Научная статья на тему 'Разработка серии пропедевтических заданий, направленных на развитие навыка объемно-пространственного мышления у студентов-дизайнеров'

Разработка серии пропедевтических заданий, направленных на развитие навыка объемно-пространственного мышления у студентов-дизайнеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ / ПРЕДМЕТ БЫТА / ИНТЕРЬЕР / АРХИТЕКТУРНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Удалова Надежда Николаевна, Лунченко Марина Сергеевна

В статье представлена серия пропедевтических заданий, направленных на развитие навыков объемно-пространственного мышления студентов. Рассмотрена последовательность этапов заданий. Описаны результаты апробации данного метода. Результаты проанализированы и представлены в виде иллюстративного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка серии пропедевтических заданий, направленных на развитие навыка объемно-пространственного мышления у студентов-дизайнеров»

№ 1 (72), 2019

и образование ^ ^

КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ УДК 747.012.1

Н.Н. УДАЛОВА, М.С. ЛУНЧЕНКО

РАЗРАБОТКА СЕРИИ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКА ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

Удалова Надежда Николаевна, старший преподаватель кафедры дизайна, рисунка и живописи Института дизайна и технологий Омского государственного технического университета (Омск, ул. Певцова, 13), n_udalova@inbox.ru

Лунченко Марина Сергеевна, старший преподаватель кафедры дизайна, рисунка и живописи Института дизайна и технологий Омского государственного технического университета (Омск, ул. Певцова, 13), mp.artdesigner@gmail.com

Аннотация. В статье представлена серия пропедевтических заданий, направленных на развитие навыков объемно-пространственного мышления студентов. Рассмотрена последовательность этапов заданий. Описаны результаты апробации данного метода. Результаты проанализированы и представлены в виде иллюстративного материала.

Ключевые слова: объемная композиция, предмет быта, интерьер, архитектурная среда. UDC 747.012.1

N.N. UDALOVA, M.S. LUNCHENKO

ELABORATION OF A SERIES OF THE PROPAEDEUTICAL TASKS,

AIMED AT THE DEVELOPMENT OF THE VOLUME AND SPATIAL THINKING SKILL OF THE STUDENTS-DESIGNERS

Udalova Nadezhda Nikolaevna, senior lecturer of the cathedra of design, drawing and painting of the Institute of design and technology of the Omsk state technical university (13, Pevtsova St., Omsk), n_udalova@inbox. ru

Lunchenko Marina Sergeevna, senior lecturer of the cathedra of design, drawing and painting of the Institute of design and technology of the Omsk state technical university (13, Pevtsova St., Omsk), mp. artdesigner@gmail .com

Abstract. A series of the propaedeutical tasks, aimed at the development of the volume and spatial thinking skills of students, is presented in the article. The sequence of stages of the tasks is considered. The results of this method approbation are described. The results are analyzed and presented as an illustrative material.

Keywords: volume composition, household item, interior, architectural environment.

Дисциплина «Пропедевтика» является профильным предметом - введением в профессию и предполагает освоение знаний и навыков плоскостной, объемной, объемно-пространственной композиций. Существует наработанная практика преподавания данного предмета, которая является хорошей базой для изучения дизайна. При наличии разных направлений в дизайне должны отличаться и подходы в преподавании пропедевтики в зависимости от специализации. Мы проанализировали существующие подходы с целью выявления инновационных пропедевтических методик для формирования объемно-

пространственного мышления у студентов-дизайнеров разных направлений. Так, в работе Т.Н. Моисеевой рассматриваются блоки заданий и упражнений, которые одинаково подходят для студентов, специализирующихся в области костюма и среды: «...в процессе формирования специалистов <...> особое внимание уделяется выразительности конечного продукта дизайна» [1]. Автор акцентирует внимание на том, что необходимо формировать прежде всего графический язык дизайнера [1]. Данные задания являются базовыми, но не помогают решить специфические задачи для каждого из направлений.

Похожая ситуация наблюдается и в других источниках (Н.Ю. Останина, В.С. Мед-ведевских [2]). Задания являются нейтральной базой, после которой необходим дальнейший переход непосредственно к проектной деятельности.

Для подготовки студентов-дизайнеров среды необходим комплекс заданий, который поможет освоить и законы композиции, а также послужит переходом к средовому проектированию. Для достижения поставленных целей нами была разработана серия заданий, которая развивает объемно-пространственное мышление и является базой для дальнейшей проектной работы.

Приведенная ниже схема (рисунок 1) иллюстрирует взаимосвязь заданий, которые последовательно переходят одно в другое. Знания и умения, полученные на каждом этапе, необходимы для дальнейшей проектной деятельности дизайнера [3].

Рисунок 1. Взаимосвязь заданий по дисциплине «Пропедевтика»

В формальной плоскостной и объемной композиции используются условные геометрические тела. Квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник. Геометрические тела в восприятии творческого сознания становятся универсальной моделью для дальнейшего усложнения и трансформирования [4].

