Научная статья на тему 'Развитие правовых основ несостоятельности'

Развитие правовых основ несостоятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
162
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие правовых основ несостоятельности»

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖбРЪЯ -и тя>#ктек*

6 - 2003 (июнь)

РАЗВИТИЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

А. В. КАРПОВ, доктор юридических наук, профессор Международной академии предпринимательства И.В. КОЛЕСНИКОВА, научный сотрудник 4 ЦНИИ Минобороны России

В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве).

Существовавшая до 1998 года в России нор-мативно-правовая база, регламентирующая процесс банкротства, оказалась не в полной мере работоспособной в современных экономических условиях и привела к тому, что некоторые стабильно работающие предприятия безосновательно ликвидировались, и, наоборот, в отношении других предприятий процедуры банкротства затягивались, продолжая усугублять кризис неплатежей.

В период с 1 марта 1998 года по 2 декабря 2002 года в Российской Федерации действовал Федеральный закон от 8 января 1998 года № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», который достаточно эффективно регулировал процедуры несостоятельности. Однако из-за несовершенства этого закона оставались лазейки для деятельности нечистых на руку чиновников и криминальных сообществ по банкротству объектов как государственной, так и частной собственности и последующей спекулятивной их перепродаже.

Прогрессивный для российских экономических условий Федеральный закон от 8 января 1998 года № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» создал необходимые условия для разработки более совершенной нормативно-правовой базы несостоятельности (банкротства). В последующем на основе данного закона был принят целый пакет нормативно-правовых актов, регулирующих особенности банкротства отдельных

категорий должников. Более развитое законодательство в данной сфере позволило в целом выработать в новых условиях функционирования хозяйственного механизма достаточно устойчивую практику деятельности органов государства и арбитражных судов по регулированию процедуры банкротства.

Вместе с тем некоторые трудности при реализации кредиторами своих прав в отношении несостоятельного должника, а также невозможность в должной мере обеспечить защиту интересов самого должника в ходе различных мероприятий банкротства продолжали сохраняться. Особенно наглядно существующие противоречия в правовом обеспечении отношений участников процедуры банкротства проявились в период августовского 1998 года финансового кризиса, после которого законодательство о банкротстве подверглось некоторому совершенствованию.

Однако полностью исправить создавшееся положение дел и восполнить пробелы в праве могли только скорейшая разработка и принятие нового закона о банкротстве.

В настоящее время основным нормативным документом, регламентирующим процедуру банкротства, является Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», который был опубликован в Российской газете от 2 ноября 2002 года и вступил в силу с 3 декабря 2002 года.

Указанный Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года распространяет свое действие на те дела о банкротстве, которые были возбуждены после вступления его в силу. По делам, производство по которым возбуждено до вступления в силу нового

федерального закона, применяются нормы прежнего Закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 года1.

Прежде всего новый закон о банкротстве расширил сферу своего применения и круг субъектов, на которые он распространяет свое действие.

Положения нового федерального закона о несостоятельности (банкротстве) распространяются на все юридические лица, в том числе и на некоммерческие организации (за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций), на граждан, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей2. Все вышеназванные субъекты, признанные должниками, могут быть объявлены арбитражным судом банкротом. Как известно, прежний Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 года № 6-ФЗ распространял свое действие на граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей), а из юридических лиц - только на коммерческие организации (за исключением казенных предприятий) и лишь на отдельные виды некоммерческих организаций, действующих в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда3.

Исходя из этого, действующий закон № 127-ФЗ, определяет понятие «должник» так же, как и прежний закон «О несостоятельности (банкротстве)», как лицо, оказавшееся неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность

1 Ф3 РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года, № 127-ФЗ, ст. 233. Российская газета от 2 ноября 2002 г., № 209 - 210 (3077 - 3078).

2 Ф3 РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года, № 127-ФЗ, ст. 1. - Российская газета. - 2002. -№ 209 - 210 (3077 - 3078). - 2 ноября.

3 фз рф «о несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 года, М? 6-ФЗ, ст. 1. Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 2, ст. 222; 2002, № 12, ст. 1093; № 18, ст. 1721.

4ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года, № 127-ФЗ, ст. 2. - Российская газета. - 2002. -№ 209 - 210 (3077 - 3078). - 2 ноября.

5 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года, N9 127-ФЗ, ст. 3, п. 2. - Российская газета. -2002. - № 209 - 210 (3077 - 3078). - 2 ноября.

6 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года, № 127-ФЗ, ст. 3, п. 1. - Российская газета. -2002. - № 209 - 210 (3077 - 3078). - 2 ноября.

7 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 года, № 6-ФЗ, ст. 5, п. 2. Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 2 ст. 222; 2002, № 12, ст. 1093; № 18, ст. 1721.

8 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года, № 127-ФЗ, ст. 6, п. 2. - Российская газета. -2002. - № 209 - 210 (3077 - 3078). - 2 ноября.

по уплате обязательных платежей в течение установленного законом срока4.

Не изменились и внешние признаки банкротства, определяемые и в прежнем, и в действующем законах ст. 3.

Признаком банкротства предприятия (организации) считается его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение 3 месяцев с момента наступления даты их исполнения5.

Признаком банкротства гражданина считается его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества6.

Существенные изменения произошли в определении размера требований кредиторов к должнику, достаточных для возбуждения арбитражным судом дела о банкротстве. Если ранее сумма требований кредиторов исчислялась в минимальных размерах оплаты труда на день подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, то сегодня она определяется путем указания определенного устойчивого размера суммы в рублях.

