Научная статья на тему 'К вопросу о повышении эффективности реализации в России аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» при обеспечении защиты от корыстной преступности'

К вопросу о повышении эффективности реализации в России аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» при обеспечении защиты от корыстной преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
629
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» / видеонаблюдение / концепция / радиочастотная идентификация объектов / преступление / защита транспортных средств от хищения. / Safe City hardware and software / video surveillance / concept / radio-frequency identification of objects / crime / protection of vehicles against plunder

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михаил Александрович Желудков

Актуальность представленной статьи заключается в том, что обеспечение безопасности объектов собственности от различных корыстных угроз всегда будет считаться одним из основных приоритетов деятельности современного правового государства. Продолжаемое укрупнение мегаполисов, проблематика изменения демографии территорий, углубление криминальных тенденций и расслоения общества — обуславливает необходимость совершенствования информационных и технических мер безопасности, учитывающих не только ресурсные затраты на общую профилактику преступности, но и имеющих реальные, практикоориентированные виды средств защиты в городских поселениях. В этой связи, автор предлагает обратить специальное внимание на особенности реализации в России аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». Анализ практики его применения позволил выявить некоторые недостатки, которые играют не последнюю роль в том, что данный комплекс, по настоящее время, так в полной мере и не решает тех задач, которые прописаны в концепции по его реализации. В научной статье поставлена цель, с учетом определенного массива знаний по обеспечению безопасности собственности, разработать конкретные предложения по системному совершенствованию средств защиты собственности в АПК «Безопасный город».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Михаил Александрович Желудков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF INCREASE IN EFFICIENCY OF REALIZATION IN RUSSIA OF THE BEZ-OPASNYY CITY HARDWARE AND SOFTWARE WHEN ENSURING PROTECTION AGAINST MERCENARY CRIME

The relevance of the submitted article is that safety of objects of property from various mercenary threats will be always considered as one of the main priorities of activity of the modern constitutional state. The continued integration of megalopolises, a perspective of change of demography of territories, deepening of criminal tendencies and stratification of society — causes need of improvement of the information and technical security measures which are considering not only resource costs of the general prevention of crime, but also having the real, praktiko-focused types of means of protection in residential locations. In this regard, the author suggests to pay special attention to features of realization in Russia of the Safe City hardware and software. The analysis of practice of its application allowed to reveal some shortcomings which play not the last role that this complex, till present, so fully and does not solve those problems which are stated in the concept on its realization. In the scientific article the object, taking into account a certain massif of knowledge of safety of property, to develop specific proposals on system improvement of means of protection of property in agrarian and industrial complex «Safe city» is set.

Текст научной работы на тему «К вопросу о повышении эффективности реализации в России аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» при обеспечении защиты от корыстной преступности»

УДК 343 ББК 67.4

DOI 10.24411/2414-3995-2018-10017 © М.А. Желудков, 2018

Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИИ АППАРАТНО-ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА «БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД» ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАЩИТЫ ОТ КОРЫСТНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Михаил Александрович Желудков,

профессор кафедры уголовного права и прикладной информатики в юриспруденции,

доктор юридических наук, доцент

Юридический институт Тамбовский государственный технический университет (392000, Тамбов, ул. Интернациональная, д. 33)

E-mail: kandydat1@yandex.ru

Аннотация. Актуальность представленной статьи заключается в том, что обеспечение безопасности объектов собственности от различных корыстных угроз всегда будет считаться одним из основных приоритетов деятельности современного правового государства. Продолжаемое укрупнение мегаполисов, проблематика изменения демографии территорий, углубление криминальных тенденций и расслоения общества — обуславливает необходимость совершенствования информационных и технических мер безопасности, учитывающих не только ресурсные затраты на общую профилактику преступности, но и имеющих реальные, практико-ориентированные виды средств защиты в городских поселениях.

В этой связи, автор предлагает обратить специальное внимание на особенности реализации в России аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». Анализ практики его применения позволил выявить некоторые недостатки, которые играют не последнюю роль в том, что данный комплекс, по настоящее время, так в полной мере и не решает тех задач, которые прописаны в концепции по его реализации. В научной статье поставлена цель, с учетом определенного массива знаний по обеспечению безопасности собственности, разработать конкретные предложения по системному совершенствованию средств защиты собственности в АПК «Безопасный город».

