Научная статья на тему 'Анализ и предложения к действующему Федеральному закону № 187-ФЗ «о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-коммуникационных сетях»'

Анализ и предложения к действующему Федеральному закону № 187-ФЗ «о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-коммуникационных сетях» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
820
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION BROKER / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОСРЕДНИК / ЛЕГАЛЬНЫЙ КОНТЕНТ / LEGAL CONTENT / КОНТРАФАКТНЫЙ КОНТЕНТ / COUNTERFEIT CONTENT / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / FEDERAL LAW / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ПРАВООБЛАДАТЕЛЬ / АВТОРСКОЕ ПРАВО / COPYRIGHT / DMCA / ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ / PROVISIONAL MEASURES / INFORMATIONAL TECHNOLOGIES / COPYRIGHT HOLDER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ляпидов Константин Валерьевич

В статье проведён анализ действующего Федерального закона от 02.07.2013 г. № 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-коммуникационных сетях», приведена схема алгоритма ограничения доступа к материалам, распространяемым с нарушением авторских прав в сети Интернет. Сформулированы предложения по совершенствованию как действующего законодательства, так и системы реализации легального контента в сети Интернет. Целью данного исследования является разработка способа правовой защиты и регулирования интеллектуальных прав в сети Интернет на базе ФЗ № 187-ФЗ, учитывающего и поддерживающего баланс интересов различных заинтересованных групп, а также способствующего экономическому развитию. Для достижения поставленной цели в работе использован метод анализа ФЗ № 187-ФЗ и выявления недостатков в механизмах его работы. На основе анализа ФЗ № 187-ФЗ разработаны предложения по его изменению и дополнению. Рассмотрены технологические возможности, позволяющие распространять контрафактный контент вне рамок правового поля. Разработан комбинированный вариант системы реализации легального контента в сети Интернет, поддерживающий баланс интересов различных заинтересованных групп, а также способствующий экономическому развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis and proposals to the Federal Law № 187-FZ «On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation on the protection of intellectual property rights in the information and communication networks»

The article provides the analysis of the current Federal law of July 02, 2013 № 187-FZ «On amending certain legislative acts of the Russian Federation for protection of intellectual rights in information and communication network», shows the scheme of the algorithm of the restrict access to the materials distributed on the Internet with the copyright infringement. The author makes proposals on the improvement of the current legislation and the implementation of legal content on the Internet. The aim of this study is to develop ways of legal protection and regulation of intellectual property rights on the Internet on the basis of Federal law № 187-FZ, which takes into account and supports the balance of interests of different stakeholder groups, as well as contributing to economic development. To achieve this goal it is used the method of analysis of Federal law № 187-FZ and the identification of shortcomings in the mechanisms of how it works. Basing on the analysis of Federal law № 187-FZ the author identifies deficiencies in the mechanisms of its work and proposes changes and amendments to the Federal law № 187-FZ. The article considers technological capabilities to distribute counterfeit content, while being outside the legal framework. It is developed a combined version of the system of the realization of legal content on the Internet which supports the balance of interests of different stakeholder groups, as well as contributing to economic development.

Текст научной работы на тему «Анализ и предложения к действующему Федеральному закону № 187-ФЗ «о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-коммуникационных сетях»»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

К.В. Ляпидов*

Анализ и предложения

к действующему Федеральному закону № 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-коммуникационных сетях»

Аннотация. В статье проведён анализ действующего Федерального закона от 02.07.2013 г. № 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-коммуникационных сетях», приведена схема алгоритма ограничения доступа к материалам, распространяемым с нарушением авторских прав в сети Интернет. Сформулированы предложения по совершенствованию как действующего законодательства, так и системы реализации легального контента в сети Интернет. Целью данного исследования является разработка способа правовой защиты и регулирования интеллектуальных прав в сети Интернет на базе ФЗ № 187-ФЗ, учитывающего и поддерживающего баланс интересов различных заинтересованных групп, а также способствующего экономическому развитию. Для достижения поставленной цели в работе использован метод анализа ФЗ № 187-ФЗ и выявления недостатков в механизмах его работы. На основе анализа ФЗ № 187-ФЗ разработаны предложения по его изменению и дополнению. Рассмотрены технологические возможности, позволяющие распространять контрафактный контент вне рамок правового поля. Разработан комбинированный вариант системы реализации легального контента в сети Интернет, поддерживающий баланс интересов различных заинтересованных групп, а также способствующий экономическому развитию. Ключевые слова: информационные технологии, информационный посредник, легальный контент, контрафактный контент, Федеральный закон, Интернет, правообладатель, авторское право, DMCA, обеспечительные меры.

