Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРАВОСЛАВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ БАШКИРИИ'

РАЗВИТИЕ ПРАВОСЛАВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ БАШКИРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОСЛАВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ БАШКИРИЯ / ВТОРОКЛАССНЫЕ УЧИТЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ / СЕМИНАРИЯ / УЧИЛИЩЕ / RELIGIOUS EDUCATION / ORTHODOX EDUCATION / PROFESSIONAL EDUCATION / PRE-REVOLUTIONARY BASHKIRIA / SECOND-CLASS SCHOOLS FOR TEACHERS SEMINARY / COLLEGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аминов Т.М., Аминова Л.Я.

Целью статьи является комплексное рассмотрение развития православного профессионального образования в дореволюционной Башкирии. Предмет анализа - процесс развития системы православного профессионального образования в Башкирии с начала становления до 1917 года. В основе методологии исследования положены системный и цивилизационный подходы. В качестве технологии рассмотрения взята концепция историко-педагогического исследования, построенная на основе логики и структуры целостного педагогического процесса в современном его понимании. В работе были использованы историко-типологический и сравнительно-сопоставительный методы. В статье сформулировано авторское определение понятия «религиозное образование», раскрыты педагогические особенности деятельности таких учебных, заведений как Уфимская духовная семинария, Уфимское духовное училище, Уфимское женское епархиальное училище, Второклассные учительские школы и Уфимское ремесленное училище для глухонемых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF EDUCATION THE DEVELOPMENT OF ORTHODOX PROFESSIONAL EDUCATION OF PRE-REVOLUTIONARY BASHKIRIA

The purpose of this paper is to provide an integral view on the peculiarities of the orthodox professional education development of pre-revolutionary Bashkiria. The research focuses on the process of the orthodox professional education system In Bashkiria from its origins to 1917. The methodological framework of this study is based on the systems-based and civilizational approaches. The historical-pedagogical research concept is employed as a research technique and is based on the structure and logic of the integral pedagogical process in its modern sense. The historical-typological method and the comparative analysis method have been employed in the paper. As a result the notion of the «religious education» is defined in a new way in this paper. Moreover, the historical-pedagogical peculiarities of the development of such orthodox professional educational establishments as Ufa Theological Seminary, Ufa Religious College, Ufa Eparchial Women’s College, Parochial «Second-Class» Schools for teachers and Ufa Industrial School for the deaf-mute have been revealed.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРАВОСЛАВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ БАШКИРИИ»

Т.М. Аминов, Л.Я. Аминова

РАЗВИТИЕ ПРАВОСЛАВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ БАШКИРИИ

Ключевые слова: религиозное образование, православное образование, профессиональное образование, дореволюционная Башкирия, второклассные учительские школы, семинария, училище

Аннотация: Целью статьи является комплексное рассмотрение развития православного профессионального образования в дореволюционной Башкирии. Предмет анализа - процесс развития системы православного профессионального образования в Башкирии с начала становления до 1917 года. В основе методологии исследования положены системный и цивилизационный подходы. В качестве технологии рассмотрения взята концепция историко-педагогического исследования, построенная на основе логики и структуры целостного педагогического процесса в современном его понимании. В работе были использованы историко-типологический и сравнительно-сопоставительный методы. В статье сформулировано авторское определение понятия «религиозное образование», раскрыты педагогические особенности деятельности таких учебных, заведений как Уфимская духовная семинария, Уфимское духовное училище, Уфимское женское епархиальное училище, Второклассные учительские школы и Уфимское ремесленное училище для глухонемых.

В системе отечественного религиозного, в том числе православного, образования сегодня происходят серьезные перемены, обусловленные меняющимися внешними и внутренними социокультурными, экономическими, политическими и другими факторами. Тенденции, связанные с перманентным реформированием всей системы религиозного образования, ее парадигм и образовательных технологий, обусловлены ориентацией на общечеловеческие идеалы. Закономерно вытекающими из этого являются идеи пересмотра места и роли православного образования в социальной структуре всего социума, идеи его оптимизации и управления системой, идеи формирования личностно-ориентированного педагогического процесса, его содержания, форм, методов и технологий.

