УДК 342.98
С.В. Ненароков
РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
development of the legal status of a police officer: background information
and modern situation
Статья посвящена вопросам развития правового статуса сотрудника полиции. Рассматриваются элементы, признаки, атрибуты правового статуса, а также исторические предпосылки реформирования полиции.
Ключевые слова: полиция, сотрудник полиции, правовой статус сотрудника полиции.
The paper is devoted to the development of the legal status of a police officer. His elements, characteristics, and attributes of the legal status and historical background ofpolice reform are discussed.
Key words: police, police officer, the legal status of police officer.
В связи с развитием демократических институтов в России особую актуальность приобретают вопросы правового положения личности, а также отношения общества и государства, что требует необходимости с иных позиций взглянуть на правовой статус сотрудников полиции. Внутреннее содержание правового статуса сотрудника полиции в значительной степени влияет на его дальнейшее развитие и обусловливает его. Только используя комплексный подход и воздействуя на отдельные его элементы, возможно добиться эффективного функционирования указанного правового института. Например, необходимо изменить практику наделения сотрудников полиции некоторыми не свойственными для них функциями, такими как проверка бизнеса, лицензирование частной охранной деятельности, регистрация автотранспорта и его технический осмотр, прием экзаменов и оформление водительских удостоверений и т.д. Указанные функции целесообразно передать другим ведомствам, наделенным необходимыми правами и обязанностями, что, несомненно, повлечет за собой изменение целей и задач полиции в целом. На сегодняшний день существующий круг обязанностей полицейского требует расширения и дополнения с одновременным введением необходимых ограничений. Расширение прав сотрудника полиции, улучшение его финансового и социального обеспечения должно быть неразрывно связано с усилением дисциплинарной и иной ответственности, в том числе и за злоупотребление своими правами.
Внутриведомственная преемственность долж-
на быть положена в основу реформирования правового статуса сотрудников полиции. Известная еще с советских времен «палочная система» в настоящее время окончательно себя изжила, а современная практика требует применения эффективных моделей управления, дающих оценку деятельности системы по критериям раскрываемости как объективного показателя деятельности полиции (общественное мнение, степень доверия граждан полиции, внутренняя убежденность сотрудников в необходимости борьбы с преступностью, открытость деятельности и т.д.).
На сегодняшний день существует два направления разработки проблемы правового статуса сотрудников полиции. Так, проведены исследования отдельных элементов правового статуса, субъективного (личностного) подхода (Л.Д. Воеводин [1], А.И. Лепешкин [2], Н.И. Матузов [3], В.А. Па-тюлин [4], В.Б. Щетинин [5] и др.).
Труды представителей отраслевых наук, прежде всего, административного права, предметом изучения которых выступили различные аспекты правового статуса отдельных государственных органов, характеризуются узкой отраслевой направленностью (Г.В. Атаманчук [6], В.М. Манохин [7], A.B. Оболонский [8], С.Е. Чаннов [9] и др.).
Таким образом, самостоятельные исследования, посвященные проблемам правового статуса сотрудников полиции, в настоящее время отсутствуют. Восполняя указанный пробел, следует конкретизировать некоторые теоретические положения. Так, среди основополагающих элементов
Ненароков Сергей Валерьевич, старший преподаватель Казанского юридического института МВД России e-mail: [email protected] © Ненароков С.В., 2017
Статья получена: 25.01.2017. Статья принята к публикации: 19.05.2017. Статья опубликована онлайн: 20.06.2017.
правового статуса сотрудника полиции можновыде-лить: права и обязанности сотрудника; требования к сотрудникам; гарантии правовой защиты сотрудника; ограничения и запреты, связанные со службой; режим служебного времени и организация службы; порядок прохождения службы; способ замещения должности; характер ответственности сотрудника полиции; меры стимулирования служебной деятельности. Выделяют следующие обязательные признаки, присущие сотрудникам полиции:
- гражданство Российской Федерации;
- принадлежность к кадрам полиции;
- наличие специального звания рядового или начальствующего состава полиции [10].
Полицейским может стать только лицо, имеющее гражданство Российской Федерации [11]1 Граждане других государств, а также лица с двойным гражданством либо, не имеющие гражданства, не вправе получать статус сотрудника полиции.
