УДК 373.3
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК ЛИЧНОСТНОГО КАЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
2011 И.Е.Максимова
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 29.03.2011
В статье освещается проблема воспитания ответственности у младших школьников из неблагополучных семей. Анализируются психологические механизмы, лежащие в основе формирования ответственности как личностного качества у детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: воспитание, неблагополучная семья, ответственность.
В 21 веке, характеризующемся ростом технологического могущества человечества, политической, экономической, информационной и культурной глобализацией общественной жизни, возрастает роль и значение каждой отдельной личности, расширяются ее социальные функции, возрастает ее ответственность. Поэтому на современном этапе развития России обществу нужен не просто исполнитель, а деятельная личность, способная самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия для себя и других, осознавать и определять меру ответственности за свои поступки. Таким образом, такое качество как ответственность, может быть признано одним из фундаментальных, определяющих последующую успешную социальную адаптацию человека в реальной жизни.
Ответственность - качество личности, определяющее отношение и поведение человека на основе должного, характеризующееся способностью предвидеть результаты своей деятельности и отвечать за нее. Данный феномен имеет дифференцированную структуру и включает в себя когнитивный, эмоциональный, волевой, деятель-ностный компоненты. Поскольку основы формирования детской психики и личностных качеств ребенка закладываются в семье, эффективность развития данных процессов зависит, прежде всего, от ее типа. Благополучная семья, эффективно реализуя воспитательную функцию, предоставляет ребенку оптимальные возможности для формирования его личности. Неблагополучная семья, характеризующаяся нарушением межличностных отношений, прежде всего, в подсистеме родители-ребенок, принятием негативных ценностей и низким культурно-образовательным уров-
Максимова Инна Евгеньевна, аспирант дневной формы обучения, ассистент кафедры иностранных языков E-mail: maxwell. in@yandex. ru
нем взрослых, которые проявляются в виде неправильных форм воспитания или в его отсутствии как такового, оказывает прямое или косвенное негативное влияние на развитие социально полезных качеств личности ребенка, в том числе и ответственности.
Дети из неблагополучных семей характеризуются низкой степенью проявления ответственности: слабой степенью осознанности своих обязанностей, формальной моралью, недостаточным развитием способов ответственного поведения: безынициативностью, пассивностью, действованием при условии внешнего контроля, ориентацией на указания других. Таким образом, проблема воспитания ответственности у младших школьников из неблагополучных семей является чрезвычайно значимой и актуальной для современного общества.
Так как вторым по значимости институтом социализации выступает школа, одной из ее задач становится такая организация учебно-воспитательного процесса, который бы минимизировал отрицательные влияния неблагополучной семьи на формирование личности ребенка и способствовал эффективному развитию ответственности у младших школьников вопреки сложным семейным условиям.
Центральной категорией научного осмысления воспитательного процесса выступает понятие «воспитание», которое принадлежит к социальным явлениям и выступает в роли одного из факторов жизни и развития общества. С точки зрения социальной, воспитание - это «целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая общест-
вом»1. В психологическом плане сущность воспитания представляет постепенное превращение всех внешних регуляторов активности ребенка во внутренние детерминанты его поведения и деятельности. Педагогическая наука рассматривает воспитание как «целенаправленную содержательную деятельность педагогов и родителей, которая содействует максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни»2.
Воспитание ответственности как личностного качества у младших школьников из неблагополучных предполагает, что ученик понимает значение данного понятия, осознает, что его ответственность за поступки есть ответственность, в первую очередь, перед самим собой и перед обществом, данная нравственная категория приобрела для него личностный, субъективный смысл. Ответственность как качество личности младшего школьника проявляется в его действиях, поступках в отношении к учебной и общественно-трудовой деятельности - как мера сознательности школьника, понимания долга, готовность к выполнению школьных обязанностей по нравственно ценным мотивам.
