Научная статья на тему 'Развитие принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин в России'

Развитие принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5241
490
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / СВОБОДА / ВОЗМОЖНОСТЬ / ГЕНДЕР / МАТЕРИНСТВО / СЕМЕЙНЫЕ ПРАВА / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ПРАВА / ГАРАНТИИ / РАВЕНСТВО / КОНСТИТУЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ермаков В. Г., Москаленко С. А.

В данной статье представлен анализ конституционно-правовых актов российского государства на предмет выявления в них норм, закрепляющих принцип равенства прав и свобод мужчин и женщин. В контексте конституционно-правового исследования, по мнению автора, продуктивно хронологическое деление связанное именно с отображением основных положений о гендерном равенстве в учредительных актах государства. И поскольку история России в целом масштабнее отечественной истории на основе конституций, то выделены и охарактеризованы доконституционный и конституционный этапы развития заявленного основного положения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин в России»

УДК -342.7

РАЗВИТИЕ ПРИНЦИПА РАВЕНСТВА ПРАВ И СВОБОД МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В РОССИИ1

B.Г. ЕРМАКОВ11

C.А. МОСКАЛЕНКО21

Елецкий государственный университет им. ИА. Бунина

e-mail: [email protected]

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

e-mail:

[email protected]

В данной статье представлен анализ конституционно-правовых актов российского государства на предмет выявления в них норм, закрепляющих принцип равенства прав и свобод мужчин и женщин. В контексте конституционно-правового исследования, по мнению автора, продуктивно хронологическое деление связанное именно с отображением основных положений о гендерном равенстве в учредительных актах государства. И поскольку история России в целом масштабнее отечественной истории на основе конституций, то выделены и охарактеризованы доконституционный и конституционный этапы развития заявленного основного положения.

Ключевые слова: право, свобода, возможность, гендер, материнство, семейные права, избирательные права, гарантии, равенство, конституции

Принцип равенства предполагающий, что все члены общества поставлены в одинаковые условия, является неотъемлемой характеристикой справедливого общественного устройства. Указанный принцип, исходя из такой значимости и адресации различным субъектам, представляется возможным классифицировать и интерпретировать в связи со спецификой последних.

Так, в качестве субъектов принципа равенства, помимо иных, выступают мужчины и женщины. В данном контексте равенство прав и свобод является своеобразным индикатором состояния равенства в обществе вообще, отражает специфические взаимоотношения полов. Вместе с тем принцип равенства мужчин и женщин соединяет в себе основные характеристики равенства, в целом отражает его сущность и содержание2.

Уточним, что сущность принципа гендерного равенства состоит в том, что женщины и мужчины являются независимыми (свободными) и равными субъектами права, в том числе обладают известной и равной автономией воли в случае своего участия в социальных связях и отношениях, реализации своих прав и законных интересов3.

Полагаем, исследование юридической природы и генезиса феномена равенства мужчин и женщин будет способствовать уяснению его сущности, а также выявлению положительных и отрицательных сторон развития. Это позволит сделать оценку современного состояния принципа гендерного равенства и скорректировать его реализацию в оптимальном прогрессивном векторе. Поэтому дальнейшее исследование будет связано с обособлением этапов развития равноправия мужчин и женщин и их характеристикой.

При рассмотрении заявленной темы нами в юридической литературе было обнаружено мнение, в соответствии с которым в целом в истории развития гендерного равноправия в России можно выделить два основных этапа: первый связан с развитием тендерного равноправия в монархический период, второй - в республиканский период4. Считаем, данная классификация имеет право на существование. Однако в контексте конституционно-правового исследования, будет продуктивным хронологическое деление связанное именно с отображением основных положений о равенстве мужчин и женщин в учредительных актах государства. И поскольку история России в целом масштабнее истории России на основе конституций, то целесообразно выделение доконституционного и конституционного этапов развития.

1 Работа выполнена в рамках государственного задания; регистрационный номер 6.2962.2011

2 См.: Зайков Д.Е. Развитие принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин в советский и постсоветский периоды / / История государства и права. - 2011. - № 18. - С. 18-21.

