Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие познавательной сферы / способы и приемы обучения / формирующий эксперимент / методические средства / методика преподавания. / development of cognitive sphere / methods and techniques of teaching / formative experiment / methodological tools / teaching methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.Г. Абрамян, Л.С. Хозяшева

Статья представляет собой описание используемых автором в практике преподавания психологии видов работ на практических и семинарских занятиях первокурсников, обеспечивающих развитие уровня показателей познавательной сферы студентов. Подход к развитию познавательной сферы начинающих вхождение в основы науки студентов теоретически и практически апробирован в многолетних занятиях с наблюдением и диагностическими процедурами, описан на основе формирующего эксперимента. Примеры, приведенные в данной статье, свидетельствуют о возможностях использования подобных средств и способов работы в процессе обучения психологии. Авторы подтверждают гипотезу о том, что специально созданные в процессе обучения условия способствуют развитию параметров познавательной сферы личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE COGNITIVE SPHERE OF STUDENTS AT THE INITIAL STAGE OF STUDY AT A UNIVERSITY

The article is a description of the types of work used by the author in the practice of teaching psychology in practical and seminar classes for freshmen, ensuring the development of the level of indicators of the cognitive sphere of students. Approach to the development of the cognitive sphere of beginners entry into the basics science students theoretically and practically tested in long-term studies with observation and diagnostic procedures, described on the basis of a formative experiment. The examples given in the article indicate the possibilities of using such tools and methods of work in the process of teaching psychology. The author confirms the hypothesis that the conditions specially created in the learning process contribute to the development of the parameters of the cognitive sphere of the individual.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

связанных с профильной направленностью в преподавании общеобразовательных дисциплин в СПО [3, с. 56].

Спектр исследований, посвященных политехническому образованию, про-фориентационной работе, заслуживает глубокого уважения своей проработанностью и обоснованностью [4, с. 90].

Таким образом, в самых общих чертах описав наши представления о возможностях работы с первокурсниками педагогических специальностей, хотелось бы обозначить некие общие принципы в подходе к работе со студентами.

Назовем не только известные методологические принципы детерминизма, развития, связи сознания с деятельностью и деятельности с сознанием, систем-

Библиографический список

ности и систематичности (особенно в практических занятиях), но также некогда обозначенные в гуманистической психологии великие принципы соучастия, сотворчества, содействия, фасилитации, не всегда и не всеми преподавателями учитывающиеся.

Кроме того, разнообразие средств и приемов обучения, постоянное их совершенствование и обновление, обращение к классическим методикам преподавания и новейшим технологиям не только обучения, но, если хотите, и техникам со свойствами эдьютейнмента, несомненно, привнесут разнообразие и станут стимулами к продуктивному освоению будущей профессиональной деятельности студентами на начальном этапе обучения в вузе.

1. Абрамян Н.Г, Агабаян Н.Б. Варианты методических моделей обучения психологии в вузе по неспециальным направлениям. Молодежь и будущее: профессиональная и личностная самореализация: материалы VI Всероссийской студенческой научно-практической конференции по психологии с международным участием. Владимир: Издательство ВлГУ 2017.

2. Герасимова В.С. Методика преподавания психологии. Москва: Ось-89, 2007.

3. Старкова Е.Н. Профильная направленность в преподавании общеобразовательных предметов в условиях СПО. Молодёжь и будущее: профессиональная и личностная самореализация: сборник материалов VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции по психологии с международным участием. Владимир: Издательство ВлГУ 2018.

4. Старкова Е.Н. Рабочая профессия - школьникам (на примере Московской области). Молодёжь и будущее: профессиональная и личностная самореализация: сборник материалов VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции по психологии с международным участием. Владимир: Издательство ВлГУ, 2019.

References

1. Abramyan N.G., Agabayan N.B. Varianty metodicheskih modelej obucheniya psihologii v vuze po nespecial'nym napravleniyam. Molodezh' i buduschee: professional'naya i lichnostnaya samorealizaciya: materialy VI Vserossijskoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii po psihologii s mezhdunarodnym uchastiem. Vladimir: Izdatel'stvo VIGU, 2017.

