Научная статья на тему 'Управление ресурсами при развитии предпринимательского потенциала региона'

Управление ресурсами при развитии предпринимательского потенциала региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
323
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ РЕГИОНА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / REGIONAL DEVELOPMENT / RESOURCE MANAGEMENT IN THE REGION / ENTREPRENEURIAL POTENTIAL / INNOVATIVE ENTREPRENEURIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леонтьева Лидия Сергеевна, Воронов Александр Сергеевич, Доронина Ирина Эдуардовна

Для любой национальной экономики важно определить ресурсы ее развития. Одним из источников развития занятости в экономике Российской Федерации на длительный период может стать малый и средний бизнес. Территория России состоит из разных по характеру регионов, в каждом из которых есть свои нереализованные возможности для развития предпринимательства. Выявление и использование нереализованных ресурсов создаст дополнительные источники для развития предпринимательского потенциала регионов с учетом их территориальной специфики. Авторами рассмотрены основные элементы развития предпринимательского потенциала регионов Российской Федерации: интеллектуальный, природно-ресурсный, инновационно-инвестиционный, информационно-технологический, нормативный правовой. Выявление возможностей использования всех видов ресурсов усилит предпринимательский потенциал как отдельных регионов, так и России в целом. В статье выявлены признаки развития предпринимательского потенциала на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Леонтьева Лидия Сергеевна, Воронов Александр Сергеевич, Доронина Ирина Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Resourse Management in the Development of Regional Entrepreneurial Potential

National economic development requires the proper identification of the required resources. The basis of the long-term development of employment in the Russian Federation may be the development of small and medium business. Russia consists of widely different regions, each of which has some unrealized potential for business development. Identification and use of unrealized resources will provide additional resources for the development of the entrepreneurial potential of regions according to their territorial specificity. The authors examined the main elements of the entrepreneurial potential of Russian regions: human, natural, innovative, investment, informational and technological resources, statuary and regulatory potentials. Identifying the opportunities for using those resources will strengthen the entrepreneurial potential of individual regions and of Russia as a whole. The article examines the prerequisites for the development of entrepreneurial potential at the regional level.

Текст научной работы на тему «Управление ресурсами при развитии предпринимательского потенциала региона»

Леонтьева Л.С., Воронов А. С., Доронина И.Э.

Управление ресурсами при развитии предпринимательского

потенциала региона

Леонтьева Лидия Сергеевна — доктор экономических наук, профессор, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: [email protected] SPIN-код РИНЦ: 6508-6503

Воронов Александр Сергеевич — кандидат экономических наук, старший преподаватель, руководитель центра инновационного проектирования, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: mravoronov@va. ru SPIN-код РИНЦ: 4606-5045

Доронина Ирина Эдуардовна — начальник отдела организационного обеспечения прохождения законопроектов в палатах Федерального Собрания Российской Федерации, Управление организационного обеспечения Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Москва, РФ. E-mail: [email protected]

Аннотация

Для любой национальной экономики важно определить ресурсы ее развития. Одним из источников развития занятости в экономике Российской Федерации на длительный период может стать малый и средний бизнес. Территория России состоит из разных по характеру регионов, в каждом из которых есть свои нереализованные возможности для развития предпринимательства. Выявление и использование нереализованных ресурсов создаст дополнительные источники для развития предпринимательского потенциала регионов с учетом их территориальной специфики. Авторами рассмотрены основные элементы развития предпринимательского потенциала регионов Российской Федерации: интеллектуальный, природно-ресурсный, инновационно-инвестиционный,

информационно-технологический, нормативный правовой. Выявление возможностей использования всех видов ресурсов усилит предпринимательский потенциал как отдельных регионов, так и России в целом. В статье выявлены признаки развития предпринимательского потенциала на региональном уровне.

Ключевые слова

Предпринимательство, региональное развитие, управление ресурсами региона, предпринимательский потенциал, инновационное предпринимательство.

Процесс перехода Российской Федерации от административно-плановой к рыночной экономике повышает значение предпринимательства, в частности малого и среднего бизнеса, как базы развития национальной экономики, в том числе инновационной. Прерванные традиции ведения инициативной предпринимательской деятельности привели к тому, что сегодня необходимы дополнительные институциональные действия по повышению предпринимательской активности населения. Значительная пространственная дифференциация регионов Российской Федерации порождает различие ресурсных условий ведения предпринимательской деятельности. Существует насущная необходимость определения конкретных направлений развития предпринимательского потенциала территорий Российской

Федерации как совокупности условий для развития как малых и средних компаний, создающих новые рабочие места, так и определенных направлений самозанятости1.

Необходимо создание конкретных условий для изменения предпринимательской демографии в пользу удлинения срока активной деятельности и сокращения количества быстро ликвидирующихся предпринимательских структур. Именно поэтому определение предпринимательского потенциала как нереализованных возможностей развития малого и среднего бизнеса является актуальным, поиск и формирование дополнительных ресурсов для развития малого и среднего бизнеса может обеспечить устойчивость развития как конкретных территорий, так и российской экономики в целом.

В качестве объекта исследования в статье выступает Центральный федеральный округ Российской Федерации, включающий 18 регионов, приблизительно одинаковых по территории и численности населения (кроме Москвы и Московской области).

