Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

О НЕКОТОРЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
492
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метод / прием обучения / компетентность / научность / доступность / занимательность / method / teaching method / competence / scientific character / accessibility / entertaining

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.Г. Абрамян, Е.Н. Старкова

В данной статье представлено описание методических особенностей преподавания психологии на начальном этапе обучения в педагогическом институте. Реализуя методический подход в обучении общей, возрастной, педагогической и социальной психологии студентов педагогических вузов, авторы соотносят приемы и способы подачи материала, методов его освоения студентами разных направлений обучения и делают выводы о необходимости применения конкретных подходов в конкретных условиях и обстоятельствах обучения. В статье также описываются конкретные варианты заданий, дающих качественный эффект формирования профессиональных компетенций у студентов разных педагогических направлений. Кроме того, названы основные компоненты содержания обучения, необходимые практически во всех его формах и методах: научность, доступность и занимательность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME METHODOLOGICAL FEATURES OF TEACHING PSYCHOLOGY AT A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article presents a description of the methodological features of teaching psychology at the initial stage of training at a pedagogical institute. Realizing a methodological approach in teaching general, age, pedagogical and social psychology of students of pedagogical universities, the author correlates the techniques and methods of presenting the material, methods of its mastering by students of different directions of study and draws conclusions about the need to apply specific approaches in specific conditions and circumstances of training. The article also describes specific options for tasks that give a qualitative effect of the formation of professional competencies among students of different pedagogical directions. In addition, the main components of the contents of education, which are necessary in almost all forms and methods of teaching, are named: scientific nature, accessibility and amusement.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

Библиографический список

1. ФГОС ВО по направлениям бакалавриата. Available at: http://fgosvo.rU/fgosvo/92/91/4

2. Алтухов А.И., Калинин В.Н., Чебурков М.А. Об опыте формирования и оценивания компетенций по дисциплинам профессионального цикла в системе военного образования. Труды Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского. 2016; № 650: 204 - 209.

3. Алтухов А.И., Головина В.В., Калинин В.Н. Формирование и критерии оценивания общекультурных и профессиональных компетенций в цикле математических и естественнонаучных дисциплин. Труды Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского. 2014; № 642: 210 - 215.

4. Гороховатский Ю.А. Электретный эффект и его применение. Соросовский образовательный журнал. 1997; № 8: 92 - 98.

5. Галиханов М.Ф., Борисова А.Н., Дебердеев РЯ. Активный упаковочный материал для яблок. Вестник Казанского технологического университета. 2004; № 1-2: 163 - 167.

6. Борисова А.Н., Галиханов М.Ф., Крыницкая А.Ю., Саниева Д.В., Дебердеев РЯ., Гамаюрова В.С. Влияние активного упаковочного материала на качество молочных продуктов. Высокоэффективные пищевые технологии, методы и средства для их реализации: сборник научных трудов II Всероссийской научно-технической конференции-выставки. Москва: МГУПП, 2004; Ч. 1: 304 - 309.

7. Галиханов М.Ф., Козлов А.А., Дебердеев РЯ. Изменение адгезионных характеристик двухслойных полимерных пленок к металлической подложке при переводе их в электретное состояние. Известия вузов. Химия и химическая технология. 2008; Т. 51, Выпуск 1: 77 - 80.

8. Лущейкин ГА. Полимерные электреты. Москва: Химия, 1984.

9. Бартенев Г.М., Зеленев Ю.В. Физика и механика полимеров. Москва: Высшая школа, 1984.

10. Московское представительство МНИПИ. Available at: https://www.mnipi.ru/products.php?group=10&device=0

11. Тихонов А.Н., Леонов А.С., Ягола А.Г. Нелинейные некорректные задачи. Москва: Наука, 1995.

12. Гороховатский Ю.А., Темнов Д.Э. Термостимулированная релаксация поверхностного потенциала и термостимулированные токи короткого замыкания в предварительно заряженном диэлектрике. Известия РГПУ имени А.И. Герцена: Научный журнал. Санкт-Петербург, 2007; № 8 (38): 24 - 34.

13. Темнов Д.Э. Механизмы релаксационных процессов в поливинилиденфториде. Диссертация ... кандидата физико-математических наук. Санкт-Петербург, 1999.

