Дорожные карты как инструмент развития малого предпринимательства и формирования новых предпринимательских ниш
Казыханов Руслан Радикович,
аспирант
Уфимская государственная академия экономики и сервиса
2533299@rambler.ru
Аннотация: В статье рассмотрены основные недостатки существующих подходов к реализации государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства, обоснована необходимость перехода от механизма самозанятости к формированию предпринимательских ниш, увязанных с потенциалом и уровнем развития конкретной территории. Автором статьи предложена методика дорожного картирования как инструмента реализации муниципальной стратегии поддержки и развития предпринимательства.
Abstract: The article considers the main weaknesses of existing approaches to realization of state policy of supporting small and medium-sized businesses, the necessity of transition from self-employment mechanism to the formation of entrepreneurial niches linked to the capacity and level of development of a specific territory. The author proposed a method of road mapping as a tool for the realization of the municipal strategy and business development support.
Ключевые слова:малое предпринимательство, предпринимательские ниши, дорожные карты, государственная и муниципальная поддержка предпринимательства, муниципальное образование.
Keywords:small business, entrepreneurial niches, road maps, state and municipal entrepreneurship support, municipality.
В настоящее время становится актуальной проблема поиска предпринимательских ниш и возможностей в рамках конкретной территории, учитывающая текущее размещение производительных сил, природногеографический, ресурсный, производственный и другие потенциалы развития
региона. Кроме того, формируются новые приоритеты в размещении производительных сил, которые значительно изменились с переориентацией регионального хозяйства в рыночном направлении, с включением регионов в мировое пространство.
Немаловажен учет данного аспекта и при определении приоритетов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, то есть необходимо учитывать при разработке региональных стратегий и механизмов реализации государственной политики в сфере поддержки малого и среднего бизнеса местные особенности территорий (муниципальных образований). Так, на развитой в экономическом плане территории вряд ли стоит финансово поддерживать традиционные виды бизнеса - торговлю, общественное питание, бытовые услуги населению, а, наоборот, необходимо стимулировать создание производственных, инновационных компаний высокотехнологичного сектора экономики. В сельской и экономически неразвитой местности стоит обратить внимание на поддержку бизнесов в таких сферах, как сельское хозяйство, бытовое обслуживание населения, торговля (например, оптовая), общественное питание, придорожный сервис, т.е. формировать условия для развития социального предпринимательства.
Для малого бизнеса характерна высокая зависимость от внешней среды: в процессе осуществления своей деятельности малый бизнес находится под влиянием ряда факторов, сдерживающих его развитие. Среди данных факторов присутствует и проблема выбора обоснованной ниши с учетом специфики конкретной территории.
Малый бизнес остается ключевой потенциальной «точкой роста» экономики страны и регионов. Но в тоже время размещение субъектов малого и среднего бизнеса в основном происходит в центрах экономической активности, что предопределяет дальнейшую деградацию экономически неразвитых территорий. С другой стороны, в рамках, казалось бы, деградирующих территорий остаются предпринимательские ниши, востребованные населением. В связи с этим возникает необходимость пересмотра государственной политики
в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства, заключающегося в переходе от самозанятости населения к формированию перспективных предпринимательских ниш в рамках конкретной территории и выработке рекомендаций по их освоению.
В таких условиях остро стоит вопрос интенсификации усилий муниципальных образований в сфере развития малого предпринимательства. Складывается ситуация, когда федеральные и региональные власти озвучивают масштабные планы и стратегии развития предпринимательства, направляя существенные бюджетные ассигнования на поддержку сектора, но необходимого эффекта применяемые механизмы не дают. Незаинтересованность местных властей в развитии данной сферы лишь усугубляет проблему.
Безусловно, можно найти множество оправданий такой муниципальной политике - местные бюджеты, например, в Республике Башкортостан, в большинстве своем являются дотационными, и рассчитывают лишь на субвенции и субсидии регионального бюджета и федеральное софинансирование, объем налоговых поступлений от малого бизнеса, попадающий в распоряжение местного бюджета, достаточно низкий (в основном не более 5-10% консолидированного бюджета муниципального образования). Следует отметить и тот факт, что местные власти, как правило, стремятся иметь ряд аффилированных малых компаний, которые «специализируются» на муниципальном заказе и занимают привилегированное положение на рынке (т.е. имеется факт ограничения конкуренции). А если учесть и такие проблемы, как отсутствие межмуниципальных связей и кооперации, в том числе по совместному продвижению продукции и формированию межмуниципальных объектов инфраструктуры, то занятие предпринимательской деятельностью в части механизма самозанятости населения является рисковым и неблагодарным делом.
