Научная статья на тему 'Проектно-исследовательская деятельность как один из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников'

Проектно-исследовательская деятельность как один из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2537
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭТАПЫ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / PROJECT AND RESEARCH ACTIVITIES / STAGES OF PROJECT AND RESEARCH WORK / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Т. В.

Рассматривается проектно-исследовательская деятельность как способ формирования универсальных учебных действий у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING PROJECT AND RESEARCH WORK WITH PUPILS AS ONE OF THE WAYS FOR FORMATION OF THE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES

In this article project and research work with pupils is considered as a means of formation of the universal educational actions

Текст научной работы на тему «Проектно-исследовательская деятельность как один из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников»

ОБУЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

УДК 372. 4

Т. В. Кузнецова

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Рассматривается проектно-исследовательская деятельность как способ формирования универсальных учебных действий у младших школьников.

Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, этапы проектно-исследовательской деятельности, универсальные учебные действия.

Новый ФГОС в современной начальной школе ориентирован на формирование у младших школьников так называемых универсальных учебных действий. Термин «универсальные учебные действия» означает способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса; полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) [1].

В стандарте выделены четыре вида универсальных учебных действий: личностные (внутренняя мотивация к учебной деятельности, ориентация на моральные нормы и их выполнение), регулятивные (способность принимать и сохранять учебную цель, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия), познавательные (умение использовать знаково-символические средства, овладение действиями моделирования, широким спектром логических действий и операций, общими приемами решения задач), коммуникативные (умение учитывать позицию собеседника, партнера, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи).

В современной начальной школе реализуются разные технологии обучения, направленные на формирование указанных в стандарте результатов, в том числе и проектно-исследовательская деятельность [2]. Под проектно-исследовательской деятельностью подразумевается специально организованная учебно-познавательная деятельность учащихся по проектированию индивидуального или коллективного исследования, которая предполагает: а) постановку образовательных задач; б) планирование хода и способов исследования; в) определение ожидаемых результатов и продуктов; г) развертывание деятельности по решению личностно значимых образовательных задач (инициатив); д) создание конкретного продукта.

Интерес педагогов к проектно-исследовательской деятельности на современном этапе развития начальной школы обусловлен следующими ее образовательными ресурсами [3]: дети приобретают позитивный опыт проектирования и пробных поисковых действий; у них формируются следующие универсальные учебные действия: познавательные - формулировать

проблему, искать и анализировать информацию, наблюдать, сохранять в памяти увиденное, прочитанное; творчески преобразовывать добытые знания; информационно-речевые - добывать информацию разными способами и ориентироваться в ней, делиться информацией, аргументированно отстаивать свою точку зрения; связанные с организацией деятельности - планировать свою деятельность и целенаправленно ее осуществлять, сотрудничать с другими детьми, учителем, оформлять результаты деятельности; дети получают представление о работе ученых, ее назначении, практически знакомятся с понятием «исследование» и методами исследования (наблюдение, описание, измерение, сравнение, анкетирование и др.).

Для реализации вышеуказанных ресурсов в течение четырех лет проводилась опытно-экспериментальная работа в начальных классах школ Томского района, в которой участвовали 139 учащихся и девять педагогов. Целью эксперимента было разработать и реализовать содержание и этапы обучения проектно-исследовательской деятельности младших школьников, проверить их в плане достижения учебных и образовательных результатов. Работа включала следующие этапы (табл. 1-3), каждый из которых характеризуется целью, содержанием, формами организации детско-взрослой и детской совместностью, определенной позицией участников совместной деятельности. Кроме того, проанализировав образовательные результаты учащихся на каждом из реализованных этапов, были выделены и конкретные универсальные учебные действия (УУД), формируемые у младших школьников в рамках данной работы.

1. Пропедевтический этап (1-й класс)

Цель этапа - погружение детей в проектно-исследовательскую деятельность через организацию разновозрастного сотрудничества с учащимися 5-х классов.

Формы работы:

- презентационные занятия с учащимися 5-х классов;

- коллективные творческие дела, классные часы;

- свободные уроки.

Таблица 1

Содержание и этапы проектно-исследовательской деятельности учащихся 1-го класса

Содержание Позиция учителя и учащихся Деятельность детей УУД, формирующиеся в рамках данного этапа

Формирование первичных представлений детей о проектно-исследовательской деятельности через организацию разновозрастного сотрудничества с учащимися 5-х классов; организация пробных исследовательских действий с участием родителей и пятиклассников; Учитель: лидер в организации совместной учебно-познавательной деятельности детей. Учащиеся: исполняют, выбирают Знакомятся с книгой, со способами получения информации; овладевают первоначальными навыками сотрудничества (в паре, группе); учатся представлять результаты познавательной деятельности в виде рисунка, моделей, макетов; Познавательные: - умение наблюдать; - находить доступную информацию в книге, из рассказа учителя, старших учеников; - сохранять в памяти увиденное, услышанное, прочитанное; - составлять небольшие сообщения по изучаемой теме; - представлять результаты деятельности в виде сообщения, рисунка, модели.