References

1. FGOS VO po napravleniyam bakalavriata. Available at: http://fgosvo.rU/fgosvo/92/91/4

2. Altuhov A.I., Kalinin V.N., Cheburkov M.A. Ob opyte formirovaniya i ocenivaniya kompetencij po disciplinam professional'nogo cikla v sisteme voennogo obrazovaniya. Trudy Voenno-kosmicheskoj akademii imeniA.F. Mozhajskogo. 2016; № 650: 204 - 209.

3. Altuhov A.I., Golovina V.V., Kalinin V.N. Formirovanie i kriterii ocenivaniya obschekul'turnyh i professional'nyh kompetencij v cikle matematicheskih i estestvennonauchnyh disciplin. Trudy Voenno-kosmicheskoj akademii imeni A.F. Mozhajskogo. 2014; № 642: 210 - 215.

4. Gorohovatskij Yu.A. 'Elektretnyj 'effekt i ego primenenie. Sorosovskijobrazovatel'nyjzhurnal. 1997; № 8: 92 - 98.

5. Galihanov M.F., Borisova A.N., Deberdeev R.Ya. Aktivnyj upakovochnyj material dlya yablok. VestnikKazanskogo tehnologicheskogo universiteta. 2004; № 1-2: 163 - 167.

6. Borisova A.N., Galihanov M.F., Krynickaya A.Yu., Sanieva D.V., Deberdeev R.Ya., Gamayurova V.S. Vliyanie aktivnogo upakovochnogo materiala na kachestvo molochnyh produktov. Vysoko'effektivnye pischevye tehnologii, metody i sredstva dlya ih realizacii: sbornik nauchnyh trudov II Vserossijskoj nauchno-tehnicheskoj konferencii-vystavki. Moskva: MGUPP, 2004; Ch. 1: 304 - 309.

7. Galihanov M.F., Kozlov A.A., Deberdeev R.Ya. Izmenenie adgezionnyh harakteristik dvuhslojnyh polimernyh plenok k metallicheskoj podlozhke pri perevode ih v 'elektretnoe sostoyanie. Izvestiya vuzov. Himiya i himicheskaya tehnologiya. 2008; T. 51, Vypusk 1: 77 - 80.

8. Luschejkin G.A. Polimernye 'elektrety. Moskva: Himiya, 1984.

9. Bartenev G.M., Zelenev Yu.V. Fizika i mehanika polimerov. Moskva: Vysshaya shkola, 1984.

10. Moskovskoe predstavitel'stvo MNIPI. Available at: https://www.mnipi.ru/products.php?group=10&device=0

11. Tihonov A.N., Leonov A.S., Yagola A.G. Nelinejnyenekorrektnyezadachi. Moskva: Nauka, 1995.

12. Gorohovatskij Yu.A., Temnov D.'E. Termostimulirovannaya relaksaciya poverhnostnogo potenciala i termostimulirovannye toki korotkogo zamykaniya v predvaritel'no zaryazhennom di'elektrike. Izvestiya RGPU imeni A.I. Gercena: Nauchnyj zhurnal. Sankt-Peterburg, 2007; № 8 (38): 24 - 34.

13. Temnov D.'E. Mehanizmyrelaksacionnyh processov vpolivinilidenftoride. Dissertaciya ... kandidata fiziko-matematicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 1999.

Статья поступила в редакцию 18.11.20

УДК 378

Abramyan N.G., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of General and Pedagogical Psychology, GumI VISU n.a. A.N. and G.N. Stoletovs

(Vladimir, Russia), E-mail: ninaabramyan27@gmail.com

Starkova E.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), Associate Professor of the Department of Pedagogy, Moscow State University (Mytischi, Russia),

E-mail: star63.63@mail.ru

ON SOME METHODOLOGICAL FEATURES OF TEACHING PSYCHOLOGY AT A PEDAGOGICAL UNIVERSITY. The article presents a description of the methodological features of teaching psychology at the initial stage of training at a pedagogical institute. Realizing a methodological approach in teaching general, age, pedagogical and social psychology of students of pedagogical universities, the author correlates the techniques and methods of presenting the material, methods of its mastering by students of different directions of study and draws conclusions about the need to apply specific approaches in specific conditions and circumstances of training. The article also describes specific options for tasks that give a qualitative effect of the formation of professional competencies among students of different pedagogical directions. In addition, the main components of the contents of education, which are necessary in almost all forms and methods of teaching, are named: scientific nature, accessibility and amusement.

Key words: method, teaching method, competence, scientific character, accessibility, entertaining.

