Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

РАЗВИТИЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
45
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ / ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Касторский Геннадий Львович

В работе рассмотрены законодательные возможности оптимизации криминологических функций таможенных органов в процессе регулирования вопросов перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE LEGAL FOUNDATIONS OF CUSTOMS ACTIVITY: CRIMINOLOGICAL ANALYSIS

The paper considers the legislative possibilities of optimizing the criminological functions of customs authorities in the process of regulating the movement of goods and vehicles across the customs border of Russia

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

УДК 378

РАЗВИТИЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Касторский Геннадий Львович

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин, д-р юрид. наук, профессор, e-mail: mihail.kastorskii@mail.ru

В работе рассмотрены законодательные возможности оптимизации криминологических функций таможенных органов в процессе регулирования вопросов перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России

Ключевые слова: модельное законодательство; нормативное регулирование; оптимизация; таможенные процедуры; функциональные обязанности; экономическая интеграция

DEVELOPMENT OF THE LEGAL FOUNDATIONS OF CUSTOMS ACTIVITY: CRIMINOLOGICAL ANALYSIS

Kastorsky Gennady L.

Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Professor of Commodity of Criminal Law Disciplines, Doctor of Law, Professor, e-mail: mihail.kastorskii@mail.ru

The paper considers the legislative possibilities of optimizing the criminological functions of customs authorities in the process of regulating the movement of goods and vehicles across the customs border of Russia

Keywords: model legislation; legislative regulation; optimization; customs procedures; functional responsibilities; economic integration

Для цитирования: Касторский Г.Л. Развитие правовых основ таможенной деятельности: криминологический анализ // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2022. № 1 (81). С. 72-75.

Постепенное упрощение взаимных процедур таможенных органов различных стран по вопросам противодействия преступности ускоряет процессы реагирования на меняющиеся проявления криминального поведения, повышая эффективность мер его пресечения и упреждения совершения новых деяний, запрещённых уголовным законом. Кроме того, международное право содержит в себе лучшие достижения национальных правовых систем, предлагая модельные образцы как средство обмена опытом и внедрения передовых нормотворческих достижений в соответствующие нормы государств, присоединяющихся к универсальным и региональным договорам.

Уровневый и хронологический подходы к характеристике и криминологическому анализу соответствующих норм предметного характера позволяет представить иерархию и эволюционное развитие в современном российском государстве правовой базы противодействия таможенной преступности. Кроме того, подобная последовательность рассмотрения правовой базы указанной деятельности позволяет прогнозировать дальнейшее развитие процесса нормотворчества в данной области правоотношений.

Соотношение положений материального и процессуального законодательства в сочетании с требованиями императивных норм международного и национального права представляет собой правовую базу деятельности таможенных органов по осуществлению государственных функций обеспечения экономической безопасности и территориальной целостности Российской Федерации.

Множество нормативных правовых актов федерального и регионального уровней, специфического ведомственного значения и общесоциального характера представляет собой определённую систему механизма реализации международного и национального права. Подзаконные акты обеспечивают исполнение норм вышестоящего уровня, конкретизируя их применительно к определённым функциям и субъектам их реализации. Тем самым происходит апробация законов на практике, определяется их логичность, своевременность и жизнеспособность, а главное - эффективность в вопросах достижения целей и решения задач, поставленных законодателем.

Правительство Российской Федерации, центральные и региональные министерства и ведомства, муниципальные образования в пределах своей территориальной и ведомственной юрисдикции издают акты, относящиеся прямо или опосредованно к порядку и правилам осуществления таможенной деятельности. Система подобных актов имеет важное значение для конкретизации федерального законодательства и функционирования механизма его реализации.

Процесс интеграции национального законодательства в единое правовое (таможенное) пространство имеет важное криминологическое значение. Так, унифицированы принципы и нормы:

а) назначение административного наказания (взыскания) не освобождает лицо от обязанности, за неисполнение которой оно было наказано;

б) наличествует обязательный учет отягчающих и смягчающих обстоятельств при назначении

Развитие правовых основ таможенной .,

административной санкции;

в) учитывается срок, по истечении которого лицо считается не подвергавшимся административной ответственности (один год со дня окончания исполнения наказания).

В то же время государственные меры экономического и внешнеполитического характера приводят к отдельным результатам, в значительной мере угрожающим национальной безопасности страны в экономической области. Непродуманность санк-ционных ограничений внешнеполитического курса причиняет вред национальной экономике, подрывая её конкурентоспособность и отрицательно сказываясь на здоровье населения, лишённого возможности приобретения более качественных, разнообразных и менее дорогих товаров и услуг, лишая отечественных производителей стимула к повышению качества продовольствия, лекарств, медицинских, туристических и транспортных услуг.