Актуальным для определения возможностей развития предпринимательского потенциала является уточнение роли государства на национальном и региональном уровнях, которая выражается в создании системы поддержки малого и среднего бизнеса с учетом специфических условий развития регионов.

Оценка предпринимательского потенциала региона

Разработка системы оценки предпринимательского потенциала региона необходима для концептуального определения содержания программ поддержки предпринимательства с учетом специфики регионов Российской Федерации. Социально-экономический потенциал региона не может не зависеть от состояния системы регулирования и поддержки предпринимательской деятельности. Развитие предпринимательства является не только экономической, но и важной социальной задачей. Развитие крупных форм хозяйственной деятельности ограниченно и инертно, а большая часть новых рабочих мест может быть создана исключительно в субъектах малого и среднего бизнеса2.

В Таблице 1 представлены данные Федеральной налоговой службы Российской Федерации о количестве зарегистрированных микро-, малых и средних предприятий

1 Минов Г.А. Теоретические аспекты применения понятия «Предпринимательский потенциал» в современных условиях // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. 2011. № 5. С. 2. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17090629 (дата обращения: 15.04.2018); Hamburg I., David A. Entrepreneurship and Entrepreneurial Skills in Europe: Examples to Improve Potential Entrepreneurial Spirit Paperback. Leverkusen: Barbara Budrich Publishers, 2017.

2 Acs Z.J., Storey D.J. Introduction: Entrepreneurship and Economic Development // Regional Studies. 2004. Vol. 38. No 5. P. 871-877.

(юридических лиц) и индивидуальных предпринимателей по регионам Центрального федерального округа Российской Федерации по состоянию на 01.01.20173.

Таблица 1. Количество зарегистрированных микро-, малых и средних предприятий (юридических лиц) и индивидуальных предпринимателей по регионам Центрального федерального округа Российской Федерации по

состоянию на 01.01.2017

Субъект РФ Всего Юридические лица Индивидуальные предприниматели

Микро Малое Среднее Микро Малое Среднее

Российская Федерация 5 865 780 2 556 939 239 904 19 951 3 020 000 28 584 402

Центральный ФО 1 771 841 889 891 87 664 8 425 779 299 6 463 99

Белгородская область 62 056 19 602 2 049 187 39 888 325 5

Брянская область 41 061 11 702 1 429 97 27 602 221 10

Владимирская область 53 607 17 635 2 062 130 33 355 421 4

Воронежская область 85 480 33 603 4 190 349 46 787 537 14

Ивановская область 42 391 19 091 1 918 98 20 908 369 7

Калужская область 40 618 13 152 1 578 112 25 512 263 1

Костромская область 25 181 8 844 1 060 56 14 838 371 12

Курская область 36 291 10 840 1 278 86 23 749 333 5

Липецкая область 39 314 12 752 1 424 107 24 849 180 2

Московская область 297 342 117 157 11 868 1 237 166 162 908 10

Орловская область 26 065 8 157 922 76 16 698 210 2

Рязанская область 41 846 17 008 1 949 118 22 435 332 4

Смоленская область 37 627 15 354 1 563 124 20 316 267 3

Тамбовская область 31 490 9 731 1 113 99 20 384 160 3

Тверская область 46 857 19 260 2 054 123 25 120 298 2

Тульская область 54 548 19 995 1 977 146 32 173 251 6

Ярославская область 55 108 26 782 2 376 152 25 437 356 5

г. Москва 754 959 509 226 46 854 5 128 193 086 661 4

Нормативная правовая основа определения субъектов предпринимательства в Российской Федерации

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»4, остались неизменными увеличенные в 2015 г. Постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 № 702 «О предельных значениях выручки от реализации

3 Количество зарегистрированных малых и средних предприятий по федеральным округам Российской Федерации // Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Сайт]. URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 21.01.2017).

4 Постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» // Консорциум Кодекс [Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации]. URL: http://docs.cntd.ru/document/420346946 (дата обращения: 23.01.2017).

товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» (утратило силу с 01.08.2016) показатели, являющиеся критериями отнесения предприятия к субъектам малого и среднего бизнеса:

- к микропредприятиям относятся организации с выручкой до 120 млн рублей (было 60 млн рублей);

- к малому бизнесу — с выручкой до 800 млн рублей (было 400 млн рублей);

- к среднему бизнесу — до 2 млрд рублей (было до 1 млрд рублей). Действующие нормативы прибыльности предприятий разного уровня

определяют среднюю численность работников в расчете на одно предприятие за период 2010-2016 гг., которая представлена в Таблице 25.

Таблица 2. Средняя численность работников в расчете на одно предприятие,

2010-2016 гг.

Всего, чел. по годам

2010 2011 2012 2013 2014 2016

Малые и микро предприятия 9 6 6 6 6 4

Микропредприятия 4 3 3 3 3 2

Средние предприятия 107 129 127 125 121 131

Возможности развития предпринимательского потенциала региона

Предпринимательский потенциал региона неразрывно связан с региональной конкурентоспособностью. Стоит отметить, что регионы Российской Федерации конкурируют между собой за все виды ресурсов, которые могут стать основой развития предпринимательской деятельности на их территориях. Качество управления развитием совокупного предпринимательского потенциала является ключевым фактором устойчивости региональной экономики и достижения стратегических целей6. Существуют стандартные методики оценки социально-экономического потенциала региона7.