В условиях такой трансформации системы государственной поддержки предпринимательства необходим инструмент, позволяющий увязать
конкретные ресурсные возможности территории (ресурсный потенциал) с предпринимательским потенциалом населения, причем предполагающий активное вовлечение в этот процесс муниципальных властей. Фактически, речь идет о необходимости реализации проекта по региональному Форсайту малого предпринимательства с целью обоснования возможных предпринимательских ниш территорий.
В рамках Форсайта широкое распространение получают так называемые «дорожные карты». Во многих развитых странах технологическое картирование признано одним из самых эффективных методов планирования, прогнозирования и управления деятельностью как активно внедряющих нововведения компаний, так и отраслей и секторов промышленности. Под этим термином обычно подразумевают достаточно широкий класс различных аналитических методик, позволяющих прогнозировать развитие инноваций и новых технологий.
Суть технологического картирования состоит в создании визуального представления плана-сценария развития технологий, на котором отражены возможные сюжеты развития и точки критических решений. Результатом исследования выступает технологическая дорожная карта (от англ. technologyroadmap или TRM), которая охватывает важнейшие узлы развития (пройденные, настоящие и будущие шаги в развитии науки и технологии), соединенные причинными и/или временными «цепочками». В рамках дорожного картирования разделяют две цели: первая - это предвидение и планирование развития ситуации, на различных технологических, социальных, экономических и политических уровнях; вторая - это управление процессом достижения поставленных стратегических задач (конструирование будущего).
В общем случае дорожные карты нацелены на информационную поддержку процесса принятия управленческих решений по развитию объекта картирования. Но существуют специфические цели, которые выделяются некоторыми учеными, а именно: решение проблемы объекта (это локальные
дорожные карты) или инновационное развитие объекта (эти дорожные карты носят, как правило, более масштабный, междисциплинарный характер) [3].
Методика дорожного картирования позволяет сформировать видение развития субъекта картирования в установленное время в будущем, определить какие продукты и сервисы будут востребованы; какие технологии необходимы, чтобы произвести продукцию; возможности создания необходимых технологий; технологические альтернативы (дерево технологий); способы получения необходимых технологий; необходимые навыки для создания и использования данных технологий; образовательные программы, позволяющие приобрести необходимые навыки.
В экономической литературе выделяют следующие типы дорожных карт
[2, 3]:
- промышленные, отраслевые (оценка влияния рынка, увязка с конкретными технологиями, адаптация исследований и производств к новым условиям);
- научные и технологические (выбор из новых формирующихся технологий);
- продуктовые (идентификация технических процессов и сопровождающих рисков и возможностей, связанных с развитием определенного продукта или услуги);
- программные, стратегические (используются правительственными и частными структурами для влияния возникающих и возможных проблем на реализацию стратегии);
- корпоративные (сценарии развития отдельной компании).
Дорожная карта является «мягким» инструментом прогнозирования и государственного управления развитием субъекта картирования, сегодня данный инструмент используется не только зарубежными, но и российскими корпорациями и органами государственной власти: так, в условиях Российской Федерации осуществляется разработка дорожных карт развития среднего и малого бизнеса на основе действующих программ и концепций развития предпринимательства (пр., Дорожная карта развития малого и среднего бизнеса до 2020 года, разработанная Минэкономразвития России [1]).
Дорожное картирование развития предпринимательства на муниципальном уровне - это трехуровневая схема пошаговых действий органов муниципального управления, субъектов предпринимательства по созданию условий для освоения предпринимательских ниш, открытия и развития бизнеса в этих нишах.На первом (базовом уровне) разрабатывается дорожная карта развития предпринимательства в муниципальном образовании.На втором уровне разрабатываются дорожные карты освоения и развития предпринимательских ниш муниципального образования.На третьем уровне - составляют дорожные карты открытия и развития субъектов малого и среднего предпринимательства в выявленных предпринимательских нишах.
Структура «дорожной карты» развития предпринимательства в муниципальном образовании представлена в таблицах 1-2.
