Теория и методика обучения и воспитания
105
торных занятий определяется уровень графической подготовленности курсантов на основании решения дифференцированных тестов, а также определяется в процессе наблюдения за выполнением графических работ и упражнений, за выбором приемов и методов построений, за пользованием чертежными инструментами. В соответствии с этим рекомендуется уровень графических заданий.
Значение самостоятельной познавательной графической деятельности состоит в следующем:
Во-первых, она позволяет курсантам глубже разобраться в изучаемых вопросах графических дисциплин.
Во-вторых, в процессе этой деятельности у курсантов формируются такие ценные качества, как организованность, дисциплинированность, активность и самостоятельность мышления, целеустремленность, творческий подход к делу.
В-третьих, систематическая самостоятельная познавательная графическая деятельность повышает графическую культуру, развивает способность самостоятельного приобретения и углубления технических знаний, что особенно важно для повышения профессионального уровня будущего специалиста пожарной безопасности.
Список литературы:
1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.
2. Пидкасистый П.И. Требования, предъявляемые к обучающимся в вузах / П.И. Пидкасистый. - Педагогика. - 2005. - № 3. - С. 47-52.
3. Тулькибаева Н.Н., Фридман Л.М., Драпкин М.А., Валович Е.С., Бухарова ГД Решение задач по физике / Под ред. Н.Н. Тулькибаевой, М.А. Драп-кина // Психолого-методический аспект. - Челябинск: Изд-во «Факел»; Изд-во ЧВВАИУ; Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1995. - 120 с.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ УУД КАДЕТ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
© Горбовая В.В.*, Подгорнов В.Н.*
Оренбургское президентское кадетское училище, г. Оренбург
В данной статье раскрывается сущность проектной деятельности направленная на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творче-
* Руководитель методического объединения воспитателей.
* Старший воспитатель учебного курса.
106
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
ских способностей направленных на формирование универсальных учебных действий. Через формирование универсальных учебных действий в проектной деятельности идет формирование у кадет способности для успешного существования в современном обществе.
В связи с внедрением в систему образования новых федеральных государственных образовательных стандартов, реализация развивающего потенциала учащихся приобретает особую задачу. Актуальной проблемой «становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин».
«Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сфор-мированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей» [6, с. 62].
Процесс обучения в современной школе должен отличаться доступностью; быть объективным, своевременным и непрерывным.
В данной связи формирование УУД способствует развитию у школьников как «умение учиться», так и пути к их самореализации [3, с. 19].
Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становиться актуальным в современном информационном обществе. Однако внедрение проектной деятельности в школьную практику временами наталкивается на определенные трудности. Часто проектом называют любую самостоятельную работу ученика, скажем реферат или доклад. Вообще путаница с терминами довольно большая, и свой вклад в это активно вносят наши средства массовой информации, в которые проектами называют и спортивные мероприятия, и шоу-программы, и благотворительные акции. Неудивительно, что подчас у учителей не складывается четкого представления о проекте как методе обучения, а учеников - о проекте как вполне определенном виде самостоятельной работы. Приобретая все большую популярность, метод проектов получил широкое применение в педагогике двадцатого века, был и продолжает оставаться предметом исследований многих ученых и научных деятелей, освещающих различные аспекты этого метода. Так Е.Ф. Бехтенова рассматривает в своем исследовании условия формирования проектной деятельности учащихся; влиянию метода проектов на формирование мотивации к учению и повышение познавательного интереса школьников посвящены работы Е. Евдокимовой, Т.В. Березиной, О.А. Гребенниковой. В исследованиях Е.С. Полат большое внимание уделено использованию информационных технологий в реализации метода проектов. Романовская М.Б. рассматривает вышеуказанный метод в контексте профильного обучения. Малая В.В. исследует метод проектов как средство развития творче-
Теория и методика обучения и воспитания
107
ских способностей. Анализируя работы отечественных педагогов (И.Я. Лернер, В.В. Краевский, В.В. Давыдов), приходим к выводу, что компетентно-стный подход в определении целей и содержания образования не является чуждым для российской школы [3, с. 110]. Однако заложенные в компетент-ностно-ориентированных концепциях идеи и способы их реализации не вошли в массовую практику потому что, как нам представляется, они не были реально востребованы со стороны государства, общества.
Тем не менее, нынешняя ситуация коренным образом поменяла отношение к компетентностному подходу, который явился решением целого ряда проблем современного образования: оторванность учебного заведения от жизни, не сформированность личностных характеристик выпускника учебного заведения и др.