Для выявления возможностей развития реальных признаков предпринимательского потенциала региона необходима разработка новых методов. На Рисунке 1 представлена взаимосвязь между системными составляющими (возможностями развития) предпринимательского потенциала региона и признаками их развития8.

5 Колыванова С. Росстат зафиксировал сокращение малых предприятий на 70 тыс. // Известия. 05.10.2016. URL: http://izvestia.ru/news/636167#ixzz4W7h4LDIP (дата обращения: 24.01.2018).

6 McEneny T.S. Unlocking Your Entrepreneurial Potential: Marketing, Money, and Management Strategies for the Self-funded Entrepreneur. Bloomington, IN: iUniverse Publishing, 2011.

7 Leonenko N.A. Innovation Potential of the Region as a Basis of Reproduction of Economic Potential // Business-Inform. 2013. No 11. P. 138-142; Szerb L., Acs Z.J., Autio E., Ortega-ArgilésR., Komlosi E. REDI: The Regional Entrepreneurship and Development Index — Measuring Regional Entrepreneurship. Final Report / European Commission. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2013.

8 ВороновА.С. Формирование механизма обеспечения инновационной устойчивости социально-экономических систем: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2015. С. 21.

Возможности развития ППР

Признаки развития ППР

Перспективы отраслевого развития Нереализованный Рост численности

региона, государственная потенциал органов власти рабочих мест в малом

поддержка развития по поддержке и среднем бизнесе и 4—

предпринимательства в конкретных предпринимательских самозанятости

отраслях и сферах хозяйственной структур

деятельности

Рисунок 1. Проявление возможностей развития предпринимательского

потенциала региона

Показателями оценки возможностей развития предпринимательского потенциала региона являются:

- относительно природно-ресурсного потенциала региона: доля используемых запасов природных ископаемых; количество открытых, но неиспользуемых природных ресурсов и т.д.;

- относительно интеллектуального потенциала региона: количество внедренных инноваций; количество научных разработок, не прошедших

коммерциализацию; количество объектов интеллектуальной собственности, зарегистрированных на территории региона; наличие организаций в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР); количество специалистов в области исследований и т.д.;

- относительно инновационно-инвестиционного потенциала региона: доля региона во внедрении всех видов инноваций (инновационно-управленческих, маркетинговых, кадровых, технологических); доля привлеченных инвестиций, наличие региональной инновационной системы (венчурных фондов, систем развития инновационного бизнеса, финансовых программ поддержки инновационного бизнеса); количество инновационно-активных предприятий (инновационно-активным считается малое предприятие, которое осуществляет производство товаров и услуг на основе завершенных инноваций всех видов — технологических, маркетинговых, организационно-управленческих, кадровых); доля инновационной продукции;

- относительно информационно-технологического потенциала региона: наличие региональных технопарков, центров развития технологий, региональных информационных порталов, организованных выставок технологических достижений, фондов поддержки предпринимательского участия в технологических форумах и т.д.;

- относительно региональной нормативной правовой базы поддержки предпринимательства: оценка региональной нормативной правовой базы поддержки предпринимательства, ее комплексности и актуальности;

- относительно перспектив отраслевого развития региона: наличие поддержки отраслевых программ развития, отраслевых и межотраслевых рынков по конкретным видам деятельности и общественно-значимым продуктам, выделение инвестиционных площадок под развитие территориальных отраслевых кластеров.

Усилия региональных органов власти по поддержке предпринимательства находят отражение в создании и продвижении бренда конкретного региона с целью повышения степени узнаваемости места происхождения товаров, увеличения их продажных цен9. Эти усилия проявляются в выставочной деятельности, участии

9 Baker B. Destination Branding for Small Cities. The Essentials for Successful Place Branding. Tualatin, OR: Creative Leap Books, 2007; Kotler P. Marketing Places Europe: How to Attract Investments, Industries, Residents and Visitors to Cities, Communities, Regions and Nations in Europe. London: Financial Times Management, 1999.

органов власти в продвижении продуктов и услуг предпринимательских структур региона на российские и внешние рынки10.

Факторы, сдерживающие развитие предпринимательского потенциала

региона

Ключевые факторы, сдерживающие развитие предпринимательского потенциала региональных и межрегиональных структур, следует разделить на две группы: эндогенные факторы и экзогенные факторы.

Экзогенные сдерживающие факторы носят макроэкономический, макросоциальный, макрополитический, макроправовой характер, а также определяются национальными и региональными детерминантами11. Эндогенные факторы зависят от уровня социально-экономического развития самого региона, состояния системы поддержки сферы предпринимательства, уровня государственной поддержки предпринимательства, качества предоставления льгот малому бизнесу. К эндогенным факторам можно отнести:

- высокую степень неопределенности и отсутствие возможностей использования земельных, трудовых, энергетических ресурсов вследствие их высокой стоимости;

- низкий уровень развития инфраструктуры поддержки предпринимательства, способной обеспечить эффективное функционирование структур малого и среднего бизнеса;

- наличие институциональных условий, понижающих инициативность потенциальных участников предпринимательской деятельности (монополизация регионального рынка и ресурсов региональными элитами, отсутствие информационной прозрачности);

- недостаточную эффективность механизмов привлечения к инициативной предпринимательской деятельности интеллектуальных и технологических ресурсов региона.

