Проблемы и вопросы конституционного и административного права
УДК 004.738.5: 34.03+34.03 ББК Х401.114
РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»
К. В. Бородин
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск
Статья посвящена вопросам необходимого вмешательства со стороны государства в распространение информации в сети «Интернет», вызванного повсеместным использованием ресурсов сети. В 2013 году зафиксирован всплеск законодательной активности, ограничивающей распространение запрещенной информации. Увеличение числа нарушений авторских прав привело к появлению поправок, разрешающих блокировать ресурсы с размещенным нелегальным контентом. Защита детей от вредной информации в сети «Интернет» также является основным направлением законотворческой деятельности. В статье рассматриваются основные федеральные законы, направленные на регулирование распространения неправомерной информации в сети «Интернет», которые вступили в силу за последний год. Приведены некоторые законодательные инициативы, находящиеся в стадии проекта и общественного обсуждения.
Ключевые слова: федеральный закон, сеть «Интернет», запрещенная информация.
Одним из направлений стратегии развития информационного общества является развитие отрасли информационных технологий. Данная отрасль тесно связана с внедрением широкополосного доступа к информационно -телекоммуникационной сети «Интернет». Являясь важным объектом для Российской Федерации, сеть «Интернет» подвергается регулированию в части распространения информации. 2013 год можно считать переломным в плане правового регулирования отношений в сети «Интернет».
Рассмотрим основные новеллы законодательства в 2013 году в сфере регулирования отношений, возникающих при распространении информации в сети «Интернет».
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях». Вступил в силу 1 августа 2013 г. Основная преследуемая цель федерального закона заключается в ограничении доступа к информации, распространяемой с
нарушением исключительных прав на фильмы, в том числе кинофильмы, телефильмы, и как следствие, уменьшении потребления пользователем сети «Интернет» нелегального контента.
Суть данного закона - в том, что правообладатель, обнаруживший на каком-либо сайте контент, распространяющийся с нарушением его авторских прав, может обратиться в Мосгорсуд. Мосгорсуд наделен полномочиями принятия обеспечительных мер и направления представления о блокировках на период судебного разбирательства. После получения решения суда о блокировке правообладатель обращается в Роскомнадзор с заявление об ограничении доступа к ресурсу.
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» был дополнен ст. 15.2 «Порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением исключительных прав на фильмы, в том числе кинофильмы, телефильмы». Роскомнадзор в течение трех рабочих дней определяет и направляет уведомление хостинг-провайдеру, который раз-
мещает на своих серверах сайт, распространяющий нелегальный контент. Хостинг-провайдер в течение трех суток уведомляет владельца сайта, который в свою очередь в течение 24 часов обязан удалить нелегальный контент. Если владелец сайта отказывается удалять, то в таком случае хостинг-провайдер должен ограничить доступ к сайту. Если хостинг-провайдер не отвечает на уведомление либо отказывается принимать меры, вся информация о сайте-нарушителе отправляется операторам связи, которые обязаны ограничить доступ к интернет-ресурсу.
Важным дополнением к ст. 17 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» является часть четвертая, в которой указано, что провайдер хостинга и владелец сайта в сети «Интернет» не несут ответственность перед правообладателем и перед пользователем за ограничение доступа к информации и (или) ограничение ее распространения в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Немаловажным моментом являются изменения, внесенные в часть четвертую Гражданского кодекса РФ, например, о том, что информационный посредник, предоставляющий возможность размещения материала в информационно-телекоммуникационной сети, не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав, произошедшее в результате распространения в информационно-телекоммуникационной сети материала третьим лицом или по его указанию, при одновременном соблюдении информационным посредником следующих условий:
1) он не знал и не должен был знать о том, что использование соответствующих результатов интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, содержащихся в таком материале, является неправомерным;
2) он в случае получения в письменной форме заявления правообладателя о нарушении интеллектуальных прав с указанием страницы сайта и (или) сетевого адреса в сети «Интернет», на которых размещен такой материал, своевременно принял необходимые и достаточные меры для прекращения нарушения интеллектуальных прав.
Стоит отметить, что Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных се-
тях» имеет распространенное название «антипиратский закон». Принятие закона вызвало массовый протест со стороны представителей интернет-компаний и интернет-пользователей. Ошибка принятия законов без экспертной оценки со стороны представителей интернет-индустрии была учтена законодателями при дальнейшей их работе.
Федеральный закон от 28 июля 2012 г. № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Вступил в силу 1 ноября 2012 г. Основными направлениями данного закона являются расширение перечня информации, подлежащей блокировке в досудебном порядке, и создание единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Основанием включения ресурса в реестр является распространение следующей информации:
• материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявления о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;
• информация о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений;
• информация о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства.
Весной 2013 года вышеперечисленный список был расширен Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 50-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части ограничения распространения информации о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий (бездействия)». В подпункт «г» было включено следующее положение:
Бородин К. В.
