Назарова У. А. доцент, д. э. н., Башкирский государственный университет, г. Уфа, [email protected]
Развитие предпринимательского
потенциала региона:
механизм формирования экосистемы
Роль предпринимательства в социально-экономической жизни территории трудно переоценить. Это и гибкость бизнес-решений, и инновационное развитие, и решение проблем безработицы. Статистика, к сожалению, не свидетельствует о бурном росте предпринимательства в нашей стране. Так, в России до 3 лет доживает лишь каждое третье из ста малых предприятий (для сравнения: в Норвегии и Финляндии — каждое шестое, а в Испании — каждое восьмое)1. Сложно сказать, что для региона является более ценным: богатый запас природных ресурсов или развитый предпринимательский потенциал. При этом, если о важности для региона инвестиций и ресурсной базы говорится достаточно много, то о развитии предпринимательского потенциала задумываются гораздо реже. Таким образом, в статье попытаемся найти решение задачи путем создания системы формирования предпринимательского потенциала в регионе посредством разработки механизма модернизации бизнес-пространства.
Ключевые слова: предпринимательство, бизнес-пространство, инновации, предпринимательский потенциал, безработица, социально-экономическое развитие.
Введение
Каково содержание понятия «предпринимательский потенциал региона»? В современной отечественной науке трактовки предпринимательского потенциала давали такие ученые, как В. Б. Супян, М. В. Грачев, В. П. Журавлев, А. Ю. Чепу-рен2. По мнению автора, наиболее развернутое определение представила А. И. Гусейнова3: предпринимательский потенциал — это детерминированные рыночными услови-
1 Глобальный мониторинг предпринимательства. М.: Высшая школа менеджмента СПГУ, EY и Центр предпринимательства // Бизнес-журнал. 2014. № 2 (160). С. 66-69.
2 Егорихина С. Ю. Предпринимательский потенциал населения региона // Проблемы развития территории. 2011. Т. 53. № 1.
3 Гусейнова А. И. Стратегия развития предпринимательского потенциала региона. Автореферат дис.
на соиск. уч. степ. канд. экон. наук, М., 2005 // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat.
URL: http://www.dissercat.com/content/strategiya-razvitiya-predprinimatelskogo-potentsiala-regiona#ixzz3G1tbpUJM.
ями, конкурентными силами и уникальными личностными качествами интегральные предпринимательские способности носителей предпринимательской деятельности, направленные на определение, поиск, формирование и удовлетворение потребностей в товарах, пользующихся предпринимательским спросом покупателей, и получение предпринимательского дохода. Далее приведем ее же определение предпринимательского потенциала региона: предпринимательский потенциал региона как экономическая категория выражает способность региональной системы предпринимательства на инновационной и рисковой основе решать задачи экономического и социального развития данной территории, формируя уникальные комбинации ресурсного, научно-технического, информационного, инфраструктурного и других потенциалов данной системы4. Не согласимся с данным определением, поскольку целесообразно
4 Там же.
разделить наличие, сохранение, развитие и использование предпринимательского потенциала региона.
В этом случае наличие предпринимательского потенциала — это совокупность лиц с соответствующим набором компетенций, имеющих потенциальные способности к предпринимательству и/или уже включенных в предпринимательскую деятельность. Сохранение предпринимательского потенциала — это совокупность инфраструктурных и социально-экономических условий в регионе, противодействующих оттоку лиц, обладающих компетенциями для предпринимательской деятельности за пределы данной территории. Развитие предпринимательского потенциала — это также совокупность инфраструктурных и социально-экономических условий в регионе, способствующих мотивации к предпринимательству и развитию предпринимательских компетенций у лиц, имеющих предрасположенность к предпринимательской деятельности. Использование предпринимательского потенциала региона — это как раз то, что обозначено в вышеприведенном понятии А. И. Гусейновой — способность региональной системы предпринимательства решать задачи экономического и социального развития данной территории.