Ключевые слова: аппаратно-программный комплекс «Безопасный город», видеонаблюдение, концепция, радиочастотная идентификация объектов, преступление, защита транспортных средств от хищения.

TO THE QUESTION OF INCREASE IN EFFICIENCY OF REALIZATION IN RUSSIA OF THE BEZ-OPASNYY CITY HARDWARE AND SOFTWARE WHEN ENSURING PROTECTION AGAINST MERCENARY CRIME

Mikhail A. Zheludkov,

Professor of Department of penal law and applied informatics in law,

Doctor of Law, Associate Professor Law Institute Tambov State Technical University (392000, Tambov, ul. International, d. 33)

Abstract. The relevance of the submitted article is that safety of objects of property from various mercenary threats will be always considered as one of the main priorities of activity of the modern constitutional state. The continued integration of megalopolises, a perspective of change of demography of territories, deepening of criminal tendencies and stratification of society — causes need of improvement of the information and technical security measures which are considering not only resource costs of the general prevention of crime, but also having the real, praktiko-focused types of means of protection in residential locations.

In this regard, the author suggests to pay special attention to features of realization in Russia of the Safe City hardware and software. The analysis of practice of its application allowed to reveal some shortcomings which play not the last role that this complex, till present, so fully and does not solve those problems which are stated in the concept on its realization. In the scientific article the object, taking into account a certain massif of knowledge of safety of property, to develop specific proposals on system improvement of means of protection of property in agrarian and industrial complex «Safe city» is set.

Keywords: Safe City hardware and software, video surveillance, concept, radio-frequency identification of objects, crime, protection of vehicles against plunder.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Желудков М.А. К вопросу о повышении эффективности реализации в России аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» при обеспечении защиты от корыстной преступности. Вестник экономической безопасности. 2018;(4):95-100.

В современном государстве взаимоотношение ных угроз всегда будет оставаться актуальным на-понятий «государство — общество — личность — правлением, как в плане интересов отдельной лич-собственность» находится в одной пространствен- ности, так и в аспекте стабилизирующих сторон ной временной определенности, данные понятия общественного и государственного развития. неотделимы друг от друга. В этой связи проблема- Ведь если обратиться к толковому словарю рустика защиты собственности от различных корыст- ского языка С.И. Ожегова, то выделим момент того,

что «общество» характеризуется как «совокупность людей, объединенных на определенной ступени исторического развития теми или другими производственными отношениями, определяющими собою все общественные отношения» [6, с. 376].

На этой основе, защита собственности имеет направленность на определенную видовую группу общественных отношений по поводу владения, пользования и распоряжения этой собственностью, где «каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться...» [12, с. 131].

Продолжая данную мысль, можно предположить, что заявлять о безопасности в развитии определенных социальных систем можно лишь тогда, когда безопасно развивается весь комплекс «государство — общество — личность — право собственности». Нельзя говорить о безопасности одного элемента подобного комплекса, если не обеспечивается безопасность другого [1, с. 6—7].

Кроме того, «время и практический опыт опровергают постулат о необходимости только реагировать на возникающие опасности. Не создав соответствующих систем обеспечения защиты, нельзя гарантировать и эффективность предупреждения преступлений разной видовой направленности» [2, с. 85].

Современный город сегодня невозможно представить без различных систем безопасности. О необходимости их постоянного совершенствования и обновления свидетельствуют, в том числе, статистические данные по преступности в России. В частности, «в 2017 году было зарегистрировано 2058,5 тысяч преступлений, или на 4,7% меньше, чем за аналогичный период 2016 года. Более 41% преступлений регистрируется в республиканских, краевых и областных центрах — всего 857,1 тысяч, а пятая часть — в сельской местности, где зарегистрировано свыше 443 тысяч преступлений, что на 5,7% меньше, чем в 2016 году. Половину всех зарегистрированных преступлений (52,3%) составляют хищения чужого имущества, совершенные путем: кражи, мошенничества, грабежа, разбоя. Каждое тридцать третье зарегистрированное преступление — квартирная кража» [7].

Анализ статистических данных, а также других сведений о корыстной преступности, позволяет сделать вывод о том, что продолжаемое укрупнение мегаполисов, проблематика изменения демографии территорий, углубление криминальных тенденций

и расслоения общества — обуславливает необходимость совершенствования мер безопасности, учитывающих не только ресурсные затраты на общую профилактику преступности, но и имеющих реальные, практико-ориентированные средства обеспечения защищенности городской среды.

