Вестник ПСТГУ
IV: Педагогика. Психология
2015. Вып. 4 (39). С. 95-107
Голубева Елена Валериевна, канд. психол. наук, Южный федеральный университет (Таганрог) [email protected]
Новиков Николай Иванович, Павловский социально-реабилитационный центр
для несовершеннолетних «Созвездие-
(ст. Павловская, Краснодарский край)
Развитие предпосылок экономического сознания
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ1
В статье рассматривается проблема развития предпосылок экономического сознания у детей из неблагополучных семей. Показано, что неблагополучная семья является фактором формирования деформации в предпосылках экономического сознания у младших школьников. У них наблюдается запаздывание в формировании основных экономических представлений, «перекос» в сторону стремления к максимизации собственной выгоды в ущерб поддержания принципа сотрудничества. В статье представлены задачи, принципы, этапы, методы и техники психокоррекционной работы с младшими школьниками по развитию у них предпосылок экономического сознания. Доказана эффективность разработанной психокоррекционной программы по следующим направлениям: она способствует расширению набора основных экономических представлений у детей, подготавливает к усвоению моральных убеждений более высокого уровня, ориентирует ребенка на сотрудничество с другими.
Современному человеку необходимо знание объективных экономических законов. Чем раньше он познакомится с ними, тем активнее будет процесс его общего развития. В младшем школьном возрасте развитие предпосылок экономического сознания расширяет кругозор ребенка и позволяет ему оценивать реальные отношения между людьми.
Дети овладевают предпосылками экономического сознания прежде всего в семье. Л. И. Поройко пишет, что экономическое воспитание начинается в семье, ее жизненный уклад дает первые представления о деньгах, зарплате, здесь ребенок впервые получает опыт экономических отношений, включаясь в экономическую подсистему семьи2. Поэтому дети из неблагополучных семей попадают в
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 13-36-01006а1.
2 Поройко Л. И. Структура школьного курса экономики и методика его преподавания // Ярославский педагогический вестник. 1997. № 1. С. 93—96.
Е. В. Голубева, Н. И. Новиков
«группу риска» в том числе и с точки зрения формирования у них предпосылок экономического сознания.
Для неблагополучных семей характерны неспособность родителей удовлетворить важные потребности детей, отсутствие внимания к воспитанию ребенка, в том числе и к экономическому, демонстрация отрицательных примеров асоциального экономического поведения. В дальнейшем у ребенка, воспитанного в неблагополучной семье, возможно формирование различного рода деформаций экономического сознания и поведения — от неспособности к материальному самообеспечению до воровства. Следовательно, задача разработки психокоррек-ционной программы, направленной на развитие предпосылок экономического сознания у детей из неблагополучных семей, является весьма актуальной.
Целью нашего исследования является анализ развития предпосылок экономического сознания у младших школьников из неблагополучных семей в условиях психокоррекционной работы. Гипотеза же исследования состоит в предположении, что специально организованная коррекционная работа позволит сформировать предпосылки экономического сознания у младших школьников из неблагополучных семей.
Задачи исследования следующие:
1. Теоретический анализ проблемы предпосылок экономического сознания у младших школьников из неблагополучных семей.
2. Эмпирическое изучение предпосылок экономического сознания у таких школьников.
3. Разработка и реализация программы развития у них предпосылок экономического сознания.
4. Проверка эффективности программы развития предпосылок экономического сознания младших школьников из неблагополучных семей с помощью сравнительного анализа результатов диагностики до и после реализации программы.
Методы и методики:
1. Теоретический анализ проблемы исследования.
2. Эмпирические методы:
а) исследовательские методы для изучения предпосылок когнитивного компонента экономического сознания — экономические задачи Р. Си-глера и др. в адаптации Е.В. Голубевой; для выявления предпосылок мотивационно-ценностного компонента экономического сознания — моральные дилеммы по Л. Колбергу; для исследования поведенческого компонента экономического сознания — эксперимент «Игра в ультиматум» (В. Гут и др.);
б) методы психологической коррекции (игротерапия, арттерапия, психогимнастика, тренинг).
3. Методы интерпретации результатов исследования.
Теоретический анализ проблемы исследования
Экономическое сознание необходимо рассматривать как комплексное психологическое образование, выполняющее функцию управления экономическим
поведением и состоящее из следующих взаимосвязанных компонентов: когнитивного, мотивационно-ценностного, поведенческого.