Так, если в законе 1998 года № 6-ФЗ основанием для возбуждения дела о банкротстве юридического лица являлось наличие суммы требований кредиторов не менее чем пятисот минимальных размеров оплаты труда7, то закон 2002 года № 127-ФЗ устанавливает возможность арбитражного суда возбуждать дела о банкротстве, если требования к предприятию-должнику в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб.8.

Минимальная сумма требований к должни-ку-гражданину, достаточная для возбуждения дела о банкротстве, составляла в законе 1998 года № 6-ФЗ сто минимальных размеров оплаты труда, а в действующем законе 2002 года - 10 тыс. руб.

Несколько изменился и состав денежных обязательств, учитываемых при принятии решения о возбуждении дела о банкротстве.

В частности, для определения наличия признаков банкротства должника законом 1998 года № 6-ФЗ в расчет принимались размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переведенные товары, выполненные работы и

оказанные услуги, суммы займов с учетом процентов, подлежащих уплате должником, а также размер обязательных платежей без учета установленных законодательством штрафов (пени) и иных финансовых санкций9.

В настоящее время законом 2002 года № 127-ФЗ учитываются не только приведенный выше состав и размер денежных обязательств, но принимаются во внимание дополнительные виды денежных обязательств - размеры задолженностей, возникших вследствие неосновательного обогащения и размеры задолженностей, возникших вследствие причинения вреда имуществу кредиторов10.

Новый закон о несостоятельности (банкротстве) в отличие от старого исключает из состава денежных обязательств, при определении наличия признаков банкротства, - неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также иные имущественные или финансовые санкции, подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.

Принципиально важной новеллой в федеральном законе от 26 октября 2002 года является то, что при определении признаков банкротства не могут быть учтены требования кредиторов по текущим платежам. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве11.

Особо следует подчеркнуть, что по новому закону возбуждение дела о банкротстве возможно только в случае подтверждения требований кредиторов вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда или решением налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности по уплате обязательных платежей за счет имущества должника12. Безусловно, такая новация позволит в боль-

9ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 года, № 6-ФЗ, ст. 4, п. 2, 3. Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 2 ст. 222; 2002, № 12, ст. 1093; N9 18, ст. 1721.

ю фз рф «о несостоятельности (банкротстве)» от 26 ок-" тября 2002 года, N9 127-ФЗ, ст. 4, п. 2. - Российская газета. -2002. - № 209 - 210 (3077 - 3078). - 2 ноября.

|| фз рф «о несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года, № 127-ФЗ, ст. 5, п. 2. - Российская газета. -2002. - № 209 - 210 (3077 - 3078). - 2 ноября.

12 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года, N° 127-ФЗ, ст. 6, п. 3. - Российская газета. -2002. - № 209 - 210 (3077 - 3078). - 2 ноября.

|з фз рф «о несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года, N° 127-ФЗ, ст. 7. - Российская газета. - 2002. -N° 209 - 210 (3077 - 3078). - 2 ноября.

шей степени защищать интересы и права должника при возбуждении в отношении него дела о банкротстве.

Изменен круг лиц, имеющих право на возбуждение дела о банкротстве в арбитражном суде. В соответствии с федеральным законом № 127-ФЗ, заявление о признании должника банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств в арбитражный суд могут подать должник, конкурсный кредитор и уполномоченные органы. Такое право возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по истечении тридцати дней с даты направления исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику либо с даты принятия решения уполномоченным органом о взыскан™ задолженности за счет имущества должника13.

Новый закон более конкретно определяет права и обязанности должника по обращению в арбитражный суд с заявлением о признании себя банкротом.

Должник (руководитель должника) имеет право обратиться в арбитражный суд с заявлением должника в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он будет не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок. Статьей 9 федерального закона от 26 октября 2002 года установлены случаи, при наступлении которых предприятие-дол-жник обязано подать заявление в арбитражный суд. К таким обстоятельствам относятся:

а) удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств, обязанности по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;

б) органом должника, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

в) органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

г) обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;

д) в иных, предусмотренных законом случаях (например, если при проведении ликвидации юридического лица будет установлена невозмож-

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗV шоръя » ъраъшъха

£ - 2003 (июнь)

ность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме).

Действующий закон о банкротстве увеличил перечень обязательных требований, которым должен соответствовать арбитражный управляющий.

Арбитражные управляющие в зависимости от проведения процедур банкротства подразделяются:

на временных управляющих - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения; на административных управляющих - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления;

на внешних управляющих - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления; на конкурсных управляющих - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства.

Арбитражным управляющим может быть утвержден арбитражным судом гражданин РФ14: зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя; имеющий высшее образование; имеющий стаж работы не менее чем два года в совокупности;

сдавший теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих; прошедший стажировку сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего; не имеющий судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

являющийся членом одной из саморегулируемых организаций.

Не могут быть утверждены в качестве временных, административных, внешних, конкурсных управляющих арбитражные управляющие15: которые являются заинтересованными лицами, по отношению к должнику, кредиторам; в отношении которых введена процедура банкротства;

которые не возместили убытки, причиненные должнику, кредиторам, третьим лицам при

и фз рф «о несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года, № 127-ФЗ, ст. 20, п. 1. - Российская газета. -2002. - № 209 - 210 (3077 - 3078). - 2 ноября.

15 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года, № 127-ФЗ, ст. 20, п. 6. - Российская газета. -2002. - № 209 - 210 (3077 - 3078). - 2 ноября.

исполнении обязанностей арбитражного управляющего;

которые дисквалифицированы или лишены права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами, входить в совет директоров (наблюдательный совет) или управлять делами и имуществом других лиц; которые не имеют заключенных в соответствии с законодательством договоров страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве (что также является важной новацией закона, призванной защитить арбитражного управляющего от возможных рисков).