В связи с этим изучение и переосмысление исторического опыта приобретает особое значение, поскольку накопленные положительные идеи, достоинства и недостатки позволяют критически осмыслить и применить все позитивное для дальнейшего развития современной педагогической научной мысли, совершенствования системы православного профессионального образования. В этом отношении определенный интерес представляет опыт развития исследуемого образования в регионах дореволюционной России, в частности, в Башкирии. Концептуальное обобщение, систематизация, выявление ведущих идей будет способствовать дальнейшему формированию научной основы для объективной оценки современного состояния и определения перспектив развития рассматриваемого образования.

Историографический анализ проблемы в методологическом и конкретно-научном отношении в целом был основан на работах дореволюционных авторов (П.Ф. Каптерев, Н.А. Корф, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, В.И. Фармаковский, В.И. Чарнолуский, Н.В. Чехов, К. Белавин, А. Любимов, М.И. Обухов, А. Поликарпов, С. Рыбаков, Р. Фахретдинов), а также советских и современных авторов, таких как С.Я. Батышев, Б.М. Бим-Бад, М.В. Богуславский, В.М. Горохов, Г.Б. Корнетов, Н.А. Константинов, Е.К. Медынский, А.В. Ососков, Ф.Г. Паначин, А.И. Пискунов, М.Ф. Шабаева, А.Ф. Эфиров, Т.М. Аминов, Л.Я. Аминова, Т.А. Магсумов, С.Г. Мирсаитова, Ю.Н. Сергеев, Л.Ш. Сулейманова, М.Н. Фархшатов. Источниками послужили статистические сведения об учебных заведениях, различные отчеты органов управления образованием, в которых встречается достаточно интересного фактологического материала. В этом отношении, например, можно выделить

П€ППготический ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП м 6(В5), В019 мпдб-ое

сборник, подготовленный к 100-летнему юбилею Уфимской духовной семинарии1. Кроме того, были использованы различные исторические, историко-педагогические и энциклопедические издания2.

Для анализа рассматриваемой проблемы необходимо определиться с дефиницией религиозного образования. В целом, общечеловеческая культура, прогрессируя, становится более многослойной и многосоставной, она обогащается все новыми и новыми понятиями, категориями, дефинициями. Причем этот процесс и далее будет закономерно нарастать, что приведет не только к разнообразию, но и к разночтению, рассматриваемых явлений. Известно, что разночтения в понятиях возникают даже в области естественных и точных наук. В гуманитарной области это встречается еще чаще. В связи с этим возникает потребность в общепризнанных концептуальных подходах к формированию новых понятий в различных науках. Так, в педагогической науке и практике часто используется понятие «религиозное образование». Данное понятие можно встретить как в энциклопедических изданиях, в научных работах по теологии, педагогике, философии, так и других отраслях знаний. Взяв за основу позицию авторов «Большой советской энциклопедии»3, нами составлено собственное определение понятия. Оно включает в себя профессиональный и религиозно-культурологический аспекты рассматриваемого образования. Итак, религиозное образование - система профессиональной подготовки служителей религиозных культов, специалистов-теологов, преподавателей богословия в духовных и светских учебных заведениях, а также конфессионально-культурологическое обучение и просвещение населения.

Возникновение и развитие религиозного образования в Башкирии связано с историей распространения в крае двух мировых религий - ислама и христианства. Их распространение сопровождалось появлением соответствующих атрибутов: религиозных центров (церквей, мечетей, молитвенных домов) и управленческих структур. Названные процессы обострили проблему подготовки священнослужителей и других специалистов православного и мусульманского культов, что, в свою очередь, привело к созданию соответствующих учебных заведений. Так, в Башкирии в дореволюционный период получили распространение православные учебные заведения - архиерейские, затем реорганизованные в приходские школы, духовные семинарии, духовные училища, епархиальные женские училища, второклассные учительские школы, а также Уфимское ремесленное училище для глухонемых.