Полицейские могут быть прикомандированы к Администрации Президента Российской Федерации, Аппарату Правительства Российской Федерации, Аппарату Федерального Собрания Российской Федерации, министерствам, ведомствам и организациям. Утверждается перечень данных государственных органов Правительством Российской Федерации по предложению министра внутренних дел Российской Федерации. В указанный список в настоящее время входят такие организации, как Министерство транспорта России, Министерство экономического развития России, Министерство здравоохранения России, Министерство регионального развития России, Министерство иностранных дел России, Федеральная налоговая служба России, Счетная палата Российской Федерации, Аппарат Совета безопасности России, Банк России и т.д.
В дореформенный период имелась возможность прикомандировывать милицию к органам законодательной (представительной) власти. Сегодня такой возможности нет. Согласно ст. 41 закона «О полиции» сотрудники органов внутренних дел, в случае избрания депутатами органов законодательной власти, приостанавливают службу в течение всего срока полномочий. Прохождение службы сотрудниками полиции в миротворческих силах по линии Организации Объединенных Наций и Совета Европы является длительной служебной командировкой, а не прикомандированием.
Следует обратить внимание, что статус сотрудника органов внутренних дел определяется специальным званием, присвоенным в установленном порядке. Звания в полиции Российской Федера-
ции присваиваются персонально в соответствии со служебным положением, образованием, квалификационной и специальной подготовкой, выслугой лет сотрудников.
Среди атрибутов правового статуса сотрудников органов внутренних дел следует выделить право на ношение и хранение специальныхсредств и оружия, служебное удостоверение, форменную одежду.
Сотрудники органов внутренних дел после прохождения специальной профессиональной подготовки получают право на постоянное ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств. На каждого заводится личное дело - основной документ учета сотрудников органов внутренних дел, который содержит послужной список, автобиографию, аттестации, другие кадровые материалы и личный номер. Служебное удостоверение не заменяет паспорта гражданина Российской Федерации, хотя и является официальным документом. Форменной одеждой сотрудника полиции следует называть комплект снаряжения, знаков различия и предметов обмундирования.
Основой правового статуса сотрудника полиции являются его права и обязанности (общие и специальные или должностные) [11]. К общим полномочиям сотрудника органов внутренних дел относятся его права и обязанности как государственного служащего и как гражданина Российской Федерации.
Гражданин России, состоя на службе в полиции, имеет все права и свободы, а также исполняет обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Имеет право выбирать род деятельности, право на медицинскую помощь и охрану здоровья, на свободу передвижения, на образование, на неприкосновенность частной жизни и другие основные права и свободы. Территориальное разграничение юрисдикции органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, осуществляется на основе специализированных документов Министерства внутренних дел Российской Федерации, которые определяют границы обслуживания подразделений полиции Российской Федерации.
При совершении сотрудником органов внутренних дел нарушений по службе возможно привлечение его к дисциплинарной, уголовной и материальной ответственности. За совершение должностных проступков наступает дисциплинарная ответственность. Кроме того, необходимо обратить внимание, что за совершение административных правонарушений сотрудник полиции также привлекается к дисциплинарной ответ-
1 О гражданстве Российской Федерации : Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009) // Российская газета. 2002.№ 100.
ственности [12]. Согласно ст. 2.5 КоАП РФ военнослужащие и лица, имеющие специальные звания, за административные правонарушения несут дисциплинарную ответственность2, за исключением правонарушений, перечисленных во второй части данной статьи.
Законом предусмотрена классификация общественно опасных деяний, за которые сотрудник органов внутренних дел, в случае недобросовестного исполнения служебных обязанностей, может быть привлечен к уголовной ответственности.
В первую группу входят преступления против государственной власти и интересов государственной службы: халатность, получение взятки, дача взятки, служебный подлог, злоупотребление должностными полномочиями, их превышение, присвоение полномочий должностного лица, неисполнение приказа начальника (ст. 285-293УК РФ)3.
Вторая группа включает в себя преступления, направленные против правосудия (ст. 299-304, 310-312, 315, 316 УК РФ): фальсификация доказательств, провокация взятки, разглашение данных предварительного следствия, укрывательство преступлений, незаконное освобождение от уголовной ответственности, привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности, незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей и некоторые другие составы преступлений.
