Научная статья на тему 'Педагогические условия организации процесса воспитания ответственности у младших школьников из неблагополучных семей в учебной деятельности'

Педагогические условия организации процесса воспитания ответственности у младших школьников из неблагополучных семей в учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
708
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / EDUCATION / CHILDREN OF JUNIOR SCHOOL AGE / DYSFUNCTIONAL FAMILY / RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вершинина Лидия Васильевна, Максимова Инна Евгеньевна

В статье анализируются педагогические условия организации процесса воспитания ответственности у младших школьников из неблагополучных семей в учебной деятельности: формирование представлений учащихся о ценностях с опорой на их личный опыт; обогащение эмоционального опыта младших школьников переживанием других людей через проживание эмоционально-нравственных ситуаций; развитие способности к оцениванию и выбору по критерию ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вершинина Лидия Васильевна, Максимова Инна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ORGANIZATION OF THE PROCESS OF RESPONSIBILITY DEVELOPMENT OF CHILDREN OF JUNIOR SCHOOL AGE IN THE EDUCATIONAL ACTIVITY

The pedagogical conditions of organization of the process of responsibility development of children of junior school age in the educational activity are analyzed in the article: forming of ideas of children of junior school age about values with supporting on their knowledge of life; enrichment children’s of junior school age emotional experience by an emotional experience of other people through the feeling of emotional-moral situations; development of ability to see values in proper perspective and make a right choice.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия организации процесса воспитания ответственности у младших школьников из неблагополучных семей в учебной деятельности»

УДК 37.015.3

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ

СЕМЕЙ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2013 Л.В.Вершинина, И.Е.Максимова

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 17.04.2013

В статье анализируются педагогические условия организации процесса воспитания ответственности у младших школьников из неблагополучных семей в учебной деятельности: формирование представлений учащихся о ценностях с опорой на их личный опыт; обогащение эмоционального опыта младших школьников переживанием других людей через проживание эмоционально-нравственных ситуаций; развитие способности к оцениванию и выбору по критерию ценностей.

Ключевые слова: воспитание; младший школьник; неблагополучная семья; ответственность.

Воспитание ответственной личности приобретает особую актуальность в условиях трансформации социально-экономической ситуации в России. Это объясняется следующей антиномией: возрастанием роли отдельного человека в окружающем мире, расширением его свободы и возможностей выбора, с одной стороны, и его зависимости от социальной среды, с другой. В данных условиях успешность самореализации личности в современном обществе во многом определяется ее способностью осуществлять выбор, за результаты которого она несет ответственность.

Особая роль в развитии ответственности у ребенка отводится семье, предназначение которой традиционно связывается с созданием оптимальных условий для его воспитания. Неблагополучная семья отличается низкой ответственностью за воспитание подрастающего поколения, что не способствует развитию ответственности у детей. В неблагополучной семье развитие личностных качеств ребенка, к числу которых относится и ответственность, происходит в неблагоприятных условиях, среди которых личностная деформация родителей, демонстрирующих неуспешную, асоциальную модель поведения, наличие неправильно организованной системы воспитания. Дети из неблагополучных семей, особенно младшего школьного возраста, нуждаются во внимании и поддержке, поскольку именно в раннем детстве негативное влияние неблагополучной семьи на ребенка оказывается наиболее интенсивным. Реализация модели воспитания ответственности в начальной школе, на

Вершинина Лидия Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой иностранных языков. E-mail: lidver@yandex. ru

Максимова Инна Евгеньевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков. E-mail: maxwell. in@yandex. ru

наш взгляд, позволит снизить степень зависимости ребенка от десоциализирующего влияния неблагополучной семьи. Поэтому одной из задач учителя начальных классов является такая организация учебно-воспитательного процесса, который бы способствовал развитию ответственности младшего школьника из неблагополучной семьи вопреки сложным семейным условиям.

