Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА-ДИЗАЙНЕРА ДЛЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА-ДИЗАЙНЕРА ДЛЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / ПЕДАГОГ-ДИЗАЙНЕР / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хомякова Ирина Викторовна

В статье выявляется и исследуется проблема развития проектного мышления в процессе подготовки педагога-дизайнера для системы дополнительного образования. Обзор основных подходов к развитию проектного мышления проводится в контексте теоретических исследований и анализа образовательной практики. Методы развития проектного мышления будущих педагогов-дизайнеров базируются на развитом творческом мышлении и практическом художественно-творческом опыте. Освоение методов проектирования на разных уровнях и формах обучения, во взаимодействии теории и практики, в условиях соблюдения междисциплинарного взаимодействия в образовательном процессе, принципов целостности, системности и инновационности способствует развитию проектного мышления будущих педагогов-дизайнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROJECT THINKING IN THE PROCESS OF TRAINING OF TEACHER-DESIGNER FOR THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

The article identifies and explores the problem of the development of project thinking in the process of training a teacher-designer for the system of additional education. The review of the main approaches to the development of project thinking is carried out in the context of theoretical research and analysis of educational practice. Methods of development of project thinking of future design teachers are based on developed creative thinking and practical artistic and creative experience. Mastering design methods at different levels and forms of education, in the interaction of theory and practice, in compliance with interdisciplinary interaction in the educational process, the principles of integrity, consistency and innovation contributes to the development of project thinking of future design teachers.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА-ДИЗАЙНЕРА ДЛЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогика

УДК 37.015.3:159.955

кандидат искусствоведения, доцент Хомякова Ирина Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА-ДИЗАЙНЕРА ДЛЯ

СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье выявляется и исследуется проблема развития проектного мышления в процессе подготовки педагога-дизайнера для системы дополнительного образования. Обзор основных подходов к развитию проектного мышления проводится в контексте теоретических исследований и анализа образовательной практики. Методы развития проектного мышления будущих педагогов-дизайнеров базируются на развитом творческом мышлении и практическом художественно-творческом опыте. Освоение методов проектирования на разных уровнях и формах обучения, во взаимодействии теории и практики, в условиях соблюдения междисциплинарного взаимодействия в образовательном процессе, принципов целостности, системности и инновационности способствует развитию проектного мышления будущих педагогов-дизайнеров.

Ключевые слова: проектное мышление, развитие, педагог-дизайнер, проектирование, проектная культура.

An^tatton. The article identifies and explores the problem of the development of project thinking in the process of training a teacher-designer for the system of additional education. The review of the main approaches to the development of project thinking is carried out in the context of theoretical research and analysis of educational practice. Methods of development of project thinking of future design teachers are based on developed creative thinking and practical artistic and creative experience. Mastering design methods at different levels and forms of education, in the interaction of theory and practice, in compliance with interdisciplinary interaction in the educational process, the principles of integrity, consistency and innovation contributes to the development of project thinking of future design teachers.

Keywords: project thinking, development, teacher-designer, design, project culture.

Введение. Актуальность темы исследования определяется теоретическими работами в ракурсе проблем подготовки педагогических кадров в области дизайна и обобщением опыта практической подготовки педагога для системы дополнительного образования, которые требуют анализа и обобщения. Ориентированность образования на выполнение одного из социальных заказов общества, а именно развития и становления творческой личности, делает обращение к вопросам подготовки педагога в области дизайна востребованным и своевременным. Современная система дополнительного образования является оптимальной площадкой, расширяющей пространство для развития творческих способностей в процессе знакомства с видами и формами дизайнерской деятельности обучающимися разного возраста, в связи с чем профессиональная востребованность педагога-дизайнера возрастает. Без развитого проектного мышления, подразумевающего способность разрабатывать проектную идею и решать задачи в области дизайн-проектирования и педагогики дизайна, педагог-дизайнер не может быть конкурентоспособен в профессиональной среде. Становление будущего педагога-дизайнера в системе профессионального образования неразрывно связано с постижением закономерностей дизайнерского творчества в процессе образовательной деятельности и в единстве процессов воспитания и обучения.