Когнитивный компонент экономического сознания выражает «информационную чувствительность» личности по отношению к экономике, которая проявляется в адекватности представлений, широте знаний об экономических реалиях. Мотивационно-ценностный компонент характеризует оценку значимости для человека экономических явлений, степень согласованности экономических и нравственных ценностей. Поведенческий компонент определяется через практическое взаимодействие с экономическими объектами.
В младшем школьном возрасте экономическое сознание еще не сформировано, но его предпосылки уже развиваются. Предпосылки когнитивного компонента экономического сознания выражаются в том, что в младшем школьном возрасте активно формируются основные экономические представления: о деньгах, цене, спросе и предложении, прибыли, банках и др.
В этом возрасте на основе опыта расходования карманных денег формируются предпосылки и поведенческого компонента экономического сознания — взаимодействие с деньгами (расходование, сбережения, риск). Именно с этого возраста ребенок обращает внимание на цену покупки, осознает зависимость покупательского выбора от наличной суммы денег и разницу в цене в зависимости от места покупки, определяет потребительские свойства приобретаемого товара.
Предпосылки мотивационно-ценностного компонента экономического сознания у половины детей младшего школьного возраста имеют экономическую направленность. Более трети младших школьников демонстрируют нравственную направленность мотивационно-ценностного компонента экономического сознания3.
Эмпирическое изучение предпосылок экономического сознания у младших школьников из неблагополучных семей
В эмпирическом исследовании принял участие 31 ребенок из неблагополучных семей в возрасте от 8 до 12 лет (средний возраст — 10,7 лет), помещенный в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.
Результаты исследования показали, что у детей из неблагополучных семей имеются определенные деформации в предпосылках экономического сознания.
Так, исследование когнитивного компонента предполагало решение детьми экономических задач, направленных на выявление владения ребенком экономическими представлениями о спросе, предложении, цене, прибыли и о банках. Например, детям было предложено решить задачу следующего содержания: «Катя работает в ларьке, в котором продается лимонад. Как-то раз был праздничный день, и горожане отправились за город, поэтому не так много людей как обычно прошли по улице, на которой работала Катя. Как ты думаешь, Катя
3 Голубева Е. В., Истратова О. Н. Возрастные закономерности формирования экономического сознания у детей и подростков // Известия Южного федерального университета. 2013. № 10. С. 184-194.
продала лимонада больше, меньше или такое же количество, как обычно? Почему?». Исследование продемонстрировало, что в среднем у детей сформировано 2,7 экономических представлений из 5-ти изучаемых. Лучше других сформированы представления о спросе и предложении, примерно у половины — о прибыли и о цене, а хуже других — представление о том, как работает банк (рис. 1).
Рис. 1. Сформированность когнитивного компонента экономического сознания у детей из неблагополучных семей
Эти данные согласуются с тем, в каком «порядке» у детей формируются экономические представления. По данным западных исследований, четырех-пятилетние дети осознают влияние спроса на объем продаж, а к восьми годам они начинают осознавать влияние предложения на объем продаж. Эти результаты объясняются тем, что спрос влияет на объем продаж в прямом направлении, а предложение — в обратном, и способность понимать обратные связи между явлениями появляется в более старшем возрасте. Сравнивать товары по цене дети могут уже в возрасте четырех-пяти лет, однако понимание того, от чего зависит цена, развивается на протяжении младшего школьного возраста. Чтобы понять сущность прибыли, ребенок должен осознать связь между покупкой (по более низкой цене) и продажей (по более высокой), что становится возможным к концу младшего школьного возраста. И, наконец, для понимания принципа работы банка ребенку необходимо осознать, как банк получает прибыль. Большинство детей младшего школьного возраста признают, что банк должен получать прибыль, но не понимает, каким образом он может это делать, ведь они полагают, что проценты по вкладам равняются процентам по ссудам4. Таким образом, полученные нами результаты свидетельствуют о «стандартной» последовательности формирования экономических представлений у детей из неблагополучных семей, но некотором запаздывании по сравнению с возрастными нормами.
4 Голубева Е. В. Мир экономики глазами детей // Экономика в школе. 2006. №4. С. 8—18.
