Научная статья на тему 'Исследование современного художественного языка в учебном проектировании'

Исследование современного художественного языка в учебном проектировании Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
252
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК / MODERN ART LANGUAGE / ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / VISUAL CULTURE / УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ / UNIVERSALITY / СРЕДОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ENVIRONMENTAL DESIGN / СРЕДОВАЯ АТМОСФЕРА / ENVIRONMENTAL ATMOSPHERE / АРХИТЕКТУРНО-ДИЗАЙНЕРСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ARCHITECTURAL AND DESIGN ENGINEERING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шулика Татьяна Олеговна

В статье рассматриваются эволюционные процессы современного художественного языка XX-XXI веков и его актуальные тенденции. Показаны взаимосвязи искусства, архитектуры и дизайна, объединённых морфологией и семантикой общего визуально-пластического языка. Выявленные характеристики современного художественного языка (СХЯ) рассмотрены в контексте эволюции архитектурно-дизайнерской практики XX -начала XXI века. Рассмотрены результаты учебного исследования в рамках дисциплины «Современный художественный язык» и их использование в курсовом проектировании. Опыт внедрения результатов исследования в практику учебного проектирования проиллюстрирован на примере задания IV курса «Гибридное здание с образовательной функцией» по направлению «Дизайн архитектурной среды».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ART LANGUAGE IN EDUCATIONAL DESIGNING

In article evolutionary processes of modern art language of XX-XXI centuries and his urgent tendencies are considered. Interrelations of art, the architecture and design united by morphology and semantics of the common visual and plastic language are shown. The revealed characteristics of the modern art language (MAL) are considered in the context of evolution of architectural and design practice of XX the beginning of XXI century. Results of an educational research within discipline «Modern art language» and their use in course design are considered. Experience of introduction of results of a research in practice of educational design is illustrated on the example of the IV course case-task «The Hybrid Building with Educational Function» in the «Design of the Architectural Environment» direction.

Текст научной работы на тему «Исследование современного художественного языка в учебном проектировании»

ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЯЗЫКА В УЧЕБНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ

УДК [74:72]:378 ББК 30.18:85.11р

Т.О. Шулика

Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия Аннотация

В статье рассматриваются эволюционные процессы современного художественного языка XX-XXI веков и его актуальные тенденции. Показаны взаимосвязи искусства, архитектуры и дизайна, объединённых морфологией и семантикой общего визуально -пластического языка. Выявленные характеристики современного художественного языка (СХЯ) рассмотрены в контексте эволюции архитектурно-дизайнерской практики XX -начала XXI века. Рассмотрены результаты учебного исследования в рамках дисциплины «Современный художественный язык» и их использование в курсовом проектировании. Опыт внедрения результатов исследования в практику учебного проектирования проиллюстрирован на примере задания IV курса «Гибридное здание с образовательной функцией» по направлению «Дизайн архитектурной среды».

Ключевые слова: современный художественный язык, визуальная культура, универсальность, средовое проектирование, средовая атмосфера, архитектурно-дизайнерское проектирование

MODERN ART LANGUAGE IN EDUCATIONAL DESIGNING

T. Shulika

Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia Abstract

In article evolutionary processes of modern art language of XX-XXI centuries and his urgent tendencies are considered. Interrelations of art, the architecture and design united by morphology and semantics of the common visual and plastic language are shown. The revealed characteristics of the modern art language (MAL) are considered in the context of evolution of architectural and design practice of XX - the beginning of XXI century. Results of an educational research within discipline «Modern art language» and their use in course design are considered. Experience of introduction of results of a research in practice of educational design is illustrated on the example of the IV course case-task «The Hybrid Building with Educational Function» in the «Design of the Architectural Environment» direction.

