ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
КОМПЬЮТЕРНЫЕ НАУКИ И ИНФОРМАТИКА
Научная статья УДК 34.342.9
https://doi.org/10.24412/2687-0185-2021-3-116-119 NIION: 2007-0083-3/21-053 MOSURED: 77/27-005-2021-03-252
Развитие правоохранительного сегмента аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» и его роль в обеспечении безопасности граждан
Светлана Викторовна Калинина1, Светлана Владимировна Федяева2
1 Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]
2 УВМ ГУ МВД России по г. Москве, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В научной статье авторами предпринята попытка проанализировать эффективность внедрения современных информационных технологий в многоуровневую систему профилактики правонарушений АПК «Безопасный город», в частности, указывается, что в условиях интенсивного развития технологий — цифровизация является ключевым фактором, способным обеспечить личную безопасность, безопасность объектов, оперативно реагировать на происшествия и правонарушения.
Ключевые слова: информационные технологии, видеонаблюдение, обеспечение безопасности, предупреждение правонарушений, правопорядок, оперативное реагирование
Для цитирования: Калинина С. В., Федяева С. В. Развитие правоохранительного сегмента аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» и его роль в обеспечении безопасности граждан. Криминологический журнал. 2021 ;(3):116—119. https://-doi.org/10.24412/2687-0185-2021-3-116-119.
Original article
Development of the law enforcement segment of the hardware and software complex «Safe City» and its role in ensuring the safety of citizens
Svetlana V. Kalinina1, Svetlana V. Fedyaeva2
1 Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Moscow, Russia, [email protected]
2 UM GU of the Ministry of Internal Affairs of Russia in Moscow, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. In the scientific article, the authors attempted to analyze the effectiveness of the introduction of modern information technologies into the multilevel system of crime prevention of the agro-industrial complex «Safe City», in particular, it is indicated that in the conditions of intensive development of technologies, digitalization is a key factor capable of ensuring personal safety, the safety of facilities, promptly responding to incidents and offenses.
Keywords: information technology, video surveillance, security, crime prevention, law and order, prompt response For citation: Kalinina S. V., Fedyaeva S. V. Development of the Law Enforcement segment of the hardware and software complex «Safe City» and its role in ensuring the safety of citizens. Criminological Journal. 2021;(3): 116—119. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2021-3-116-119.
© Калинина С. В., Федяева С. В., 2021
Одной из задач государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 г., утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 11 января 2018 г. N° 12, определено «.. .внедрение комплексных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.» [1], а в перечень основных задач Правительственной комиссии по цифровому развитию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2018 г. № 1065, включено «.обеспечение безопасности жизнедеятельности за счет активного внедрения информационных технологий.» [2].
В настоящее время возросли требования к функциональному наполнению систем безопасности и обусловили необходимость формирования на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
комплексной многоуровневой системы обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, которые базируются на современных подходах к мониторингу, прогнозированию, предупреждению правонарушений, происшествий и чрезвычайных ситуаций и реагированию на них.
Одним из инструментов повышения уровня безопасности в мегаполисе вообще, и общественной безопасности в частности, рассматривается программа «Безопасный город», сущность которой заключается в техническом оснащении наиболее сложных в криминогенном плане мест средствами видеонаблюдения и оперативном реагировании на факты совершения противоправных деяний в указанных местах. Данная система позволяет сократить количество личного состава полиции, задействованного в охране правопорядка в общественных местах.
NATURAL SCIENCES
COMPUTER SCIENCE AND INFORMATICS
Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» (далее — АПК «Безопасный город») — это комплекс систем управления рисками, а также стремление государства обеспечить жизнь и деятельность населения всесторонней защитой, прежде всего, от потенциальных внешних угроз (природных, техногенных, социально-биологических, экологических, криминальных и других угроз) [6].
