Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОГО МЫШЛЕНИЯ В РАМКАХ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОГО МЫШЛЕНИЯ В РАМКАХ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОПЕДЕВТИКА / ПРОЕКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гадзина Е.В.

В статье рассматривается пропедевтический курс для будущих графических дизайнеров, включающий систему практических упражнений для успешного формирования проектного мышления, как основного компонента готовности студентов к профессиональной деятельности. Представлена структура образовательного процесса. Рассмотрена технология и методы развития проектного мышления в контексте преподавания дисциплины. Представлено содержание модулей пропедевтического курса, посвященных развитию практических, технико-технологических умений будущих дизайнеров, а также навыков проектной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION OF PROJECT THINKING IN THE FRAMEWORK OF A PROPAEDEUTIC COURSE

The article considers a propaedeutic course for future graphic designers, which includes a system of practical exercises for the successful formation of project thinking, as the main component of students ' readiness for professional activity. The structure of the educational process is presented. The technology and methods of development of project thinking in the context of teaching the discipline is considered. The content of the modules of the propaedeutic course devoted to the development of practical, technical and technological skills of future designers, as well as project activity skills, is presented.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОГО МЫШЛЕНИЯ В РАМКАХ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА»

DOI 10.26105/SSPU.2021.1.70.002 УДК 378.147:721 ББК 85.15р30

Е.В. ГАДЗИНА

E.V. GADZINA

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОГО МЫШЛЕНИЯ В РАМКАХ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА

FEATURES OF THE FORMATION OF PROJECT THINKING IN THE FRAMEWORK OF A PROPAEDEUTIC COURSE

В статье рассматривается пропедевтический курс для будущих графических дизайнеров, включающий систему практических упражнений для успешного формирования проектного мышления, как основного компонента готовности студентов к профессиональной деятельности. Представлена структура образовательного процесса. Рассмотрена технология и методы развития проектного мышления в контексте преподавания дисциплины. Представлено содержание модулей пропедевтического курса, посвященных развитию практических, технико-технологических умений будущих дизайнеров, а также навыков проектной деятельности.

The article considers a propaedeutic course for future graphic designers, which includes a system of practical exercises for the successful formation of project thinking, as the main component of students ' readiness for professional activity. The structure of the educational process is presented. The technology and methods of development of project thinking in the context of teaching the discipline is considered. The content of the modules of the propaedeutic course devoted to the development of practical, technical and technological skills of future designers, as well as project activity skills, is presented.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: пропедевтика, проектное мышление, графический дизайн, профессиональное обучение, методы проектирования, практическая подготовка.

KEYWORDS: propaedeutics, project thinking, graphic design, professional training, design methods, practical training.

ВВЕДЕНИЕ. На современном этапе развития профессионального образования в области графического дизайна основной целью учебного процесса становится формирование высокообразованной, квалифицированной мобильной личности специалиста. Согласно профессиональному стандарту графического дизайнера, главными требованиями к претенденту на должность являются проектные умения, владение графическими редакторами, используемыми в дизайне, коммуникативность, гибкость, способность решать проектные задания любого уровня сложности и презентовать полученные результаты. Специфическим свойством можно назвать наличие развитого проектного мышления, позволяющего успешно реализовывать профессиональные цели графического дизайнера.

Дисциплины части учебного плана направления подготовки 54.03.01 Дизайн, формируемой участниками образовательного процесса, являются основой конкретно-предметных знаний, и представляют систему общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Включает в себя основные профессионально ориентированные курсы, в том числе и дисциплину «Пропедевтика», которая составляет основу художественно-проектного

обучения будущих дизайнеров, чьи методы направлены на формирование и развитие проектного мышления будущих дизайнеров.

ЦЕЛЬЮ СТАТЬИ является рассмотрение сущности и содержания пропедевтического курса, его методов в рамках профессионального образования и его влияние на процесс формирования проектного мышления будущих дизайнеров.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В области художественно-проектной деятельности вопросам пропедевтики посвящен ряд научных трудов (В.Гропиус, Н.Р.Докучаев, И.Ит-тен, Н.А. Ладовский, Д.Л.Мелодинский, Г. Б. Минервин, Е.А. Розенблюм, А.В.Степанов, С.О.Хан-Магомедов, и др.), которые раскрывают ее особое значение на начальном этапе профессионального обучения.