Официально, концептуально и доктриналь-но таможенная деятельность служит интересам национальной экономики, защищает население от контрафактной продукции и вредных для здоровья веществ, от незаконного оружия, наркотиков, экстремистских материалов и других опасных для физического и психического здоровья населения объектов. Анализ современных возможностей реализации указанных целей и задач свидетельствует о наличии непреодолимых пока препятствий для их осуществления.

Регламентация правовых основ таможенной деятельности является объектом социальных экспериментов, проб и ошибок, влияющих на характер таможенных отношений. Довольно частые изменения, вносимые в законодательство, многочисленные подзаконные акты и ведомственные инструкции являются не только деструктивным фактором чёткого и единообразного выполнения должностными лицами таможенных органов своих функциональных обязанностей, но и создают противоречия в сложной иерархии нормативных актов.

Данное обстоятельство, являясь важнейшим препятствием обеспечения соответствия таможенной деятельности провозглашённым декларациям, усиливается недостатками организационного характера, к которым, в частности, относятся:

- кадровые проблемы комплектования таможенных органов квалифицированными должностными лицами таможенных органов и сотрудниками (здесь необходимо учитывать и качество профессиональной подготовки, и нравственный облик должностных лиц таможенных органов в отношении их устойчивости к проявлениям коррупции, и оптимизацию нагрузки при распределении штатных единиц);

- неудовлетворительные условия службы и оплаты труда, контрастирующие с соседними государствами англо-саксонской системы права и Евросоюза;

- низкое качество осуществления контроля

и надзора за работой сотрудников, что влечёт за собой, наряду с прочими факторами, халатное отношение к службе и неуважительное отношение к лицам, пересекающим таможенную границу.

Данные проблемы нормативного и организационного порядка наслаиваются друг на друга, переплетаются и образуют картину таможенной деятельности, весьма далёкую от идеала. Если же представить, что преобладает образцовое осуществление таможенной деятельности, то необходимо вместе с тем критически оценивать и её общественно полезную составляющую. Наконец, ответить на вопрос: «Кому она выгодна?».

Когда речь идёт о стимулировании национальной экономики установлением повышенных таможенных пошлин и других препятствий для импорта, то подавляющему большинству потребителей предпочтительно приобретение не монополизированных, а конкурентоспособных качественных товаров. Данный материальный интерес несомненно преобладает над морально-политическими соображениями большинства сограждан. Однако таможенная деятельность препятствует реализации данного интереса. Поддержка национального товаропроизводителя является не такой уж абстрактной задачей: данный субъект экономических отношений умудряется в условиях подобной «поддержки» одновременно снижать качество и повышать цену производимой продукции.

Если речь идёт о защите населения от опасных материалов, веществ и предметов, то и данный аргумент несостоятелен, поскольку:

- во-первых, страны Евросоюза не погружены в хаос после устранения таможенных барьеров;

- во-вторых, на руках у россиян находится несколько миллионов единиц незарегистрированного (незаконного) оружия, а уровень наркотизации населения, контрафактной фармацевтики и доступа к нелегитимной информации в системах «Internet», «Те^гаш», «WhatsApp», «ВКонтакте», «Instagram», «Facebook» «Signal», «Одноклассники», «Twitter», «Viber» и других [1, с. 96-99] сводят на нет усилия таможенных органов по противодействию доступа в страну источников подобной опасности.

Когда речь идёт о предотвращении вывоза предметов национального достояния, интеллектуальной собственности и передовых технологий, то данный аргумент разбивается сведениями об уровне коррупции правоохранительных [2, с. 16-38], в том числе таможенных органов (см. программу Эдуарда Петрова «Честный детектив» по каналу «Россия 1» о расследовании на Багратионовском таможенном посту Калининградской таможни), и о наличии на зарубежных аукционах предметов национального достояния России (см. также уголовное дело Д. Якубовского о хищении раритетов из библиотеки Академии наук в Санкт-Петербурге).

Всё смешалось в современном мире: невозможно понять, где демократическое государство, а где тоталитарное. В науке популярно мнение

о том, что страны англо-саксонской системы права более демократичны, чем романо-германской, а «железный занавес», в том числе, в виде таможенных барьеров, возводят антидемократические режимы. Тем не менее первые укрепляют границы (Великобритания отказывается от нахождения в составе Евросоюза, США строят «Великую американскую стену» на мексиканской границе), а вторые создали Евросоюз без пограничных барьеров. Всё настолько относительно, что уже ничего нельзя однозначно утверждать.

С точки зрения криминологии таможенная деятельность является социально-позитивной, а с точки зрения меркантильного обывателя, являющегося наиболее представительным членом общества, - она вредна для благосостояния населения и развития конкуренции. Но ведь и наука, в том числе криминология, развиваясь, меняет свои подходы и оценки.