В этом отношении, особое внимание следует обратить на аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» (далее: АПК «Безопасный город»). В Концепции по его построению и развитию указано, что: «целью такого комплекса, является повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет существенного улучшения координации деятельности сил и служб, ответственных за решение этих задач, путем внедрения на базе муниципальных образований (в соответствии с едиными функциональными и технологическими стандартами) комплексной информационной системы, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз ...» [3]. В представленной цели явно прослеживаются основные направления развития подобной системы безопасности.

Отметим и то, что в пункте 1.1 данной Концепции заявлено, что «обеспечение правопорядка и профилактика правонарушений на территории муниципального образования предусматривают:

а) осуществление видеонаблюдения и видеофиксации, в том числе снятие, обработку и передачу видеопотока с камер видеонаблюдения о правонарушениях и ситуациях чрезвычайного характера, в том числе повреждения коммуникаций, инфраструктуры и имущества;

б) анализ видео — и аудиопотоков, включая:

• автоматическую регистрацию событий на базе

системы видеоанализа потока;

• видеоанализ событий;

• аналитику видеопотока в режиме реального времени;

• идентификацию и распознавание лиц;

в) позиционирование подвижных объектов;

г) обеспечение функций общественного контроля деятельности представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, ответственных за обеспечение общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания» [3].

Таким образом, в основу технического обеспечения АПК «Безопасный город» положено создание современных систем видеонаблюдения для наблюдения и фиксации событий, действий для последующего правоохранительного реагирования. В качестве первого примера, выделим Тамбовскую область, где «городская система «Безопасный город», включает в себя 271 специализированную цветную видеокамеру высокой четкости. Видеокамеры установлены в местах массового пребывания людей, на автомобильных перекрестках, центральных улицах, пляжах, некоторых дворовых территориях. В оперативной дежурной смене Федерального казенного учреждения «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Тамбовской области» (далее ЦУКС ГУ МЧС России по Тамбовской области) организован вывод изображения с этих камер, в режиме онлайн на плазменную панель. Имеется возможность трансляции изображения в ведомственную цифровую сеть МЧС России» [8].

В свою очередь, анализ реализации АПК «Безопасный город» в г. Москве и г. Санкт-Петербурге показывает, что иные регионы недостаточно полноценно используют все его возможности для защиты от корыстной преступности. В частности, в г. Санкт-Петербурге «на базе Единой мультисервис-ной телекоммуникационной сети функционирует АИС обеспечения безопасности жизнедеятельности. Городские власти приняли решение о переходе на сервисную модель обслуживания камер — без приобретения их в собственность. Таким образом, город получил рост количества эксплуатируемых камер с 3 до 16 тыс. без увеличения расходов. Большая часть камер отдана в сервисную эксплуатацию коммерческого оператора (на сегодняшний день это «Ростелеком»). Все камеры города заведены на единую платформу. В перспективе планируется, что к единой платформе городского видеонаблюдения будут подключаться камеры коммерческих объектов, к примеру, торговых центров» [4].

В г. Москве «система видеонаблюдения охватывает большинство городских объектов, улиц и автомагистралей. В ЦАО города Москвы создан Центр мониторинга видеоинформации, сотрудники которого круглосуточно, в режиме реального времени, с 1 февраля 2016 г. получают информацию с камер и незамедлительно направляют сведения о наруше-

ниях общественного порядка в ГУ МВД России по городу Москве. Создан единый центр хранения данных (ЕЦХД), в котором содержится определенная информация об объектах: видеоизображение, его местонахождение, дата и время наблюдения, сведения о поставщиках и пользователях информации с учетом истории ее движения. Информация направляется со 142 000 камер по городу. Доступ на постоянной основе в ЕЦХД уполномоченным субъектам. Запланировано подключение к ней других внешних систем видеонаблюдения. Проводится пилотный проект по предоставлению жителям видеоизображений с камер подъездного видеонаблюдения и услуги запирающее устройство» [10].

