РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНТЕГРАЦИИ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК
Корецкая О.А.
Корецкая Ольга Александровна - магистрант, Кафедра дошкольного образования, Академия психологии и педагогики, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону
Аннотация: в статье освещены исследования при формировании познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами кинезиологических практик. Представлен опыт работы в области образовательной кинезиологии, который позволяет повысить уровень развития познавательной активности средствами двигательной деятельности, способствующей развитию межполушарного взаимодействия.
Ключевые слова: кинезиология, межполушарное взаимодействие, интеграция, двигательная активность дошкольников, кинезиологические практики, познавательная активность.
DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY IN PRESCHOOLERS BY MEANS OF INTEGRATION OF KINESIOLOGICAL PRACTICES Koretskaya O.A.
Koretskaya Olga Aleksandrovna - Undergraduate, DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION, ACADEMY OF PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY, SOUTH FEDERAL UNIVERSITY, ROSTOV-ON-DON
Abstract: the article highlights research in the formation of cognitive activity of older preschool children by means of kinesiological practices. Experience of work in the _ field of educational kinesiology is presented, which allows to increase the level of development of cognitive activity, means of motor activity, which contributes to the development of interhemispheric interaction.
Keywords: kinesiology, interhemispheric interaction, integration, motor activity of preschoolers, kinesiological practices, cognitive activity.
УДК 373.291
Современный мир стремительно меняется: умные телефоны, электронные очереди, навигаторы в автомобилях для подсказки маршрутов, система «умный дом», все это две стороны одной медали. Запросы общества таковы, что дети должны с легкостью ориентироваться в огромном потоке информации. Наши дети легко пользуются поисковиком в интернете, для этого им не надо корпеть часами в библиотеке. Дошкольники с легкостью осваивают гаджеты, часами просиживают у экранов телевизоров, просматривая мультфильмы в которых картинки меняются со скоростью света. Все это дает основание полагать, что у современного ребенка утерян интерес к познавательной активности, ведь стоит только нажать на кнопочку и Яндекс найдет тысячу вариантов и подсказок на любой вопрос.
В современном обществе одной из главных проблем является нежелание дошкольников проявлять познавательную активность. С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов в образовательный процесс в дошкольные учреждения изменилась ориентация и задачи в характере образования. Нам взрослым (родителям, педагогам) необходимо найти эффективные, безболезненные и легкодоступные средства и методы для развития у детей активности познавательных процессов. Дети должны быть любознательными, активными, сообразительными, получать новые впечатления от изучения окружающего мира, не бояться экспериментировать, задавать вопросы нам, взрослым. Развитие этих навыков зависит от уровня сформированное™ познавательной активности дошкольника.
Еще великий французский философ и ученый Мишель де Монтень говорил, что «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный», а такие ученые, как М.И. Лисина, Г.И. Щукина, Ш.А. Амоношвили, Н.С. Махина и Б.Г. Ананьев очень плотно занимались исследованиями на тему формирования познавательной активности старших дошкольников.
С прагматической точки зрения развитие интереса к познанию, открытию чего-то нового является приоритетным направлением в развитии, воспитании и, конечно же, обучении в период дошкольного детства, т.к. это является главным звеном в сформированной готовности ребенка к школе. В ситуации современных реалий эта проблема приобретает особую актуальность. Характерные для последних лет перемены в содержании и структуре школьного образования обострили проблему качественной подготовки ребенка к школе. Успешный школьный старт детей в значительной степени определяется готовностью к школьному обучению, сформированной в дошкольный период, который напрямую связан с познавательной активностью ребенка-дошкольника.
Современные дети малоподвижны и если отсутствие физической активности мы можем заменить элементарной утренней гимнастикой, которая будет держать наши мышцы в тонусе, то мозгу тоже необходимо устраивать своего рода зарядку. Поэтому мозг современного ребенка нуждается в настройке и подготовке к эффективной работе в школе. Отечественные ученые, такие как А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и Л.С. Выготский, в своих исследованиях доказали, что развитие головного мозга напрямую зависит от правильно организованных движений, которые позволяют развивать межполушарное взаимодействие посредством воздействия на мозолистое тело, что возможно при интеграции разнообразных кинезиологических практик, которые влияют на кору больших полушарий ребенка, формируя тем самым процесс познавательной активности.