Keywords: modern art language, visual culture, universality, environmental design, environmental atmosphere, architectural and design engineering

Актуализация проблемы современного художественного языка и его роли в архитектурном образовании связана с двумя важными процессами, происходящими сегодня. Первый, внешний по отношению к проектной методологии, касается собственно изобразительного искусства, которое на наших глазах превращается в вербализованные «художественные практики», тем самым утрачивая роль пластического инструмента в проектном деле. Второй процесс происходит внутри образования и имеет два взаимосвязанных и противоположно направленных вектора. Это ставшая сегодня

доминирующей в проектном поиске роль компьютерного моделирования, практически вытеснившая из творческого процесса его традиционные «ручные» способы - графику и макет, - и, естественно, вытекающее из этой замены уменьшение роли художественных дисциплин в обучении проектированию. Целью данной статьи является исследование эволюции и тенденций развития современного художественного языка и их преломления в методике учебного архитектурно-дизайнерского проектирования.

Сегодня мир и культура воспринимаются как один общий поток смыслов, которые есть части общей истины, где каждая единица важна и самодостаточна. Интернет, ставший местом встречи самых разных практик и сфер - от искусства до политических выборов, от повседневности до экономики, провоцирует открытый подход к изучению мира. В силу социальной обусловленности и тотального масс-медийного и культурологического гипноза, современный человек прочно подключен к социуму, как к системе жизнеобеспечения, без которой уже не мыслит своего существования. В этой критической ситуации именно современное искусство, переживающее сегодня критическую фазу постмодернистской самоисчерпанности, может стать средством освобождения человека от агрессии социума, от уничтожающего давления внешней информационной среды.

Исторически искусство прошло путь от изображения предметов и образов реальности к изображению ощущений и идей. Меняясь вместе со временем, визуальный язык оперировал общей для изобразительных и пространственных видов искусств морфологией элементарных составляющих, таких как, точка, линия, плоскость, объем и пространство, а также качеств их материализации - цвета, света, фактуры, тона, структуры, ритма. Создавая единую платформу восприятия произведений искусства в области архитектуры, скульптуры, дизайна, живописи, графики этот язык выражается в стилях, направлениях, отдельных творческих движениях, фиксируя наиболее характерные черты соответствующих культур. Эволюция искусства от древности до новейшей истории обнаруживает чередующуюся последовательность развития -периоды активного постижения реальности и подражания природе сменяются стремлением к более условной и знаковой изобразительности, изменяя назначение и содержание искусства, вплоть до трансформации самого понятия художественного языка [1].

Неоценимый вклад в эволюцию формообразования, стремительно ускорившуюся в XX веке, внес Русский Авангард, открытия которого впервые установили равноправие элементов языка и таких понятий как «образ», «композиция», «идея» произведения. Кандинский, Малевич, Татлин и те, кто работал рядом с ними, показали не только самодостаточность языка как художественного явления, но и открыли в своем творчестве его разнообразные формообразующие возможности, единые для пластических искусств. Никогда еще они не были так тесно связаны между собой, как в период после авангарда, положившего начало эпохе «проектного» искусства. Так, конструктивисты считали, что искусство должно организованно влиться в жизнь, а «жизнь, сознательная и организованная, умеющая видеть и конструировать, есть современное искусство» [7, с.54]. Веками складывавшееся противоречие между художественным творчеством и жизненной практикой, по их мнению, могло быть преодолено только одним путем, -творчество должно полностью и навсегда слиться с повседневной жизнью, стать ее естественным проявлением.

Искусство XX века открыло многообразие различных визуализированных представлений человечества - импрессионизм, ар-нуво, фовизм, кубизм, футуризм, сюрреализм, пуризм, экспрессионизм, дадаизм, абстрактный экспрессионизм, кинетическое искусство, поп-арт, оп-арт предлагают специфические изобразительные языки. В этом разнообразии отразился процесс активного развития отношений человечества с миром художественной продукции - перейдя из постепенного процесса восходящего движения по горизонтальной оси развития цивилизации, человечество за последние сто лет перешло в состояние стремительного вертикального подъема, где каждый следующий миг может изменить не только кривую графика, но и саму систему координат [3].

