Научная статья на тему 'Совместное предпринимательство как ключевой фактор приграничного сотрудничества Приморского края России и Северо-Востока КНР'

Совместное предпринимательство как ключевой фактор приграничного сотрудничества Приморского края России и Северо-Востока КНР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
229
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИМОРСКИЙ КРАЙ / PRIMORSKIY KRAY / КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA / СОВМЕСТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / JOINT VENTURES / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERNATIONAL COOPERATION / ЭТАПЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / JOINT ACTIONS STAGES / КООРДИНАЦИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ / COORDINATION OF FOREIGN POLICY / КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COMMERCIAL ACTIVITIES / РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / RUSSIAN-CHINESE COOPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голобоков Андрей Сергеевич, Бубнов Валентин Валерьевич

Современное функционирование экономик России и Китая демонстрирует важную роль интеграционных экономических взаимодействий. Наибольшее развитие совместное предпринимательство получило в результате создания крупных транснациональных корпораций, глобальной интеграции стран в торговые сообщества и экономико-политические альянсы отдельных государств. При этом эффективность влияния совместной деятельности предпринимательских структур на темпы экономического роста и повышения благосостояния населения будет определяться проведением благоприятной экономической политики органами власти, создающей необходимые предпосылки и устраняющей барьеры для развития национального предпринимательства. В то же время, феномен успешного совместного бизнеса предпринимательских структур России и Китая как одного из ключевых факторов устойчивого социально-экономического развития национальных экономик и приграничных территорий исследован недостаточно. Целью данного исследования является выявление особенностей российско-китайского приграничного предпринимательства в условиях удаленности от промышленно развитых регионов страны и узкой хозяйственной специализации. На основе сравнительного анализа, выдвинуты предложения о том, что, успешный совместный бизнес предпринимательских структур с одной стороны является одним из ключевых факторов устойчивого социально-экономического развития национальных экономик и приграничных территорий России и Китая, с другой стороны выступает источником проблемных ситуаций осложняющих ведение предпринимательской деятельности. Полученные результаты могут быть использованы в деятельности российско-китайских предприятий в процессе организации совместного бизнеса между российско-китайскими предпринимательскими структурами в приграничных территориях Приморского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Голобоков Андрей Сергеевич, Бубнов Валентин Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JOINT ENTREPRENEURSHIP AS A KEY FACTOR OF RUSSIAN PRIMORSKIY KRAY AND CHINESE NORTH-EAST CROSS-BORDER COOPERATION

Russia and China's up-to-date functioning of the economies demonstrates the importance of economic integrations. The joint entrepreneurship is mostly developed in the creation of large transnational corporations, states' global integration in the trading community and countries' economic and political alliances. The effectiveness of the joint activity of entrepreneur structures on economic growth and welfare of the population will be determined by conducting a favorable economic policy by the authorities to create the necessary prerequisites and to eliminate barriers to the national entrepreneurship's development. However, the phenomenon of successful Russian-Chinese joint business enterprises as one of the key factors for sustainable social and economic development of the national economies and border areas isn't studied enough. The paper is aiming to determine the features of the Russian-Chinese border entrepreneurship, in remoteness from country's industrialized regions and the narrowness of economic specialization. Based on comparative analysis, some proposals made. Successful joint business enterprise structures, on the one hand are a key factor for sustainable social and economic development of Russia and China's the national economies and the border areas. On the other hand, it is the source of the problem situations for doing business. Results could be used in the activity of the Russian-Chinese enterprises for organizing joint business in the border areas of the Primorskiy Kray.