2. Gerasimova V.S. Metodika prepodavaniya psihologii. Moskva: Os'-89, 2007.

3. Starkova E.N. Profil'naya napravlennost' v prepodavanii obscheobrazovatel'nyh predmetov v usloviyah SPO. Molodezh' i buduschee: professional'naya i lichnostnaya samorealizaciya: sbornik materialov VII Vserossijskoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii po psihologii s mezhdunarodnym uchastiem. Vladimir: Izdatel'stvo VIGU, 2018.

4. Starkova E.N. Rabochaya professiya - shkol'nikam (na primere Moskovskoj oblasti). Molodezh' i buduschee: professional'naya i lichnostnaya samorealizaciya: sbornik materialov VIII Vserossijskoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii po psihologii s mezhdunarodnym uchastiem. Vladimir: Izdatel'stvo VlGU, 2019.

Статья поступила в редакцию 27.11.20

УДК 378

Abramyan N.G., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of General and Pedagogical Psychology, GumI VlSU n.a. A.N. and G.N. Stoletovs

(Vladimir, Russia), E-mail: ninaabramyan27@gmail.com

Khozyasheva L.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Fine, Decorative Arts and Design, IKIMGPU (Moscow, Russia),

E-mail: ya.хozik@yandex.ru

THE DEVELOPMENT OF THE COGNITIVE SPHERE OF STUDENTS AT THE INITIAL STAGE OF STUDY AT A UNIVERSITY. The article is a description of the types of work used by the author in the practice of teaching psychology in practical and seminar classes for freshmen, ensuring the development of the level of indicators of the cognitive sphere of students. Approach to the development of the cognitive sphere of beginners entry into the basics science students theoretically and practically tested in long-term studies with observation and diagnostic procedures, described on the basis of a formative experiment. The examples given in the article indicate the possibilities of using such tools and methods of work in the process of teaching psychology. The author confirms the hypothesis that the conditions specially created in the learning process contribute to the development of the parameters of the cognitive sphere of the individual.

Key words: development of cognitive sphere, methods and techniques of teaching, formative experiment, methodological tools, teaching methods.

Н.Г. Абрамян, канд. психол. наук, доц., ГумИ ВлГУ имени А.Н. и Г.Н. Столетовых, г. Владимир, E-mail: ninaabramyan27@gmail.com

Л.С. Хозяшева, канд. пед. наук, доц., ИКИ МГПУ, г. Москва, E-mail: yaaozik@ yandex.ru

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Статья представляет собой описание используемых автором в практике преподавания психологии видов работ на практических и семинарских занятиях первокурсников, обеспечивающих развитие уровня показателей познавательной сферы студентов. Подход к развитию познавательной сферы начинающих вхождение в основы науки студентов теоретически и практически апробирован в многолетних занятиях с наблюдением и диагностическими процедурами, описан на основе формирующего эксперимента. Примеры, приведенные в данной статье, свидетельствуют о возможностях использования подобных средств и способов работы в процессе обучения психологии. Авторы подтверждают гипотезу о том, что специально созданные в процессе обучения условия способствуют развитию параметров познавательной сферы личности.

Ключевые слова: развитие познавательной сферы, способы и приемы обучения, формирующий эксперимент, методические средства, методика преподавания.

Несомненная актуальность данного исследования обусловлена востребованностью в процессе вузовского обучения определенных стратегий преподавания психологии. Методическая сторона процесса обучения всегда предъявляла преподавателям вуза некие требования сбалансированности, гармонии в выборе способов и приемов, профессиональных средств, стимулирующих, формирующих и совершенствующих, а не только контролирующих процесс освоения знаний, навыков и умений будущими профессионалами.

Целью статьи является описание условий освоения студентами теоретических знаний по курсам психологии, а также практических навыков работы с источниками, составление разного рода таблиц, схем, шкал, проектов, сценариев - в

целом, возможностей осмысления материала по-разному, не стереотипизируя уже известные им, выработанные ранее навыки работы с материалом.

Цель реализуется через задачу описать, как сформировывались умения и навыки методического осмысления и обеспечения содержания курса методами и методиками, способами и приемами обучения в системе субъект-субъектного взаимодействия преподавателя со студентами, с возможностью проецировать уже известные модели подходов к данному курсу и на познание других дисциплин, развивая таким образом альтернативное видение процесса обучения, совершенствуя его в деталях, формирующих в итоге некий концептуальный подход к методике преподавания психологии в вузе.