98
Изучение предпосылок мотивационно-ценностного компонента экономических представлений основывалось на решении детьми моральных дилемм по Л. Колбергу, в которых сталкиваются экономические (например, выгода, собственность и др.) и нравственные ценности (например, дружба, честность и др.). Так, детям было предложено решить моральную дилемму: «Дима — 10-летний мальчик, который очень хотел поехать в лагерь. Он решил сам заработать для этого деньги. Дима усердно работал и скопил деньги, необходимые для поездки в лагерь. Но как раз перед поездкой друг Димы попросил отдать деньги ему, чтобы пойти на концерт любимой группы. Дима не хотел отказываться от поездки в лагерь и собирался отказать другу. Дима должен отдать другу деньги?». В том случае, если, отвечая на вопрос, ребенок ориентируется на страх перед наказанием или на собственные интересы, выгоду, он находится на доконвенциональном уровне морального развития. Если же ребенок ориентируется на социальные нормы, право и порядок, то он находится на конвенциональном уровне морального развития. Если же ребенок ориентируется на общечеловеческие принципы морали, ставшие индивидуальными принципами совести, то он находится на постконвенциональном уровне морального развития.
Около половины опрошенных детей были отнесены к доконвенционально-му уровню. Их ответы на описанную выше дилемму, например, заключались в следующем: «Нет, не должен, потому что деньги ему нужны на поездку в лагерь». Другая половина была отнесена к конвенциональному уровню, она отвечала на эту дилемму, например, так: «Да, потому что это его друг» (рис. 2). Таким образом, дети из неблагополучных семей по сформированности предпосылок мотивационно-ценностного компонента экономического сознания в основном соответствуют возрастным нормам5, однако наблюдается некоторое искажение в плане полного отсутствия ответов, свидетельствующих о формировании постконвенциональной морали.
Рис. 2. Сформированность предпосылок мотивационно-ценностного компонента экономического сознания у детей из неблагополучных семей
5 Голубева Е. В. Уровень морального сознания современных младших школьников // Новые ценности современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. Том II. Казань, 2006. С. 255—257.
55
Доконвенциональный ■ Конвенциональный
Для исследования поведенческого компонента экономического сознания был проведен эксперимент «Игра в ультиматум». В игре участвуют два игрока. Экспериментатор предлагает одному из них («ведущему игроку») некоторую сумму денег (в игре она заменяется фишками, которые можно потом обменять на сладости), однако тот должен поделиться со вторым участником («ведомым игроком»). Если второй участник согласится на предложенную сумму Х, то первый получит общую сумму минус Х. Если же второй участник не согласится, то никто из них деньги не получит. Поведение участников эксперимента может соответствовать одной из двух моделей: «экономического человека», который стремится к максимизации собственной выгоды (оставляет себе сумму, большую, чем «справедливая» — 50 %), и «реципрокного человека», который обладает повышенным уровнем кооперативности и оставляет себе «справедливую» сумму — 50%.
Наше исследование показало, что дети из неблагополучных семей чаще (68 %) выбирают «экономическую» модель поведения, т. е. оставляют себе «несправедливую» сумму — более 50% от исходной, а партнеру предлагают сумму, меньшую 50%. Тех детей, кто выбирает «реципрокную» модель поведения, существенно меньше — 32%. Они склонны делить исходную сумму пополам со своим партнером (рис. 3). По данным нашего предыдущего исследования6, проведенного на 108 младших школьниках из обычных семей, около половины из них (52,6%) делают своим партнерам по игре предложение, составляющее 50% от исходного. Модель поведения этих детей в ситуации морального выбора соответствует поведению «реципрокного человека» (в беседе с экспериментатором эти испытуемые обозначают мотивы такого распределения жетонов следующим образом: «так справедливо» или «так по-честному»). Остальные 47,4% испытуемых предлагают второму игроку менее 50% от исходного, из них 21,1% игроков предлагают партнеру 4%, а 26,3% —3% от исходного, мотивируя такое распределение
Рис. 3. Сформированность предпосылок поведенческого компонента экономического сознания у детей из неблагополучных семей
6 Голубева Е. В. Модели поведения младших школьников в ситуации морального выбора // Вестник Ставропольского государственного университета. 2007. Вып. 50. С. 29-37.
