Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКИ'

РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
46
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
предметные компетенции младшего школьника / учебник математики / виды деятельности младших школьников на уроке / мотивация учащихся.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Сулейменова Рабига Мухамедгалымкызы

Статья посвящена рассмотрению формирования предметных компетенций учащихся начальной школы на уроках математики с опорой на учебник. Педагогу следует учитывать такие виды деятельности младших школьников, как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, речь, планирование, ориентировочная деятельность, рефлексия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКИ»

РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ

ИЗУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКИ

СУЛЕЙМЕНОВА РАБИГА МУХАМЕДГАЛЫМКЫЗЫ

1 курс магистратуры, Казахский Национальный Педагогический Университет имени Абая,

Алматы, Казахстан

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению формирования предметных компетенций учащихся начальной школы на уроках математики с опорой на учебник. Педагогу следует учитывать такие виды деятельности младших школьников, как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, речь, планирование, ориентировочная деятельность, рефлексия.

Ключевые слова: предметные компетенции младшего школьника, учебник математики, виды деятельности младших школьников на уроке, мотивация учащихся.

Учебник является ключевым инструментом в образовательном процессе, предоставляя необходимую поддержку по предмету и играя важную роль в развитии предметных компетенций у младших школьников. Согласно определению образовательной компетенции, предложенному А. В. Хуторским, под предметными образовательными компетенциями понимается набор взаимосвязанных знаний, умений, навыков и опыта, которые необходимы учащимся для продуктивной деятельности в области конкретных учебных предметов. Эти компетенции включают в себя как содержательные, так и организационные аспекты, обеспечивая эффективное усвоение учебного материала и его систематизацию.

Целью предметных компетенций является развитие базового и необходимого спектра знаний и умений, которые являются критически важными для личного и профессионального развития учащихся. Эти компетенции уникальны для каждой дисциплины и варьируются в зависимости от направления обучения и уровня образования.

Содержательные компетенции направлены на понимание основных идей и значений материала, в то время как организационные компетенции касаются координации процесса обучения с учетом структуры и логики представления материала. Эффективное формирование этих компетенций возможно через интеграцию учебников, которые служат не только источником знаний, но и способствуют успешному освоению предмета.

Важность изучения математики подчеркивается их ролью в обеспечении учащихся необходимой грамотностью. Также стоит отметить, что существует потенциал для инноваций в образовательном процессе через внедрение компетентностного подхода, который может обогатить учебные программы новыми методами обучения, особенно в таких предметах, как иностранный язык и русский язык, в отличие от математики, где такие подходы пока менее развиты.

В рамках развития содержательных и организационных предметных компетенций у младших школьников, включая обучение математике, особое внимание уделяется их мыслительной и организационной активности. Ниже представлен список содержательных и организационных предметных компетенций, классифицированных в соответствии с этими видами деятельности, оформленный в виде таблицы.

Таблица 1. Классификация содержательных и организационных предметных компетенций в зависимости от деятельности младшего школьника

Виды Содержательные и организационные предметные компетенции,

деятельности формируемые на основе освоения учебника по математике

младшего

школьника

Анализ и синтез • выявлять ключевые элементы в учебнике по математике, такие как определения, основные правила, методы решения задач, примеры, способы построения геометрических фигур, меры и интересные факты из истории математики; • выбирать информацию, необходимую для решения образовательных задач из учебника по математике, используя текст, изображения, диаграммы и таблицы для поиска; • решать упражнения в учебнике по математике, которые требуют аналитических и синтетических умений, включая задачи на комбинаторику, составление и решение уравнений, а также выявление закономерностей.

Сравнение и классификация сравнивать и группировать приведенные в учебнике математики геометрические фигуры, примеры, задачи.

Обобщение самостоятельно работать по предложенному в учебнике математики плану при открытии новых знаний; делать выводы на основе обобщения знаний, полученных из учебника математики

Речевая деятельность • отвечать на вопросы, опираясь на материалы учебника по математике; извлекать нужную информацию, представленную в различных форматах в учебнике по математике, таких как текст, таблицы, диаграммы, иллюстрации и др.; • критически и вдумчиво анализировать математические тексты из учебника, включая понимание математических символов и терминов; создавать задания на основе выражений, диаграмм и изображений, представленных в учебнике по математике.

Планирование • выявлять количество шагов, необходимых для решения задачи или примера, при разработке методики решения в учебнике по математике; • разрабатывать стратегию решения задачи и определять последовательность действий для примеров, представленных в учебнике по математике; • оценивать собственную успешность в выполнении математических заданий из учебника, учитывая степень сложности задачи (задачи по недавно изученным темам, задачи, требующие четыре и более действий, задачи с повышенной сложностью).

Ориентировочная деятельность опираясь на сигналы-символы, ориентироваться в учебнике математики (в тексте, на развороте, в словаре, в справочном материале); опираясь на темы, оглавление, отбирать необходимые для решения задачи, примера, практического задания источники информации в учебнике математики; ориентироваться в оглавлении учебника математики

Рефлексия осуществлять рефлексивную деятельность, опираясь на учебник математики (проверочный блок заданий, задания на повторение).

Учитель начальных классов регулярно вовлекает учащихся в определённые виды деятельности, не ограничиваясь только материалом учебника. Важно подчеркнуть роль учебника как незаменимого инструмента и союзника для учителя начальных классов, подчеркивая необходимость целенаправленной работы по развитию содержательных и организационных предметных компетенций у младших школьников. Учителям следует заранее планировать типы заданий для разных этапов урока, обеспечивая развитие аналитических и синтетических навыков учащихся, включая умение разделять и соединять элементы объекта, а также находить новые способы их применения.