Права, обязанности и ответственность арбитражных управляющих установлены ст. 24 и 25 закона «О несостоятельности (банкротстве)».

В частности, арбитражный управляющий имеет право:

созывать собрание кредиторов; созывать комитет кредиторов; обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами;

получать вознаграждение в размере и порядке, установленном законом; привлекать для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника;

подать в арбитражный суд заявление о досрочном прекращении исполнения своих полномочий.

Арбитражный управляющий обязан: принимать меры по защите имущества должника;

анализировать финансовое состояние должника;

анализировать финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность должника, его положение на товарных и иных рынках; вести реестр требований кредиторов в случаях, предусмотренных законодательством; предоставлять реестр требований кредиторов лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов в течение трех дней с даты поступления такого требования; возмещать убытки должнику, кредиторам, третьим лицам в случае причинения им убытков при исполнении возложенных на него обязанностей с даты вступления в законную силу судебного акта о возмещении таких убытков;

выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства;

осуществлять иные функции, предусмотренные законодательством. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, правил профессиональной деятельности арбитражный суд по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве, может отстранить арбитражного управляющего. Аналогичным образом, арбитражный суд отстраняет арбитражного управляющего в случае исключения его из саморегулируемой организации, членом которой он является16.

В целом, создание подобного рода саморегулируемых организаций арбитражных управляющих также является принципиальной новацией действующего закона о банкротстве.

В частности, саморегулируемые организации создаются для17:

обеспечения соблюдения своими членами законодательства Российской Федерации, правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих; защиты прав и законных интересов своих членов;

обеспечения информационной открытости деятельности своих членов, процедур банкротства;

содействие повышению уровня профессиональной подготовки своих членов. Новый федеральный закон о несостоятельности (банкротстве) внес значительные изменения в правила регулирования мероприятий по предупреждению и осуществлению банкротства. При рассмотрении дела о банкротстве должника применяются следующие процедуры: наблюдение; финансовое оздоровление, внешнее управление; конкурсное производство; мировое согла-

16 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года, № 127-ФЗ, ст. 25 п. 3. - Российская газета. -2000. - № 209 - 210 (3077 - 3078). - 2 ноября.

17 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года, № 127-ФЗ, ст. 21 п. 3. - Российская газета. -2002. - № 209 - 210 (3077 - 3078). - 2 нрября.

18 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года, N° 127-ФЗ, ст. 31 п. 1. - Российская газета. -2002. - № 209 - 210 (3077 - 3078). - 2 ноября.

19 фз рф «о несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 года, № 6-ФЗ, ст. 27. Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 2 ст. 222; 2002, N9 12, ст. 1093; N9 18, ст. 1721.

20 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года, № 127-ФЗ, ст. 30. п. 1. - Российская газета. -2002. - № 209 - 210 (3077 - 3078). - 2 ноября.

21 фз рф «о несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года, № 127-ФЗ, ст. 30. п. 2. - Российская газета. -2002. - № 209 - 210 (3077 - 3078). - 2 ноября.

шение. В ранее действовавшем законе процедуры финансового оздоровления не было. Существенно изменен и сам процесс реализации указанных процедур.

В новом законе сохранена процедура досудебной санации до подачи заявления в арбитражный суд о возбуждений производства по делу о банкротстве18. Досудебная санация определяется как мера по предупреждению несостоятельности, предпринимаемая до подачи заявления в арбитражный суд при наличии предположения о возможной несостоятельности должника.

В ранее действовавшем законе досудебная санация понималась как одно из трех мероприятий, предусмотренных для достижения цели восстановления платежеспособности должника и направленная на предупреждение несостоятельности должника19 наряду с мерами периода наблюдения и внешнего управления.

Под досудебной санацией как в законе № 127-ФЗ, так и в законе № 6-ФЗ понимаются меры по восстановлению платежеспособности должника (предприятия, организации), применяемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства.

В частности, в целях предупреждения банкротства учредители (участники) должника -юридического лица, кредиторы должника, собственник* имущества должника — унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании Должника банкротом должны принимать своевременные меры, направленные на предупреждение банкротства должника. Данные меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником20.

Досудебная санация осуществляется вышеуказанными лицами в форме предоставления финансовой помощи должнику в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника-предприятия (организации).

Досудебная санация может проводиться за счет федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, за счетов бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и соответствующих внебюджетных фондов на условиях, установленных законами21.

Под наблюдением понимается процедура банкротства, применяемая к предприятию-дол-жнику в целях обеспечения сохранности имухце-

ства должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

В отличие от старого закона о банкротстве, в котором не был осуществлен на должном уровне регулирования порядок введения процедуры наблюдения, действующий закон учел накопленный опыт и определил более четкие правила по введению и реализации процедуры наблюдения.

Наблюдение вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, за исключением случаев, когда дело о банкротстве возбуждается на основании заявления должника. В этом случае наблюдение вводится с даты принятия к производству арбитражным судом заявления должника22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику проводится не менее чем через пятнадцать дней и не более чем через тридцать дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом. Действие процедуры наблюдения продолжается до момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства или о вынесении им определения о введении внешнего управления или утверждения мирового соглашения. При этом наблюдение должно быть завершено с учетом сроков ограничения времени рассмотрения дела о банкротстве, то есть не позднее семи месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд23.

В ранее действовавшем законе продолжительность периода наблюдения определялась следующим образом. В соответствии со ст. 47 закона «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 года,

22 фз рф «о несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года, № 127-ФЗ, ст. 62. - Российская газета. - 2002.