В различных исследованиях формирование любознательности, а следственно и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста происходит в процессе поисковой деятельности и неразрывно связано с двигательной активностью.
От сформированности и интеграции полушарий головного мозга напрямую зависит развитие интеллекта и когнитивных способностей. Зная и учитывая эти факторы, мы можем разработать комплекс упражнений в игровой форме, что сделает доступной и увлекательной «гимнастику мозга» для детей дошкольного возраста, а положенная в основу упражнений синхронизация движений будет способствовать мягкому и безболезненному развитию познавательной активности и физическому укреплению здоровья ребёнка.
Формирование8познавательной активности дошкольников средствами интеграции кинезиологических практик, в первую очередь базируются на становлении мозговых уровней, которые надстраиваясь2один над другим, формируются постепенно, включая в себя предыдущие уровни, создавая в ходе развития онтогенеза зрелую психику ребенка, способную к интеллектуальной деятельности. Воздействуя на определенные мозговые уровни кинезиологическими упражнениями, мы активизируем не только те процессы, которые необходимы нам, но и те физиологические и психологические системы, которые, казалось бы, не связаны с корректируемым дефицитом познавательной1активности, что еще раз показывает нам зависимость от всех мозговых уровней при их организации в ходе развития.
А.В. Семенович на наглядных примерах проиллюстрировала, как «метод замещающего онтогенеза», основанный исключительно на правильной двигательной активности может сформировать познавательную деятельность в психолого-педагогических технологиях [2, с. 15].
Главной мыслью кинезиологических практик является то, что развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а, следовательно, и к познанию, т.к. психическое и интеллектуальное развитие идет параллельно физическому развитию. Развитие мозга ребенка формируется на каждой ступени сенсомоторного развития. Ребенок получает информацию об окружающем мире через органы чувств, в постоянном движении, что формирует его жизненный опыт и дает толчок в развитии когнитивных процессов, таких как: память, внимание, мышление и других высших психических функций, которые способствуют развитию речи и интеллекта. Но существует вероятность недостаточно сбалансированного и полного формирования сенсомоторного интеллекта, который отвечает за познавательную активность из-за короткого временного промежутка при его формировании [1, с. 35].
Базовой аксиомой, по мнению А.Л. Сиротюк, выступает представление о взаимообуславливающем единстве мозговых, психических и соматических составляющих ребенка, на которого направлены кинезиологические упражнения, восполняющие навыки сенсомоторного развития, равновесия и пространственных представлений.
Кинезиологические упражнения «дают легкость» в усвоении знаний, снижают заболеваемость и утомляемость детей, формируют неподдельный интерес к образовательному процессу, что повышает качество познавательной деятельности дошкольников. При регулярном использовании кинезиологических практик повышается работоспособность и стрессоустойчивость организма. В результате повышается и уровень эмоционального благополучия ребенка [3, с. 7].
В свое время еще В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
Кинезиология в современном мире популярна, потому что направлена на синхронизацию различных отделов коры больших полушарий посредством игровых упражнений с кистями рук, что позволяет развивать познавательные способности ребенка незаметно для самого малыша. Поэтому использование кинезиологических практик в период наивысшей познавательной активности возрасте «почемучек» - это важный и необходимый процесс. И недооценивать его нельзя, т.к. кинезиологическая работа, направленная на развитие моторики, создаёт предпосылки для становления основных познавательных процессов, отвечающих за интеллект и кругозор человека. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Поэтому с уверенностью3 можно сказать, что кинезиологические практики позволяют нам выявить скрытые способности ребёнка-дошкольника и расширить границы возможностей при развитии его познавательной активности.
Список литературы /References
1. Деннисон П., Деннисон Г. «Программа «Гимнастика ума». Пер. С.М. Масгутовой. Москва, 1997.
2. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. М.: Генезис, 2018.
3. СиротюкА.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2014.