Перечисленные факторы являются серьезными барьерами для выявления, использования и развития предпринимательского потенциала как инструмента формирования устойчивого социально-экономического развития региона12.

10 Faevskaya T. Resource Potential Management in Business Structure // Journal of the Kaliningrad Branch of the St. Petersburg University of MIA of Russia. 2010. No 1. P. 40-43.

11 Sternberg R. Regional Determinants of Entrepreneurial Activities. Theories and Empirical Design // Handbook of Research on Entrepreneurship and Regional Development. National and Regional Perspectives / Ed. by M. Fritsch. Cheltenham: Edward Elgar, 2011. P. 33-57.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 Чепляева И.Е. Предпринимательский потенциал (проблемы формирования и использования в российской экономике): дис. ... канд. экон. наук: 08.00.07. Саратов, 1999.

Ключевыми экзогенными факторами институционального, ментального, организационно-управленческого, инфраструктурного, экономического характера, сдерживающими формирование, активизацию и использование предпринимательского инновационного потенциала на уровне региона, являются:

Инфраструктурные факторы:

- фрагментарный характер региональной системы поддержки предпринимательских инноваций;

- отсутствие компетенций, необходимых для организации процессов коммерциализации бизнес-идей, у руководителей и специалистов региональных органов власти;

- несбалансированность существующих элементов инфраструктуры поддержки предпринимательства (консультационных, информационных, юридических, правовых, кадровых и прочих государственных региональных услуг, отвечающих потребностям малого и среднего бизнеса региона на разных фазах его жизненного цикла).

Ментальные факторы:

- отсутствие целевой установки на подчинение региональной системы поддержки малого и среднего бизнеса интересам развития как региона, так и самого бизнеса;

- недооценка необходимости создания региональных систем защиты интеллектуальной собственности как части совокупного интеллектуального капитала территории;

- отсутствие должного внимания при разработке соответствующих программ к научному обеспечению и региональной финансовой поддержке перспективных отраслей и рынков региона;

- информационная непрозрачность в области мер поддержки малого предпринимательства, избирательный подход региональных структур при выборе предпринимательских субъектов для поддержки.

Организационно-управленческие факторы:

- несбалансированность в обеспечении новых сфер предпринимательства квалифицированной рабочей силой в связи с низким уровнем научного и научно-педагогического потенциала в региональных вузах;

- недоразвитость кооперационных связей;

- ограниченность социально-экономических сетей по вовлечению в деловой оборот местных технологических и интеллектуальных ресурсов;

- кризис в обеспечении инновационного предпринимательства научными и научно-педагогическими кадрами;

- высокая степень неопределенности и экономического риска при внедрении новых продуктов и услуг в предпринимательскую деятельность;

- привлечение инвесторов как важных агентов по развитию предпринимательского потенциала может быть связано с возникновением инвестиционных рисков.

Институциональные факторы:

- Несовершенство регионального законодательства в области регулирования и стимулирования инновационной предпринимательской деятельности.

Экономические факторы:

- неопределенность финансового результата использования интеллектуальной собственности;

- высокая стоимость любых нововведений в предпринимательской деятельности;

- неспособность региональных структур поддержки повлиять на рост числа малых инновационных предприятий.

Диагностика состояния перечисленных факторов позволит преодолеть барьеры на пути к устойчивому социально-экономическому развитию региона и обеспечить полное и рациональное использование всех видов потенциалов, влияющих в совокупности на развитие предпринимательства.

Таким образом, благодаря использованию методов оценки состояния предпринимательского потенциала региона становится возможным обозначить направления деятельности, необходимой для поддержания предпринимательской активности. Нереализованными в Российской Федерации по-прежнему остаются региональные комплексные системы коммерциализации имеющихся разработок. На макроуровне возникает необходимость выработать дифференцированный подход к выбору и поддержке актуальных приоритетов развития предпринимательства, направленный на производство конкурентоспособных, инновационных товаров и услуг с целью выхода на российские и международные рынки. На уровне региона актуальным направлением стимулирования предпринимательской активности является разработка программ, нацеленных на выявление возможностей использования предпринимательского потенциала. Однако квалификация сотрудников региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления в Российской Федерации, в компетенции которых входит решение вопросов по развитию и использованию

предпринимательского потенциала региона, организации инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства и субъектов малого предпринимательства, остается важным нематериальным фактором, влияющим на уровень инвестиционной поддержки конкретной территории13.