Однако анализ сведений о реализации АПК «Безопасный город» позволил не только установить перспективы его дальнейшего развития, но и выявить совокупность различных аспектов, которые вызывают существенные трудности в обеспечении защищенности собственности. Среди них выделим следующие проблемные стороны:

1. Недостаточно проработаны на местах организационные вопросы согласования мест установки видеокамер и координации взаимодействия правоохранительных органов, муниципальных учреждений и экстренных служб. Прежде всего, отмечаем отсутствие единого, утвержденного, согласованного на общественных слушаниях плана городских территорий с конкретными адресами установки видеокамер. Важно ведь не только установить место размещения видеокамеры, но и согласовать подобную установку с собственниками помещений и специальными комитетами, если здание имеет историческую или культурную ценность. Существенен и момент того, что «на федеральном уровне главным координатором по вопросам внедрения и развития комплекса «Безопасный город» в субъектах Российской Федерации, а также главным распорядителем бюджетных средств, направленных на реализацию Концепции, является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» [3]. В свою очередь органы местного самоуправления, которые и должны развивать подобную систему, действуют самостоятельно, на основе своего бюджета и имеют различные финансовые и технологические возможности в сфе-

ре безопасности. В этой связи, распределение зон ответственности по различным территориальным образованиям по АПК «Безопасный город» предполагает сложности технологического, финансового и общественного взаимодействия.

2. В АПК «Безопасный город» реализуется достаточно значительное число различных по своей структуре информационных систем и отсутствует единое техническое решение, которое позволит структурировать разнообразные программные продукты в единый комплекс обработки информации и принятия соответствующих решений по безопасности собственности. В этом отношении «интересной представляется модель, по которой развивается Новосибирская область. Система АПК строится на базе взаимодействия автономных дежурных смен и систем, которые формально в каждом муниципалитете могут использовать разнообразные решения. Для их интеграции новосибирцы предлагают использовать облачное решение, в котором каждый муниципалитет будет иметь собственный сегмент. Это сервисная модель на базе регионального центра обработки данных единого облачного решения на уровне субъекта» [4].

3. Отмечаем и тот факт, что реализация концепции «Безопасный город» в регионах имеет направленность только к установке различного вида видеокамер и созданию центра обработки информации. Происходит обычная фиксация правонарушений и последующее правоохранительное реагирование. Обоснованно считаем, что подход к техническому обеспечению защищенности собственности, должен быть системным, охватывающим весь комплекс защиты объектов. Следует создавать так называемые точки безопасности в городской среде. Вместе с видеокамерами необходимо устанавливать новые средства обеспечения защиты. Среди них выделим радиочастотную идентификацию объектов, камеры наблюдения со встроенными микрофонами и структурой распознавания лиц, специализированные точки экстренного вызова правоохранительных органов, точки трансляции тревожного сигнала.

Попробуем обосновать данный вывод на примере нового информационно-технического средства защиты — радиочастотной идентификации объектов (КРГО). Подобная идентификация представляет собой «способ автоматического определения объектов, в котором посредством радиосигналов считываются или

записываются данные, хранящиеся в так называемых транспондерах, или И^ГО-метках» [5]. И^ГО-система представляет собой считывающее устройство (ри-дер) и транспондер (И^ГО-метка или ИРГО-тег).

«По дальности считывания ЕРГО-системы можно подразделить на системы:

• ближней идентификации (считывание производится на расстоянии до 20 см);

• идентификации средней дальности (от 20 см

до 5 м);

• дальней идентификации (от 5 м до 300 м)» [5].

В аспекте предупреждения корыстной преступности с помощью средств радиочастотной идентификации, особо выделим защиту транспортных средств от угонов и хищения. В автомобилях возможно скрытое закрепление подобных меток. В контрольных точках, в специальном автотранспорте полиции или точках безопасности АПК «Безопасный город», устанавливаются ридеры, которые будут осуществлять считывание информации с транспондеров (радиочастотных меток), без контакта с водителем автомобиля. Основная задача радиочастотных меток — хранение и передача запрограммированного в микроконтроллере кода (идентификатора).