жетонов тем, что они «хотели получить больше». Такое поведение испытуемых соответствует поведению «экономического человека», стремящегося к максимизации собственной выгоды. Следовательно, деформацию в поведенческом компоненте экономического сознания у младших школьников из неблагополучных семей можно определить как искажение, «перекос» в сторону стремления к максимизации собственной выгоды в ущерб поддержания принципа кооператив-ности.
Таким образом, у детей из неблагополучных семей имеются некоторые деформации в предпосылках экономического сознания, поэтому психокоррекци-онная работа с ними по данному направлению является востребованной.
Программа развития предпосылок экономического сознания у детей из неблагополучных семей
Цель программы — развитие предпосылок экономического сознания у детей 8—12 лет из неблагополучных семей.
Задачи программы: исправление и профилактика возникновения деформаций в предпосылках развития, а также стимулирование развития предпосылок:
а) когнитивного компонента экономического сознания у детей, а именно формирование основного набора экономических представлений;
б) мотивационно-ценностного компонента экономического сознания, а именно способствование установлению иерархии материальных и духовных ценностей, помощь в осознании собственных положительных «экономически значимых» качеств, ориентация на сотрудничество с другими людьми;
в) поведенческого компонента экономического сознания у детей, а именно выработка навыков кооперации с другими людьми, навыков получения и расходования денежных средств.
Принципы разработки программы психокоррекционной работы:
а) принцип «нормативности» развития на основе учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
Психокоррекционная программа разработана с учетом возрастно-психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Кроме того, при разработке программы учитываются интеллектуальные и личностные особенности детей из неблагополучных семей: распространенность задержки психического развития, педагогической запущенности, отсутствие познавательного интереса, агрессивность, тревожность и др.
б) принцип «коррекции сверху вниз» посредством создания зоны ближайшего развития ребенка.
Коррекция имеет характер активного формирующего воздействия, оказывающего целенаправленное влияние на генезис и становление возрастных психологических новообразований. Она носит опережающий характер и направлена на формирование тех психологических способностей, которые составляют ближайшую перспективу развития.
в) принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.
Цели коррекционной программы сформулированы как система задач трех уровней: коррекционного (исправление деформаций в предпосылках экономического сознания у детей); профилактического (профилактика возникновения подобных деформаций) и развивающего (стимулирование развития предпосылок экономического сознания у детей).
г) принцип единства диагностики и коррекции.
Коррекция будет построена на основе тщательного психологического обследования и всестороннего анализа его результатов.
д) принцип приоритетности коррекции каузального типа.
Коррекция каузального типа направлена на устранение или нивелирование самих причин, порождающих негативные явления в развитии ребенка. Для обеспечения данного принципа будут разработаны рекомендации для создания условий благоприятной социальной среды развития ребенка после его выхода из учреждения.
е) деятельностный принцип коррекции.
Основным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка. В программе широко применяются упражнения, связанные с ведущей и другими видами деятельности ребенка в младшем школьном возрасте. Это учебная деятельность, игра, общение со сверстниками.
ж) принцип комплексности методов психологического воздействия.
Этот принцип утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической детской психологии. В нашей программе планируется использовать методы игротерапии, арттера-пии, тренинга, психогимнастики, беседы.
з) принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в коррекционной программе.
Так как полная реализация целей коррекции достигается лишь через изменение жизненных отношений ребенка с его социальным окружением, то в нашей психокоррекционной работе мы будем моделировать трудные ситуации, имеющие место в его повседневной жизни, вырабатывать способы поведения в них и поощрять переносить эти способы поведения в реальные условия.
Категория участников: дети 8-12 лет из неблагополучных семей.
Место проведения: Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Павловский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Созвездие"».
Форма проведения: групповая работа. Продолжительность каждого занятия 30-40 мин. Общее количество занятий — 12. Частота проведения занятий — 3 раза в неделю.
Средства решения задач программы: совместные формы сюжетно-ролевой игры, восприятие художественной литературы, дискуссии и др., позволяющие реализовать принципы тренинга, в основе которых лежит активный, исследовательский характер поведения участников.
Таблица 1
Этапы психокоррекционной работы
Этапы, номера занятий Цели и задачи этапа Примеры упражнений
Ориентировочный (1-2 занятия) Знакомство, создание настроя на работу, достижение взаимопонимания, развитие навыков сотрудничества Игра «Давайте познакомимся», игра «Строим башню» и др.