Более того, в современных условиях нарастания межрегиональной конкуренции становится актуальным такое направление, как привлечение предпринимательского потенциала в регион. Первопроходцами применения таких стратегий в мировой истории были США. Так, В. И. Ленин в работе «Капитализм и иммиграция рабочих» (1913)5 писал: «Россия все более отстает, отдавая загранице часть лучших своих рабочих. Америка все быстрее идет вперед, беря со всего мира наиболее энергичное, способное к труду население». Современный классический инструмент для решения данной зада-
5 Ленин В. И. Полное собрание сочинений. М.: Directmtdia, 2013. С. 430.
чи — свободные экономические зоны. Возможно, в скором времени появятся и другие инструменты, в оборот войдет такое выражение, как региональный хедхантинг.
На взгляд автора, наличие предпринимательского потенциала — в большей степени естественный процесс. В ряде работ дается следующая характеристика кадрового потенциала. Примерно 6% населения отличаются самостоятельностью и активностью. К ним относятся творцы, предприниматели, в том числе работодатели, являющиеся своего рода двигателями, основными генераторами идей в бизнесе и науке. Следующая категория (примерно 27%) — это люди, ориентированные на то, чтобы повторять поведение добившихся успеха. Но основная часть населения (более 50%) относится к типу людей, которые в значительной мере зависимы от решения тех или иных сил: правительства и директората. Это определенный тип общинного поведения. Примечательно, что доля данной категории населения значительно больше среди сельских жителей. Такие люди уверены, что их задача лишь выполнять то, что требует президент, правительство, мэр, руководитель предприятия, начальник6.
Следовательно, склонность к предпринимательству — скорее природный фактор. Однако для реализации таких составляющих, как сохранение, развитие и использование предпринимательского потенциала требуется системный подход, позволяющий объединить образование и инфраструктуру поддержки бизнеса. Модернизация образовательного пространства должна идти в направлении создания целостной системы, объединяющей ряд направлений и участников бизнес-среды. Далее следует рассмотреть такой термин, как экосистема.
В последнее время совместное употребление экономических категорий «инновация», «предпринимательство» и биологи-
6 Нещадин А. Экономический рост и кадровый потенциал России // Общество и экономика. 2000.№ 5-6.
ческой категории «экосистема» получило широкое распространение не только на Западе, но и в России. Мы все чаще слышим словосочетания «предпринимательская экосистема» и «инновационная экосистема». Джеймс Мур ввел термин «экосистема бизнеса» в 1993 г., с этого времени термин «предпринимательская / инновационная экосистема» получил распространение в европейском научном и бизнес-сообществах.
В российский деловой оборот данный термин вошел сравнительно недавно, и до сих пор для него нет единого определе-ния7. Необходимо ввести определение «экосистема предпринимательского потенциала региона» — это целостная система сохранения, развития и использования предпринимательских компетенций для конкретной территории. Создание такой экосистемы предпочтительнее всего на базе крупного учебного заведения, поскольку именно блок развития является ключевым при решении данной задачи.
В настоящее время в Республике Башкортостан идет подготовка к реализации такого проекта, а именно: создание Ресурсного центра предпринимательских компетенций на базе ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» в Институте экономики, финансов и бизнеса (РЦПК), который и призван стать вариантом экосистемы предпринимательского потенциала, нацеленной на развитие и поддержку предпринимательского потенциала молодежи на всех этапах: школа и среднее специальное учебное заведение, вуз (реализация специализированных программ бакалавриата и магистратуры), дополнительное образование и поддержка в ведении бизнеса при содействии широкого круга партнеров, включающих как органы государственной власти и местного самоуправления,
7 Иванова А. В. Формирование предпринимательской экосистемы университета: новые вызовы // Сб. трудов междунар. научно-практ. конф. Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б. Н. Ельцина», 2012. С. 63-69.
так и общественные организации в сфере предпринимательства. Особенность экосистемы — максимальное включение во все процессы профессионального сообщества: общественные организации предпринимателей должны участвовать в разработке, реализации образовательных программ, в организации сопутствующих просветительских мероприятий и проектов и в поддержке молодых предпринимателей. К примеру, в Республике Башкортостан на сегодняшний день действуют несколько активных предпринимательских сообществ: БРО «Опора России», РОО Ассоциация женщин-предпринимателей Республики Башкортостан и др., а также объединение всех организаций: Ассоциация организаций предпринимательства Республики Башкортостан.
