юридические науки
Гартина Юлия Александровна ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ...
УДК 347
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕДУРЫ ПРИЗНАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫМ (БАНКРОТОМ)
© 2018
Гартина Юлия Александровна, кандидат юридических наук, доцент кафедры «Частное и публичное право» Пензенский государственный университет (440026, Россия, Пенза, улица Красная, 40, e-mail: [email protected])
Аннотация. В данной статье раскрывается анализ изменений законодательства в сфере правового регулирования несостоятельности (банкротства) юридического лица. Произошедшие изменения в данной сфере, несомненно, направлены на борьбу с недобросовестным поведением должника при реализации своего права на признание юридического лица несостоятельным. Актуальность темы исследования заключается в том, что произошедшее в последнее время реформирование действующего законодательства, затронуло нормативно-правовые акты, в сфере правового регулирования института несостоятельности (банкротства) юридического лица. Выявление пробелов действующего законодательства в рамках реализации процедуры банкротства, направленно на теоретическое осмысление и практическое применение норм о несостоятельности (банкротстве). Проблемой в рамках проводимого исследования является недостаточность гражданско-правового регулирования отношений, возникающих в процессе проведения процедуры несостоятельности (банкротства) юридического лица, а также имеющиеся в законодательстве и правоприменительной практике противоречия, свидетельствующие не только о наличии проблем возникающих в процессе реализации полномочий субъектов в сфере банкротства, но и о недостаточной проработанности и эффективности норм действующего законодательства. В рамках данного исследования автором рассмотрены и детализированы основные процедуры банкротства юридического лица, выявлены проблемы, возникающие при банкротстве юридического лица в рамках той или иной процедуры несостоятельности, а также предложены пути решения выявленных проблем.
Ключевые слова: несостоятельность, банкротство, кредитор, должник, юридическое лицо, арбитражный управляющий, конкурсный управляющий, внешний управляющий, наблюдение, финансовое оздоровление, конкурсное производство, внешнее управление, мировое соглашение, арбитражный суд.
THEORETICAL ASPECTS OF THE PROCEDURE FOR RECOGNIZING A LEGAL ENTITY AS INSOLVENT (BANKUPT)
© 2018
Gartina Yulia Aleksandrovna, candidate of legal Sciences, associate Professor of the Department of Private and public law Penza State University (440026, Russia, Penza, Krasnaya street, 40, e-mail: [email protected])
Abstract. This article discloses an analysis of changes in legislation in the field of legal regulation of insolvency (bankruptcy) of a legal entity. The changes that have occurred in this sphere are undoubtedly aimed at combating the debtor's dishonest behavior when exercising his right to recognize a legal entity as insolvent. The relevance of the research topic is that the recent reform of the current legislation has affected normative legal acts in the field of legal regulation of the institution of insolvency (bankruptcy) of a legal entity. Identification of gaps in the current legislation in the framework of the bankruptcy procedure, aimed at the theoretical understanding and practical application of insolvency (bankruptcy) rules. The problem within the framework of the conducted research is the inadequacy of civil-law regulation of the relations arising in the process of carrying out the procedure of insolvency (bankruptcy) of the legal entity, as well as contradictions in legislation and law enforcement practice, which testify not only to the problems arising in the process of exercising powers of subjects in the field of bankruptcy , but also about the inadequate elaboration and effectiveness of the norms of the current legislation. As part of this study, the author examined and detailed the main procedures for bankruptcy of a legal entity, identified the problems that arise in the bankruptcy of a legal entity under an insolvency procedure, and proposed solutions to identified problems.
Keywords: insolvency, bankruptcy, creditor, debtor, legal entity, arbitration administrator, bankruptcy administrator, external manager, supervision, financial recovery, bankruptcy proceedings, external management, settlement agreement, arbitration court.
Институт несостоятельности (банкротства) известен российскому законодательству давно. С момента принятия первого правового акта регулирующего правоотношения в сфере банкротства 19 ноября 1992 г. Закона РФ № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (утратил силу) [1], было принято большое количество федеральных законов и правовых норм, регулирующих правоотношения в сфере несостоятельности (банкротства).
В настоящее время процедура банкротства юридического лица регулируется Федеральным законом № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [2] (ред. от 29.12.2017) (далее по тексту - Закон о банкротстве). В нем содержатся основные понятия, применяемые в сфере несостоятельности, а также детально регламентированы процедуры банкротства, применяемые к конкретным видам должников. Данный нормативно-правовой акт с момента своего принятия и до настоящего времени претерпел огромное количество изменений, которые не смогли не сказаться на правоотношениях в сфере банкротства, а также на правоприменительной практики.
