Научная статья на тему 'Причинный комплекс легализации преступных доходов, перемещаемых через таможенную границу'

Причинный комплекс легализации преступных доходов, перемещаемых через таможенную границу Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
80
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТЕРМИНАЦИЯ / ИМПОРТ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / ТАМОЖЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ТРАНСГРАНИЧНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ФИНАНСОВЫЕ ОПЕРАЦИИ / ЭКСПОРТ / DETERMINATION / IMPORT / CRIME PREVENTION / CUSTOMS OFFENCES / CROSS BORDER OFFENCES / FINANCIAL TRANS ACTIONS / EXPORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Касторский Геннадий Львович

В работе представлена характеристика криминогенных факторов легализации незаконно полученных финансовых средств, перемещаемых через таможенную границу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Касторский Геннадий Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OF CRIMINAL INCOMES MOVED THROUGH CUSTOMS

The paper presents a description of the criminogenic factors of legalization of illegally obtained funds that are moved across the customs border

Текст научной работы на тему «Причинный комплекс легализации преступных доходов, перемещаемых через таможенную границу»

УДК 378

ПРИЧИННЫЙ КОМПЛЕКС ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ

Касторский Геннадий Львович

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин, д.ю.н., профессор, e-mail: mihail.kastorskii@mail.ru

В работе представлена характеристика криминогенных факторов легализации незаконно полученных финансовых средств, перемещаемых через таможенную границу

Ключевые слова: детерминация; импорт; противодействие преступности; таможенные преступления; трансграничные правонарушения; финансовые операции; экспорт

CAUSAL COMPLEX OF LEGALIZATION OF CRIMINAL INCOMES MOVED THROUGH CUSTOMS

Kastorsky Gennady L.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Professor of Department of Criminal Law Disciplines, Doctor of Law, Professor, e-mail: mihail.kastorskii@mail.ru

The paper presents a description of the criminogenic factors of legalization of illegally obtained funds that are moved across the customs border

Keywords: determination; import; crime prevention; customs offences; cross-border offences; financial transactions; export

Для цитирования: Касторский Г.Л. Причинный комплекс легализации преступных доходов, перемещаемых через таможенную границу // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. № 2 (74). С. 77-81.

Детерминанты современной преступности, классифицируемые юридической наукой в зависимости от их криминогенности и рас-анённости на соответствующие группы факторов, взаимодействуют между собой, порождая определённые виды преступных проявлений. Криминологическая теория причинности позволяет раскрыть особенности формирования механизма преступного поведения посредством установления элементов данного взаимодействия, что необходимо для разработки мер противодействия отдельным видам преступного поведения.

В данной работе специфический интерес представляет та часть причинного комплекса легализации преступных доходов, которая детерминирует (формирует, воспроизводит) указанный вид преступного поведения при перемещении товаров, валютных и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и Таможенного союза. Рассматриваемый причинный комплекс включает в себя следующие уровни детерминации: 1) международный (транснациональный, трансграничный); 2) общесоциальный (включающий факторы макроуровня, функционирующие на всей территории Российской Федерации); 3) региональный (криминогенные особенности отдельных субъектов Российской Федерации); 4) групповой (причины и условия конкретного вида преступного поведения, имеющие место в отдельных элементах микросреды); 5) индивидуальный (типичные особенности лиц, совершающих преступления данного вида в связи с перемещением товаров через таможенную границу).

Условиями, способствующими реализации перечисленных способов, являются: а) транснационализация процессов легализации;

б) недостаточность международного сотрудничества в области расследования и розыска; в) несовершенство организации межведомственного взаимодействия; г) неисполнение порядка проведения операций с денежными средствами или иным имуществом за рубежом [1, с. 69]; д) недостаточность в таможенных органах программных средств, которые позволяют фиксировать частоту перемещения физических лиц через границу Евразийского экономического союза, номенклатуру, количество и частоту провозимых ими товаров, наличных денежных средств, денежных инструментов.

Условия, способствующие легализации денежных средств, в ряде случаев аналогичны факторам экстремистской и террористической преступности. Пограничное пространство Российской Федерации имеет свою специфику, по сравнению с другими государствами, связанную не только с самой большой протяжённостью Государственной границы Российской Федерации в мире, но и с этническими, религиозными, экономическими процессами, а также с деятельностью преступных формирований, включая экстремистской и террористической направленности. Данная деятельность финансируется за счёт скрытых источников доходов, в том числе перемещаемых через таможенную границу.