Изложение основного материала статьи. Одной из главных задач системы подготовки педагогов в области дизайна является освоение системы знаний, умений и навыков, необходимых для профессии педагога, а также готовность к активной проектной деятельности. В широком понимании главным ценностным ориентиром профессиональной подготовки педагогов-дизайнеров является формирование проектной культуры. В научном междисциплинарном дискурсе проектная культура трактуется как комплекс навыков, знаний и опыта изобретательской, преобразовательной и исполнительской деятельности. Представление о проектной деятельности как универсальном типе деятельности служит основанием для осмысление современного мышления как универсальной категории [71. Проектная культура, по мнению О.И. Генисаретского, является «пространством для творчества, в котором реализуется проектное воображение благодаря производным от него способностям понимания и проектного мышления» [2, С. 8]. Ценностные императивы проектной культуры определяют характер проектного мышления. Исследовательская база позволила определиться с пониманием роли проектного мышления в культуре. В разных исторических условиях оно было разным и эволюционировало вместе с наукой и культурой. Проектное мышление трактуется сегодня как специфическая методология «познания и конструирования возможных векторов будущего» [81.

Содержательная составляющая дизайна находится в лоне культурного пространства, поэтому проблема развития проектного мышления, начиная с 1950-60-х годов XX века интересовала многих адептов практического дизайн-проектирования и теоретиков дизайна (Т. Манальдо, Д.С. Сомов, Г.Б. Минервин и др.). В отечественной практике исследований в области дизайна изучение специфики профессионального мышления сместилось с проблем объекта проектирования на процесс проектирования (Л.М. Безмоздин, В.Л. Глазычев, Л.Н. Лаврентьев, В.Ф. Сидоренко и др.). Разработка общей модели проектирования в дизайне для применения в решении широкого круга проектных задач, вырабатывалась на идее взаимодействия инженерного и художественного начал. Теория и методология проектного творчества разрабатывалась В.Р. Ароновым, Л.Н. Безмоздиным, С.М. Михайловым, С.О. Хан-Мамедовыми др. Обобщая теоретический и практический опыт дизайн-проектирования в своих исследованиях была выявлена зависимость существующих методик проектирования от характера технико-эстетических задач, варьирующихся от метода «стайлинга» до дизайн-программирования. Многообразие методик общего характера можно свести к трем основным: методике проектирования на основе изложенного опыта процесса проектирования конкретного наглядного образца; методике, установленной технологии и порядка действий, в соответствии с разработанными нормами; методике выявления принципов и средств решения типичных проектных задач, охватывающих в общем виде все проектные ситуации [41. Раскрытие закономерностей применения каждой методики дизайн-проектирования показывает, что по отдельности они не дают целостного взгляда на механизм развития проектного мышления. Это связано, прежде всего, с тем, что дизайн-деятельность направлена на многообразные структуры и системы и содержит различные виды деятельности, требующие применения разных подходов.

При множестве частных определений, выработанных практикой осмысления феномена дизайна, чаще всего его рассматривают как проектно-творческую деятельность, одной из составляющих которой является функция гармонизации с разных позиций предметно-пространственной среды, окружающей человека. Проектная деятельность в дизайне основана на реализации комплекса мероприятий художественно-творческого и конструктивно-технического характера, которые

взаимосвязаны, но при этом обладают рассредоточенным во времени и пространстве действиями. Для таких действий нужно определенное мышление и наличие способностей воспринимать конкретную ситуацию в ее перспективном развитии, при условии учета всех взаимодействий разнообразных процессов. Дизайнерское мышление по своей сути является проектным так как его результатом является создание проектного продукта. Общепринятое понимание сущности дизайнерской деятельности сводится к трактовке ее как деятельности на основе проектного мышления, базирующегося на творческом мышлении и практическом опыте, и подкрепленного навыками самоорганизации личности [1]. По мнению многих исследователей дивергентное мышление является основанием для творчества. С. Ю. Смирнова отмечает, что оно, являясь «базовой основой творческого и репродуктивного мышления через развитие ассоциативности, способствует актуализации проектного мышления» [9, С. 211]. Проектное мышление объединяет в себе различные мыслительные операции. Если рассматривать дизайн-проектирование как решение творческой задачи, то психолого-педагогический подход раскрывает решение творческой задачи, опираясь на методики ее решения по признаку преобладания интуитивных или логических действий. С.П. Ломов выделяет группу эвристических (интуитивных) методов. В их основе заложен принцип активизация творческой деятельности на основе интуитивного подхода (например, метод мозговой атаки, метод аналогий, метод ассоциаций и пр.). Решение творческих задач на основе рациональных (логических) процедур опираются на применение логики и анализа объекта проектирования (например, метод анализа, синтеза, обобщения и др.) [5].