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлени-
ем о признании должника - юридического лица банкротом, обладают: конкурсный кредитор, должник, уполномоченные органы. Данное право возникает у перечисленных лиц, с момента вступления в законную силу решения суда по денежным обязательствам.
В соответствии с действующим нормами законодательства для того, чтобы инициировать процедуру банкротства юридического лица, последнему необходимо иметь задолженность по обязательствам как минимум 300 000 рублей, а также просрочку оплаты данных обязательств не менее 3 месяцев. Закон о банкротстве, в статье 27 устанавливает, что при рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры:
- наблюдение;
- финансовое оздоровление;
- внешнее управление;
- конкурсное производство;
- мировое соглашение.
Необходимо отметить, что существенную роль при проведении процедуры банкротства юридического лица играет арбитражный управляющий.
Gartina Yulia Aleksandrovna juridical
THEORETICAL ASPECTS ... science
Арбитражный управляющий, это гражданин РФ, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих. В рамках процедуры банкротства он наделяется определенными правами и обязанностями, закрепленными в статье 20.3 Закона о банкротстве. Кроме того необходимо обратить внимание, что на каждом этапе процедуры банкротства, арбитражный управляющий имеет разный статус, выполняет разные функции и может наделяться дополнительными полномочиями.
Итак, рассмотрим подробнее процедуры, применяемые при банкротстве юридического лица.
Наблюдение - это процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику для обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Как правило, данная процедура вводится после рассмотрения обоснованности арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Срок проведения данной процедуры не может превышать семь месяцев, с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом.
В период введения процедуры наблюдения правосубъектность должника ограничивается, хотя введение в отношении должника процедуры наблюдения, в отличие от внешнего управления и конкурсного производства, не является основанием для отстранения руководителя и иных органов управления должника.
В данной процедуре принимает участие временный управляющий, который утверждается арбитражным судом в порядке, предусмотренном статьей 45 Закона о банкротстве. Многие цивилисты процедуру наблюдения называют подготовительной [3, с. 302], так как ее введение способствует достижению задач подготовки дела к судебному разбирательству в рамках несостоятельности (банкротства). На наш взгляд данная процедура носит не только подготовительный, но и охранительный характер, так как с момента ее введения состав имущества должника остается неизменным.
Главным недостатком данной процедуры является невозможность быстрого ее завершения, в связи с тем, что подготовительный этап банкротства требует проведения всех мероприятий, направленных на сокращение риска снижения стоимости бизнеса должника из-за издержек в период наблюдения. Лучший результат для кредиторов достигается путем быстрой продажи жизнеспособных частей бизнеса должника, пока стоимость этого бизнеса не упала вследствие возбуждения производства по делу о банкротстве. Еще одно опасение связано с сохранением руководством должника своих полномочий, хотя и под контролем временного управляющего, так как во взаимоотношениях указанных лиц довольно часто возникают проблемы, о чем свидетельствует и судебная практика[4, с. 22]. В связи с этим Кузнецов С.А., предлагает: «усилить судебный контроль за временными управляющими при проведении подготовительных процедур банкротства (наблюдение) путем предоставления суду, рассматривающему дело о банкротстве, права по собственной инициативе отстранять временных управляющих в случае нарушения ими законодательства о несостоятельности (банкротстве)» [3, 303]. На наш взгляд, нормы закона, регулирующие данную процедуру необходимо доработать в сторону усиления судебного контроля, как за действиями временного управляющего, так и за действиями кредиторов.
Процедура наблюдения заканчивается первым собранием кредиторов в рамках которого выносится решение о введении следующей процедуры - финансового оздоровления.
Финансовое оздоровление - процедура, используемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолжен-338
ности (ст. 2 Закона о банкротстве).
Процедура финансового оздоровления регулируется гл. V Закона о банкротстве (ст. 76 - 92).
Срок финансового оздоровления не может превышать 2 лет. В ходатайстве о введении финансового оздоровления могут предусматриваться более короткие сроки.
Процедура финансового оздоровления вводится, как правило, арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. Статья 81 Закона о банкротстве детально раскрывает последствия введения данной процедуры.
Анализ норм, регламентирующих процедуру финансового оздоровления позволяет заметить, что ее правовая природа имеет двойственный характер и зависит от основания ее введения. Двойственность заключается в том, что с одной стороны данная процедура вводится на основании решения первого собрания кредиторов, принимаемого большинством голосов, а с другой - закон предусматривает, что процедура финансового оздоровления может быть введена арбитражным судом без учета мнения кредиторов, в случае, когда отсутствует возможность отложить рассмотрение дела для принятия решения о применении одной из процедур банкротства первым собранием кредиторов в пределах семимесячного срока, установленного ст. 51 Закона о банкротстве[5, с. 65].