К числу криминогенных факторов общесоциального уровня относятся: а) недостатки нормативной регламентации внешнеэкономической деятельности, которые позволяют успешно легализовать преступные доходы; б) тематика средств массовой информации и художественных произведений, ориентирующая население на незаконные способы обогащения как наиболее оптимальные варианты быстрого решения материальных проблем;

S

s n я

Д

hi X Я S to

X

>

n о

Cd ^

hi

М hi X X О М

013

А

Я M

в) ухудшение финансового положения бизнеса и населения; г) мировой финансово-экономическим кризис, стимулирующий активность нелегальной деятельности; д) чрезмерная налоговая нагрузка, вынуждающая отдельных субъектов экономической деятельности скрывать значительные суммы денежных средств при документальном учёте с последующей их легализацией [2, с. 43].

К числу криминогенных факторов социально-экономического характера некоторые учёные также относят: а) преобладание сырьевой составляющей в российской экономике; б) высокие темпы роста инфляции; в) недостаточные меры противодействия вывозу капиталов из Российской Федерации [3, с. 151]; г) нечёткость нормативной регламентации финансовой деятельности и надзорных функций за исполнением нормативных предписаний;

д) низкий уровень взаимодействия и информационного обмена между различными ведомствами, в том числе правоохранительными и контролирующими;

е) высокую коррумпированность государственных и коммерческих структур; ж) слабую профессиональную подготовку сотрудников правоохранительных органов [1, с. 69]; з) недостаточную эффективность оперативных мероприятий и трудности с оперативным внедрением в преступные формирования; и) профессионализм и уровень конспирации криминальных формирований [4, с. 73 ].

Условиями, способствующими легализации незаконных доходов в сфере финансовой деятельности, являются: а) постоянное усложнение преступных схем; б) сохранение высокого уровня незаконных банковских операций; в) низкая эффективность существующих методов выявления банками сомнительных операций, подрывающих репутацию кредитных организаций; г) обналичивание денежных средств через аффилированные с банками «фирмы-однодневки», когда предметом фиктивного договора являются консультационные или иные услуги; д) наличие возможностей для создания банков в целях обслуживания незаконных финансовых операций преступных формирований [5, с. 31].

В сфере информационных технологий используются следующие условия, способствующие распространению фактов легализации преступных доходов: а) популярность электронных расчётов и платежей, электронных денег; б) небольшая стоимость и широкая доступность ресурсов Интернет; в) анонимность и сложность идентификации сторон, участвующих в легализации преступных доходов, в связи с обе-зличенностью контактов клиента и финансово-кредитного учреждения; г) возможность бесконтактных сделок в каналах, защищенных от постороннего контроля программно-аппаратными средствами; д) экстерриториальность [1, с. 67].

К условиям, способствующим легализации преступных доходов, следует относить и сложность выявления операций с денежными средствами, путем использования транзакций через Интернет. В последние годы всё большее число банков оказывает

финансовые услуги через Интернет, предлагая более дешёвые услуги для рынка, по сравнению с основным массивом банковских учреждений. Кроме того, при подобных операциях сокращаются административные процедуры, которые предусмотрены государством в целях противодействия легализации преступных доходов и контроля за оборотом денежных средств. Возможность предоставлять опИпе-услуги подразумевает почти все основные банковские операции, в том числе вклады, займы, обмен валюты, поэтому именно они часто поддаются вовлечению в совершение криминальных операций, а иногда и целенаправленно создаются для последующей легализации преступных доходов.

В криминологической науке отмечается недостаточность контроля за гражданско-правовыми субъектами, что позволяет их управленческим структурам и единоличным органам управления злоупотреблять полномочиями, в том числе и заниматься легализацией доходов, полученных незаконными способами, через свои компании. Проверки, осуществляемые представителями правоохранительных или контролирующих органов, далеко не всегда позволяют выявлять данные факты, скрываемые под предлогом коммерческой тайны [6, с. 135].

Отмеченные криминогенные факторы общесоциального уровня преломляются еще и в региональной специфике, проявляющейся в местных особенностях каждого конкретного субъекта Российской Федерации, это может быть: а) уровень экономического развития региона; б) уровень занятости и плотности населения; в) финансовые возможности и развитость банковской системы; г) близость к государственной границе или удалённость от неё; д) качество транспортной инфраструктуры; е) наличие внешнеэкономических связей; ж) эффективность регионального законодательства и деятельности правоохранительной системы.

Уже само наличие различий между субъектами Российской Федерации по указанным признакам «приводит к экономической и социальной поляризации регионов, что увеличивает уровень конфликтности, напряженности в обществе, а в конечном итоге обострению криминальной ситуации» [7, с. 124]. Социально-экономическое развитие в первую очередь зависит от внутренних условий рассматриваемого региона, а во вторую - от внешних релевантных условий политической, экономической, финансовой сфер, оказывая влияние на уровень жизни населения, его благосостояние, настроение, отношение к закону и представителям власти.