Стремительное развитие и повсеместное изменений в отдельные законодательные акты внедрение Интернет-технологий привело Российской Федерации по вопросам защиты к возникновению и обострению проблем интеллектуальных прав в информационно-ком-регулирования авторских прав в сети Интернет. муникационных сетях» (ФЗ № 187-ФЗ), направ-Появилась необходимость развития правового ленного на устранение пробелов в законодатель-регулирования отношений в сети Интернет, ре- стве, защиту авторского права в сети Интернет и формирования законодательства в области автор- внедрение новых правовых механизмов. Однако ского права, оперирующего на сегодняшний день данный Закон не в полной мере соответствует по-понятиями доцифровой эпохи. ставленной цели и международному опыту в об-

Это подтверждается принятием Федерально- ласти регулирования авторского права в цифро-го закона от 02.07.2013 г. № 187-ФЗ «О внесении вую эпоху, так как имеет целый ряд недостатков.

© Ляпидов К.В., 2014

* Ляпидов Константин Валерьевич — соискатель, ООО «Куйбышевская дорожная ПМК». [[email protected]]

443099, Россия, г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 52.

Целью данного исследования является разра- -ботка способа правовой защиты и регулирования интеллектуальных прав в сети Интернет на базе ФЗ № 187-ФЗ, учитывающего и поддерживающего баланс интересов различных заинтересованных групп, а также способствующего экономическому развитию.

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:

- на основе анализа ФЗ № 187-ФЗ выявить недостатки в механизмах его работы;

- разработать предложения по изменению и дополнению ФЗ № 187-ФЗ;

- рассмотреть технологические возможности, позволяющие распространять контрафактный контент вне рамок правового поля;

- разработать предложения по созданию эффективной системы реализации легального контента в сети Интернет. -ФЗ № 187-ФЗ вносит изменения в следующие

нормативно-правовые акты РФ:

- АПК РФ;

- ГПК РФ;

- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ФЗ № 149-ФЗ);

- ГК РФ.

Основные изменения в законодательстве заключаются в следующем:

- ст. 28 АПК РФ дополнена словами «за исключением дел, рассматриваемых Московским -городским судом в соответствии с частью третьей статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», что определяет подведомственность дел и исключает коллизию права между ГПК РФ и АПК РФ; -

- в соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ № 187-ФЗ, «Московский городской суд рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела, которые связаны с защитой исключительных прав на фильмы, в том числе кинофильмы, телефильмы, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, и по которым им приняты предварительные обеспечительные меры в соответствии со статьей 144.1»1 ГПК РФ;

- ч. 1 ст.и 140 ГПК РФ дополнена п. 3.1: «возложение на ответчика и других лиц обязанности совершить определенные действия, касающиеся предмета спора о нарушении исключительных прав на фильмы, в том числе -кинофильмы, телефильмы, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет», что определяет меры, необходимые по обеспечению иска;

ГПК РФ дополнен ст. 144.1.: «Предварительные обеспечительные меры защиты исключительных прав на фильмы, в том числе кинофильмы, телефильмы, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет», которая определяет: порядок подачи и перечень документов, необходимых для вынесения Московским городским судом Определения о принятии предварительных обеспечительных мер; срок для подачи искового заявления по требованию, в связи с которым судом приняты меры по обеспечению имущественных интересов заявителя; условия и порядок отмены предварительных обеспечительных мер; основания возмещения убытков организации или гражданину, права и (или) законные интересы которых нарушены принятием предварительных обеспечительных мер;