Наличие подобного способа идентификации несет за собой необходимость создания особой системной основы защиты. Предлагаем следующий алгоритм решения данной проблематики. На первом этапе создания подобной системы следует задуматься о том, какой правоохранительный орган должен ее реализовывать? Обратим внимание на то, что каждый автомобиль, после его покупки автовладельцем, проходит процесс регистрации. Автомобиль должен быть поставлен на учет в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (далее ГИБДД) в течение 10 суток с момента его приобретения. Подобное действие позволяет создать новую информационную базу радиочастотных меток на уровне всей территории Российской Федерации. Предполагается, что в системе ГИБДД создается специальное подразделение для постановки на учет и последующего контроля запрограммированного в микроконтроллере кода специальных радиочастотных меток для каждого автомобиля, который проходит регистрацию. При регистрации важно учесть то обстоятельство, что: «по типу используемой памяти ЕРГО-метки разделяются на:

1) RO (англ. Read Only) — данные записываются только один раз, сразу при изготовлении. Такие метки пригодны только для идентификации. Никакую новую информацию в них записать нельзя, и их практически невозможно подделать.

2) WORM (англ. Write Once Read Many) — кроме уникального идентификатора такие метки содержат блок однократно записываемой памяти, которую в дальнейшем можно многократно читать.

3) RW (англ. Read and Write) — такие метки содержат идентификатор и блок памяти для чтения/ записи информации. Данные в них могут быть перезаписаны многократно» [5].

Поэтому вид метки, которая будет установлена на автомобиль, выбирается самим автовладельцем. Информация о конкретном автомобиле заносится в память определенной RFID-метки, а также в соответствующую информационную базу по радиочастотной идентификации. Затем водитель автомобиля, под контролем сотрудника ГИБДД, устанавливает полученную метку в определенную точку автомобиля, где она должна быть защищена от повреждения и прямого доступа злоумышленников. Место установки выбирает владелец.

На радиочастотной метке, возможно, отразить не только идентификационный номер автомобиля, но другую дополнительную информацию, которую ри-дер считает в режиме реального времени. Например, полные данные владельца автомобиля, даты предыдущего техобслуживания, номера страховки и т.п.

При обнаружении похищения или угона автомобиля, владелец обращается с заявлением в орган внутренних дел. После его обращения данные с радиочастотной метки похищенного автомобиля передаются в центр управления городской системой АПК «Безопасный город», сотрудники которого и будут осуществлять контроль за ридерами установленными на территории города. Привязка к видеокамерам соответствующих ридеров, позволит повысить уровень защищенности городской среды, причем, не только в поиске похищенного автотранспорта, но и при поиске автотранспорта, который скрылся с места дорожно-транспортных правонарушений. В этом отношении интересен зарубежный опыт, где например к г. Турине транспондеры, установленные в процессе сборки автомобиля, решали задачи поиска и после его легализации [8].

Преимуществом радиочастотной идентификации, в аспекте защиты движимых объектов собственности от корыстных угроз, являются следующие обстоятельства:

1. Данные ИРГО-метки возможно перезаписывать и постоянно дополнять, что не создает трудностей для владельца при продаже своего автотранспорта.

2. Выделяем особенности по скрытому размещению меток и снятие информации без контакта с водителем. Информация автоматически может быть считана с автомобиля, который движется на большой скорости, за небольшой промежуток времени в месте сканирования ридером.

3. Информация с ЯРГО-метки считывается на значительно удаленном расстоянии, до нескольких сотен метров от ридера, что позволит установить считыватели на больших оживленных перекрестках мегаполисов.

4. Промышленные ридеры могут одновременно обрабатывать более тысячи сигналов от радиочастотных меток в секунду.

5. Пассивные ИРТО-метки обладают достаточно высокой устойчивостью к воздействию окружающей среды и существенный срок эксплуатации.

6. Каждой метке при производстве присваивается неизменяемый уникальный числовой идентификатор. Кроме того, сами данные на метке могут быть зашифрованы.

Среди недостатков радиочастотной идентификации, которые имеют значение для защиты объектов собственности от корыстных преступлений, выделим следующие:

1. При механическом повреждении метка перестает быть работоспособной.

2. При считывании ИРГО-метки и установки ридеров необходимо учитывать воздействие электромагнитных полей.

3. Существует угроза проникновения в создаваемую новую информационную базу для совершения незаконных действий по изъятию сведений от ИРГО-меток, которые содержат достаточно полную информацию о владельцах автомобилях.

В свою очередь, представленные, а также и иные недостатки данных средств защиты не являют собой непреодолимые трудности. Поставленные задачи вполне решаемы в рабочем порядке при внедрении данной системы безопасности в АПК «Безопасный город».