оформление мо- с помощью родите- Регулятивные:

бильных детских лей и пятиклассни- - способность принимать учебную

групп, реализую- ков выполняют цель, участвовать в планировании ее

щих мини-проекты; мини-проекты; реализации;

проведение свобод- под руководством - способность сосредоточиться на

ных уроков с целью учителя проводят общем деле, определять свою роль;

формирования и кратковременные - сотрудничать с другими детьми,

реализации собст- исследования в учителем для реализации проекта;

венных познава- рамках уроков; - обсуждать результаты деятельнос-

тельных интересов; учатся оценивать ти с учителем, пятиклассниками.

децентрализация свою деятельность Коммуникативные:

пространства (по совместно с - умение услышать другое мнение;

класса учителем разработанным критериям) - отстаивать свою точку зрения без конфликтов; - делиться информацией в форме монолога (доклад) и диалога (обсуждение)

Результатом первого этапа обучения детей проектно-исследовательской деятельности можно считать:

- появившийся у детей интерес к исследовательским действиям преимущественно практического характера;

- приобретение первичных коммуникативных навыков в общении с одноклассниками, учащимися 5-х классов, учителями;

- опыт пробных проектно-исследовательских действий, осуществляемых с помощью пятиклассников, учителя, родителей.

2. Организация коллективных исследований с элементами проектной деятельности (2-й класс)

Цель этапа - научить детей поэтапной организации коллективного исследования с элементами проектной деятельности с целью формирования у них первоначальных проектно-исследовательских умений.

Формы работы:

- коллективные исследования, осуществленные с учетом детской инициативы с постепенным развертыванием всех этапов исследования;

- организация осуществления мини-проектов в рамках учебных предметов;

- специальные занятия по формированию отдельных исследовательских умений на всех уроках.

Таблица 2

Содержание и этапы проектно-исследовательской деятельности учащихся 2-го класса

Содержание Позиция учителя и учащихся Деятельность детей УУД, формирующиеся в рамках данного этапа

Практическая реализация основных этапов исследования (рождение замысла, разворачивание замысла в деятельности, оформление и предъявление результатов; формирование первоначальных проектно-исследовательских умений; работа по реализации коллективных и индивидуальных мини-проектов; выход учащихся за пределы класса школы с результатами работ Учитель: помощник-консультант в организации совместной проект-но-исследо-вательской деятельности детей. Учащиеся: выбирают, инициируют Осуществляют поиск информации из рассказа учителя, рисунка, наблюдения в природе, учебного текста, схемы; сотрудничают в группе по реализации коллективных проектов; самостоятельно осуществляют минипроекты; совместно с учителем и учащимися оценивают свою деятельность; участвуют в районных и областных конференциях с результатами своих работ Познавательные: - с помощью учителя выстраивать гипотезы, определять цели и задачи работы; - искать и анализировать доступную информацию; - представлять результаты деятельности в виде иллюстраций, макетов, моделей; - совместно выстраивать выводы по итогам реализации коллективного проекта. Регулятивные: - выбирать учебную цель, планировать ее реализацию; - участвовать в распределении задач между участниками проекта, сотрудничать друг с другом, учителем по их реализации; - осуществлять взаимооценку действий и результатов коллективной работы, оценивать свой вклад в нее. Коммуникативные: - консультироваться у педагога, друг у друга по содержанию работы; - вести учебный диалог с учителем, одноклассниками; - строить монологические высказывания, отображая предметное содержание изучаемого материала; - способность представлять результаты коллективных проектов перед широкой аудиторией детей за рамками класса, школы

Результатами второго этапа можно считать: приобретение детьми опыта создания инициативных групп, реализующих коллективные исследовательские проекты; формирование универсальных учебных действий, связанных с реализацией проектов (осуществлять поиск информации разными способами; формулировать вопросы и выстраивать простейшие гипотезы исследования; разнообразно представлять результаты и продукты своей деятельности; оценивать свою деятельность и деятельность группы); на данном этапе происходит расширение коммуникативных каналов за счет выхода детей с результатами работ за пределы не только класса, но и школы.

3. Расширение пространства проектно-исследовательской деятельности через овладение разными видами проектирования (3-й и 4-й классы)

Цель - научить детей разным видам проектирования с осуществлением индивидуальных и групповых исследований по определенному плану.

Формы работы: учебный проект; образовательный проект; социальный проект; овладение способами организации индивидуального исследования

Таблица 3

Содержание и этапы проектно-исследовательской деятельности учащихся 3-4-х классов

Содержание Позиция учителя и учащихся Деятельность детей УУД, формирующиеся в рамках данного этапа