Как своеобразная форма отношения к действительности, проектное мышление опирается на идеи рационального устройства фрагмента реальности в соответствии с представлением об образе «желаемого будущего». Проектное мышление связано с действиями вычленения, формулирования и решения проблем на фоне существующих явлений и процессов. Другими словами, проблемная ориентация проектного мышления тесно увязана со способностями актуализировать основные точки приложения усилий с целью перспективного совершенствования того или иного объекта воздействия.

Характер проектного мышления проявляется двояким образом: на творческом уровне, как творческая способность (в узком смысле креативность) чувствовать проблему и предугадывать эффективные способы ее решения; как способность видеть перспективу дальнейшего развития той или иной проектной ситуации, тем самым прогнозировать результат [6].

Концепция творческого характера проектного мышления раскрывается в российских психолого-педагогических исследованиях (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов и др.). Творческое проектное мышление представляет собой специфическую форму мыслительных действий, имеющих сложное строение и направленных на установление связей, соотносимых с предметным содержанием. По мнению С.П. Ломова «творческий уровень проектного мышления предполагает не только широкое использование усвоенных знаний, но и преодоление барьера прошлого опыта, отход от стереотипов мышления, разрешение противоречий между актуализированными знаниями и требованиями проблемной ситуации» [5, С. 7].

Актуализация вектора социо-гуманитарной направленности развития проектной культуры в процессе смены парадигм послужила основанием для вхождения проектной составляющей в большинство профессий, в том числе в педагогическую среду. Деятельность педагога включает в себя не только педагогические знания и умения, но и готовность к осознанной проблематизации проектной ситуации, выявление разнообразных аспектов содержания проектирования. Можно предположить, что проблема развития проектного мышления будущих педагогов-дизайнеров может решаться с помощью специальных психолого-педагогических методов и образовательных технологий, охватывающих различные виды образовательной деятельности. Основой этого процесса выступает единая информационная база, учитывающая закономерности профессиональной деятельности, в соответствии с направлениями дизайна, а также специфики взаимодействия педагогической и дизайнерской составляющей образовательной программы.

Анализ имеющихся образовательных программ обучения будущих педагогов дизайнеров в рамках направления подготовки «Педагогическое образование» (бакалавриат), показал единство в выборе подходов к решению задач развития проектного мышления. Интеграция проектных технологий в профессиональное обучение, вместе с освоением достижений педагогической науки и ценностей художественного и культурного наследия решается в междисциплинарном взаимодействии дисциплин психолого-педагогического комплекса и художественно-творческой практико-ориентированной подготовки. Необходимость решать задачи, требующие интегральных знаний, обуславливает потребность в установлении междисциплинарных связей в процессе обучения. Развитие проектного мышления будущего педагога-дизайнера происходит в ситуации «включенности» в процесс создания нового в условиях межпредметного обобщения. Решение проблемы развития проектного мышления у обучающихся в широком смысле, связано с умениями планировать весь процесс профессиональной деятельности в конкретной ситуации. В узком смысле развитие проектного мышления сводится к развитию способности к поиску и обоснованию проектного замысла, определению оптимальных способов решения, обозначенных условиями проекта задач, выбору выразительных средств и материалов, вариантов визуальной презентации проекта и его перспективного применения.