Текст научной работы на тему «Совместное предпринимательство как ключевой фактор приграничного сотрудничества Приморского края России и Северо-Востока КНР»

УДК 338.22

СОВМЕСТНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПРИМОРСКОГО КРАЯ РОССИИ И СЕВЕРО-ВОСТОКА КНР

© 2017

Голобоков Андрей Сергеевич, кандидат политических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41, e-mail: [email protected]) Бубнов Валентин Валерьевич, стажер МИП ООО Межрегиональный образовательный центр «Владивостокские инновации» (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, д. 41, e-mail: [email protected])

Аннотация. Современное функционирование экономик России и Китая демонстрирует важную роль интеграционных экономических взаимодействий. Наибольшее развитие совместное предпринимательство получило в результате создания крупных транснациональных корпораций, глобальной интеграции стран в торговые сообщества и экономико-политические альянсы отдельных государств. При этом эффективность влияния совместной деятельности предпринимательских структур на темпы экономического роста и повышения благосостояния населения будет определяться проведением благоприятной экономической политики органами власти, создающей необходимые предпосылки и устраняющей барьеры для развития национального предпринимательства. В то же время, феномен успешного совместного бизнеса предпринимательских структур России и Китая как одного из ключевых факторов устойчивого социально-экономического развития национальных экономик и приграничных территорий исследован недостаточно. Целью данного исследования является выявление особенностей российско-китайского приграничного предпринимательства в условиях удаленности от промышленно развитых регионов страны и узкой хозяйственной специализации. На основе сравнительного анализа, выдвинуты предложения о том, что, успешный совместный бизнес предпринимательских структур с одной стороны является одним из ключевых факторов устойчивого социально-экономического развития национальных экономик и приграничных территорий России и Китая, с другой стороны выступает источником проблемных ситуаций осложняющих ведение предпринимательской деятельности. Полученные результаты могут быть использованы в деятельности российско-китайских предприятий в процессе организации совместного бизнеса между российско-китайскими предпринимательскими структурами в приграничных территориях Приморского края.

Ключевые слова: Приморский край, Китайская Народная Республика, совместные предприятия, международное сотрудничество, этапы совместной деятельности, координация внешнеэкономической политики, коммерческая деятельность, российско-китайское взаимодействие.

JOINT ENTREPRENEURSHIP AS A KEY FACTOR OF RUSSIAN PRIMORSKIY KRAY AND CHINESE NORTH-EAST CROSS-BORDER COOPERATION

© 2017

Golobokov Andrey Sergeevich, candidate of political sciences, associate professor of economics and management department Vladivostok State University Of Economics And Service (690014 Russia, Vladivostok, Gogolya st., 41,e-mail:golobokov_as@mailru) Bubnov Valentin Valerievich, trainee «Vladivostok innovations» interregional educational center (690014 Russia, Vladivostok, Gogolya st., 41, e-mail: [email protected])

Abstract. Russia and China's up-to-date functioning of the economies demonstrates the importance of economic integrations. The joint entrepreneurship is mostly developed in the creation of large transnational corporations, states' global integration in the trading community and countries' economic and political alliances. The effectiveness of the joint activity of entrepreneur structures on economic growth and welfare of the population will be determined by conducting a favorable economic policy by the authorities to create the necessary prerequisites and to eliminate barriers to the national entrepreneur-ship's development. However, the phenomenon of successful Russian-Chinese joint business enterprises as one of the key factors for sustainable social and economic development of the national economies and border areas isn't studied enough. The paper is aiming to determine the features of the Russian-Chinese border entrepreneurship, in remoteness from country's industrialized regions and the narrowness of economic specialization. Based on comparative analysis, some proposals made. Successful joint business enterprise structures, on the one hand are a key factor for sustainable social and economic development of Russia and China's the national economies and the border areas. On the other hand, it is the source of the problem situations for doing business. Results could be used in the activity of the Russian-Chinese enterprises for organizing joint business in the border areas of the Primorskiy Kray.

Keywords: Primorskiy Kray, People's Republic of China, joint ventures, international cooperation, joint actions stages, coordination of foreign policy, commercial activities, Russian-Chinese cooperation.