Чтобы избежать всех этих проблем, необходимо четко определить, что такое проект, каковы его признаки, в чем его отличие от других видов самостоятельной работы ученика, какова степень участия учителя на различных этапах выполнения проекта, как это зависит от возраста учащегося и от других его индивидуальных особенностей. Среди видов самостоятельных работ учащихся ближе всего по жанру к проектам стоят доклады, рефераты и учебные исследования. Может быть, поэтому их часто путают не только дети, но и взрослые. Прежде чем говорить о проекте как методе обучения, нужно разобраться, что же такое проект и чем он отличается от других видов работ. Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объему задачи, желательно для учащихся среднего и старшего звена.
Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный. Реализация метода проектов на практике ведет к изменению роли и функции педагога. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, тьютером, организатором познавательной деятельности своих учеников. В ходе работы над проектом у учащихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений. Слово «проект» в европейских языках заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Сейчас это слово начинают понимать как идею, которой субъект может и вправе распоряжаться как своей мыслью. В настоящее время этот термин часто применяется в менеджменте, означал в широком смысле любую деятельность, представленную как комплекс отдельных шагов.
В педагогической литературе можно встретить различные определения учебного проекта. В любом случае учебный проект основывается на следующих моментах:
108
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
- развитии познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно искать информацию, развитии критического мышления;
- самостоятельной деятельности учащихся: индивидуальной, парной, групповой, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени;
- решении какой-то значимой для учащихся проблемы, моделирующей деятельность специалистов какой-либо предметной области;
- представлении итогов выполненных проектов в «осязаемом» виде (в виде отчета, доклада, стенгазеты или журнала и т.д.), причем в форме конкретных результатов, готовых к внедрению;
- сотрудничестве учащихся между собой и учителем («педагогика сотрудничества») [8, с. 52].
Для наших кадет проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер и значим для самих открывателей. А для учителя учебный проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.
При работе с проектом нужно выделить ряд характерных особенностей этого метода обучения. Прежде всего это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причем проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения. Проект обязательно должно иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта. В работе с проектом есть и еще одно отличие от реферата или доклада - предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы.
Теория и методика обучения и воспитания
109
Осуществление плана работы над проектом, как правило связано с изучением литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения. Самое решающее звено этой новации - учитель. С введением ФГОС меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу. Учебный проект с точки зрения обучающегося -это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Формирование универсальных учебных действий (УУД), как следует из Концепции ФГОС, способствует развитию познавательных интересов, любознательности через пересмотр содержания обучения, использования инновационных педагогических технологий и раскрытия личностного смысла процесса социализации в школьных условиях.
Такой эффективной педагогической технологией является проектная деятельность, обеспечивающая повышение качества обучения школьников и готовность их к самореализации за счет развития учебной инициативности, самостоятельности в принятии решений, мобильности, способности применять полученные знания для решения практических творческих задач.
В основе проектной деятельности лежит развитие творческой активности, познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
Под творческой активностью понимается способность к реализации собственных креативных стремлений школьников в учебной деятельности в соответствии с индивидуальными интересами и целями.
Программа формирования УУД содержит несколько блоков: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный [4, с. 40]. При анализе каждого блока можно увидеть, как через проектную деятельность про-
110
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
исходит гибкое усвоение учащимися знаний, повышается учебная мотивация, формируется личностное развитие [15, с. 610].
Поиск необходимой информации для проекта, работа в расширенном современном информационном поле (учебная и дополнительная литература, ресурсы Интернета) развивает познавательные универсальные действия учащихся. Анализ текстов способствует развитию аналитических действий: подведение итогов, построение суждений и доказательств выдвинутой в проекте гипотезы. Универсальные учебные действия должны способствовать развитие у учащихся умения познавательного направления через проявление любознательности, инициативы [6, с. 37].
Проектное исследование связано с развитием мышления, а именно: определение объекта исследования, умение выдвигать гипотезу своего исследования, определять задачи для реализации планомерной деятельности. Работа индивидуально или в групповом режиме осуществляется в зависимости от уровня самооценки ученика и его уверенности в собственные возможности. Все эти действия выделены в ФГОС как познавательные. Личностные универсальные учебные действия - повышение учебной мотивации, учебной активности, формирование адекватной самооценки, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, целеполагание, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности - формируются в проектной деятельности через активное участие участников проекта [1, с. 36].