Развитие правового регулирования распространения информации в сети «интернет»
• информация о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами.
Необходимо отметить, что анализируемый закон дополнив ст. 13.15 Ко АП РФ ч. 3 следующего содержания:
• незаконное распространение информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), или нарушение предусмотренных федеральными законами требований к распространению такой информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно-наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
Суть Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» заключается во внесении изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в частности, в исключении требований обязательности возрастной маркировки интернет-ресурсов, а также переложении задач фильтрации информации, распространяемой в сети «Интернет», доступной для детей, с операторов связи на «лиц, организующих доступ в сеть Интернет».
В Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информация, распространение которой в Российской Федерации запрещено, включаются:
• доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
• сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Также анализируемый закон содержит поправки к Федеральному закону «О связи» и ФЗ «Об информации, информационных тех-
нологиях и о защите информации», в которых установлены процедуры удаления и блокировки доступа к нелегальной информации, размещенной на сайтах в сети «Интернет» средствами хостинг-провайдеров и информационных посредников, в том числе по ¡р-адресам.
В связи с блокировкой по ¡р-адресам, в результате которой под блокирование могут попасть добросовестные ресурсы, ст. 15.1 противоречит ст. 3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в которой указаны принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации. Динамически изменяемые сетевые адреса, невысокое качество экспертизы информации и возможность размещения нескольких интернет-ресурсов на одном сетевом адресе вызывают множество нареканий со стороны представителей интернет-сообщества. Стоит отметить, что по данным проектов «РосКомСвобода» и RuTakeDown за 2013 год было неправомерно заблокировано более 96 % интернет-ресурсов. Высокий процент говорит о необходимости переработки процедур блокирования интернет-ресурсов.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Вступил в силу 1 февраля 2014 г. Основной целью данного закона является добавление к основному перечню запрещенной информации призывов к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушениями установленного порядка. Установленный порядок ограничения к сайтам, предусмотренной ст. 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», отличается от ст. 15.2 и ст. 15.1. Интернет-ресурсы, содержащие призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушениями установленного порядка, не включается в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в
Российской Федерации запрещено. Требование в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию, направляют Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители.
Стоит также отметить изменения и дополнения, которые находятся в стадии проекта или общественного обсуждения:
• законопроект «О фильтрации вирусов», согласно которому интернет-провайдеры и операторы связи будут обязаны обеспечивать безопасность доступа пользователей в сеть «Интернет», установив на всех узлах связи антивирусы на пропуск интернет-трафика, а также обеспечивать защиту предоставляемой ими информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий;
• проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях профилактики и пресечения нарушений интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет», в котором прописана обязанность провайдеров хостинга и владельцев сайта предоставлять персональные данные клиентов для осуществления судебного преследования, а также в рамках обеспечительных мер со стороны интернет-провайдеров и владельцев сайта - блокирование доступа;
законопроект о внесении изменений в Федеральный Закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», предполагающий ряд изменений:
1) определение единых требований к официальным сайтам государственных органов и органов местного самоуправления;
2) установление права создания государственными органами и органами местного самоуправления своих официальных сайтов посредством единой платформы для обеспечения соответствия таких официальных сайтов единым требованиям и др.
Стоит отметить, что данный законопроект повысит уровень прозрачности и качества работы информационных систем государственных органов.
За 2013 год было предложено немало инициатив, на первый взгляд позволяющих решить проблемы, сложившиеся в сети «Интернет». Но зачастую инициативы вызывают недоумение со стороны представителей интернет-сообщества, например, предложение обязательной верификации личности при регистрации в социальных сетях и обязательной регистрации сайтов в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
Несмотря на возможные разногласия между представителями государственных органов и интернет-сообщества, видна положительная динамика взаимоотношений и приведение законодательных инициатив в более мягкую, учитывающую все интересы, форму.
Бородин Клим Викторович - аспирант кафедры конституционного и административного права, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск. E-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 28 марта 2014 г.
Бородин К. В.
Развитие правового регулирования распространения информации в сети «интернет»
Bulletin of the South Ural State University
Series "Law"
_2014, vol. 14, no. 3, pp. 61-65
DEVELOPMENT OF REGULATORY INFORMATION DISSEMINATION IN THE INTERNET
K. V. Borodin
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation
The article deals with necessary state interference to data dissemination in the Internet, due to the widespread use of network resources. In 2013 a burst of legislative activity is recorded, it limits the spread of prohibited information. The increasing of the number of copyright infringement has led to amendments that lock resources with illegal content. Protecting children from harmful information on the Internet is also the main focus of legislative activity. In this article basic federal laws aimed at regulation of the spread of illegal information on the Internet that have been taken over the last year. There are several legislative initiatives that are in the design stage and public debate.
Keywords: Federal law, the regulation of the Internet, prohibited information.
Klim Viktorovich Borodin - postgraduate of Constitutional and Administrative Law Department, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: [email protected].
Received 28 March 2014.