Н.Г. Абрамян, канд. психол. наук, доц., ГумИ ВлГУ имени А.Н. и Г.Н. Столетовых, г. Владимир, E-mail: ninaabramyan27@gmail.com

Е.Н. Старкова, канд. пед. наук, доц., МГОУ, г. Мытищи, E-mail: star63.63@mail.ru

О НЕКОТОРЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

В данной статье представлено описание методических особенностей преподавания психологии на начальном этапе обучения в педагогическом институте. Реализуя методический подход в обучении общей, возрастной, педагогической и социальной психологии студентов педагогических вузов, авторы соотносят приемы и способы подачи материала, методов его освоения студентами разных направлений обучения и делают выводы о необходимости применения конкретных подходов в конкретных условиях и обстоятельствах обучения. В статье также описываются конкретные варианты заданий, дающих качественный эффект формирования профессиональных компетенций у студентов разных педагогических направлений. Кроме того, названы основные компоненты содержания обучения, необходимые практически во всех его формах и методах: научность, доступность и занимательность.

Ключевые слова: метод, прием обучения, компетентность, научность, доступность, занимательность.

В педагогической психологии сегодня активно представляются разнообразные модели и технологии обучения в вузе. Особенно пропагандируются интерактивные и медиатехнологии, зарекомендовавшие себя как продуктивные и перспективные в отечественной и зарубежной практике преподавания.

Отметим, что методические разработки часто не указывают на разницу использования методических средств обучения на стационаре и при заочном обучении, на специальных и неспециальных направлениях обучения, хотя различия в методическом оснащении процесса обучения существуют Следовательно,

можно говорить о недостаточной проработанности проблемы в современных методических источниках и несомненной актуальности обозначенной темы.

Целью данной статьи является краткое описание представленного в практике нашего преподавания подхода к обучению психологии на начальном этапе обучения в педагогическом вузе. Задачами при этом являются перечисление принципов, форм, приемов и способов обучения, а также описание трехкомпо-нентной модели содержания обучения по В.С. Герасимовой, ставшей основой нашего подхода к преподаванию.

Что касается краткого обзора теоретических источников, следует отметить, что за последнюю четверть века методике преподавания психологии в вузе было посвящено не столь много исследований. В частности, вышло несколько учебников для вузов по методике преподавания психологии, имена авторов которых достаточно известны. Прежде всего, хотелось бы назвать В.Я. Ляудис, в восьмидесятые годы прошлого века издавшую учебное пособие по методике преподавания психологии в вузе, а затем - таких психологов и педагогов, как А.К. Маркова, М.В. Кларин; гораздо позже свои учебники и пособия опубликовали Б.Ц. Бадмаев, В.Н. Карандашев. Несомненную ценность представляли отдельные вопросы и самые разные аспекты преподавания психологии. В частности, об активных методах обучения, о психологии творческого отношения к преподаванию писали Ю.Н. Емельянов, З.М. Панибратцева, М.М. Кашапов, И.В. Вач-ков, В.С. Герасимова и другие. В нашем исследовании также представлен лишь отдельный аспект подхода к обучению психологии на первых курсах вузовской подготовки, а также описание вариантов методических средств, дающих возможность осмыслить их пригодность, степень продуктивности в работе преподавателя.

На протяжении многих лет нам приходилось совмещать работу на факультете психологии гуманитарного института и ряда факультетов педвуза и, соответственно, учитывать специфику разных направлений обучения, хотя практически для всех педагогических специальностей до сих пор существовало некое единообразие в структуре и методах обучения.

В частности, в программах по курсам психологии для неспециальных факультетов нет столь тщательной проработки специфических и мелких, уточняющих, детальных вопросов, как в программах с направленной специализацией, например, на клиническую психологию и другие направления и профили. Соответственно и выделяемое для лекционных и практических курсов меньшее количество аудиторных часов свидетельствует об отсутствии в содержательном компоненте курсов отдельных тем и вопросов. «Не только эти особенности работы на неспециальных факультетах требуют особого подхода к методической стороне процесса организации занятий, но и специфика профессиональной направленности обучаемых, и степень их общей подготовленности и, если хотите, культуры, а также и этап обучения: начальный, например, несомненно, требует больших энергетических, эмоциональных, личностных затрат преподавателя в сравнении с остальными» [1, с. 32].

