ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ ЭТИКИ Пилипейко Н.П.
Пилипейко Наталья Петровна - магистрант,
Педагогический институт Тихоокеанский государственный университет, педагог-библиотекарь, Муниципальное автономное образовательное учреждение г. Хабаровска Средняя школа № 19, г. Хабаровск
Аннотация: в данной статье излагается особенность формирования культуры младшего школьника, отмечается важность преемственности учебной и внеурочной деятельности, указываются разнообразные формы и методы, применяемые на уроках этики. Статья заинтересует учителей начальной школы, педагогов дополнительного образования, а также студентов педагогических вузов. Ключевые слова: культура школьника, нравственное воспитание, внеурочная деятельность, этические знания.
Формирование культуры поведения подрастающего поколения является одной из главных проблем на современном этапе. Низкий культурно-нравственный уровень общества в целом ведет к необходимости создания новых подходов и путей формирования культуры поведения личности, особенно в контексте общечеловеческих ценностей и норм поведения. Известно, что фундамент культуры поведения закладывается в младшем школьном возрасте, что определяет дальнейшее благополучное развитие личности и общества в целом. Таким образом, в современных условиях среди важных задач воспитания учащихся младшего школьного возраста в соответствии с возрастными особенностями на первый план выдвинуто формирование культуры поведения.
Важную роль в формировании культуры поведения играет школа, которая входит в состав микросреды общества с ее образом жизни и уровнем культуры. Некоторые ошибки обучения и воспитания существенно влияют на уровень культуры поведения младшего школьника. Следовательно, педагогам необходимо проводить целенаправленную работу по формированию культурно -нравственного уровня обучающихся.
Большой объем информации, коренные изменения, произошедшие в последние годы в системе образования, связанные с усилением внимания к личности обучающегося как основной социальной ценности, социальные, экономические и другие проблемы современного общества оказывают существенное влияние на личностное развитие и поведение подрастающего поколения.
Процесс формирования общей культуры у младшего школьника является сложным и многогранным процессом, в котором на основе единства целей (ценностей), гуманистического содержания, форм, средств, методов воспитания и обучения происходит становление личности, развитой в общекультурном отношении, выраженное в положительной мотивации, информационной наполненности, рефлексии в поведении и деятельности ребенка.
Ребенок проходит жизненный путь, в начале которого его поведение обусловлено внешними влияниями и инстинктивными импульсами. Воспитание помогает ему прийти к внутренне осмысленному, обусловленному мировоззрением, нравственным чувством и сознанием поведению, владению собой, саморегуляции и самоуправлению. Принято считать, что человек культуры - это личность, умеющая создать индивидуальное гармоничное соотношение генетических и внешних факторов.
Формирование общей культуры у детей начинается в семье, и к моменту поступления в школу он в принципе должен овладеть достаточным объемом информации. Однако, как показывает практика, дети приходят в школу с различным уровнем сформированное™ культурных навыков. И зачастую, именно педагогам приходится восполнять серьёзные пробелы в семейном воспитании детей, а в лучшем случае, продолжать формирование у младшего школьника качеств человека культуры.
В младшем школьном возрасте, как отмечает В.А. Сухомлинский, «особенности поведения ребенка во многом определяются его новой социальной ситуацией: он -начинающий школьник. Он впервые получает права и обязанности школьника, становится членом классного коллектива» [4]. Большая часть детей приходит в 1 класс из детского сада, где ребята получают достаточный запас представлений о нормах поведения. Дети имеют широкий круг представлений о хороших и плохих поступках, навыки вежливого отношения к окружающим. В большинстве своем младшие школьники коммуникативны, легко привыкают к новому коллективу, не застенчивы, стремятся делать полезные дела для класса, школы, других людей, выполнять общественные поручения.
На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей, наиболее точно выражаемый словосочетанием «внутренняя позиция». Она представляет собой осознанное отношение ребенка к себе, к окружающим людям, событиям, делам - такое отношение, которое он отчетливо может выразить словами и делами. Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется система норм поведения, которой он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от обстоятельств.
Основное направление в культурно-нравственном становлении младших школьников можно представить как процесс формирования этических знаний и представлений. Доведение нравственных знаний младших школьников до понятийного уровня и формирование моральных понятий - процесс очень сложный. Он требует от учащихся специфических форм познавательной деятельности. Необходимо, чтобы младшие школьники, овладевая знаниями о нормах поведения, учились сравнивать, сопоставлять, анализировать, распознавать и выделять существенные и несущественные признаки наблюдаемых нравственных действий и поступков, самостоятельно делать соответствующие выводы.
При формировании общей культуры школьника, считаем важным преемственность в нравственном воспитании ребенка, а также взаимосвязь учебной и внеурочной деятельности. Организация внеурочной деятельности в школе значительно расширяет и углубляет этические знания учащихся, приводит их в систему и способствует формированию на их основе соответствующих нравственных чувств и взглядов.
Важным педагогическим условием организации формирования у младших школьников культуры поведения является использование разнообразных форм и методов воспитания. В качестве таких организационных форм выступают, прежде всего, индивидуальные и групповые этические беседы, обсуждение содержания художественных произведений и конкретных поступков, устные журналы, встречи, утренники и др. Возрастные особенности школьников, опыт их деятельности и поведения, уровень развития нравственного сознания в известной степени дифференцируют формы организации словесного воздействия.
Так, в качестве основного средства формирования общей культуры у младших школьников традиционно используются этические беседы.