Условия легализации преступных доходов являются более благоприятными в местах массового скопления людей, финансов, ресурсов. Чем выше плотность населения, тем больше возможностей не только для извлечения доходов, но и для их сокрытия. К субъектам Российской Федерации, имеющим наиболее высокий удельный вес городского населения, относятся: город Санкт-Петербург (100 %),

город Москва (98,8 %), город Севастополь (92,8 %), Мурманская область (92,4 %), Кемеровская область (85,8 %), Хабаровский край (82,1 %), Сахалинская область (81,8 %), Московская и Ярославская области (по 81,7 %), Республика Карелия (80,2 %), Самарская область (80,1 %), Новгородская область (79,5 %) [8].

Неоднозначны по возможностям криминогенные факторы, способствующие легализации преступных доходов в различных видах производственной сферы. Наиболее благоприятными для легализации преступных доходов отраслями являются строительство, деятельность гостиниц и ресторанов, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг. По строительству и обслуживанию гостиниц и ресторанов наибольший объем занятых наблюдается в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Краснодарском крае, Ростовской области, Республике Дагестан, Ставропольском крае, Республике Татарстан, Пермском крае, в Самарской, Тюменской и Челябинской областях. По операциям с недвижимым имуществом и предоставлением услуг высокие места занимают в первую очередь те же субъекты и ещё Воронежская, Волгоградская, Нижегородская и Свердловская области [8].

К специфическим условиям легализации преступных доходов относятся и различия регионов по общим объёмам доходов населения, включающих скрытые источники (продажа валюты, денежные переводы и прочее), то есть доходы, которые не относятся к зарплате или доходам от предпринимательской деятельности, а потому не попадают в налогооблагаемую базу. В подобных материальных средствах могут быть скрываемы и доходы, полученные преступным путем. Указанные доходы «участвуют» в длинных запутанных схемах перевода денежных средств в процессе их легализации.

Близость региона к государственной границе, высокая плотность населения, хорошая транспортная инфраструктура - факторы, стимулирующие миграционные процессы. Данные условия приобретают криминогенное содержание в случае использования интенсивного трансграничного перемещения для вывода финансов за рубеж с последующей их легализацией. Увеличение миграционных потоков создаёт дополнительную нагрузку на должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль, сокращая возможности выявления фактов незаконных таможенных операций.

Некоторые криминологические исследования устанавливают взаимосвязь реальных и скрытых доходов населения и отдельных видов преступной деятельности. Так, изучение данных показателей в субъектах Северо-Кавказского федерального округа показало, что чем выше реальные денежные доходы населения, тем выше негативные социальные процессы, в частности, распространенность преступности, в том числе экономической направленности и в сфере незаконного оборота

наркотиков. Республика Ингушетия, характеризующаяся самым низким уровнем реального дохода на душу населения среди субъектов данного федерального округа, выделяется среди них и самым низким количеством преступлений как экономической направленности, так и в сфере незаконного оборота наркотиков [9, с. 467]. Чем выше степень трудовой активности населения и больше удаленность от центральных транспортных магистралей, тем меньше выражены негативные социальные процессы, в частности, распространенность преступности, в том числе в сфере незаконного оборота наркотиков, которая напрямую связана с легализацией доходов, добытых преступным путем [10, с. 440]. В данных исследованиях необходимо учитывать поправку на качество учёта преступлений, влияющее на официальную уголовную статистику.

На групповом уровне причинного комплекса детерминации рассматриваемого вида преступного поведения функционируют криминогенные факторы, формирующиеся в тех элементах микросреды, в которых преступник приобретает качества, побуждающие его к конкретным нарушениям уголовного закона.

Важнейшим элементом микросреды является семья. Если в семье отсутствуют понятия нравственности, морали, то в ней личность будущего преступника и приобретает качества, позволяющие отвергать правовые предписания, негативно относиться к закону и оправдывать своё преступное поведение. Таким образом, постепенно формируется криминальное мировоззрение. Оказываясь затем в учебном коллективе, подобный субъект, настроенный жить не по правилам, извлекает для себя знания и опыт, позволяющие ему обходить закон с целью уклонения от ответственности. Он также выбирает и круг общения (бытовое окружение вне семьи) из лиц, разделяющих его мировоззрение. Как в учебном, так затем и в трудовом коллективе будущий преступник использует порочные традиции для мотивирования правонарушающего поведения.