Формирование системы управления предпринимательским потенциалом

региона

Анализ возможностей развития предпринимательства на региональном уровне целесообразно проводить на примере конкретного региона. Нами был выбран Центральный федеральный округ Российской Федерации, который имеет положительный опыт интенсивного использования региональных ресурсов всех видов для поддержки малого и среднего бизнеса. Сформированные алгоритмы анализа могут стать базисом для диагностики и разработки комплексной системы управления развитием предпринимательского потенциала в других регионах Российской Федерации. В основу формируемой системы управления предпринимательским потенциалом региона необходимо заложить ряд основных принципов:

- выявление и оценка степени ресурсной обеспеченности всех видов потенциалов, определяющих общий предпринимательский потенциал региона;

- организация процессов постановки взаимосвязанных целей развития региона и отдельных предпринимательских структур;

- организация процессов адресного взаимодействия между системами поддержки предпринимательства региона и предпринимательскими структурами по поводу определения баланса между приоритетами на микроуровне и ресурсными возможностями субъекта федерации;

- реальное мотивирование структур органов исполнительной власти к получению конкретных результатов развития предпринимательства в регионе, выражающихся в увеличении числа рабочих мест и роли самозанятости, росте доли доходов от предпринимательской деятельности в региональных и муниципальных бюджетах, создании системы кадрового и консультационного обеспечения предпринимательской деятельности, трансформации организационно-управленческих структур органов власти, реально отвечающих за изменения предпринимательской демографии в регионе.

13 Audretsch D.B., Falck O., Feldman M.P., Heblich S. Local Entrepreneurship in Context // Regional Studies. 2012. Vol. 46. No 3. P. 379-389.

Реализация этих принципов позволит добиться заметного развития предпринимательского потенциала региона и решать реальные задачи, к которым относятся:

- укрепление позиций малого и среднего бизнеса в обеспечении устойчивости экономики на региональном и муниципальном уровнях;

- развитие программ государственно-частных и муниципально-частных партнерств по привлечению субъектов малого и среднего предпринимательства к решению вопросов социально-экономического развития на разных уровнях;

- формирование территориальных товарных рынков и их наполнение товарами и услугами, производимыми субъектами малого и среднего бизнеса;

- повышение доли предпринимательских организаций, использующих все виды инноваций для производства товаров и услуг инновационного характера;

- увеличение числа предпринимательских структур, участвующих в проектной деятельности и привлекающих инвестиции.

Программно-целевой метод управления предпринимательским потенциалом региона

На уровне региона программно-целевой метод управления предпринимательским потенциалом может быть использован для защиты интересов предпринимательского сообщества от рисков и неопределенности, особенно в отношении молодых предпринимательских структур. Он имеет ряд специфических черт14, к которым относятся:

- политика органов регионального и муниципального управления, нацеленная на решение через систему предпринимательства проблем социально-экономической устойчивости территорий;

- конкретизация стратегических целей развития предпринимательства на макроуровне в виде построения системы среднесрочных целей по поддержке хозяйствующих субъектов территории в интересах решения реальных проблем экономики территории;

- максимизация использования специфических уникальных ресурсов территории как способ расширения возможностей предпринимательской деятельности на микроуровне и развития предпринимательского потенциала в целом.

14 Komelina O.V., Chaikina A.O. Risks and Threats in the Formation of the Business Potential of Region // Business-Inform. 2015. No 2. P. 143-147; Stepanova Y.S., Khachikyan T.N. Psychological Readiness for Innovation-related Risks in the Structure of Entrepreneurial Potential // Global Scientific Potential. 2013. Vol. 10. No 31. P. 25-29.

Развитие предпринимательского потенциала региона при государственной региональной поддержке субъектов предпринимательства осуществляется благодаря формированию управленческого механизма, позволяющего реализовать социально-экономический потенциал территории, использовать существующие и формировать новые специфические виды материальных и нематериальных ресурсов.

Использование программно-целевого метода предполагает, с одной стороны, формирование стратегических целевых программ, построенных на развитии соответствующих региональных потенциалов, а с другой стороны — не исключает необходимости оперативного мониторинга предпринимательской активности в целом в связи с изменениями ключевых параметров состояния ресурсов. Для сравнения реальных институциональных аспектов развития предпринимательского потенциала необходимо рассмотреть основные проблемы реализации программ поддержки малого и среднего бизнеса на примере ряда субъектов Российской Федерации в рамках одного федерального округа. Программно-целевой метод может быть реализован применительно к развитию как предпринимательского потенциала региона в целом, так и его составляющих — интеллектуального, природно-ресурсного, инновационно-инвестиционного, нормативного правового, отраслевого потенциалов.

Ресурсы, формирующие виды (элементы) совокупного предпринимательского потенциала региона

Авторами определены три группы ресурсов, формирующих каждый конкретный вид потенциала, входящего в состав совокупного предпринимательского потенциала:

- организационно-экономические;

- кадровые;

- финансовые.

Представленные в Таблице 3 показатели характеризуют ресурсные возможности развития предпринимательского потенциала на уровне его составляющих с использованием качественных квалиметрических характеристик.

Оценка базируется на данных Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (далее — Росстат) и региональных органов статистики, исследованиях аналитических агентств, мнениях фокус-групп, форсайт-анализе, опросах общественного мнения и т.д. Для получения итоговых квалиметрических оценок состояния каждой группы ресурсов, формирующих тот или иной вид потенциала, влияющего на предпринимательский потенциал региона, необходимо определить параметры оценки.