АПК «Безопасный город» — совокупность функциональных и технических требований к аппаратно-программным средствам, нормативным правовым актам и регламентам межведомственного взаимодействия, направленных на противодействие угрозам общественной безопасности, правопорядку и безопасности среды обитания, формирующих вместе с федеральными системами обеспечения безопасности интеллектуальную многоуровневую систему управления безопасностью субъекта РФ в целом и муниципального образования в частности, за счет прогнозирования, реагирования, мониторинга и предупреждения возможных угроз, а также контроля устранения последствий ЧС [3].
Структура АПК — это более 150 систем и 4 функциональных блока: транспортная безопасность; экологическая безопасность; безопасность населения и городской инфраструктуры; координация работы служб и ведомств.
Комплекс «Безопасный город» базируется на инфраструктуре, объединяющей информационные и телекоммуникационные системы по созданию, передаче, хранению и анализу информации в рамках обеспечения общественной безопасности, правопорядка и проч.
Обеспечение правопорядка и профилактика правонарушений на территории муниципального образования предусматривают:
1) осуществление видеонаблюдения и видео фиксации, в том числе:
• круглосуточную регистрацию фактов нарушения правил дорожного движения;
• фиксацию в автоматическом режиме правонарушений в области дорожного движения и передачу полученной информации в центры автоматизированной фиксации нарушений правил дорожного движения;
2) анализ видео- и аудиопотоков, включая:
• автоматическую регистрацию событий на базе системы видеоанализа потока;
• видеоанализ событий аналитику видеопотока в режиме реального времени;
• идентификацию и распознавание лиц, позиционирование подвижных объектов;
• обеспечение возможности предоставления прямой, экстренной связи со службами экстренного реагирования посредством специальных устройств (типа «гражданин — полиция»);
• геолокацию точки вызова экстренной службы;
• предупреждение, выявление и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах, в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны и на трассах их проезда.
Правительство РФ целенаправленно и систематически разрабатывает федеральные программы, направленные на обеспечение общественного порядка и противодействие преступности. Наиболее эффективным инструментом по пресечению, предупреждению и раскрытию преступлений является внедрение видеонаблюдения. Например, в Москве функционирует более 175 тыс. видеокамер (в подъездах, дворах, местах массового скопления людей), а в России — 15,2 млн камер.
По данным заседания коллегии ГУ МВД России по г. Москве [5], которое состоялось 21 января 2021 г. по итогам деятельности в 2020 г. с помощью городского видеонаблюдения «Безопасный город» было раскрыто 5085 противоправных деяний, из них 40 убийств, 516 грабежей, 129 случаев причинения тяжкого вреда здоровью, 2713 краж.
Общее снижение уровня преступности с 2012 по 2020 гг. составило:
• по г. Москве — 25,5 %;
• по Центральному федеральному округу — 17,6 %;
• по Российской Федерации в целом — 13,5 %.
В государственной информационной системе «Единый центр хранения и обработки данных» (ЕЦХД) функционирует более 160 тыс. камер. Пользователями ЕЦХД является более 13 400 сотрудников правоохранительных органов и более 12 800 служащих органов исполнительной власти и подведомственных учреждений [4]. Городская система видеонаблюдения используется в расследовании более 70 % правонарушений.
За 2020 г. проведен мониторинг состояния преступности 10 районов ЦАО и 16 районов ВАО г. Москвы, по результатам которого:
• осуществлены мероприятия по повышению эффективности систем безопасности ряда крупных торговых центров;
• пресечена деятельность нелегальных такси вблизи ряда станций метрополитена, а также улиц города и пунктов отправления междугородних автобусов;
• организован учет фактов регистрации иностранных граждан в отелях и гостиницах города Москвы (74 %), с 2018 г. передано более 18 млн фактов регистрации в ГУ МВД России по г. Москве;
• обеспечен Дежурной службой контроль за проведением массовых мероприятий в г. Москве в целях обеспечения безопасности и правопорядка, осуществлено более 830 выездов к местам проведения массовых мероприятий для фотофиксации.
ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
КОМПЬЮТЕРНЫЕ НАУКИ И ИНФОРМАТИКА
Доля населения, удовлетворенного уровнем обеспечения безопасности и правопорядка в г. Москве (процент от числа опрошенных) составила 74,5 % населения.
По итогам работы программы в 2020 г. на территории г. Москвы, можно отметить следующие положительные стороны программы.
1. Снижен уровень правонарушений на улицах и в общественных местах г. Москвы.
2. Приняты меры по упорядочению проведения массовых мероприятий в период введенного режима повышенной готовности в целях исключения возможности дестабилизации эпидемиологической обстановки, нарушения ритма функционирования городского хозяйства Москвы.
3. Обеспечена общественная безопасность.
4. Обеспечен контроль за соблюдением режима самоизоляции в связи с эпидемиологической обстановкой.
Задачей государства является повышение качества и уровня жизни, а это, в свою очередь, невозможно без создания комфортной и безопасной среды существования. В условиях интенсивного развития технологий, цифро-визация — является ключевым фактором, способным обеспечить личную безопасность, безопасность объектов, мероприятий и т. п. Видеонаблюдение позволяет оперативно реагировать на происшествия и правонарушения, снижает преступность, повышает раскрываемость, снижает расходы на содержание охраны, помогает предотвращать возможные теракты и акты насилия.
В вопросах обеспечения безопасности есть множество возможностей по улучшению и развитию, в свою очередь сеть АПК должна быть защищена безупречно и не иметь уязвимостей как от внешних угроз, так и от внутренних. Такой уровень защиты может быть достигнут разработкой автоматизированных средств защиты сети.
13-15 мая 2021 г. в Москве в рамках XIII Международного салона средств обеспечения безопасности «Комплексная безопасность-2021» была проведена Международная научно-практическая конференция «Безопасный город» 2021: перспективы построения и развития, на которой были обозначены основные направления развития комплекса на 2021 г.
1. Координация деятельности органов исполнительной власти и правоохранительных органов по комплексному обеспечению безопасности в г. Москве.
2. Обеспечение общественной безопасности при проведении массовых мероприятий.
3. Предупреждение террористических угроз.
4. Совершенствование комплекса мер по антитеррористической защищенности объектов (территорий).
5. Предупреждение чрезвычайных ситуаций.
6. Реализация комплекса мер по созданию, внедрению и эксплуатации средств информационных техноло-
гий в сфере профилактики правонарушений и обеспечения общественной безопасности.
Сегодня современное общество все в большей степени становится объектом цифровизации и прирост внедрения современных технологий будет только нарастать. В тоже время уровень цифровизации в органах правопорядка на данный момент не высок. Требуются профессионалы не только по разработке новых инструментов, но и по внедрению технологий, это вызывает потребность в повышении качества образования специалистов, изменение структуры получаемого образования, его объема. Также, несмотря на стремление к использованию новейших разработок и возможное повышение уровня противодействия преступности, цифровизация в данной сфере вызывает и некоторые опасения: тотального наблюдения, увеличения нового вида правонарушений. Поэтому необходимо обеспечение защиты полученной информации, чтобы она не использовалась для неправомерных деяний.
Список источников
1. Указ Президента РФ от 11 января 2018 г. N° 12 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года» // СПС «КонсультантПлюс».
2. Постановление Правительства РФ от 7 сентября 2018 г. № 1065 «О Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности» // СПС «КонсультантПлюс».
3. Распоряжение Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. № 2446-р «Об утверждении Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» // СЗ РФ. 2014. № 50. Ст. 7220.
4. Отчет о выполнении Государственной программы города Москвы «Безопасный город» за 2020 г. Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции г. Москвы // URL://https://www.mos.ru/drbez/docu-ments/programma-bezopasnyigorod
5. По материалам пресс-службы МВД России и Правительства Москвы.