В ходе работы со студентами педагогических специальностей выявляется уровень общей подготовленности, влияние специфики направления подготовки на восприятие материала, степень заинтересованности предметом и включенности в его понимание. На этих данных, получаемых уже на первых встречах со студентами, и моделируется, формируется определенный подход к методике преподавания психологии в конкретной аудитории, курсе, группе. В разных по подготовленности аудиториях в соответствии со степенью ее вхождения в материал программы курса акценты делаются и в процессе чтения лекций, и при проведении практических занятий на существенных и определяющих смысл нашего взаимодействия содержательных компонентах обучения.

Понятно, что, имея дело с первокурсниками, сложно сразу сориентироваться, на каких компонентах содержания преподаваемого курса необходимо основываться. В одних аудиториях необходимость опоры на научность и исследовательскую направленность изучаемого материала играет определяющую роль. Так, в лекционных материалах выбираются и описываются не только общепринятые в отечественной и зарубежной науке теории и подходы, но обязательно объясняется сущность самых последних разработок по теме. Студентам рекомендуются возможные просмотры в онлайновом режиме отдельных лекционных материалов в изложении ведущих специалистов главных вузов страны. Например, в одних аудиториях более приемлем акцент на доступность содержания темы. В таких случаях приходится подбирать огромное количество доказательных примеров и демонстраций для лучшего восприятия и понимания материала. Конечно, опора на научные авторитеты обладает несомненным доверием и привлекательностью, студенты пытаются запоминать примеры из истории возникновения идей, стимулов к идеям, собственно экспериментов, проводимых учеными, сделавшими выводы из своих открытий. Обращение к истории развития науки, несомненно, вызывает интерес и вносит разнообразие в череду приводимых примеров, подтверждающих и обосновывающих теоретические положения.

Если обратиться к положениям одной из глав учебника В.С. Герасимовой по методике преподавания психологии в вузе, можно отметить следующее. В лекционном изложении материала примеры должны соответствовать, по методическим требованиям, ряду условий: «они не должны быть случайными, должны относиться к сути излагаемого материала, быть не слишком громоздкими и длительными в изложении и, конечно, не должны быть устаревшими» [2, с. 57]. В третьих по уровню подготовленности к восприятию содержания ау-

диториях больший акцент делается на таком компоненте содержания лекции, как ее занимательность. Это то, что станет привлекательным и интересным для слушателей, не вполне подготовленных к серьезному осмыслению курса. В общении с подобной аудиторией необходимой составляющей становится пересказ известных историй, занимательных и анекдотических случаев из научной практики, исследований, жизни и творчества отдельных представителей науки. Так, известны байки и мифы, бытующие в студенческой среде, о событиях давних времен, происходивших, например, на факультете психологии МГУ Их приводят лекторы, чтобы расшевелить аудиторию, привнести стимулы концентрации внимания на существенном в материале, особенно, если он труден для понимания.

Мы уже отмечали значимость учета самых разных составляющих процесса общения с определенными категориями обучаемых.

«На семинарских и практических занятиях специфика методических подходов к аудитории несколько меняется, поскольку студенты в большей степени проявляют самостоятельность, учатся выступать, высказывать свою точку зрения, оппонировать сокурсникам, выполняют целый спектр разнообразных видов работ, с которыми не сталкиваются даже во время проблемной лекции. Ранее описанные нами методические приемы, пользующиеся популярностью в среде студентов-психологов, не всегда становятся таковыми в условиях общения со студентами, например, исторического, естественно-географического, физико-математического или физкультурного отделений» [1, с. 33]. Приходилось, несомненно, подстраиваться под специфику специализаций на каждом из направлений. Так, задания по анализу монографий по психологии, написанию рецензий или аннотированию с большим успехом выполнялись студентами исторического факультета, варианты заданий на логику исследования, классификацию и систематизацию материала с большей долей качественности осуществлялись на физико-математическом и естественно-географическом факультетах, а сту-денты-физвосовцы с желанием выполняли и легко справлялись с заданиями, связанными с точностью, учетом всех составляющих в объемных видах работ, конспектах и устных ответах на вопросы.

Следует кратко охарактеризовать каждый из перечисленных выше методических компонентов, обеспечивающих полноценное вхождение в специальность будущих специалистов. Например, в анализ монографий входила обязательная рецензия, описывающая основные параметры анализируемой книги. Кроме того, студенты должны были аргументировать выбор одной из глав для подробного пересказа и представить устное изложение основных положений монографического исследования по проблеме, заявленной в теме семинарского или практического занятия. Классификация и систематизация научного материала проводилась по достаточно обширному списку литературы, который должен был быть просмотренным и частично изученным студентами. А конспектирование проходило по разным планам и вариантам записей: это могли быть тезисная запись, цитатный конспект, пересказный вариант с обязательным составлением планов, расширенных или кратких.