Более трети регистрируемых фактов легализации преступных доходов совершается в группе лиц. Участниками подобных формирований становятся в основном: а) лица на руководящих постах в организациях, директора и главные бухгалтеры предприятий (79 %); б) коррумпированные должностные лица органов государственной власти и управления (7 %); в) лица, непосредственно участвующие в операциях с денежными средствами, ценным бумагами, депозитарии, регистраторы (3 %) [11, с. 39].

Легализация преступных доходов популярна среди предпринимателей и банкиров, которые лично - прямо или косвенно - участвуют в легализации преступных доходов [12, с. 230]. В 80 % случаев сам руководитель (по совместительству и учредитель) компании становится инициатором действий по легализации преступных доходов. Часто такие лица отвечают и за бухгалтерский учет в организации, и выполнение норм законодательства при

осуществлении финансовых операций [13, с. 89]. По материалам судебной практики установлено, что в преступных группах женщины всё чаще становятся непосредственными исполнителями или подставными лицами, а иногда обеспечивают интеллектуальную составляющую преступных схем [14, с. 40].

Лицо с высшим экономическим или юридическим образованием, при условии недостаточности спроса на рабочую силу, может заинтересоваться предложением заняться пособничеством или даже организацией криминальной деятельности. Именно там могут пригодиться полученные знания и опыт в проведении сомнительных операций, к тому же противоправная деятельность всегда обещает получение значительного дохода [1, с. 64].

Индивидуальный уровень причинного комплекса легализации преступных доходов характеризует личностные качества субъектов преступлений, предусмотренных ст. 174, 1741 Уголовного кодекса Российской Федерации. Среди них встречаются лица, прямо или косвенно участвующие в политической, экономической и общественной деятельности страны. «Личность преступника, легализирующего "грязные" деньги, сочетает признаки дельца-руководителя, предпринимателя, вора, мошенника и коррумпированного служащего из различных сфер государственной и общественной деятельности» [15, с. 50]. Это могут быть государственные служащие, представители государственных и муниципальных органов, работники коммерческих организаций, директора, экономисты, бухгалтеры, сотрудники финансово-кредитных учреждений, фондовых бирж, таможенных и налоговых органов.

Образовательный и интеллектуальный уровень лиц, задействованных в противоправной деятельности, постепенно повышается. С развитием новых возможностей науки и техники многократно увеличивается и число возможных способов достижения криминальных целей. Привлекательным для колеблющихся субъектов с ущербным правосознанием является то обстоятельство, что лица, принимающие участие в экономических преступлениях, имеют лучшие условия жизни, социальные услуги и материальный достаток [12, с. 231].

В совершении преступлений, предусмотренных ст. 174, 1741 Уголовного кодекса Российской Федерации, как правило, участвуют мужчины и женщины в возрасте старше тридцати лет с высшим или средним специальным образованием, работающие в государственных или частных структурах. Данный тип отличается высокой социальной приспособленностью, хорошей ориентацией в социальных и правовых нормах. Ему свойственна «корыстная мотивация, стремление к наживе, роскоши, утилитарность, прагматизм, гипертрофированное представление о роли денег» [16, с. 256]. Чаще всего преступления такого рода совершаются мужчинами - 75 %, так как преступные, авантюрные

наклонности требуют активной, целенаправленной криминальной деятельности; неслучайно большинство лиц имеют высшее и неполное высшее образование - 38 %; среднее специальное - 22 %; среднее -30 % [15, с. 50, 51, 67].

Благоприятным условием для легализации преступных доходов является низкий уровень правосознания населения. Осведомлённость граждан о происходящей легализации не всегда является препятствием для её осуществления, о чём свидетельствует и высокий уровень латентности деяний, связанных с легализацией доходов от преступной деятельности. Осведомлённые лица не информируют правоохранительные органы о данных фактах и либо способствуют их совершению, либо сами участвуют в подобной деятельности.

Лица, которые занимаются легализацией денежных средств, добытых преступным путем, в том числе на постоянной, профессиональной основе, обладают опытом и знаниями в различных областях, в том числе в юриспруденции, в области менеджмента, налогообложения. Многим из них присущи черты так называемого делинквентного бизнесмена, в том числе и наличие таких качеств, как: а) готовность идти на значительный риск; б) сочетание эгоцентризма и экстравертности; в) жизненный ориентир на обогащение и обладание властью любой ценой; г) завышенные жизненные материальные стандарты; д) гипертрофированная энергичность, значительное самомнение, самоуверенность, твердое стремление к обладанию властью, цинизм во взаимоотношениях с другими людьми [13, с. 88].

