Научная статья на тему 'Развитие деятельностного компонента ключевых компетенций в процессе внеурочного оформления учебно-практического пособия «Рефлексивное портфолио старшеклассника»'

Развитие деятельностного компонента ключевых компетенций в процессе внеурочного оформления учебно-практического пособия «Рефлексивное портфолио старшеклассника» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
САМОПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ / РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО КОМПОНЕНТА КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / «РЕФЛЕКСИВНОЕ ПОРТФОЛИО СТАРШЕКЛАССНИКА» / ПРИЁМЫ САМОМЕНЕДЖМЕНТА / SENIOR PUPILS’ SELF-PREPARATION / THE DEVELOPMENT OF KEY COMPETENCES’ ACTIVE COMPONENT / THE PRACTICE-ORIENTED SCHOOL-BOOK “SENIOR PUPIL''S REFLEXIVE PORTFOLIO” / THE VALUE OF USING MEANS OF SELF-MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазурова Ульяна Андреевна

В связи с важностью самоподготовки старшеклассников к экзаменам обобщаются виды самоподготовки к ЕГЭ, их организация и соответствие требованиям. Автором предлагается для рассмотрения концептуальная модель технологии развития ключевых компетенций старшеклассников в условиях подготовки к ЕГЭ, описывается содержание учебно-познавательной деятельности старшеклассников в процессе внеурочного оформления учебно-практического пособия «Рефлексивное портфолио старшеклассника».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мазурова Ульяна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Development of Key Competences’ Active Component in the Process of Extracurricular Application of the Practice-Oriented School-Book «Senior Pupil’s Reflexive Portfolio»1

In the article in connection with the importance of senior pupils’ self-preparation for exams ways of self-preparation for the Unified State Examination, their organization and correspondence to demands are generalized. The author gives consideration to the conceptual technological model of development of senior pupils’ key competences in the context of preparing for the Unified State Examination, describes the contents of senior pupils’ educational-cognitive activity in the process of extracurricular application of the practice-oriented school-book “Senior Pupil’s Reflexive Portfolio”.

Текст научной работы на тему «Развитие деятельностного компонента ключевых компетенций в процессе внеурочного оформления учебно-практического пособия «Рефлексивное портфолио старшеклассника»»

Мазурова У. А. Развитие деятельностного компонента ключевых компетенций в процессе внеурочного оформления учебно-практического пособия «Рефлексивное портфолио старшеклассника» / У. А. Мазурова // Научный диалог. - 2013. - № 8 (20) : Педагогика. -С. 140-151.

УДК 37.041+373.3/.5+37.013.77+371.279.15

Развитие деятельностного компонента ключевых компетенций в процессе внеурочного оформления учебно-практического пособия «Рефлексивное портфолио старшеклассника»

У. А. Мазурова

В связи с важностью самоподготовки старшеклассников к экзаменам обобщаются виды самоподготовки к ЕГЭ, их организация и соответствие требованиям. Автором предлагается для рассмотрения концептуальная модель технологии развития ключевых компетенций старшеклассников в условиях подготовки к ЕГЭ, описывается содержание учебнопознавательной деятельности старшеклассников в процессе внеурочного оформления учебно-практического пособия «Рефлексивное портфолио старшеклассника».

Ключевые слова: самоподготовка старшеклассников; развитие деятельностного компонента ключевых компетенций; «Рефлексивное портфолио старшеклассника»; приёмы самоменеджмента.

Важнейшей целью современного образования является воспитание внутренне свободной, творческой, ответственной личности, способной к самореализации в культуре и социуме, успешно решающей сложные интеллектуальные задачи, возникающие в процессе взаимодействия с обществом. Для этого у учащихся необходимо формировать и развивать способность мыслить, применять полученные

знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать свои действия, эффективно сотрудничать в разнообразных группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей [Чернышева, 2013, с. 3].

С 2001 года проводится Единый Государственный Экзамен (далее - ЕГЭ) с целью аттестации выпускников средних общеобразовательных школ, а также выявления уровня их подготовки, необходимого для поступления в высшие учебные заведения. Существующие направления по подготовке к ЕГЭ включают в себя деятельностный (нормативные документы, статьи журнала «Вестник образования», вступительные статьи в пособиях по подготовке к ЕГЭ по предметам, региональные порталы, диссертационные исследования), психологический (Б. В. Куприянов, Е. В. Чеботарева, М. Ю. Чибисова и др.) и содержательный (Н. В. Белинская, Е. В. Витковский, Е. В. Зырянова, В. Н. Мишакова, И. В. Нахаева, Н. П. Подшивалова, Т. Е. Покотило-ва, Л. И. Романова, Е. Н. Соловова и др.) компоненты.