Для эффективной организации процесса воспитания ответственности у младших школьников из неблагополучных семей необходимо учитывать определенные психологические условия. Одним из них, по нашему мнению, является интегративность ответственности. Данный феномен проявляется во взаимосвязи с интеллектуальными, эмоциональными и волевыми сторонами личности и реализуется в поведении. Когнитивный компонент ответственности, являясь необходимым элементом механизма реализации ответственного поведения, предполагает понимание нравственного смысла данной этической категории: осознание значимости обязательного и хорошо выполненного поручения, осознание необходимости своего труда для других и необходимости держать ответ за выполнение порученного дела перед окружающими.
Ответственность как качество личности выражается не только в сознании, в ее формировании большую роль играют чувства. Сознание ответственности придает им социальную направленность, а чувства в свою очередь, вызывая у человека комплекс переживаний, побуждают его к совершению определенных действий. Эмоциональный компонент ответственности отражает субъективную значимость для человека
1 Ковалев С.В. Психология семейных отношений. -М.: 1987. - С. 78.
2 Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.: 2001. - С. 377.
принятых на себя обязательств, которая выражается в переживании человеком своего отношения к делу, поступку, обязанностям и свидетельствует об осознанном эмоциональном отношении к фактам и явлениям окружающей действительности, к собственному поведению.
Взаимосвязь ответственности с волевой сферой реализуется в готовности человека совершать действия - от мыслительных, эмоциональных до конкретных, практических. Волевой компонент ответственности проявляется в способности к волевым усилиям в различных видах деятельности, в установке на преодоление трудностей, умении самостоятельно принимать решения и планировать предстоящие действия, предвидеть их ближайшие и отдаленные последствия, промежуточные и конечные результаты.
Ответственность выражается в конкретных действиях и поступках. Поступок представляет собой сознательное действие, которое направляется определенными целями и мотивами и выражает отношение человека к другим людям и к самому себе. В поступке проявляется ответственность или безответственность за что-либо. В деятельности ответственность проявляется в устойчивом выборе определенных форм поведения: самостоятельность человека в выполнении задания, исключая опеки и внешнего контроля, доведение начатого до конца, качественное и точное выполнение порученной работы, организованность деятельности, добровольность, инициативность. Таким образом, процесс воспитания ответственности у младших школьников из неблагополучных семей предполагает создание целостной системы, направленной на формирование сознания младших школьников, развитие эмоциональной и волевой сфер, организацию опыта ответственного поведения.
Следующим важным условием, определяющим эффективность процесса воспитания ответственности, является учет возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. Воспитательная работа, направленная на формирование сознания, предусматривает вооружение младших школьников знаниями об ответственности как об одной из важнейших этических категорий, осознание важности данной нравственной нормы, понимание того, что соблюдение ее в повседневной жизни во многом определяет социальную значимость человека. Организация деятельности по нравственному образованию имеет важный педагогический смысл, так как от уровня усвоения школьниками сущности этических категорий зависит восприятие ими явлений и фактов окружающей действительности, характер отношения к ним, формирование определенных установок.
Особенность нравственных категорий состоит в том, что они существуют в специфической для морали понятийной форме. Понятия синтезируют в себе определенные знания, нормы, ценности, в них отражаются наиболее существенные признаки предметов. Поэтому, организуя воспитательную работу по формированию понятия об ответственности у младших школьников, следует учитывать тот факт, что процесс усвоения учащимися понятий - сложный и длительный, он требует от школьника более высокого уровня мышления, так как сами понятия являются результатом абстрагирующей деятельности мышления. В связи с длительностью этого процесса необходимо соблюдать определенные этапы преемственности в усвоении представлений и понятий, а также использовать те методы работы, которые непосредственно направлены на сознание младших школьников и преследуют цель создания у них правильных убеждений и понятий. Это рассказ, разъяснение, чтение, беседа.
На начальном этапе учителю необходимо выявить у учащихся имеющиеся представления об ответственности, познакомить их в доступной форме с сущностью данной этической категории и способах ее проявления в поведении и деятельности посредством демонстрации примеров из жизни и литературы. Для этой цели в младших классах часто используется рассказ на этическую тему. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства и сознание, рассказ служит источником знаний, обогащает нравственный опыт личности опытом других людей, помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных категорий. В младших классах рассказ должен быть краток, эмоционален, сопровождаться иллюстрациями, соответствовать социальному опыту детей.
