УДК 73.97 ББК 691
Кальчук Валентина Ивановна
заместитель директора по учебно - воспитательной работе МОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа. - детский сад №106 «Ёлочка»
г. Астрахань Kalchuk Valentina Ivanovna Deputy Director for Educational-and-Upbringing Work MEI for Preschool and Primary School Children «Primary School - Kindergarten №106 "Yelochka"
Astrakhan
Развитие познавательной стратегии младших школьников в процессе самоподготовки в школе полного дня Primary Schoolchildren’s Cognitive Strategy Development in the Process of Self-Study During Full-Time School
В статье рассматриваются задачи школы полного дня, организация учебно-воспитательного процесса для овладения умениями самостоятельной работы в режиме самоподготовки. Приведены примеры познавательных стратегий, используемых в процессе самоподготовки, которые
являются метауровнем по отношению к учебной деятельности, а их комплекс формирует определенную способность.
The article deals with the problev of full-day schools, the organization of educational process for mastering self-work skills during self-study process. The examples of cognitive strategies used in the process of self-study that are metalevel in relation to traning activities ars given, and their complex forms a certain ability.
Ключевые слова: школа полного дня, самоподготовка, познавательные стратегии, рефлексия, самоорганизация, самообразование.
Key words: full-time school, self-study, cognitive strategies, reflection, selforganizing, self-education.
Современный мир характеризуется быстрыми, сравнительно резкими изменениями в общественной жизни. Одной из ключевых ценностей становится творческое, нешаблонное поведение, характеризующееся оригинальным решением поставленных задач, быстрой адаптацией к условиям постоянно изменяющегося мира и появлению новых технологий, орудий труда. Изменчивость мира обусловливает возрастающий спрос на творческую личность инициатора, исследователя и разработчика инновационных идей и нестандартных решений имеющихся проблем, отличающегося способностью к тщательному анализу, готового проявить гибкость и оригинальность мышления. Успешность личности в психологическом, социальном,
профессиональном плане во многом обусловлена ее способностями актуализировать и развивать свой творческий потенциал. Главной целью образования в России становится формирование человека-созидателя, творца, гражданина, призванного утвердить «статус России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры и искусства» [4, с. 12]. Ведущими являются следующие идеи, затронувшие современную систему образования и определяющие ее модернизацию: гуманизация и
демократизация, дифференциация и интеграция образования, свобода выбора содержания и форм учебной деятельности, личностно-ориентированное и профильное обучение. Это находит свое отражение в расширении интегрированных связей основного и дополнительного образования на базе общеобразовательных школ [3].
Все больше появляется образовательных учреждений, внедряющие различные формы организации своей деятельности с целью повысить эффективность педагогического процесса, например школы полного дня.
Главная идея «Школы полного дня»- формирование компетентной, физически и духовно здоровой личности, способной к самоопределению в обществе через взаимодействие с субъектами внешней среды. Миссия «Школы полного дня» - в рамках единого образовательного пространства создать условия для предоставления каждому участнику образовательного процесса сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирование их ключевых компетенций; вовлечение родителей в совместную общеобразовательную и воспитательную деятельность школы; развитие социального партнерства, сетевого взаимодействия, информационной открытости образовательного учреждения [1, с. 41].
Главной задачей школы полного дня является использование всех имеющихся ресурсов школы, социума, семьи для воспитания социально ответственной личности, обеспечение интеграции основного и дополнительного образования обучающихся в течение дня.
Школы полного дня открываются в соответствии с потребностями населения.
Работа в режиме школы полного дня - социальный заказ родителей, в силу их занятости и выполнением большинством трудовой деятельности вдали от дома. ШПД обеспечивает полнодневное пребывание ребенка в школе, создает дополнительные условия для личностного роста обучающихся, обеспечивает более тесное взаимодействие с родителями и социальными партнерами по вопросам воспитания, профилактики безнадзорности и правонарушений, развитие творческих способностей детей на основе их индивидуальных склонностей.
Школа полного дня - очень сложное организационно-педагогическое и социальное явление. Она может решить комплекс социальных и психологопедагогических задач школы и, что не менее важно, не ослабляя, а усиливая взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, с социумом.
ШПД создает условия для самовыражения, самоопределения каждого конкретного обучающегося, способствующие развитию стремления к непрерывному образованию в течение всей активной жизни человека. Она обеспечивает на межведомственной основе взаимодействие с семьей по вопросам воспитания и образования детей, сохранения их здоровья и реализация комплекса мер по социальной защите детства [2, с. 12 - 38].