3 Поленина С.В., Скурко Е.В. Право, гендер и культура в условиях глобализации. - М.: Формула права, 2009. - С. 14.

4 Пашенцева С.В. Этапы развития гендерного равноправия в России / / Право и политика. - 2007. - № 12.

Уточним, что в рамках доконституционного этапа (1019-1936 гг.) возможно сделать вывод о формальном закреплении равенства мужчин и женщин, исходя из отдельных нормативных правовых актах, положения которых адресованы обоим полам.

Так, по Русской Правде убийство женщины высокого рода влекло за собой «виру» в половину того, что следовало выплатить за убийство мужчины того же ранга: 40 гривен за мужчину, 20 - за женщину5. Однако такая ситуация была характерна не для всех стран в данном временном промежутке. Например, в Салической правде в случае убийства женщины, которая могла иметь детей, взимался штраф в размере 600 солидов, а за убийство мужчины штраф составлял 200 солидов.

Позже по Соборному уложению 1649 г. ситуация в отношении женщин не изменилась: за убийство мужа женщину закапывали живьем в землю, а мужчина за убийство жены подвергался, как правило, только церковному покаянию6.

Неравенство женщины проявлялось, в числе прочего, в том, что она ценилась менее, чем мужчина в качестве свидетеля на суде. В одном из указов Петра Великого, посвященном судебному процессу, говорилось: «Свидетель мужеска пола паче женска»7.

Таким образом, в данном хронологическом промежутке женщина как часть общества не представляла никакой ценности, соответственно не могло идти и речи о ее субъективных правах.

Далее в период Российской империи законодательство продолжало защищать привилегии мужчины-мужа. Отмечалась практически полная зависимость жены от мужа, повиновение мужу как главе семейства8. Так, например, паспортный устав установил правило, что замужняя женщина может получить отдельный паспорт только с согласия мужа, беглую жену муж мог вытребовать к себе по этапу9. Жена была обязана проживать совместно с мужем, несмотря на ее желание, всюду следовать за ним, за исключением тюрьмы и ссылки.

Следовательно, на данном этапе женщина по-прежнему не выступает в качестве полноценной самостоятельной личности в обществе. Но теперь для характеристики ее правового статуса используется термин «жена» и состояние в семейных отношениях.

Вместе с тем в это время проявилась еще одна тенденция, в соответствии с которой женщины разных социальных групп были неравны перед законом. Так, представительницы привилегированных, имущих слоев находились в лучшем правовом положении, чем крестьянки и работницы10.

Формально ситуация стала изменяться 4 февраля 1914 г. с принятием Закона, который предоставил всем женам право взять себе отдельный паспорт без согласия мужа. Этот нормативный правовой акт, с одной стороны, давал жене право уйти от мужа, но с другой - полиция имела право явиться к ней и водворить к мужу на основании ст. 103, которая гласила: «Супруги обязаны жить вместе, а посему: 1) строго запрещаются всякие акты, клонящиеся к самовольному разлучению супругов; 2) при переселении, при поступлении на службу или при иной перемене постоянного жительства мужа жена должна следовать за ним»11.

Нормы уголовного законодательства Российской империи также слабо защищали права женщин. Например, похищение женщины влекло за собой менее суровое наказание, чем конокрадство и похищение крупного рогатого скота. Напротив, если женщина покинула мужа, дав свое согласие на похищение, ей грозило тюремное заключение на

5 История отечественного государства и права: Хрестоматия. - Екатеринбург, 2009. Ч. 1. - С. 15.

6 Тихомиров М.Н., Епифанов П.П. Соборное уложение 1649 года. - М., Изд-во Моск. ун-та, 1961.

7 См.: Пашенцева С.В. Этапы развития тендерного равноправия в России // Право и политика. - 2007. -№ 12.

8 Государственный архив Российской Федерации. Ф. 516. Оп. 1. Д. 6. Л. 368.

9 Государственный архив Российской Федерации. Ф. 516. Оп. 1. Д. 6. Л. 347 об.