Конструктивно-формирующий (3-11 занятия) Развитие предпосылок экономического сознания через: - формирование основных экономических представлений; Игра «Обмен», Восприятие текстов «Золотые ягодки», «Холмы спроса и предложения», «Банк» и др.
- способствование установлению иерархии материальных и духовных ценностей, помощь в осознании собственных положительных «экономически значимых» качеств, ориентация на сотрудничество с другими людьми; Игра «Сотворение чуда», игра «Составление резюме», восприятие художественного текста «Бедность так беспомощна» и др.
- выработка навыков кооперации с другими людьми, навыков получения и расходования денежных средств Игра «Где взять денег», игра «Доходы и расходы» и др.
Закрепляющий (12 занятие) Закрепление сформированных предпосылок экономического сознания Арттерапевтическое упражнение «Групповой рисунок на тему» и др.
Методы и техники, используемые в программе:
а) игротерапия: направлена на формирование наряду с игровыми отношениями реальных отношений, т. е. отношений сотрудничества и кооперации между ребенком и сверстниками, обеспечивающих возможность позитивного личностного развития; организацию поэтапной отработки в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях и др.;
б) арттерапия: основная цель состоит в гармонизации развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания;
в) психогимнастика: относится к невербальным методам групповой психотерапии, в основе которой лежит использование двигательной экспрессии. Это курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы);
г) тренинг: направлен на обучение ребенка адекватным формам поведения в проблемных ситуациях, на повышение уровня «исполнительской компетентности» в отношении определенных ситуаций взаимодействия и общения с социальным окружением, предметным миром7.
7 Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. Ростов н/Д., 2007.
Проверка эффективности программы развития предпосылок экономического сознания у младших школьников из неблагополучных семей
Группа детей, принимающих участие в исследовании, была разделена на 2 подгруппы — экспериментальную и контрольную. Исходное равенство подгрупп по сформированности предпосылок экономического сознания было установлено статистически: достоверных различий между группами нет ни по количеству сформированных экономических представлений (иэмп=110,5 при р>0,05); ни по доле детей, принадлежащих к доконвенциональному или конвенциональному уровню морального развития (фэмп =0,167 при р>0,05); ни по доле детей, демонстрирующих модели «экономического» или «реципрокного» человека (фэмп =0,512 при р>0,05). Таким образом, подгруппы идентичны по диагностируемым параметрам.
Экспериментальная подгруппа в течение месяца проходила психокоррек-ционную работу по разработанной программе. Контрольная подгруппа в такой работе не участвовала, но так же, как и экспериментальная, была обследована на двух этапах эксперимента — предварительном и итоговом.
Изменения в предпосылках когнитивного компонента экономического сознания у младших школьников из неблагополучных семей (рис. 4) выражаются в том, что у детей экспериментальной подгруппы возросло количество сформированных экономических представлений со среднего значения 2,7 до проведения психокоррекционной работы до среднего значения 3,9 после ее проведения (Т=0 при р<0,01), тогда как у контрольной подгруппы статистически достоверных сдвигов за тот же период не произошло (Т=36 при р>0,05). Таким образом, разработанная программа способствует расширению набора основных экономических представлений у детей.
4,5 4 3,5 3 2,5 2 1,5 1 0,5 0
Рис. 4. Изменения в предпосылках когнитивного компонента у детей экспериментальной и контрольной подгрупп
-33-
2.7 2,8
в) ¡5
л 2 £
щ I
I 5
„ с
I Ё
си йс
С Я
&
Сопоставление предпосылок мотивационно-ценностного компонента экономического сознания до и после проведения психокоррекционной работы выявило увеличение в экспериментальной подгруппе доли детей, относящихся к конвенциональному уровню морального развития (с 47 % до 60 %) (рис. 5). Однако статистически эти изменения подтверждены не были (фэмп=0,7 при р<0,05). В контрольной подгруппе также достоверных изменений не произошло (фэмп=0,02 при р<0,05). Таким образом, можно предположить, что разработанная психокоррекционная программа может способствовать переходу ребенка на более высокий уровень морального развития, но для значительных и устойчивых изменений требуется более продолжительная работа.