Многие отечественные и зарубежные исследователи методических систем обучения в вузе предлагали собственные концепции обучения, опираясь на прак-тико-ориентированные подходы к становлению специалистов высокого уровня, обладающих комплексом компетенций, обеспечивающих профессионализацию. Известна модель контекстного обучения А.А. Вербицкого, предлагаемые еще в прошлом веке и не устаревшие модели оптимизации обучения, разнообразные инновационные проекты, включающие комплексный подход к специальному образованию [1, с. 32]. Мы же обратимся к известным принципам исследовательского подхода Дж. Брунера и к основным функциям гуманистической направленности процесса обучения [2, с. 8].

Роль самостоятельной работы студентов в освоении курса общей психологии, о котором пойдет речь ниже, и самосовершенствовании мотивационной, интеллектуальной сфер значительна; описанные в статье виды работ, несомненно, помогут в реализации задачи осмысления материала, но определяющим следует считать профессионализацию студентов в процессе освоения дисциплины.

Обратимся к теоретическим основам учета специфики методики преподавания психологии студентам-психологам.

Основная цель данной методической работы в теоретическом плане - раскрытие особенностей влияния специальных средств и приемов методического воздействия на познавательную сферу личности (в частности, на конкретные параметры мышления) студентов-психологов.

В практическом плане исследование направлялось на разработку формирующей программы повышения уровня регуляции мыслительной деятельности студентов, системы психолого-педагогических и психодиагностических средств ее обеспечения.

Объектом исследования является учебная деятельность, личность в юношеском возрасте (студенты вуза) с различным уровнем развития познавательной сферы и, в частности, мышления.

Предметом исследования является развивающий эффект специально организованного методического воздействия, направленного на формирование познавательной мотивации и творческого мышления в юношеском возрасте; процесс формирования системы действий по самоорганизации интеллектуальной деятельности и развитию студента в соответствии с условиями обучения.

Все констатирующие и формирующие экспериментальные процедуры были проведены более десятилетия назад, а наблюдение пролонгировано во времени и продолжается по сей день с ежегодной фиксацией фактов проявления интересующих нас параметров, сохранением материалов, которые будут представлены далее.

Для наблюдения были выбраны показатели стиля общения и развитости образного и логического мышления, отраженные в деятельности преподавателей и студентов.

Наблюдение проводилось на всех этапах исследования в реальных учебных ситуациях, в которые исследователь был включен как преподаватель психологии и как наблюдатель.

Из параметров наблюдения в качестве примера можно выделить следующие, выявляющие познавательную активность:

- вопросы студентов преподавателю, их качество и характер (уточняющие, уводящие);

- ответы студентов на семинарских и практических занятиях, характер ответов: самостоятельность в их построении, обобщенность, смысловое единство, обращение за помощью к учебникам, дополнительной литературе, к другим студентам;

- степень добровольности включения в выполнение индивидуальных заданий;

- заинтересованность успехами товарищей по группе.

О творческой направленности учебной работы свидетельствовали:

- оригинальность, элементы творческого воображения в ходе выполнения работы или работа по шаблону,

- быстрота корректировочных действий,

- постоянные поиски наилучших вариантов (пытливость ума).

Итоги формирующей работы проявились

- в повышении учебной мотивации учащихся, их заинтересованности в занятиях;

- в увеличении точности межличностного восприятия, адекватности оценок себя и других в процессе общения, в изменении и перестройке некоторых личностных особенностей, форм общения и поведения учащихся.

Следует признать необходимым использование советов и рекомендаций студентов в преподавательской деятельности: они обогащают как методический потенциал, так и инструментарий педагога.

На завершающем этапе формирующего эксперимента проводилось анкетирование студентов с целью изучения мотивов учения. На вопрос, нравится ли им новый подход к преподаванию психологии, сочетающий элементы традиционного и различных видов нетрадиционного обучения, и чем именно, 100% студентов экспериментальной группы ответили: «Нравится тем, что -

1) глубже усваивается материал (80%);

2) прививаются навыки самостоятельной работы (75%);

3) развивается мышление (70%);

4) приходится заниматься систематически, т.к. отвечаешь на каждом занятии (67%);

5) есть удовлетворение от индивидуального подхода к каждому из нас, выбора заданий по личному усмотрению (50%);

6) возникает интерес к предмету, потому что до многого доходишь сам (45%);

7) есть виды работ, требующие применения знаний на практике (на лабораторных и занятиях кружка) (32%);

8) довольно легко было подготовиться к зачету и экзамену (30%)».