10 См.: Хасбулатова О.А. Опыт и традиции женского движения в России (1860-1917). - Иваново, 1994. -

11 Покровская М.И. Закон и жизнь // Статьи из ежемесячного журнала «Женский вестник»; http: //www.owl.ru/win/books/ rw/ s2_3.htm

С. 18.

Серия Философия. Социология. Право. 2013. № 9 (152). Выпуск 24

срок от 8 месяцев до года. Женщин наравне с мужчинами приговаривали к каторжным работам, беременность женщины лишь приостанавливала исполнение смертной казни12.

Неравенством отличалось положение мужчин и женщин в государственной службе. Врачи-женщины, занимавшие медицинские должности, не пользовались правом производства в чины и награждения орденами. Женщины, служившие в учреждениях государственного контроля, адресных столах и на железных дорогах Министерства путей сообщения, вообще не пользовались правами, предоставлявшимися государственной службой, а также правом замещения штатных должностей13. В иные учреждения государственной службы женщин вообще не брали.

Одной из составляющих правового статуса женщины являются ее политические права и, в частности, избирательное право. До 1917 г. русские женщины были фактически лишены возможности участвовать в государственном управлении и самоуправлении.

В соответствии со ст. 17 Положения о земских учреждениях 1864 г. женщины не могли участвовать в земских избирательных собраниях. Им дозволялось только посылать вместо себя на собрания уполномоченных: своих «отцов, мужей, сыновей, зятьев, внуков, родных братьев или племянников»14. Городовое положение 1870 г. также устанавливало, что женщины могут участвовать в избрании гласных городской думы не лично, а через уполномоченных, снабженных доверенностями (ст. 25).

С учреждением представительного органа - Государственной Думы, женщины, согласно Положению о выборах 1906 г. в этих выборах также не участвовали.

Когда к власти в России пришли большевики, они занялись реформированием всей системы социальных отношений, в том числе отношений между полами. Прежде всего, это было связано с формальным предоставлением женщинам равных прав с мужчинами.

В связи с этим активно пропагандировалась идея включения женщины в производство, в общественные отношения при полном уравнивании в правах с мужчинами15. Такое включение рассматривалось как непременное и обязательное условие построения социализма. В. И. Ленин писал, что «без привлечения женщин к самостоятельному участию не только в политической жизни, но и к постоянной, поголовной общественной службе нечего и говорить не только о социализме, но и о полной и прочной демокра-

тии»16.

Последующее вовлечение женщины в общественную жизнь меняло ее роль в обществе и требовало трансформации всего быта на коллективных началах. Брак в таких условиях предполагал и полное равноправие в семейных отношениях, а также упрощение процедуры его заключения и расторжения. В связи с этим в декабре 1917 г. был принят Декрет о гражданском браке, о детях и о введении книг актов состояния 17, который установил новую форму брака - гражданский брак, заключаемый уже не в церкви по религиозным обрядам, а в специальных государственных органах записи актов гражданского состояния.

В сентябре 1918 г. был принят Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве18. В документе единственной законной формой брака признавался гражданский брак, зарегистрированный в отделе записи актов гражданского состояния. Допускались разводы, основанием для которых могло стать как обоюдное согласие обоих супругов, так и желание одного из них. В первом случае развод оформлялся через загс, в котором был зарегистрирован брак, а во втором - через суд.

Таким образом, на данном хронологическом этапе законодательство уравняло женщин в семейной сфере с мужчинами.

12 Пашенцева С.В. Этапы развития гендерного равноправия в России // Право и политика. - 2007. -№ 12.

13 Михайлова В. Русские законы о женщине. - М., 1913. - С. 6.

14 Михайлова В. Русские законы о женщине. - М., 1913. - С. 2.

15 Пашенцева С.В. Этапы развития гендерного равноправия в России // Право и политика. - 2007. -№ 12.

16 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 31. - С. 165.

17 Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и о введении книг актов состояния» // http://www.zaki.гu/pagesnew.php?id=2098

18 Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (принят ВЦИК 16 сентября 1918 г. // СУ РСФСР. - 1918. - № 76-77. - Ст. 818.