Начало православного профессионального образования было положено в Башкирском Зауралье, когда в 1736 году при Далматовском Успенском монастыре была открыта первая духовная семинария края4. Тем не менее в связи с активной миссионерской деятельностью православной церкви и организацией в 1799 году Оренбургской епархии в регионе стал остро ощущаться недостаток в подготовленных священнослужителях. Это послужило основанием для учреждения в Уфе в 1800 году духовной семинарии, которое в

1 Столетний юбилей Уфимской Духовной семинарии. 1800, 26 сентября - 1900. - Уфа, 1901.

2 Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. Отв. ред. А. И. Пискунов. М.: Педагогика, 1976; История Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов XIX века. Уфа: Китап, 1996; Башкирская энциклопедия. В 7 т. Уфа: Башкирская энциклопедия. 2005 - 2011 гг.; Исторический очерк народного образования в Оренбургском учебном округе за первое 25-летие его существования (1875-1899): Вып. -Оренбург, 1901.

3 Религиозное обучение и образование / Источник: https://www.litprichal.ru/stovari/enc_sovet/religioznoe-obuchenie-i-obrazovanie.php.

Аминов Т.М., Валеева М.Г., Сергеев Ю.Н. Духовное образование / Башкирская энциклопедия. Т. 2. Уфа: Изд-во «Башкирская энциклопедия», 2006. С. 530-532;

Сергеев Ю.Н. Православное духовенство Южного Урала: Очерки истории духовного сословия (вторая половина XVI - XVIII вв.).- Уфа, 2004.

1828-1918 одах размещалось в крупном каменном здании. Семинария являлась средним духовным учебным заведением и осуществляла подготовку будущих специалистов не только православного ведомства, но и светских учреждений. До 1818 года организация семинарии (управление, учебно-воспитательный процесс, логика построения классов) строилась на принципах, заложенных в духовном «Регламенте» Петра I. С первого учебного года в семинарии были открыты все положенные классы: информатория, низший и высший латинский классы, поэзии, риторики, философский и богословский. Такая логика предполагала обучение, которое начиналось с приготовительного и заканчивалось высшим классом.

В 1818 году Уфимская семинария по уставу М.М. Сперанского была реорганизована, в результате чего её низшие классы стали основой нового учебного заведения - духовного училища. Семинария же становится шестилетним учебным заведением, формирующим среднее религиозное и одновременно педагогическое образование. В семинарии, кроме богословских дисциплин, изучали широкий круг светских предметов. Так, в разные годы семинаристы изучали математику, физику, гражданскую историю, языки: греческий, латинский, еврейский, чувашский, татарский, один из европеских иностранных языков (немецкий или французский), риторику, поэзию, естествознание, рисование. Наряду с этим изучались те предметы, которые можно отнести к специальным дисциплинам - медицина, логика, психология, философские науки, право, сельское хозяйство, землемерие.

Уфимская духовная семинария в целом давала достаточно глубокое общее среднее и повышенное специальное образование. Не случайно ее выпускники, как правило, без вступительных экзаменов принимались в средние специальные учебные заведения. О качестве подготовки в семинарии свидетельствует также уровень образования её преподавателей. Так, по Уставу 1814 года в семинарии могли преподавать выпускники духовных академий со степенями докторов или магистров, а также выпускники светских высших учебных заведений.

Большое внимание в семинарии уделялось становлению цельного воспитанника, поэтому акцент делался не на образовательной стороне, а на организации целостного педагогического процесса. В воспитательном отношении основным направлением считалось нравственное формирование, о чем свидетельствует следующая идея: «нравственность воспитанников поставлена выше всякого знания и успехов»5.

Не все семинаристы успешно завершали полный курс обучения, часть из них в силу разных причин (финансовые затруднения, болезни, тоска по родному дому, сложности освоения изучаемого курса) покидали стены учебного заведения досрочно. Тем не менее большинство выпускников семинарии и тех, кто уходил, не закончив полного курса, связывали своё будущее с деятельностью священнослужителя и (или) учителя. Например, в 1806-1818 годах из 166 выпускников 120 стали священнослужителями, 38 -церковнослужителями (дьякон, пономарь и др.). Причем большинство новоиспеченных священнослужителей, наряду с основной работой, вольно или невольно выполняли функции законоучителей в общеобразовательных и профессиональных (низших и средних) учебных заведениях.