В эпоху создания межгосударственных союзов и ослабления пограничного, таможенного контроля, сокращения штатов таможенных служб создается впечатление о снижении актуальности таможенной деятельности. Появляются критические высказывания в адрес таможенных ведомств относительно препятствий, затрудняющих перемещение товаров и транспортных средств через государственные границы. Снисходительное отношение в науке, в законотворческой деятельности и правоприменительной практике к ряду трансграничных нарушений формируется без учёта социально-правовой характеристики подобных деяний как криминогенных факторов, стимулирующих совершение преступлений.

Такое распространённое трансграничное явление, как контрабанда, всё чаще в юридической и экономической литературе называется следствием неправильного ценообразования, налоговой политики и нормативного регулирования торгово-экономических ограничений в ряде стран. Например, представители интересов табачных компаний утверждают, что основной причиной контрабанды сигарет являются высокие налоги, но подобное явление распространено и там, где налоги невысоки. Обычно контрабанда процветает в тех странах, где к нелегальной торговле не применяются жёсткие средства контроля. Так, уголовные кодексы Армении (ст. 215), Белоруссии (ст. 228, 2281), Казахстана (ст. 234, 286), Киргизии (ст. 204), России (ст. 2001, 2002, 2261, 2291) содержат нормы с далеко не равнозначными санкциями, предусматривающими ответственность за контрабанду. Данное обстоятельство в ряде случаев используется контрабандистами для уклонения от уголовной ответственности [3, с. 92].

Либеральные подходы к оценке таможенных правонарушений инициировали декриминализацию некоторых разновидностей контрабанды применительно к предмету правонарушений, в том числе в Уголовном кодексе Российской Федерации,

о чем свидетельствует Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4]. Следует отметить, что при этом, если контрабанда наркотиков и огнестрельного оружия рассматривается как серьёзное преступление, то относительно иных предметов незаконного перемещения через таможенную границу государство уже не преследует столь сурово, как прежде, а это может способствовать росту некоторых правонарушений в сфере таможенных отношений. Если ст. 188 Уголовного кодекса Российской Федерации, утратившая силу в соответствии с указанным Законом, предусматривала более широкий перечень предметов контрабанды, то формулировки новых статей 2001, 2002, 2261, 2291 Уголовного кодекса Российской Федерации заметно ограничили данный перечень [4], переместив ряд деяний, применительно к предмету преступления, в разряд административных правонарушений.

Особенности профилактической деятельности и функциональные обязанности должностных лиц таможенных органов Федеральной таможенной службы России характеризует ряд специальных норм. Так, ст. 4 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон «О таможенном регулировании в РФ») содержит перечень нормативных правовых актов, совокупность которых обеспечивает регулирование отношений в области таможенного дела, а п. 8-10, 12 и 143 ч. 1 ст. 12 возлагают на таможенные органы профилактические функции [5]. Указанные нормы отразили в себе положения ст. 6 и 7 Таможенного кодекса Таможенного союза.

В соответствии с п. 1 и 16 ч. 1 ст. 12 Закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [5] методики реагирования на криминогенные факторы, выявляемые в сфере таможенной деятельности, постоянно совершенствуются, в зависимости от состояния и других показателей преступности, представляющей собой динамичное социально-негативное явление. В процессе выполнения служебных обязанностей, повышения образовательного уровня и квалификации должностные лица таможенных органов формируют разработки и предложения, акты о внедрении результатов своей практической и научной деятельности в работу соответствующих подразделений. На данной основе рождаются проекты нормативных правовых актов, направленные на оптимизацию таможенных правоотношений и других сфер жизнедеятельности общества таким образом, чтобы ограничить сферу действия факторов, детерминирующих правонарушения в области таможенного дела.

Постепенное устранение различий в регламентации таможенных правил, в национальном

Развитие правовых основ таможенной ...

законодательстве об ответственности за совершение таможенных правонарушений, в технической оснащённости таможенников разных стран, в условиях их жизни и службы - это тот перспективный путь, который даёт наиболее эффективные результаты устранения причин и условий таможенной преступности. Реализация данных задач невозможна без дальнейшего развития договорных отношений на базе межгосударственных объединений и союзов, в рамках которых формируется модельное таможенное законодательство.

Библиографический список:

1. Касторский Г.Л. Эксплуатация и её криминальные проявления: Монография. СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, Издательский Дом «Алеф-Пресс», 2019. 318 с.

2. Касторская Е.В., Касторский Г.Л. Условия, причины, последствия и предупреждение мздоимства. Монография. СПб.: МИЭП при МПА ЕврАзЭС, Издательский Дом «Алеф-Пресс», 2017. 268 с.

3. Касторский Г.Л. Криминологическая характеристика таможенной деятельности. Монография. СПб.: Университет при МПА ЕврАзЭС, Издательский дом Алеф-Пресс, 2021. 185 с.

4. Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2011. 9 декабря. С. 13-16.

5. Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.