Эти данные, таким образом, подтверждают изменение отношения студентов экспериментальной группы к учению, предмету в целом, заинтересованность в качественном усвоении материала, самостоятельном освоении знаний и их применении на практике [3, с. 77].

Виды работ, о которых пойдет речь ниже, совсем недавно возникли как необходимость и стали востребованными первокурсниками на семинарских занятиях. С эпохой мультимедиа вошли в обиход обучения чрезвычайно легко воспроизводимые и так приходящиеся к месту разного рода видеоролики, он-лайн-интервью и выступления ведущих ученых. С приходом элементов эдью-тейнмента в обыденность преподавания самых разных по профилю дисциплин удается использование вебинаров, совещаний, сборов в сообществах, что, несомненно, повышает уровень образования. Приведем высказывание из интервью достаточно известного ученого Т.В. Черниговской: «Иллюзия насчет того, что всех научат только онлайн - это иллюзия. Мы сейчас все преподаем онлайн. Но это не замена. Ни один крупный университет мира... никогда не перейдет полностью на онлайн-образование. Это очень хорошее дело, но оно не перекрывает все остальное». Так вот, чтобы нашим первокурсникам не сникнуть в скуке от обилия длительных «обучающих» видеопросмотров и составления бесконечных презентаций с красивыми картинками, станем приучать их к кропотливой, систематической и многотрудной работе - «думать усиленно, соображать - тоже»; уверенны, что это весьма полезное занятие. Что уже сделано нашими совместными со студентами-психологами усилиями? На семинарах и практических занятиях студенты учатся элементарным навыкам научного подхода к будущей специальности, вырабатывая необходимые компетентностные модели освоения дисциплины «Общая психология». Например, они формируют профессиональные умения при написании аннотаций, рецензий на статьи из современных научных журналов, позже это будут рецензии на монографии. Затем студенты учатся грамотно делать обзоры по, например, изданиям последнего десятилетия. Обратимся к примерам из работ первокурсников последнего набора и увидим, что такой вид работы им вполне под силу.

Ниже следуют конкретные аннотации, рецензии и обзоры статей за последнее десятилетие по современным периодическим психологическим изданиям. Понятно, что всеохватного полноценного научного труда здесь пока нет, но есть те наработки, к которым уже приложена рука начинающего обучаться неким навыкам первокурсника, желающего «схватить нить судеб, событий» по теоретическим и экспериментальным результатам, полученным в науке.

Глубину проникновения в осознаваемый материал мы получим к четвертому курсу, когда к спецкурсам вполне научно, аргументированно, с определенным диапазоном сведений по изученным, тщательно проработанным монографиям студенты представят рецензии и пересказ монографий по исследованиям ведущих ученых, затрагивающих проблемы, рассматриваемые на семинарах и обсуждаемые в научном сообществе. Тогда массив информации, представляемый в индивидуальной работе, его основательное изучение и способ представления, несомненно, покажут, насколько продвинулся конкретный студент в постижении научных истин, насколько замотивирован на приобретение многих из необходимых для профессионала компетенций. Особенно важно самому студенту почувствовать эту динамику личностного и профессионального роста, ощутить возможности самостоятельного рассмотрения научных проблем, возможности их реализации.

Вот примеры аннотаций, написанных первокурсниками, выполнявшими такое задание на практическом занятии по общей психологии.

1. Матюшкина А.А. Уровни решения проблемного задания как отражения глубины мышления. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2015; № 3: 93 - 107.

Проблему этой статьи можно обозначить как зависимость процесса понимания творческой проблемы от глубины мышления.

Целью проведенного исследования и этой статьи является выявление уровней решения проблемного задания в соотнесении с его успешностью.