Доминирование корыстной мотивации у лиц, совершающих преступления, предусмотренные ст. 174, 1741 Уголовного кодекса Российской Федерации, неизбежно приведет к развитию других негативных качеств: ханжеству, алчности, мелочности. В целом же, как это не покажется парадоксальным, рассматриваемые преступники по своим социальным и психологическим характеристикам все равно гораздо ближе к законопослушным лицам, чем к иным категориям преступников [16, с. 59]. Выделяется среди таких преступников немало лиц с выраженной индивидуальностью, большими способностями, находчивостью, инициативностью, предприимчивостью. Если к такому набору качеств прибавить искаженные социальные ценности и ориентиры, то выйдет идеальный портрет лидера преступной организации. Опасно для общества, когда руководители искусственно создают в глазах окружающих свой, такой внешне благоприятный облик законопослушного гражданина, который предполагает высокий социальный статус субъекта, но за ширмой законной деятельности всё же происходит сокрытие преступных намерений и деяний.

Личность преступника в исследуемом случае представляет собой набор определенных социально-значимых свойств личности, которые образовались в ходе её экономической и служебной деятельности и обусловили применение ею,

для достижения корыстных целей, противоправных способов и методов действий, что так или иначе привело к совершению преступлений, предусмотренных ст. 174, 1741 Уголовного кодекса Российской Федерации. Представленный криминологический портрет типичного субъекта данных преступлений может быть ориентиром для должностных лиц таможенных органов при осуществлении служебной деятельности по выявлению и пресечению целого ряда специфических видов преступлений.

В связи с продолжающимся ростом экономической преступности, выявление криминологически значимых данных о личности преступника остается особо актуальным. Изучение характерных особенностей лиц, легализующих преступные доходы, играет значительную роль как для расследования уголовных дел, так и для организации мер противодействия и профилактики преступлений экономической направленности.

Библиографический список:

1. Зимин О.В. Факторы легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2009. № 9. С. 62-75.

2. Емцева К.Э. Основные факторы, детерминирующие легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2013. № 4 (22). С. 43-47.

3. Емцева К.Э. Противодействие легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путём: уголовно-правовые и криминологические аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2016. 251 с.

4. Горкина Е.В., Похлебаев И.В. К вопросу о факторах, обусловливающих отмывание преступных доходов, и возможных мерах по их минимизации // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2009. № 3 (10). С. 71-78.

5. Зиберова О.С. Критерий «подозрительности» в сомнительных финансовых операциях при легализации (отмывании) денежных средств // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 2 (36). С. 30-32.

6. Петров С.В. Легализация преступно нажитых доходов: специфические причины и условия //

Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2009. № 1. С. 133-136.

7. Афанасьева О.Р., Гончарова М.В., Шиян В.И. Факторы преступности в Приволжском федеральном округе Российской Федерации // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 12-2 (66). С. 123-127.

8. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017. Статистический сборник. М., 2017 // Электронный ресурс: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru /free doc/doc_2017/region/reg-pok17.pdf (дата обращения: 01.05.2018).

9. Леков Д.М., Павлова С.А. Влияние социально-экономических показателей на состояние преступности региона (на примере Северо-Кавказского федерального округа) // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2017. Т. 3. № 13. С. 466-467.

10. Байжанов С.А., Павлова С.А. Влияние социально-экономических показателей на состояние преступности региона (на примере Уральского федерального округа) // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2017. Т. 3. № 13. С. 439-440.

11. Первушина А.А. Сведения о личности преступника как элемент криминалистической характеристики преступлений экономической направленности, совершаемых лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы // Вестник Вологодского института права и экономики ФСИН России. 2010. № 11. С. 38-40.

12. Жубрин Р.В. Борьба с легализацией преступных доходов: теоретические и практические аспекты. М.: Волтерс Клувер, 2011. С. 339.

13. Гулаков Р.Н. Личность преступника, действующего в условиях теневой экономической деятельности // Вестник Екатерининского института. 2016. № 4 (36). С. 86-91.

14. Асатрян Х.А., Христюк А.А. Характеристика личности преступника, занимающегося организованной преступной деятельностью // Всероссийский криминологический журнал. 2014. № 3. С. 40-48.

15. Асанбаев Е.Т. Особенности расследования уголовных дел по легализации денег и иного имущества // Наука, новые технологии и инновации. 2015. № 8. С. 49-52.

16. Деулин Д.В., Пестунова М.Н. Индивидуально-психологическая детерминация лиц, совершающих экономические преступления // Вестник экономической безопасности. 2009. № 9. С. 59-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.