Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научно-исследовательская работа / профессиональные компетенции / экспериментальная деятельность / research work / professional competencies / experimental activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.Е. Фомичева, Ю.К. Шафаренко

В статье рассматриваются вопросы развития навыков, необходимых для научно-исследовательской деятельности обучающихся технических вузов. На примере научно-исследовательской работы обсуждается возможность вовлечения их в данный вид деятельности с начала обучения в вузе. В качестве примера предлагается работа на тему исследования электретного эффекта в полимерных материалах. Эта тема не является искусственно придуманной для решения поставленной задачи, а находит практическое применение при исследовании электрофизических свойств полимеров. Предлагаемая работа является достаточно объемным исследованием и может выполняться в часы внеаудиторной работы, например, факультативно или в рамках научной работы обучающихся. При ее выполнении требуются знания не только физики, но и соответствующих разделов высшей математики и информатики в части, касающейся численных методов решения задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е.Е. Фомичева, Ю.К. Шафаренко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF RESEARCH SKILLS IN STUDENTS AT THE INITIAL STAGE OF STUDY AT A UNIVERSITY

The article discusses issues of development of skills that are necessary for scientific-research activities of graduates of technical universities. Using the example of research work, the possibility of involving students in this type of activity is discussed starting from the first terms of university study. As an example, the researchers offer a study of the electret effect in polymer materials. This topic is not artificially invented for the implementation of the point, but it is practical application in the scientific work of scientists engaged in the study of the electrophysical properties of polymers. The research is a fairly extensive study and can be performed as part of elective classes or research practice. It involves interdisciplinary communication with sections of higher mathematics and information technologies, dedicated to the study of numerical methods for solving problems.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

4. Galickaya I.A., Metlik I.V. Ponyatie «duhovno-nravstvennoe vospitanie» v sovremennoj pedagogicheskoj teorii i praktike. Internet-sajt Religioznye cennosti i sovremennaya sistema obrazovaniya. Available at: http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=578

5. Ob utverzhdenii plana meropriyatij po realizacii Koncepcii prepodavaniya predmetnoj oblasti "Iskusstvo" v obrazovatel'nyh organizaciyah Rossijskoj Federacii, realizuyuschih osnovnye obscheobrazovatel'nye programmy, na 2020 - 2024 gody, utverzhdennoj na zasedanii Kollegii Ministerstva prosvescheniya Rossijskoj Federacii 24 dekabrya 2018 goda. Prikaz Minprosvescheniya Rossii ot 25.11.2019 N 635. Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=737978#032806733426730905

6. Gafurova N.V., Bugaeva T.P. Vospitatel'nyj process v vuze kak sistema. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2009; № 6: 102 - 106.

7. Kobozeva I.S., Teplova N.V. Obrazovatel'no-vospitatel'nyj potencial russkoj duhovnoj muzyki v formirovanii kul'tury lichnosti studenta pedagogicheskogo vuza. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 4 (77): 46 - 48.

8. Himich M.D. Vospitatel'noe znachenie pravoslavnoj duhovnoj muzyki. Nauka. Kul'tura. Iskusstvo: aktual'nye problemy teorii i praktiki: sbornik dokladov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 4 t. Belgorod: IPK BGIIK, 2016; T. 3: 210 - 213.

9. Yakovlev E.V. Pedagogicheskoe issledovanie: soderzhanie i predstavlenie rezul'tatov. Chelyabinsk: Izdatel'stvo RBIU, 2010.

10. Kobozeva I.S., Teplova N.V. Programma fakul'tativnogo kursa «Osnovy pravoslavnoj kul'tury uchitelya muzyki» kak sredstvo formirovaniya kul'tury lichnosti studenta pedagogicheskogo vuz. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 5 (78): 111 - 113.

Статья поступила в редакцию 16.11.20

УДК 378

Fomicheva E.E., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), teacher, Military Space Academy n.a. A.F. Mozhaysky (St. Petersburg, Russia),

E-mail: fee83@yandex.ru

Shafarenko Yu.K., Cand. of Sciences (Military Studies), senior lecturer, Military Space Academy n.a. A.F. Mozhaysky (St. Petersburg, Russia),

E-mail: shafarenko@mail.ru

FORMATION OF RESEARCH SKILLS IN STUDENTS AT THE INITIAL STAGE OF STUDY AT A UNIVERSITY. The article discusses issues of development of skills that are necessary for scientific-research activities of graduates of technical universities. Using the example of research work, the possibility of involving students in this type of activity is discussed starting from the first terms of university study. As an example, the researchers offer a study of the electret effect in polymer materials. This topic is not artificially invented for the implementation of the point, but it is practical application in the scientific work of scientists engaged in the study of the electrophysical properties of polymers. The research is a fairly extensive study and can be performed as part of elective classes or research practice. It involves interdisciplinary communication with sections of higher mathematics and information technologies, dedicated to the study of numerical methods for solving problems.