Следующий этап работы по нравственному образованию младших школьников предполагает дальнейшее разъяснение сущности категории «ответственность», расширение и углубление самого понятия, выявление уровня его усвоения и правильности понимания. Такая организация работы по усвоению понятия «ответственность», по нашему мнению, позволяет избежать формального подхода, обеспечивает реальные условия для прочного усвоения учащимися данной нравственной категории.
Знания приобретают для человека личную значимость, в том случае, если они критически усвоены, самостоятельно переработаны и внутренне приняты. Поэтому следующим, направлением работы по воспитанию ответственности у младших школьников из неблагополучных
семей является формирование положительного отношения к данному нравственному качеству.
Отношения людей выражены в чувствах и оценках. У взрослых отношения, опосредованные системой знаний и общественной практикой, обычно складываются в единую систему взглядов, составляя их мировоззрение. Отношения детей младшего школьного возраста имеют свою специфику. Они не базируются на достаточно осмысленных, конкретных и системных знаниях, строятся на подражании взрослым. Младшие школьники правильно и обоснованно определяют свое отношение в том случае, когда обсуждаемые факты и поступки близки к их жизненному опыту и понятны с точки зрения их общественной значимости.
Для формирования положительного отношения к ответственности как нравственному качеству младшим школьникам нужно научиться анализировать поступки людей с позиций данной нормы и делать соответствующие обобщения. Поэтому необходимо использовать методы воспитательного воздействия, направленные на выработку у учащихся умения давать правильную оценку действиям и поступкам своих и окружающих с точки зрения их соответствия усваиваемой моральной норме.
Эффективным методом, направленным на формирование способности у младших школьников за поступками улавливать проявление определенных нравственных качеств, является этическая беседа. В педагогической литературе этическая беседа рассматривается как метод привлечения учащихся для обсуждения, анализа поступков и выработки нравственных оценок, как форма разъяснения школьникам принципов нравственности и их осмысления, как средство формирования системы моральных представлений и понятий, которые в свою очередь выступают в качестве основы для формирования нравственных взглядов и убеждений. Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий. Во-первых, беседа должна носить проблемный характер. Во-вторых, материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными. В начальной школе этическая беседа имеет простую структуру. Здесь предпочтителен индуктивный путь: анализ конкретных фактов, их оценка, обобщение и самостоятельный вывод. В процессе организации и проведения этической беседы младшие школьники ставятся перед необходимостью осознать и выразить свое отношение к обсуждаемым вопросам, дать оценку. Данный метод воспитательного воздействия способствует формированию у учащихся созна-
ния и чувства ответственности, а также оценочных навыков.
В период младшего школьного возраста у детей значительно усложняется структура волевого действия: увеличивается степень самостоятельности в постановке ребенком осознанных и более отдаленных во временной перспективе целей, расширяется диапазон средств их достижения, развивается умение планировать, что позволяет учащимся принимать на себя задание и действовать из необходимости его выполнить. Но, к сожалению, не все младшие школьники выполняют поручения. Причина в том, что оно их не мобилизует, у них не создается намерения выполнить его. Такие учащиеся не вдумываются в содержание задания, не относят его к себе лично, не умеют наметить план действий, точный срок выполнения, распределить этапы работы. Таким образом, необходимо, чтобы учащиеся овладели способами и приемами поведения, которые бы способствовали созданию и осуществлению твердого намерения выполнить поручение.
Для волевой мобилизации младших школьников учителю начальных классов необходимо учитывать ряд обстоятельств. Проявление учащимися упорства и настойчивости во многом определяется их интересом к заданию или поручению, поэтому учителю необходимо максимально включить выполняемое задание в моти-вационную сферу личности учащихся, сделать его значимым для них. Выполнение задания младшим школьником определяется обозримостью цели. Поэтому одним из условий придания деятельности школьника целенаправленности является указание учителем точной конечной цели и четкое определение отдельных шагов к решению. Также необходим инструктаж учащихся о способах выполнения задания. Активизации волевых усилий младших школьников способствует оптимальная сложность задания, обеспечивающая переживание учащимися успеха. Слишком легкие задания не требуют приложение волевых усилий, трудные приводят к снижению уровня волевых усилий или отказу от выполнения. Для мобилизации волевой активности младших школьников необходимо, чтобы они видели свое продвижение к цели, осознали, что это продвижение является результатом их собственных усилий.