Таблица 1
Дорожная карта развития предпринимательства вмуниципальном образовании
Таблица 2
Дорожная карта развития предпринимательской ниши
в муниципальном образовании
1.Предпринимательская ниша Вид предпринимательской деятельности
2. Перспективные продукты Перечень продуктов, производимых в данной предпринимательской нише
3. Рынки и сегменты рынков Емкость рынка: - муниципального образования; - республиканского рынка; - российского рынка; - зарубежного рынка.
4. Оценка конкуренции на рынках Возможные доли рынка, занимаемые субъектами предпринимательства муниципального образования
5. Технологии Существующие технологии (отечественные, зарубежные), способы доступа к ним
6. Виды ресурсов, компетенций, к которым субъекты предпринимательства на территории МО имеют и свободный доступ Перечень ресурсов муниципального образования, находящихся в свободном обращении, для использования в целях освоения и развития предпринимательских ниш
7. Расширение и укрепление ресурсной базы предпринимательской ниши Организационные, правовые, административные, экономические меры, применяющие на территории МО (отвод земель, предоставление в аренду незадействованных объектов муниципальной собственности, режимы льготного налогообложения, лоббирование, оказание помощи в поиске новых партнеров и др.) с целью расширения и укрепления ресурсной базы предпринимательской ниши
8. Риски и ограничения Оценка возможных рисков и их профилактика
9. Формирование инфраструктурных условий на территории МО для освоения предпринимательской ниши Инновационные, научно-производственные, образовательные, консалтинговые, информационные, финансовые, логистические и др. структуры
Дорожные карты развития предпринимательства по соотношению насыщенности и перспективности предпринимательской ниши представлены в таблицах 3-5.
Таблица 3
Дорожная карта развития предпринимательства по соотношению насыщенности и перспективности предпринимательской ниши
Соотношение насыщенности и перспективности предпринимательской ниши
Анализ насыщенности предпринимательской ниши Количество, концентрация, масштаб, территориальная принадлежность предприятий, действующих в предпринимательской нише на территории МО; их группировка по конкурентным преимуществам
♦
Анализ перспективности предпринимательской ниши Выявление факторов, формирующих мнение о перспективности ниши у населения, предпринимателей и муниципальной власти; выявление причин растущего спроса и условий, при которых спрос будет иметь положительную динамику
Разработка муниципальной программы развития спроса в предпринимательской нише Меры организационного, институционального, экономического, административного и иного воздействия в рамках действующего законодательства для создания условий для поддержания, роста спроса посредством развития предпринимательства
1
Бизнес-ориентиры для развития СМСП в предпринимательстве Какой вид продукции целесообразно производить, по какой технологии, масштабы производства, объемы использования местных ресурсов, возможность привлечения инвестиций внешних и внутренних, потенциальные партнеры
*
Формирование муниципальной инфраструктуры развития предпринимательской ниши Бизнес-инкубаторы, кредитные организации, консалтинг, франчайзинг, логистика, НИОКР, лизинг, центры трансфера технологий, субконтрактации и др.
Выработанные в результате дорожного картирования принципы и необходимые меры муниципальной стратегии поддержки и развития предпринимательства состоят в следующем:
- концентрация ресурсов различного рода на реализации муниципальных и межмуниципальных приоритетов развития предпринимательства;
Таблица 4
Дорожная карта развития предпринимательства по соотношению насыщенности иперспективности предпринимательской ниши
Соотношение насыщенности и перспективности предпринимательской ниши «высокая-средняя/ низкая»
*
Анализ насыщенности предпринимательской ниши Количество, концентрация, масштаб, территориальная принадлежность предприятий, действующих в предпринимательской нише на территории МО; их группировка по конкурентным преимуществам
♦
Анализ перспективности предпринимательской ниши Выявление факторов, формирующих мнение о перспективности ниши у населения, предпринимателей и муниципальной власти; выявление причин, снижающих привлекательность ниши и условий, при которых возможен рост спроса в перспективе
*
Актуальность диверсификации предпринимательской ниши Оценка возможностей географического расширения рынков, формирование межмуниципальных рынков, роста спроса за счет модернизационных, инновационных технологий
Ж
Формирование условий для диверсификации ниш Организационные, экономические, институциональные меры для диверсификации предпринимательской ниши
*
Формирование инфраструктуры диверсификации ниш Оценка возможностей расширения емкости предпринимательской ниши