Вопросы теории и практики организации школы полного дня глубоко и разносторонне исследованы в работах Т.В. Анохиной, И.Т. Арискина, М.А. Балабана, Г.В. Гасилова, И. Д. Демаковой, Э.Г. Костяшкина,
К.Е. Сумнительного, А.Н. Тубельского и др. В решение проблем проектирования содержания деятельности школ полного дня в соответствии с возрастом учащихся, их интересами и спецификой образовательного учреждения внесли вклад О.С. Газман, И.П. Иванов, О.М. Леонтьева, А. Шмаков, М.П. Щетинин и др. На значимость использования всех возможностей учебного заведения в целях развития способностей, умений, навыков и актуальных запросов учащихся указывают ученые В.В. Бабушкина,
A.П. Беляева, М.Н. Берулава, Е.В. Богомолова, С.В. Васильева, А. А. Глушенко, Э.Ф. Зеер, П.Ф. Кубрушко, A.M. Новиков, Е.В. Ткаченко, Ю.С. Тюнников,
B. Ф. Шевчук и др.
Специфика организации учебно-воспитательного процесса в школах полного дня создает большие возможности, особенно для учащихся младших классов, для овладения умениями самостоятельной работы при выполнении домашних заданий. Дети не только более глубоко усваивают изучаемый материал, но и учатся осмысливать, осознавать собственную познавательную деятельность. Все это способствует развитию организованности, чувства ответственности, критического отношения к себе, повышению качества знаний, способствует умственному развитию, позволяет лучше готовить учащихся к будущей самообразовательной деятельности.
Организация самоподготовки - одна из самых ответственных и сложных частей многосторонней работы воспитателя в школе полного дня.
Методике организации выполнения учебных заданий, вопросам руководства самоподготовкой учащихся придается большое значение. От правильного решения этих вопросов зависит качество знаний, умений и навыков, воспитание у школьников стремления к их приобретению, формирование познавательной активности и самостоятельности учащихся. К.Д. Ушинский подчеркивал, что школа должна так организовать труд учителя и учеников, «чтобы дети по возможности трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал».
Кроме того, каждый ребенок уникален и неповторим, в процессе его обучения у него формируются индивидуальные познавательные стратегии и собственный опыт учения.
В рамках внутренней (внутрисубъектной) индивидуализации образовательного процесса ученик, овладевая продуктивной рефлексией познавательных стратегий, становится субъектом собственного учения и развития, с большей степенью осознанности и самоорганизации влияя на построение и реализацию своей образовательной траектории (жизненного пути в школе).
При проведении самоподготовки, педагогу необходимо обогащать общеучебные (собственно познавательные) стратегии обучающихся, которые закономерно приводят к развитию обучаемости, а развитие специальных
(внутрипредметных) познавательных стратегий — к формированию
предметных компетенций и специальной обучаемости.
Приведём примеры микростратегии освоения правил во время самоподготовки учеников начальной школы с разными типами сенсорного восприятия. Ниже представлены субъективные ответы учащихся с различными сенсорными предпочтениями.
Визуальными
Сначала читал про себя. Сразу представлял прочитанное в цветной рамке. Затем проговорил в слух. Написал его. Закрыл глаза. Опять представил и как бы прочитал. Ещё раз повторил так и понял, что выучил. Настроение стало лучше.
Аудиальными
Прочитал вслух. Закрыл глаза, проговорил. Проговорил без опоры на текст и не закрывая глаз. Попросил прочитать ему правило вслух. После этого повторил вслух. Повторил про себя. Получил результат, испытал положительные эмоции (улыбка).
Кинестетическими
Положительный настрой. Читает и ведёт пальчиком. Ещё раз читает. Повторяет, шевелит губами и барабанит пальчиками о стол. Говорит медленно, с большими паузами (представляет, как «лепит» фразы.) Повторяет, закрыв глаза и шевеля пальчиками на столе. Проговаривает, помогая телодвижениями (раскачивания). Когда закончил, стукнул по столу. Почувствовал удовлетворение [5].
В качестве примера индивидуальных специальных познавательных стратегий во время самоподготовки приведем познавательную стратегию пересказа иностранного текста.
• Прочитал название рассказа.
• Прочитал весь рассказ.
• Перевёл весь рассказ на русский язык.
• Посмотрел незнакомые слова в словаре.
• Решил, какая мысль в рассказе главная (о чём рассказ).