Время активных изменений в создании материального окружения человека заставило его перенаправить исследовательский интерес с изучения устройства внешнего окружения в глубины самого творческого процесса, сделав одним из главных объектов художественного интереса собственно художественный язык. Именно в начале ХХ века, благодаря объективной необходимости анализа и применения открываемых наукой и техникой возможностей в архитектуре и дизайне, впервые отчетливо встает проблема осмысления устройства единого языка визуальных видов искусства. Благодаря формальным поискам авангарда и модернизма происходит смысловое переформатирование деятельности художника. Возникает и оформляется понятие современного искусства, характерного не столько временными границами, сколько сущностными особенностями, отличающими его от искусства традиционного. Это -принципиальная экспериментальность, отсутствие прямых отсылок к реальности, апелляция к области эмоций, восприятий, впечатлений, использование компонентов художественного воздействия, таких как композиция, форма, цвет, ритм, фактура непосредственно в качестве повода для создания произведения [2].

Впервые картина как «проект», а ее язык как обособленное от сюжета средство выразительности появляются в живописном творчестве Сезанна. Художник первым поставил задачу «неизобразительного» использования живописных средств, переведя акценты художественной деятельности с уровня изобразительного мастерства на уровень созидания «новой реальности» [3]. Естественно, что «построение» произведения потребовало анализа художественных средств и закономерностей их взаимодействия, с помощью которых осуществляли свою деятельность не только художники, но и представители материальной культуры - дизайнеры и архитекторы. Возникшие в последующие десятилетия многочисленные «измы» вносят свою лепту в расширение палитры средств и приемов искусства. А их представители, придя в учебные заведения, готовящие художников-проектировщиков нового типа, Баухауз и ВХУТЕМАС, сталкиваются с необходимостью превратить результаты этих новых открытий в учебные упражнения (впоследствии превращенные в пропедевтические курсы), которые помогали бы освоению не только подражательных навыков, но и осмысленному композиционному творчеству [8]. Приход художников-авангардистов в проектное образование позволил систематизировать и углубить те интуитивные открытия, которые были сделаны ими в собственной художественной практике. Там и тогда начал оформляться алфавит современного художественного языка, которым по сей день пользуются архитекторы и дизайнеры всего мира.

Подобно авангарду, который предложил использовать достижения нового языка как инструмент преобразования жизни, меняющий облик предметов и среду обитания, художники середины ХХ века, активно продолжают эти тенденции, реагируя на возрастающую роль дизайна, привлекая смежные искусства и создавая новые жанры и творческие коллаборации. Так, американец Роберт Раушенберг (1925-2008), комментируя свое творчество, подчеркивал срединное положение художника между искусством и реальностью, которую оно отражает, считая, что его живопись имеет равное отношение и к искусству, и к жизни. Пытаясь работать «в зазоре между ними», он использовал все, что попадало под руку, из-за чего Раушенберга принято называть не только поп-артистом, но и неодадаистом, наследником Марселя Дюшана. Художника интересовали новые технологии, мир и люди вокруг, он много путешествовал, дружил и работал не только с многими художниками, но и с легендарным хореографом Мерсом Каннингемом и композитором Джоном Кейджем. Занимаясь одновременно живописью, графикой, скульптурой, инсталляцией, перформансом, сценографией, Раушенберг был настоящим универсалом, что позволило ему более полувека назад одному из первых воплотить тип художника XXI века [3].