Приграничное сотрудничество с Китаем является одной из приоритетных составляющих сегментов общей внешнеэкономической политики Российской Федерации, а также действенным инструментом решения социально-экономических проблем приграничных территорий. В настоящее время наибольшая концентрация производственного капитала КНР отмечается на территории Владивостокского городского округа, Михайловского, Красноармейского, Пограничного муниципальных районов. Соответственно степень влияния совместного российско-китайского предпринимательства на процессы жизнедеятельности населения и власти более явная, а именно на миграцию населения, объемы отгрузки произведенных товаров (в расчете на одного чел., занятого в экономике), формирование денежных доходов на душу населения, оборот малых предприятий

в расчете на одну предпринимательскую структуру и на динамику доходов бюджета муниципального образова-ния.[2, С. 122] Исследование особенно актуально для Приморского края России в условиях взаимодополняемости экономических специализаций регионов.

Особенности организации и осуществления взаимовыгодного экономического сотрудничества предпринимательских структур, в том числе в сфере российско-китайских отношений, рассмотрены в трудах таких исследователей как Г.Г. Кононенко [9], М.К. Бункина, В.А. Семенова [6], А. Горбунова, [7] Л.А. Горностаевой [2], В.А. Савина, И.К. Шевченко и др. Несмотря на то, что процессы формирования эффективной политики государства для повышения инвестиционной привлекательности рассмотрены достаточно подробно, феномен успешного совместного бизнеса предпринимательских

структур России и Китая как одного из ключевых факторов устойчивого социально-экономического развития национальных экономик и приграничных территорий исследован недостаточно. Целью данного исследования является выявление особенностей российско-китайского приграничного предпринимательства в условиях удаленности от промышленно развитых регионов страны и узкой хозяйственной специализации.

Решение проблем формирования доходов населения, увеличения занятости, активизации малого бизнеса и обеспечение налоговых поступлений во многом происходит благодаря влиянию совместных российско-китайских предпринимательских структур. Приморский край в большей степени зависит от Китая, чем Китай от Приморского края. Вместе с тем развитие будущих перспективных взаимоотношений, при неверной линии стратегического поведения региональной власти, может еще более усугубить сырьевую направленность экономики края. С повышением риска пересечения экономических интересов России с интересами других государств на общем геостратегическом пространстве необходимо обеспечение конкурентных преимуществ российской стороны [1, С. 981-985]. В этой связи принципиальным является вопрос о применении в управленческой практике методов адекватного обоснования приоритетов территориально-отраслевого создания российско-китайских предпринимательских структур. [3, С. 130-137]

Примером создания совместного предприятия между Северо-Востоком Китая и Приморским Краем России может служить компания «Российско-азиатский центр развития аквакультуры», созданная на базе российской компании «Биобанк» с азиатскими предпринимателями. В планах у него - инвестировать более 100 миллионов долларов в товарное выращивание гребешка и трепанга. Инвесторы нового предприятия присутствуют в российской компании «Биобанк», которая начала производственную деятельность в Ольгинском районе Приморья (залив Владимир). Как отметил Цю Лайжун, представитель китайского инвестора, их компания рассматривает Приморский край как одно из новых направлений своей деятельности. Главное преимущество нашего региона, по его словам, - это экологически чистая акватория, в которой можно получать высококачественную продукцию и реализовывать ее как в России, так и за рубежом. Первый урожай трепанга, высаженного четыре года назад, уже был снят, буквально недавно. Его переработали и небольшой партией отправили в Китай. Инвестиции придут, когда компании будут наделены соответствующим количеством акваторий. [4] Данный пример наглядно демонстрирует неравнозначное участие сторон, так как средства привлечены китайской стороной, а природные ресурсы со стороны Приморского края. Основной заработок уходит в Китай. Единственная выгода приморской стороны - это обеспечение людей рабочими местами и налоговые пополнения в бюджет, при этом эксплуатируется чистая акватория Приморского края.