Важен и момент того, что система радиочастотной идентификации, никоим образом не противопоставляется системе «ЭРА-ГЛОНАСС», а только дополняет ее. «Система «ЭРА-ГЛОНАСС» — это государственная система экстренного реагирования при авариях и других чрезвычайных ситуациях на дорогах. Основная ее цель — сокращение времени доставки информации об аварии до экстренных оперативных служб. На автомобиль устанавливается навигационно-связной терминал системы «ЭРА-ГЛОНАСС». При аварии терминал в автоматическом режиме осуществляет экстренный вызов, который приоритетно обслуживается доступной сетью подвижной связи и передается в систему «ЭРА-ГЛОНАСС». Предусмотрена возможность (в случае аварии или иной нештатной ситуации) экстренного вызова при нажатии водителем или пассажиром специальной кнопки SOS. При этом передается информация о точных координатах, времени и тяжести ДТП, а также VIN автомобиля. Вызовы, требующие реагирования и данные об аварии передаются в систему-112 или в дежурную часть МВД РФ» [9].

Наличие, не только терминала «ЭРА-ГЛОНАСС», но и скрытой радиочастотной метки позволит существенно повысить защищенность собственников автотранспорта от потенциальных корыстных преступников.

Современные корыстные преступники неизменно обновляют технические средства, применяемые при совершении преступлений. В этой связи при обеспечении защищенности собственности от корыстных угроз следует заниматься постоянным поиском моделей совершенствования АПК «Безопасный город» с учетом реализации в нем новых информационно-технических средств защиты, создающих существенные препятствия для достижения преступниками корыстных целей. Сложно защитить объект собственности от всех появляющихся корыстных угроз, но применение надежных, современных, организационных, технических и информационных мер безопасности увеличивает подобную возможность и облегчает последующую деятельность правоохранительных органов при раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений против собственности.

Литература

1. Васильев В.А. Криминологический анализ убийств и обеспечение безопасности жизни граж-

дан: лекция / В.А. Васильев // под ред. Г. А. Аванесо-ва. М.: Юридический институт МВД России, 2001.

2. Желудков М.А. Общее понятие об объекте уголовно-правовых отношений при обеспечении защиты собственности / М.А. Желудков // Современное право. 2017. № 7.

3. Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2014 г. № 2446-р) // URL: http://www.constitution.ru (дата обращения 05.02.2018).

4. Кураш А. Какие проблемы «Безопасного города» выявляет практика / А. Кураш // URL: http: // www.cnews.ru/ articles/ 2016-04-19_kakie_problemy_ bezopasnogo_goroda_ vyyavlyaet_praktika (дата обращения 05.02.2018).

5. Материал из Википедии — свободной энциклопедии // URL: https:// ru.wikipedia.org /wiki/ RFID (дата обращения 21.02.2018).

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов // под ред. Н.Ю. Шведовой. 16-е изд., испр., М.: Изд-во Рус. Яз, 1984.

7. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2017 года // URL: https:// genproc.gov. ru/upload/iblock (дата обращения 21.02.2018).

8. Статья в интернете: «Анализ существующих на территории Тамбовской области информационных, аналитических и управляющих систем, коммуникационной инфраструктуры, обеспечивающих безопасность территорий, населения и среды обитания» // URL: http://68.mchs. gov.ru/upload/ site26/document_file/evIRri8qHA.doc (дата обращения 21.02.2018).

9. Статья в интернете: «Вопросы и ответы — ГЛОНАСС» // URL: http:// glonassunion. ru/era-glonass/info#q2 (дата обращения 21.02.2018).

10. Статья в интернете: «Четыре года спустя. Промежуточные итоги программы «Безопасный город» в Москве» // URL: http://www.secuteck. ru/articles2/security-director/chetyre-goda-spustya-promezhutochnye-itogi-programmy-bezopasnyy-gorod-v-moskve (дата обращения 21.02.2018).

11. Статья в интернете: «Транспорт. Бесконтактные системы идентификации» // URL: http:// www.idlogic.ru (дата обращения 08.02.2013).

12. Цицерон М.Т. О старости. О дружбе. Об обязанностях / М.Т. Цицерон. М.: НАУКА, 1974.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.