- № 209 - 210 (3077 - 3078). - 2 ноября.

23 фз рф «о несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года, № 127-ФЗ, ст. 71. - Российская газета. - 2002.

- № 209 - 210 (3077 - 3078). - 2 ноября.

24 Постановление Конституционного Суда РФ от 12 марта 2001 года «По делу о проверке конституционности ряда положений ФЗ «О несостоятельности (банкротстве), касающихся возможности обжалования определений, выносимых арбитражным судом по делам о банкротстве, иных его положений. Ст. 49 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», а также ст. 106, 160, 179 и 191 АПК РФ, в связи с запросом арбитражного суда Челябинской области. Жалобами граждан и юридических лиц // Российская газета. -2001. - 22 марта.

25 фз рф «о несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года, № 127-ФЗ, ст. 64. - Российская газета. - 2002.

- № 209 - 210 (3077 - 3078). - 2 ноября.

дело должно было быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в срок, не превышающий трех месяцев, со дня поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд и могло быть отложено еще на два месяца по решению арбитражного суда. Следовательно, процедура наблюдения не могла длиться более пяти месяцев.

Необходимо отметить, что в рамках работы по приведению законодательства о банкротстве в соответствие с Конституцией РФ, Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 12 марта 2001 года признал несоответствующим Конституции РФ, ее ст. 46 (ч. 1 и 2), 55 (ч. 3) и 123 (ч. 3) ст. 56 закона о несостоятельности (банкротстве) 1998 года, поскольку она позволяла вводить на стадии возбуждения производства по делу о банкротстве наблюдение, основанное на признании должника банкротом, без предоставления должнику возможности своевременно заявить свои возражения и не предусматривала право должника обжаловать определение о принятии заявления о признании должника банкротом, которым в отношении него вводится наблюдение24.

Как и в отмененном законе, введение наблюдения по действующим правилам, не является основанием для отстранения руководителя предприятия-должника и иных органов управления должника от управления предприятием-должником, но они могут осуществлять свои полномочия с некоторыми ограничениями. В частности, они могут совершать исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме, следующие сделки25:

связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо или косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов (по ранее действовавшему закону -более десяти процентов) балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;

связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника. Органы управления предприятия-должника на стадии наблюдения не имеют права принимать следующие решения: о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника; о создании юридических лиц или об участии в иных юридических лицах; о создании филиалов и пред-

ставительств; о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями; о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций; о выходе из состава учредителей (участников) должника — юридического лица; о приобретении у акционеров ранее выпущенных акций; об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышлен-ных группах и иных объединениях физических лиц; о заключении договоров простого товарищества.

Арбитражный суд может отстранить руководителя предприятия-должника по ходатайству временного управляющего в случае, если руководитель должника не принимает необходимые меры по обеспечению сохранности имущества должника, если им чинятся препятствия временному управляющему при исполнении его обязанностей или нарушается законодательство РФ.

В этом случае исполнение обязанностей руководителя предприятия-должника возлагается на лицо, представленное в качестве кандидатуры руководителя должника представителем учредителей должника или иным коллегиальным органом управления должника, представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия, а в случае непредставления указанными лицами кандидатуры исполняющего обязанности руководителя должника - на одного из заместителей руководителя должника, в случае отсутствия заместителей - на одного из работников должника26.

Закон 1998 года № 6-ФЗ содержал несколько иные правила. В частности, в соответствии с п. 4 ст. 58 и п. 3 ст. 44 закона о несостоятельности (банкротстве) 1998 года, при проведении наблюдения по ходатайству временного управляющего, которое содержит сведения о воспрепятствовании руководителя должника действиям временного управляющего, арбитражный суд мог отстранить руководителя от должности и возложить исполнение его обязанностей на временного управляющего.

26 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года, № 127-ФЗ, ст. 69. - Российская газета. - 2002.

- № 209 - 210 (3077 - 3078). - 2 ноября.

27 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года, № 127-ФЗ, ст. 67. - Российская газета. - 2002.

- № 209 - 210 (3077 - 3078). - 2 ноября.

28 фз рф «о несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года, № 127-ФЗ, ст. 72. - Российская газета. - 2002.

- № 209 - 210 (3077 - 3078). - 2 ноября.

29 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года, № 127-ФЗ, ст. 73. - Российская газета. - 2002.

- № 209 - 210 (3077 - 3078). - 2 ноября.

В целом, процедура наблюдения и последствия ее введения в прежнем и ныне действующем законе мало чем отличаются.

Так, при введении процедуры наблюдения, арбитражный суд утверждает временного управляющего, который должен27:

принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; проводить анализ финансового состояния должника;

выявлять кредиторов предприятия-должни-ка и определять размеры их требований, уведомлять кредиторов о возбуждении дела о банкротстве и введении наблюдения; созывать и проводить первое собрание кредиторов.

По окончании наблюдения временный управляющий должен представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности предприятия-долж-ника.

Первое собрание кредиторов предприятия-должника должно быть созвано временным управляющим не позднее трех недель с даты получения арбитражным управляющим требования комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и уполномоченных органов о проведении собрания кредиторов и не позднее чем за десять дней до даты окончания наблюдения28.

Участниками первого собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых были предъявлены в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения.

В первом собрании кредиторов принимают участие без права голоса руководитель должника, представитель учредителей должника или представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия и представитель работников должника. Отсутствие указанных лиц не является основанием для признания первого собрания кредиторов недействительным.

Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов вправе принимать решение29:

о введении финансового оздоровления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;

о заключении мирового соглашения и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;

о введении внешнего управления и об обра-

щении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд;

об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании предприятия-должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

об образовании комитета кредиторов, определении количественного собрания и полномочий комитета кредиторов, избрании членов комитета кредиторов; об определении требований к кандидатурам административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего;

об определении саморегулируемой организации, которая должна представлять в арбитражный суд кандидатуры арбитражных управляющих.

С момента принятия арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления, внешнего управления или утверждении мирового соглашения либо определения о признании должника банкротом и введении конкурсного производства наблюдение прекращается, но временный управляющий продолжает исполнять свои обязанности до утверждения административного управляющего, внешнего управляющего или конкурсного управляющего30.

Важной новеллой нового закона о банкротстве является введение еще одной процедуры банкротства, применяемой для преодоления несостоятельности и восстановления платежеспособности должника - процедуры финансового оздоровления.

В ходе наблюдения должник на основании решения своих учредителей, органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредители должника, орган, уполномоченный собственником имущества должника - унитарного предприятия, третье лицо или третьи лица вправе обратиться к первому собранию кредиторов или к арбитражному суду с ходатайством о введении финансового оздоровле-

30 Ф3 РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года, № 127-ФЗ, ст. 75. - Российская газета. - 2002.

- N9 209 - 210 (3077 - 3078). - 2 ноября.

31 фз рф «о несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года, N9 127-ФЗ, ст. 76. - Российская газета. - 2002.

- № 209 - 210 (3077 - 3078). - 2 ноября.

32 фз рф «о несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года, № 127-ФЗ, п. 1 ст. 77. - Российская газета. -2002. - № 209 - 210 (3077 - 3078). - 2 ноября.

33 фз рф «о несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года, № 127-ФЗ, ст. 80. - Российская газета. - 2002.

- № 209 - 210 (3077 - 3078). - 2 ноября.

^Баренбойм П. Правовые основы банкротства. М:, 1995. -С. 143.

НИЯ31.

При этом общее собрание учредителей должника, орган, уполномоченный собственником имущества должника - унитарного предприятия при принятии решения об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления вправе досрочно прекратить полномочия руководителя должника и избрать (назначить) нового руководителя должника32.

Решение об обращении к первому собранию кредиторов о введении финансового оздоровления должно содержать сведения о предлагаемом учредителями или собственником имущества должника обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, а также предлагаемые ими срок финансового оздоровления и срок удовлетворения требований.

Вместе с этими сведениями к ходатайству о введении финансового оздоровления прилагаются план финансового оздоровления, график погашения задолженности и другие материалы, предусмотренные п. 5 ст. 77 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Арбитражный суд одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления утверждает административного управляющего. Определение арбитражного суда о введении финансового оздоровления подлежит немедленному исполнению. Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем два года33.

Под внешним управлением понимается процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению имуществом предприятия (организации)-должника внешнему управляющему34.

Согласно ст. 68 прежнего Закона «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 года, внешнее управление вводилось арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. Определение арбитражного суда о введении внешнего управления подлежало немедленному исполнению, но могло быть обжаловано. Внешнее управление вводилось на срок не более 12 месяцев и могло быть продлено на срок не более 6 месяцев.

Действующий закон № 127-ФЗ несколько изменяет сроки внешнего управления. Так, согласно п. 2 ст. 93 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)», внешнее управление вводится немедленно после определения арбитражного суда на срок не более 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев. По ходатай-

ству собрания кредиторов или внешнего управляющего установленный срок внешнего управления может быть сокращен. Как и в прежнем законе, внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов35.

Основным средством, создающим условия для восстановления платежеспособности должника, является мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Такой мораторий был предусмотрен законом № 6-ФЗ36, мораторий предусмотрен и действующим законом о банкротстве37.

В течение срока действия вышеуказанного моратория:

не допускается взыскание по исполнительным и иным документам, взыскание по которым ггроизводится в бесспорном (безакцептном) порядке;

приостанавливается исполнение исполнительных документов, за исключением выданных на основании вступивших в законную силу до введения внешнего управления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью и морального вреда; не начисляются неустойки (штрафы, пеня) и иные; финансовые (экономические) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, а также подлежащие уплате по ним неустойки (штрафы, пени). Не распространяется мораторий в течение срока действия внешнего управления на требования, срок исполнения по которым наступил после введения внешнего управления, а также на требования кредиторов о взыскании задолженности по зарплате; выплате вознаграждений по авторским договорам; выплате алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и

35 Ф3 РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года, № 127-ФЗ, п. 1 ст. 93. - Российская газета. -2002. - № 209 - 210 (3077 - 3078). - 2 ноября.

36 фз рф «о несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 года, № 6-ФЗ, ст.70. Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 2 ст. 222; 2002, N912, ст. 1093; № 18, ст. 1721.

37 фз рф «о несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года, М9 127-ФЗ, п. 1 ст. 94. - Российская газета. -2002. - № 209 - 210 (3077 - 3078). - 2 ноября.

зв фз рф «0 несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года, №127-^3, п. 5 ст. 95. - Российская газета. -2002. -№ 209 - 210 (3077 - 3078). - 2 ноября.

39 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года, N9 127-ФЗ, п. 2 ст. 99. - Российская газета. -2002. - № 209 - 210 (3077 - 3078). - 2 ноября.

здоровью38. Такое же правило предусматривала и ранее действовавшая ст. 70, п. 4, 5 федерального закона от 8 января 1998 года.