Таблица 3. Определение направлений развития предпринимательского

потенциала региона

Вид потенциала(Р) Ресурсы, формирующие вид потенциала (х) Условное обозначение ресурсов (у) Экспертная оценка (у у)

Интеллектуальный Организационные возможности

потенциал развития интеллектуального ИРХ

предпринимательской потенциала £иру

деятельности Кадровые ресурсы воспроизводства ИРп

интеллектуального капитала п

Инвестиционные ресурсы развития ИР,

интеллектуального потенциала

Кадровый потенциал Организационные возможности

предпринимательской развития кадрового обеспечения КРХ

деятельности предпринимательской деятельности

Профессиональные и £ кру

консультационные ресурсы развития КР2

предпринимательской деятельности п

Уровень финансового обеспечения

программ подготовки КР3

предпринимателей регионов

Инновационно-инвестиционный потенциал Наличие институтов поддержки инновационного предпринимательства тр1

предпринимательской Наличие специалистов высшей

деятельности квалификации;

Развитие территориального института ИИР2 £ ИИРу

защиты интеллектуальной собственности п

Наличие программ финансовой и

налоговой поддержки малых ИИР3

инновационных предприятий

Информационно - Наличие региональных

технологический потенциал предпринимательской информационных систем по возможностям использования новых ИТРХ

деятельности технологий

Наличие территориальных центров трансфера технологий и квалифицированной профессиональной итр2 £ итРу п

помощи по трансферу технологии

Наличие целевых финансовых

программ по поддержке ИТРз

высокотехнологичных производств

Нормативный правовой Наличие региональных нормативных

потенциал предпринимательской правовых актов, соответствующих приоритетам предпринимательских НПРХ

деятельности структур

Профессиональные ресурсы органов власти, способные реализовать

эффективное управление развитием НПР2 £ нпРу

предпринимательского потенциала

региона п

Наличие региональных

законодательных актов,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

предоставляющих комплекс стимулирующих мер субъектам НПРз

предпринимательства (льготы,

рассрочки по платежам, залоги)

Отраслевой потенциал Наличие программ по развитию ОРх £ОРу

предпринимательской отраслевых ниш для п

Вид потенциала(Р) Ресурсы, формирующие вид потенциала (х) Условное обозначение ресурсов (у) Экспертная оценка (у ¿у)

деятельности предпринимательской деятельности

Наличие программ профессиональной переподготовки по предпринимательству в конкретных отраслях ОР2

Наличие инвестиционных механизмов и приоритетов в области инвестиционной деятельности регионов и муниципальных образований по отраслям ОР3

В качестве обобщающего показателя групп ресурсов, обеспечивающих функционирование конкретного вида потенциала, будет получен показатель:

Е— (1)

п

где Р — вид потенциала;

х — условное обозначение соответствующей группы ресурсов, формирующих вид потенциала;

у ¿у — частная оценка ьпоказателя группы, выставленная ^экспертом; п — количество экспертов в группе.

Оценка предложенной группировки ресурсов и их влияния на расширение возможностей развития предпринимательской деятельности на микроуровне, по мнению авторов, поддается экспертному и статистическому анализу. Представляется возможным определить наиболее проблемные точки в развитии предпринимательского потенциала в целом и через постановку локальных целей трансформации региональных подпрограмм осуществлять их корректировку и подстройку под стратегические и оперативные цели социально-экономического развития регионов.

В Таблице 4 представлены качественные и количественные параметры, которые могут быть использованы для получения квалиметрических оценок каждой составляющей предпринимательского потенциала. За основу качественной оценки предпринимательского потенциала региона взяты следующие принципы:

- объективность исследования состояния специфических ресурсов и возможностей их использования для развития всех составляющих предпринимательского потенциала;

- учет динамики изменений при использовании ресурсных возможностей;

- системность, позволяющая выявлять нереализованные возможности ресурсного обеспечения предпринимательского потенциала.

Таблица 4. Параметры оценки состояния ресурсного обеспечения подсистем

предпринимательского потенциала

Ресурсы, формирующие вид потенциала Параметры оценки состояния ресурсов

Интеллектуальный потенциал

Организационные возможности развития интеллектуального потенциала Количество высших учебных заведений (три уровня образования: бакалавриат, магистратура, аспирантура), динамика их количества, в т.ч. научно-исследовательских центров (по данным Росстата)

Кадровые ресурсы воспроизводства интеллектуального капитала Количество бакалавров, магистрантов, аспирантов, докторантов (по данным Росстата)

Инвестиционные ресурсы развития интеллектуального потенциала Динамика финансирования НИОКР за счет государственных и частных инвестиций (по данным Росстата, аналитических и рейтинговых агентств)

Кадровый потенциал

Организационные возможности развития кадрового обеспечения предпринимательской деятельности Количество учебных заведений региона всех уровней, осуществляющих программу основного и дополнительного образования по организации предпринимательской деятельности (по данным Росстата, региональных аналитических исследований)

Профессиональные и консультационные ресурсы развития предпринимательской деятельности Количество специалистов-консультантов, бизнес-тренеров в сфере развития предпринимательской деятельности (по данным региональных аналитических агентств)

Уровень финансового обеспечения программ подготовки предпринимателей регионов Объем и динамика бюджетного финансирования программ подготовки предпринимателей региона в рамках программ поддержки предпринимательства (по данным региональных органов статистики, структуры бюджетов региона)

Инновационно-инвестиционный потенциал

Наличие институтов поддержки инновационного предпринимательства Динамика количества организаций инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства (технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационных центров) (по данным Росстата, региональных аналитических центров)