Процесс воспитания ответственности как личностного качества может быть результативным только при условии единства и взаимосвязи просвещения с накоплением у учащихся опыта ответственного поведения, в этом случае знания приобретают личностный смысл и побудительную силу.
По-мнению отечественных психологов (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, С.Л.Рубинштейн, А.А.Смирнов) в основе качеств личности лежат закрепившиеся и ставшие привычными формы поведения. Поэтому необходимо, «чтобы детская жизнь была организована как опыт, воспитывающий определенную группу привычек»3. Для решения данной задачи необходимо выделить те отдельные формы ответственного поведения (самостоятельность, доведение начатого до конца, качественное и точное выполнение порученной работы, добровольность, инициативность), которые должны быть закреплены в виде привычной основы соответствующего поведения, и организовать систематическое упражнение детей в данных формах поведения.
Процесс организации опыта ответственного поведения должен одновременно с упражнением в правильных поступках содействовать формированию у младших школьников сознания моральной необходимости их совершения, мотивов общественного значения. Так как в структуру устойчивых форм поведения ребенка входит не только упрочившееся и ставшее привычным поведение, но и закрепившаяся система его отношений к действительности, то есть определенная система его побуждений.
Источником социально-ценных мотивов являются правильно стимулированные и воспитанные общественные потребности, т.е. определяющую роль в формировании мотивов деятельности учащихся играют стимулы. Поэтому в процессе организации опыта ответственного поведения учителю необходимо систематически контролировать поведение ребенка посредством положительного или отрицательного подкрепления его действий, используя методы поощрений и порицаний, смысл которых состоит в предоставлении ребенку обратной связи о соответствии его поведения социальным ожиданиям и нормам. Однако назначение контроля не сводится лишь к проверке результатов деятельности и выявлению недостатков. Важно и то, что итогом контроля становится оценка, которая, вызывает у младшего школьника определенные чувства. Поощрение, вызывая положительные эмоции, усиливает потребность поступать ответственно, т.е. содействует появлению общественно значимых мотивов. Порицание лишает личность психического равновесия, усиливает внутренний разлад, приводит в движение механизм совести, что служит импульсом к нравственному самосовершенствованию. Для эффективного применения системы поощрения и наказания необходимо соблюдение следующих требований: своевременность и оперативность
5 Макаренко А.С. Соч. - М.: 1958. - T.V. - С. 283.
применения этих средств, их многообразие, объективность и справедливость оценки деятельности, индивидуальный подход. Для успешного накопления опыта ответственного поведения необходимо организовать специальную работу по овладению младшими школьниками способами ответственного поведения в различных видах деятельности, обеспечению и стимулированию нравственных мотивов соответствующего поведения.
Таким образом, психологическими условиями, обеспечивающими эффективность организации воспитательного процесса, направленного на формирование ответственности как качества личности младших школьников из неблагополучных семей, являются характер интегратив-ности данного феномена как личностного качества и возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
PSYCHOLOGICAL CONDITIONS OF TEACHING RESPONSIBILITY AS A PERSONAL QUALITY TO CHILDREN OF JUNIOR SCHOOL AGE FROM UNHAPPY FAMILIES
©2011 I.E.Maximova
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
The article highlights the problem of teaching responsibility to junior school age children from unhappy families. Psychological mechanisms that foster responsibility formation as a personal quality of the children of junior school age are analyzed.
Key words: upbringing, unhappy family, responsibility.
Inna Evgenevna Maximova, Postgraduate Student, Assistant Lecturer, Chair of Foreign Languages. E-mail: maxwell. in@yandex. ru