ст. 320.1 ГПК РФ дополнена п. 5, который устанавливает рассмотрение апелляционных жалоб и представлений «апелляционной инстанцией Московского городского суда — на решения данного суда по гражданским делам, которые связаны с защитой исключительных прав на фильмы, в том числе кинофильмы, телефильмы, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, и по которым им приняты предварительные обеспечительные меры в соответствии со статьей 144.1 настоящего Кодекса»; внесены изменения в ч. 1 ст. 428 ГПК РФ, а также дополнение ст. 429 ГПК РФ ч. 3, которые определяют порядок и сроки выдачи исполнительного листа (или исполнительных листов) взыскателю;

ФЗ № 149-ФЗ дополнен ст. 15.2: «Порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением исключительных прав на фильмы, в том числе кинофильмы, телефильмы»2, в которой определяются: порядок взаимодействия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Роскомнадзор) с хостинг-провайдером и оператором связи (Интернет-провайдером), по вопросу ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением исключительных прав на фильмы, в том числе кинофильмы, телефильмы; ч. 4 ГК РФ дополнена ст. 1253.1 «Особенности ответственности информационного посредника», которая определяет понятие информационного посредника, а также рамки его ответственности;

1 Федеральный закон от 02.07.2013 № 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-коммуникационных сетях».

2 Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

К.В. Ляпидов

- ст. 1302 ГК РФ дополнена п. 3, в котором определяется, что «в порядке обеспечения иска по делам о нарушениях исключительных прав на фильмы, в том числе кинофильмы, телефильмы, при их размещении в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, к ресурсам, в отношении которых выдвинуто предположение о нарушении исключительных прав, могут быть приняты обеспечительные меры, установленные гражданским процессуальным законодательством и направленные на ограничение доступа к информации, нарушающей исключительные права. Порядок ограничения доступа к информации устанавливается законодательством Российской Федерации об информации».

Таким образом, на сегодняшний день схема алгоритма ограничения доступа к материалам, распространяемым с нарушением авторских прав, может быть представлена следующим образом (см. рис. 1 на с. 2408).

Пояснения к схеме алгоритма ограничения доступа к материалам, распространяемым с нарушением авторских прав, показанной на рис. 1: Правообладатель (п. 1) подаёт заявление (п. 2) в Московский городской суд (п. 3), который выносит Определение о принятии обеспечительных мер (временной блокировке) (п. 5). Выписывается исполнительный лист (п. 6), который направляется в Роскомнадзор (п. 7). Роскомнадзор направляет хостинг-провайдеру (п. 10) уведомление о блокировке незаконного контента (п. 9). Если хостинг-провайдер или администратор ресурса не реагируют на уведомление, Роскомнадзор направляет уведомление (п. 13) оператору связи (п. 14), который блокирует доступ к незаконному контенту.

Правообладатель, получив Определение о принятии обеспечительных мер (временной блокировке), в срок до 15 дней подаёт иск (п. 17) в Московский городской суд. Если иск не подан в срок (п. 18), временная блокировка контента снимается (п. 20). Если правообладатель выигрывает суд (п. 19), Роскомнадзор направляет хостинг-провайдеру требование об удалении незаконного контента (п. 23). В случае неисполнения требования хостинг-провайдером или администратором ресурса, Роскомнадзор направляет уведомление оператору связи, который блокирует доступ к незаконному контенту на постоянной основе (что равносильно удалению контента) (п. 24).

Основные недостатки в механизмах работы действующего ФЗ № 187-ФЗ и предложения по их устранению:

1. Отсутствие обязательного досудебного порядка разрешения споров и подсудность дел только Московскому городскому суду неизбежно приведёт к высокой нагрузке на суд.

Предлагается: используя модель американского Акта о защите авторских прав в цифровую эпоху (Digital Millenium Copyright Act (DMCA)), возложить на правообладателя обязанность направлять предполагаемому нарушителю уведомление с требованием о прекращении противоправных действий (нарушения авторских прав) с установлением разумного срока, в течение которого такие действия должны быть устранены, и только тогда, когда это требование остаётся без удовлетворения, инициировать судебный порядок. Закрепить в п. 4 ст. 144.1 ГПК РФ необходимость предоставления доказательств правообладателем о совершении им действий в целях урегулирования разногласий в досудебном порядке.