Key words: research work, professional competencies, experimental activities.

Е.Е. Фомичева, канд. физ.-мат. наук, преп., Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского, г. Санкт-Петербург, E-mail: fee83@yandex.ru

Ю.К. Шафаренко, канд. воен. наук, доц., Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского, г. Санкт-Петербург, E-mail: shafarenko@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

В статье рассматриваются вопросы развития навыков, необходимых для научно-исследовательской деятельности обучающихся технических вузов. На примере научно-исследовательской работы обсуждается возможность вовлечения их в данный вид деятельности с начала обучения в вузе. В качестве примера предлагается работа на тему исследования электретного эффекта в полимерных материалах. Эта тема не является искусственно придуманной для решения поставленной задачи, а находит практическое применение при исследовании электрофизических свойств полимеров. Предлагаемая работа является достаточно объемным исследованием и может выполняться в часы внеаудиторной работы, например, факультативно или в рамках научной работы обучающихся. При ее выполнении требуются знания не только физики, но и соответствующих разделов высшей математики и информатики в части, касающейся численных методов решения задач.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа, профессиональные компетенции, экспериментальная деятельность.

В быстро развивающемся мире технологий востребованы молодые специалисты, обладающие навыками поиска и анализа информации, способные обучаться и переучиваться в соответствии с направлением развития существующих технологий и появляющихся новых. Помимо базовых теоретических знаний, которые должен иметь выпускник технического вуза, он также должен владеть такими компетенциями, как умение логически мыслить, систематизировать информацию, прогнозировать, критически мыслить, ставить исследовательские задачи и выбирать пути их решения. Также он должен владеть умениями, необходимыми для обучения работе на современном измерительном оборудовании, знать основные методы обработки и анализа экспериментальных данных. В соответствии с ФГОС ВО [1] видами профессиональной деятельности выпускников, к которым готовятся выпускники технических вузов, освоившие программу специалитета, в том числе является научно-исследовательская и экспериментальная. Поэтому одной из задач, которые стоят перед техническими вузами, является формирование у будущих молодых специалистов общекультурных компетенций, таких как логическое и творческое мышление, развитие умений обобщения и анализа, навыков самостоятельной постановки задач и выбора подходов и методик их решения. Первичные навыки решения данной задачи могут быть заложены уже на младших курсах в рамках научных исследований, которые рекомендуется проводить при изучении дисциплин математического и естественнонаучного цикла [2; 3], в частности по программе курса общей физики.

В данной статье рассмотрена методика проведения научных исследований, которые могут быть выполнены в рамках научно-исследовательской и курсовой работы или проекта, на факультативных занятиях по физике. Эта методика, с одной стороны, достаточно проста в реализации и не требует наличия сложного и дорогостоящего оборудования. С другой стороны, в процессе выполнения работы обучающиеся не только приобретают умения и навыки самостоятельного выполнения научных исследований, но и знакомятся с одной из актуальных тематик современной науки - физикой полимерных диэлектриков,

а точнее, с ее разделом, посвященным изучению электретных свойств полимерных материалов.

Электреты - аналоги постоянных магнитов. Электретом называется «диэлектрик, длительное время сохраняющий поляризованное состояние после снятия внешнего воздействия, которое привело к поляризации (или заряжению) этого диэлектрика, и создающий в окружающем пространстве квазипостоянное электрическое поле» [4, с. 1]. Основные свойства электретных материалов и механизм возникновения электретного состояния в веществе на доступном для студентов младших курсов уровне описан в работе Гороховатского Ю.А. [4].

Применение электретных материалов охватывает многие области человеческой деятельности: они используются в производстве искусственных кровеносных сосудов; на создании электретного эффекта основана работа воздушных фильтров, датчиков давления, дозиметров, сурдотелефонов, электретных микрофонов, электромеханических преобразователей; электретрирование упаковок из полимерных материалов приводит к увеличению сроков хранения в них продуктов [5 - 7]. Но при этом физика электретного состояния диэлектриков весьма непроста. Всё это оставляет актуальным изучение электрофизических свойств полимерных диэлектриков, несмотря на огромное количество материала, накопленного за более полувека их изучения.