В ходе работы внимание учащихся переводится со сложных многоэлементных композиций, концентрируя внимание на формальных учебных задачах, которые перед ними ставятся. Создается серия из плоскостной композиции, плоскостной тоновой композиции и объемной композиции (рисунок 2).

Одним из основных понятий в профессии дизайнера, в частности в наших заданиях, является «среда». Именно среда становится основным вектором мышления при разработке средовых композиций. Фокусировка на эргономических особенностях человека, на его бытовых и социальных потребностях и возможностях помогает сделать связь между проектированием и жизненными процессами взаимосвязанной и нераздельной. Это позволило остановиться на трех логически связанных между собой этапах трансформации и стилизации первичной объемной композиции: предмете быта, интерьере, среде [5].

№ 1 (72), 2019

и образование

4

Рисунок 2. Серия композиций на основе геометрических фигур

Этап разработки предмета быта является первым в серии заданий по трансформации объемно-пространственной композиции. Задание поможет приблизить понимание профессии дизайнера среды и углубить уровень владения приемами пространственного формообразования, создав обогащенные приемы в проектировании. В результате приобретаются новые навыки: анализ исходной формы с дальнейшей ее трансформацией и развитием, изучение законов объемно пространственной композиции, усовершенствование навыков графической подачи идеи, умение спроектировать новый предмет (рисунок 3, а).

После разработки предмета быта происходит дальнейший анализ объемной композиции (первоисточника) с точки зрения тектонических принципов и создание более сложной композиции - интерьер. Первоисточник проходит глубокий конструктивный анализ, при этом внимание акцентируется на самых характерных для элемента объемах и конструктивных соединениях, исследуется их взаимосвязь. Главной задачей становится выявление конструктивной логики взятой формы. Объемная форма разбирается на конструктивные элементы, стилизуется. Упрощаются или, напротив, усложняются сложно-составные соединения, объемные формы стремятся к логике геометрического начала или выстраиваются в многофигурную композицию (рисунок 3, б).

Рисунок 3. Конструктивный анализ первоисточника: а - предмет быта «чайник», б - интерьер

На третьем этапе продолжается трансформация в средовую композицию. Концепция новой среды формируется в полном соответствии с анализом первоисточника, при этом сам принцип стилизации объекта «приводит» к идее новой среды, сохраняющей черты взятой за основу композиции (рисунок 4).

Работа над данной пропедевтической серией работ показала, что дальнейшая работа в художественном проектировании становится более эффективной благодаря навыку объемно-пространственного мышления. Задания, направленные на развитие объемно-пространственного мышления, облегчили студентам переход к проектным работам.

Как итог, мы получаем взаимосвязанные задания, которые следуют одно за другим, создавая законченную логическую цепочку. Это же качество связности позволяет и обратный процесс - аналитический, анализ и разложение системы на составляющие элементы, которые затем возможно встроить в новую художественную систему согласно новой проектной концепции.

Рисунок 4. Композиция-среда и ее трансформация в макет

Литература

1. Моисеева Т.Н., Тукачев А.Ю. Выразительные графические средства. Основы художественной и проектной графики. Омск, 2008. 194 с.

2. Останина Н.Ю., Медведевских В.С. Пропедевтика. Основы композиции. Курган, 2013. 46 с.

3. Лунченко М.С., Удалова Н.Н. Пропедевтика. Выразительные графические средства. Омск, 2017. 27 с.

4. Лунченко М.С. Выразительная проектная графика в профессиональных сферах деятельности: архитектуры, графического и средового дизайна // Проблемы академического рисунка в современной системе образования: материалы I Всероссийской науч.-практ. конференции. Омск, 2016. С. 24-30.

5. Лунченко М.С., Удалова Н.Н. Пропедевтика. Основы композиции. Выразительные графические средства. Омск, 2018. 138 с.

References

1. Moiseeva T.N., Tukachev A.Yu. Vyrazitelnye graficheskie sredstva. Osnovy hudozhestvennoy i proektnoy grafiki [Expressive graphic tools. Bases of art and design graphics]. Omsk, 2008. 194 p.

2. Ostanina N.Yu., Medvedevskih VS. Propedevtika. Osnovy kompozitsii [Propaedeutics. Composition bases]. Kurgan, 2013. 46 p.

3. Lunchenko M.S., Udalova N.N. Propedevtika. Vyrazitelnye graficheskie sredstva [Propaedeutics. Expressive graphic tools]. Omsk, 2017. 27 p.

4. Lunchenko M.S. Expressive design graphics in professional fields of activity: architecture, graphic and environmental design // Problems of academic drawing in the modern education system: materials of the I All-Russian scientific-practical conference. Omsk, 2016. P. 24-30.

5. Lunchenko M.S., Udalova N.N. Propedevtika. Osnovy kompozitsii. Vyrazitelnye graficheskie sredstva [Propaedeutics. Composition bases. Expressive graphic tools]. Omsk, 2018. 138 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.