Разноплановые задания к семинарам и практическим занятиям, как правило, выявляли вполне конкретные качества обучаемых и вне зависимости от их специализации. Но мы описываем средние и некие общие показатели, обнаруженные в процессе наблюдения в течение последних лет работы со студентами разных педагогических специальностей с опорой на три компонента содержания образования: научность, доступность и занимательность.

Учет специфики разных специализаций в обучении и методическом обеспечении этого процесса позволяет улучшить качественные показатели и способствовать совершенствованию профессиональной направленности студентов. Как оказалось, те же проблемы интересуют педагогов средних учебных заведений, особенно в последние годы. То есть можно говорить о сравнительных характеристиках, кроме особенностей использования методических средств в среднем и высшем звеньях образовательных систем.

Содержание среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования вполне может быть наполнено материалами профильной направленности. Профильная направленность предполагает отбор содержания учебного материала с учетом профиля получаемого профессионального образования. Для отбора материала профильной направленности и использования его в работе от преподавателей требуется кропотливый труд, так как этот материал не должен искажать, подменять собой данные научных областей. Необходимо отметить, что в преподавании дисциплин общего среднего образования использование материалов профильной направленности при освоении профессий и специальностей ни в коем случае не умаляет принципа научности в обучении, но способствует развитию познавательного интереса, активизирует деятельность обучающихся на учебных занятиях и в процессе выполнения самостоятельной работы.

Для выявления знаний, умений обучающихся, получаемых в процессе освоения психолого-педагогических и профессиональных дисциплин, активно проводится анкетирование и другие диагностические процедуры, выявляющие компетентностные возможности обучения.

Анализ полученных данных и его оглашение на заседаниях профессионалов разных профилей и педагогов учреждения позволили скорректировать направления работы и разработать комплекс учебно-методические мероприятий,

связанных с профильной направленностью в преподавании общеобразовательных дисциплин в СПО [3, с. 56].

Спектр исследований, посвященных политехническому образованию, про-фориентационной работе, заслуживает глубокого уважения своей проработанностью и обоснованностью [4, с. 90].

Таким образом, в самых общих чертах описав наши представления о возможностях работы с первокурсниками педагогических специальностей, хотелось бы обозначить некие общие принципы в подходе к работе со студентами.

Назовем не только известные методологические принципы детерминизма, развития, связи сознания с деятельностью и деятельности с сознанием, систем-

Библиографический список

ности и систематичности (особенно в практических занятиях), но также некогда обозначенные в гуманистической психологии великие принципы соучастия, сотворчества, содействия, фасилитации, не всегда и не всеми преподавателями учитывающиеся.

Кроме того, разнообразие средств и приемов обучения, постоянное их совершенствование и обновление, обращение к классическим методикам преподавания и новейшим технологиям не только обучения, но, если хотите, и техникам со свойствами эдьютейнмента, несомненно, привнесут разнообразие и станут стимулами к продуктивному освоению будущей профессиональной деятельности студентами на начальном этапе обучения в вузе.

1. Абрамян Н.Г, Агабаян Н.Б. Варианты методических моделей обучения психологии в вузе по неспециальным направлениям. Молодежь и будущее: профессиональная и личностная самореализация: материалы VI Всероссийской студенческой научно-практической конференции по психологии с международным участием. Владимир: Издательство ВлГУ 2017.

2. Герасимова В.С. Методика преподавания психологии. Москва: Ось-89, 2007.

3. Старкова Е.Н. Профильная направленность в преподавании общеобразовательных предметов в условиях СПО. Молодёжь и будущее: профессиональная и личностная самореализация: сборник материалов VII Всероссийской студенческой научно-практической конференции по психологии с международным участием. Владимир: Издательство ВлГУ 2018.

4. Старкова Е.Н. Рабочая профессия - школьникам (на примере Московской области). Молодёжь и будущее: профессиональная и личностная самореализация: сборник материалов VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции по психологии с международным участием. Владимир: Издательство ВлГУ, 2019.

References

1. Abramyan N.G., Agabayan N.B. Varianty metodicheskih modelej obucheniya psihologii v vuze po nespecial'nym napravleniyam. Molodezh' i buduschee: professional'naya i lichnostnaya samorealizaciya: materialy VI Vserossijskoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii po psihologii s mezhdunarodnym uchastiem. Vladimir: Izdatel'stvo VIGU, 2017.