Сегодня язык искусств стал более зрелищным, многосложным и разнообразным. Классическая ясность, содержательная доступность сменились формальной и смысловой неопределенностью; место общепонятных средств заняли сознательно спроектированные инновационные приемы. Главными феноменами новейшего

художественного процесса стали полистилизм, творческая многовекторность, всеобщая интеллектуализация жизни и человеческого восприятия, превращение современной художественной культуры в проектную. Проявляя повышенный интерес к концептуальной стороне творческого процесса, современные художники продолжают развивать палитру средств, материалов и технологий создания произведений, активно используют фрагменты и образы природы и предметного мира, фотографию, коллаж, видео, звук, вплоть до экспериментов с собственным телом, превращая искусство в многослойное разножанровое шоу [5].

Активное включение медиатехнологий в «сферу производства» произведений искусства, концептуализация, политизация и коммерциализация искусства, возрастание роли куратора и галериста в художественном процессе трансформируют статус художественного языка, на новом уровне возвращая ему прикладное значение средства визуализации концептуального или сюжетного замысла. Роль художника как создателя произведения искусства трансформируется в статус режиссера многослойного действия, развитого во времени, смысл и компоненты которого все активнее приближаются к понятию «проекта». Акцент делается не на конечном продукте, а на концепции или процессе создания произведения, в котором художник становится активным участником презентации своей работы, заменяя материальный результат демонстрацией процесса его создания, активно вовлекая в процесс зрителей и их реакции в режиме реального времени. На место завершенных композиций приходит не только свобода работы с формой, но и со средой в целом, новые виды пространственного творчества, такие как инсталляция, перформанс, хепенинг, паблик-арт, лэнд-арт, предполагающие активное участие зрителя в достраивании произведения искусства, смещают его границы в сторону «творчества самой жизни».

Творческое кредо большинства из классиков архитектуры ХХ века формировалось одновременно со становлением искусства авангарда и модернизма, а их архитектура стала неотделимой составной частью художественного наследия своего времени. Общий характер пластического языка можно обнаружить в творчестве Миса ван дер Роэ и Пита Мондриана, Ле Корбюзье и Амадео Озанфана, Константина Мельникова и русских конструктивистов. Некоторые течения современной архитектуры буквально вдохновлены направлениями искусства ХХ века. Так, деконструктивизм опирался на супрематическую пластику, а постмодернистская архитектура выросла на фундаменте поп-арта. Многие авторские коллективы представляют собой тандемы архитекторов и художников (Ф. Гери и К. Ольденбург, группа САЙТ и др.). Широко известны живописные пуристские упражнения Ле Корбюзье, геометризованные композиции Тео ван Дусбурга, наброски промышленных сооружений Эриха Мендельсона, «проуны» Лисицкого, живописные листы Альдо Росси, коллажи Максимилиано Фуксаса и Ричарда Мейера, существенно обогатившие палитру современного искусства [4].

Стремительно меняющая свои очертания архитектура в свою очередь вносит немаловажный вклад в развитие пластического языка, меняя композиционный строй соединения его элементов. Традиционные для архитектуры первой половины ХХ века определенность и завершенность реализуемого художественного принципа, ясность формообразования, тектоника, свойственные еще классической архитектуре, сменяют сложность, незавершенность, непредсказуемость пластических решений постмодерна. Сегодня, используя новейшие строительные технологии, архитектура становится подобием скульптуры, все дальше уходя от разнообразной интерпретации известных нам моделей формообразования [11].

Изобразительный язык современного искусства позволяет архитекторам и дизайнерам не только точнее выражать проектный замысел, но и использовать его возможности в качестве проектного инструмента. Сегодня архитекторы охотнее обращаются к скульптурным моделям, проявляющим концептуальные принципы формообразования -так работают Питер Айзенман, Фрэнк Гери, Стивен Холл, группы MVRDV, Морфозис и многие другие [10]. Тотальная экспансия электронных изобразительных и моделирующих

средств, упразднившая трудоемкое «рукодельное» черчение, не в состоянии заменить творческий потенциал человека. Многие современные архитекторы продолжают использовать графическое эскизирование и макетирование как незаменимые инструменты моделирования проектных решений. Полученные в результате такого поиска эскизы и рисунки часто являются самодостаточными произведениями графического искусства, являясь составной частью архитектурных экспозиций и презентаций, наряду с 3^ моделями, макетами и чертежами [9].