Этические беседы имеют своей задачей способствовать сознательному усвоению учащимися норм и требований общественной морали и формированию на этой основе их нравственного поведения. Основная задача этических бесед должна заключаться не в том, что они формируют в сознании учащихся только отражение правильных моральных отношений; главная их задача заключается в том, что они выступают как
58
один из элементов формирования событий в жизни учащихся, значимых фактов их биографий, в том, что эти беседы являются педагогическим средством формирования реальных моральных отношений учащихся. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов. Особенность этической беседы заключается в том, что это метод привлечения самих ребят к выработке у них правильных оценок и суждений о нравственных поступках.
Особенность проведения этических бесед в начальных классах школы в том, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию. При этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог.
Этические знания, которые выражены в моральных правилах, нормах и принципах поведения людей в обществе, нравственных представлениях и понятиях, носят слишком сложный и многогранный характер. И конечно, в одной этической беседе не представляется возможным детально и глубоко раскрыть младшим школьникам их содержание. К тому же уровень развития мышления и познавательной деятельности учащихся данного возраста не всегда позволяет им всесторонне осмыслить и усвоить сущность этих сложных нравственных образований. Поэтому формирование у младших школьников целостных этических знаний, как и воспитание нравственных качеств личности, происходит не сразу, а постепенно, и занимает определенный период времени.
Известно, что у первоклассников преобладает наглядно-образное мышление. Они еще учатся воспринимать, наблюдать. Благодаря яркости и эмоциональности своего восприятия, большой впечатлительности, в их моральном сознании очень быстро и точно фиксируются определенные нравственные образцы и примеры поведения. Это создает основу для формирования у учащихся этого возраста моральных представлений. Поэтому формирование нравственных знаний у первоклассников необходимо строить на основе ярких примеров и фактов, которые убедительно раскрывают (разумеется, с учетом возраста детей) систему моральных норм и требований и способствуют формированию многообразия этических представлений. Отсюда, эффективным средством формирования у младших школьников культуры поведения выступает пример педагога. В воспитательном воздействии личности самого учителя начальных классов, проявлении с его стороны чуткости и уважения к школьникам, ответственности за свои поступки и слова, установление с ними доброжелательных отношений и сотрудничества заключены большие возможности для возбуждения у младших школьников внутренних противоречий и формирования этических потребностей и мотивов.
По мере развития мышления, формирования сознания и опыта нравственного поведения младших школьников необходимо расширять и формы вербального воздействия на них. Третьеклассникам, например, под силу осмыслить и усвоить значительный по объему этический материал. Накопленный ими жизненный опыт, возросшая социальная активность позволяют использовать для этих целей такие формы организации воспитательной деятельности, как более продолжительные этические беседы, встречи, устные журналы, читательские конференции и т.д.
Организация этих форм воспитательной деятельности дает возможность учителю привлечь младших школьников к обсуждению более сложных вопросов нравственности, высказать по ним свое мнение, сопоставить его с мнением одноклассников и учителя. При проведении таких воспитательных мероприятий каждый из учащихся имеет возможность проверить правильность или ошибочность своих мыслей, дать собственную оценку тем или иным нравственным явлениям и фактам, выработать свою точку зрения, которая и является основой формирования его нравственных взглядов.
Усвоение младшими школьниками сущности и осознание социальной и личностной значимости норм, правил и принципов поведения является не только условием формирования системы их этических знаний, но и источником возникновения соответствующих нравственных эмоций и чувств.
Нами замечено, что в одном каком-то виде деятельности могут воспитываться одновременно разнообразные нравственные умения, навыки и привычки, а также целостные качества личности. Например, трудовая деятельность способствует воспитанию не только трудолюбия, но и ответственности, самостоятельности, бережливости, дисциплинированности, и т.д. Любой вид практической деятельности выполняет многоплановую функцию в формировании культуры личности. Однако наиболее действенно и интенсивно формируется то или иное нравственное качество в соответствующей ему деятельности. Поэтому формирование культуры поведения младшего школьника требует в соответствии с их содержанием организации разнообразных видов деятельности и общения. Последние обеспечивают целостность этического формирования учащихся, воспитание у них всей совокупности этических качеств.
Важным методическим условием организации практической деятельности в процессе формирования ответственности является постановка общих целей в виде увлекательных перспектив и вовлечение всех учащихся в их реализацию. В качестве перспектив выступают такие воспитательные мероприятия, как организация трудовых дел, подготовка и проведение экскурсий, праздников, встреч и т.д. Эти мероприятия привлекают младших школьников своими яркими и красочными формами организации, вызывают желание участвовать в них, способствуют формированию ответственности и социальной активности.
Таким образом, наибольшая эффективность при формировании у младших школьников общей культуры поведения достигается тогда, когда используются формы эмпирического (анализ нравственных поступков персонажей художественных произведений, конкретных поступков и действий учащихся) и теоретического (проведение индивидуальных и групповых этических бесед, утренников, овладение этическими представлениями и понятиями, заключенными в содержании начального образования) усвоения нравственных знаний учащимися, осуществляемые на основе тесной преемственности между их учебной и внеурочной деятельностью и общением. Необходимо, педагогически рационально и целенаправленно использовать весь воспитательный потенциал содержательной и процессуальной сторон учебной и разнообразных видов внеурочной деятельности.
Список литературы
1. Архипова О.В. Гуманитарное образование и гуманитарная педагогика: природа, специфика, цели // Общество. Среда. Развитие. М., 2011. С. 192-195.
2. Богданова О.С. и др. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1982.
3. Степашко Л.А. Образование как социокультурный институт и процесс становления и развития личности // Философия и история образования. М, 1999.
4. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. / Сост.О.С. Богданова, В.З. Смаль. М.: Педагогика, 1979.