ЭКОНОМИКА
ВЛИЯНИЕ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО И ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА НА РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
Синь Жань
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.
Статья представляет собой анализ влияния российско-китайского межрегионального и приграничного сотрудничества на развитие предпринимательства в условиях мирового экономического кризиса. Это сотрудничество России и Китая - важная составная часть двусторонних связей, а также значимый фактор стимулирования социально-экономического развития сопредельныхрегионов и предпринимательства двух стран. 2008 год был трудным для всего мира. На фоне медленного восстановления мировой экономики после финансового и экономического кризиса Россия и Китай совместно преодолевают посткризисные трудности, углубляют стратегические партнерские отношения и активно осваивают новые сферы сотрудничества. Эффект влияния приграничного сотрудничества на предпринимательскую активность в последние годы проявляется в приграничных районах, где накоплен значительный опыт использования потенциала предпринимательства для обеспечения высокой динамики экономического роста. В посткризисное время правительства РФ и КНР активно усиливают сотрудничество и предоставляют больше возможностей для дальнейшего углубления развития предпринимательства. В рамкахрегулярных встреч глав правительств двух государств был подписан ряд договоров и контрактов в нефтегазовой отрасли, угольной промышленности, а также в сфере атомной и электроэнергетики, в области создания высокоскоростныхжелезнодорожныхпоездов, автомобилестроения и т.д. Большие возможности для привлечения инвестиций, а также хорошая деловая среда в приграничных районах способствуют стимулированию предпринимательской активности. Для обеспечения возможности реализации предпринимательского потенциала необходимо создать благоприятные правовые и экономическиеусловия для интенсивного развития бизнеса, стимулирующие формирование рыночных структур и конкурентной среды. Предпринимательство играет важную роль для развития приграничных районов. Уровень активности предпринимательства не только сильно влияет на развитие приграничного и межрегионального сотрудничества, но и на развитие приграничных районов. Развитие предпринимательства, ориентированного на внешнеэкономические связи, способствует улучшению социально-экономического положения приграничных регионов.
Ключевые слова: предпринимательство, сотрудничество, межрегиональный и приграничный, российско-китайский, кризис.
Зля всего мира 2008 год был трудным. Мировой финансовый кризис, начавшийся с обрушения ипотечного рынка в США и вых банкротств американских банков, чрезвычайно быстро перерос в общеэкономический. Кризис повлиял как на экономику России, так и на экономику КНР. Сократился внешний спрос, что привело к некоторому снижению темпов экономического роста, увеличению безработицы. Россия и Китай входят в число крупнейших мировых держав и имеют протяженную совместную границу, что открывает широкие возможности для развития сотрудничества между двумя странами. Углубление торгово-экономического сотрудничества не только способствует развитию экономики двух стран и укреплению их политических отношений, но и стимулирует их участие в процессе экономической глобализации.
В настоящее время двумя главными направлениями развития экономики являются экономическая глобализация и региональная экономическая интеграция. Межрегиональное и приграничное сотрудничество России и Китая - важная составная часть двусторонних связей, а также значимый фактор стимулирования социально-экономического развития сопредельных регионов и предпринимательства двух стран. Сегодня более 70 субъектов Российской Федерации имеют контакты с провинциями Китая. Протяженная российско-китайская граница, формировавшаяся в течение более 300 лет, стала естественной основой приграничного сотрудничества.
В региональном плане основные торговые партнеры Китая в России - Хабаровский и Приморский края, Амурская область, входящие в Дальневосточный федеральный округ, а также Красноярский край, Кемеровская и Иркутская область из числа регионов Сибирского федерального округа[1]. Из китайских регионов лидерами являются провинция Хэйлунцзян, Автономный район Внутренняя Монголия (АРВМ) и Цзилинь. В экспорте приграничных регионов России в Китай традиционно преобладают топливно-энергетическими товары, металлы и необработанная древесина, в импорте - машино-техническая продукция, текстиль, обувь, одежда, овощи и фрукты.