Уже через месяц после Октябрьской революции 1917 г. российские женщины были свободны от существовавших прежде ограничений: они получили право свободно избирать профессию, место жительства, получать образование, расторгать брак и др. В 1920 г. было легально закреплено право женщин на аборт.

Далее отметим, что в принятых до 1936 г. конституциях, фактически не предусматривалось юридических конструкций прямо указывающих на наличие принципа равенства мужчин и женщин. Так, Конституция РСФСР 1918 г.19 терминологически в качестве субъектов выделяла гражданина, трудящегося. Исходя из представления пролетарского государства, мужчина и женщина имели одинаковый статус и были равны как «трудящиеся» или «трудящиеся массы» (ст. 7).

Вместе с тем следует уточнить, что Конституцию РСФСР 1918 г. можно расценивать в качестве первого акта, в котором было закреплено равенство российских женщин с мужчинами в политических и гражданских правах. В ст. 64 этой Конституции было особо подчеркнуто, что правом избирать и быть избранными пользуются «обоего пола граждане». Сегодня, когда участие женщин в общественно-политической жизни развитых западных государств стало обычным явлением, уместно вспомнить, что Советская Россия оказалась в первой пятерке стран мира, предоставивших женщинам право избирать и быть избранными в представительные органы страны. Отметим, что до сих пор женщины лишены избирательного права в Иордании, Ливии, Саудовской Аравии и некоторых других странах20.

Конституции СССР 1924 г.21 не затрагивала вопросы положения человека, гражданин, мужчины и женщины, так как в ней был определен порядок образования СССР.

Таким образом, в советский период принцип равенства мужчин и женщин впервые был закреплен в ст. 122 Конституции СССР 1936 г. в следующей формулировке: «Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни.

Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, государственной помощью многодетным и одиноким матерям, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов»22.

Указанная конституционная норма выравнивала статус одного пола по статусу другого - мужского. По мнению Л. Н. Завадской, нет оснований говорить о гендерной идее равенства двух полов, поскольку стандарт, заложенный в Конституции СССР 1936 г., был однобоким - мужским. В его основе не было идеи уважения прав человека независимо от пола. Однако это был важный шаг в понимании того, что женщина должна быть равной с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни, хотя и в условиях ограниченной свободы, пределы которой определялись государством23.

В качестве положительного момента необходимо указать на введение конструкции «равные права - равные возможности», позволяющей реализовывать положения принципа равенства мужчин и женщин, хотя от установления усеченной области равных воз-

19 Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г.; прекр. действие) / / Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР. - 1918. - № 51; www.garant.ru

20 Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право Российской Федерации. - М., 2004. -С. 421.

21 Основной Закон (Конституция) Союза Советских Социалистических Республик (утв. ЦИК СССР 06.07.1923 г.). Утратил силу в связи с принятием Конституции (Основного Закона) СССР, утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936 г. // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. - 1923. - № 150.

22 Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик от 5 декабря 1936 г.). Утратила силу в связи с принятием Конституции (Основного Закона) СССР от 07.10.1977 г. // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. - 1936, 6 декабря.

23 Гендерная экспертиза российского законодательства / отв. ред. Л.Н. Завадская. - М.: Издательсво «БЕК», 2001. - С. 22.

Серия Философия. Социология. Право. 2013. № 9 (152). Выпуск 24

можностей женщин реализовывать равные с мужчинами права законодателю уйти не удалось24.

Аналогичные установления относительно рассматриваемого принципа содержались и в ст. 126 Конституции РСФСР 1937 г.25

Почти одновременно с Конституцией, 27 июня 1936 г., было принято Постановление ЦИК и СНК СССР «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве об абортах». Данный правовой акт, по мнению С. Г. Айвазовой, фактически подводил черту под прежней практикой и теорией «свободной любви» и «свободной семьи». Государство начинало брать под свою опеку семью как ячейку общества. Оно нуждалось в прочной опоре, в устойчивых социальных связях и отношениях, которые всегда и везде обеспечивает семья26.