Наличие специалистов высшей квалификации. Развитие территориального института защиты интеллектуальной собственности Количество специалистов в области формирования и защиты интеллектуальной собственности (по данным Роспатента, региональных аналитических агентств)

Наличие программ финансовой и налоговой поддержки малых инновационных предприятий Объем финансовой поддержки малых инновационных предприятий в регионе на условиях грантов, конкурсов и т.д. (по данным региональных экспертных агентств, региональных органов статистики)

Информационно-технологический потенциал

Наличие региональных информационных систем по возможностям использования новых технологий Количество региональных информационных систем по возможностям использования новых технологий (по данным региональных органов статистики, региональных аналитических центров, анализа региональных сайтов)

Наличие территориальных центров трансфера технологий и квалифицированной профессиональной помощи по трансферу технологии Динамика количества квалифицированных специалистов по трансферу технологий (по данным региональных аналитических агентств, анализа региональных сайтов)

Наличие целевых финансовых программ по Объем финансирования субъектов малого бизнеса

Ресурсы, формирующие вид потенциала Параметры оценки состояния ресурсов

поддержке высокотехнологичных производств по целевым программам развития высокотехнологичных производств (по данным региональных программ)

Нормативный правовой потенциал

Наличие региональных нормативных правовых актов, соответствующих приоритетам предпринимательских структур Количество нормативных правовых актов, отражающих приоритеты предпринимательских структур (по данным экспертных оценок)

Профессиональные ресурсы органов власти, способные реализовать эффективное управление развитием предпринимательского потенциала региона Количество квалифицированных специалистов органов власти, занятых в обеспечении программ поддержки предпринимательства (на основе анализа функций и профессионального состава структурных подразделений региональных органов исполнительной власти, на сайтах региональных органов власти)

Наличие региональных законодательных актов, предоставляющих комплекс стимулирующих мер субъектам предпринимательства (льготы, рассрочки по платежам, залоги) Динамика количества и оценка качества региональных законодательных актов, предоставляющих комплекс стимулирующих мер субъектам предпринимательства (по данным экспертных оценок)

Отраслевой потенциал

Наличие программ по развитию отраслевых ниш для предпринимательской деятельности Количество программ по развитию отраслевых направлений предпринимательства (по данным региональных органов статистики)

Наличие программ профессиональной переподготовки по предпринимательству в конкретных отраслях Количество учебных заведений, осуществляющих профессиональную переподготовку по предпринимательству в конкретных отраслях (по данным региональных органов статистики)

Наличие инвестиционных механизмов и приоритетов в области инвестиционной деятельности регионов и муниципальных образований по отраслям Количество целевых инвестиционных программ в регионе (по данным региональных органов статистики)

Алгоритм оценки качества региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства в регионе

Для проведения оценки качества региональных программ поддержки малого и

среднего бизнеса с точки зрения их влияния на управление развитием

предпринимательского потенциала региона предлагается следующий алгоритм:

1) Формирование экспертной группы из участников влияния на каждую составляющую предпринимательского потенциала региона. Количество экспертов должно соответствовать условиям репрезентативности выборки.

2) Составление анкет, проведение опросов.

3) Определение оценочной шкалы. Рекомендуемая авторами шкала: -1 — низкое качество ресурса,

0 — среднее качество ресурсов, +1 — высокое качество ресурсов.

4) Обработка результатов диагностики состояния региональных программ с

целью выявления влияния на развитие предпринимательского потенциала региона. В

процессе обработки результатов рассчитывается результирующий показатель по

218

каждой составляющей предпринимательского потенциала и каждой группе ресурсов, отражающих развитие возможностей поддержки предпринимательской деятельности в той или иной подсистеме предпринимательского ресурса. Экспертная и общественная оценка формируют показатель объема и качества ресурсного обеспечения всех видов потенциалов.

5) Определение состояния групп ресурсов, формирующих отдельный вид потенциала, выявление критических точек дефицита ресурсов для развития возможностей роста поддержки предпринимательских структур на микроуровне и повышения предпринимательского потенциала на уровне региона.

6) Выявление возможных векторов целевого изменения программ поддержки предпринимательства региона либо за счет точечных изменений внутри самой программы, либо за счет введения дополнительных разделов.

При таком подходе каждый полученный экспертный показатель отражает определенный элемент ресурсной характеристики состояния составляющих предпринимательского потенциала региона15.

Таким образом, разработанный алгоритм оценки ресурсного обеспечения позволяет выявить проблемы нерационального использования ресурсов всех видов. Совершенствование ресурсного менеджмента позволит переформатировать (скорректировать) цели конкретных подпрограмм, разработать комплексные целевые программы адресной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса региона, обеспечить решение вопросов занятости и устойчивого развития территорий. Особую важность представляет собой использование мирового и российского опыта не только оценки, но и поиска новых материальных и нематериальных ресурсов для создания дополнительных источников конкурентоспособности бизнеса16.

Список литературы:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» // Консорциум Кодекс [Электронный фонд правовой и

15 Capello R., Lenzi C. Innovation Modes and Entrepreneurial Behavioral Characteristics in Regional Growth // Small Business Economics. 2016. Vol. 47. No 4. P. 875-893.