Обучающимся предлагается выполнить работу на тему «Исследование электретных свойств полимерных материалов». В качестве образцов используются основные полимерные материалы в виде пленок, широко применяемых в быту и технике: полиэтилен, полипропилен, полистирол, полиэтилентерефталат, политетрафторэтилен (фторопласт). В качестве метода поляризации полимерных пленок предлагается использовать метод поляризации в коронном разряде. Этот метод довольно широко применяется и обладает некоторыми преимуществами по сравнению с другими методами [8].

Коронный разряд протекает в неоднородном электрическом поле. Для заряжения диэлектрика в поле коронного разряда он помещается между двумя

электродами. Один из электродов - плоский - наносится на поверхность исследуемого образца или образец кладется на поверхность электрода. Вторым электродом служит металлическая игла (или нескольких игл) или струны, натянутые вдоль поверхности образца. При напряжениях между электродами, превышающих некоторое пороговое значение, в промежутке между ними наблюдается протекание тока. При коронировании образуется лавина электронов и ионов [9], которые осаждаются на поверхности диэлектрика и создают гомозаряд. Если на верхний электрод подано отрицательное напряжение, то и на поверхности диэлектрика будет создан отрицательный заряд.

Исследование электретного состояния предлагается проводить методом изотермической релаксации потенциала. Он достаточно прост в реализации: образец поляризуется при некоторой температуре и затем снимается зависимость поверхностного потенциала от времени при температуре поляризации. Для измерения поверхностного потенциала можно использовать прибор «ИПЭП-1» [10], служащий для измерения параметров электрического поля. Принципиальная схема установки, используемой для проведения исследований, приведенан а рис. 1.

Рис. Крема установки дляизмерений в режимеизотермическойрелаксации потенциала. 1 - держатель образца; 2 - электрическая печь; 3 - коротрон;

4 - басккниактчио изеерктемьпотен ци^ю ЖаЭКС; 5 - аствч нии лита ни я для оагревечия печки.О- источник посаоянногокчирлженая

На|лис. а прив!эекчылриеааыиреэевнржзависрмопкеЯповррхвостного потенциала, которые получаются в результате эксперимента. Эксперимент проводится несколько раз, и по результатам строится усредненная кривая. Для ана-линаи смеанерия с ренулссатами, пoлучeнииlминжя других м-мазков, вшКичоетяя экспериментальная зависимость, которая наиболее соответствует усредненной крявей.

Во время выполнения эксперимента обучающиеся приходят к пониманию неoбледимоитчпэтвeдкчилиеoэкякpaгныаизмeрeниЯ пакедмих и техже -рли-виях для повышения достоверности результата. Получают навыки критического еcцlоcллиaззягюлсч еанож экcкeиимрняaоPнытpeццмьта■гoя.Bкaтиlплжновык лабораторных занятий на выполнение таких экспериментов времени не хватает. Иlлттвмрпсoведeииe такт мсcэлдoминиЧ cкллиюЖормицoвaыкя наиыков проведения эксперимента, оценивания полученных результатов может быть орга-яизoиaожизacвl саваскеяеелниоирачоты, ервидипойна неляную елятрликoвчь обучающихся.

Ъ с

Рис.2.Примерызависимостей потенциала отвремени, получаемыхврезультатепроведениа^^раевалтниа: (1) - г^^т^ог^р^от^е^аен, (2) - полиэтилен

Втьчаьттвисрвтнааальнойвадачиобучоющилтьпредопуаеутя сфотвалч-зировеси, такой тз материаловрохание етьзрчьихи^еутв^у^1з1е свевтера (дольше у/^^р^уии^^атсеаервнестттм заиад.оетаиоватныЧвовромячоляразарсу обраи-ца), и рассчитать для каждого образца время релаксации, т.е. время, за которое

поверхностный потенциал уменьшается в е раз. Данное задание направлено на развитие навыков анализа результатов эксперимента, умений делать предварительные выводы из анализа графиков, построенных по экспериментальным данным.

Затем обучающимся предлагается ознакомиться с одной из основных задач термоактивационной спектроскопии полимеров - нахождением параметров электрически активных дефектов - энергии активации и частотного фактора диполей, электронных или ионных центров захвата носителей заряда.