Именно поэтому в процессе подготовки будущего архитектора-дизайнера большое значение имеет пластическое и графическое моделирование. Дополняя жизненный чувственный опыт, оно обогащает визуальную культуру учащегося благодаря непосредственному восприятию предмета, прямому контакту с ним путем осязания и движения, оказываясь чрезвычайно действенным средством обогащения чувственной практики и развития визуальной формы мышления в требуемом направлении. Дизайнер, архитектор, художник должен не только владеть техникой визуального языка, но и иметь собственную художественную мировоззренческую концепцию, опирающуюся на представление о сложном смысловом содержании культуры. Поэтому визуальное воспитание предполагает, помимо овладения технологиями, активное введение в содержание культуры, способности ориентироваться в ее мире. В таком процессе происходит формирование мировоззрения учащегося, а, значит, и его личности [6].

Дизайн архитектурной среды - деятельность, являющаяся не механическим сложением возможностей ряда направлений художественного проектирования, а их синтезом. Обладая широкой эрудицией и культурой, архитектор-дизайнер должен ясно видеть цели своей творческой работы и уметь проводить их в жизнь, переосмысляя значение потребляемого социумом объекта, становясь посредником, резонатором между человеком и его объективно-информативной средой, создателем не только предмета, но и сопутствующего этому предмету человеческого опыта. Осмысливая новые функции средового дизайна как деятельности по созданию образа жизни, средств установления межличностных контактов, проектирование тем самым включается в решение острых социальных проблем, в том числе и проблем становления личности. Предмет дизайна расширяется до проектирования стиля жизни, синтеза общечеловеческих ценностей [11].

Подобный синтез необходим и на стадии подготовки архитектора-дизайнера. Именно поэтому в рамках базового курса бакалавриата по направлению «Дизайн архитектурной среды» (ФГОСы 3 и 3+) с 1 по 6 семестры существует комплексная художественная дисциплина «Основы пластической культуры», основной особенностью которой является связь упражнений с заданиями по архитектурно-дизайнерскому проектированию. На IV курсе обучения этот синтез обеспечивает факультативная дисциплина «Современный художественный язык». В одноименной авторской программе профессора кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАрхИ М.А. Соколовой предлагается рассматривать историю пластических искусств как эволюционирующую во времени систему фундаментальных типов художественного мировидения. Являясь теоретическим продолжением и углублением содержания материалов предшествующего курса, разделы дисциплины завершаются графически-аналитическим практикумом, отвечающим его тематике [10].

В 2015/2016 учебном году впервые был апробирован экспериментальный опыт, в процессе которого факультативная дисциплина по инициативе студентов IV курса и педагогов изучалась как обязательная для всей группы. Структура курса была переосмыслена в направлении актуализации характеристик искусства и архитектуры последних десятилетий. В осеннем семестре в рамках теории рассматривалась эволюция особенностей современного художественного языка с последующим внедрением результатов исследования в проектный контекст. Весенний семестр был организован как серия практических мастер-классов, развивающих палитру художественных приемов, необходимых для успешной подготовки к дипломной работе бакалавра. Далее в статье будут рассмотрены некоторые теоретические обобщения, ставшие результатом

совместного со студентами творческого исследования и практические результаты учебного проектирования, которые удалось получить.

Базовый курсовой проект 7 семестра «Гибридное здание с образовательной функцией» дает массу возможностей для освоения нормативной, научной и художественной базы профессии, одновременно сталкивая студента с ее философской, этической и социальной подоплекой. Параллельное участие во «Втором эколого-просветительском конкурсе ландшафтных проектов Арт-Эко» на территории ООПТ «Битцевский лесопарк», позволило соединить учебные потребности курсового проектирования школы и участие в упомянутом конкурсе в номинации «Экоцентры. Проекты обустройства сооружений на ООПТ: интерьер и экстерьер». Расширив конкурсное задание, студентам было предложено спроектировать не только эко-школу, включающую помещения собственно эко-центра, но и модель альтернативного образования.