70 60 50 40 30 20 10 о
-63-
47
4и
56
44
38
I
X ГО
эх ш
га
л 2 щ с
(И I 5 >
а. о. $ о.
О! О) ^ II— Г" гг
с и щ га
а: с
<п о
>2
О о. о
% ? I
^ <и с
I ш
о ш га
н а: 1- ос
I то X го
>5 л О! X .0 го с о <и X л ^ го с
со X о с О- х о с
о. о_ а о о_ о >*
ф ш й 1- ш а.
с с X со е: X
и •X. 01 О о т о
ПДоконвенциональный
Конвенциональный
Рис. 5. Изменения в предпосылках мотивационно-ценностного компонента у детей экспериментальной и контрольной подгрупп
Изменения в предпосылках поведенческого компонента экономического сознания детей из неблагополучных семей (рис. 6) выражаются в том, что возрастает доля детей, выбирающих «реципрокную» модель поведения, ориентированную на принципы сотрудничества (Т=0 при р<0,01). У младших школьников, относящихся к контрольной группе, статистически достоверных сдвигов в моделях поведения не произошло (Т=31,5 при р>0,05). Таким образом, разработанная программа помогает ориентировать ребенка на сотрудничество с другими людьми, способствует выработке навыков кооперации.
Итак, гипотеза нашего исследования является, в основном, доказанной. Проведенная психокоррекционная работа способствует развитию предпосылок экономического сознания у младших школьников из неблагополучных семей. Разработанная программа психокоррекционной работы является эффективной по основным направлениям и может быть использована в практике работы социально-реабилитационных учреждений для детей.
80 70 60 50 40 30 20 10 О
"67"
69
-69-
53
47
33 31 31
>s О)
3 5
га
а. а.
IU (и
5 | £
I е-
CL к
Ш п,
s
о
Q.
О
t- с; I га <и £
S 5 >
а ; а
m
зс с m о
OJ
S з: ~
а с
а> га
з: с
3 S
m з a о.
<ц ai
с 5
m
1t Z
о. s 5
о р- Q.
g 01 Г
со с £
ш I
m х
□ Сумма 50% ■ Сумма более 50 %
Рис. 6. Изменения в предпосылках поведенческого компонента у детей экспериментальной и контрольной подгрупп
Ключевые слова: младший школьник, неблагополучная семья, предпосылки экономического сознания, когнитивный компонент, мотивационно-ценностный компонент, поведенческий компонент, психокоррекция.
Developing prerequisites
FOR ECONOMIC CONSCIOUSNESS IN PRIMARY SCHOOL-AGED CHILDREN OF DYSFUNCTIONAL FAMILIES IN THE CONTEXT OF PSYCHOCORRECTION
E. Golubeva, N. Novikov
The paper concerns developing prerequisites for economic consciousness in children of dysfunctional families. It is demonstrated that in primary school children dysfunctional family promotes deformations in their economic consciousness prerequisites. Such children have delayed formation of their basic economic concepts, are more inclined to seek maximum self-interest to the detriment of cooperative principle. The paper proposes problems, principles, steps, methods and techniques for psychocorrection of primary school children in order to develop prerequisites for economic consciousness in such children. The developed program has been proven to be efficient in the following ways: promoting expansion of the set of basic economic concepts in children, preparing children to learn higher level moral convictions, inviting children to be cooperative with others.
Keywords: primary school children, dysfunctional family, economic consciousness prerequisites, cognitive component, motivational-value component, conative component; psychocorrection.
Список литературы
1. Голубева Е. В. Мир экономики глазами детей // Экономика в школе. 2006. № 4. С. 8-18.
2. Голубева Е. В. Модели поведения младших школьников в ситуации морального выбора // Вестник Ставропольского государственного университета. 2007. Вып. 50. С. 29-37.
3. Голубева Е. В. Уровень морального сознания современных младших школьников // Новые ценности современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. Том II. Казань, 2006. С. 255-257.
4. Голубева Е. В., Истратова О. Н. Возрастные закономерности формирования экономического сознания у детей и подростков // Известия Южного федерального университета. 2013. № 10. С. 184-194.
5. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. Ростов н/Д, 2007.
6. Поройко Л. И. Структура школьного курса экономики и методика его преподавания // Ярославский педагогический вестник. 1997. № 1. С. 93-96.