*
Привлечение СМСП в предпринимательскую нишу Франчайзинг, лизинг, аутсорсинг, субконтрактация, «ручное управление» со стороны муниципальных администраций
- объединение и координация усилий федеральных, региональных, местных органов исполнительной власти и частного сектора экономики;
- скоординированное и комплексное использование для реализации приоритетов различных инструментов (финансовых, маркетинговых, регулятивных и др.);
- мониторинг эффективности и результативности реализации приоритетов развития предпринимательства совместно с представителями предпринимательского и научного сообщества, выработка ключевых показателей результативности деятельности местных властей по разработке и реализации перспективных предпринимательских ниш;
- мониторинг перспективных предпринимательских ниш и предвидение новых точек роста предпринимательства на территории;
Таблица 5
Дорожная карта развития предпринимательства по соотношению
насыщенности иперспективности предпринимательской ниши
Соотношение насыщенности и перспективности предпринимательской ниши «низкая/средняя - низкая/средняя»
Анализ насыщенности предпринимательской ниши Количество, концентрация, масштаб, территориальная принадлежность предприятий, действующих в предпринимательской нише на территории МО; их группировка
♦
Анализ перспективности предпринимательской ниши Выявление факторов, формирующих мнение о перспективности ниши у населения, предпринимателей и муниципальной власти; выявление причин, снижающих привлекательность ниши и условий, при которых возможен рост спроса в перспективе
♦
Оценка потенциального увеличения емкости предпринимательской ниши Оценка возможностей трансформации спроса из низкого/среднего - в высокий
♦
Оценка необходимых ресурсов Оценка объема ресурсов муниципальных и внешних для увеличения емкости предпринимательской ниши
♦
Оценка перспективности предпринимательской ниши Ч| Ниша перспективна Ниша неперспективна
♦
Разработка плана расширения емкости перспективной Практические и долгосрочные программы, стратегий развития СМСП в перспективной нише, повышение их
- регулярная оценка необходимости уточнения состава используемых механизмов и инструментов, поиск и апробация новых высокоэффективных механизмов иинструментов реализации приоритетов;
- выделение зон ответственности государства и бизнеса в реализации инициатив, обеспечивающих создание потенциала развития территории в долгосрочной перспективе.
Для развития предпринимательских ниш на местном уровне необходимо использовать инструменты, позволяющие, во-первых, добиться формирования тесных экономических и хозяйственных связей между жителями и населенными пунктами района; во-вторых, стимулировать самозанятость населения за счет развития ключевых компетенций и грамотного
использования имеющегося ресурсного потенциала территории (пчеловодство, рыболовство, туризм, ремесла, сельское хозяйство и т.д.); в-третьих, создать необходимую инфраструктуру для развития малого бизнеса с учетом специфики территории и на принципах государственно-частного партнерства (специализированныебизнес-инкубаторы, объекты придорожного сервиса, центры коллективного обслуживания малого бизнеса, муниципальные лизинговые фонды); в-четвертых, финансировать и субсидировать социально значимые виды бизнеса, которые имеют нулевую рентабельность и способствуют повышению качества жизни населения, проживающего на территории (стимулирование социального предпринимательства - частные образовательные, медицинские услуги, услуги в сфере физической культуры и спорта, бытовое обслуживание населения); в-пятых, оказывать содействие в продвижении продукции (услуг, работ) малых предприятий муниципального образования как внутри территории, так и за ее пределами (организация тематических сезонных ярмарок, субсидирование транспортных затрат по участию малых предприятий в выставочно-ярмарочной деятельности, содействие в получении местными предприятиями мест на рынках и ярмарках других городов и районов), разработать программу и конкретные мероприятия по продвижению территории с учетом специализации и конкурентных преимуществ (маркетинг территории).
Библиографическийсписок
1. Дорожная карта проекта «Развитие малого и среднего предпринимательства» [электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации. - М.: Минэкономразвития России, 2009. -Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/smallBusiness/, своб. - Дата обращения: 27.01.2012 г.
2. KostoffR.N., SchallerR.R. Scienceandtechnologyroadmaps //IEEE Transactions of Engineering Management. - 2001. - №48 (2). - P. 132-143.
3. PhaalR. (2011). Public-DomainRoadmaps [электронныйресурс]. - 2011. -Режим доступа: http://www.ifm.eng.cam.ac.uk, своб.