Поэтому в духовной семинарии с 1873 года было введено изучение педагогики для ознакомления с методами обучения в начальной школе. Для подготовки учащихся старших классов к учительской деятельности была учреждена воскресная школа, а с 1885 года вместо нее при семинарии открыли образцовую церковно-приходскую школу, где воспитанники 5-6-х классов семинарии проходили педагогическую практику. Как сказал на столетнем юбилее уфимской семинарии преподаватель И.Г. Примогенов, «признано, что

5 Лейкина-Свирская В.Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX века. - Москва : Мысль, 1971. - С. 36.

П€ППготический ЖУРНПЛ СПШКОРТОСТПНП м 6(В5), В019 мпдб-ое

воспитанники семинарии, особенно из окончивших курс, более других удовлетворяют потребности школы»6.

Уфимское мужское духовное училище, открытое в 1818 году являлось начальным учебным заведением православного ведомства, целью которого была подготовка низших церковнослужителей, а также будущих учащихся духовных семинарий. Основой новоиспеченного училища стали низшие классы Уфимской духовной семинарии. Первоначально духовное училище состояло из приходского и уездного училищ, курс обучения в которых состоял по два года в каждом. После объединения в 1840 году двух названных отделений духовное училище становится шестилетним, а с 1873 года -пятилетним учебным заведением.

В училище принимали мальчиков 7-8 лет, в основном детей священнослужителей. Обучение было платным, но малоимущие учащиеся содержались на казенном обеспечении. В учебном заведении дети изучали как светские, так и религиозные предметы: русский, славянский, латинский и греческий языки, чистописание, математику, историю, географию, церковное пение, пространный катехизис, историю Нового и Ветхого Заветов, церковный устав, а также занимались гимнастикой и военной маршировкой. Как видно, учебный курс духовного училища носил больше общеобразовательный характер, одновременно учитывавший «профессиональную специфику дальнейшей деятельности своих питомцев»7.

В разные годы в училище обучалось от 270 до 350 учеников. При духовном училище были 3 библиотеки, столовая, общежитие, больница, действовала домовая церковь. В библиотеке к 1910 году насчитывалось около четырех тысяч экземпляров учебных изданий и художественных произведений. В 1919 году учебное заведение было закрыто.

Элементарное домашнее образование, которым, вплоть до середины XIX века, ограничивалось воспитание дочерей православного духовенства, перестало удовлетворять растущие потребности. Поэтому по решению Синода в стране стали создаваться епархиальные училища - особый тип среднего женского общеобразовательного и одновременно профессионального педагогического учебного заведения. В Башкирии подобное училище было открыто в Уфе 29 сентября 1862 года в здании на пересечении улиц Сенной (ныне Коммунистической) и Александровской (ныне К. Маркса). Впоследствии оно было переведено во вновь отстроенное здание на улице Воскресенской (ныне Тукаева). Уфимское епархиальное училище, первоначально предназначавшееся «для воспитания девиц духовного звания», уже через год стало принимать и дочерей светских лиц. Училище являлось шестилетним, полузакрытым (в нем учились как интернатные, так и приходящие воспитанницы) учебным заведением, куда принимались девочки 10-12 лет после вступительных экзаменов по Закону Божьему, арифметике, русскому и славянскому языку.

Введение в училище вначале педагогики, а затем и организация специальных педагогических классов - все это было связано с растущими потребностями начальных школ в подготовленных учительницах. Руководством для их организации стали утвержденные в 1907 году «Положения о седьмом дополнительном педагогическом классе при епархиальных училищах». В отличие от женских гимназий Министерства народного просвещения, где педагогические классы были одногодичными, в епархиальном училище

6 Столетний юбилей Уфимской Духовной семинарии. 1800, 26 сентября - 1900. Уфа, 1901. С. 62.