Формирование более сложных проектно-исследовательских умений; овладение новыми видами проектов (учебный, образовательный, социальный проект); организация разновозрастного сотрудничества с учащимися среднего и старшего звена. Учитель: организатор и участник проектно-ис-следовательской деятельности детей. Учащиеся: инициируют, выбирают Осуществляют поиск информации в источниках разного типа; анкетируют других детей и взрослых; осуществляют индивидуальные и коллективные учебные проекты; с помощью учителя осуществляют образовательные проекты; овладевают навыками социального проектирования; оценивают свою деятельность по разработанным совместно с учителем критериям; участвуют в конференциях с результатами своих работ и выступают в качестве экспертов Познавательные: - формулировать гипотезы, определять цели и задачи работы; - выбирать методы исследования (наблюдение, эксперимент, анкетирование, измерение, сравнение, интервьюирование и др.); - творчески преобразовывать результаты познавательной деятельности, представлять их в виде макетов, моделей, сказок, игр и пр.; - формулировать выводы и заключения. Регулятивные: - инициировать учебную цель, планировать деятельность по ее реализации; - распределять задачи в группе и самостоятельно по реализации проекта; - осуществлять взаимооценку и самооценку по реализации проекта. Коммуникативные: - аргументированно отстаивать свою точку зрения; - сотрудничать с учениками среднего звена по реализации проектов в роли равноправных партнеров; - инициировать и осуществлять сотрудничество с учителями по реализации индивидуальных проектов; - представлять результаты индивидуальных проектов на уровне школы, района, области

— б7 —

Результатами третьего этапа можно считать: овладение детьми способами организации самостоятельной проектно-исследовательской деятельности (исследовательский, творческий, комбинированный проекты); умение самостоятельно осуществить все этапы этой деятельности, приобретение навыков равноправного делового сотрудничества с одноклассниками, учителями, родителями, учащимися среднего звена; анализ (экспертиза) результатов и продуктов своей и совместной работы; приобретение опыта разных видов проектирования.

Как видно из табл. 1-3, решение вопросов, связанных с использованием ресурсов проектно-исследовательского обучения для формирования УУД, неразрывно связано с изменением позиции педагогов в совместной деятельности с детьми. В условиях такого обучения педагог для учащегося постепенно становится партнером, у кого можно учиться исследовательскому подходу к учению и жизни в целом. Это существенно меняет содержательное наполнение всего процесса подготовки педагога и требует от него в дальнейшем кроме хорошей общей и предметной эрудиции умения передавать эти сведения детям, быть способным планировать и вести исследовательский поиск и, самое важное, уметь пробуждать в детях к этому интерес.

Эффективность проделанной работы была проверена с помощью анализа учебных и образовательных результатов детей. Итоговая диагностика показала прирост не только результата учебной деятельности детей, но и уровня развития их личностных качеств (табл. 4).

Таблица 4

Динамика развития личностных качеств учащихся

Критерий 2007 г. 2009 г. Коэффициент прироста

Любознательность 2,39 2,93 0,54

Мое отношение к школе 2,51 2,94 0,43

Я и общество 2,69 2,94 0,25

Отношение к природе 2,53 2,96 0,43

Творчество 2,31 2,95 0,64

Навыки исследователя 1,90 2,90 1

Как видно из табл. 4, произошел прирост по всем исследуемым качествам, но наибольший коэффициент прироста выявился по показателю «Навыки исследователя» (1), это говорит о том, что у детей постепенно приобретается не только готовность (желание) к исследованию, но и специальные универсальные учебные действия, формирующие способность его осуществлять. По остальным исследуемым параметрам наибольший прирост по критериям «Творчество» (0,64) и «Любознательность» (0,54), что подтверждает предположение о позитивных изменениях в овладении детьми проектно-исследовательской деятельностью.

Таким образом, можно говорить о проектно-исследовательской деятельности как об эффективном способе формирования универсальных учебных действий у учащихся только в том случае, если педагог, организующий данную деятельность, предоставляет ребенку максимальную возможность для реализации его личностных замыслов, интересов, потребностей в самообразовании. Только в этом случае проектно-исследовательская деятельность становится мощным ресурсом, который позволяет формировать и особые личностные качества, и специальные умения, связанные с проектированием и исследованием.

Список литературы

1. Алексеева Л. Л., Алашенкова С. В., Биболетова М. З. и др. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения). 120 с.

2. Кузнецова Т. В., Поздеева С. И. Проектная деятельность в практике учителя начальной школы // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 10 (61). С. 65-67.

3. Кузнецова Т. В., Поздеева С. И. Проектно-исследовательская деятельность как личностно ориентированная технология обучения / Современные технологии начального образования: материалы Всероссийской заочной научной конференции (Барнаул, 18 февраля 2010): в 2 ч. / под ред. Г. Ф. Свиридовой, Е. Н. Ставской. Барнаул: АлтГПА, 2010. Ч. 1. С. 37-39.

Кузнецова Т. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры.

ТОИПКРО.

Ул. Пирогова, 10, Томск, Россия, 634034.

Материал поступил в редакцию 29.10.2012. T. V. Kuznetsova

USING PROJECT AND RESEARCH WORK WITH PUPILS AS ONE OF THE WAYS FOR FORMATION OF THE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES.

In this article project and research work with pupils is considered as a means of formation of the universal educational actions.

Key words: project and research activities, stages of project and research work, universal educational actions.

TOIKPRO.

Ul. Pirogova, 10, Tomsk, Russia, 634034.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.