Существует определённое единство взглядов на пропедевтику, однако суть дисциплины рассматривается не всегда однозначно [3, с. 397].

С. Д. Кудряшова видит пропедевтику в композиции, как основную часть профессионального обучения, специфическую грамоту, позволяющую дизайнеру создавать форму объектов абстрактно [4, с. 54].

М.М.Лоншакова представляет основной задачей пропедевтики в художественно-проектной деятельности развитие эмоционально-чувственного восприятия формы на основе композиционных приемов и средств, в последствии используемом в процессе разработки визуального облика объектов проектирования при раскрытии их смыслового содержания [7, с. 156].

Исследование Н.Н.Митрофановой основывается на идее пропедевтики как особого профильного предмета, «введения в науку», способствующего освоению знаний композиционных законов, приёмов и средств формообразования и навыков плоскостной, объёмной и объёмно-пространственной композиции [5].

Она является базовым средством художественно-проектной деятельности. Это предмет о композиционных основах художественного проектирования, необходимых для успешной проектной деятельности.

Согласно выводам Е.А. Розенблюма, «композиция есть средство, язык и метод художественного проектирования». Сущность профессиональной подготовки определяет комплекс знаний и умений, которые необходимы будущему дизайнеру как основа для овладения художественно-проектной деятельностью.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ. Пропедевтический курс представляет собой основу межпредметного синтеза профессионально ориентированных дисциплин, а также является введением в специальность и изучается на первых курсах.

Систему дисциплин, которые формируют сущность профессиональной подготовки будущих дизайнеров в образовательных организациях высшего образования, необходимо рассматривать на основе применения системного подхода. Для его реализации необходима разработка специального содержания образования будущих дизайнеров, которое направлено на достижение определенного результата, а не является комплексом разно-ориентированных учебных дисциплин. В связи с этим, содержание каждой дисциплины является неотъемлемой частью общей системы обучения.

Следует обратить внимание на такие составляющие процесса, как целесообразный порядок изучения дисциплин, их взаимодополняемость, междисциплинарные связи учебного процесса, определение общей концепции формирования профессиональной подготовки в соответствии с особенностями целевой программы развития региона [1, с. 68].

Процесс обучения в контексте пропедевтики строится на базе теоретической подготовки (лекции, презентации, видео-материалы), практической подготовки (концептуальное эскизирование, макетирование, разработка и защита малых дизайн-проектов) и самосто-

ятельной проектной деятельности, включающей в себя закрепление материалов в виде упражнений и практических заданий.

Практические задания, выполняемые обучающимися, направлены на развитие и формирование проектного мышления будущих дизайнеров, на творческое решение проектных задач и самоуправление процессом проектирования на основе специфики поставленных заданий.

Масштабная компьютеризация и внедрение инновационных технологий в процесс проектирования открыли специальные возможности для творческого решения поставленных задач. В профессиональной деятельности дизайнера активно используются средства графических редакторов, чьи технические возможности в работе с изображениями превосходят техники изобразительного искусства. Таким образом, складывается ложное утверждение, что владение графическими и живописными средствами выразительности для дизайнера уже не является основополагающим принципом эффективной профессиональной деятельности.

Методом сравнительного анализа результатов проектной деятельности обучающихся, выполняющих учебные задания в графических редакторах без предварительного поиска решения проектной задачи, с результатами студентов, работающих в графических материалах, выявлено отставание в овладении профессиональными умениями и навыками.

При более глубоком изучении системы обучения пропедевтике можно констатировать, что в основе развития методов работы над проектной задачей лежит не повышение эффективности процесса проектирования, а сформированность проектного мышления.

Рассматривая проектное мышление как процесс познания, результатом которого становится генерация идеи, необходимо признать его неразрывность с профессиональной деятельностью. Успешность ее осуществления заключается в осознании и понимании сущности и особенностей данной деятельности [6, с. 83].

Особенностью проектного мышления дизайнера является синтез технического и художественного начал. Техническое мышление и его продукт характеризуются отсутствием художественной выразительности, образности. Его основной целью является функциональность разрабатываемого объекта. Ясность и четкость, строгое следование законам и правилам выполнения проектно-графических работ присуще инженерным чертежам.