В ходе финансового оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями, установленными действующим законодательством. В данной процедуре принимает участие административный управляющий, который действует с момента утверждения его арбитражным судом и до момента окончания процедуры финансового оздоровления.
В рамках процедуры финансового оздоровления разрабатывается план финансового оздоровления и график погашения задолженности. План финансового оздоровления разрабатывается в случае отсутствия обеспечения исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности. График погашения задолженности утверждается арбитражным судом и содержит информацию о способах и сроках погашения задолженности перед всеми кредиторами. Причем в графике должно предусматриваться пропорциональное гашение требований кредиторов в соответствии с очередностью, установленной действующим законодательством. Законом допускается досрочное гашение долгов, определенных графиком.
В Законе о банкротстве применяются два понятия: «окончание финансового оздоровления», «прекращение финансового оздоровления».
Окончание финансового оздоровления связывается с истечением его срока, но может быть и досрочным (ст. 86 Закона о банкротстве).
Прекращение финансового оздоровления предполагает наличие оснований досрочно завершить финансовое оздоровление в связи с нарушениями условий его осуществления [6, с. 27].
Анализ судебной практики, показывает, что при рассмотрении ходатайства о введении финансового оздоровления суды часто выходят за границы установленных для них законом полномочий и осуществляют хозяйственную оценку возможности восстановления платежеспособности должника. Как представляется, подобная практика является недопустимой[7, с. 136] не только ввиду того, что не соответствует роли суда в деле о банкротстве, но и ввиду того, что судьи не обладают необходимыми профессиональными знаниями для правильной хозяйственной оценки целесообразности введения данной процедуры.
По итогам проведения процедуры финансового оздоровления, арбитражный суд вправе вынести определение о введении внешнего управления, если от собрания кредиторов поступило ходатайство о переходе к внеш-Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)
юридические науки
Гартина Юлия Александровна ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ...
нему управлению и если произошло восстановление платежеспособности должника.
Таким образом, нельзя не согласиться с Бородкиным В.Г. в том, что процедура финансового оздоровления выполняет во - первых реабилитационную цель, которая может быть достигнута при реализации мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности должника, а во - вторых, в рамках данной процедуры происходит наиболее полное и соразмерное удовлетворение требований кредиторов должника за счет его внутренней экономической деятельности или предоставленного должником обеспечения исполнения обяза-тельств[8, с. 26].
Внешнее управление - это процедура, которая применяется в деле о банкротстве должника в целях восстановления его платежеспособности.
При введении данной процедуры существенно ограничивается самостоятельность органов управления должника, текущее руководство делами должника, а также реализация плана внешнего управления передаются внешнему управляющему.
Длительность процедуры внешнего управления не может превышать 18 месяцев. В соответствии с действующим законодательством срок внешнего управления может быть продлен, но не более чем еще на 6 месяцев (п. 2 ст. 93 Закона о банкротстве). По ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего срок внешнего управления может быть сокращен.
В течение месяца с момента утверждения внешнего управляющего он обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов на утверждение. Как правило, план внешнего управления должен содержать: меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника. Законодательство допускает изменения плана внешнего управления. Арбитражный суд может, признать план внешнего управления недействительным полностью или в части [9, с.29].
В рамках данной процедуры расчеты с кредиторами производятся внешним управляющим в соответствии с реестром требований кредиторов.
Прекращение производства по делу о банкротстве или принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства влечет за собой прекращение полномочий внешнего управляющего.
При не достижении цели внешнего управления и отсутствии оснований для продления процедуры внешнего управления принимается решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
В соответствии с действующим законодательством, а именно абз. 16 ст. 2 Закона о банкротстве: конкурсное производство - это процедура, которая применяется в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Законом о банкротстве определен срок конкурсного производства - до 6 месяцев. Данный срок может быть продлен по ходатайству лица участвующего в деле, но не более чем еще на 6 месяцев. Статьей 126 Закона о банкротстве регламентируются последствия введения данной процедуры.
Необходимо помнить, что на этапе конкурсного производства имущество должника подлежит инвентаризации, оценке и продаже. Оценка имущества может быть произведена и с участием независимого оценщика. В Законе о банкротстве названы случаи, когда оценка имущества должника является обязательной (например, в абз. 2 п. 2 ст. 131).
Имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, входит в конкурсную массу.
В рамках конкурсного производства, конкурсный
управляющий готовит отчет. В отчет включается информация о финансовом состоянии должника и его имуществе с момента введения конкурсного производства и в процессе его проведения. Данный отчет предоставляется собранию кредиторов и арбитражному суду.
После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов - определение о прекращении производства по делу о банкротстве.