Привлечение к уголовной ответственности возможно за общественно опасные деяния, совершенные сотрудником органов внутренних дел и направленные на нарушение конституционных прав и свобод граждан. Среди видов данных правонарушений можно назвать: нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, нарушение неприкосновенности частной жизни, нарушение неприкосновенности жилища, отказ в предоставлении гражданину информации, воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 137- 140, 149 УК РФ).
Сотрудник полиции может быть привлечен к материальной ответственности за ущерб, который был причинен органам внутренних дел. Согласно ч.4 ст. 33 ФЗ «О полиции» данный вид ответственности может применяться в соответствии с трудовым законодательством (гл. 39 ТК РФ). По гражданскому законодательству (ст. 1069 и 1070 ГК РФ) ущерб подлежит возмещению гражданам и организациям в случае причинения его противоправными дей-
ствиями или бездействиями сотрудника полиции.
Другим элементом правового статуса сотрудника органов внутренних дел выступают гарантии: социальной защиты сотрудников полиции, гарантии уголовно-процессуального законодательства - на сотрудников органов внутренних дел распространяются положения законодательства об обстоятельствах, исключающих преступность деяния (необходимая оборона; причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление; крайняя необходимость; обоснованный риск; физическое и психическое принуждение; неисполнение приказа (распоряжения).
Сотрудник органов внутренних дел имеет специальный правовой статус госслужащего, в который входят такие элементы, как ответственность, права, обязанности, поощрения и гарантии.
Таким образом, реформирование органов внутренних дел внесло коррективы в правовой статус сотрудника полиции, что, несомненно, было обусловлено конкретными причинами. С точки зрения социального аспекта, модель системы милиции и так основывается на исполнении функций полиции, и это полностью соответствует линии развития правового государства, поскольку является следующим шагом в процессе объединения всемирного полицейского сообщества [13].
Изначально, в царской России полиция выполняла функции по охране правопорядка, вот почему современное переименование может расцениваться как возврат к историческим корням, но с современным содержанием.
Государственная структура полиции впервые появилась в городе Санкт-Петербурге в 1718 г. и функционировала фактически 200 лет. Петром I впервые была введена должность генерал-полицмейстера. После 1917 г. присутствие полиции как силового ведомства очень раздражало массы, в связи с чем Временное правительство реформировало и переименовало полицию [14]. Временным правительством 17 апреля 1917 г. была учреждена милиция, которая стала выполнять наружные функции, а управленческая структура полиции была демократизирована.
После свержения Временного правительства большевики во главе с В.И. Лениным приняли постановление НКВД РСФСР от 28 октября (10 ноября) 1917 г. «О рабочей милиции». Изначально Красная гвардия выполняла функции добровольцев. В октябре 1918 г., в соответствии с Инструкцией по организации советской рабоче-крестьянской милиции, она получила статус госструктуры,
2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001. М., 2010. 340 с.
3 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.04.2010)// СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; Российская газета. 2010. 9 апреля.
произошел возврат к профессиональному виду деятельности.
Можно констатировать, что милиция только в течение одного года находилась в состоянии, соответствующем своему названию, в дальнейшем она обрела все правовые и организационные черты полиции. Исконное название не могло быть возвращено милиции из-за несоответствия коммунистической идеологии.
Такие структуры, как, например, налоговая полиция, отчасти приучили обывателей и профессионалов к термину «полиция». Международное полицейское сообщество уже давно воспринимает милицию в качестве полицейского аппарата, а в странах СНГ к идее реформирования пришли еще раньше.
Однако старшее поколение, помня советский период, в целом негативно отнеслось к идее реформирования. Конечно, не стоит однозначно руководствоваться только негативными ассоциациями. Разработка и принятие закона «О полиции» вызвали ожесточенные споры между учеными и практиками. Перед разработчиками закона стояла задача создать отличную правовую базу для деятельности обновленной государственной структуры.