На фоне сегодняшних неустойчивых ценностей современной молодежи (прагматика образожизненных ценностей, узость интерпретации понятия духовности, всеобщая компьютеризация, «сетевой» образ жизни подрастающего поколения) особенно важным представляется изменение вектора развития детей и подростков в сторону проблем среды обитания человека. Понятие экологического образования рассматривалось в учебном проекте максимально широко - как формирование культурного, образованного потребителя среды обитания, в связи с чем, задание было развито в сторону идеальной модели перспективного учебного общеобразовательного учреждения. Одним из векторов развития темы стало осмысление концепции образовательного пространства будущего -Школы средового существования.

Вторым важным аспектом, повлиявшим на организацию процесса проектирования, стал характер методической направленности учебного года, который в программе по архитектурно-дизайнерскому проектированию формулируется как «освоение диапазона средовой проектной проблематики» и конкретизируется учебной темой 7 семестра -«Социальная проблематика и современные тенденции средоформирования». С этой точки зрения задание дает возможность освоить целый ряд типичных для современного проектирования проблем, где в ряду первых стоит ответственность проектировщика за формируемый образ жизни. Другой, не менее актуальной проблемой являются взаимоотношения городской среды и проектируемого объекта, который, в случае его реализации, отнимает у города часть его территории. Из этого следует возможность организации процесса проектирования школы как полифункциональной средовой структуры, главным акцентом которой будет являться характер взаимодействий ее с окружающим контекстом, в том числе социальным и культурным. В случае, когда речь шла о природоохранной территории Битцевского лесопарка, аспект бережного, осмысленного отношения к месту проектирования сыграл особо важную роль. Таким образом, целью проектирования стало создание полноценной среды для общеобразовательного процесса, направленного не только на усвоение знаний, но и на экологическое развитие личности ребенка, его способностей, мышления, выработку практических навыков взаимодействия с окружающей средой.

Три из 12 представленных на конкурс проектов стали лауреатами-победителями конкурса, заняв второе и два третьих места. Все проекты вошли в каталог конкурса и были показаны в рамках эко-недели в Центральном доме художника на выставке лучших работ конкурса «Арт-Эко», организованного Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (рис. 1).

б)

HIETOPIA МАГ12ТРА VITAE

г)

Рис. 1. Примеры проектов Эко-центра: а) Художественная концепция проекта «Эко-логика», автор И. Гарифуллина; б) Предметно-пространственная модель проекта «История - наставница жизни», автор М. Жесткова; в) Концепция проекта «История -наставница жизни», автор М. Жесткова; г) Конкурсный проект «Пром-форум», автор Е. Шехова

Следующее проектное экспресс-задание, развивающее тему «интерьер школы», выполнялось в виде макетов фрагмента среды с показом оборудования и графического изображения интерьера в технике пространственного коллажа. Необходимость графической визуализации средового характера спровоцировала поиски неординарного пластического языка проектного высказывания. Параллельное исследование в рамках дисциплины «Современный художественный язык» помогло проанализировать и зафиксировать словарь современного формообразования, который был успешно реализован в проекте. Для реализации пространственных средовых «картин» были выбраны наиболее уместные его характеристики, такие как стилистическая

разнохарактерность, непредсказуемость, рефлексивность, динамизм и изменчивость, контекстуальность и концептуальность. В процессе параллельного движения в двух направлениях (пластического и графического моделирования), визуализирующих характеристики уже спроектированных объемно-пространственных решений, происходило их допроектирование и уточнение в направлении принципиальности и конкретности средового наполнения.