7 Магсумов Т. А. Профессиональное образование в дореволюционной Башкирии // Среднее профессиональное образование. 2013. № 9. С. 53-54; Магсумов Т. А., Ермошин А. В. Закон Божий в дореволюционной светской школе: религиозное обучение в средних учебных заведениях Казанского учебного округа // Вопросы истории. 2019. № 1. С. 167-170.

эти классы могли быть и одногодичными и двухгодичными. Одногодичные классы были предназначены для подготовки учительниц начальных народных училищ, цель двухгодичного класса - подготовка учительниц для церковно-приходских школ, а также учительниц и воспитательниц младших классов епархиальных училищ. Уфимское епархиальное училище открывает двухгодичные (седьмой и восьмой) педагогические классы. Кроме того, в восьмом классе воспитанницы могли продолжать обучение в (по желанию) на словесно-историческом или физико-математическом отделении8.

В педагогических классах ученицы изучали широкий круг светских учебных предметов (русский, славянский, французский языки, русская и иностранная литература, математика, физика, геометрия, история, география), а также специальных дисциплин (педагогическая психология, история педагогики, методика преподавания русского и церковнославянского языка, методика естествоведения, гигиена, логика, рукоделие).

Значительную роль в подготовке будущих учительниц играла педагогическая практика, для которой при училище в ноябре 1895 года была открыта начальная церковноприходская школа. Так, уже начиная с 5-6 класса, воспитанницы училища по очереди выполняли функции дежурных помощников учителя начальной школы: следили за порядком в школе, помогали отстающим ученикам, организовывали различные игры на переменах. В 7-8 классах, кроме этой работы, воспитанницы училища проводили уроки по всем предметам начальной школы. Во время практики, как это было принято во всех педагогических учебных заведениях, ученицы епархиального училища тщательно вели дневники практических наблюдений. В них воспитанницы «записывали личные впечатления от уроков, замечания о достоинствах и дидактических ошибках, о поведении учениц во время уроков, о степени усвоения ими нового материала»9, о причинах неуспеваемости, о проведенных воспитательных мероприятиях анализируя все записанное. Дневники, пробные и самостоятельные уроки, как и вся остальная работа практиканток, тщательно изучались методистами - преподавателем педагогики и учителем учебного заведения, где проходила практика.

В целом Уфимское епархиальное училище являлось больше педагогическим учебным заведением, нежели религиозным, так как большинство выпускниц становились учительницами начальных школ (как православного ведомства, так и других светских учреждений). Не случайно Ф.Г. Паначин - известный историк педагогики, размышляя о таких учебных заведениях как духовные семинарии и епархиальные женские училища, говорил, что они выпускали «не только «церковных пастырей» и законоучителей, но и преподавателей общеобразовательных предметов»10.

Двойственность структуры начального образования в России породила своеобразный дуализм и в подготовке учителей. Рост, особенно в сельской местности, церковно-приходских школ и школ грамоты приводил к затруднениям в комплектовании этих учебных заведений церковного ведомства учителями. Сначала потребности этих школ пытались удовлетворить за счет выпускников духовных семинарий и епархиальных училищ. А с 1884 года для подготовки учителей Синод стал создавать специальные педагогические учебные заведения двух типов: церковно-учительские и второклассные школы. Их деятельность была подчинена следующей идее: «Коренные основы жизни русской -

8 Исторический очерк Уфимского Епархиального женского училища со времени учреждения его (с 1862 г.) по 1887 год. - Уфа, 1888.

9 Аминова Л. Я. История женского образования в Башкирии: Вторая половина XIX - начало XX века. - Уфа, 2005. - С. 104.

10 Паначин Ф. Г. Педагогическое образование в России: Историко-педагогические очерки. - Москва, 1979.

С. 75.

П€ППготический ЖУРНПЛ СПШНОРТОСТПНП м 6(В5), В019 мпдб-ое

православие и народность, к поддержанию этих основ должна была быть направлена вся деятельность русских народных учителей всех начальных школ».