В посткризисное время правительства РФ и КНР активно усиливают сотрудничество и предоставляют больше возможностей для дальнейшего углубления развития предпринимательства. На фоне медленного восстановления мировой экономики после финансового и экономического кризиса Россия и Китай совместно преодолевают посткризисные трудности, углубляют стратегические партнерские отношения и активно осваивают новые сферы сотрудничества. После экономического кризиса 2008 г. в рамках регулярных встреч глав правительств двух государств был подписан ряд договоров и контрактов в нефтегазовой отрасли, угольной промышленности, а также в сфере атомной и электроэнергетики, в области создания высокоскоростных железнодорожных поездов и автомобилестроения и т.д.
В результате мирового экономического кризиса уровень инвестиций двух стран снизился. В 2009 г. для стимулирования инвестиционной активности предприятий двух стран главы России и Китая одобрили «План российско-китайского инвестиционного сотрудничества». Как указано в «Плане...», его целью является поощрение и поддержка предприятий двух стран в развертывании практического сотрудничества в машиностроении, строительстве, легкой промышленности, транспортной сфере, сельском хозяйстве, в области связи, банковском деле и страховании, научно-техническом сотрудничестве, энергетике, химической промышленности, лесной и горнорудной отраслях [2, с. 4-16].
Кроме того, правительства обеих стран активно искали способы расширения возможностей экономического сотрудничества между двумя странами, чтобы снизить негативное влияние мирового экономического кризиса на деятельность предприятий. 21 мая 2009 г. на совещании в Хабаровске по вопросам приграничного сотрудничества с Китаем и задачам развития восточных регионов Президент РФ Д.А. Медведев подчеркнул, что Россия намерена реализовывать с Китаем совместные проекты в сфере энергетики на территории Дальнего Востока и Забайкалья, а также привлекать китайские инвестиции в строительство объектов нефтепереработки, нефтехимии, угледобычи, перевалки в дальневосточных портах, создание генерирующих мощностей на территории Забайкалья и Дальнего Востока и т.д. По его словам, одним из важнейших инструментов обеспечения социально-экономического подъема восточных регионов России, использование которого должно быть четко увязано с приоритетами развития соответствующих субъектов Российской Федерации, является приграничное сотрудничество. Крупнейшим партнером на этом направлении является Китай, с ним заключено более 70 соглашений по линии субъектов Российской Федерации. Особенно сильны связи приграничных районов[3]. Перед Россией и Китаем открываются большие возможности для развития предпринимательства. При здоровой конкуренции на международных рынках Россия и Китай являются настоящими стратегическими партнерами.
23 сентября 2009 г., в ходе встречи в Нью-Йорке, Председатель КНР Ху Цзиньтао и Президент РФ Д.А. Медведев одобрили «Программу сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009-2018 гг.)», в которой были оговорены 205 совместных проектов в приграничных регионах двух стран. Важное место в Программе отведилось проектам развития транспортной инфраструктуры между РФ и КНР, включая проекты реконструкции и расширения приграничных портов, транспортной сети и т.д. [4].
По словам Ху Цзиньтао, официальное одобрение «Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири
Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009-2018 гг.)» содействует развитию сотрудничества приграничных районов двух стран [5]. Он призвал компетентные ведомства России и Китая способствовать реализации положений документа для выведения межрегионального сотрудничества двух стран на качественно новый уровень. Правительства двух стран придают большое значение «Программе сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009-2018 гг.)» (далее - Программа). Согласно этой Программе, на российской территории будут создаваться производства по добыче и транспортировке полезных ископаемых, производству электроэнергии и т.д., на китайской территории - преимущественно производства по выпуску высокотехнологичной продукции.