Процессы переноса, накопления и релаксации заряда, а, следовательно, и ясеьсновные ьлаюрофизичасюи е ьоюния вполнмерныхматериальх он рсделя-ются параметрами этих дефектов. Из-за сложной структуры полимеров уровни оахвата оосителейзарщнвнахимявлоютсямоноэнергетическими, электриче-ове тамнмиыс деДсмгы р^^вв^^оел^нып^в Это

приводит к существенному усложнению расчетов энергии активации и частотного фтсчора. Донмеаеетоа н^нм^оч^/^еп(соис знаоеяи меаао в в рюалььых

диодскориlгпьт ^с^п^е^иепреты вным иа^г^и^^ясимнотэ! упаэнеоечнвг^аа ^(^^наяеео заряда обучающиеся могут воспользоваться численными методами [11; 12].

а оoэyльraтeа0одбптка скопе°иманослпий1х /^^не^й^)чч^<^сто^тэво^г^еоюс<^я снв^каи( яеапрярслания чеакио^т^эвв^ых дтсаеквчн по тнерйням (мвс. с) и спредолтюнся их олва^иымг^^а^^о^^ор^я.Омьстоен найаптаlДlсютотфьнвчии ран-иpяепла^l^^, тaптчлчaннымдлянкопаяимметалЬНН.Н зaвичвмаcтeй, еeлччсннын дая дву< тсдпдсaтypваляпазaцио (при прочих равных условиях). Если значение часоввного фтlгтoчавыTьт^^oпьсгилтио, ьeииантeтнммтlгиe спеофы. псгечя^тао-ные для разных скоростей нагревания, не должны различаться [13].

Поетченпню кнaыстеяпдннметpов ыныхаеТектсвинед-

лагаепсоераи тоeкyдотсьоми,п<мгонмаосмии первом задании, проверить, насколько они коррелируют друг с другом, и сформулировать выводы.

Смочат oтмeтатн,итд выиотнеиис такыroкадпpскcнo-а иотлeдoоaмео Cоаyчaющиxчо ^^вь^^т^ дляодсJянвт вс^^н кодати

знаний и умений других смежных дисциплин, таких как математический анализ ииифдсмaоткa.

1.2 1.0 0.8

0.4 0.2 0.0

0.60 0.65 0.70 0.75 0.80 0.85 0.90 0.95 1.00

Еакт, ЭВ

Рис. 3. Эеppeайичecксeтаыеоядoлeние ЭАД, пoмийтчэщФeоозaвпмтЧеycтa

Ижcсмoтюжнмоя мeтодиlгсввlпдлэeендтпЫoтcвопвoляeт толкить е оЛдгаю-щихся знания, умения и навыки, необходимые для формирования современного сио.оалвття ргюоттpваroптяфиыо. явэaосеияемг даэeдслеlгиeи чиcтсмыcгв еодс^^да ыьи пpoвeдсгвииочлэдоионий. Обучяющраоя пpиoаpетдмpпрактинс-и^г^я яакоки и рмевия ставить исследовательские задачи, выбирать подходы, нeааxадидыeллндocтижейнщфeлиэaбетпl,еомнщдиыьтмcкepимeнтaльныо ит-cкждoияиио аOааOатывпоьй анаыдкироваты полуист нвleдxoданcолядэвяиип результаты, делать выводы о проделанной работе. В процессе обработки резуль-татаиззмеpeчпы сбрчающиеся знакомятся и практически применяют численные методы исследований для решения поставленной задачи.

Cсpрнтмp-зсoж ержание предлагаемой работы соответствуют структуре курсовых и расчетно-графических работ, выполняемых обучающимися. По сложно-сир таиая ^боиадоьтупна для выполнения обучающимися младших курсов. Это позволяет начинать развивать у них навыки научно-исследовательской работы уже в рамках изучения курса общей физики на начальном этапе обучения в вузе.

Выполнение предлагаемых исследований возможно самостоятельно в рамках дистанционного обучения. Их суть состоит в реализации численных методов [11; 12] обработки заранее полученных результатов измерений с использованием вычислительной техники. Такой подход не снижает качества проводимых исследований, но при этом развивает у обучающихся навыки обработки результатов измерений и их анализа. Предлагаемый подход может быть реализован при постановке других аналогичных задач исследования.

Таким образом, предлагаемая методика проведения научно-исследовательской работы позволяет уже на начальном этапе обучения в вузе фор-ми ровать у обучающихся первичные навыки в данном виде деятельности и од новременно с этим обучающиеся более глубоко и детально изучают одно из направлений развития современной науки.