8 июля 1944 г. Президиум Верховного Совета СССР принимает Указ, согласно которому только зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов. Указ устанавливал неравенство женщины в том случае, если она решалась на внебрачную связь и свободную любовь. Все свободные фактические браки приравнивались к внебрачным связям.

Была усложнена процедура развода, сам развод стал считаться признаком моральной неустойчивости, мог повлечь неприятные последствия для карьеры. Роль женщины в указанном хронологическом промежутке - хранительница семейного очага, нравственная опора семьи и при этом труженица социалистического производства. Таким образом, правовой статус женщины был противоречивым, что порождало диспропорции в соответствующих отношениях27.

После смерти И. В. Сталина в 1953 г. в сфере регулирования отношений между мужчиной и женщиной произошли изменения, связанные с их определенной либерализацией. Реформа образования 1954 г. восстановила смешанное образование; в 1955 г. вновь был легализован аборт, а в 1965 г. - значительно облегчена процедура развода. В 1968 г. был принят новый документ - Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье. Его положения касались не столько долга и обязанностей женщин, сколько их прав в связи с материнством. В целом государственное гарантирование адресовалось женщине-матери.

Далее обратимся к ст. 35 Конституции СССР 1977 г., которая определила, что «Женщина и мужчина имеют в СССР равные права. Осуществление этих прав обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, вознаграждении за него и продвижении по работе, в общественно - политической и культурной деятельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин; созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям, постепенное сокращение рабочего времени женщин, имеющих малолетних детей»28.

24 См.: Зайков Д.Е. Развитие принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин в советский и постсоветский периоды // История государства и права. - 2011. - № 18. - С. 18-21.

25 Постановление Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 г. «Об утверждении Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики». Утратил силу в связи с принятием Конституции (Основного Закона) РСФСР от 12.04.1978 г. // Документ опубликован не был; www.garant.ru

26 См.: Айвазова С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. - М., 1998.

27 Пашенцева С.В. Этапы развития гендерного равноправия в России // Право и политика. - 2007. -№ 12.

28 Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик принята ВС СССР 07.10.1977 г. Утратила силу на территории Российской Федерации в связи с принятием Соглашения от 08.12.1991 г. «О создании содружества независимых государств» // Ведомости ВС СССР. - 1977. - № 41. -Ст. 617.

По мнению Л. Н. Завадской, отличительной чертой Конституции 1977 г. была идея о предоставлении гражданам всего объема экономический и социальных прав при минимальном объеме политических и гражданских прав.

Такая конституционная доктрина, как утверждает Л. Н. Завадская, с позиций социалистического и одновременно, тоталитарного государства определяла отношение государства к гражданам. Мужчины и женщины имели равные права без изъятий, поскольку таковые были сделаны для всех.

Особенностью ст. 35 Конституции СССР 1977 г. являлось положение о предоставлении женщинам равных с мужчинами возможностей с целью гарантировать не только равенство в правах, но и равенство фактическое.

В первоначальном варианте Конституции РСФСР 1978 г. ст. 33 (вслед за ст. 35 Конституции СССР 1977 г.) содержала специальные гарантии равных прав женщины и мужчины29. Это одна из наиболее обширных формулировок о гарантиях равноправия женщин и мужчин из когда-либо включавшихся в конституции в мире. К сожалению, 21 апреля 1992 г. в результате внесения изменений в Конституцию России данная формулировка была изъята из Основного закона. Положение о равноправии людей вне зависимости от пола было перенесено из ст. 33 в ч. 3 ст. 34 Конституции и сформулировано следующим образом: «Мужчины и женщины имеют равные права свободы».

В основу данных конституционных изменений были положены политические процессы и происходящие трансформации того периода. Первоначально они отражались в отдельных декларативных документах.

Так, Съездом народных депутатов СССР 5 сентября 1991 г. № 2393-1 была утверждена Декларация прав и свобод человека30, которая вопрос о равенстве мужчин и женщин рассмотрела в одностороннем порядке, не выделяя даже отдельной правовой нормы для решения этой проблемы: заявленный принцип был имманентен только в брачным отношениям в виде равной защиты законом мужчин и женщин.