Таким образом, данный проект призван объединить в единую систему следующие компоненты: школа, техникум, вуз, дополнительное образование в области предпринимательства и систему поддержки действующих предпринимателей (рис. 1).
Экосистема развития предпринимательского потенциала
Создание экосистемы развития предпринимательского потенциала дает следующие возможности и преимущества:
• проекты в общем среднем и профессиональном образовании позволяют со школьной скамьи развивать предпринимательские способности и формировать мотивацию к предпринимательству;
• дальнейшая реализация проекта в вузе предоставляет возможность продолжить образование тем, кто имеет социоэкономиче-скую направленность (бакалавриат), а также решился вступить на путь предпринимательства после окончания обучения в любом отраслевом вузе (магистратура);
• комплексная реализация программ дополнительного образования в сфере предпринимательства дает возможность сконцентрировать на одной площадке уже
Школа
Вуз
Мотивация к предпринимательству
Диагностика и
формирование компетенций
Знания функциональных областей предприниматель-ства
Мотивация к предприниматель-ству
Формирование и
развитие компетенций
Знания функциональных областей предприниматель-ства
Знание инфраструктуры поддержки
предприниматель-ства
Рис. 1. Экосистема развития предпринимательского потенциала Fig. 1. Ecosystem for development of entrepreneurial capacity
действующих предпринимателей, решивших повысить квалификацию, и студентов и школьников, которые не имеют финансовых средств для обучения у высокопрофессиональных спикеров, однако получают доступ к мероприятиям в рамках дополнительного образования. Кроме того, наличие в данной системе дополнительного образования позволяет оптимизировать преподавательский состав и дополнить его практиками;
• система поддержки предпринимательства, созданная на той же площадке, а именно: помощь в регистрации, ведении бизнеса, налоговые и юридические консультации, каворкинг-пространство и др. — позволяет обеспечить условия для реализации предпринимательских и бизнес-проектов обучающихся по разным образовательным программам.
Регион также выигрывает от подобного проекта, поскольку появляется больше действующих субъектов малого и среднего бизнеса, больше рабочих мест, прежде всего для молодежи, увеличивается рейтинг условий развития малого и среднего предприни-
мательства (табл. 2) и, как следствие, происходит закрепление молодежи в регионе.
К сожалению, количество субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан за последние десять лет не выросло, а количество субъектов такой формы, как индивидуальные предприниматели, с 2015 г. ощутимо снизилось (табл. 1, рис. 2).
Между тем, даже столь малочисленный малый и средний бизнес обеспечивает рабочими местами 25% общего числа занятых8. Это значит, что каждый четвертый работник так или иначе задействован в сфере предпринимательства (рис. 3).
Населению также небезразлично создание и функционирование экосистемы предпринимательского образования, поскольку люди, безусловно, заинтересованы в прак-тикоориентированном образовании, способном дать импульс деловой активности молодежи. Кроме того, существует категория предпринимателей, которые хотят передать свой бизнес детям, и такое образователь-
8 Там же.
Таблица 1. Основные экономические показатели деятельности средних предприятий9 Table 1. Key economic indicators of medium-sized enterprises
Показатель 2010 2011 2012 2013 2014
Число предприятий (на конец года), ед. 360 324 282 297 303
Оборот предприятий, млн руб. 56946 79773 74953 74431 85643
160000 140000 120000 100000 80000 60000 40000 20000
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Рис. 2. Количество средних и малых предприятий в Республике Башкортостан 2010-2011 гг. Fig. 2. Number of small and medium enterprises in the Republic of Bashkortostan 2010-2011
ИП
-Ш- Малые
предприятия
-А- Средние
предприятия
-X- СМСП
Доля 8 ВРП - 31,8 %
Количество СМСП -125241
Доля занятых -25% (от общего числа занятых)
Размер МСП - 61,9% ИП
90400 75400 60400 45400 30400 15400 400
76272
I
46436
1 427
ИП
Малое
Среднее
Структура СМСП Республики Башкортостан
^^ Доля СМСП в общем о&ьеме экспорта - 3,2 %
Рис. 3. Малый и средний бизнес в Республике Башкортостан в цифрах Fig. 3. Small and medium business in the Republic of Bashkortostan in numbers
9 Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан. URL: http://bashstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/bashstat/resources/5330fb804b674141a1 e3b7797736af7f/Основные+показатели+деятельности+малых+и+средних+предприятий++.pdf.
