УДК 34.06+35.078 С. 60—64
ВОПРОСЫ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ УПРАВЛЕНИЯ НАРЯДАМИ КОМПЛЕКСНЫХ СИЛ
ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Поспеев К. Ю.
Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) E-mail: [email protected]
Исследуется проблема внедрения средств управления нарядами комплексных сил органов внутренних дел по выявлению и пресечению преступлений и административных правонарушений посредством глобальной навигационной спутниковой системы и элементов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», поднимается вопрос о необходимости обеспечения нарядами комплексных сил современными техническими средствами для организации и повышения эффективности повседневной деятельности по охране общественного порядка и реагированию на сообщения о происшествиях.
Ключевые слова: система управления нарядами комплексных сил органов внутренних дел; аппаратно-программный комплекс «Безопасный город»; профессиональная подготовка; сотрудник полиции.
THE IMPLEMENTATION OF THE TECHNICAL CONTROLS
OUTFITS INTEGRATED FORCES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION
Pospeev K. Y.
South Ural State University (national research university) E-mail: [email protected]
The problem of using control tools for the complex forces of the internal affairs agencies for identifying and suppressing crimes and administrative offenses through the global navigation satellite system and elements of the hardware and software complex "Safe City" is being raised, the issue of the need to provide complex forces with modern technical means for organizing and improving effectiveness of day-to-day activities for the protection of public order and the response to the eniya Incident.
Key words: control system for the outfits of complex forces of internal affairs bodies; hardware and software complex "Safe City"; professional training; police officer.
Качественная реализация возложенных на полицию задач по защите личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждению, выявлению и пресечению преступлений и административных правонарушений, обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных
местах осуществляется на основе организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации.
В процессе обеспечения и организации правопорядка значительное внимание следует уделять анализу состояния обстановки
на территории обслуживания комплексных сил и условий функционирования органов внутренних дел. Оперативная обстановка, как отмечается в литературе в области управления в органах внутренних дел, является ведущей характеристикой, на которую сориентирована работа органов внутренних дел, и представляет собой совокупность значимых факторов и условий, при которых они реализуют свои правоохранительные и правоприменительные функции [1, с. 101].
Следует подчеркнуть, что «оперативная обстановка представляет собой совокупность четырёх элементов: среда функционирования органа внутренних дел, в которой можно выделить географические и административно-территориальные особенности, социально-экономическую и демографическую характеристики обслуживаемой территории; состояние правопорядка в городе, районе; характеристика сил и средств органа внутренних дел целом, а также его служб и подразделений; результаты деятельности органа внутренних дел в целом, по службам и отдельным направлениям деятельности» [2, с. 13]. Зона обслуживания наряда комплексных сил — территория, входящая в состав района, города и иного муниципального образования, в том числе нескольких муниципальных образований, включающая жилые кварталы, а также иные объекты социальной, производственной, торговой, транспортной инфраструктуры, располагаемые в населенных пунктах, объединенные общими границами.
Совершенствование организации правопорядка в зоне обслуживания нарядов комплексных сил должны быть основаны на информации, полученной при использовании современных методов анализа оперативной обстановки на территории обслуживания, с учетом возможностей органов внутренних дел по предупреждению правонарушений и преступлений. Для нарядов комплексных сил территориальных органов МВД России при несении службы, в том числе через систему удаленного доступа, организуется доступ к информации, содержащейся в учетах информационных центров территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях. Это может быть сделано с использованием специальных информационных систем, а также современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. В соответствии с положениями ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» полиция в своей деятельности
обязана использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру [3, с. 11].
Преимущества глобальной навигационной спутниковой системы дали основание использовать их для создания систем диспетчеризации и мониторинга в целях обеспечения контроля и управления транспортными средствами и мобильными силами правоохранительных структур, являющимися специальными потребителями навигационных услуг. В целях обеспечения национальной безопасности и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2007 г. № 638 «Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации» федеральным органам исполнительной власти разрешено использовать только оборудование ГЛОНАСС или совмещённое ГЛОНАСС/GPS [4, с. 5]. Также в настоящее время значительный интерес представляет реализация Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 2446-р. (Далее — Концепция) [5, с. 4].
Целью создания АПК «Безопасный город» является повышение уровня безопасности по основным направлениям жизнедеятельности населения города, в том числе антитеррористической защищенности мест массового пребывания граждан, объектов различной степени важности, а также повышение оперативности работы правоохранительных органов за счет оптимизации управления силами и средствами органов внутренних дел [6, с 223].
Задачи АПК «Безопасный город»:
1. Обеспечение общественного порядка в местах массового пребывания граждан.
2. Обеспечение безопасности объектов особой важности.
3. Повышение безопасности дорожного движения, снижение количества дорожно-транспортных происшествий и тяжести их последствий.
4. Обеспечение безопасности образовательных учреждений.
5. Обеспечение личной и имущественной безопасности граждан, муниципальной собственности в жилом фонде.
