Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ СТУДЕНТОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ СТУДЕНТОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура речи / языковая коммуникация / языковая норма / моделирование речевых ситуаций / speech culture / language communication / language norm / modeling of speech situations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.В. Бергер

В статье затрагиваются вопросы, связанные с совершенствованием культуры речи студентов высших учебных заведений. В исследовании раскрываются основные характеристики современной языковой ситуации в молодежной среде, обозначаются приемы работы над совершенствованием культуры речи студентов. Изучение речевой культуры студентов высших учебных заведений – это одно из условий личного и профессионального успеха. Процесс совершенствования культуры русского языка имеет первостепенное значение в общем образовательном процессе. Воспитание уважительного отношения к родному языку и культуре речи у студентов поможет предотвратить снижение ценности родного языка, сохранить многообразие русской речевой культуры и будет способствовать развитию гармоничного общества и воспитанию грамотных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR EDUCATION OF STUDENTS’ SPEECH CULTURE IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article deals with issues related to improving the speech culture of students of higher educational institutions. The study reveals the main characteristics of the modern language situation in the youth environment, identifies methods of work on improving the speech culture of students. Studying the speech culture of university students is one of the conditions for personal and professional success. The process of improving the culture of the Russian language is of paramount importance in the overall educational process. Fostering respect for the native language and speech culture among students will help prevent the decline in the value of the native language, preserve the diversity of Russian speech culture, and contribute to the development of a harmonious society and the education of competent specialists.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ СТУДЕНТОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ»

В данной статье обсуждается проблема локализации мнемических процессов в структурах и функциях организма. Сравниваются два альтернативных подхода в изучении мнемической деятельности. Обосновывается гипотеза динамической распределенной локализации мнемических функций на физиологических процессах в тканях и органах. Результатами исследования является вычленение исходных теоретических оснований, по которым культурно-деятельностный и информационный подходы изучения памяти являются противоположными друг другу. Выводы исследования заключаются в синтезировании отдельных частей каждого из подходов для объяснения локализации мнемических процессов.

Далее приведем один из вариантов рецензии на статью.

Замятин Д.Н. Геокультурное пространство Арктики: энтологические модели воображения. Мир психологии. 2015; № 4.

Цель исследования заключается в изучении уникальности геокультурного пространства Арктики и формировании онтологических моделей воображения. Проблема заключается в необходимости исследования факторов, влияющих на восприятие пространства и формирование моделей воображения.

В статье рассмотрены следующие вопросы: сопространственность и геокультуры: базовые положения, Арктика: структура онтологической модели воображения, специфика арктических идентичностей, Арктика: пространство и искусство.

Наиболее рассмотрены вопросы:

1. Арктика: структура онтологической модели воображения, так как описаны три слоя-субстрата этих моделей, определяется значение этого понятия.

2. Специфика арктических идентичностей, так как этот вопрос знакомит нас с «онтологическим фактором», в рамках которого «tabula rasa» чужой территории выступает в качестве дистанцированной вторичной версии изначального геокультурного образа-архетипа.

Автор описывает формирование геокультурного пространства сопро-странственностями, знакомит нас с геокультурным пространством, делается вывод о том, что оно создает чаще всего несколько взаимно пересекающихся гетерогенных территориальных идентичностей.

Он также даёт понятие модели воображения, описывает её слои-субстраты, формирование.

Автор приходит к следующему выводу: Арктика является пространством, которое становится искусством своего собственного размещения и самопредставления.

Нельзя не согласиться с тем, что арктические идентичности - это результат развития точечных сопространственностей.

В разработку проблемы автор вносит понимание особенностей арктического воображения, исследует факторы, влияющие на восприятие пространства.

Автору рекомендуется завершать каждый вопрос выводом, а также конкретнее вводить потенциальных читателей в контекст темы для понимания культуры Арктики.

Обзоры статей за последнее десятилетие по темам раздела «Познавательная сфера личности» также входили в спектр письменных заданий на практических занятиях.