16 Gorchynska V. Foreign Experience of Entrepreneurial Potential Management in Regions (The Slovak Republic Example) // Construction and Urban Economics. 2011. No 4. P. 239-245.

нормативно-технической документации]. URL: http://docs.cntd.ru/document/420346946 (дата обращения: 23.01.2017).

2. ВороновА.С. Формирование механизма обеспечения инновационной устойчивости социально-экономических систем: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. М., 2015.

3. Количество зарегистрированных малых и средних предприятий по федеральным округам Российской Федерации // Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Сайт]. URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (дата обращения:

21.01.2017).

4. Колыванова С. Росстат зафиксировал сокращение малых предприятий на 70 тыс. // Известия. 05.10.2016. URL: http://izvestia.ru/news/636167#ixzz4W7h4LDIP (дата обращения: 24.01.2018).

5. Минов Г.А. Теоретические аспекты применения понятия «Предпринимательский потенциал» в современных условиях // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. 2011. № 5. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17090629 (дата обращения:

15.04.2018).

6. Чепляева И.Е. Предпринимательский потенциал (проблемы формирования и использования в российской экономике): дис. ... канд. экон. наук: 08.00.07. Саратов, 1999.

7. Acs Z.J., Storey D.J. Introduction: Entrepreneurship and Economic Development // Regional Studies. 2004. Vol. 38. No 5. P. 871-877.

8. Audretsch D.B., Falck O., FeldmanM.P., Heblich S. Local Entrepreneurship in Context // Regional Studies. 2012. Vol. 46. No 3. P. 379-389.

9. Baker B. Destination Branding for Small Cities. The Essentials for Successful Place Branding. Tualatin, OR: Creative Leap Books, 2007.

10. Capello R., Lenzi C. Innovation Modes and Entrepreneurial Behavioral Characteristics in Regional Growth // Small Business Economics. 2016. Vol. 47. No 4. P. 875-893.

11. Faevskaya T. Resource Potential Management in Business Structure // Journal of the Kaliningrad Branch of the St. Petersburg University of MIA of Russia. 2010. No 1. P. 40-43.

12. Gorchynska V. Foreign Experience of Entrepreneurial Potential Management in Regions (The Slovak Republic Example) // Construction and Urban Economics. 2011. No 4. P. 239-245.

13. Hamburg I., David A. Entrepreneurship and Entrepreneurial Skills in Europe: Examples to Improve Potential Entrepreneurial Spirit Paperback. Leverkusen: Barbara Budrich Publishers, 2017.

14. Komelina O.V., ChaikinaA.O. Risks and Threats in the Formation of the Business Potential of Region // Business-Inform. 2015. No 2. P. 143-147.

15. KotlerP. Marketing Places Europe: How to Attract Investments, Industries, Residents and Visitors to Cities, Communities, Regions and Nations in Europe. London: Financial Times Management, 1999.

16. Leonenko N.A. Innovation Potential of the Region as a Basis of Reproduction of Economic Potential // Business-Inform. 2013. No 11. P. 138-142.

17. McEneny T.S. Unlocking Your Entrepreneurial Potential: Marketing, Money, and Management Strategies for the Self-funded Entrepreneur. Bloomington, IN: iUniverse Publishing, 2011.

18. Stepanova Y.S., Khachikyan T.N. Psychological Readiness for Innovation-related Risks in the Structure of Entrepreneurial Potential // Global Scientific Potential. 2013. Vol. 10. No 31. P. 25-29.

19. SternbergR. Regional Determinants of Entrepreneurial Activities. Theories and Empirical Design // Handbook of Research on Entrepreneurship and Regional Development. National and Regional Perspectives / Ed. by M. Fritsch. Cheltenham: Edward Elgar, 2011. P. 33-57.

20. Szerb L., Acs Z.J., Autio E., Ortega-Argiles R., Komlosi E. REDI: The Regional Entrepreneurship and Development Index — Measuring Regional Entrepreneurship. Final Report / European Commission. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2013.

Leontyeva L.S., Voronov A.S., Doronina I.E.

Resourse Management in the Development of Regional Entrepreneurial

Potential

Lidia S. Leontyeva — D.Sc., Professor, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Aleksandr S. Voronov — Ph.D., Senior Lecturer, Head of the Center of Innovative Development, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Irina E. Doronina — Head of Organizational Support for Legislative Process in the Federal Assembly of the Russian Federation, Department of Organizational Support, Central Office of the Federal Council of the Federal Assembly of the Russian Federation, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]

Annotation

National economic development requires the proper identification of the required resources. The basis of the long-term development of employment in the Russian Federation may be the development of small and medium business. Russia consists of widely different regions, each of which has some unrealized potential for business development. Identification and use of unrealized resources will provide additional resources for the development of the entrepreneurial potential of regions according to their territorial specificity. The authors examined the main elements of the entrepreneurial potential of Russian regions: human, natural, innovative, investment, informational and technological resources, statuary and regulatory potentials. Identifying the opportunities for using those resources will strengthen the entrepreneurial potential of individual regions and of Russia as a whole. The article examines the prerequisites for the development of entrepreneurial potential at the regional level.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords

Entrepreneurship, regional development, resource management in the region, entrepreneurial potential, innovative entrepreneurial.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.