Одной из интересных методических находок мы считаем проведенную на первом этапе клаузуру «Пространство счастья», в результате которой появилась объемно-пространственная метафора интерьера школы. Тема задания, на первый взгляд освобождающая от прямого следования проектным необходимостям, спровоцировала свободное художественное высказывание, определив индивидуальный пластический словарь, который затем во многих случаях был буквально использован в проекте.

б)

Рис. 2. Использование пластического словаря в решении интерьера проекта В. Гостевой «Эко-конь»: а) клаузура «Пространство счастья»; б) синтетический коллаж - средовая «картина»

Следующим этапом стал выбор и проектирование средств создания желаемой средовой атмосферы: оборудования, колористики, характера пластики и освещения. Дальше работа велась в двух параллельных направлениях - объемно-пространственное и графическое моделирование. Презентация проекта включала два типа подачи -крупномасштабный макет средового решения фрагмента интерьера, фиксирующий объективные параметры решения, и его визуализацию в виде «картины», отвечающую за средовую «атмосферу» проекта. Жанр средовой картины был задан - синтетический коллаж, соединяющий ручную графику и концептуальные тексты с помощью компьютерного моделирования.

Рис. 3. Пример завершающей стадии работы над интерьером проекта М. Жестковой «История - наставница жизни»: а) макет средового фрагмента; б) синтетический коллаж -средовая «картина»

Кроме этого необходимо было представить портфолио с набором выполненных промежуточных этапов: чертежи проекций фрагмента интерьера, фото клаузуры и макетов, эскизы картины. Проект завершился выставкой в пространстве перед кафедрой «Дизайн архитектурной среды» в МАрхИ, где экспонировались наиболее убедительные результаты проектирования. Главным же итогом этого учебно-творческого эксперимента стала иная по отношению к предыдущему учебному опыту степень творческой свободы, которая очень пригодилась студентам в процессе выполнения бакалаврского проекта. Представленные студенческие работы выполнены под руководством автора статьи и старшего преподавателя кафедры «Дизайн архитектурной среды» Е.В. Тарутиной.

г)

Рис. 4. Фрагменты экспозиции: а) общий вид экспозиции; б) работы В. Гостевой; в) коллаж и макет Н. Ивановой; г) экспозиция проекта Е. Шеховой

История современного искусства пишется в режиме «онлайн», и, возможно, что сегодняшние студенты станут ее завтрашними творцами. В каждом индивидуальном творческом опыте рано или поздно обязательно происходит осмысление профессионального языка. Обаяние творчества, независимо от его жанра, исходит из этих самых индивидуальных «языков», но, помимо и рядом с ними, существуют те основы, на которых, как на «трех китах», стоит любой процесс созидания, и руководствуясь которыми можно пытаться оценивать вчера, сегодня, а, возможно, и ближайшее завтра культурной среды. Ближайшее, потому что сегодня кажется опрометчивым оценивать дальние перспективы развития культуры, в особенности ее визуальной составляющей, процесс все большей дематериализации которой мы наблюдаем сегодня. Суть средового творчества постоянно обновляется, что делает доминантой обучения профессии проектировщика не проектный результат, а путь к нему - умение творить: ощущать цель, видеть средства, генерировать идеи, преобразовывать привычное в неожиданное и предугадывать возможные последствия.

Литература

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Прогресс, 1971. - 392 с.

2. Герман М.Ю. Модернизм. Искусство первой половины XX века. - СПб.: Азбука-классика, 2003. - 480 с.

3. Ермолаев А. П. и др. Новый словарь дизайнера. - М.: Линия график, 2014. - 216 с.

4. Ермолаев А.П. Очерки о реальности профессии архитектор-дизайнер: учебное пособие. - М.: Архитектура-С, 2016. - 208 с.

5. Ефимов А.В. Цвет + Форма. Искусство 20-21 веков (живопись, скульптура, инсталляция, ленд-арт, дигитал-арт). - М.: Букс Март, 2014. - 616 с.