Ответственность младшего школьника нами понимается как целостное личностное образование, определяющее отношение и поведение ребенка на основе ценностей, характеризующееся способностью предвидеть результаты своей деятельности и отвечать за нее. Структура ответственности представлена следующими компонентами: когнитивным (знания о ценностях ответственности, добра, пользы, блага и др.), эмоциональным (отношение к миру, отображенное в сознании ребенка сквозь призму ценностей и выраженное в нравственных чувствах (сопереживание, сочувствие), мотивационно-ценност-ным (ценности, принимающие форму мотива ответственного поведения), деятельностным (ответственное поведение и поступки).

Воспитание ответственности у младших школьников из неблагополучных семей предполагает единство формирования у учащихся представлений (знаний) о ценностях, развитие нравственных чувств, мотивов ответственного поведения, приобретение опыта осуществления ответственного поведения и поступков. Через обретение знаний, их эмоциональное прочувствование, опробование в личном опыте построения отношений с окружающими приобретается субъективное основание ценностей, их внутреннее принятие. Знание, переживание «сплавляются» с системой потребностей и мотивов личности, побуждают ее к действию. Поступок представляет собой сознательное действие, ко-

Педагогика

торое направляется определенными целями, мотивами и выражает отношение человека к другим людям и к самому себе.

Для организации воспитания ответственности у младших школьников из неблагополучных семей необходимо определить те педагогические условия, которые будут способствовать эффективности данного процесса. В современной науке представлены различные определения педагогических условий. Н.М.Борытко под педагогическим условием понимает «внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, сконструированного педагогом и направленного на достижение результата»1. В.И.Андреев считает, что педагогические условия представляют собой «результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, организационных форм обучения для достижения целей»2. По нашему мнению, такое понимание педагогических условий отражает сущность педагогического процесса как специально организованного целенаправленного взаимодействия учителей и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств, подчиняющегося целям образования. При отборе педагогических условий воспитания ответственности у младших школьников из неблагополучных семей мы исходим из того, что ответственность младшего школьника представляет собой многокомпонентное личностное образование.

Воспитательная работа, направленная на вооружение младших школьников знаниями о ценностях имеет важный педагогический смысл, так как от уровня усвоения младшими школьниками сущности ценностей и моральных понятий зависит понимание их социальной значимости, восприятие и оценка учащимися явлений окружающей действительности. Особенность нравственных категорий состоит в том, что они существуют в специфической для морали понятийной форме. Понятия синтезируют в себе определенные знания, нормы, ценности, в них отражаются наиболее существенные признаки предметов. Организуя воспитательную работу, направленную на обогащение смысловой сферы учащихся знанием о ценностях, необходимо учитывать тот факт, что сами понятия являются результатом абстрагирующей деятельности мышления, а ребенок младшего школьного возраста не фиксирует понятия в абстракциях, поскольку у него «преобладает наглядно-

1 Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. - Волгоград: 2001. - С. 12. 2Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань: 2000. - С. 10.

действенная форма мышления»3. Поэтому в процессе предъявления учащимся знания о ценностях необходимо «задействовать» их личный жизненный опыт.

Жизненный опыт, по мнению А.С.Белкина, «представляет собой информацию, ставшую достоянием личности. Это сплав мыслей, чувств, поступков, прожитых человеком и имеющих для него самодостаточную цен-ность»4. Жизненный опыт личностно значим и характеризует эгоцентрическое мироощущение человека. С точки зрения когнитивного подхода к обучению извлечения из жизненного опыта детей становятся иллюстрациями для внедряемых в их сознание научных понятий. В концепциях развивающего обучения жизненный опыт выступает источником содержательных абстракций, активизирует познавательную деятельность человека. К жизненному опыту ученика обращается учитель, побуждая его осмыслить новое знание. В концепциях личностно-ориентированного обучения ученик изначально является носителем субъектного опыта, который приобретается ребенком в основном вне учебного процесса, самостоятельно.

Предъявление учащимся информации о ценностях посредством ее интерпретации с позиции их жизненного опыта будет способствовать прочному усвоению младшими школьниками их нравственного смысла. Таким образом, формирование представлений учащихся о ценностях с опорой на их личный жизненный опыт является одним из педагогических условий воспитания ответственности у младших школьников из неблагополучных семей.