Единую модель развития проектного мышления в процессе подготовки педагога-дизайнера в общем виде можно представить содержанием взаимосвязанных компонентов методологического, теоретического и эмпирического характера. В конкретизированном виде модель развития проектного мышления будущего педагога-дизайнера представлена исследователем А.Д. Григорьевым, который выдвигает структурно-функциональную модель на основе четырех взаимосвязанных функций: теоретической, нормативной, методической и практической реализации. Обоснование социального заказа, выявление цели, задач и методологических подходов представлены на теоретическом уровне. Вторая функция связана с обеспечением нормативными документами, выявлением требований образовательного стандарта, определением принципов, критериев, оценочного инструментария. Определение организационно-педагогических условий и методик разного уровня связано с методологической функцией. Апробацию авторских программ дисциплин, методик преподавания, методов, средств и форм, описание результатов обучения предполагается в процессе практической реализации обучения [3].

Особое значение для развития проектного мышления имеет комплекс организационно-педагогических условий, в который входит широкий спектр учебно-профессиональных проблемных заданий, создание творческой среды, соблюдение преемственности в обучении, построение диалога и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. По мнению А.Д. Григорьева, методика развития проектного мышления опирается на единство и взаимосвязь методов, средств и форм. Среди методов он выделяет особо анализ, синтез, проблемные методы, методы рефлексии и пр. Средства представлены содержанием проблемных заданий, презентационными материалами, реальными объектами проектирования, творческими проектными ситуациями и пр. В качестве формы могут выступать защиты проектных работ, доклады на конференциях, участие в творческих конкурсах, посещение мастер-классов и др.) [3].

Практическая реализация проектной деятельности в условиях освоения дисциплин дизайнерской направленности служит универсальным механизмом, в котором апробируются поисковые навыки и реализуются закономерности проектного процесса. В связи с этим проектное мышление развивается на основе перевода опыта, накопленного в результате освоения знаний в области теории и истории дизайна, истории искусств, композиции, рисунка, живописи и пр. в

перечень вопросов, раскрывающихся в практико-ориентированных заданиях. Например, знание истории искусств расширяет представления о характере художественного процесса, закономерностях развития художественных форм и специфике творческих методов. Освоение содержания художественных дисциплин (рисунка, живописи, композиции, цветоведения, основ декоративно-прикладного искусства и пр.). позволяют решать проблемные практические вопросы, и обеспечивают переход познавательного анализа в активный творческий процесс на занятиях по дизайн-проектированию. Использование компьютерных технологий и программного инструментария способствует освоению принципов дизайнерского творчества. В свободе выбора обучающимися объектов проектирования, колористического пространственно-композиционного и колористического решения, в авторском способе исполнения и презентации дизайн-проекта развивается и оттачивается способность к проектному мышлению. Задания, ориентированные на развитие проектного мышления, могут быть как в разных видах творческой деятельности (изобразительной, декоративной, конструктивной), так и в обобщающих дизайн-проектах. Использование традиционных методов обучения и инновационных педагогический технологий обеспечивает пространство для творческой деятельности, в котором реализуется проектное мышление.

Проектная деятельность наряду с творческими операциями, может содержать и нетворческие. Например, аналитическая деятельность требует анализа знаний прошлого опыта, а комбинаторная деятельность способствует новому синтезу знаний и представлений. Развитию изобретательности способствует интуиция, доминирующая в творческом процессе, и служащая основой для построения образов. Нельзя не упомянуть о мотивации, представляющей разные формы выражения удовлетворения потребностей обучающихся, будь то желание творческого самовыражения или получение высоких оценок.

К необходимым условиям развития проектного мышления относится соблюдение принципов целостности, системности, инновационности. Целостность процесса развития проектного мышления обеспечивается освоением методов проектирования на разных уровнях и формах обучения, во взаимодействии теории и практики. Принцип системности способствует планомерному развитию проектного мышления. Инновационность как неотъемлемая составляющая проектного мышления проявляется в результатах дизайн-проектирования, применении и анализе новых идей, способствующих позитивному решению проектных ситуаций.