Реформа органов внутренних дел затронула не только сотрудников милиции, но и граждан. На первый план выходит защита прав и свобод человека и гражданина, а также интересов общества и государства. В ст. 2 «Основные направления деятельности полиции»4 закреплены эти направления, которые в отличие от закона «О милиции» дополнены такими положениями, как: контроль за оборотом оружия и частной детективной и охранной деятельностью, розыск лиц и похищенного имущества, обеспечение безопасности дорожного движения. Следует отметить, что названные направления в прежнем законе были тоже обозначены, но только в разделе обязанностей милиции. Таким образом, хоть в новом законе этот аспект
и не является однозначной новизной, но можно говорить о необходимой систематизации его положений. Несомненно, закон «О полиции» более развернуто определяет порядок использования полномочий сотрудниками полиции.
Подводя итог, следует отметить, что ценность правового статуса сотрудника полиции состоит в том, что создается система нормативных правовых актов, обеспечивающая высокий уровень правовой защищенности полицейского. Единство социального содержания и правовой формы в конечном итоге определяет правовой статус сотрудников полиции, который реализуется в конкретных правоотношениях. Следует особо отметить, что субъектом указанных правоотношений может выступать только лицо, обладающее сознанием и волей, способное совершать активные действия и нести за них ответственность. Поскольку личный состав полиции представляет собой часть государственных служащих, то ему присущи все необходимые черты: иерархия должностей, отношения «начальник - подчиненный», прямая зависимость прав и обязанностей от служебного положения, разделение функций между сотрудниками и т.д. Реформа системы Министерства внутренних дел России изменила административно-правовой статус сотрудника полиции, и это стало основой для возникновения эффективно функционирующей правоохранительной системы. Реформа в настоящее время еще не закончена, внутри ведомства происходят в том числе и структурные преобразования. Однако прошедшее после начала реформирования время дает основание сделать вывод, что изменение правового статуса сотрудника полиции заключаются не только в конкретизации его полномочий и компетенции, но и в ужесточении требований к порядку приема на службу, прохождения службы, а также к его служебному поведению.
стисок литературы
1. Воеводин Л.Д. Содержание правового положения личности в науке советского государственного права // Советское государство и право. 1965. № 2. С. 42-50.
2. Лепешкин А.И. Правовое положение советских граждан / А.И. Лепешкин. М. : Мысль, 1966. С. 31.
3. Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1972. С 192.
4. Патюлин В.А. Государство и личность в СССР (правовые аспекты взаимоотношений). М. : Наука, 1974.С 114.
5. Щетинин Б.В. Гражданин и социалистическое государство // Советское государство и право. 1975. № 2. С. 3.
6. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы : история, теория, закон, практика. М. : НОРМА, 2008. С. 47.
4 О полиции : Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 06.12.2011) // Российская газета. 2011. № 25.
7. Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации : правовое регулирование. М. : Юрист, 2008. С.65.
8. Оболонский А.В. Государственная служба. М. : Наука, 2001. С. 153.
9. Чаннов С.Е. Служебное правоотношение : понятие, структура, обеспечение / под ред. В. В. Володина. М. : Ось-89, 2009. С. 89.
10. Булавин С.П., Черников В.В. Правовой статус сотрудника полиции // Административное право и процесс. 2011. № 9. С. 2.
11. Дубровин А.К. Правовой статус сотрудника полиции : теоретико-правовой аспект // Российская юстиция. 2011. № 12. С. 61.
12. Малахов В.П. Единство и различие административного и полицейского права // Административное и муниципальное право. 2010. № 2. С. 84.
13. Васильев Ф.П. Какая полиция нам нужна? // Российская юстиция. 2011. № 6. С. 41.
14. Бутылин В.Н., Дугенец А.С., Васильев Ф.П. Правовое положение полиции России в условиях ее становления // Административное право и процесс. 2011. № 5. С. 29.
ИЗДАНИЯ КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
А1
А Н. Б-ктеикн М.Ю. Г^-Ешнннн С. 1Г Миронов
Страницы истории казанской полиции
Бикташева А.Н.
Страницы истории казанской полиции : исторический очерк : учебное пособие / А.Н. Бикташева, М.Ю. Гребенкин, С.Н. Миронов. - Казань : КЮИ МВД России, 2017. - 98 с.
Учебное пособие содержит материалы, отражающие историю создания и развития казанской полиции XVШ-XIX вв., ее структуру и компетенцию, основные направления деятельности.
Предназначено для курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, изучающих курс истории органов внутренних дел.