Формирование представлений учащихся о ценностях необходимо реализовывать под знаком воздействия на чувства, поскольку чувства - это тот механизм, без приведения в движение которого невозможно ни одно воспитательное воздействие, в том числе и воспитание ответственности. Чувства представляют собой единство некоторого отражаемого содержания и собственно эмоционального переживания, позволяют человеку обнаружить значение ценностей и моральных понятий для своего субъективного мира. Проявляемость чувств зависит от характера отношений, включение в которые порождает адекватные им чувства. Таким образом, «создание» человеческих чувств, какими являются чувства сопереживания и сочувствия, требует от педагога так организовать процесс воспитания ребенка, чтобы младший школьник переживал моральное знание. Поэтому в сочетании с фор-

3 Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: 2002. - С. 191.

4Белкин А.С., Жукова И.К. Витагенное образование: Го-лографический подход. - Екатеринбург: 1999. - С. 5 - 6.

мированием представлений о ценностях необходимо обогащать эмоциональный опыт ребенка переживанием других людей через проживание эмоционально-нравственных ситуаций. Это, по нашему мнению, является следующим педагогическим условием воспитания ответственности у младших школьников из неблагополучных семей.

В процессе воспитания ответственности у младших школьников из неблагополучных семей педагогу необходимо обогащать опыт ответственного поведения и поступков учащихся. Источником такого обогащения, по нашему мнению, является ценностно-ориентационная деятельность. Как отмечает В.Н.Мясищев, «в ценностно-ориентационной деятельности осуществляется не только отражение действительности, но и отношение к ней, а сама избирательность зависит от содержания предмета и его значимости для личности, что и порождает оценку субъектом объекта»5. Сущность ценно-стно-ориентационной деятельности состоит в том, что она направлена на осмысление и оценку явлений социальной действительности и формирование в этой связи личностных смыслов. Внутренней формой функционирования ценностно-ориентационной деятельности является оценочная деятельность, в процессе которой анализируются явления социальной действительности по критерию ценностей и делаются соответствующие обобщения. Поэтому в процессе воспитания ответственности у младших школьников из неблагополучных семей необходимо развивать у них способность к оцениванию своих поступков и окружающих с точки

зрения их соответствия ценностям, ставить учащихся перед необходимостью осуществления выбора, критерием осуществления которого выступают ценности, значимые для общества и личности, которые она принимает как собственные. По мнению А.И.Титаренко, «выбор являет собой результат нравственных исканий личности, выражающийся в сознательном предпочтении определенных ценностей и готовности к нравственному поступку»6. Поэтому для обогащения опыта ответственного поведения учащихся педагогу необходимо развивать у них способность к оцениванию и выбору по критерию ценностей, что, по нашему мнению, является одним из педагогических условий воспитания ответственности у младших школьников из неблагополучных семей.

Таким образом, педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность процесса воспитания ответственности у младших школьников из неблагополучных семей, являются формирование представлений учащихся о ценностях с опорой на их личный опыт; обогащение эмоционального опыта младших школьников переживанием других людей через проживание эмоционально-нравственных ситуаций; развитие способности к оцениванию и выбору по критерию ценностей.

5 Мясищев В.Н. Психология отношений. - М.; Воронеж: 1995. - С. 243.

6 Титаренко А. И. Сущность поступка и его место в структуре морального выбора // Моральный выбор. - М.: 1980. - С. 99.

THE PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ORGANIZATION OF THE PROCESS OF RESPONSIBILITY DEVELOPMENT OF CHILDREN OF JUNIOR SCHOOL AGE

IN THE EDUCATIONAL ACTIVITY

© 2013 L.V.Vershinina, I.E.Maximova°

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

The pedagogical conditions of organization of the process of responsibility development of children of junior school age in the educational activity are analyzed in the article: forming of ideas of children of junior school age about values with supporting on their knowledge of life; enrichment children's of junior school age emotional experience by an emotional experience of other people through the feeling of emotional-moral situations; development of ability to see values in proper perspective and make a right choice. Key words: education; children of junior school age; dysfunctional family; responsibility.

Lidiya Vasilevna Vershinina, Doctor of pedagogical sciences, Professor, head of foreign languages department. E-mail: lidver@yandex. ru

Inna Evgenevna Maximova, senior teacher of foreign languages department. E-mail: maxwell. in@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.