Для уточнения целей Программы и выработки конкретных путей по ее реализации приграничные регионы двух стран проводят различные мероприятия. Так, 14 июня 2011 г. в рамках XXII Харбинской международной торгово-экономической ярмарки состоялась китайско-российская конференция по приграничному сотрудничеству. Главной темой конференции стало укрепление и расширение межрегионального сотрудничества, углубление реализации Программы сотрудничества, создание среды для взаимного развития двухстороннего взаимодействия. 12 сентября 2011 г. в Иркутске в рамках VII Байкальского экономического форума прошла российско-китайская конференция по приграничному и межрегиональному сотрудничеству. Главными вопросами конференции в рамках реализации Программы стали финансовые механизмы выполнения инвестиционных проектов, взаимодействие банков, страхование рисков. Также обсуждались предложения по сотрудничеству в сфере туризма, в строительстве гостиниц, современных лесоперерабатывающих комплексов. Кроме того, китайская сторона подняла вопрос о создании совместного инвестиционного фонда развития взаимодействия между регионами Дальнего Востока, Восточной Сибири и Северо-Востока КНР.
Очевидно, что правительства обеих стран активно стимулируют реализацию Программы сотрудничества по развитию экономики и инвестиций двух стран. Предприятия, которые участвуют в приграничном и межрегиональном сотрудничестве, получили больше возможностей для развития бизнеса, особенно в китайских провинциях Хэйлунцзян, Цзилин и Ляонин, а также в Хабаровском и Приморском краях и Амурской области. В посткризисное время Программа может стать новой движущей силой, способной вывести предприятия на новый уровень развития.
Эффект влияния приграничного сотрудничества на предпринимательскую активность в последние годы проявляется в приграничных районах, где накоплен значительный опыт использования потенциала предпринимательства для
обеспечения высокой динамики экономического роста. Например, на границе Приморского края и китайской провинции Хэйлунцзян создается приграничный торгово-экономический комплекс «Пограничный-Суйфэньхэ» и беспошлинная зона в порту Суйфэньхэ[6]. Этот и ряд других инвестиционных проектов оказывают позитивное влияние приграничного сотрудничества на развитие предпринимательства в обеих странах.
В условиях мирового экономического кризиса все предприятия северо-восточных регионов Китая столкнулись с серьезными трудностями. Китайское правительство активно помогало предприятиям в преодолении этих трудностей. Например, руководство провинции Ляонин поддержало 100 крупных и 1000 малых и средних предприятий. Поддержка оказывалась по 8 направлениям, включая инвестиции в развитие предприятий, поддержку технических инноваций и поощрение иностранных инвестиций средних и малых предприятий, субсидирование банков, снижение налогов и т.д. Было также снижено налоговое бремя для банков и предприятий, чтобы они могли более эффективно использовать финансовые ресурсы, направляя их на оздоровление, реструктуризацию, модернизацию и т.д. Эта поддержка создавала и развивала предпринимательскую среду, что, в свою очередь, стимулировало предпринимательскую активность [7, с.236].
И сегодня в провинции Ляонин существует множество успешно развивающихся предприятий, ориентированных не только на национальные, но и на международные рынки. Предприятиям необходимо выходить на внешние рынки путем осуществления иностранных инвестиций и слияния с иностранными компаниями. Правительство оказывает поддержку таким предприятиям, проводя активную экономическую политику и обеспечивая стабильную предпринимательскую среду. Местные власти координируют усилия всего общества, частные и общественные интересы для создания благоприятной социальной среды и оптимальных условий для развития предпринимательской активности. Местные правительства могут создавать условия для поощрения либо ограничения предпринимательской деятельности в зависимости от того, насколько эта деятельность способствует экономическому развитию местного сообщества.
В последнее время значительно расширяется география торгово-экономических связей между Россией и Китаем. Помимо традиционных контактов российских приграничных областей и краев с китайской стороной, все большую активность проявляют местные власти центра и юга России. Можно констатировать рост интереса российских регионов к Южному Китаю, в первую очередь к высокоразвитой провинции Гуандун, которая также стремится расширить свое присутствие на российском рынке. Наибольший объем товарооборота с российскими регионами имеют китайские города и провинции на юге и восточном побережье страны: провинции Шаньдун, Гуандун, Чжэцзян, Хэбэй, Фуцзянь, Цзянсу, города Пекин, Шанхай.