Несколько дополнен новым законодательством перечень полномочий и обязанностей внешнего управляющего. Так, в соответствии с новым федеральным законом о несостоятельности (банкротстве), внешний управляющий обязан39:

принять в ведение имущество должника и провести его инвентаризацию; открыть специальный счет для проведения внешнего управления и расчетов с кредиторами;

разработать и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления;

вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность; заявлять в установленном порядке возражения по предъявленным к предприятию-должнику требованиям кредиторов; принимать меры по взысканию задолженности перед должником; вести реестр требований кредиторов; реализовывать мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления; информировать комитет кредиторов о реализации мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления; представить собранию кредиторов отчет по итогам реализации плана внешнего управления;

осуществлять иные полномочия. В соответствии с п. 1 ст. 99 федерального закона о несостоятельности (банкротстве), внешний управляющий имеет право:

распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления; заключать от имени должника мировое соглашение;

предъявлять в арбитражный суд требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок; заявлять отказ от исполнения договоров должника;

осуществлять иные действия, предусмотренные законом.

План внешнего управления должен включать меры по восстановлению платежеспособности предприятия-должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы.

При этом мерами по восстановлению плате-

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: шортсЯ тс ърахмъы

6 - 2003 (июнь)

жеспособности предприятия-должника могут быть следующие40:

перепрофилирование производства; закрытие нерентабельных производств; взыскание дебиторской задолженности; продажа части имущества должника; уступка прав требования должника; исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника или третьими лицами; увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц; размещение дополнительных обыкновенных акций должника; продажа предприятия должника; иные способы восстановления платежеспособности предприятия-должника41. Данный перечень мер, как видно, не является исчерпывающим и допускает иные способы восстановления платежеспособности должника. Примерно таким же по составу определялся примерный перечень мероприятий, применяемых к должнику в ходе внешнего управления и в прежнем Законе «О несостоятельности (банкротстве)» № 6-ФЗ от 8 января 1998 года42. Однако новый федеральный закон № 127-ФЗ несколько дополнил этот перечень, введя в него в качестве новеллы возможность увеличения уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц, а также возможность размещения дополнительных обыкновенных акций должника.

Не позднее чем за 45 дней до истечения срока внешнего управления внешний управляющий должен по установленной форме предоставить кредиторам возможность ознакомиться с отчетом о внешнем управлении, по итогам рассмотрения которого собрание кредиторов может принять одно из следующих решений43:

об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении внешнего управления

40 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года, № 127-ФЗ, ст. 109. - Российская газета. - 2002.

- № 209 - 210 (3077 - 3078) -2 ноября.

41 Постановление Правительства РФ 1998г. N9 476 «О мерах по повышению применения процедур банкротства».

42 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 года, № 6-ФЗ, ст. 85. Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 2 ст. 222; 2002, № 12, ст. 1093; № 18, ст. 1721.

43 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года, № 127-ФЗ, ст. 118. - Российская газета. - 2002.

- № 209 - 210 (3077 - 3078). -2 ноября.

44 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 года, № 6-ФЗ, ст. 97. Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 2 ст. 222; 2002, № 12, ст. 1093; № 18, ст. 1721.

в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;

об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;

об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; о заключении мирового соглашения; об обращении в арбитражный суд с ходатайством о продлении установленного срока внешнего управления при условии, что общий срок внешнего управления не будет превышать максимально допустимый срок внешнего управления (то есть 24 месяца). Арбитражный суд утверждает отчет внешнего управляющего и принимает соответствующее решение.

Принятие арбитражным судом решения о признании по ходатайству собрания кредиторов должника банкротом является основанием открытия конкурсного производства, срок которого не может превышать 1 год, однако арбитражный суд может указанный срок продлить не более чем на 6 месяцев. Причем такие же сроки конкурсного производства действовали и ранее, новым законом они не изменены44. Однако ранее действовавший закон допускал возможность «при необходимости» продления сроков конкурсного производства арбитражным судом сверх сроков, предусмотренных законом, что создавало законодательную лазейку для безосновательного затягивания процедуры ликвидации и так или иначе затрагивало интересы кредиторов. Новый закон такую возможность исключает.

Остались практически неизменными в действующем законе основной комплекс мер, применяемых к несостоятельному должнику в процессе конкурсного производства, а также юридические последствия открытия конкурсного производства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Главным в процессе конкурсного производства является реализация имущества должника и ликвидация субъекта гражданского оборота, поскольку восстановление его платежеспособности признано невозможным.

Решение об объявлении должника банкротом и об открытии конкурсного производства публикуется конкурсным управляющим за счет должника в «Вестнике Высшего арбитражного суда Российской Федерации». В данной публикации указываются: наименование и иные рек-

визиты должника, объявленного банкротом; наименование арбитражного суда, в производстве которого находится дело о банкротстве; срок, установленный на предъявление требований кредиторов, который должен быть не менее 2 месяцев с даты публикации; дата принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; сведения о конкурсном управляющем и соответствующей саморегулируемой организации45.

Одновременно с открытием конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего. К нему переходят все права и обязанности руководителя должника.

С даты принятия арбитражным судом решения о признании предприятия (организации) банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется следующее46:

1) считается наступившим срок исполнения всех денежных обязательств должника, а также его обязательных платежей, возникших до открытия конкурсного производства;

2) прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника;

3) сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной;

4) снимаются ранее наложенные аресты имущества должника и иные ограничения по распоряжению имуществом должника. Не допускается введение (наложение) новых арестов имущества и иных ограничений по распоряжению имуществом должника;

5) совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника либо влекущих передачу его имущества в пользу третьих лиц, а также исполнение обязательств допускается в соответствии с положениями гл. 7 «Конкурсное производство» Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»;

6) прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполни- #

45 Ф3 РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года, № 127-ФЗ, п. 2 ст. 128. - Российская газета. -2002. - № 209 - 210 (3077 - 3078). - 2 ноября.