Мировое соглашение - процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по данному делу путем достижения соглашения между должником и кредиторами (ст. 2 Закона о банкротстве). Последствием заключения мирового соглашения является прекращение производства по делу о банкротстве (п. 1 ст. 159 Закона о банкротстве) [10, с.18]. Мировое соглашение утверждается арбитражным судом. Отказ от утвержденного мирового соглашения одной из сторон не допускается.
Последствия заключения мирового соглашения для каждой процедуры несостоятельности (банкротства) имеют свои особенности. Так, при заключении мирового соглашения на стадии наблюдения - положения мирового соглашения распространяются на требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов. Причем необходимо отметить, что условия мирового соглашения не согласовываются с временным управляющим. Точно такие же особенности характерны и для заключения мирового соглашения в рамках процедуры финансового оздоровления. Общим для данных стадий является и то, что решение о заключении мирового соглашения на рассматриваемых стадиях принимается руководителем должника. В рамках процедуры внешнего управления - решение о заключении мирового соглашения принимается внешним управляющим. В конкурсном производстве, также как и в процедуре внешнего управления, решение о заключении мирового соглашения принимается конкурсным управляющим. Мировое соглашение, заключенное на стадии внешнего управления или конкурсного производства распространяется на все требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенные в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов.
Таким образом, анализ норм действующего законодательства, регламентирующего заключение мирового соглашения в рамках процедуры банкротства позволяет сделать следующие выводы. Мировое соглашение, заключенное на любой стадии процедуры банкротства распространяет свою юридическую силу, только на те, требования кредиторов, которые включены в реестр требований кредиторов. Соответственно если требование кредитора в реестр требований не включено, то такой кредитор не может обжаловать условия мирового соглашения. Однако, анализ судебной практики, по спорам о признании юридического лица банкротом на стадии заключения и утверждения судом мирового соглашения не исключает возможности инициирования недобросовестным кредитором новой процедуры банкротства, что может привести к его неисполнению [11, с. 96]. Таким образом, в целях не допущения злоупотребления правами одних кредиторов в отношении других, нормы закона, определяющие заключение мирового соглашения требуют более тщательной проработки и детальной регламентации.
В заключении хотелось бы отметить, что анализ норм действующего законодательства позволяет нам констатировать, что за последние годы законодательство в сфере несостоятельности (банкротства) юридического лица изменилось существенным образом. Все внесённые изменения, детально раскрывают правила
Gartina Yulia Aleksandrovna THEORETICAL ASPECTS ..
juridical science
проведения процедуры банкротства юридического лица. Реформирование действующего законодательства в данной сфере, несомненно, направлено на борьбу с недобросовестным поведением должника при реализации своего права на признания банкротом при определенных условиях. И в этом смысле законодательство о несостоятельности становится более ориентированным на кредитора. Кроме того, на наш взгляд, все изменения, затронувшие институт банкротства юридического лица, направлены исключительно на повышение эффективности процедур, применяемых при несостоятельности юридического лица, а также на снижение злоупотребления правом в сфере признания юридического лица банкротом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Закон РФ от 19.11.1992 N 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»(утратил силу)// Российская газета. 1992. №279.
2. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О несостоятельности (банкротстве)» // Российская газета. 2002. №209-210.
3. Кузнецов С.А. Основные проблемы правового института несостоятельности (банкротства): монография. М.: Инфотропик Медиа, 2015. С. 302.
4. Попондопуло В.Ф. Некоторые проблемы совершенствования законодательства о банкротстве // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. №1. С. 22.
5. Кораев К.Б. Правовое положение неплатежеспособного должника при проведении финансового оздоровления // Юрист. 2016. №23. С. 65.
6. Гартина Ю.А. , Якушова Е.С. Банкротство юридического лица // Тенденции и перспективы решения проблем государства и права: Сборник статей Международной научно-практической конференции. -Уфа: АЭТЕРНА, 2017. С. 27
7. Скворцов О.Ю. Теоретические и практические проблемы применения процедуры финансового оздоровления в деле о несостоятельности (банкротстве) // Российский ежегодник предпринимательского (коммерческого) права. 2009. № 3. С. 136.
8. Бородкин В.Г. Введение финансового оздоровления и столкновение конкурирующих интересов // Право и экономика. 2014. № 11. С. 26.
9. Кораев К.Б. Особенности правового положения неплатежеспособного должника в процедуре внешнего управления // Российская юстиция. 2016. №5. С. 29.
10. Семенихин В. Банкротство организации. Возможные пути выхода из кризиса // Финансовая газета. 2015. № 7. С.18.
11. Аутлеева Р.В. Некоторые проблемы «исполнимости» мирового соглашения в рамках дел о несостоятельности (банкротстве) // Российская юстиция. 2014. № 6. С. 96.
Статья поступила в редакцию 05.01.2018
Статья принята к публикации 27.03.2018
340
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)