Существенным при подготовке к ЕГЭ является выполнение заданий из учебно-методических и учебно-практических пособий для тренировки, формирования практических умений и навыков, развития творческого мышления, умений работать с информацией как под контролем учителя, родителей, так и самостоятельно в процессе самоподготовки к экзаменам.

Самоподготовка обучающихся включает систему самостоятельных упражнений, обеспечивающих усвоение и углубление материала, изучаемого на уроке, а также формирование навыков самостоятельной работы. Н. Г. Ощепкова под самоподготовкой старшеклассников понимает самостоятельную учебную работу, определяющую взаимодействие преподавателя (модератора, тьютора, консультанта образовательного процесса) и ученика (субъекта учения), результатом чего является самостоятельное формирование последним знаний, умений и навыков, необходимых для достижения конечной цели [Ощепкова, 2011, с. 89]. Виды самоподготовки к ЕГЭ, их организация и соответствие требованиям к результатам освоения основной образовательной программы представлены в таблице (табл. 1).

Обзор научно-педагогических публикаций, диссертационных исследований свидетельствует о том, что авторы в основном рассмат-

Таблица 1

Виды самоподготовки к ЕГЭ

Организация самоподготовки Исследователь Характеристика самоподготовки Результаты освоения основной образовательной программы

1 2 3 4

Проектирование регионального портала дистанционной подготовки к ЕГЭ И. Г. Неудачин - Обучение школьным предметам, контролируемым ЕГЭ; - пробный тест ЕГЭ с подсказками правильных ответов и ссылками на учебник, кодификатор ЕГЭ и терминологический словарь; - тест по правилам ЕГЭ; - равномерная загрузка портала в течение года Метапред-метные, предметные

Создание базы электронных тестовых заданий Е. В. Голубовская - Актуализация знаний; - проверка домашнего задания; - закрепление изученного на уроке материала; - итоговый тематический контроль Предметные

Составление оценочного листа Т. Е. Покотилова, И. В. Нахаева, Agota Scharle, Anita Szabo - Самоконтроль умений работать с текстом Личностные

Составление рефлексивного дневника Л. А. Мокрецова, Н. Г. Ощепкова - Формирование представлений об итоговой оценке учебных достижений (ИОУД); - знакомство с нормативным описанием уровней готовности к ИОУД, проектами индивидуальных маршрутов, их построение; - совершенствование умений и навыков самостоятельной работы, само- Личностные, метапредмет-ные, предметные

Продолжение табл. 1

1 2 3 4

организации, самооценки, самоанализа, самоконтроля, самоуправления, рефлексии; - становление предпосылок для самообразования

Подбор текстов для диктантов И. В. Хазанова - Закрепление и углубление знаний; - расширение речевой практики Предметные

Изучение стратегий прохождения тестов ЕГЭ Г Н. Фёдорова - Стратегии прохождения раздела Listening Comprehension; - стратегии прохождения раздела Reading Comprehension; - стратегии прохождения раздела Use of English; - стратегии прохождения раздела Writing Метапред- метные, предметные

Клише для выполнения задания С И. А. Чернущенко - Варианты клише для текстов разных стилей: художественного, научного, публицистического Предметные

ривают самоподготовку к ЕГЭ с позиций деятельностного подхода, что выявляет актуальность обращение к аксиологическому подходу наряду с компетентностным и системно-деятельностным при разработке концептуальной модели технологии развития ключевых компетенций старшеклассников в условиях подготовки к ЕГЭ, характеризующейся опорой на самоуправляемую учебно-познавательную деятельность обучающихся и представленной 4-мя блоками: целевым, содержательным, процессуальным и результативным.

Под самоуправлением учебно-познавательной деятельностью в условиях подготовки к ЕГЭ мы понимаем ценностно-ориентированную деятельность субъекта, осуществляющего присвоение ценностных ориентаций на образование и осмысление важности использования техники самоменеджмента для сознательного планирования,

организации, контроля, регулирования, анализа собственной учебнопознавательной деятельности; соотнесения личностных ценностей с постановкой жизненных целей; нахождения, переработки и использования информации для решения учебно-познавательных задач; адекватного общения как полноправного образованного участника мирового образовательного сообщества с целью эффективной подготовки к ЕГЭ. Каждый блок концептуальной модели наполняется содержанием в соответствии с положениями теоретико-методологического основания (табл. 2).