Факторы равнозначности совместного бизнеса характеризуются глобальным характером своего возникновения, распространения и эффективно корректируются в более благоприятную форму преимущественно под воздействием федеральной экономической политики. Вместе с тем, реальная практика осуществления ежедневной коммерческой деятельности между предпринимателями Китая и России определяет возникновение текущих «локальных» проблем, решение которых возможно на уровне региональных и местных властей. Прежде всего, эти вопросы касаются особенностей и этапности осуществления совместного российско-китайского предпринимательства с учетом ментальных установок и юридических норм и правил, действующих в государствах. [5, С. 687-710] Такая ситуация обусловливает необходимость создания специализированной структуры по мониторингу и содействию цивилизованной органи-

зации и ведению бизнеса между российскими и китайскими предпринимателями. Отметим, что в Приморском крае длительное время отсутствует централизованный региональный орган, к полномочиям которого относились бы процедуры отслеживания инвестиционных проектов края; формирование базы данных о предложениях китайских деловых структур; мониторинг текущих проблем и затруднений создания совместных предприятий; содействие в преодолении различий социо-культурной, ментальной среды; сопровождение ведения бизнеса с возможностями облегчения доступа к кредитным и информационным ресурсам, необходимым для успешного руководства совместными предприятиями.

Количество приоритетных функций, реализуемых координирующим органом, целесообразно разделить на два блока: вопросы социокультурных, ментальных и этических дифференциаций в российско-китайских взаимодействиях и вопросы, непосредственно связанные с осуществлением совместной деятельности. Изначально важно сформировать адекватное представление о культурных портерах российского и китайского предпринимателями, оказать содействие совместной деятельности предпринимательских структур по этапам организации ведения бизнеса.

Первый этап состоит в анализе экономической целесообразности создания совместных предприятий. Прежде всего, российскому предпринимателю необходимо получить информацию о стоимости товаров и услуг по следующим принципиальным направлениям [6, С. 242-247]:

- о самой предпринимательской структуре Китая.

- об особенностях организации работы транспортных компаний, ставок фрахта на доставку контейнеров в Российский порт, расчете стоимости поставок.

- о работе таможенных брокеров, в том числе - информация об упаковочных данных на перемещаемые материальные ценности из Китая, код ТНВЭД и т.д.)

Второй этап - обсуждение условий совместного сотрудничества. Практика показывает, что обсуждение условий сотрудничества с каждым из контрагентов и сам договор будет в лучшем случае составлен на английском языке. И в данном случае возможны следующие затруднения: во-первых, все договоры контрагентов будут составлены с минимальной юридической ответственностью. Во-вторых, даже очень грамотный юрист не может быть специалистом в области вопросов торговли с Китаем, транспорта, таможни. Опыт взаимодействий показывает, что китайские предприниматели обычно неохотно соглашаются на подписание договоров с конкретными условиями и ответственностью. С учетом разделения предприятий в Китае на совместные и договорные рекомендуется обращать внимание на составление уставных документов совместного предприятия. [7, С. 14] Создание совместного предприятия с Китаем всегда создает потенциальный риск конфликта сторон. Особенно это касается вклада со стороны контрагента китайских партнеров (например - со стороны российских предпринимателей) в виде услуг, информации, технологий. В таком случае достаточно часты случаи, когда китайская сторона находит веские причины для доказательства убыточности деятельности, совместное предприятие закрывается, а новые знания остаются у китайской стороны, которая затем благополучно использует уже самостоятельно. Следовательно, данный этап определяет необходимость юридической и нотариальной поддержки со стороны специализированно госоргана, а также организации упрощения и конкретизации договорных отношений.

Третий этап - согласование качества продукции. На данном этапе российским предпринимателям необходимо согласовать технические, внешние и иные характеристики перемещения материальных ценностей для будущей деятельности, что в условиях несовпадения российских и китайских стандартов качества может оказаться

затруднительным. На данном этапе необходимо содействие в формировании понятного для всех сторон технического задания на поставку ресурсов и согласовании технических спецификаций поставляемых материальных ресурсов, сравнении поставок между несколькими поставщиками и выборе наиболее оптимальной партии.