0
Таблица 2. Рейтинг условий развития субъектов малого и среднего бизнеса10 Table 2. Rating of conditions of development of subjects of small and average business
Субъект РФ Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах России (место) Рейтинг регионов РФ по качеству жизни — по группе показателей «Уровень развития малого бизнеса» РИА Рейтинга (место) Индекс качества условий для малого и среднего бизнеса в 2013-2014 гг. ВЭБ МСП Банк
2015 г. 2016 г. 2015 г. 2014 г.
Республика Башкортостан 40 20 9 В+
Республика Татарстан 1 1 7 А
Ульяновская область 5 11 45 С+
Республика Мордовия 24 17 67 С
ное пространство идеально отвечает задаче подготовки смены.
Важнейшее условие эффективности экосистемы предпринимательского образования — охват детей школьного возраста. В настоящее время в Республике Башкортостан работа со школьниками в сфере предпринимательства представлена проектом «Предпринимательство со школьной скамьи» (реализуется РОО «Ассоциация женщин-предпринимателей Республики Башкортостан») и регулярной работой ЧОУ ДО «Детская Бизнес-Академия». Первый проект охватывает четыре экспериментальные школы в двух районах Республики Башкортостан. В них в течение полугода один раз в неделю перед учениками десятых классов выступают действующие предприниматели и преподаватели бизнес-тренеры. На занятиях проводится диагностика и развитие ключевых предпринимательских компетенций, происходит общее ознакомление с функциональными областями предпринимательства — подростки мотивируются к предпринимательской деятельности. Эта работа реализуется на средства республиканского гранта. Детская бизнес-академия, напротив, работает на платной и постоянной основе: формируются группы разных возра-
10 Официальный сайт Агентства стратегических ини-
циатив URL: http://asi.ru/investclimate/rating/.
стов и занимаются по разным направлениям бизнес-тематики в выходное время или после основных уроков. Оба направления важны, органично дополняют друг друга и, безусловно, заслуживают государственной поддержки.
Анализ реализации данных проектов позволяет определить три основных блока, необходимых для успешного предпринимательского образования среди молодежи, особенно школьного возраста. Первый блок — мотивация. Это самая сложная и важная часть. Как совершенно справедливо отмечает в своих публикациях Ю. Б. Рубин, «в нашей стране на протяжении всего ХХ века публикации, в которых предпринимательство оценивалось бы положительно, являлись исключительной редкостью. Занятия предпринимательством определялись как действия, противоречащие Уголовному законодательству.
Предпринимательство, как и конкуренция, рассматривались как явления негативные, абсолютно аморальные и не соответствующие высоким критериям нравственности и общечеловеческих ценностей. К счастью, в последние годы произошли глубокие мировоззренческие сдвиги. К ним надо отнести изменение предпринимательского климата, улучшение имиджа предпринимательской профессии, укоренение новых элементов предпринимательской инфра-
структуры: бизнес-инкубаторов, технопарков, фондов венчурного инвестирования и др. Постепенно меняется отношение общества к предпринимательству, которое мало-помалу укореняется в сознании широких масс населения как уважаемая профессия, чего не наблюдалось еще каких-нибудь 15 лет назад»11. Однако автоматического принятия ценностей предпринимательской деятельности у молодежи пока не происходит, необходимо целенаправленное мотива-ционное воздействие. Первые результаты реализации проекта «Предпринимательство со школьной скамьи» таковы: если первичный опрос участников проекта показал, что 8% желают стать предпринимателями, то уже после двух мотивирующих занятий процент выбирающих карьеру в бизнесе вырос до 23 и еще четверть (25%) стали задумываться об этом. Эффективность такого воздействия повышается, если мотивирующие занятия будут сочетать выступления — рассказы историй успеха действующих предпринимателей и профессиональные методики мотивирующего тренинга (например, трансовые и метафорические техники).