В Китае наблюдается значительный рост интереса к межрегиональному сотрудничеству. Усилилась и встречная заинтересованность со стороны российских регионов и деловых кругов к привлечению китайских инвестиций, что создает предпосылки для еще более значительного увеличения масштабов совместного инвестиционного взаимодействия в перспективе. В результате предприятия получают более широкие рынки сбыта и больше возможностей для инвестирования, что, в свою очередь, стимулирует развитие предпринимательства и приводит к усилению экономической активности.
Приграничное и межрегиональное экономическое сотрудничество должно быть направлено, с одной стороны, на эффективное использование местных ресурсов и преимуществ, а с другой - на развитие трансграничного и межрегионального взаимодействия. Экономика приграничных районов отличается привлечением иностранных предприятий, вовлечением значительной части населения во внешнеэкономическую деятельность, повышением уровней трансграничной инфраструктуры и развитием совместного предпринимательства. Предпринимательство играет важную роль для развития приграничных районов. Уровень активности предпринимательства сильно влияет не только на развитие приграничного и межрегионального сотрудничества, но и на развитие приграничных районов. Например, предпринимательство может обеспечивать занятость населения, использовать местную ресурсную базу в торговле и создать стабильные экономические связи с другими предприятиями, действующими в данных районах, и т.д. Поэтому экономической основой сотрудничества приграничных районов становится развитие предпринимательства, направленное на удовлетворение потребностей населения сопредельных территорий в товарах, услугах, эффективном использовании трудовых ресурсов, формировании доходной части местных бюджетов и т.д.
Существует ряд факторов, оказывающих существенное влияние как на развитие приграничного и межрегионального сотрудничества в целом, так и на уровень предпринимательской активности приграничных районов [8, с.12]. Можно выделить пять групп таких факторов:
- экономические факторы: уровень жизни населения, социальные условия, отраслевая структура экономики, производственно-хозяйственная специализация, инвестиционный климат. Возможность совместного использования ресурсов в приграничных районах, уровень развития трансграничной инфраструктуры и информационного обеспечения между приграничными районами;
- политические факторы: уровень развития межгосударственных отношений, территориальные споры, этнические и религиозные конфликты;
- природно-географические факторы: природно-климатические условия, преимущество природных ресурсов, уровень сельскохозяйственного развития;
- институциональные факторы: уровень ба-рьерности границы, наличие нормативно-правовой базы для развития приграничного сотрудничества, создание наднациональных структур приграничного и межрегионального сотрудничества;
- социально-культурные факторы: различие языков, культур, обычаев, религии и т.д.
Проблема эффективного социально-экономического развития приграничных районов и создания условий для активизации в них предпринимательства с учетом трансграничного взаимодействия имеет ряд принципиальных особенностей:
- во-первых, приграничные районы, как правило, являются экономически не самыми развитыми;
- во-вторых, внешние факторы имеют существенное влияние на развитие приграничного и межрегионального сотрудничества между двумя странами;
- в-третьих, возможность торговли и производство товаров и услуг зависят от наличия местных ресурсов;
- в-четвертых, масштабы создания местных производств зависят от наличия спроса на товары и услуги в приграничных районах и возможности сотрудничества с предприятиями, которые расположат на удаленных от границы территориях.
Таким образом, уровень предпринимательской активности связан не только с наличием ресурсов, но и с инвестиционной и развитой средой и их комбинацией. Основными проблемами, влияющими на развитие предпринимательства между Россией и Китаем, являются: слабая развитость инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; несоответствие транспортной инфраструктуры требованиям приграничного торгово-экономического сотрудничества двух стран; высокие барьеры для вывода и продвижения продукции на новых рынках сбыта; недостаточный информационный обмен между двумя странами. Кроме того, некачественные товары и недостаточная популярность брэндов являются отличительными чертами торговли для китайской стороны. Китайские предприниматели несвоевременно реагируют на изменения конъюнктуры российского рынка и уровня потребительского спроса. Для российских приграничных с Китаем областей характерна относительно отсталая экономика, несовершенство законодательной базы и плохая торговая среда [9, с.309].