В проведенных исследованиях была найдена связь глубины мышления и уровней понимания художественных произведений. Было выявлено, что большего понимания требуют произведения драматического жанра. Также было подмечено, что более успешно решались задания, связанные с пониманием смысла фильма и рассказа по фрагментам драматического и комедийного содержания. Вывод исследования можно считать таким, что глубина мышления может зависеть от анализируемого жанра и самого задания, которое дается для анализа, что о глубине мышления можно судить по уровню понимания художественных произведений.

2. Маланов С.В. Два альтернативных теоретических подхода к исследованию генезиса и функциональной организации памяти. Мир психологии. 2015; № 2: 84 - 94.

В данной статье обсуждается проблема локализации мнемических процессов в структурах и функциях организма. Сравниваются два альтернативных подхода в изучении мнемической деятельности. Обосновывается гипотеза динамической распределенной локализации мнемических функций на физиологических процессах в тканях и органах. Результатами исследования является вычленение исходных теоретических оснований, по которым культурно-деятельностный и информационный подходы изучения памяти являются противоположными друг другу. Выводы исследования заключаются в синтезировании отдельных частей каждого из подходов для объяснения локализации мнемических процессов.

Далее приведем один из вариантов рецензии на статью.

Замятин Д.Н. Геокультурное пространство Арктики: энтологические модели воображения. Мир психологии. 2015; № 4.

Цель исследования заключается в изучении уникальности геокультурного пространства Арктики и формировании онтологических моделей воображения. Проблема заключается в необходимости исследования факторов, влияющих на восприятие пространства и формирование моделей воображения.

В статье рассмотрены следующие вопросы: сопространственность и геокультуры: базовые положения, Арктика: структура онтологической модели воображения, специфика арктических идентичностей, Арктика: пространство и искусство.

Наиболее рассмотрены вопросы:

1. Арктика: структура онтологической модели воображения, так как описаны три слоя-субстрата этих моделей, определяется значение этого понятия.

2. Специфика арктических идентичностей, так как этот вопрос знакомит нас с «онтологическим фактором», в рамках которого «tabula rasa» чужой территории выступает в качестве дистанцированной вторичной версии изначального геокультурного образа-архетипа.

Автор описывает формирование геокультурного пространства сопро-странственностями, знакомит нас с геокультурным пространством, делается вывод о том, что оно создает чаще всего несколько взаимно пересекающихся гетерогенных территориальных идентичностей.

Он также даёт понятие модели воображения, описывает её слои-субстраты, формирование.

Автор приходит к следующему выводу: Арктика является пространством, которое становится искусством своего собственного размещения и самопредставления.

Нельзя не согласиться с тем, что арктические идентичности - это результат развития точечных сопространственностей.

В разработку проблемы автор вносит понимание особенностей арктического воображения, исследует факторы, влияющие на восприятие пространства.

Автору рекомендуется завершать каждый вопрос выводом, а также конкретнее вводить потенциальных читателей в контекст темы для понимания культуры Арктики.

Обзоры статей за последнее десятилетие по темам раздела «Познавательная сфера личности» также входили в спектр письменных заданий на практических занятиях.

Библиографический список

1. В таких известных журналах, как «Вопросы психологии», «Вестник Московского университета», «Мир психологии», «Психологический журнал», «Молодой ученый» и других представлены разнообразные исследования памяти. Основным направлением исследований можно считать когнитивную психологию.

В русле когнитивной психологии раскрываются такие вопросы, как факторная структура рабочей памяти и соотношение, хранение и переработка информации в рабочей памяти, память как основа единства и многоуровневая модель памяти, память как фундамент информационных процессов, поиск сложной информации в семантической памяти. А также рассказывается о феноменах памяти - размышлениях и воспоминаниях, подходах к улучшению свойств памяти.

В русле возрастной психологии раскрываются вопросы о значении памяти в учебном процессе школьников, мнемотехнике как способе развития мышления у детей и взрослых, приемы развития памяти у школьников, а также развитие памяти у детей дошкольного возраста.

Затрагивается и социальная психология в таких статьях, как «Что же происходит с памятью в информационном обществе?», «Обмен знаниями, групповая рефлексивность и групповая память».

Наш обзор не в полной мере раскрывает аспекты и широту исследований такого психического процесса, как память. Но по этому обзору за последнее десятилетие можно судить, что тема «Память» до сих пор актуальна в современной психологии и изучается в различных направлениях.