2. Gerasimova V.S. Metodika prepodavaniya psihologii. Moskva: Os'-89, 2007.

3. Starkova E.N. Profil'naya napravlennost' v prepodavanii obscheobrazovatel'nyh predmetov v usloviyah SPO. Molodezh' i buduschee: professional'naya i lichnostnaya samorealizaciya: sbornik materialov VII Vserossijskoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii po psihologii s mezhdunarodnym uchastiem. Vladimir: Izdatel'stvo VIGU, 2018.

4. Starkova E.N. Rabochaya professiya - shkol'nikam (na primere Moskovskoj oblasti). Molodezh' i buduschee: professional'naya i lichnostnaya samorealizaciya: sbornik materialov VIII Vserossijskoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii po psihologii s mezhdunarodnym uchastiem. Vladimir: Izdatel'stvo VlGU, 2019.

Статья поступила в редакцию 27.11.20

УДК 378

Abramyan N.G., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of General and Pedagogical Psychology, GumI VlSU n.a. A.N. and G.N. Stoletovs

(Vladimir, Russia), E-mail: ninaabramyan27@gmail.com

Khozyasheva L.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Fine, Decorative Arts and Design, IKIMGPU (Moscow, Russia),

E-mail: yajozik@yandex.ru

THE DEVELOPMENT OF THE COGNITIVE SPHERE OF STUDENTS AT THE INITIAL STAGE OF STUDY AT A UNIVERSITY. The article is a description of the types of work used by the author in the practice of teaching psychology in practical and seminar classes for freshmen, ensuring the development of the level of indicators of the cognitive sphere of students. Approach to the development of the cognitive sphere of beginners entry into the basics science students theoretically and practically tested in long-term studies with observation and diagnostic procedures, described on the basis of a formative experiment. The examples given in the article indicate the possibilities of using such tools and methods of work in the process of teaching psychology. The author confirms the hypothesis that the conditions specially created in the learning process contribute to the development of the parameters of the cognitive sphere of the individual.

Key words: development of cognitive sphere, methods and techniques of teaching, formative experiment, methodological tools, teaching methods.

Н.Г. Абрамян, канд. психол. наук, доц., ГумИ ВлГУ имени А.Н. и Г.Н. Столетовых, г. Владимир, E-mail: ninaabramyan27@gmail.com

Л.С. Хозяшева, канд. пед. наук, доц., ИКИ МГПУ, г. Москва, E-mail: yaaozik@ yandex.ru

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Статья представляет собой описание используемых автором в практике преподавания психологии видов работ на практических и семинарских занятиях первокурсников, обеспечивающих развитие уровня показателей познавательной сферы студентов. Подход к развитию познавательной сферы начинающих вхождение в основы науки студентов теоретически и практически апробирован в многолетних занятиях с наблюдением и диагностическими процедурами, описан на основе формирующего эксперимента. Примеры, приведенные в данной статье, свидетельствуют о возможностях использования подобных средств и способов работы в процессе обучения психологии. Авторы подтверждают гипотезу о том, что специально созданные в процессе обучения условия способствуют развитию параметров познавательной сферы личности.

Ключевые слова: развитие познавательной сферы, способы и приемы обучения, формирующий эксперимент, методические средства, методика преподавания.

Несомненная актуальность данного исследования обусловлена востребованностью в процессе вузовского обучения определенных стратегий преподавания психологии. Методическая сторона процесса обучения всегда предъявляла преподавателям вуза некие требования сбалансированности, гармонии в выборе способов и приемов, профессиональных средств, стимулирующих, формирующих и совершенствующих, а не только контролирующих процесс освоения знаний, навыков и умений будущими профессионалами.

Целью статьи является описание условий освоения студентами теоретических знаний по курсам психологии, а также практических навыков работы с источниками, составление разного рода таблиц, схем, шкал, проектов, сценариев - в

целом, возможностей осмысления материала по-разному, не стереотипизируя уже известные им, выработанные ранее навыки работы с материалом.

Цель реализуется через задачу описать, как сформировывались умения и навыки методического осмысления и обеспечения содержания курса методами и методиками, способами и приемами обучения в системе субъект-субъектного взаимодействия преподавателя со студентами, с возможностью проецировать уже известные модели подходов к данному курсу и на познание других дисциплин, развивая таким образом альтернативное видение процесса обучения, совершенствуя его в деталях, формирующих в итоге некий концептуальный подход к методике преподавания психологии в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.