В церковно-учительские школы (мужские и женские), в которых готовили учителей для церковно-приходских школ, принимали юношей и девушек, окончивших второклассные учительские школы. Срок обучения в церковно-учительских школах был трехлетним, в них готовили учителей для начальных училищ всех разрядов, а также для второклассных церковных школ. По своей структуре и уровню подготовки эти педагогические учебные заведения были двухклассными церковно-приходскими школами с дополнительным педагогическим классом. В учебный план, кроме Закона Божьего, церковной истории, церковнославянского языка, церковного пения с регентоведением, входили общеобразовательные и специальные предметы. К ним относились русский язык, словесность, история литературы, российская и всеобщая история, всеобщая география, арифметика с основами геометрии и землемерии, черчение, рисование (в женских школах -рукоделие), иконопись, отдельные ремесла, основы педагогики, дидактика и гигиена.

На территории Башкирии церковно-учительские школы не получили распространения. Но вместо них довольно в большом количестве были открыты второклассные (мужские и женские) учительские школы духовного ведомства, которые стали образовываться по особому указу с 1895 года. К 1912 году в регионе действовало 6 второклассных учительских школ духовного ведомства - Камско-Березовская (с. Николо-Березовка, Бирский уезд), Бакалинская (Белебеевский уезд), Верхотурская (Стерлитамакский уезд), Мензелинская (Мензелинский уезд), Михайловская (Златоустовский уезд) и Подлубовская (Уфимский уезд)11.

Целью второклассных учительских школ была подготовка учителей для школ грамоты. В них принимали юношей и девушек 13-17 лет, сдавших вступительные экзамены в объеме церковно-приходской школы. Срок подготовки учителей в них был трехгодичным. По Положению 1902 года они открывались с разрешения духовного училищного совета при Синоде и содержались на средства последнего. Преподавателями в учительские школы принимались выпускники духовных семинарий или церковно-учительских школ.

Специальная и общеобразовательная подготовка во второклассных школах была ниже, чем в церковно-учительских школах. Так, специально-педагогическая подготовка сводилась к ознакомлению будущих учителей с несколько поверхностными сведениями из области педагогики и проведению нескольких пробных уроков в церковно-приходской школе. Качество подготовки учителей этих школ было невысоким. Синод следующим образом определял портрет будущего выпускника: «симпатичный тип народного учителя, который как по-славянски, так и по-русски читает толково и правильно... знает счет в пределах 4-х действий хорошо; поет же очень удовлетворительно и задушевно»12. Кроме этого, будущие учителя в практическом отношении были неплохо знакомы с методикой преподавания предметов, изучаемых в начальном учебном заведении. Поэтому в большинстве школ грамоты региона учителями работали выпускники второклассных учительских школ.

Одним из уникальных учебных заведений не только Башкирии, но всей России, было Уфимское ремесленное училище для глухонемых, открытое в 1902 году. Практически единственное в России учебно-воспитательное заведение такого типа появилось благодаря инициативе и финансовому вкладу, а также мужеству и милосердию протоерея Николая

11 Список учебных заведений Уфимской губернии за 1912-1913 учебный год. Уфа, 1913; Список учебных заведений Уфимской губернии на 1-е января 1916 года. - Уфа, 1916.

12 Исторический очерк развития иррковных школ за истекшее двадцатипятилетие (1884-1909 гг.). Санкт-Петербург, 1909. - С. 49.

Алексеевича Котельникова. В первые годы функционирования училища, когда с финансированием обстояло сложно, Н.А. Котельников был вынужден продать собственный дом, чтоб содержать свое детище. И хотя училище не получало государственных субсидий, помощь общественных благотворительных организаций «ограничивалась скромными» суммами, однако уже в 1911 году оно «обзавелось двумя каменными зданиями и воспитывало ежегодно свыше 40 учащихся»13 [248; С.6].