Для поддержки этих умений можно использовать разнообразные задания, например, предложенные Л. Г. Петерсоном в учебниках для начальной школы, такие как запись утверждений в форме равенств различными способами или нахождение зависимостей между переменными и их формулировку.

Развитие умения сравнивать предполагает последовательные этапы: от выделения характеристик объекта до определения сходств и различий между признаками нескольких объектов. Дети учатся анализировать математические объекты с точки зрения различных понятий, например, сравнивая задачи, решения, выражения и уравнения, что способствует формированию навыка самостоятельного сравнения и анализа без дополнительных указаний.

В учебниках представлены задания, направленные на развитие умения классифицировать объекты по различным признакам, что является основой для обучения учащихся умению обобщать. Такие задания включают сравнение и группировку объектов, поддерживая развитие логического мышления через иллюстрации и задания на счёт.

Обобщение, как метод умственной деятельности, акцентируется на выделении существенных признаков и свойств объектов, их взаимосвязей и характеристик, что способствует формированию глубоких знаний и понимания математических объектов.

Коммуникативная компетенция, включающая умение взаимодействовать и выражать мысли, также развивается через задания, связанные с речевой деятельностью, в том числе объяснение, вспоминание и изложение материала. Задания на составление задач по различным условиям дополнительно способствуют укреплению этой компетенции, требуя от учащихся понимания и использования не только текстовых, но и наглядных материалов учебника.

Ориентационная деятельность учащихся включает их способность искать нужную информацию с помощью различных средств ориентации в учебнике, которые В. Г. Бейлинсон определяет как ориентирующее предисловие, оглавление, рубрикацию, символические знаки, указатели, библиографию и колонтитулы, хотя не все эти элементы могут быть присутствовать в учебниках начальной школы. Эти инструменты направлены на улучшение понимания учебного материала, организацию учебной работы учеников, помогают в навигации по учебнику, выделении ключевых концепций и предоставлении общего представления о содержании разделов.

Учебник предоставляет задания, которые стимулируют самостоятельный поиск информации, например, задания на обратной стороне обложки, что развивает навыки самоориентации у младших школьников.

Рефлексия, понимаемая как осмысление собственных действий, развивается у учащихся в основном через учебные задания на контроль и оценку. Учебник может способствовать этому через разделы для самопроверки, вопросы для повторения и обобщения материала. Такие задания способствуют самостоятельной работе учеников, позволяя им анализировать и оценивать свои достижения и прогресс.

Педагогически продуманный подход к обучению, включающий мотивацию учащихся к развитию содержательных и организационных компетенций через использование учебника, важен для успешного образовательного процесса. Мотивацию можно усилить, применяя рекомендации экспертов и поддерживая активное участие учеников в оценочной деятельности, а также в развитии у них самооценки.

Кроме того, специально разработанные задания, направленные на поиск новых решений и подходов, укрепление мотивации и самооценки через выбор заданий различного уровня сложности, способствуют глубокому усвоению материала и развитию критического мышления.

Даже ученикам с базовым уровнем развития предметных образовательных компетенций можно предложить выполнить задания, оценивая их готовность к задаче, процесс решения (методику, стремление к скорости и т.д.), и независимость в выполнении. Задания, нацеленные на развитие устойчивости в достижении целей, упорство и настойчивость, могут включать упражнения, способствующие восстановлению учебной деятельности после

препятствий, а также задачи высокой сложности, выполняемые без непосредственной обратной связи, и задания в ситуациях, где выбор действий не очевиден. В таком контексте могут быть применены методики Л. М. Фридмана, такие как выполнение дополнительных заданий и самостоятельное возвращение к нерешенным задачам, что помогает выявить интересы и мотивацию учащихся к изучаемому предмету.

Для повышения мотивации к учебной деятельности полезно организовать классные часы, посвященные роли книги и учебника в жизни человека, рассказать об истории книги и представить различные типы изданий. Обсуждение истории учебников и сравнение старинных изданий с современными поможет ученикам лучше понять ценность и важность учебных материалов в образовательном процессе.

Такой подход позволит ученикам оценить, как учебники способствуют их обучению, особенно через использование цветовых выделений, символов и иллюстраций. Мотивация к развитию предметных образовательных компетенций у младших школьников возрастает в процессе активной учебной работы. В итоге, занятия по математике и другим предметам способствуют формированию у школьников важных компетенций через анализ, сравнение, обобщение, речевую активность, планирование и рефлексию. Участие и интерес к процессу обучения являются ключевыми для успеха, обеспечивая глубокое вовлечение учеников в учебную деятельность и улучшение образовательных результатов.

1. Бейлинсон, В. Г. Арсенал образования. Учебные книги: проектирование и конструирование [Текст] / В. Г. Бейлинсон. - М. : Мнемозина, 2005. - 399 с.

2. Истомина, Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах [Текст] : учеб. пособие / Н. Б. Истомина. - М. : Академия, 2002. - 288 с.

3. Концепция модернизации образования на период до 2010 года [Текст]. - М. : АПКиПРО, 2002. - 24 с.

4. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения [Текст] : кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. - М. : Просвещение, 1990. - 192 с.

5. Осмоловская, И. Ключевые компетенции и отбор содержания образования в школе [Текст] / И. Осмоловская // Народное образование. - 2006. - № 5. - С. 77-80.

6. Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование [Текст] / под ред. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика, 1990. - 160 с.

7. Фридман, Л. М. Психопедагогика общего образования [Текст] : учеб. пособие / Л. М. Фридман. - М. : Ин-т практ. психологии, 1997. - 288 с.

8. Хуторской, А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-

ЛИТЕРАТУРА

64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.