2. В соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ информационным посредником является: «лицо, осуществляющее передачу материала в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети Интернет, лицо, предоставляющее возможность размещения материала или информации, необходимой для его получения с использованием информационно-телекоммуникационной сети, лицо, предоставляющее возможность доступа к материалу в этой сети». Данное определение является некорректным, так как при определенной интерпретации информационными посредниками могут быть признаны: пользователи, передающие или размещающие контент посредством сети Интернет; поисковые системы, предоставляющие ссылки на различные Интернет-ресурсы; новостные агрегаторы (RSS-агрегаторы) автоматически собирающие информацию с различных Интернет-ресурсов. Это обстоятельство противоречит сложившейся отечественной и мировой судебной практике, а также способно существенно сократить темпы развития Интернет-индустрии в России, что негативно отразится на экономической ситуации в целом.

Предлагается: внести изменения в п. 1 ст. 1253.1 ГК РФ, ограничивающие круг информационных посредников: хостинг-провайдером и оператором связи (Интернет-провайдером). Такой подход позволит, с одной стороны, обеспечивать защиту авторских прав в сети Интернет (так как исходя из п. 1 ст. 1253.1 ГК РФ именно хостинг и Интернет-провайдеры являются основными информационными посредниками), а с другой — сохранит динамику развития Интернет-индустрии в России.

3. Используемый механизм блокировки Интернет-ресурсов по IP-адресу в качестве обеспечительных мер является неэффективным так как администратор заблокированного сайта может:

- изменить его IP-адрес;

- использовать защищённый доступ к сайту

(HTTPS), который скрывает IP-адрес;

К.В. Ляпидов

- использовать технологию быстрого и частого перехода на другие IP-адреса. Блокировка по IP-адресу может привести

к негативным последствиям, а именно: блокировке всех сайтов использующих один IP-адрес (как следствие, вместе с сайтом, на котором расположен контент, нарушающий авторские права, будут заблокированы легитимные сайты).

Отсутствие требования указания уполномоченным органом прямой ссылки (URL) и описания материала, нарушающего авторские права, создаёт условия, при которых предусмотренные ФЗ № 187-ФЗ процедуры по удалению нелегального контента становятся технически невыполнимыми, так как предполагают поиск, постоянный мониторинг и фильтрацию Интернет-ресурса на предмет нелегального контента.

Предлагается: возложить обязанность на хостинг-провайдеров и операторов связи при наличии технической возможности использовать блокировку Интернет-ресурсов по URL (адресу страницы сайта), на которой размещен нелегальный контент или по DNS (доменному имени) ресурса. Такой подход позволит блокировать только те ресурсы (а в случае блокировки по URL — Интернет-страницы ресурсов), на которых размещён нелегальный контент, не нарушая при этом работоспособность легитимных сайтов; обязать правообладателя направлять информационному посреднику уведомление, которое должно включать в себя: URL-ссылку на незаконный контент, его описание, обоснование наличия нарушения, а также полное наименование, адрес и контактные данные правообладателя.

В настоящее время имеется ряд технологических возможностей, позволяющих распространять контрафактный контент вне рамок правового поля.

Наиболее распространёнными на сегодняшний день являются:

- облачное хранилище данных (cloud storage), когда хранение данных осуществляется на нескольких виртуальных серверах различных провайдеров. Особенность cloud storage заключается в следующем: провайдеры могут находиться в различных странах; каждый сервер «облака» имеет копию данных (таким образом, если один сервер становится недоступен, то доступ к контенту осуществляется через другой сервер); отсутствие возможности идентификаций IP-адресов и передаваемого контента (так как весь трафик шифруется);

- magnet-ссылки, позволяющие обмениваться пользователям контентом через анонимные пиринговые сети. Такие ссылки идентифицируют файлы не по их расположению или имени, а по содержанию (хеш-коду);

- I2P («Invisible Internet Project» или «Проект Невидимый Интернет») — анонимная, оверлейная, зашифрованная сеть, применяемая для веб-сёрфинга, анонимного хостинга (создания анонимных сайтов, форумов и чатов, файлооб-менных серверов и т. д.), систем обмена мгновенными сообщениями, ведения блогов, а также для файлообмена (в том числе P2P — Torrent, eDonkey, Kad, Gnutella и т.д.), электронной почты, VbIP и др.3 Информация в I2P передаётся пакетами по различным каналам в зашифрованном виде, вместо IP-адресов используются криптографические ключи, а вместо DNS-сервера — постоянно обновляемые базы адресов. Адреса сайтов в сети I2P находятся в псевдодоменном пространстве «.i2p».