Процессуальный блок представляет собой описание технологии развития ключевых компетенций и включает следующие этапы: ориентационно-целевой, организационный, содержательно-деятельностный, рефлексивно-оценочный. Развитие деятельностного компонента ключевых компетенций при подготовке к ЕГЭ в процессе внеурочного оформления «Рефлексивного портфолио старшеклассника»

Таблица 2

Краткое содержание блоков концептуальной модели

Название блока Краткое содержание

Целевой Развитие учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой компетенций старшеклассников на интегративно-рефлексивном уровне в условиях подготовки к ЕГЭ

Содержательный Теоретическая подготовка: урочная реализация учебнометодического пособия «Эффективная подготовка к ЕГЭ: самоуправление учебной деятельностью» [Мазурова, 2012] Практикоориентированная подготовка: выстраивание системы самообразовательных мероприятий старшеклассником в процессе внеурочного оформления «Рефлексивного портфолио старшеклассника» [Мазурова, 2013]

Процессуальный Технологический процесс: - организация образовательного процесса; - методы и формы деятельности учителя и обучающихся; - деятельность старшеклассников по самоуправлению развитием ключевых компетенций; - диагностика

Результативный Будущий выпускник, обладающий учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой компетенциями на интегративно-рефлексивном уровне, что способствует эффективной подготовке к ЕГЭ

происходит на содержательно-деятельностном этапе технологии. На данном этапе осуществляется перенос старшеклассниками сформированных знаний во время занятий по теме «Эффективная подготовка к ЕГЭ: самоуправление учебной деятельностью» в практическую деятельность с целью актуализации ценностного потенциала развития ключевых компетенций в процессе подготовки к ЕГЭ. Учебно-познавательная деятельность на данном этапе осуществляется посредством самостоятельного выполнения старшеклассниками предложенных в «Рефлексивном портфолио старшеклассника» ценностно-ориентированных заданий в разделах 1 и 2, направленных на осознание ценности развития ключевых компетенций, ценности использования приёмов самоменеджмента в условиях подготовки к ЕГЭ. Осознание учениками своего отношения к развитию ключевых компетенций как к ценности, ради которой выполняется их деятельность, порождает личностный смысл данной деятельности, или субъективную ценность.

Раздел 1 «Рефлексивного портфолио старшеклассника» позволяет систематизировать знания о структуре заданий, времени их выполнения, перечне общеучебных умений, проверяемых на ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам; сделать вывод о необходимости развития учебно-познавательной, ценностно-смысловой, информационной компетенций, так как в деятельностном компоненте данных компетенций представлены перечисленные общеучебные умения, и сформулировать ценность полученной информации. Старшеклассники заполняют графу «Ценность информации», в которой фиксируют важность полученной информации, преобразующейся в результате этого в личностно значимую.

Так, при подготовке к ЕГЭ старшеклассники подчёркивают приоритетность образовательных ценностей, так как данные ценности помогают правильно ставить цели самообразовательной деятельности и выполнять действия по их реализации (табл. 3).

В разделе 2 «Рефлексивного портфолио старшеклассника» представлены тренировочные задания в формате ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам: русскому языку, литературе, английскому языку, истории, обществознанию. Для более эффективного распределения времени для выполнения заданий во внеурочное время старшеклассникам

Таблица 3

Утверждения старшеклассников в графе «Ценность информации»

Для меня важно осознать ценности использования приёмов самоменеджмен-та для развития ключевых компетенций в условиях подготовки к ЕГЭ, потому что:

- это стимулирует меня к применению данных приёмов в своей деятельности;

- с организованными, ответственными и деловыми людьми все желают иметь дело;

- самоменеджмент и развитие ключевых компетенций помогают сделать подготовку легче;

- это позволит правильно сформулировать цель, усовершенствовать собственные навыки, правильно распланировать собственную учебно-познавательную деятельность; на данном этапе это успешная сдача ЕГЭ;

- это поможет мне не только для сдачи ЕГЭ, но и в дальнейшем;

- это поможет мне успешно сдать ЕГЭ;

- это поможет мне в планировании своего времени и действий;

- это приведёт к высокому уровню организации деятельности, поможет сделать анализ своих способностей и в итоге получатся варианты решения проблем или улучшатся уже имеющиеся знания;

- это способствует развитию разных умений;

- они помогут мне при подготовке к экзамену рационально распределить время и запомнить максимальное количество информации;

- эти ценности помогают правильно ставить цели самообразовательной деятельности и выполнять действия по их реализации и др.