Эти проблемы препятствуют развитию предпринимательства в приграничных районах. Для обеспечения возможности реализации предпринимательского потенциала необходимо создать благоприятные правовые и экономические условия для интенсивного развития бизнеса, стимулирующие формирование рыночных структур и конкурентной среды. Очевидно, что на фоне улучшения российско-китайских отношений и повышения уровня приграничного и межрегионального сотрудничества в последние годы эти проблемы будут решены путем совместных усилий
двух стран. Правительства России и Китая прикладывают усилия для формирования устойчивой предпринимательской среды.
Приграничное и межрегиональное сотрудничество является значимым фактором для развития предпринимательства. Поддержка предпринимательства всегда была и остается ключевым фактором, обеспечивающим рост числа успешных предприятий в стране. Наукоемкое предпринима-
тельство содействует экономическому развитию и развитию приграничного и межрегионального сотрудничества. Развитие предпринимательства, ориентированного на внешнеэкономические связи, способствует привлечению инвестиций, новых технологий, инновационных методов организации и управления производством, созданию новых рабочих мест и в итоге улучшению социально-экономического положения приграничных регионов.
Список литературы
1. Александрова М.В. Приграничная торговля с Китаем затихает перед новым подъемом // Российская газета. Спецвыпуск «Китай». №5016 (192). 2009. 277 с.
2. План российско-китайского инвестиционного сотрудничества. 2009. 17 с.
3. Стенографический отчет о совещании «О приграничном сотрудничестве с Китаем и Монголией и задачах развития восточных регионов Российской Федерации». Режим доступа: http://special.kremlin. ru/transcripts/4160 (дата обращения: 21.05.2009).
4. Программа по сотрудничеству регионов Северо-Восточного Китая и Дальнего Востока и Восточной Сибири России. Режим доступа: http://www.1sn.ru/35602.html (дата обращения: 2009).
5. Состоялась встреча Председателя КНР Ху Цзиньтао с Президентом РФ Д. Медведевым. Режим доступа:
6. http://www.sinoexport.ru/news/sept/sostojalas-vstrecha-predsedatelja-knr-hu-jin-tao-s-prezidentom-rf-d-medvedevym.shtml (дата обращения: 23.09.2009).
7. Единственная беспошлинная зона на границе Китая и России содействует стратегической эскалации торгово-экономических отношений двух стран. Обзор. Режим доступа: http://russian.china.org.cn/ (дата обращения: 17.03.2010)
2011¥,342Ж
8. Кравцова И.В. Приграничное сотрудничество как фактор развития предпринимательства в трансграничном регионе (на примере Приморского края). 2008.
9. 2011¥, 385Ж
10. http://business.sohu.com/20090609/ n264420170.shtml ,2ОО9¥бЯ9 0
Об авторе
Синь Жань - выпускница 2008 г. факультета русского языка Университета международного бизнеса и экономики КНР, в 2010 г. окончила магистратуру факультета международных экономических отношений МГИМО(У) МИД России, аспирант факультета международных отношений и внешней политики России МГИМО(У) МИД РФ. E-mail: lydia_815@126.com
THE IMPACT OF RUSSIAN-CHINESE INTER-REGIONAL AND CROSS-BORDER COOPERATION ON ENTREPRENEURSHIP DURING THE GLOBAL ECONOMIC CRISIS
Xin Ran
Moscow State Institute of International Relations (University), 76, Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russia.
Abstract: The article is devoted to the issue of the impact of Russian-Chinese Inter-regional and Cross-border Cooperation on Entrepreneurship during the Global Economic Crisis. Currently, the two main directions of development of the economy is the economic globalization and regional economic integration. Inter-regional and cross-border cooperation between Russia and China - an important part of bilateral relations, as well as a significant factor in promoting socio-economic development of neighboring regions and business between the two countries. The year 2008 was difficult for the world. Against the backdrop of a slow recovery of the global economy after the financial and economic crisis, Russia and China jointly overcome the difficulties of post-crisis, deepen strategic partnerships and actively explore new areas of cooperation. The effect of cross-
border cooperation on entrepreneurial activity in the recent years is shown in the border areas, in which accumulate significant experiences of using the potential of entrepreneurship for the high dynamics of the economic growth. In the aftermath of the crisis, the Russian and Chinese governments actively strengthened their cooperation. This provided more opportunities for the further deepening of enterprise development. Within the framework of regular meetings between the two governments signed a series of agreements and contracts in the oil and gas industry, the coal industry, as well as in the nuclear power industry and in the field of high-speed rail train and automobile, etc. More opportunities for investment and a better business environment in the border areas promote enthusiasm in the entrepreneurial activity. To ensure the implementation of entrepreneurial potential is necessary to create a favorable legal and economic conditions for the intensive development of the business, stimulating the formation of the market structure and the competitive environment. Entrepreneurship plays an important role for the development of border areas. The active level of the business not only strongly influences the development of cross-border and inter-regional cooperation, but also for the development of the border areas. The bilateral economic cooperation is helpful for the improvement of social and economic situation in the border areas.