Основная задача училища - обучение глухонемых детей устной речи и ремеслам, а также приучение их к домашнему хозяйству. Принимались дети с 8 до 12 лет обоего пола, без различия национальности и вероисповедания. После окончания полного курса и сдачи выпускных экзаменов выдавалось соответствующее свидетельство. Плата за обучение для жителей Уфимской губернии за полное содержание составляла 200 рублей, для жителей других регионов - 250 рублей в год. Для воспитанников, которые жили в Уфе и приходили только на занятия, плата за обучение составляла 50 рублей. Но, как свидетельствуют факты, большая часть учащихся, в первую очередь сироты, обучались бесплатно. Например, в 1911 году в училище был 61 воспитанник (47 мальчиков, 14 девочек), из которых «платных было 19, один полуплатный, 12 стипендиатов и 29 бесплатных»14. Как сказано выше, подобных учебных заведений было единицы, поэтому желающих определить детей в Уфу, всегда было больше, чем могло вместить училище. Отсюда и география населенных мест учащихся была достаточно пестрой. Так, в том же 1911 году 16 воспитанников были из Уфы; 34 - из Уфимской губернии; 5 - из Тобольской губернии; 2 - из Оренбургской губернии; 1 - из Акмолинской области; 1 - из Иркутска и 2 - из Якутска15.

Полный курс обучения в училище был равен восьми годам, в течение этого времени воспитанников обучали устной речи, чтению, письму, счету. Преподавались следующие предметы: Закон Божий, русский язык, арифметика, рисование, краткий курс географии и российской истории. В целом курс общеобразовательных предметов соответствовал программе Санкт-Петербургского Мариинского училища для глухонемых. Последние три года обучения в уфимском училище были больше посвящены ремесленным занятиям. Так, мальчики обучались живописному, чеканному, столярному, токарному, сапожному, позолотному и переплетному ремеслам, а девочки обучались рукодельному мастерству. Основными методами обучения в училище были устный и наглядный.

В училище придерживались твердого распорядка дня. Вот как был распределен день в 1908 году: в 6.30 - подъем, молитва, уборка, завтрак, подготовка к урокам; 8.15 -13.10 - занятия в классах, затем обед и отдых; с 14.30 - занятия в мастерских; с 18.00 до 19.30 - выполнение домашних заданий, затем гимнастика, ужин, молитва и в 21.00 ученики ложились спать16.

Достаточно высоким был профессиональный уровень педагогического коллектива училища. Так, в 1911 году из 16 воспитателей 11 имели специальное педагогическое образование, причем большинство из них прошли и курсы по обучению глухонемых, остальные педагоги обучали ремеслам.

Уфимское ремесленное училище для глухонемых ежегодно выпускало 5-10 воспитанников, получивших и общеобразовательное и профессиональное образование. Тем самым все, кто принимал участие в деятельности учебного заведения (педагоги, члены Попечительского совета, общественные организации и частные лица, помогавшие в его

13 Отчет о деятельности Уфимского отдела попечительства государыни Императрицы Марии Федоровны о глухонемых и состоянии Уфимского училища глухонемых в 1911 году. - Уфа, 1912. - С. 6.

14 Там же. - С. 14.

15 Там же. - С. 14.

16 Отчет о деятельности Уфимского отдела попечительства государыни Императрицы Марии Федоровны о глухонемых за 1908 год. - Уфа, 1909.

nenn готический журнал ппшкортостпнп м 6(as), soi9 sssssss

финансировании), выполняли не только образовательную, но также и благородную миссию, воспитывая детей с ограниченными возможностями.

Если рассматривать особенности организации педагогического процесса в православных профессиональных учебных заведениях Башкирии в целом, то можно сделать следующие выводы. Преподаватели рассматривали вопросы специальной подготовки воспитанников, связанные с задачами их целостного формирования. Поэтому особое внимание в деятельности учебных заведений уделялось воспитанию. Существенное место в системе учебно-воспитательной работы также уделялось умственному, нравственному, трудовому, эстетическому и физическому воспитанию. Считалось что, выпускники должны были выработать в себе гражданские навыки семьянина, а также специалиста, аккуратно и добросовестно выполняющего свои обязанности. Большинство педагогов стремились в свой деятельности пробуждать интерес воспитанников к учебе, развивали в них сознательное отношение к учебному материалу и к будущей профессиональной деятельности. В целом к будущему профессионалу предъявлялись такие требования когда, во-первых, он должен был обладать определенным уровнем общеобразовательной подготовки. Во-вторых, он должен был обладать теоретической и практической подготовкой по своей основной и, возможно, дополнительной специальности. В-третьих, у него должна была быть сформирована система определенных мировоззренческих и нравственно-эстетических ценностей, необходимых в будущей деятельности. В процессе организации образовательного процесса в учебных заведениях края применялись передовые идеи известных отечественных педагогов, таких как Н.Ф. Бунаков, П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, К.Ю. Цируль и многих других.