Можно выделить несколько условий, необходимых для развития проектного мышления в процессе конкретного дизайн-проектирования:

- необходимость освоения новых знаний и новых видов действий обуславливает поиск учебных проектных ситуаций разнообразного формата, и инновационных подходов к организации занятий, которые способствовали бы «открытости к новому»;

- проявление самостоятельности обучающимися и возможность выбора методов работы над проектом помогают развитию умений планировать и самоорганизовываться;

- понимание результата, «ощущение будущего» проекта, за счет предварительного знакомства со «сценарием» работы, опережающего погружения в тему проектирования содействует связи настоящего и будущего, благодаря которой возникает мотивация двигаться вперед;

- использование нестандартных заданий, активизирующих творческую активность и критическое мышление, дает возможность обучающимся проявить себя в умении выдвигать гипотезы, раскрытии креативности для последующего эффективного решения проектной ситуации;

- использование шаблонов при решении проектной задачи, а по сути, определение «основных шагов» проектного процесса (техническое задание, условия выполнения, цель, задачи, формы исполнения, ход работы, описание результата и пр.) помогает обучающимся быстрее понять закономерности проектной деятельности.

Если спроецировать методику дизайн-проектирования на образовательный процесс, то можно обнаружить, что с помощью проектного мышления могут решаться общекультурные задачи, актуализируется эмоциональное отношение к дизайн-процессу и его результату, развиваются способности к профессионально-проектной рефлексии.

Выводы. Таким образом, развитие проектного мышления будущих педагогов-дизайнеров для системы дополнительного образования происходит в процессе проектной активности при освоении образовательной программы в целом, развитости способности к преобразовательной творческой деятельности, в междисциплинарном взаимодействии дисциплин психолого-педагогического комплекса и художественно-творческой практико-ориентированной подготовки. Освоение методов проектирования происходит на методологическом, теоретическом, эмпирическом уровнях, обеспечивающих целостность процесса развития проектного мышления. Проектному мышлению свойственны особенности творческого мышления, конкретизированные применительно к специфике проектной деятельности.

Литература:

1. Алексеева И.В., Паллота В.И. Развитие проектного мышления бакалавров как средство формирования профессиональных компетенций / И.В. Алексеева, В.И. Паллота // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского аграрного университета. - 2017. - № 133. - С. 653-659.

2. Генисаретский, О.И. Проблемы исследования и развития проектной культуры в дизайне: автореферат дис.... канд. искусствоведения: 17.00.06 / Всесоюз. н.-и. ин-т техн. эстетики. - Москва, 1988. - 22 с.

3. Григорьев, А.Д Формирование проектного мышления студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки: автореферат дис.кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Магнитогорский государственный университет. -Магнитогорск, 2007. - 23 с.

4. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко, А.Ф. Ефимов и др.: Под общей редакцией Г.Б. Минервина и В.Т. Шимко. - М.: Архитектура-С, 2004. - 288 с.

5. Ломов, С.П. Формирование проектного мышления в системе «дизайн-образования» / С.П. Ломов // Педагогический журнал Башкортостана. - Уфа.: БГПУ им. М. Акмуллы. - 2010. - № 5. - С. 7-11.

6. Медведев В.А. Проектное мышление: основные признаки и этапы развития / В.А. Медведев // Глобальная конференция по технологиям в образовании EDCRUNCH URAL: новые образовательные технологии в вузе-2019: сборник статей участников конференции (Екатеринбург, 24-26 апреля). - Екатеринбург.; ИТОО УрФУ, 2019. - С. 102-107.

7. Пойдина, Т.В. Проектная культура: современные подходы к осмыслению феномена / Т. В. Пойдина // Мир науки, культуры образования. - 2012. - № 5 (36). - С. 10-12.

8. Рыбалкина, П.В., Калинина Н.Г. Проект и проектное мышление в истории культуры / П.В. Рыбалкина, Г.Н. Калинина // Наука. Искусство. Культура. - 2018. - Вып. 4 (20). - С. 39-44.

9. Смирнова, С.Ю. Проблемы актуализации проектного мышления студентов в процессе художественно-творческой деятельности / С.Ю. Смирнова // Омский научный вестник. - 2010. - № 6 (92). - С. 210-212.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.