Библиографический список

1. В таких известных журналах, как «Вопросы психологии», «Вестник Московского университета», «Мир психологии», «Психологический журнал», «Молодой ученый» и других представлены разнообразные исследования памяти. Основным направлением исследований можно считать когнитивную психологию.

В русле когнитивной психологии раскрываются такие вопросы, как факторная структура рабочей памяти и соотношение, хранение и переработка информации в рабочей памяти, память как основа единства и многоуровневая модель памяти, память как фундамент информационных процессов, поиск сложной информации в семантической памяти. А также рассказывается о феноменах памяти - размышлениях и воспоминаниях, подходах к улучшению свойств памяти.

В русле возрастной психологии раскрываются вопросы о значении памяти в учебном процессе школьников, мнемотехнике как способе развития мышления у детей и взрослых, приемы развития памяти у школьников, а также развитие памяти у детей дошкольного возраста.

Затрагивается и социальная психология в таких статьях, как «Что же происходит с памятью в информационном обществе?», «Обмен знаниями, групповая рефлексивность и групповая память».

Наш обзор не в полной мере раскрывает аспекты и широту исследований такого психического процесса, как память. Но по этому обзору за последнее десятилетие можно судить, что тема «Память» до сих пор актуальна в современной психологии и изучается в различных направлениях.

В совместной работе авторов данной статьи ранее уже были описаны детерминанты творческой работы со студентами-художниками при воплощении их идей в создании гобеленов. Мы пришли к выводу о необходимости использования в преподавании студентам-гуманитариям и художникам не только технологических, но и психологических детерминант, тех механизмов, которые позволяют воплощать в разных видах деятельности возможности познавательной сферы студентов.

Включение воображения необходимо на всех этапах создания декоративного художественного произведения: от наблюдения явлений окружающего мира до завершения произведения в материале. Поэтому разнообразие и вариативность творческого процесса, определяемое различным сочетанием операций воображения, также способствует совершенствованию способов создания студентами зрительных образов и оперирования ими [4, с. 4]. В нашем случае демонстрация преподавателем креативного поведения свидетельствовала, как образец, о важности уровня и степени проявления конструктивного, творческого начала. Изначальное конструирование творческого задания для студентов исходило из их самостоятельного выбора и инициативы в избрании варианта творческого задания [5, с. 104].

Таким образом, обратившись к описанию вариантов различных заданий, способов и приемов создания специально организованного педагогом процесса освоения знаний, умений и навыков студентами-первокурсниками, мы смогли представить спектральное разнообразие возможностей их использования в системе средств и методов обучения психологии на начальном этапе профессионализации студентов-психологов, возможностей совершенствования параметров их познавательной сферы в процессе обучения.

1. Абрамян Н.Г, Пронина Е.В. Методика преподавания психологии: учебно-методическое пособие. Владимир: Издательство ВлГУ, 2017.

2. Абрамян Н.Г Методика преподавания психологии в вузе. Из опыта работы. Пособие для начинающих преподавателей и студентов. Владимир: Собор, 2006.

3. Абрамян Н.Г Влияние педагогического общения на познавательную сферу личности в юношеском возрасте. Владимир: Собор, 2005.

4. Абрамян Н.Г., Хозяшева Л.С. Психолого-педагогические основы методического обеспечения процесса обучения ручному ткачеству студентов института культуры и искусств МГПУ. Проблемы современного педагогического образования. Ялта, 2019; № 63(4).

5. Хозяшева Л.С. Детерминанты творческой работы с гобеленом как основа педагогического воздействия. Наука и школа. Москва, 2017; № 5: 100.

References

1. Abramyan N.G., Pronina E.V. Metodika prepodavaniya psihologii: uchebno-metodicheskoe posobie. Vladimir: Izdatel'stvo VIGU, 2017.

2. Abramyan N.G. Metodika prepodavaniya psihologii v vuze. Iz opyta raboty. Posobie dlya nachinayuschih prepodavatelej i studentov. Vladimir: Sobor, 2006.