Позже Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920-1 была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина31, положения которой по закреплению принципа равенства мужчин и женщин носили более совершенный характер: «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы». Таким образом, впервые было закреплено равенство не только прав, но и свобод мужчин и женщин.

Уточним, что в указанном правовом акте впервые в формулировке принципа ген-дерного равенства мужчина поставлен на первое место. По мнению Д. Е. Зайкова, данное обстоятельство обусловлено намерением законодателя уйти от откровенно патерналистской позиции по отношению к женщинам и возврату к исторически сложившемуся распределению роли мужчин и женщин в обществе и государстве32.

Однако Декларация прав и свобод человека и гражданина не в полной мере приняла опыт советских конституций, в связи с чем были утрачены важнейшие достижения в области прав человека и гражданина.

В Конституции РФ 1993 г. в ч. 3 ст. 19 несколько расширила указанную в Декларации 1991 г. формулировку («Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации»), но полнота перечисленных возможностей и гарантий, содержащихся в Основном законе 1978 г. так и не была воспроизведена.

Подводя итоги данной работы, отметим, что в контексте конституционно-правового исследования, целесообразно выделить доконституционный (1019-1936 гг.) и конституционный (1936 г. - до настоящего времени) этапы развития принципа равенства прав и свобод мужчины и женщины.

Так, в рамках первого этапа целесообразно обособить царско-имперский период (1019 - октябрь 1917 гг.). Здесь необходимо исходить из формального закрепления равен-

29 Конституция (Основной Закон) Российской Федерации - России принята ВС РСФСР 12.04.1978 г. Утратила силу в связи с принятием Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Ведомости ВС РСФСР. -1978. - № 15. - Ст. 407.

3° Ведомости СНД и ВС СССР. - 1991. - № 37. - Ст. 1083.

31 Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. - 1991. - № 52. - Ст. 1865.

32 Зайков Д.Е. Развитие принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин в советский и постсоветский периоды / / История государства и права. - 2011. - № 18. - С. 18-21.

Серия Философия. Социология. Право. 2013. № 9 (152). Выпуск 24

ства мужчин и женщин в отдельных нормативных правовых актах, положения которых адресованы обоим полам. Законодательство данного хронологического периода девальвирует значение женщины в обществе; позже (с 1649 г.) характеризуется восприятием женщины в качестве жены в рамках семейных отношений. Права женщины дискриминируются в политической, государственной, социальной и пр. сферах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С 1917 г. женщины формально и фактически уравниваются в правах с мужчинами в рамках семейных отношений. По Конституции РСФСР 1918 г. женщины также получают избирательные права.

Несмотря на то, что до 1936 г. в России принимались конституции, на предмет заявленного исследования - закрепление принципа гендерного равенства, таковых норм не обнаружено.

Второй этап в развитии принципа равенства прав мужчины и женщины - конституционный. Специфика изложения заявленного основного положения дает автору основания для выделения отдельных периодов в этом хронологическом промежутке.

С 1936 г. по 1977 г. характерно усечено-отраслевое понимание принципа гендерного равенства с использованием формулы «равные права - равные возможности».

С 1977 г. по 1991 г. наличествует универсально-гарантный способ определения принципа равенства прав и свобод мужчины и женщины при сохранении формулы «равные права - равные возможности».

С 1991 г. по 1993 г. межконституционный временной отрезок отличился закреплением равенства как прав, так и свобод мужчин и женщин в документах декларативного характера.

С 1993 г. современно-конституционный период, консолидирующий в отдельном положении равенство прав и свобод мужчины и женщины с равными возможностями реализации.

Резюмируя проведенное исследование, отметим, что на протяжении всего периода развития феномен равенства прав мужчин и женщин характеризуется дисбалансом. При этом в качестве уязвленной стороны выступает женщина. Полагаем, представленный исторический опыт развития принципа равенства мужчины и женщины, его конституционное признание и гарантирование в совокупности будут способствовать реализации не только формальной, но и фактической модели гендерного равенства в России.

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. - 1993, 25 декабря; 2009, 21 января.

2. Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г.; прекр. действие) // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР. - 1918. - № 51; www.garant.ru

3. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик от 5 декабря 1936 г.). Утратила силу в связи с принятием Конституции (Основного Закона) СССР от 07.10.1977 г. // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. - 1936, 6 декабря.

4. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик принята ВС СССР 07.10.1977 г. Утратила силу на территории Российской Федерации в связи с принятием Соглашения от 08.12.1991 г. «О создании содружества независимых государств» // Ведомости ВС СССР. - 1977. - № 41. - Ст. 617.

5. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации - России принята ВС РСФСР 12.04.1978 г. Утратила силу в связи с принятием Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 г- // Ведомости ВС РСФСР. - 1978. - № 15. - Ст. 407.

6. Основной Закон (Конституция) Союза Советских Социалистических Республик (утв. ЦИК СССР 06.07.1923 г.). Утратил силу в связи с принятием Конституции (Основного Закона) СССР, утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936 г. // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. - 1923. - № 150.

7. Постановление Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 г-«Об утверждении Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социали-

Список литературы

стической Республики». Утратил силу в связи с принятием Конституции (Основного Закона) РСФСР от 12.04.1978 г. // Документ опубликован не был; www.garant.ru

8. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. № 1920-1 // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. - 1991. - № 52. - Ст. 1865.

9. Декларация прав и свобод человека от 5 сентября 1991 г. // Ведомости СНД и ВС СССР. -1991. - № 37. - Ст. 1083.

10. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (принят ВЦИК 16 сентября 1918 г. // СУ РСФСР. - 1918. - № 76-77- - Ст. 818.

11. Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и о введении книг актов состояния» // http://www.zaki.ru/pagesnew.php?id=2098

12. Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право Российской Федерации. - М.,

2004.

13. Айвазова С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. - М., 1998.

14. Гендерная экспертиза российского законодательства / отв. ред. Л.Н. Завадская. - М.: Из-дательсво «БЕК», 2001.

15. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 516. Оп. 1. Д. 6. Л. 368.

16. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 516. Оп. 1. Д. 6. Л. 347 об.

17. Зайков Д.Е. Развитие принципа равенства прав и свобод мужчин и женщин в советский и постсоветский периоды // История государства и права. - 2011. - № 18.

18. История отечественного государства и права: Хрестоматия. - Екатеринбург, 2009. Ч. 1.

19. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 31. - С. 165.

20. Михайлова В. Русские законы о женщине. - М., 1913- - С. 6.

21. Пашенцева С.В. Этапы развития гендерного равноправия в России // Право и политика. - 2007. - № 12.

22. Покровская М.И. Закон и жизнь // Статьи из ежемесячного журнала «Женский вестник»; http://www.owl.ru/win/books/rw/s2_3.htm

23. Поленина С.В., Скурко Е.В. Право, гендер и культура в условиях глобализации. - М.: Формула права, 2009. - С. 14.

24. Тихомиров М.Н., Епифанов П.П. Соборное уложение 1649 года. - М., Изд-во Моск. ун-та,

1961.

25. Хасбулатова О.А. Опыт и традиции женского движения в России (1860-1917). - Иваново,

1994.

DEVELOPMENT OF THE PRINCIPLE OF EQUAL RIGHTS AND FREEDOMS FOR MEN AND WOMEN IN RUSSIA

2) Belgorod State National Research University

V.G. ERMAKOV S.A. MOSKALENKO2'

1) Eletskii State University I.A. Bunin

e-mail: [email protected]

This article presents an analysis of the constitutional and legal acts of the Russian state to identify them in the rules embodying the principle of equal rights and freedoms for men and women. In the context of the constitutional and legal research, in my opinion, productive chronological division is associated with the mapping guidelines on gender equality in the basic instruments of the state. And as the history of Russia as a whole bigger national history based on the Constitution, then isolated and characterized dokonstitutsionny and constitutional development stages of the stated guideline.

e-mail:

[email protected]

Key words: law, liberty, opportunity, gender, motherhood, family rights, voting rights, guarantees, equality, constitution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.