В совместной работе авторов данной статьи ранее уже были описаны детерминанты творческой работы со студентами-художниками при воплощении их идей в создании гобеленов. Мы пришли к выводу о необходимости использования в преподавании студентам-гуманитариям и художникам не только технологических, но и психологических детерминант, тех механизмов, которые позволяют воплощать в разных видах деятельности возможности познавательной сферы студентов.

Включение воображения необходимо на всех этапах создания декоративного художественного произведения: от наблюдения явлений окружающего мира до завершения произведения в материале. Поэтому разнообразие и вариативность творческого процесса, определяемое различным сочетанием операций воображения, также способствует совершенствованию способов создания студентами зрительных образов и оперирования ими [4, с. 4]. В нашем случае демонстрация преподавателем креативного поведения свидетельствовала, как образец, о важности уровня и степени проявления конструктивного, творческого начала. Изначальное конструирование творческого задания для студентов исходило из их самостоятельного выбора и инициативы в избрании варианта творческого задания [5, с. 104].

Таким образом, обратившись к описанию вариантов различных заданий, способов и приемов создания специально организованного педагогом процесса освоения знаний, умений и навыков студентами-первокурсниками, мы смогли представить спектральное разнообразие возможностей их использования в системе средств и методов обучения психологии на начальном этапе профессионализации студентов-психологов, возможностей совершенствования параметров их познавательной сферы в процессе обучения.

1. Абрамян Н.Г, Пронина Е.В. Методика преподавания психологии: учебно-методическое пособие. Владимир: Издательство ВлГУ, 2017.

2. Абрамян Н.Г Методика преподавания психологии в вузе. Из опыта работы. Пособие для начинающих преподавателей и студентов. Владимир: Собор, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Абрамян Н.Г Влияние педагогического общения на познавательную сферу личности в юношеском возрасте. Владимир: Собор, 2005.

4. Абрамян Н.Г., Хозяшева Л.С. Психолого-педагогические основы методического обеспечения процесса обучения ручному ткачеству студентов института культуры и искусств МГПУ. Проблемы современного педагогического образования. Ялта, 2019; № 63(4).

5. Хозяшева Л.С. Детерминанты творческой работы с гобеленом как основа педагогического воздействия. Наука и школа. Москва, 2017; № 5: 100.

References

1. Abramyan N.G., Pronina E.V. Metodika prepodavaniya psihologii: uchebno-metodicheskoe posobie. Vladimir: Izdatel'stvo VIGU, 2017.

2. Abramyan N.G. Metodika prepodavaniya psihologii v vuze. Iz opyta raboty. Posobie dlya nachinayuschih prepodavatelej i studentov. Vladimir: Sobor, 2006.

3. Abramyan N.G. Vliyanie pedagogicheskogo obscheniya na poznavatel'nuyu sferu lichnosti v yunosheskom vozraste. Vladimir: Sobor, 2005.

4. Abramyan N.G., Hozyasheva L.S. Psihologo-pedagogicheskie osnovy metodicheskogo obespecheniya processa obucheniya ruchnomu tkachestvu studentov instituía kul'tury i iskusstv MGPU. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya. Yalta, 2019; № 63(4).

5. Hozyasheva L.S. Determinanty tvorcheskoj raboty s gobelenom kak osnova pedagogicheskogo vozdejstviya. Nauka i shkola. Moskva, 2017; № 5: 100.

Статья поступила в редакцию 27.11.20

УДК 371.72

Berger O.V., postgraduate, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia), E-mail: ksumoscow@gmail.com

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR EDUCATION OF STUDENTS' SPEECH CULTURE IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. The article deals with issues related to improving the speech culture of students of higher educational institutions. The study reveals the main characteristics of the modern language situation in the youth environment, identifies methods of work on improving the speech culture of students. Studying the speech culture of university students is one of the conditions for personal and professional success. The process of improving the culture of the Russian language is of paramount importance in the overall educational process. Fostering respect for the native language and speech culture among students will help prevent the decline in the value of the native language, preserve the diversity of Russian speech culture, and contribute to the development of a harmonious society and the education of competent specialists.

Key words: speech culture, language communication, language norm, modeling of speech situations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.