• Подчеркнул предложения, которые мне бы хотелось рассказать.
• Подумал, какими словами можно заменить те слова, которые мне кажутся трудными.
• Пересказал «про себя».
• Пересказал вслух.
• Подумал, какие предложения можно объединить.
• Посмотрел слова, которые я не помню, в словаре.
• Составил план пересказа.
• Разделил текст на несколько частей по смыслу.
• Озаглавил каждую часть рассказа.
• Подчеркнул главные предложения в каждой части рассказа.
• Проверил себя по тексту, правильно ли я пересказал.
• Нет, не всё правильно. Надо подучить те предложения, где я ошибся.
• Нет, не всё правильно. Надо ещё раз прочитать.
• Да, всё правильно. Я готов получить «пять».
Следующая познавательная стратегия поможет обучающимся самостоятельно решить задачу.
• Прочитал внимательно условие задачи и подумал, что означает каждое число?
• Прочитал вторично условие задачи, выделил при этом слова, имеющие математическое (физическое и т.п.) значение.
• Представил условие графически (в виде схемы, чертежа и т.п.) и/или записал его кратко.
• Рассказал своими словами условие задачи, пользуясь схемой, чертежом или краткой записью.
• Подумал, что необходимо узнать, чтобы ответить на вопрос задачи?
• Подумал, что можно узнать в задаче и что из этого нужно для ответа на вопрос.
• Составил план решения задачи (устно).
• Записал решение задачи.
• Проверил. Оценил, насколько правдоподобен полученный ответ.
• Убедился в том, что задача решена верно.
• Да, все правильно. Я доволен.
Познавательные стратегии являются метауровнем по отношению к учебной деятельности, а их комплекс формирует определенную способность. Таким образом, находясь «в середине и в центре» иерархии уровней организации личностного опыта ребенка (согласно теории категоризации Э. Рош и модели логических уровней), познавательные стратегии приобретают особое значение для реализации практических задач развития личности: целенаправленное их развитие позволяет перейти на качественно иной уровень личностной самоорганизации, самообразования и самореализации. [6].
Библиографический список
1. Буданова Г. П. Школа полного дня: история, современность, регламент
деятельности// «Вестник образования России» 2009.- №14.- с.43.
2. Костяшкин Э. Г. Опыт работы школы полного дня. Организационно -педагогические основы режима/ Под редакцией Э. Г. Костяшкина. - М. Педагогика, 1978г.
3. Мерзлякова М.Г. Развитие творческого потенциала педагогов в процессе проектирования личностно ориентированной системы образования в средней школе. На прим. создания многопрофильного лицея: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. СПб., 1995. 210 с.)
4. Опыт работы школы полного дня. Организационно-педагогические основы режима Под ред. Э. Г. Костяшкина. М.: Педагогика, 1978. 136 с. 166.
5. Плигин А. А. «Развитие познавательных стратегий школьников: теоретические основы и практика» // Под редакцией Плигина А. А. М: ЮОУ ДО г.Москвы, 2005. - 113 с.
6. Плигин А. А. «Разработка психодидактики и целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников»/ Журнал "Мир психологии", 2007 №4
Bibliography
1. Budanova, G.P. Full-Day School: History, Modern Times, Regulations of Work / G.P. Budanova // Herald of Education in Russia. - 2009. - № 14. - P.43.
2. Kostyashkin, E.G. Working Experience of Full-Day Schools. Organizational-and-Pedagogical Bases of the Performance / Edited by E.G. Kostyashkin. - M.: Pedagogika, 1978.
3. Merzlyakova, M.G. Teachers’ Creative Potential Development While Designing Personality Oriented Educational System at a High School. By the Example of Multiple-Discipline Lyceum Organizing: Diss. ... Cand. of Ped.: 13.00.01 / M.G. Merzlyakova. - SPb., 1995. - 210 p.
4. Pligin, A. A. Schoolchildren’s Cognitive Strategies Development: Theoretical Bases and Practice / Edited by A.A. Pligin. - M.: YuEI of PE of Moscow, 2005. - 113 p.
5. Pligin, A.A. Psychodidactics Development and Purposeful Development
of Schoolchildren’s Cognitive Strategies / A.A. Pligin // “The World of Psychology" Journal, 2007 № 4.
6. Working Experience of Full-Day Schools Organizational-and-Pedagogical Bases of the Performance / Edited by E.G. Kostyashkin. - Moscow: Pedagogika, 1978. - 136 p. = P. 166.