3. Abramyan N.G. Vliyanie pedagogicheskogo obscheniya na poznavatel'nuyu sferu lichnosti v yunosheskom vozraste. Vladimir: Sobor, 2005.

4. Abramyan N.G., Hozyasheva L.S. Psihologo-pedagogicheskie osnovy metodicheskogo obespecheniya processa obucheniya ruchnomu tkachestvu studentov instituía kul'tury i iskusstv MGPU. Problemy sovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya. Yalta, 2019; № 63(4).

5. Hozyasheva L.S. Determinanty tvorcheskoj raboty s gobelenom kak osnova pedagogicheskogo vozdejstviya. Nauka i shkola. Moskva, 2017; № 5: 100.

Статья поступила в редакцию 27.11.20

УДК 371.72

Berger O.V., postgraduate, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia), E-mail: ksumoscow@gmail.com

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR EDUCATION OF STUDENTS' SPEECH CULTURE IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. The article deals with issues related to improving the speech culture of students of higher educational institutions. The study reveals the main characteristics of the modern language situation in the youth environment, identifies methods of work on improving the speech culture of students. Studying the speech culture of university students is one of the conditions for personal and professional success. The process of improving the culture of the Russian language is of paramount importance in the overall educational process. Fostering respect for the native language and speech culture among students will help prevent the decline in the value of the native language, preserve the diversity of Russian speech culture, and contribute to the development of a harmonious society and the education of competent specialists.

Key words: speech culture, language communication, language norm, modeling of speech situations.

О.В. Бергер, соискатель, Московский государственный институт культуры, г. Москва, E-mail: ksumoscow@gmail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ СТУДЕНТОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

В статье затрагиваются вопросы, связанные с совершенствованием культуры речи студентов высших учебных заведений. В исследовании раскрываются основные характеристики современной языковой ситуации в молодежной среде, обозначаются приемы работы над совершенствованием культуры речи студентов. Изучение речевой культуры студентов высших учебных заведений - это одно из условий личного и профессионального успеха. Процесс совершенствования культуры русского языка имеет первостепенное значение в общем образовательном процессе. Воспитание уважительного отношения к родному языку и культуре речи у студентов поможет предотвратить снижение ценности родного языка, сохранить многообразие русской речевой культуры и будет способствовать развитию гармоничного общества и воспитанию грамотных специалистов.

Ключевые слова: культура речи, языковая коммуникация, языковая норма, моделирование речевых ситуаций.

В настоящее время вопрос о качестве русского языка среди носителей становится очень востребованным для обсуждения, а аспект поднятия качественного уровня культуры речи является одним из важнейших в современном образовании. Речевая культура не только является важной частью общей культуры человечества, но и во многом определяет профессиональное становление человека, помогает ему реализовывать свои коммуникативные цели. Реализация человека как личности во многом приходится на период его осознанного взросления, то есть на годы, проведенные в высших учебных заведениях. Именно поэтому среди основных целей в изучении русского языка в вузе значится повышение уровня речевой культуры студентов.

Опытные специалисты едины в следующем: сегодня вопросы изучения языка и речевой культуры вышли за рамки филологии - они стали фундаментальными для многих наук: педагогики, риторики, психологии, юриспруденции и других. В связи с этим навык грамотного владения связной речью - это необходимый профессиональной инструмент и важная потребность во многих сферах общественной жизни. Однако во многих областях профессиональная речь содержит просторечия и жаргонизмы, которые никак не сочетаются с нормами языка. Невыразительная, стилистически неграмотная речь, логические и фонетические нарушения, неоправданное использование жестов отрицательно влияют на качество коммуникации, подрывают авторитет говорящего, может вызывать недоверие и создавать впечатление некомпетентности и непрофессионализма.