предложено использовать приёмы самоменеджмента и осознавать, что подготовка к экзаменам не отнимает время, а, наоборот, готовит к будущей успешной профессиональной жизни. Старшеклассники использовали приёмы постановки образовательных целей, жёсткогибкое планирование, матрицу Эйзенхауэра, Пирамиду Эффективности (табл. 4), Принцип Муравья, интеллект-карту (рис. 1) для планирования содержания учебно-познавательной деятельности по самоподготовке к ЕГЭ.

С целью осознанного присвоения учебного материала после тренировочных заданий следуют графы «Запомнить», в которых предлагается:

- записать слова, правописание которых следует запомнить;

- обобщить, что узнал и над чем необходимо работать;

- записать определения, которые необходимо знать наизусть;

Таблица 4

Пример планирования старшеклассниками учебно-познавательной деятельности по самоподготовке к ЕГЭ с помощью Пирамиды Эффективности

В течение дня я буду - выполнять различные задания - читать учебные материалы по истории и обществознанию

- решать тестовые задания

- повторять правила и учить новые слова

- учить около 20 новых английских слов (правописание, произношение, перевод)

Четвёртый ярус (верхний ярус)

В течение недели я буду

- читать новый материал

- повторять изученный материал по истории и обществознанию

- решать типовые варианты

- выполнять демонстрационный вариант

- выполнять задания из учебного пособия

- посещать подготовительные курсы Третий ярус (средний ярус)

Цели самоподготовки к ЕГЭ - это

- определение направления подготовки к экзамену

- достижение хорошего результата

- ознакомление со структурой ЕГЭ

- расширение уровня знаний

- успешная сдача ЕГЭ на высокий балл

- поступление в ВУЗ Второй ярус (средний ярус)

Для меня при самоподготовке к ЕГЭ является ценностным:

- получение новых знаний

- многократное прорешивание вариантов ЕГЭ с целью получения нового знания

- ознакомление с требованиями ЕГЭ и подготовка к сдаче ЕГЭ

- систематизация знаний, развитие умений, проверяемых на ЕГЭ

Первый ярус (нижний ярус) - «Выявление ценностей»

Ценность планирования с помощью Пирамиды Эффективности:

- помогает верно распланировать свои дела;

- помогает структурировать деятельность в соответствии с ярусами и выполнять намеченное в определённом порядке;

- определяет, что мне нужно, для чего это нужно и как это достичь

Шаг 1. Изучение справочника Шаг 2. Посещение курсов

(примерно 56 страниц в неделю) по обществознанию (ОмГПУ)

Ключевые компетенции (обществознание)

Шаг 4. Заполнение «Рефлексивного портфолио старшеклассника»

Посещение тест-классов, элективов в школе

Ценность планирования с помощью Интеллект-карты:

- помогает распределить дела;

- акцентирование внимание на результатах деятельности;

- чётко определяется последовательность действий, изображения помогают концентрировать внимание, развивается зрительная память;

- позволяет структурировать знания, превратить хаос мыслей в наглядную структуру

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Пример планирования старшеклассниками учебно-познавательной деятельности по самоподготовке к ЕГЭ с помощью интеллект-карты

Таблица 5

Утверждения старшеклассников в графе «Самоанализ»

Для выполнения заданий КИМ ЕГЭ по русскому языку я должен(на) знать:

- фонетику, лексику и фразеологию

- морфемику и словообразование

- грамматику, морфологию, синтаксис

- пунктуацию, орфографию

- языковые и речевые нормы

Для выполнения заданий КИМ ЕГЭ по русскому языку я должен(на) уметь:

- владеть языковой, лингвистической и коммуникативной компетенциями

- производить различные виды анализа

- использовать навыки правильного чтения, основные приёмы информационной переработки текста

- создавать письменные высказывания

- редактировать собственный текст

- для экономии времени пропускать невыполненные задания

- внимательно читать формулировку задания Ценность учебного предмета “Русский язык”:

- даёт представление о тематическом уровне овладения учебным материалом; своей Родине, своём родном языке; культуре речи

Шаг 3. Учить понятия Писать эссе (С9)

Продолжение табл. 5

- способствует проверке навыков владения языком; повышению интереса для более углублённого изучения языка; правильному использованию языка; постановке своей речи; ведению диалогов

Для выполнения заданий КИМ ЕГЭ по английскому языку я должен(на) знать:

- элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ ЕГЭ по английскому языку

- синтаксические конструкции

- способы образования слов

- грамматически правильное построение предложений в письменной речи

- морфологию

- лексическую сторону речи английского языка

Для выполнения заданий КИМ ЕГЭ по английскому языку я должен(на) уметь:

- выявлять наиболее значимые факты

- воспринимать информацию на слух

- читать аутентичные тексты различных стилей с использованием стратегий - видов чтения в соответствии с коммуникативной задачей

- отделять главную информацию от второстепенной

- обобщать информацию

- описывать факты, явления

- выражать мнение

- писать личное письмо, эссе, т. е. излагать свои мысли на английском языке Ценность учебного предмета “Английский язык”:

- даёт представление об окружающем мире; о культуре носителей языка; иностранном языке, который играет важную роль в наше время

- способствует дальнейшему развитию; расширению лингвистических знаний; умению использовать иностранный язык в ситуациях общения; в письменной речи при передаче необходимой информации

- записать свою стратегию подготовки к написанию сочинения в соответствии с критериями;

- записать перевод новых лексических единиц;

- записать примеры слов с указанными суффиксами и префиксами;

- обобщить список слов-коннекторов для написания эссе с целью дальнейшего осознания важности расширения словарного запаса;

- обобщить, к какому времени относятся исторические события, записать года их осуществления;

- записать определения терминов, понятий, названий основных фактов, процессов, явлений, которые необходимо знать наизусть;

- записать свою стратегию подготовки к написанию исторического сочинения (С9) в соответствии с критериями;

- записать понятия, которые необходимо знать из конкретного раздела;

- определить стратегии изучения тем из раздела «Экономика»;

- обозначить критерии оценивания задания части 3 С9 по обществознанию.

С целью обобщения элементов содержания, проверяемых заданиями КИМ ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам, и определения ценности данных учебных предметов старшеклассники заполняли графу «Самоанализ» (табл. 5).

Заполнение данной графы позволяет старшеклассникам выявить ключевые общеучебные умения, на развитие которых им необходимо обратить внимание для более успешной самоподготовки к ЕГЭ. Обучающиеся не только получают учебную информацию, выстраивают стратегии изучения учебного материала, определяют проблемные темы, но и учатся ценить полученную информацию, выявлять её значимость для дальнейшего саморазвития.

Таким образом, развитие деятельностного компонента ключевых компетенций в процессе внеурочного оформления «Рефлексивного портфолио старшеклассника» осуществляется благодаря включению старшеклассников в активную деятельность по самоуправлению развитием ключевых компетенций; овладению старшеклассниками ценностно-ориентированными приёмами самоуправления развитием ключевых компетенций при подготовке к ЕГЭ.

Литература

1. Мазурова У. А. Рефлексивное портфолио старшеклассника : учебнопрактическое пособие / У А. Мазурова. - Омск : Полиграфический центр КАН, 2013. - 128 с.

2. Мазурова У. А. Эффективная подготовка к ЕГЭ : самоуправление учебной деятельностью : учебно-методическое пособие / У А. Мазурова. -Омск : Полиграфический центр КАН, 2012. - 72 с.

3. Ощепкова Н. Г. Подготовка старшеклассников к итоговой оценке учебных достижений в процессе самостоятельной работы : диссертация... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Н. Г. Ощепкова. - Бийск, 2011. -264 с.

4. Чернышева О. А. Обществознание : задания высокого уровня сложности на ЕГЭ : Эссе, сложный план развёрнутого ответа : 10-11 классы : учебно-методическое пособие / О. А. Чернышева. - Изд. 2-е, дополн. -Ростов-на-Дону : Легион, 2013. - 77 с.

© Мазурова У А., 2013

The Development of Key Competences' Active Component in the Process of Extracurricular Application of the Practice-Oriented School-Book «Senior Pupil's Reflexive Portfolio»

U. Mazurova

In the article in connection with the importance of senior pupils' self-preparation for exams ways of self-preparation for the Unified State Examination, their organization and correspondence to demands are generalized. The author gives consideration to the conceptual technological model of development of senior pupils' key competences in the context of preparing for the Unified State Examination, describes the contents of senior pupils' educational-cognitive activity in the process of extracurricular application of the practice-oriented school-book "Senior Pupil's Reflexive Portfolio".

Key words: senior pupils' self-preparation; the development of key competences' active component; the practice-oriented school-book "Senior Pupil's Reflexive Portfolio"; the value of using means of self-management.

Мазурова Ульяна Андреевна, аспирант кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления, ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», mua55@mail.ru.

Mazurova, U., post-graduate student of Department of Professional Pedagogy, Psychology and Management, Omsk State Pedagogical University (Omsk), mua55@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.