Однако всякий предмет окружающей среды должен не только соответствовать законам эргономики и использоваться в соответствии с его назначением, но и быть наделен эстетическим решением. Данную проблему решает художественное мышление, основывающееся на творческой составляющей, позволяющее вести абстрактный поиск.

Таким образом, проектное мышление синтезирует функциональный и художественный подходы к решению дизайнерских задач. Основаниями для осуществления успешной проектной деятельности становятся профессиональные знания и креативность вырабатываемых решений, на успешное овладение которыми и направлен авторский пропедевтический курс.

Курс «Пропедевтика» включает в себя модули, охватывающие все основные принципы работы с графическими и цветовыми композициями. Модуль абстрактно-образной композиции способствует овладению средствами выразительности графики и колористики, основными законами формальной композиции, навыками передачи эмоционально-чувственного восприятия окружающей среды. Практические задания направлены на переход от предметных изображений к символическому смыслу с помощью линии, точки и пятна.

Следующий модуль направлен на систематическое овладение законами гармонии, изучение видов и специфики композиции. В системе упражнений, включающих отработку технико-технологических навыков работы в материале, происходит овладение основополагающими понятиями, законами и приемами композиции. Изучаются свойства формы,

построение объектов симметрии различного порядка, особенности работы с композицией на основе «золотого сечения», приобретаются навыки гармонизации образа и среды.

В процессе изучения пропедевтического курса будущие дизайнеры овладевают основными правилами и приемами работы с цветовой композицией и изучают влияние цвета на формообразование и пространственное изображение. Важным является аспект влияния цвета на эмоциональное восприятие объекта. Происходит формирование цветового мышления, развиваются индивидуальные творческие способности.

Заключающий модуль «Семиотика» представляет систему формирования знаний основных принципов и приемов в сфере действия знаковых (семиотических) систем. Продолжается формирование проектного мышления. Особое место занимает семиотика культуры, а также семиотика графического дизайна, как часть, формирующая современную культуру общества и профессиональную область будущего специалиста. Приобретаются навыки трансформации конкретно-предметного изображения в изобразительный знак, знания о художественно-образной выразительности и конструктивном построении акцидентных шрифтов.

Все проектные задачи на первых курсах решаются обучающимися исключительно в графических и живописных материалах. Обучение строится на принципе «сначала учимся работать в материале». Графические редакторы в данной системе выступают в роли изобразительных средств. Однако, при отсутствии развитых профессиональных умений и навыков, проектного мышления, технические средства изображения не способны решить творческую задачу.

В результате повторяемого проектного поиска на занятиях по пропедевтике у обучающихся вырабатывается метод осознанного предвидения [2, с. 75], когда уже на ранних этапах эскизирования и моделирования становится ясен конечный продукт. Наблюдение процесса формирования этого метода позволяет констатировать повышение уровня навыков создания гармоничной уравновешенной композиции, знаний технико-технологических особенностей материалов и средств выразительности.

Активно применяется в пропедевтике и метод аналогии, когда формообразование происходит на основе аналогов биоформ, этнокультурных элементов. Основа этого метода — интерпретация уже существующих объектов и нахождение решения проектной задачи на ее основе. Так, графическое изучение растительных форм и их стилизация в орнаментальные структуры закладывает основу для дальнейшего формирования знаковых систем.

Высокие показатели эффективности процесса обучения в пропедевтике показали методы быстрого эскизирования, решения от обратного, метод ассоциации.

Метод быстрого эскизирования высоко эффективен в процессе проектного поиска и позволяет быстро представить несколько возможных решений творческой задачи. Метод направлен не столько на разработку полноценного дизайна продукта, сколько на создание концептуального определения идеи. В таких условиях легко сопоставить результаты проектной работы, выявить их достоинства и недостатки провести коррекцию на ранней стадии проектирования. Это способствует развитию рефлексии будущих дизайнеров, креативного мышления и проектных умений.

Работа с ассоциациями представляет собой метод обращения к уже существующим дизайн-решениям и на их основе формируется новый продукт. Для реализации данного метода обучающиеся после получения проектной задачи проводят аналоговый поиск. То есть изучают объекты дизайна по заданной теме. В контексте подобной деятельности рождается совершенно новое решение творческого задания.

Необходимо отметить, что для наиболее эффективного дизайн-проектирования необходимо применение комплекса выше названных методов в процессе освоения пропедевтического курса.