46 Ф3 РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года, N9 127-ФЗ, п. 1 ст. 126. - Российская газета. -2002. - № 209 - 210 (3077 - 3078). - 2 ноября.

47 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 года, № 6-ФЗ, ст. 106. Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 2 ст. 222; 2002, № 12, ст. 1093; N9 18, ст. 1721.

тельным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства;

7) все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании ничтожных сделок недействительными и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства;

8) исполнение обязательств должника осуществляется в рамках конкурсного производства. Значительные изменения в действующем

Федеральном законе от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ по сравнению с Федеральным законом от 8 января 1998 года № 6-ФЗ произошли в определении очередности удовлетворения требований кредиторов.

Так, предыдущий закон предусматривал пять очередей удовлетворения требований кредиторов47:

вне очереди покрывались судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплутационные платежи должника, а также удовлетворялись требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства; в первую очередь удовлетворялись требования граждан, перед которыми должник нес ответственность за причинение вреда жизни и здоровью;

во вторую очередь производились расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам; в третью очередь удовлетворялись требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника; в четвертую очередь удовлетворялись требования кредиторов по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды; в пятую очередь производились расчеты с другими кредиторами. В новом законе о банкротстве количество очередей сокращено до трех, а порядок расчетов с кредиторами по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, регулируется специальными правилами, в большей степени отвечающими интересам кредиторов - залогодержа-

телей и юридическому существу залоговых обязательств.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди.

В данное время установлено, что вне очереди за счет конкурсной массы погашаются следующие текущие обязательства48:

судебные расходы должника, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю; текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника; требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства;

задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства; иные, связанные с конкурсным производством расходы.

В соответствии с новым Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности49:

в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми предприятие-дол-жник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также морального вреда;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда

48 Ф3 РФ «О несостоятельности (ба^кротртве)» от 26 октября 2002 года, N° 127-ФЗ, п 1 ст. 134. - Российская газета -2002. - № 209 - 210 (3077 - 3078). - 2 ноября;

49 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года, № 127-ФЗ, п. 4 ст. 134. - Российская газета. -2002. - № 209 - 210 (3077 - 3078). - 2 ноября.

» фз рф «о несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года, № 127-ФЗ, п. 3 ст. 137. - Российская газета. -2002. - N9 209 - 210 (3077 - 3078). - 2 ноября.

51 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года, № 127-ФЗ, ст. 148. - Российская газета. - 2002.

- № 209 - 210 (3077 - 3078). - 2 ноября.

52 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года, № 127-ФЗ, ст. 149. - Российская газета. - 2002.

- № 209 - 210 (3077 - 3078). - 2 ноября.

лиц, работающих или работавших по трудовому договору и по выплате вознаграждений по авторским договорам; в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами должника. Требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков, взыскание неустоек (штрафов, пени), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и удовлетворяются после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов50. Требования каждой очереди удовлетворяются после удовлетворения требований предыдущей очереди. Если у должника недостаточно денежных средств, они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам, подлежащим удовлетворению. Требования кредиторов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, в том числе требования по уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований, заявленных в установленный срок. Однако требования кредиторов первой и второй очереди, заявленные до окончания расчетов со всеми кредиторами, в том числе после закрытия реестра требований кредиторов, должны быть удовлетворены полностью. Неудовлетворенные требования кредиторов по причине недостаточности имущества должника считаются погашенными.

Приведенное выше правило содержалось ранее в ст. 114 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» N9 6-ФЗ, сохранилось оно и в действующем Законе № 127-ФЗ (ст. 142).

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий должен представить отчет о результатах проведения конкурсного производства в арбитражный суд, который выносит определение о завершении конкурсного производства.

Определение о завершении конкурсного производства подлежит немедленному исполнению51. Это определение является основанием для внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации предприятия-должника. При этом конкурсный управляющий должен в течение пяти дней с даты получения такого определения представит^» его в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц52.

Сохранена в действующем законодательстве процедура достижения соглашения между долж-

ником и кредиторами - мировое соглашение, применяемое на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве.

Решение о заключении мирового соглашения от имени конкурсных кредиторов принимается собранием кредиторов, а со стороны пред-приятия-должника - руководителем предприятия (организации), внешним управляющим или конкурсным управляющим. В мировом соглашении могут участвовать третьи лица, которые принимают на себя права и обязанности, предусмотренные мировым соглашением53.

Основные требования к содержанию мирового соглашения и порядку его заключения и утверждения остались неизменными. Изменился состав участников, с которыми допускается заключать мировое соглашение. В прежнем законе допускалось заключение мирового соглашения только с конкурсными кредиторами, а уполномоченные органы по обязательным платежам не участвовали в голосовании при заключении мирового соглашения54. Действующий закон допускает к участию в мировом соглашении на равных условиях и уполномоченные органы.

Изменения коснулись также и порядка внесения в текст мирового соглашения отдельных условий.

53 Ф3 РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года, МН27-ФЗ>л. 1,2 ст. 150. - Российская газета. -2002, - № 209 - 210 (3077 - 3(178). - 2 ноября, , , .

54 Ф3 РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 года, № 6-ФЗ, ст. 120. Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 2 ст. 222; 2002, № 12, ст. 1093; № 18, ст. 1721.

55 Ф3 РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года, № 127-ФЗ, п. 1 ст. 156. - Российская газета. -2002. - № 209 - 210 (3077 - 3078). - 2 ноября.