Не секрет, что грамотное владение речью, умелое пользование языковыми средствами в процессе коммуникации во многом говорит об интеллекте человека и его личной культурной наполненности. Эффективность и результативность человеческой коммуникации, равно как и результат общения в социуме, основан на умении выражать собственные позиции, а также на использовании уместных речевых оборотов в предлагаемых ситуациях.

Чтобы обозначить термин «речевая культура», можно обратиться к современным исследователям и филологам, которые предлагают множество ее определений. Однако наиболее точный и тонко необходимый смысл передает выражение профессора А.Н. Ксенофонтовой, которая утверждает о важности данного понятия и растолковывает его следующим образом: это грамотное использование языковых норм, принятых в социуме, которые веками считаются образцом и не терпят вариативности. Таким образом, культура речи - это не только точность правил, но и умение субъектов применять в речи единственно уместные смысловые единицы, стилистически подходящие для конкретных ситуаций общения [1, с. 7].

Говоря о том, что же является основой культуры речи, важно подчеркнуть, что главной составляющей выступает её нормативность - другими словами можно сказать, что она должна соответствовать тем запросам общества, которые существуют в конкретном социальном круге в заданный период исторического общения, а кроме этого, она подразумевает под собой знание правил использования ударений, верное употребление слов и составление синтаксических форм.

Если обратиться к проведенным в молодежной среде исследованиям, станет понятно, что современная культура молодого поколения не дотягивает до тех самых речевых образцов, о которых было сказано ранее. Уровень общения молодежи можно назвать стремящимся вниз, то есть низкокультурным. Подростки с трудом воспринимают и обрабатывают информацию, особенно научную. Помимо этого, им все сложнее становится самостоятельно организовать общение между собой (имеется в виду деловое общение, а не бытовое), они не знают литературных норм, а самое главное - не стремятся их узнать. Они заменяют высокий литературный стиль низким с наличием слов-паразитов и сокращений. Приведенные факты напоминают нам о важности создания некой структуры совершенствования речевой культуры у студентов российских вузов.

Создать подобные методики пытались многие исследователи и лингвисты, среди которых можно отдельно отметить научные изыскания Б.Н. Головина, Л.А. Введенской, И.Б. Голуб, В.В. Виноградова, Д.Э. Розенталя, А.И. Дунаева, Е.Н. Ширяева, Е.В. Синцова и многих других.

Все они отмечают, что совершенствование и развитие культуры общения должно отвечать двум главенствующим требованиям: постоянство и целенаправленность. В этом процессе важную роль играет взаимодействие со студентами, которых необходимо обучать. Важно выяснить, как современная молодежь воспринимает языковую культуру и какое место отводит ей в процессе коммуникации, насколько важным молодежь считает следование языковым нормам, выра-

ботанным веками. Целесообразным было бы проведение групповой работы со студентами - встреч, выездных занятий по группам, мастер-классов с известными мастерами слова, а также других массовых мероприятий, способных восполнить недочеты образования и существующие пробелы.

Положительный пример подобной работы показали преподаватели и студенты Белгородского государственного университета, где был организован круглый стол на тему актуальности грамотной речи. Студентами был задан ряд вопросов, чтобы определить, насколько важно для подрастающего поколения сегодня грамотно использовать литературные нормы, учитывая актуальные политические и исторические условия. Участники встречи также обсудили, с какими сложностями они регулярно сталкиваются при использовании русского языка в быстро развивающемся мире. Интересно отметить, что сами представители молодежи по итогам встречи заявили, что, по их мнению, говорить грамотно - не только модно, но и важно, и они изъявили желание в совершенстве владеть литературным языком и уметь грамотно его использовать, считают его важнейшим инструментом на пути достижения личных и профессиональных успехов. Также было отмечено, что в быстроразвивающемся мире, где происходит неконтролируемое движение информации, а требований к молодежи предъявляется все больше, у них не хватает достаточной мотивации и интереса к изучению языка. Студенты подчеркнули, что современные речевые тенденции привели к появлению значительного количества заимствований в русском языке, что продиктовано либерализацией норм и введением в речевой оборот нецензурной лексики.