6. Евдокимов А. С. Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город»: итоги реализации, организационно-правовые проблемы и нерешенные вопросы // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 5.
References
1. Decree of the President of the Russian Federation No. 12 dated January 11, 2018 «On approval of the Fundamentals of the State Policy of the Russian Federation in the
NATURAL SCIENCES
COMPUTER SCIENCE AND INFORMATICS
field of protection of the population and territories from emergency situations for the period up to 2030» // SPS «Con-sultantPlus».
2. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1065 dated September 7, 2018 «On the Government Commission on Digital Development, the use of information technologies to improve the quality of life and business conditions» // SPS «ConsultantPlus».
3. Decree of the Government of the Russian Federation dated December 3, 2014 No. 2446-r «On approval of the Concept of construction and development of the hardware and software complex «Safe City» // SZ RF. 2014. No. 50. St. 7220.
4. Report on the implementation of the State Program of the city of Moscow «Safe City» for 2020. Department of Regional Security and Anti-Corruption of Moscow // URL://-https://www.mos.ru/drbez/documents/programma-bezopas-nyigorod
5. Based on the materials of the press service of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the Government of Moscow.
6. Evdokimov A. S. The concept of construction and development of the hardware and software complex «Safe City»: the results of implementation, organizational and legal problems and unresolved issues // Actual problems of Russian law. 2019. № 5.
Библиографический список
1. Поручение Президента РФ от 27 мая 2014 г. № Пр-1175 «О разработке общей концепции построения и развития аппаратно-программных комплексов Безопасный город» // СПС «КонсультантПлюс».
2. Постановление Правительства РФ от 7 сентября 2018 г. № 1065 «О Правительственной комиссии по
цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности» // СПС «КонсультантПлюс».
3. Документы комиссии по построению (развитию), внедрению и эксплуатации АПК «Безопасный город». Главное управление по Москве МЧС России // URL://https://-www.statdata.ru/naselenie-moskvy-po-okrugam-i-rajonam
4. Мишин В. А. Цифровые технологии, применяемые в области предупреждения правонарушений (на примере аппаратно-программного комплекса «Безопасный город») // Проблемы правоохранительной деятельности. 2021. № 3. С. 60-64.
Bibliographic list
1. Order of the President of the Russian Federation dated May 27, 2014 No. Pr-1175 «On the development of a general concept for the construction and development of hardware and software complexes Safe City» // SPS «ConsultantPlus».
2. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1065 dated September 7, 2018 «On the Government Commission on Digital Development, the use of information technologies to improve the quality of life and business conditions» // SPS «ConsultantPlus».
3. Documents of the Commission for the construction (development), implementation and operation of the agro-industrial complex «Safe City». The Main Directorate for Moscow of the MES of Russia // URL://https://www.statsdata.ru/nase-lenie-moskvy-po-okrugam-i-rajonam
4. Mishin V. A. Digital technologies applied in the field of crime prevention (on the example of the hardware and software complex «Safe City») // Problems of law enforcement. 2021. No. 3. Pp. 60-64.
Информация об авторах
С. В. Калинина — доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент.
С. В. Федяева — инспектор отдела координации деятельности территориальных подразделений по вопросам миграции и учета бланков строгой отчетности УВМ ГУ МВД России по г. Москве.
Information about the authors
S. V. Kalinina — Associate Professor of the Department of Administrative Activities of Internal Affairs Bodies Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V. Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.
S. V. Fedyaeva — Inspector of the Department for Coordination of activities of territorial divisions on migration and accounting of strict reporting forms of the Department of Internal Affairs of the Ministry of Internal Affairs of Russia in Moscow.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 22.07.2021; одобрена после рецензирования 24.08.2021; принята к публикации 13.09.2021.
The article was submitted 22.07.2021; approved after reviewing 24.08.2021; accepted for publication 13.09.2021.