Два других блока могут реализовываться в любом порядке: это работа с компетенциями (диагностика и развитие) и ознакомление с предпринимательским функционалом.
Важно, чтобы школьный проект перетекал в специализированные институтские программы бакалавриата и магистратуры, выстраивая целостный образовательный путь. На вузовском этапе целесообразно сохранять и развивать три вышеобозна-ченных блока, добавив четвертый — глубокое изучение инфраструктуры поддержки предпринимательства, включающей многообразие государственных, муниципальных, образовательных и общественных организаций и проектов. Так, сейчас в РБ только на республиканском уровне функциониру-
11 Рубин Ю. Б. Российское предпринимательство как направление российского образования // Современная конкуренция. 2012. № 6 (36). С. 5.
ет около 30 институтов поддержки малого и среднего бизнеса. Однако пилотный опрос молодежи (выпускники-экономисты, 140 человек) показал, что 87% называют не больше двух институтов, а оставшиеся вообще затрудняются с ответом. Именно поэтому даже масштабные федеральные программы, такие как «Ты — предприниматель», не исключают специализированной вузовской подготовки.
В связи с вышеизложенным следует отметить, что наиболее эффективно создание экосистемы предпринимательского образования на базе крупного вуза, где будут реализовываться как специализированные программы, так и сквозной курс по основам предпринимательства.
Заключение
Таким образом, описанный РЦПК призван собрать все ключевые элементы воедино, привлечь к образовательному проекту институты поддержки бизнеса и профессиональные ассоциации предпринимателей, обеспечив тем самым синергетический эффект реализации (рис. 4).
Именно такая система, подразумевающая сосредоточие всех этих направлений на одном пространстве, позволит решить задачи сохранения, развития и использования предпринимательского потенциала.
В русле совершенно обоснованного роста внимания к развитию предпринимательства на федеральном уровне подобные структуры уже начали возникать на пространстве нашей страны. Так, в Томской области реализуется Региональный проект «Формирование предпринимательской компетентности детей и молодежи Томской области на 2016-2020 годы»12, а в Пензен-
12 Региональный центр развития образования Томской области // http://rcro.tomsk.ru/proektyi-rtsro/sozdanie-regionalnoy-seti-shkolnyih-tehnoparkov-i-predpriyatiy-v-kachestve-resursa-formirovaniya-predprinimatelskoy-kompetentnosti-detey-i-molodezhi-tomskoy-oblasti/.
РЦПК.
Рис. 4. Концепция функционирования РЦПК Fig. 4. Concept of functioning RTC
Таблица 3. Прогноз показателя количества субъектов малого и среднего предпринимательства Table 3. Forecast the number of subjects of small and average business
Год Количество
2017 109 072
2018 123 450
2019 137 777
2020 128 179
2021 118 580
2022 132 898
2023 147 217
ской области работает Центр развития предпринимательских компетенций, созданный на базе Пензенского многопрофильного колледжа13. При этом следует понимать, что именно масштабность проекта, привлечение властных структур и представителей государственной и негосударственной инфраструктуры может популяризовать предпринимательство на территории региона и заложить основы его системного развития.
13 URL: http://проф58.рф/info/biznes-orientirovannoe-obrazovanie/tsentr-razvitiya-predprinimatelskikh-kompetentsiy-.html.
Также благодаря данной системе прогнозируется повышение количества субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан к 2023 г. до 147 тыс. (табл. 3)
Список литературы
1. Глобальный мониторинг предпринимательства. М.: Высшая школа менеджмента СПГУ, EY и Центр предпринимательства // Бизнес-журнал. 2014. № 2 (160). С. 66-69.
2. Гусейнова А. И. Стратегия развития предпринимательского потенциала региона. Автореферат дис. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. М., 2005 // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat.