Все вышеперечисленные технологические возможности позволяют преодолевать правовые и технические ограничения, предусмотренные законодательством большинства стран, а рост их популярности в России обусловлен слабо развитой системой реализации легального контента в сети Интернет. Поэтому в целях повышения эффективности правовой защиты и регулирования, интеллектуальных прав в сети Интернет необходимо наряду с правовыми и техническими методами использовать экономическую составляющую, которая заключается в создании такой бизнес-модели, которая способна сохранять интересы правообладателей и при этом являться приемлемой для пользователей.

На сегодняшний день сложились две основные модели, реализации легального видео-контента в сети Интернет:

а) платная бизнес-модель, основанная на полной оплате пользователем потребляемого контента. Однако практика показывает, что платная модель является неэффективной в российских условиях, так как подавляющее большинство пользователей, с одной стороны, не готовы оплачивать доступ к информации, а с другой — часто лишены этой возможности в силу недостаточной развитости инфраструктуры Интернет-платежей.

б) рекламная бизнес-модель, позволяющая привлечь пользователей, которые в обмен на доступ к высококачественному видео готовы посмотреть короткую рекламу перед началом филь-ма4. Основные недостатки рекламной модели заключаются в следующем:

- пользоваться легальными сервисами потокового видео можно только при условии доступа к широкополосному Интернету;

3 Wikipedia.org; Свободная энциклопедия «Википедия». URL: <http://ru.wikipedia.org/wiki/I2P> (последнее посещение — 20 февраля 2014 г.).

4 Enforce.spb.ru; Авторское право в интернете: конфликты, распределение ответственности и варианты регулирования. URL: <http://www.enforce.spb.ru/images/analit_zapiski/ Copyright-report2.pdf> (последнее посещение — 21 февраля 2014 г.).

- использование пользователями программного обеспечения, позволяющего отключать рекламные ролики и блокировать баннерную рекламу, что приводит к нерентабельности рекламной бизнес-модели;

- зарубежные правообладатели не всегда готовы идти на сотрудничество с ресурсами, реализующими контент по рекламной модели. Учитывая вышеописанные недостатки рекламной и платной бизнес-моделей предлагается создать комбинированный вариант реализации легального видео-контента в сети Интернет, который сможет обеспечивать:

1) возможность скачивания видео-контента пользователями с использованием технологии BitTorrent с официальных ресурсов, реализующих контент, что позволит получать материалы даже в случае плохого соединения с Интернетом;

2) встраивание рекламных роликов в видеодорожку контента с целью сохранения рентабельности в случаях, когда контент реализуется в рамках рекламной бизнес-модели;

3) возможность предоставления как платной, так и рекламной моделей реализации легального

видео-контента в рамках одного Интернет-ресурса, что позволит нивелировать проблему с предоставлением контента зарубежными правообладателями и расширит ассортимент Интернет-ресурса.

Использование комбинированного варианта реализации легального видео-контента может стать реальной альтернативой ужесточению наказания за нарушения авторских прав в сети Интернет.

В заключение следует отметить, что только использование комплексных (правовых, технических, экономических) мер позволит эффективно осуществлять правовую защиту и регулирование интеллектуальных прав в сети Интернет, поддерживать баланс интересов различных заинтересованных групп, а также способствовать экономическому развитию.

Все вышеописанные предложения по изменению и дополнению действующего законодательства, системы реализации легального контента, а также проведённый анализ ФЗ № 187-ФЗ могут служить базой для дальнейших исследований или методическим материалом в правоприменительной практике.

Материал поступил в редакцию 21 февраля 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.