Личностные результаты проявляются через показатель глубины участия в деятельности: имеет ли ученик свою точку зрения, отстаивает ли ее при необходимости, насколько активно сотрудничает с окружением, совместно с другими учащимися решает учебные и не учебные задачи, дает ли оценку своим поступкам и поведению других людей. И здесь на помощь может прийти групповой вариант работы над проектом, как фактор формирования коммуникативных УУД. Здесь в творческом контакте каждый кадет имеет возможность почувствовать себя способным и уверенным творцом, нужным человеком для команды единомышленников. Умение «договориться», умение отстоять свою точку зрения на проблему, есть качественное подтверждение тому, что проектная деятельность способствует развитию коммуникативных учебных действий. Кроме того, проектная деятельность обеспечивает развитие коммуникативных компетенции учащихся. Известный деятель психологии Г.А. Цукерман рассматривает компетентность как способность, позволяющую человеку самостоятельно выбирать, изобретать средства и способы достижения собственных целей. Кадеты в проектной деятельности, участвуя в групповой работе, коллективно обсуждают проблему, учатся принимать мнение другого и отстаивают свою точку зрения [3, с. 54]. У нас, кадеты, не только получают знания, но и учатся взаимодействовать между собой. Происходит это часто на интуитивном уровне, что не у всех кадет приводит к положительному результату. Поэтому мы целенаправленно вовлекаем
Теория и методика обучения и воспитания
111
наших кадет в участие в проектной деятельности, так как правильно отстаивать свое мнение, аргументировано убеждать другого человека, а также уметь соглашаться с оппонентом пригодится нашим ребятам и в повседневной жизни. Поэтому необходимо учить подрастающее поколение выстраивать доброжелательные отношения в коллективе, уметь разрешать конфликты, осуществлять взаимопомощь, а также эффективно добывать знания и приобретать соответствующие умения при взаимодействии со сверстниками.
Проявление самостоятельности в реализации поставленных задач, помогает личности кадета формировать самоуважение и эмоционально-положительное отношение к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию [6, с. 36; 7, с. 15].
Проект - это личностно важный продукт собственной деятельности, и поэтому будет максимально значимым.
В работе приходится сталкиваться с различными сторонами проблем наших кадет. Неуверенность, низкая самооценка и тревожность, мешают учащимся полноценно реализовать свои способности в учебной и внеучебной деятельности. Задача нашего образовательного учреждения, на этапах внедрения ФГОС - быть демократичными с кадетами, увлекать новыми интересными учебными направлениями, больше давать самостоятельности.
Проектная деятельность способствует развитию «умения учиться» через направление учащихся к саморазвитию и осознанного усвоения новых возможностей и умений. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности кадет и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий. Кадет учится взаимодействовать в социуме, приобретать умения вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей.
При проведении акции «Здоровая Россия - это МЫ» кадетами нашего курса было создано два проекта: «Наша пища и витамины», «Быть здоровым - это здорово! » Оба эти проекта заняли призовые места. Сейчас ребята работают над созданием проекта «Эти неизвестные герои», о своих земляках - участниках Великой Отечественной войны. Уже происходит переписка с областным штабом ветеранов и родственниками погибших. К празднованию Дня Победы 1 часть этого проекта будет завершена.
Поэтому, мы считаем, что учащихся необходимо ставить в такие ситуации, где бы они не только получали теоретические знания, но и могли бы объяснить, «как и каким способом, они получили результат». Через формирование универсальных учебных действий в проектной деятельности идет формирование у кадет способности для успешного существования в современном обществе, умении взаимодействовать с различными государственными структурами.
112
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Список литературы:
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. Формирование универсальных действий: от действия к мысли. - М.: просвещение, 2010.
2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. - Екатеринбург, 1996.
3. Бухвало В.А. Общая методика развивающего обучения. - Рига, 2001.
4. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000.
5. Громыко Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования В.В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования. - 2010. - N 2. - C. 36-43. -(Филос.-психол. основы теории В.В. Давыдова).
6. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. - М., 1995. - № 6. - С. 34-47.
7. Каганов Е.Г. Метод проектов в трудовой школе. - Л., 1926.
8. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности // Учитель. -2010. - № 4. - С. 52-55.
9. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска // Учитель. -2000. - № 1. - С. 41-45.
10. Сорокин Б. Ф. Формирование и психология творчества. Научно-методическое пособие для аспирантов и молодых преподавателей. - Орел, 2000.
11. Савенков А.И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии. - 2008. - № 4. - С. 144-148.
12. http://bg-prestige.narod.ru.
13. http://ru.wikipedia.org.
14. Хуторской А.В. Современная дидактика: учеб. - СПб.: Питер, 2001. -544.: ил. - (Сер. «Учебник нового века»). [Метод проектов. - С. 337-341].
15. Шапиро В.Д. Управление проектами. - СПб., 1996. - С. 610.
ЕДИНЫЙ день профориентации как аспект ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
© Долженко М.Л.*
Кузбасский региональный институт развития профессионального образования, г. Белово
Представлен опыт центра профориентации и постинтернатного сопровождения по проведению единого областного Дня профориентации «Я служу России» в Беловском городском округе.
Ключевые слова: профориентация, профориентационная работа, образовательные организации.
Методист Центра профориентации и постинтернатного сопровождения.