный этап. Заключительный этап работы над проектом характеризуется проведением непосредственной защиты проекта, демонстрацией конченого продукта, наглядным подтверждение или опровержение гипотезы. На этом этапе происходит с оценка итогового проекта. Учащиеся могут оценить как свой проект, так и проект других учащихся. Целесообразно проводить оценивание в формате ролевой игры, закрытого голосования, анкетирования. Коммуникативные умения, развитие которых происходит на информационно-презентационном этапе, следующие: умение критически оценивать себя и других, учитывать личный вклад каждого в совместную работу; умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к сверстникам; умение интегрировать знания, полученные в процессе обучения, в повседневную жизнь.

Выводы. Таким образом, метод проектов - один из самых эффективных методов работы в современной школе, развивающий самостоятельность младших школьников, их творческий потенциал, коммуникативные умения, способность

критически мыслить и анализировать информацию, работать в группе и разрабатывать продукты совместной деятельности. Именно эти компетенции определяют современное качество образования и способствуют формированию и развитию личности ученика.

Литература:

1. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения [Текст] / А.Н. Леонтьев // Известия Академии педагогических наук РСФСР. - М., 2017. - Вып. 7: Вопросы психологии понимания. - С. 3-40.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М., 1974 - 352 с.

3. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2007. - С. 112.

4. Назаретян А.П. Объединяющая и разобщающая функции коммуникации // Научно-техническая информация. -Серия 2. - 1978. - №3. - С. 1-8

5. Новые педагогические и информационные образовательные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. - М., 1999.

6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе [Текст] / Р.В. Овчарова. - М.: Сфера, 2016. - 240 с.

7. Развитие общения у дошкольников [Текст]: характеристика осн. форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7-ми лет / под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М.: Педагогика, 2014. - 288 с.

8. Семенова Н.А. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). - 2012. - Вып. 11. - С. 209-211

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Мардашова Рамзия Суфияновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны); кандидат педагогических наук, доцент Рахматуллина Лэйла Вагизовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны); кандидат педагогических наук, доцент Хакимова Наиля Газизовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны)

РАЗВИТИЕ ГЕНДЕРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ У МАЛЬЧИКОВ НА ЭТАПЕ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА

Аннотация. Авторами статьи утверждается, что формирование у мальчиков социально детерминированных представлений о мужчинах и воспитание на их основе гендерного поведения возможно и должно осуществляться уже на этапе дошкольного детства. В доказательство этого в статье размещён материал экспериментальной работы с применением специально выбранных форм, методов и условий воспитания у мальчиков старшего дошкольного возраста мужественности как нравственно-психологического качества мужчины, определяющего принадлежность пола в культурном и социальном плане. Полученные результаты эксперимента свидетельствуют в пользу их активного применения в практике дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: дошкольное детство, мальчики старшего дошкольного возраста, мужественность, гендерная педагогика, гендер.

Annоtation. In the article, the authors argue that the formation of socially determined ideas about men in boys and the upbringing of gender behavior on their basis is possible and should be carried out already at the stage of preschool childhood. To prove this, the article contains material from experimental work using specially selected forms, methods and conditions for raising masculinity in older preschool boys as a moral and psychological quality. The obtained results of the experiment testify in favor of their active use in the practice of preschool educational organizations.

Keywords: preschool childhood, older preschool boys, masculinity, gender pedagogy, gender.

Введение. Современная действительность такова, что происходящие политические, экономические и социальные перемены в обществе способствуют формированию новой постиндустриальной цивилизации и нового информационного общества. В происходящих переменах всё более очевидными становятся изменения в традиционных социальных установках места и роли мужчины и женщины в обществе. Сегодня достаточно быстро идет процесс социальной нивелировки, характеризующийся тем, что мужчины и женщины приобретают схожие черты, которые находят выражение в поведении, в выполнении профессиональных обязанностей и образе жизни в целом.

Происходящие социокультурные трансформации в статусе полов указывают, что в условиях выраженных изменений в полоролевой стратификации общества фактор пола является важнейшей составляющей в исследованиях социально-гуманитарных и, в том числе, педагогических наук. К числу последних следует отнести гендерную педагогику. Признавая, что современный социокультурный фон меняет психологические стереотипы, что не способствует позитивной полоролевой социализации и приводит к частичной, а иногда и к полной утрате истинно маскулинных качеств у мальчиков и юношей и феминных - у девочек и девушек, гендерная педагогика призвана ставить и решать задачи гендерного воспитания молодого поколения. Центральное место среди них занимают вопросы формирования у детей и молодёжи социально детерминированных представлений о мужчинах и женщинах и воспитание на их основе гендерного поведения.

Признавая наличие многочисленных отечественных и зарубежных исследований в области гендерной педагогики [5], следует признать, что в настоящее время до сих пор не сложилась целостная научная концепция гендерного воспитания детей и молодёжи, где нижней возрастной границей являлся бы ранний и дошкольный возраст [2]. Отсутствие такой концепции не позволяет в полной мере решать задачи дошкольного образования с учётом гендерных различий детей-дошкольников. В свете сказанного продолжает оставаться востребованным изучение вопросов воспитания детей дошкольного возраста с учётом гендерного подхода, в процессе которого должно осуществляться становление и развитие как женских, так и мужских моделей половой идентификации и самореализации. Учитывая данный факт, мы обратились к рассмотрению одного из них. Выбор его обозначил цель исследования: выявить и экспериментальным путём доказать эффективность развития гендерной принадлежности у мальчиков дошкольного возраста с помощью специально выбранных форм, методов и условий образовательно-воспитательной деятельности.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы о роли мужчины и женщины в развитии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.