Библиографический список

1. ФГОС ВО по направлениям бакалавриата. Available at: http://fgosvo.rU/fgosvo/92/91/4

2. Алтухов А.И., Калинин В.Н., Чебурков М.А. Об опыте формирования и оценивания компетенций по дисциплинам профессионального цикла в системе военного образования. Труды Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского. 2016; № 650: 204 - 209.

3. Алтухов А.И., Головина В.В., Калинин В.Н. Формирование и критерии оценивания общекультурных и профессиональных компетенций в цикле математических и естественнонаучных дисциплин. Труды Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского. 2014; № 642: 210 - 215.

4. Гороховатский Ю.А. Электретный эффект и его применение. Соросовский образовательный журнал. 1997; № 8: 92 - 98.

5. Галиханов М.Ф., Борисова А.Н., Дебердеев РЯ. Активный упаковочный материал для яблок. Вестник Казанского технологического университета. 2004; № 1-2: 163 - 167.

6. Борисова А.Н., Галиханов М.Ф., Крыницкая А.Ю., Саниева Д.В., Дебердеев РЯ., Гамаюрова В.С. Влияние активного упаковочного материала на качество молочных продуктов. Высокоэффективные пищевые технологии, методы и средства для их реализации: сборник научных трудов II Всероссийской научно-технической конференции-выставки. Москва: МГУПП, 2004; Ч. 1: 304 - 309.

7. Галиханов М.Ф., Козлов А.А., Дебердеев РЯ. Изменение адгезионных характеристик двухслойных полимерных пленок к металлической подложке при переводе их в электретное состояние. Известия вузов. Химия и химическая технология. 2008; Т. 51, Выпуск 1: 77 - 80.

8. Лущейкин ГА. Полимерные электреты. Москва: Химия, 1984.

9. Бартенев Г.М., Зеленев Ю.В. Физика и механика полимеров. Москва: Высшая школа, 1984.

10. Московское представительство МНИПИ. Available at: https://www.mnipi.ru/products.php?group=10&device=0

11. Тихонов А.Н., Леонов А.С., Ягола А.Г. Нелинейные некорректные задачи. Москва: Наука, 1995.

12. Гороховатский Ю.А., Темнов Д.Э. Термостимулированная релаксация поверхностного потенциала и термостимулированные токи короткого замыкания в предварительно заряженном диэлектрике. Известия РГПУ имени А.И. Герцена: Научный журнал. Санкт-Петербург, 2007; № 8 (38): 24 - 34.

13. Темнов Д.Э. Механизмы релаксационных процессов в поливинилиденфториде. Диссертация ... кандидата физико-математических наук. Санкт-Петербург, 1999.

References

1. FGOS VO po napravleniyam bakalavriata. Available at: http://fgosvo.rU/fgosvo/92/91/4

2. Altuhov A.I., Kalinin V.N., Cheburkov M.A. Ob opyte formirovaniya i ocenivaniya kompetencij po disciplinam professional'nogo cikla v sisteme voennogo obrazovaniya. Trudy Voenno-kosmicheskoj akademii imeniA.F. Mozhajskogo. 2016; № 650: 204 - 209.

3. Altuhov A.I., Golovina V.V., Kalinin V.N. Formirovanie i kriterii ocenivaniya obschekul'turnyh i professional'nyh kompetencij v cikle matematicheskih i estestvennonauchnyh disciplin. Trudy Voenno-kosmicheskoj akademii imeni A.F. Mozhajskogo. 2014; № 642: 210 - 215.

4. Gorohovatskij Yu.A. 'Elektretnyj 'effekt i ego primenenie. Sorosovskijobrazovatel'nyjzhurnal. 1997; № 8: 92 - 98.

5. Galihanov M.F., Borisova A.N., Deberdeev R.Ya. Aktivnyj upakovochnyj material dlya yablok. Vestnik Kazanskogo tehnologicheskogo universiteta. 2004; № 1-2: 163 - 167.

6. Borisova A.N., Galihanov M.F., Krynickaya A.Yu., Sanieva D.V., Deberdeev R.Ya., Gamayurova V.S. Vliyanie aktivnogo upakovochnogo materiala na kachestvo molochnyh produktov. Vysoko'effektivnye pischevye tehnologii, metody i sredstva dlya ih realizacii: sbornik nauchnyh trudov II Vserossijskoj nauchno-tehnicheskoj konferencii-vystavki. Moskva: MGUPP, 2004; Ch. 1: 304 - 309.