То, что было описано выше, выявляет одну важную тенденцию: с одной стороны, наблюдается процесс снижения уровня речевой культуры населения. А с другой, прослеживается, что у студентов в достаточной степени отсутствует интерес к изучению родного языка.

Говоря о возможных мерах повышения речевой культуры у студентов вузов, можно выделить два направления. Первое - пересмотр существующих моделей преподавания родного языка и литературного чтения. Многочисленные опросы молодого населения в возрасте до 35 лет показывают, что лекции по русского языку в большинстве представляют собой монотонные зачитывания правил или проверку домашнего задания, что никак не вызывает интереса к изучению предмета. Чтобы пробудить в слушателях любовь к родному языку, можно предложить разнообразить скучные лекции аудиовизуальным контентом - просмотром фильмов разных исторических эпох, после которого можно дать задание проанализировать лексику того или иного фильма; также можно предложить выполнить креативные задания, разбившись на небольшие группы, например, проиграть разные ситуации языковой коммуникации и определить наиболее подходящие стили общения для каждой из них.

Вторым направлением в процессе работы над повышением речевой культуры студентов можно предложить введение целенаправленной языковой политики, чтобы при трудоустройстве к кандидату всегда предъявлялись требования определенного уровня владения языком; чтобы на всех этапах становления человек так или иначе сталкивался с проверкой его знаний речевой культуры - именно в этом случае у студентов будет мотивация к изучению языка и его норм, так как это непосредственно отразится на дальнейшей жизни и успехах каждого из них.

Помимо личной мотивации и пробуждения в студентах интереса к литературному языку также важно создавать оптимальные условия для возможности самостоятельного ответственного выбора, который должен быть свободным. Вопрос совершенствования речевой культуры напрямую связан с личными стремлениями человека, ведь каждый вправе самостоятельно решить, какие слова использовать в своей речи; обращать внимание на правила или нет; использовать нецензурную лексику или категорически отказаться от нее. То есть каждому предоставлена свобода выбора. Однако нужно понимать, что такая свобода всегда имеет за собой и ответственность за судьбу родного языка, а значит, и культуры в целом. Помимо этого, такая ответственность распространяется и на будущее страны - поскольку сегодняшние студенты завтра придут учить подрастающее поколение, и то, чему они смогут научить своих последователей, напрямую зависит от их собственного выбора и того решения, которое они принимают сейчас, учась в высших учебных заведениях. Ответственность за свой осознанный выбор необходимо нести каждому - и эту мысль также важно грамотно доносить до студентов.

Современный способ решения проблем речевого развития студентов нуждается в формировании и совершенствовании у обучающихся прочных и осоз-

нанных основ речевой культуры. Важно уделять внимание ситуациям, определяющим мотивацию речи, то есть в процессе обучения знакомиться с разными речевыми ситуациями и уметь их анализировать, создавать обстоятельства, при которых студент обязан выбрать единственно верное и уместное речевое высказывание, вызвать интерес поделиться своим мнением и объяснить, почему он сделал тот и ли иной выбор, предложить озвучить решение проблемы.

Филолог Е.И. Пассов отмечает, термином «речевая ситуация» называется общепринятая модель функционирования коммуникационных процессов в обществе, которая является совокупностью как нравственных отношений в обществе, так и ролевых, социальных, статусных и деловых. Они, в свою очередь, возникают по причине взаимодействия тех или иных ситуативных ролей в процессе коммуникации [2, с. 83]. Именно такое определение речевых ситуаций подходит для их обсуждения и изучения в рамках учебного процесса, когда можно создавать условия, близкие к реальным.

О.М. Казарцева подчеркивает, что важно разделять речевые ситуации на два направления - естественные и искусственные. Если естественные возникают при постоянном общении субъектов, то искусственные специально создаются для обучения и речевого развития. Задача педагога в этом вопросе - организовать во время подготовки студентов такие речевые ситуации, которые будут побуждать учеников найти как можно больше мотивов для собственной речи, то есть возможностей для коммуникации [3, с. 137].