6. Обеспечение безопасной перевозки по территории города опасных грузов за счет дистанционного контроля и управления транспортными средствами, перевозящими их.
7. Создание единой информационной базы правоохранительных органов в целях использования ее данных заинтересованными ведомствами и службами для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения города.
8. Повышение эффективности работы служб правопорядка всех степеней.
9. Снижение времени реагирования оперативных служб на экстренные вызовы.
10. Снижение уровня уличной преступности.
11. Повышение раскрываемости преступлений и сокращение сроков расследования преступлений.
12. Профилактика правонарушений.
В основе общих подходов к решению поставленных задач лежит системный анализ ситуации, осуществляемый в ситуационном центре, и определение объектов, требующих особой защиты в рамках функционирования АПК «Безопасный город».
Особую роль имеют системы управления силами и средствами, которые, согласно положениям названной Концепции, рассматриваются как «прикладные функциональные системы комплекса АПК «Безопасный город», так как они могут быть связующим звеном других элементов правоохранительной составляющей АПК «Безопасный город».
Системы управления силами и средствами должны позволять обеспечивать эффективность деятельности по обеспечению охраны общественного порядка. С этой целью необходима непрерывная и целевая подготовка сотрудников органов внутренних дел и персонала, которые должны работать с данной системой.
Особое внимание следует обратить на содержание и значение аналитического сегмента указанной системы управления силами и средствами, что можно связать с проблематикой «топографии» преступности и административных правонарушений на определенной территории такие как: места распития спиртных напитков; краж сотовых телефонов; участки дорог с наибольшим количеством дорожно-транспортных происшествий и другие, а также с определением дислокации комплексных сил на обслуживаемой территории [7, с. 134].
Проводимые зарубежные исследования показывают примеры использования расчетов анализа условий функционирования подразделений полиции на территории обслуживания с учетом оперативной обстановке на отдельных участках города, приближенности маршрута патрулирования
нарядов комплексных сил к таким участкам. История советской милиции также свидетельствует о примерах использования технических средств для изучения оперативной обстановки, анализа уличной преступности и результатов работы нарядов комплексных сил. Можно привести опыт деятельности УВД Минского горисполкома, в котором подготовленные с помощью ЭВМ «аналитические сведения о распределении правонарушений по районам города, часам суток, дням недели, видам правонарушений направлялись в районные отделы внутренних дел, что позволяло их руководителям принимать своевременные и оптимальные решения по расстановке и использованию сил и средств» [8, с. 236]. Так, Д. Н. Никитин, подчеркивая эти возможности, предлагает «использовать методический подход совершенствования управления оперативно-дежурными силами, основанный на применении математического аппарата теории поиска» [9, с. 215]. Автор отмечает, что использование возможностей прикладной математики «при решении задачи оптимального распределения ресурсов полиции в интересах максимизации результатов работы по борьбе с преступностью, как и при решении любой другой задачи из класса оптимизационных, позволяет лицу, принимающему решение, получить оптимальное решение в пределах которого можно сделать окончательный выбор в данном случае, — подчеркивает автор, — речь идет о принятии руководителем органа внутренних дел решения о такой расстановке сил и средств на территории обслуживания, чтобы результаты несения службы по обеспечению охраны общественного порядка и предупреждению преступности были наилучшими» [9, с. 216]. Однако имеется ряд правонарушений или сообщений о происшествиях, временное и пространственное распределение которых может носить случайный характер. Следовательно при выявлении закономерностей совершения таких правонарушений и объективных условий, способствующих их концентрации на городской территории, имеющаяся информация должна служить основой для проведения профилактической работы полиции, а также других субъектов профилактики правонарушений в целях реализации положений Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [10, с. 4].
В связи с вышесказанным можно сделать следующие выводы.
Во-первых, развитие и поддержание специальных информационных систем в рабочем состоянии, и эффективность их использования должны касаться не только технических аспектов их функционирования, но и совершенствования профессиональной подготовки сотрудников полиции.
Во-вторых, необходимы исследования в области виктимологической профилактики с использованием данных, содержащихся в аналитическом сегменте рассматриваемой системы, а также изучение «топографии» преступности на основе полученного объема информации.
В-третьих, перспективным направлением является исследование проблематики средств управления нарядами комплексных сил по выявлению и пресечению преступлений и административных правонарушений, которые можно выявлять с помощью специальных информационных систем. Указанная работа должна быть связана с задачами реализации положений ст. 2 Федерального закона
от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» относительно такого направления деятельности полиции, как предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, а также положений ч. 2 ст. 1 данного закона о том, что «полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств».
В-четвертых, требуется теоретическая проработка вопроса о тактико-технических характеристиках специальных информационных систем, которые должны обеспечить оптимальное решение оперативно-служебных задач.