Четвертый этап - контроль качества и погрузки. Невыполнение условий по контракту китайскими производителями и задержка поставок продукции из Китая - это довольно часто встречающееся явление. Поэтому, при отсутствии постоянного контроля за ходом производства и сроками поставки продукции из Китая, может возникнуть сложно контролируемая ситуация. В этой связи необходимо оказание содействия по организации претензионной работы, в ходе которой будут отстаиваться интересы российских клиентов и осуществляться совместная выработка приемлемого для обеих сторон способа решения проблемы. [8, С. 76-85]

Пятый этап - отгрузка поставок. На данном этапе помимо проблемы выбора компетентного перевозчика, возникает вопрос расчета оптимальной географии отгрузки и наиболее выгодных логистических маршрутов. Реальная практика осуществления перевозок показывает, что зачастую региональным предпринимателям предоставляются неудобные и затратные схемы транспортировки груза. Такая ситуация определяет потребность в контроле параметров оптимальности перевозок со стороны компетентных лиц. [9, С.328-333]

Шестой этап - «таможенная очистка». Важное значение для региональных предпринимателей имеет наработанный собственным опытом, или существующий извне механизм оптимизации таможенных платежей при перемещении материальных ценностей через таможенную границу России. На данном этапе возникают различные, ранее слабо прогнозируемые сложности перемещения материальных ценностей, например: превышение веса товара при взвешивании того значения, которое заявлено в коносаменте, автоматически рассматривается законодательством как контрабанда. Для бесперебойного осуществления совместной российско-китайской деятельности на данном этапе требуется содействие в сокращении временных и стоимостных затрат таможенного оформления и допуска на территорию Приморского края материальных ресурсов иностранных партнеров.

Таким образом, успешный совместный бизнес предпринимательских структур России и Китая, с одной стороны является одним из ключевых факторов устойчивого социально-экономического развития национальных экономик и приграничных территорий, с другой стороны выступает источником проблемных ситуаций осложняющих ведение предпринимательской деятельности. Осуществление практического и реального содействия российским предпринимателям возможно только при наличии в составе координирующего органа специалистов разного профиля: нормотворческой деятельности, валютно-финансовых отношений, таможенного законодательства. Кроме того, функционирование такого органа невозможно без вовлечения в его деятельность представителей органов власти КНР и специалистов Уполномоченного Аппарата Министерства экономического развития в Приморском крае и Торгового представительства в Китае. В противном случае совместная российско-китайская деятельность будет носить характер эпизодических взаимоотношений, отягощенных судебными разбирательствами и негативным опытом объективного отсутствия информации об условиях деятельности в России и Китае.

Кроме того, можно считать целесообразным рекомендовать органам государственной власти Приморского края создать координирующий орган по взаимодействиям российско-китайских предпринимателей при поддержке Администрации Приморского края. Оптимальной формой собственности такого органа могла бы являться принадлежность к структурным подраз-

делениям Администрации края. Альтернативной формой организации координирующего органа может стать некоммерческое партнерство при участии специалистов Администрации края, посольства КНР во Владивостоке, представителей научных кругов и общественности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Голобоков А.С. Итоги Восточного экономического форума как фактор устойчивого развития социально-экономического потенциала российского Дальнего Востока. Фундаментальные исследования - № 11. -2015, С. 981-985

2. Горностаева Л.А. Тенденции развития совместного предпринимательства в российской экономике : дисс. кандидата экономических наук : 08.00.05, 08.00.01 / Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. - Тамбов, 2006. С. 122

3. Инвестиционная деятельность в России: условия, факторы, тенденции. М.: Госкомстат России, 2000, С. 130-137

4. В Приморье создано совместное российско-азиатское предприятие для выращивания гребешка и трепанга. URL: http://www.newsvl.ru/forumvostok/2015/09/03/13 8711/#ixzz4YnaBsu5O (дата обращения 12.02.2017)

5. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика, М., 1997, С. 687-710

6. Семенов К.А. «Международные экономические отношения», М, 2009, С. 242-247

7. Горбунов А. Совместный бизнес: условия совместного сотрудничества // Консультант директора. 2013, С. 14

8. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика (основы экономической политики). М: АО «ДИС», 1996. С. 76-85

9. Кононенко Г.Г. Основные проблемы и направления совместного российско-китайского бизнеса в сфере развития марикультуры в Приморском крае / Г.Г. Кононенко // Известия ТИНРО. 2009. №157. С.328-333

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.