3. Егорихина С. Ю. Предпринимательский потенциал населения региона // Проблемы развития территории. 2011. Т. 53. № 1.
4. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. М.: Directmedia, 2013. С. 430.
5. Нещадин А. Экономический рост и кадровый потенциал России // Общество и экономика. 2000. № 5-6.
6. Рубин Ю. Б. Российское предпринимательство как направление российского образования // Современная конкуренция. 2012. № 6 (36). С. 5.
Reference
1. Global Entrepreneurship Monitor. M.: Graduate School of Management, St. Petersburg University, EY and Center for Enterpreneurship. Business journal, 2014, no. 2 (160), pp. 66-69.
2. Gusejnova A. I. Strategija razvitija predprinimatel'skogo potencíala regiona. [Development strategy the entrepreneurial capacity of the region]. Avtoreferat dis. na soisk. uch. step. kand. jekon. nauk. Moscow, 2005. Scientific electronic library disserCat.
3. Egorihina S. Ju. Predprinimatel'skijpotencial naselenija regiona [Entrepreneurial potential of the region's population]. Problemy razvitija territorii, 2011, no. 1, vol. 53.
4. Lenin V. I. Polnoe sobranie sochinenij [Complete works]. Moscow, Directmedia, 2013, p. 430.
5. Neshhadin A. Jekonomicheskij rost i kadrovyj potencial Rossii [Economic growth and human potential of Russia]. Obshhestvo i jekonomika, 2000, no. 5-6.
6. Rubin Y. B. Rossiskoe predprinimatelstvo kak napravlenie rossiskogo obrazovania [Russian entrepreneurship as a direction of Russian education]. Journal of Modern Competition, 2012, no. 6 (36), pp. 5.
U. Nazarova, Bashkir State University, Ufa, [email protected]
System development of entrepreneurial potential of the region: development of an effective mechanism for upgrading the business space
The role of entrepreneurship in socio-economic life of the territory can not be overestimated. This flexible business solutions and innovative development, and solving the unemployment problem. Statistics unfortunately does not indicate the rapid growth of entrepreneurship in our country. It is difficult to say that the region is more valuable: a rich supply of natural resources or development of entrepreneurial potential. In this case, if the importance of the region for investment and resource base reads quite a lot, about the development of the entrepreneurial capacity to think much less common. Thus, we will try to find a solution to the problem by creating a system for developing entrepreneurial capacity in the region through the development of a modernization business space.
Keywords: entrepreneurship, business space, innovation, entrepreneurial capacity, unemployment, socio-economic development. About authors:
U. Nazarova, docent, doctor of economic For citation:
Nazarova U. System development of entrepreneurial potential of the region: development of an effective mechanism for upgrading the business space. Journal of Modern Competition, 2017, vol. 11, no. 1 (61), pp. 94-102 (in Russian, abstr. in English).
От редакции
Дискуссии, посвященные вопросам обучения предпринимательству, активно проходят как в России, так и в США — они представлены на страницах передовых американских журналов. Одной из популярных площадок является конференция Американской ассоциации малого бизнеса и предпринимательства USASBE (The Annual Conference of The United States Association for Small Business and Entrepreneurship).
Ежегодная конференция Американской ассоциации малого бизнеса и предпринимательства — одна из главных встреч преподавателей и ученых в сфере предпринимательства в мире. Также это отличное место для ознакомления с лучшими методами обучения предпринимательству и программами спонсорства в США. Конференция — выдающееся национальное событие, продвигающее дисциплину предпринимательства. В последние годы это мероприятие собирает более 600 участников из колледжей и университетов США из 36 стран мира. Участники имеют возможность выбрать из более чем 100 пленарных заседаний, конкурсных документов, семинаров, основных заседаний симпозиумов.
Специально для читателей журнала «Современная конкуренция» редакция обратилась к ряду известных авторов из США, активно участвующих в конференции USASBE, и с их любезного согласия публикует статьи ведущих специалистов по вопросам обучения предпринимательству, переведенные на русский язык.