7. Galihanov M.F., Kozlov A.A., Deberdeev R.Ya. Izmenenie adgezionnyh harakteristik dvuhslojnyh polimernyh plenok k metallicheskoj podlozhke pri perevode ih v 'elektretnoe sostoyanie. Izvestiya vuzov. Himiya i himicheskaya tehnologiya. 2008; T. 51, Vypusk 1: 77 - 80.

8. Luschejkin G.A. Polimernye 'elektrety. Moskva: Himiya, 1984.

9. Bartenev G.M., Zelenev Yu.V. Fizika i mehanika polimerov. Moskva: Vysshaya shkola, 1984.

10. Moskovskoe predstavitel'stvo MNIPI. Available at: https://www.mnipi.ru/products.php?group=10&device=0

11. Tihonov A.N., Leonov A.S., Yagola A.G. Nelinejnyenekorrektnyezadachi. Moskva: Nauka, 1995.

12. Gorohovatskij Yu.A., Temnov D.'E. Termostimulirovannaya relaksaciya poverhnostnogo potenciala i termostimulirovannye toki korotkogo zamykaniya v predvaritel'no zaryazhennom di'elektrike. Izvestiya RGPU imeni A.I. Gercena: Nauchnyj zhurnal. Sankt-Peterburg, 2007; № 8 (38): 24 - 34.

13. Temnov D.'E. Mehanizmyrelaksacionnyh processov vpolivinilidenftoride. Dissertaciya ... kandidata fiziko-matematicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 1999.

Статья поступила в редакцию 18.11.20

УДК 378

Abramyan N.G., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of General and Pedagogical Psychology, GumI VlSU n.a. A.N. and G.N. Stoletovs

(Vladimir, Russia), E-mail: ninaabramyan27@gmail.com

Starkova E.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), Associate Professor of the Department of Pedagogy, Moscow State University (Mytischi, Russia),

E-mail: star63.63@mail.ru

ON SOME METHODOLOGICAL FEATURES OF TEACHING PSYCHOLOGY AT A PEDAGOGICAL UNIVERSITY. The article presents a description of the methodological features of teaching psychology at the initial stage of training at a pedagogical institute. Realizing a methodological approach in teaching general, age, pedagogical and social psychology of students of pedagogical universities, the author correlates the techniques and methods of presenting the material, methods of its mastering by students of different directions of study and draws conclusions about the need to apply specific approaches in specific conditions and circumstances of training. The article also describes specific options for tasks that give a qualitative effect of the formation of professional competencies among students of different pedagogical directions. In addition, the main components of the contents of education, which are necessary in almost all forms and methods of teaching, are named: scientific nature, accessibility and amusement.

Key words: method, teaching method, competence, scientific character, accessibility, entertaining.

Н.Г. Абрамян, канд. психол. наук, доц., ГумИ ВлГУ имени А.Н. и Г.Н. Столетовых, г. Владимир, E-mail: ninaabramyan27@gmail.com

Е.Н. Старкова, канд. пед. наук, доц., МГОУ, г. Мытищи, E-mail: star63.63@mail.ru

О НЕКОТОРЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

В данной статье представлено описание методических особенностей преподавания психологии на начальном этапе обучения в педагогическом институте. Реализуя методический подход в обучении общей, возрастной, педагогической и социальной психологии студентов педагогических вузов, авторы соотносят приемы и способы подачи материала, методов его освоения студентами разных направлений обучения и делают выводы о необходимости применения конкретных подходов в конкретных условиях и обстоятельствах обучения. В статье также описываются конкретные варианты заданий, дающих качественный эффект формирования профессиональных компетенций у студентов разных педагогических направлений. Кроме того, названы основные компоненты содержания обучения, необходимые практически во всех его формах и методах: научность, доступность и занимательность.

Ключевые слова: метод, прием обучения, компетентность, научность, доступность, занимательность.

В педагогической психологии сегодня активно представляются разнообразные модели и технологии обучения в вузе. Особенно пропагандируются интерактивные и медиатехнологии, зарекомендовавшие себя как продуктивные и перспективные в отечественной и зарубежной практике преподавания.

Отметим, что методические разработки часто не указывают на разницу использования методических средств обучения на стационаре и при заочном обучении, на специальных и неспециальных направлениях обучения, хотя различия в методическом оснащении процесса обучения существуют. Следовательно,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.