6. Климов В.П. Развитие идей дизайн-образования в профессионально-педагогической парадигме / Под ред. В.П. Климова, Г.П. Климовой. - Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-педагогический ун-т», 2009. - 110 с.

7. Мелодинский Д.Л. Архитектурная пропедевтика. История, теория, практика. Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. - 400 с.

8. Лаврентьев А.Н. В гостях у Родченко и Степановой. - М.: Издательство ГМИИ им. А.С. Пушкина, 2014. - 268 с.

9. Палласмаа Юхани. Мыслящая рука. Архитектура и экзистенциальная мудрость бытия. - М.: Классика XXI, 2013. - 176 с.

10. Соколова М.А. Современный пластический язык в обучении архитектора-дизайнера: учебное пособие. - М.: Архитектура-С, 2016. - 151 с.

11. Шулика Т.О. Методология проектно-пластического синтеза в образовании архитектора-дизайнера: учебное пособие. - М.: Архитектура-С, 2016. - 151 с.

References

1. Arnhejm R. Iskusstvo i vizual'noe vosprijatie [Art and visual perception]. Moscow, 1971, 392 p.

2. German M.Yu. Modernizm. Iskusstvo pervoy polovinyiXX veka [Modernism. Art of the first half of the XX century]. Saint Petersburg, 2003, 480 p.

3. Ermolaev A.P. and others. Novyiy slovar dizaynera [New Dictionary of Designer]. Moscow, 2014, 216 p.

4. Ermolaev A.P. Ocherki o realnostiprofessii arhitektor-dizayner: uchebnoe posobie [Essays on the reality of the profession of architect-designer: a tutorial]. Moscow, 2016, 208 p.

5. Efimov A.V. Cvet + Forma. Iskusstvo 20-21 vekov (zhivopis', skul'ptura, installjacija, lendart, digital-art) [Color + Form. The art of the 20th and 21st century (painting, sculpture, installation, land art, digital-art)]. Moscow, 2014, 616 p.

6. Klimov V.P. Razvitie idey dizayn-obrazovaniya vprofessionalno-pedagogicheskoy paradigme [Development of ideas of design education in the professional and educational paradigm]. Ekaterinburg, 2009, 110 p.

7. Lavrent'yev A.N. Vgostyakh u Rodchenko i Stepanovoy [Architectural propaedeutics. History, theory, practice]. Moscow, 2014, 268 p.

8. Melodinskiy D.L. Arhitekturnaya propedevtika. Istoriya, teoriya, praktika [Visiting Rodchenko and Stepanova]. Moscow, 2011, 400 p.

9. Pallasmaa Yuhani. Myislyaschaya ruka. Arhitektura i ekzistentsialnaya mudrost byitiya [A thoughtful hand. Architecture and the existential wisdom of being]. Moscow, 2013, 176 p.

10. Sokolova M.A. Sovremennyjplasticheskij jazyk v obuchenii arhitektora-dizajnera: Uchebnoe posobie [Modern plastic language in training of the architect-designer: education guidance]. Moscow, 2016, 156 p.

11. Shulika T.O. Metodologija proektno-hudozhestvennogo sinteza v arhitekturno-dizajnerskom obrazovanii: Uchebnoe posobie [Methodology of design and art synthesis in architectural and design education: education guidance]. Moscow, 2016, 152 p.

ОБ АВТОРЕ

Шулика Татьяна Олеговна

Кандидат архитектуры, профессор кафедры «Дизайн архитектурной среды», Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия. Член Союза архитекторов и Союза дизайнеров РФ e-mail: [email protected]

ABOUT THE AUTHOR

Shulika Tatyana

PhD in Architecture, Professor, Chair «Design of Architectural Environment», Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia.

Member of the Union of the Architects of Russia, member of the Union of the Designers of Russia

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.