На данный момент преподавание русского языка и литературы в вузах основывается на традиционных приемах, в которых серьезную роль играет своеобразный метод «моделирования речевого высказывания». Он реализуется на занятиях посредством искусственного создания таких ситуативных упражнений, которые основаны на зависимости содержания высказывания и его речевого оформления от конкретной речевой ситуации.

Когда выстраиваются модели речевой ситуации, важно помнить о неотъемлемых компонентах: окружающая обстановка общения (различают официальную или неофициальную); субъект или адресат (тот, кто принимает информацию - то есть слушатель); задачи и цели общения (например, обмен эмоциями, передача информации, воздействие и получение какой-либо выгоды, достижение собственной цели).

Речевое поведение людей, имеющих ту или иную роль, чаще всего стереотипно и предсказуемо. Таким образом, предлагая студентам проиграть конкретную речевую ситуацию, педагог таким образом дает возможность использовать определенную схему речевых действий. Ситуации речи различают по двух параметрам - стандартные и нестандартные. При стандартной ситуации элементы речи циклично повторяются, и для их реализации чаще всего применяют однотипный языковой материал. Чаще всего от высказываний требуется следующее: лаконичность, небольшой объем, последовательность изложения, стилистическая целесообразность словоупотребления, отсылка к этикетным нормам.

Для создания разнообразия при построении лекции можно предложить обучающимся представить себя в необычных условиях и подготовить выступления протокольного типа, в которых нужно рассказать о себе от лица кандидата в депутаты; разыграть сцену встречи делегации иностранных дипломатов; изобразить поздравление коллеги с днем рождения; провести экскурсии в студенческом музее и многое другое. Важно, чтобы предлагаемые речевые ситуации были максимально похожи на те, которые могут произойти со студентами в реальной жизни.

В помощь студентам и педагогам можно предложить учебное пособие Н.И. Формановской, в котором представлены различные этикетные клише, которые можно использовать в самых разных обстоятельствах. Помимо ориентации в различных речевых ситуациях каждый студент должен уметь без особых затруднений поговорить на несложные темы - например, рассказать о себе и своих увлечениях, отметив свои достоинства и недостатки; рассказать о своем опыте учебы или работы; интересном увлечении; о сложностях, с которыми он когда-либо сталкивался в жизни. Все эти умения помогут студенту при трудоустройстве, знакомстве с новым коллективом, в ситуациях, когда нужно будет подготовить ответственное выступление или речь для руководства. Именно поэтому навык свободной ориентации в любой речевой ситуации так важно развивать.

Грамотное построение системы работы над культурой речи должно основываться на использовании основных составляющих структуры образовательного процесса: необходимо сформировать у обучающихся умение выстраивать мысль

Библиографический список

от простого к сложному; последовательно отрабатывать изученные принципы и правила; научить студентов самостоятельно формировать осмысленные суждения, соответствующие законам логики и риторики, имеющие доказательную базу; научить студентов сочетать в своей речи умение грамотного построения высказывания с композиционной целостностью речи. Н.И. Формановская определяет несколько лингводидактических принципов обучения [4]:

1. Ориентированность на реальный уровень владения речевой культурой, использование навыков связной речи, умения поддерживать коммуникацию, аргументировать свою позицию и рассуждать в рамках заданной темы с использованием языковых норм литературной речи.

2. Базирование обучения речевой культуре на основе бинарного принципа изучения теории и формирования речевых умений. Например, когда студенты изучают тему «Существительное», им важно усвоить не только функциональные особенности существительных в предложении, но и особенности его употребления в тексте, роль логического связывания предложений между собой.

3. Применение полученных знаний по теории языка на практике, то есть в изучении специальных дисциплин, являющихся профильными на конкретном направлении.