Таким образом, можно констатировать, что православное профессиональное образование в Башкирии было целостным, имело все признаки системы: включало сеть разнообразных учебных заведений, органы управления, а также жизнеспособное содержание образования и другие атрибуты педагогического процесса (цель, формы, методы, средства, принципы и так далее). В развитии образования значительную роль играла общественная активность местных и иных органов управления. Разнообразные учебные заведения Башкирии отвечали интересам населения, а также носили полиэтничный и всесословный характер. Учебные заведения, являясь религиозными, формировали светское общее и давали профессиональное образование.

1. Аминов, Т.М., Валеева, М.Г., Сергеев, Ю.Н. Духовное образование / Башкирская энциклопедия. - Т. 2. - Уфа : Изд-во «Башкирская энциклопедия», 2006. - С. 530-532.

2. Аминова, Л.Я. История женского образования в Башкирии : Вторая половина XIX - начало XX века. -

Уфа, 2005.

3. Башкирская энциклопедия. В 7 т. Уфа : Изд-во «Башкирская энциклопедия», 2005-2011.

4. Исторический очерк народного образования в Оренбургском учебном округе за первое 25-летие его существования (1875-1899). - Оренбург, 1901.

5. Исторический очерк развития церковных школ за истекшее двадцатипятилетие (1884-1909 гг.). - Санкт-Петербург, 1909.

6. Исторический очерк Уфимского Епархиального женского училища со времени учреждения его (с 1862 г.) по 1887 год. - Уфа, 1888.

7. История Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов XIX века. - Уфа : Китап, 1996.

8. Лейкина-Свирская, В.Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX века. - Москва : Мысль, 1971.

9. Магсумов, Т.А. Профессиональное образование в дореволюционной Башкирии // Среднее профессиональное образование. - 2013. - № 9. - С. 53-54.

10. Магсумов, Т.А., Ермошин, А.В. Закон Божий в дореволюционной светской школе: религиозное обучение в средних учебных заведениях Казанского учебного округа // Вопросы истории. - 2019. - № 1. - С. 167-170.

11. Отчет о деятельности Уфимского отдела попечительства государыни Императрицы Марии Федоровны о глухонемых за 1908 год. - Уфа, 1909.

12. Отчет о деятельности Уфимского отдела попечительства государыни Императрицы Марии Федоровны о глухонемых и состоянии Уфимского училища глухонемых в 1911 году. - Уфа, 1912.

13. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. Отв. ред. А.И. Пискунов. - Москва : Педагогика, 1976.

14. Паначин, Ф.Г. Педагогическое образование в России: Историко-педагогические очерки. - Москва, 1979. Религиозное обучение и образование / Источник: https://www.litprichal.ru/slovari/enc_sovet/religioznoe-obuchenie-i-

obrazovanie.php

15. Сергеев, Ю.Н. Православное духовенство Южного Урала : Очерки истории духовного сословия (вторая половина XVI - XVIII вв.). - Уфа, 2004.

16. Список учебных заведений ведомства Министерства Народного Просвещения (кроме начальных) по городам и селениям. Составлен к 1 января 1912 года. - Санкт-Петербург, 1913.

17. Список учебных заведений Уфимской губернии за 1912-1913 учебный год. - Уфа, 1913.

18. Список учебных заведений Уфимской губернии на 1-е января 1916 года. - Уфа, 1916.

19. Столетний юбилей Уфимской Духовной семинарии. 1800, 26 сентября - 1900. - Уфа, 1901.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.