ВЫВОДЫ. Таким образом, пропедевтический курс является не только базовым введением в специальность, но и формирующим основные профессиональные качества будущего дизайнера, главным из которых нами выделено проектное мышление. Система практических упражнений выстроена с учетом базовой подготовки будущих дизайнеров и подвергается коррекции в процессе обучения, что предоставляет возможность для более успешного формирования проектного мышления. Перспективами исследования видим адаптацию курса для дистанционного обучения на базе платформы LMS Moodle.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гусейнов Г.М. Пропедевтика в дизайне: Учебное пособие. Гжель: ГГХПИ, 2016. 180 с.

2. Джонс Дж.К. Методы проектирования: Пер. с англ.— 2-е изд., доп. М.: Мир, 1986. 326 с

3. Князева Е. В. Организация самостоятельной работы студентов-дизайнеров. / Е. В. Князева // Материалы IV Международной научно— практической конференции «Проблемы качества графической подготовки студентов в техническом вузе: традиции и инновации». Пермь: Изд-во Пермского национального исследовательского политехнического университета, 2014. С. 396-404

4. Кудряшова С. Д. Объемно-пространственная композиция в дизайне. Основы гармонизации предметной формы.-2-е изд. М., 2017. 154 с.

5. Митрофанова Н.Н. Пропедевтика — основа в системе дизайн-образования: [Электронный ресурс] — Режим доступа.— URL: http://upload.schoolrm.ru/iblock/313/31358758138d3733daf 8b691db9b999c/propedevtika_mitrofanova_yanvar_2013.docx. (дата обращения: 15.09.2020)

6. Мелодинский Д.Л.Архитектурная пропедевтика. М., 2019. 133 с.

7. Лоншакова М.М.Актуальные проблемы и современные тенденции развития пропедевтики в системе художественного проектирования // Филология, искусствоведение и культурология: актуальные проблемы. Новосибирск, 2018. С. 156-158

8. Пропедевтика (основы композиции) [Текст]: учебное пособие / Л.М.Тухбатуллина, Л.А.Сафина, В.В.Хамматова. М: ИНФРА-М, 2021. 116 с.

REFERENCES:

1. Huseynov G. M. Propedevtika v d/'zajne[Propaedeutics in design]. Gzhel: GGHPI, 2015. 180 s. (In Russian).

2. Jones J. K. Metody pmektirovanija [Design methods] / per. 2nd ed., add. M.: Mir, 1986. 326 s. (In Russian).

3. Knyazeva E.V. Organizacija samostojatel'noj raboty studentov-dizajnerov [Organization of independent work of design students] / E.V. Knyazeva // Materials of the IV International scientific and practical conference "Problems of quality of graphic training of students in a technical University: traditions and innovations". Perm: publishing house of the Perm national research Polytechnic University, 2014. S. 396-404. (In Russian).

4. Kudryashova S. D. Ob#emno-prostranstvennaja kompoz/cija v d/zajne. Osnovy garmon/zac// predmetnoj formy [Three-dimensional composition in design. Fundamentals of harmonization of the subject form].-per. 2nd ed., M., 2017. 154 s. (In Russian).

5. Mitrofanova N.N.Propedevtika — osnova vsisteme dizajn-obrazovanija [Propaedeutics — the basis in the system of design education]. URL: http://upload.schoolrm.ru/iblock/313/31358758138d3733daf 8b691db9b999c/ propedevtika _mitrofanova_yanvar_2013.docx. (data obrashheniya: 15.09.2020). (In Russian).

6. Melodinsky D.L. Arhitekturnaja propedevtika [Architectural propaedeutics]. Moscow, 2019, 133 s. (In Russian).

7. Lonshakova M.M. Aktual'nye problemy i sovremennye tendencii razvitija propedevtiki v sisteme hudozhestvennogo proektirovanija [Actual problems and current trends in the development of propaedeutics in the system of artistic design] // Filologija, iskusstvovedenie i kul'turologija: aktual'nye problemy. Novosibirsk, 2018. S. 156-158

8. Propedevtika (osnovy kompozicii) [Propaedeutics (fundamentals of composition)] / L.M.Tukhbatullina, L.A. Safina, V.S. Khammatova. M: INFRA-M, 2021. 116 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.