Key words: entrepreneurship, cooperation, inter-regional and cross-border, Russian-Chinese, crisis.
References
1. Aleksandrova M.V. 2009, Prigranichnaja torgovlja s Kitaem zatihaet pered novym pod#emom [Sino-Russian border trade of silence before new rise], "Rossijskaja gazeta" - Specvypusk "Kitaj" ["Russian paper"- Special Edition "China"], №5016 (192), 277 pages.
2. Programma po sotrudnichestvu regionov Severo-vostochnogo Kitaja i Dal'nego Vostoka i Vostochnoj Sibiri Rossii. [Northeast China with the Russian Far East and Eastern Siberia Regional Cooperation Plan], 2009, 17 pages.
3. Stenograficheskij otchjot o soveshhanii «O prigranichnom sotrudnichestve s Kitaem i Mongoliej i zadachah razvitija vostochnyh regionov Rossijskoj Federacii» [Transcript of Meeting "On the cross-border cooperation with China and Mongolia and the goals of the development of the eastern regions of the Russian Federation"[Available at: http://special.kremlin.ru/transcripts/4160 (accessed 21.05.2009)
4. Plan rossijsko-kitajskogo investicionnogo sotrudnichestva [Sino-Russian investment cooperation plan] Available at: http://www.1sn.ru/35602.html, (accessed 2009)
5. Sostojalas' vstrecha predsedatelja KNR Hu Czin'tao s prezidentom RF D. Medvedevym. [Chinese President Mr. Hu Jintao meets with Russian President Mr. Dmitry Medvedev.] Available at : http://www.sinoexport. ru/news/sept/sostojalas-vstrecha-predsedatelja-knr-hu-jin-tao-s-prezidentom-rf-d-medvedevym.shtml (accessed 23.09.2009)
6. Obzor: Edinstvennaja besposhlinnaja zona na granice Kitaja i Rossii sodejstvuet strategicheskoj jeskalacii torgovo-jekonomicheskih otnoshenij dvuh stran [Overview: Sino-Russian border only dutyfree zone promote bilateral economic and trade relations strategy to upgrade] Available at: http://russian.china.org. cn/ (accessed 2010)
7. Diao Xiuhua, The progress of economic cooperation between Russia and Northeast Asia region, DaLian, Dongbei University of Finance and Economics Press,2011, 342 pages.
8. Kravcova I.V. 2008, Prigranichnoe sotrudnichestvo kak faktor razvitija predprinimatel'stva v transgranichnom regione (na primere Primorskogo kraja). [The border cooperation functions as the factor of entrepreneurship development in the cross-border areas ( such as: the Primorsky Territory) ] .
9. Lu Nanquan, The status and prospects of the Sino-Russian economic and trade relations, Beijing, China social sciences press,2011, 385 pages.
10. Wang Zhile, Promote enterprise reform and opening-up in the ecnomic crisis Available at: http://business. sohu.com/20090609/n264420170.shtml (accessed 9 June 2009).
About the author
Xin Ran - in the year 2008 graduated from University of International Business and Economics (China) in the year 2010 obtained master degree from MGIMO-University, department of International Economic Relation, postgraduate student of department of International Relations and Foreign Policy at MGIMO-University. E-mail: lydia_815@126.com