4. Коллективный подход к работе - важно вместе проанализировать тот или иной текст, обсудить коллективно, какие принципы речевой культуры он содержит, какие стилистические особенности в нем содержатся. Кроме того, важно помнить, что если сегодня студент выполняет задание в группе, то завтра он должен будет уметь выполнить его самостоятельно, будучи сотрудником на работе. Поэтому нужно задействовать всех студентов в работе, чтобы никто не остался невысказанным.

Важно также отметить, что совершенствование педагогического процесса изучения речевой культуры в высших учебных заведениях особенно важно для тех направлений, для которых речевая ответственность является особенно высокой (журналистов, юристов, психологов, филологов, социальных работников, историков, педагогов и многих других). Академик Г В. Мухаметзянова подчеркивает, что в сегодняшней исторической ситуации наиболее важно воспринимать каждого человека как многогранного целостного субъекта, а по этой причине важно уделять внимание духовной целостности его деятельности, равно как и деятельности каждого человека в социуме. Однако такой способ возможен лишь тогда, когда будет перестроена в целом система образования, потому что обучение студентов должно являться частью общей системы формирования подрастающего поколения, а не самоцелью, как это происходит сегодня [5].

Таким образом, принимая во внимание все вышеизложенные факты, следует отметить, что изучение речевой культуры студентов высших учебных заведений - это одно из условий личного и профессионального успеха, а значит, процесс совершенствования культуры русского языка должен иметь первостепенное значение в общем образовательном процессе.

Современная речевая ситуация характеризуется смешением стилей, либерализацией правил и наличием большого количества заимствований, жаргонизмов, нецензурной лексики и прочих явлений. В этих условиях важно сформировать у молодежи чувство ответственности за родной язык и культуру, а также повысить интерес к изучению речевой культуры. Это можно сделать путем модернизации учебного процесса и введением элемента творчества, а также путем популяризации темы изучения языка на всех этапах становления и взросления человека.

Результативность развития речевой культуры должна проявиться в повышении интереса студентов к ее изучением и, как следствие, в повышении общего уровня грамотности молодежи. Нужно также способствовать развитию у студентов умения самостоятельно выражать мысли с учетом норм и правил русского языка; применять знания, полученные на занятиях, на практике выстраивания эффективной деловой коммуникаций на различных уровнях; уметь аргументированно доказывать собственную позицию и логически выражать мнение в лаконичной форме.

Формирование системы построения нравственного оценивания речевых конструкций и корректного, уважительного отношения к родному языку и культуре речи поможет предотвратить снижение ценности родного языка, которое наблюдается у общества, позволит сохранить многообразие русской речевой культуры, будет способствовать развитию гармоничного общества и воспитанию грамотных специалистов.

1. Ксенофонтова А.Н. Проблема речевой деятельности в педагогическом процессе. Оренбург: ОГПИ, 1996.

2. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. Липецк: ЛГПИ-РЦИО, 2000.

3. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. Москва, 2001.

4. Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. Москва: Русский язык, 1987.

5. Мухаметзянова Г.В. Профессиональное образование: проблемы качества и научно-методического обеспечения. Казань: Магариф, 2005.

References

1. Ksenofontova A.N. Problema rechevojdeyatel'nosti vpedagogicheskomprocesse. Orenburg: OGPI, 1996.

2. Passov E.I. Kommunikativnoe inoyazychnoe obrazovanie. Koncepciya razvitiya individual'nosti v dialoge kul'tur. Lipeck: LGPI-RCIO, 2000.

3. Kazarceva O.M. Kultura rechevogo obscheniya: teoriya i praktika obucheniya. Moskva, 2001.

4. Formanovskaya N.I. Russkijrechevoj 'etiket: lingvisticheskiji metodicheskijaspekty. Moskva: Russkij yazyk, 1987.

5. Muhametzyanova G.V. Professional'noe obrazovanie: problemy kachestva inauchno-metodicheskogo obespecheniya. Kazan': Magarif, 2005.

Статья поступила в редакцию 27.11.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.