Дальнейшее развитие систем управления нарядами комплексных сил органов внутренних дел Российской Федерации, изучение проблематики «топографии» преступности на обслуживаемой территории позволит повысить эффективность деятельности полиции по выявлению и пресечению преступлений и административных правонарушений.
Список литературы
1. Капитонов, С. А. Основы управления внутренними делами : учебное пособие / С. А. Капитонов. — М. : Юриспруденция, 2001. — 176 с.
2. Организация деятельности дежурных частей органов внутренних дел : учебное пособие / А. К. Дубровин [и др.] ; под ред. Б. Г. Эшмадова, К. А. Дубровина. — Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та. — 2008. — 356 с.
3. О полиции : федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ : ред. от 3 июля 2016 г., с изм. от 19 дек. 2016 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. — URL: http://www. pravo.gov.ru
4. Об использовании глобальной навигационной системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации : Указ Президента РФ от 17 мая 2007 г. № 638 // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 37. — Ст. 4182.
5. Об утверждении Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» : распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 дек. 2014 г. № 2446-р // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 50. — Ст. 7220.
6. Специальная техника органов внутренних дел : учебник : в 2 ч. Ч. 1 / А. Б. Сизоненко [и др.]. — М. : ДГСК МВД России, 2014. — 264 с.
7. Гарманов, В. М. Использование систем управления силами и средствами полиции в деятельности по предупреждению преступлений и в процессе обучения сотрудников полиции / В. М. Гарманов // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2017. — № 2 (40). — С. 132—142.
8. Советская милиция: история и современность (1917—1987). — М. : Юридическая литература, 1987. — 336 с.
9. Никитин, Д. Н. О применении математических моделей для совершенствования организации работы подразделений полиции по предупреждению преступности в условиях города / Д. Н. Никитин // Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов : материалы XXI Всероссийской науч.-практ. конф. (30—31 мая 2012 г.). — М. : Академия управления МВД России, 2012. — С. 215—217.
10. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации : федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2016. — № 26 (ч. I). — Ст. 3851.
References
1. Kapitonov, S. A. Osnovy upravleniya vnutrennimi delami : uchebnoe posobie / S. A. Kapitonov. — M. : Yurisprudentsiya, 2001. — 176 s.
2. Organizatsiya deyatelnosti dezhurnykh chastey organov vnutrennikh del : uchebnoe posobie / A. K. Dubrovin [i dr.] ; pod red. B. G. Eshmadova, K. A. Dubrovina. — Irkutsk : Izd-vo Irkut. gos. un-ta. — 2008. — 356 s.
3. O politsii : federalnyy zakon ot 7 fevralya 2011 g. № 3-FZ : red. ot 3 iyulya 2016 g., s izm. ot 19 dek. 2016 g. // Ofitsialnyy internet-portal pravovoy informatsii. — URL: http://www.pravo.gov.ru
4. Ob ispolzovanii globalnoy navigatsionnoy sistemy GLONASS v interesakh sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii : Ukaz Prezidenta RF ot 17 maya 2007 g. № 638 // Sobranie zakonodatelstva RF. — 2008. — № 37. — St. 4182.
5. Ob utverzhdenii Kontseptsii postroeniya i razvitiya apparatno-programmnogo kompleksa «Bezopasnyy gorod» : rasporyazhenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 3 dek. 2014 g. № 2446-r // Sobranie zakonodatelstva RF. — 2014. — № 50. — St. 7220.
6. Spetsialnaya tekhnika organov vnutrennikh del : uchebnik : v 2 ch. Ch. 1 / A. B. Sizonenko [i dr.]. — M. : DGSK MVD Rossii, 2014. — 264 s.
7. Garmanov, V. M. Ispolzovanie sistem upravleniya silami i sredstvami politsii v deyatelnosti po preduprezhdeniyu prestupleniy i v protsesse obucheniya sotrudnikov politsii / V. M. Garmanov // Yuridicheskaya nauka i pravookhranitelnaya praktika. — 2017. — № 2 (40). — S. 132—142.
8. Sovetskaya militsiya: istoriya i sovremennost (1917—1987). — M. : Yuridicheskaya literatura, 1987. — 336 s.
9. Nikitin, D. N. O primenenii matematicheskikh modeley dlya sovershenstvovaniya organizatsii raboty podrazdeleniy politsii po preduprezhdeniyu prestupnosti v usloviyakh goroda / D. N. Nikitin // Informatizatsiya i informatsionnaya bezopasnost pravookhranitelnykh organov : materialy XXI Vserossiyskoy nauch.-prakt. konf. (30—31 maya 2012 g.). — M. : Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2012. — S. 215—217.
10. Ob osnovakh sistemy profilaktiki pravonarusheniy v Rossiyskoy Federatsii : federalnyy zakon ot 23 iyunya 2016 g. № 182-FZ // Sobranie zakonodatelstva RF. — 2016. — № 26 (ch. I). — St. 3851.
Дата поступления статьи в редакцию: 26.10.2018