56 фз рф «о несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 года, № 6-ФЗ, ст. 122. Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 2 ст. 222; 2002, № 12, ст. 1093; № 18, ст. 1721.

57 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 года, № 6-ФЗ, п. 5 ст. 120. Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 2 ст. 222; 2002, N9 12, ст. 1093; № 18, ст. 1721.

58 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года, № 127-ФЗ, п. 5,6 ст. 150. - Российская газета. -2002. - № 209 - 210 (3077 - 3078). - 2 ноября.

59 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 года, № 6-ФЗ, п. 1 ст. 122. Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 2 ст. 222; 2002, № 12, ст. 1093; N9 18, ст. 1721; ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года, N9 127-ФЗ, п. 1 ст. 156. Российская газета от 2 ноября 2002 г., № 209 - 210 (3077 - 3078).

60 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 года, № 6-ФЗ, п. 2 ст. 129. Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 2 ст. 222; 2002, № 12, ст. 1093; № 18, ст. 1721.

Так, например, условия о прекращении обязательств должника путем предоставления отступного, обмена требований на доли в уставном капитале должника, акции, конвертируемые в акции облигации или ийые ценные бумаги, новацией обязательства, прощением долга либо иными способами, Предусмотренными гражданским законодательством, в соответствии с действующим законом может вноситься в мировое соглашение с согласия отдельного конкурсного кредитора и (или) уполномоченного органа, если такие способы не нарушают права иных кредиторов55.

В прежнем законе не было подробных установлений о возможности достижения такого согласия с отдельным кредитором в случае, если это не нарушает прав и интересов других кредиторов56.

Мировое соглашение заключается в письменной форме и должно быть подписано всеми участниками, решившими заключить мировое соглашение. Мировое соглашение может быть заключено большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов в соответствии с реестром требований кредиторов и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.

Мировое соглашение вступает в силу со дня его утверждения арбитражным судсм и является обязательным для предприятия-должника, конкурсных кредиторов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении57. Не допускается односторонний отказ от исполнения вступившего в силу мирового соглашения58.

Мировое соглашение должно содержать положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме59.

Сохранено очень жесткое условие, предусмотренное п. 1 ст. 158 действующего Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», согласно которому участниками мирового соглашения могут быть кредиторы третьей очереди, а задолженность должника перед кредиторами первой и второй очередей должна быть погашена на момент утверждения мирового соглашения арбитражным судом. Безусловно, данная норма продолжает обеспечивать защищенность наиболее слабых участников процесса несостоятельности.

Ранее действовавший закон о банкротстве допускал расторжение мирового соглашения арбитражным судом в отношении отдельного кредитора60, а не всех кредиторов, что могло повлечь за собой неоправданное ущемление прав и ин-

тересов отдельных кредиторов - участников мирового соглашения. Расторжение же арбитражным судом мирового соглашения в целом могло произойти в случае неисполнения должником его условий в отношении не менее одной трети требований кредиторов. Действующий закон от 26 октября 2002 года исключил такую возможность. В соответствии с п. 2 ст. 164 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ арбитражный суд может расторгнуть мировое соглашение в случае заявления конкурсного кредитора или конкурсных кредиторов или уполномоченных органов, обладающих на дату утверждения мирового соглашения не менее чем одной четвертой требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов к должнику.

Расторжение мирового соглашения влечет принятие арбитражным судом определения о возобновлении производства по делу о банкротстве. При возобновлении производства по делу о банкротстве в отношении должника вводится процедура, в ходе которой было заключено данное мировое соглашение.

Отдельно необходимо остановиться на еще одной важной новации Закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года. В нем исключена внесудебная процедура банкротства - добровольное банкротство, которое было предусмотрено гл. 11 отмененного Закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 года.

Внесудебная процедура добровольного банкротства допускалась ранее при условии письменного согласия всех кредиторов должника, которые должны быть уведомлены о добровольной

ликвидации в «Вестнике Высшего арбитражного суда РФ» и могли заявить свои возражения в течение не менее двух месяцев со дня такой публикации61.

Только при наличии письменного возражения хотя бы одного кредитора должника против ликвидации во внесудебном порядке руководитель должника обязан был обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом и дальнейшая процедура ликвидации проходила уже под управлением арбитражного суда62.

Действующий закон предписывает необходимость проведения любых мероприятий по банкротству (в том числе по заявлению самого должника или руководителя должника) только под руководством арбитражного суда63.

Исходя из проведенного сравнительного анализа, хочется отметить, что в целом законодатель учел и исправил многие недостатки предыдущего закона о банкротстве, усилив защищенность участников процесса банкротства.

Для полного вступления в силу всех положений нового закона и начала его эффективной работы надо принять или изменить значительное количество подзаконных нормативно-право-вых актов, создать устоявшуюся судебную практику по рассмотрению споров с применением нового закона и многое другое.

Новый закон снизит криминогенность процесса, позволив должнику защищаться, обеспечит более цивилизованную ликвидацию неплатежеспособных должников, предоставит дополнительные возможности сохранить жизнеспособность хозяйствующих субъектов.

61 фз рф «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 года, № 6-ФЗ, п. 1 ст. 182. Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 2, ст. 222; 2002, № 12, ст. 1093; № 18,ст. 1721.

62 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 года, JNfe 6-ФЗ, п. 1 ст. 183. Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 2 ст. 222; 2002, № 12, ст. 1093; № 18, ст. 1721.

63 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года, № 127-ФЗ, ст. 8,9. - Российская газета. - 2002. - № 209 - 210 (3077 - 3078). - 2 ноября.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.